Учебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование к обязательному минимуму содержания дисциплины «История социологии» по специальности 040201 «Социология» Рабочий учебный план дисциплины «Социальная антропология»





Скачать 341.73 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование к обязательному минимуму содержания дисциплины «История социологии» по специальности 040201 «Социология» Рабочий учебный план дисциплины «Социальная антропология»
страница1/2
Дата публикации01.04.2015
Размер341.73 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Культура > Учебно-методический комплекс
  1   2
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Южно-Уральский государственный университет

Кафедра социологии

Социальная антропология

Учебно-методический комплекс
Челябинск

2006

Содержание:


  1. Требование к обязательному минимуму содержания дисциплины «История социологии» по специальности 040201 «Социология»




  1. Рабочий учебный план дисциплины «Социальная антропология»




  1. График учебного процесса дисциплины «Социальная антропология»




  1. Рабочая программа дисциплины «Социальная антропология»




  1. Сведения об обеспеченности учебной литературой дисциплины «Социальная антропология»




  1. Виды контрольных мероприятий и форм аттестации дисциплины «Социальная антропология»




  1. Экземпляры-образцы учебно-методической литературы




  1. Образцы контрольных работ, рефератов и курсовых работ, выполненных студентами



1. Требование к обязательному минимуму содержания дисциплины «История социологии» по специальности 040201 «Социология»



Фрагмент государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 040201 – «Социология»



ОПД

Общепрофессиональные дисциплины

3 500

ОПД.Ф.00
Федеральный компонент

2 800

ОПД.Ф.06

Социальная антропология


Социальная антропология как научная и учебная дисциплина; объект исследования и предметное поле; соотношение с другими гуманитарными дисциплинами: философией жизни, «понимающей» социологией, культурологией, социальной психологией; единство и различие понятий цивилизация и культура; соотношение социального и культурного; показатели социокультурного процесса; миры человека и константы его существования: труд, познание, любовь, доминирование, игра; смерть как культурный феномен; архетипы культуры, ментальность, массовое и общественное сознание; парадигмы социоантропологического познания; семиотические системы как «кладовые» опыта жизнедеятельности людей; виды и формы трансляции социального и научного знания; методы социоантропологического исследования.

100



Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Южно-Уральский государственный университет

Кафедра «Социология»


Согласовано:

Зав. выпускающей кафедрой

«Социология»

_______________Е.И. Миронов

«___»_______________2006 г.




Утверждаю:

Декан исторического

факультета

_____________Н.В. Парфентьева

«___»_______________2006 г.


Рабочая программа
дисциплины ОПД.Ф.06 «Социальная антропология»

для специальности 040201 «Социология»

(очная форма обучения)

факультет Исторический

кафедра-разработчик «Социология»

Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и примерной программой дисциплины по специальности 040201 «Социология»
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры «Социология» протокол №___ от «____»_______________2006г.

Зав. кафедрой разработчика _________________ к.ф.н., доцент Е.И. Миронов

Ученый секретарь кафедры _________________ доцент В.Н. Кравец

Разработчик программы ____________________ к. социол. н. В.Ю. Колчинская

Челябинск

2006
1. Введение

1.1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Социолог должен знать особенности социальной антропология как учебной и научной дисциплины, объект исследования и предметное поле, соотношение с другими гуманитарными дисциплинами: философией жизни, «понимающей» социологией, культурологией, социальной психологией; единство и различие понятий цивилизация и культура, соотношение социального и культурного, показатели социокультурного процесса; миры человека и константы его существования: труд, познание, любовь, доминирование, игра; смерть как культурный феномен; архетипы культуры, ментальность, массовое и общественное сознание; парадигмы социоантропологического познания; семиотическая система как «кладовая» опыта жизнедеятельности людей; виды и формы трансляции социального и научного знания.

Социолог должен уметь применять методы социоантропологического исследования для изучения социальных процессов.

1.2. Требования к уровню подготовки для освоения дисциплины

Изучение курса «Социальная антропология» основывается на знаниях, полученных студентами при изучении философии, культурологии, психологии, истории социологии.

2. Цели и задачи преподавания и изучения дисциплины

Целью курса является обучение студентов современному знанию о взаимоотношениях в системе “общество, культура и личность”. Курс призван обучить студентов умению анализировать актуальные цивилизационные и социокультурные процессы, идущие как в Российском обществе, так и в мире. Курс вооружает студентов знаниями и умениями по исследованию культурных процессов с применением всех социологических процедур.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы
Таблица 1 — Состав и объем дисциплины

Вид учебной работы

Всего часов

Распределение по семестрам в часах

V

Общая трудоемкость дисциплины

100

100

Аудиторные занятия

72

72

Лекции (Л)

36

36

Семинары (С)

36

36

Самостоятельная работа (СРС)

28

28

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

Зачет

Зачет


4. Содержание дисциплины

4.1. Таблица 2 — Разделы дисциплины, виды и объем занятий


Номер раздела, темы

Наименование разделов,

тем дисциплины

Объем в часах по видам занятий

Всего

Л

С

СРС

Раздел I. Введение в социальную антропологию

Тема 1.

Социальная антропология как исследовательская и учебная дисциплина

4

2

2



Тема 2

Антропогенез. Физическая и культурная эволюция человека в истории

4

2

2



Тема 3

Основные концепции природы человека в истории философской мысли

6

2

4

2

Тема 4

Основные парадигмы социальной антропологии

20

4

4

2

Раздел II. Социальное бытие культуры

Тема 5


Социальное и культурное. Социокультурный процесс

2

2





Тема 6

Культура повседневности

16

2

2

2

Тема 7

Социальная дифференциация: субкультуры и этносы

20

4

4

2

Раздел III. Бытие человека в культуре

Тема 8

Общество как субъективная реальность. Социализация и девиантное поведение

6

2

2

2

Тема 9

Жизненная среда и экология человека

6

2

2



Тема 10

Жизненные миры человека: мир труда, мир знаний, мир любви, мир борьбы, мир игры

14

5

2



Тема 11

Феномен смерти в разных культурах

6

1

2



Тема 12

Социальный тип как познавательная модель человека

6

2

2



Раздел IV. Методы социальной антропологии

Тема 13

Специфика антропологического исследования

4

2

2



Тема 14

Ключевые методы сбора и анализа информации в социальной антропологии

26

4

6

18

Итого




140

36

36

28


4.2. Содержание (и методические рекомендации) разделов и тем дисциплины

Раздел I. Введение в социальную антропологию

Тема 1. Социальная антропология как исследовательская и учебная дисциплина

Традиции в изучении существования человека в обществе: европейский, американский и отечественный опыт. Проблемное поле социальной антропологии. Исходные категории: человек и его личность, культура и общество. Антропологическое, философское и социологическое понимание природы культуры; функции культуры.

Соотношение социальной антропологии с философской антропологией, социологией, историей, социальной психологией и психологией.

Тема 2. Антропогенез. Физическая и культурная эволюция человека в истории

Современные научные представления о морфологической и социальной эволюции первобытного человека; мифологические и религиозные представления о происхождении человека. Факторы становления современного человека. Гипотезы о возникновении и развитии сознания.

Основные концепции цивилизаций: представления египтян, авторов античности (Платон, Аристотель, Фукидид, Геродот), средневековья (Августин Блаженный, Вико), эпохи Просвещения (Руссо, Тюрго, Вольтер, Фергюссон, Кондорсе), нового времени (Гегель, Конт, Шпенглер, Сорокин, Боас), современности (Тойнби, Парсонс).

Тема 3. Основные концепции природы человека в истории философской мысли

Основные позиции в объяснении природы человека в древнем мире: мифологическая концепция и представления античных авторов (Платон и Аристотель). Представления о природе человека в эпоху Средневековья (Августин Блаженный, Фома Аквинский). Немецкая классическая философия (Кант, Гегель), французская философия Нового времени (Паскаль, Руссо, Дидро, Гольбах), позитивизм (Конт), марксизм (Маркс), фрейдизм и неофрейдизм (Фрейд, Фромм), экзистенциализм (Бердяев, Хайдеггер, Сартр). Культурантропологическое направление: М. Шелер, А. Гелен.

Тема 4. Основные парадигмы социальной антропологии

Предыстория антропологии и этнологии. Первобытный этноцентризм и представления о странных и опасных существах. Мифология «чужого». Просвещение: идеи «естественного права», «доброго дикаря» и относительности европейских норм. Монтень, Руссо, Дидро. Начало позитивизма в антропологии: Сен-Симон и Конт. «Порядок и прогресс».

Эволюционизм. Идея прогресса. Эволюционизм как общенаучная парадигма. Спенсер и его органическая теория общества. Антропология Тайлора: сравнительный метод, метод пережитков и идея преемственности, представление об автономном развитии отдельных разделов культуры. Морган: классификационная система родства и родовой строй, эволюционизм и диффузионизм. Уайт: культурный материализм, «суперорганическое» у Кребера и Уайта, символизация и феномен человека. Партикуляризм. Культурные ареалы (Боас, Кребер, Кребер). Культура и личность (Бенедикт, Дюбуа, Кардинер, Мид). Этнография и журналистика.

Структура и функция (Малиновский): группа и индивид в функциональном анализе, «практический» смысл ритуалов и функциональность религии, отрицание пережитков, концепция биологических «основных потребностей» в основе культурных институтов. Прикладная антропология, проблемы полевой этнографии (Радклифф-Браун, Эванс-Притчард): от функционализма к структурализму, социологическое объяснение религии, ритуалов и мифологии, исторические и функциональные объяснения, сравнительный метод, оксфордская школа, историческое измерение в социальном познании, общество как моральная, а не естественная система.

Французская социологическая школа (Дюркгейм, Мосс): «социальная морфология», разделение труда, феномен самоубийства, первичность ритуала в религиозной системе, сравнительный метод, община как объект исследования, коллективные представления, сакральное и профанное, социоцентризм первобытного общества, тело в антропологической перспективе.

Символизм культуры. Культурная динамика (Тэрнер, Лич). Теория кризисных культов (Уоллес и Ла Барр). Структурализм (Леви-Строс, Леви-Брюль): единство ментальных структур, бинарные оппозиции, анализ мифов. Структурализм в англоязычной антроплогии (Пропп, Зойдема, Барт). Лингвистическое направление в антропологии (Сэпир, Уорф): соотношение обыденного мышления и поведения.

Конструктивизм и деконструкция. Постмодернизм. Гносеологические и политические корни. Культура как текст (Луман, Бергер, Деррида, Фуко, Кастанеда). Феминизм и гендерный подход в антропологии (Ликок). Антропология и процесс глобализации (Нэш).

Раздел II. Социальное бытие культуры

Тема 5. Социальное и культурное. Социокультурный процесс

Базовые потребности человека. Парадигмы взаимодействия людей в обществе и исторические типы социальности. Общество как продукт взаимодействия людей (Маркс) и как системный мир (Хабермас). Виды и формы отчуждения человека в современном обществе и проблемы их преодоления.

Понятия «культура» и «социокультурное». Формы социального бытия атрибутов культуры: ценностей, норм, образцов, знаний и умений, верований. Показатели оснащенности социальных процессов атрибутами культуры, возможности их измерения методами социологического исследования.

Тема 6. Культура повседневности

Повседневность как мир опыта, ее основные характеристики. Кодификация социокультурного опыта. Семиотика повседневности, ее историческая эволюция (архитектуры, сферы измерений, средств ориентирования, примет и гаданий, музыки и изобразительных искусств, хореографии в дописьменную, письменную и информационную эпохи). Язык и формы его функционирования в поле культуры. Типология вербального языка. Произведения речи, формы их хранения и трансляции, правила интерпретации. Культура повседневности как базовая культура.

Тема 7. Социальная дифференциация: субкультуры и этносы

Факторы человеческого разнообразия: генотип, фенотип и воспитание, их взаимодействие (IQ, наследуемость антропологических и личностных черт как факторы жизнеспособности индивида). Историческая эволюция норм социального отбора и расслоения общества: по родству, по владению и по достигнутому человеком (группой) жизненному успеху. Раса как социальный и биологический феномен.

Разделение труда в обществе как «самое существенное условие общественной жизни» (О. Конт). Виды разделения труда (физиологическое, технологическое, общественное, главное) и разделение труда человека (умственный и физический труд). Разделение труда как фактор социального и экономического расслоения общества.

Социокультурная структура общества: понятие ядра культуры, защитного пояса и субкультур. Формирование субкультур. Функции субкультур. Типология субкультур в зависимости от положения по отношению к ядру культуры и о субкультурной общности.

Этнология и ее современное состояние в России. Этностатус, его структура, факторы самоидентификации личности и этноса. Модели саморегуляции межнациональных отношений: ассимиляции, «плавильного котла», культурного плюрализма и «ядра-периферии»; примеры реализации. Формы и методы государственного регулирования национальных отношений. Культурные трансплантации и формы защиты самобытности этнокультур.

Тематические разделы программы этнокультурного исследования (анализ примерного рубрикатора). Индикаторы измерения языковой компетенции, поведения и предпочтения, знаний художественной культуры и уровня национального самосознания.

Раздел III. Бытие человека в культуре

Тема 8. Общество как субъективная реальность. Социализация и девиантное поведение

Общество как продукт взаимодействия людей, преследующих свои интересы. Позитивный опыт взаимодействия людей, выраженный в семиотических формах как культура. Механизмы институционализации опыта в процессе взаимодействия людей в ситуациях «лицом к лицу» и «здесь и теперь». Феномены и символы как основания конструирования жизненных миров человека. Понятие «универсум». Смысловой универсум во Вселенной как продукт «встроения» человеком своих ценностно-нормативных представлений в объективный мир.

Роль культуры в обеспечении преемственности поколений (механизмы трансляции опыта, смысловой ориентации и организации символических миров). Образ человека в культуре как доминанта воспитательного процесса (на примере европейской культуры). Схема Колберга об уровнях моральной социализации личности. Особенности детской, подростковой и юношеской стадий в освоении культуры среды.

Маргинальная личность, ее характеристика, варианты развития. Классификация менталитета (Б. Катль). Девиантное поведение, его характеристика и классификация (Р. Мертон). Виды социального контроля, их эффективность в современной России.

Тема 9. Жизненная среда и экология человека

Понятие жизненной среды. Структурные элементы и функции жизненной среды человека. Показатели состояния и функциональной эффективности среды обитания. Индикаторы экологической напряженности. Загрязнение среды в регионах России (схема загрязненности воды, воздуха и радиационной обстановки). Типология носителей общественного мнения по экологическим проблемам.

Технократическое мышление и парадигма господства человека над природой как факторы дисгармонии в системе «человек-природа». Показатели экологической культуры.

Пространство и время жизненной среды (присутствие и временность бытия – Хайдеггер). Пространственные потребности человека, группы, народа («жизненное пространство»). Личная территория как элементарная единица жизненного пространства. Зоны личной территории: интимная, личная, социальная и общественная зоны, различие их параметров в разных культурах. Время и его функции в жизненной среде. Проблемы экономии времени в сферах труда и быта.

Тема 10. Жизненные миры человека: мир труда, мир знаний, мир любви, мир борьбы, мир игры

Мир труда. Появление и развитие Homo Habilis, роль его сознания в эволюции орудий труда. Труд, обращенный на природу как основа развития видов труда, обращенных на общество и самого человека. Мифологическое объяснение возникновения труда. Труд как “проклятие”. Отражение этой позиции в определениях труда (А. Смит, Ш. Фурье). Философско-социологическое объяснение соотношения «человек-труд» (Смит, Гольбах, Гельвеций, Маркс, Чернышевский, Руссо, Дидро, Гегель, Фихте, Кант, Тойнби). Профессиональная культура человека, ее структура и факторы развития.

Мир знаний. Знание: функции, классификация, структура. Личностное знание. Внесоматические (культурные) и генетические источники получения знаний, их характеристика. Проблема достоверности знания. Социальное и научное знание. Истина, заблуждение, правда и ложь (определения). Гениальность и святость: характерные особенности, социальные функции, формы общественного признания.

Мир любви. Любовь как «саморастворение» человека в другом. Эмоционально-ценностная Вселенная людей (совокупного человека) как источник их духовной ориентации. Терминальные ценности как жизненные ориентиры и продукты любви. Классификация ценностей (М. Шелер). Природа сакральности и методы сакрализации явлений и фактов социальной жизни. Теоцентрический мир как сакральный мир. Факторы оживления верований в обществе. Любовь как жизнеутверждающая сила и ее значимость светской культуре. Сексуальная культура современного человека: фрейдизм и неофрейдизм о платонической и телесной любви; место сексуальной любви в светской и религиозной культурах.

Мир борьбы. Доминирование над другими как феномен существования человека в социокультурной среде. Насилие как средство доминирования и господства, его роль в общественной истории. Агрессивность человека: основные объяснения (биогенетическое и этологическое, психоаналитическое, экологическое и социальное). Роль насилия в жизненной борьбе. Идеологическое насилие и его формы. Фазы самоидентификации личности с идеей; формы фанатизма и их социальные проявления. Формы общественного признания героя.

Мир игры. Игра как постоянный феномен человеческого существования (доказательства). Концепции игры (Й. Хейзинга, С. Смирнов, Э. Берн). Классификация игр по типам, планам, стилю. Характеристики игры-agon, игры-alea, игры-mimicry и игры-ilinx. Характеристика играния (Play), вида, структуры и правил игры (Game), мотиваций игрока (Performance). Антропологическая характеристика спорта. Специфика проявления в спорте стремления человека к доминированию. Физическая культура и стиль жизни личности.

Тема 11. Феномен смерти в разных культурах

Смерть как экзистенциальный феномен. Отношение к смерти и ее ритуализация в древнем мире (Египет, Индия, Шумеры, Древняя Греция). Смерть и судьба человека в мировых религиях. Философское и социологическое направления исследования смерти в ХХ веке.

Жизнь после смерти как объект научного исследования (Р. Моуди, Д. Гэллап-младший). Медицинские, культурные и социальные способы сопротивления смерти: а) реанимация, эвтаназия и отношение к ней в различных культурах; б) мифы и религиозные представления о переселении душ и загробной жизни; в) идеи и ценности светской культуры о продолжении человеком себя в земных делах и потомках (институты социальной памяти); г) сохранение и укрепление здоровья, организация институтов здравоохранения.

Продолжительность жизни как обобщенный показатель жизнеспособности поколений, состояния здравоохранения, генетического и психического здоровья населения, обеспечения мирного сосуществования народов.

Тема 12. Социальный тип как познавательная модель человека

Понимание отношений индивида и общества (Э. Дюркгейм, М. Вебер, К. Маркс, П. Бурдье, П. Бергер, Н. Элиас). Два состояния общества (объективированное и инкорпорированное). Типизация, опривычивание (хабитуализация), седиментация опыта. Роль типизации.

Основные концепции социального характера: понятие, типология, функции, распространенность в разных типах обществ (Э. Фромм, Д. Рисмен, К. Юнг). Социально-историческая типология личности

Тема 13. Полевые исследования и ключевые методы

Методы исследования в социальной антропологии. Этнографическая полевая работа. Полевые исследования. Методы исследования. Участие в повседневной жизни. Начало полевого исследования.

Наблюдение и регистрация. Участвующее наблюдение, культурная экология и этика полевой работы. Малиновский (1914), Дж. Стюард (1955), С. Фоуэр. Документированное наблюдение. Регистрация событий. Этнографическое описание. Валиднсть и надежность участвующего наблюдения.

Опрос. Виды опросов. Метод интервью. Техника составления программ и проведения опроса. Обработка и представление результатов. Жизненные истории (биографический метод).

Тексты в социальной антропологии. Анализ текстов: развитие метода, типы материалов. Культурные артефакты как тексты. Анализ текстов как деконструкция. Качественный и количественный контент-анализ. Анализ визуальных текстов. Дискурсивный анализ. Визуальная антропология. Фотоисследование. Нарративный анализ. Этнографическое письмо.

Антропология в обществе. Прикладные, партисипаторные исследования. Этические проблемы антропологии.
5. Семинарские занятия

5.1 Таблица 5 — Состав и объем семинаров


Номер семинара

Номер темы

Наименование и краткое

содержание семинара

Характер занятий и цель

Кол-во часов



Тема 1.

Социальная антропология как исследовательская и учебная дисциплина.

Формирование представлений о специфике антропологического исследования общества и роли дисциплины в образовании социолога

2



Тема 2

Антропогенез. Физическая и культурная эволюция человека в истории.

Формирование представлений об особенностях человека как биологического вида и социального существа

2



Тема 3

Основные концепции природы человека в истории философской мысли

Формирование понимания логики развития представлений о природе человека в истории философии

4



Тема 4

Основные парадигмы социальной антропологии

Формирование понимания логики развития социальной антропологии как науки

4



Тема 6

Культура повседневности

Формирование понимания специфики социологического анализа повседневной жизни

2



Тема 7

Социальная дифференциация: субкультуры и этносы

Анализ факторов социальной дифференциации, формирование представления о социокультурной структуре общества и особенностях этнических культур

4



Тема 8

Общество как субъективная реальность. Социализация и девиантное поведение

Формирование представлений о социализации и инкультурации, понимания соотношения нормы и девиации

2



Тема 9

Жизненная среда и экология человека

Формирование представлений о жизненной среде человека, основных экологических закономерностях его существования

2



Тема 10

Жизненные миры человека: мир труда, мир знаний, мир любви, мир борьбы, мир игры

Формирование навыков анализа различных сфер жизни человека как жизненных миров

2



Тема 11

Феномен смерти в разных культурах

Формирование понимания специфики восприятия феномена смерти в различных культурах

2



Тема 12

Социальный тип как познавательная модель человека

Формирование представлений о социальном типе и понимания основных концепций социального характера в социологии

2



Тема 13

Специфика антропологического исследования

Формирование представлений о специфике антропологического исследования и возможности применения антропологических методов в социологии

2



Тема 14

Ключевые методы сбора и анализа информации в социальной антропологии

Формирование навыков использования антропологических методов сбора и анализа социальной информации

6


5.2 Вопросы для самоконтроля

  1. Традиции в изучении существования человека в обществе: европейский, американский и отечественный опыт

  2. Проблемное поле социальной антропологии

  3. Исходные категории: человек и его личность, культура и общество

  4. Соотношение социальной антропологии с другими науками

  5. Современные научные представления о морфологической эволюции первобытного человека

  6. Современные научные представления о социальной эволюции первобытного человека

  7. Факторы становления современного человека Мифологические и религиозные представления о происхождении человека

  8. Основные концепции цивилизаций

  9. Основные позиции в объяснении природы человека в древнем мире

  10. Представления о природе человека в эпоху Средневековья

  11. Немецкая классическая философия о природе человека

  12. Французская философия Нового времени о природе человека

  13. Философия XIX – XX веков о природе человека

  14. Предыстория антропологии и этнологии

  15. Эволюционизм в социальной антропологии

  16. Структурно-функциональный анализ в социальной антропологии

  17. Роль французской социологической школы в развитии социальной антропологии

  18. Современные антропологические концепции

  19. Парадигмы взаимодействия людей в обществе и исторические типы социальности

  20. Формы социального бытия атрибутов культуры

  21. Повседневность как мир опыта, ее основные характеристики

  22. Язык и формы его функционирования в поле культуры

  23. Факторы человеческого разнообразия: генотип, фенотип и воспитание, их взаимодействие

  24. Разделение труда как фактор социального и экономического расслоения общества

  25. Социокультурная структура общества: понятие ядра культуры, защитного пояса и субкультур

  26. Основные понятия этнологии и ее современное состояние в России

  27. Тематические разделы программы этнокультурного исследования

  28. Общество как продукт взаимодействия людей, преследующих свои интересы

  29. Роль культуры в обеспечении преемственности поколений

  30. Особенности детской, подростковой и юношеской стадий в освоении культуры среды

  31. Девиантное поведение, его характеристика и классификация

  32. Понятие, структурные элементы и функции жизненной среды человека

  33. Технократическое мышление и парадигма господства человека над природой как факторы дисгармонии в системе «человек-природа»

  34. Показатели экологической культуры

  35. Пространство и время жизненной среды

  36. Жизненные миры человека: мир труда

  37. Жизненные миры человека: мир знаний

  38. Жизненные миры человека: мир любви

  39. Жизненные миры человека: мир борьбы

  40. Жизненные миры человека: мир игры

  41. Смерть как экзистенциальный феномен и как объект научного исследования

  42. Основные подходы в понимании отношений индивида и общества

  43. Типизация и ее роль в жизни человека и общества

  44. Основные концепции социального характера

  45. Методы исследования в социальной антропологии

  46. Наблюдение в социальной антропологии

  47. Этнографическое описание

  48. Метод интервью в социальной антропологии

  49. Анализ текстов в социальной антропологии

  50. Этические проблемы социальной антропологии.


6. Самостоятельная работа студентов (СРС)

6.1 Примерные темы рефератов


  1. Цивилизация и культура: сравнительный анализ концепций О. Конта, К. Маркса, О. Шпенглера

  2. Социальность и культура

  3. Принципы понимающей социологии

  4. Социологический статус понятия «ценность»

  5. Норма как социокультурный регулятор

  6. Социокультурный образец (функции, типология, механизмы трансляции)

  7. Жизненный опыт личности как предмет социокультурного анализа

  8. Менталитет субъекта жизни. Соотношение знания и веры

  9. Верование как социокультурное явление

  10. Архетипы культуры. Гипотеза К. Юнга

  11. Здравый смысл и научное знание. Картина мира личности

  12. Культура повседневности: основные показатели

  13. Душевное здоровье. Религиозная и светская психотерапия

  14. Астрология как предмет социокультурного анализа

  15. Знак и значение в системе культуры

  16. Социокультурный процесс: структура и факторы саморегуляции

  17. Межкультурное взаимодействие (на примере работы совместных предприятий)

  18. Жестикуляция и мимика как культурный код (сравнительный анализ двух культур)

  19. Шоу: функции, структура, принципы организации

  20. Приемы адаптации личности к другой культурной среде

  21. Человек и культура: классические концепции

  22. Игра как явление культуры: типы сценариев жизни

  23. Социализация студента: описание изменений его личности по годам обучения

  24. Современный школьник: социокультурный портрет

  25. Праздник и его организация: основные принципы

  26. Специфика интервью в социокультурном исследовании

  27. Наблюдение в социокультурном исследовании

  28. Семантический дифференциал Ч. Осгуда и его использование в исследовании явлений культуры

  29. Социометрический метод и его применение при изучении ценностных установок научного и художественного сообщества

  30. Принципы герменевтики и их применение при исследовании исторических текстов

  31. Стиль жизни студенчества: показатели и тенденции

  32. Жаргон как атрибут культуры

  33. Сексуальная культура студенчества (обобщенный анализ неавторских исследований)

  34. Ритуалы ухаживания в культурах Запада и Востока

  35. Евразийская культура: культурогенез

  36. Евразийская и Западная культуры: сравнительный анализ

  37. Русская культура: архетипы и современные ценности

  38. Этнокультура: факторы самоидентификации личности

  39. Половая самоидентификация в культурах Запада и Востока

  40. Феминизм – политический и культурный аспекты

  41. Культурный климат семьи: система показателей

  42. Культурные регуляторы взаимоотношений мужчины и женщины в русской культуре

  43. Фрейд об отчуждении личности и культуры

  44. Структура и предмет физической антропологии

  45. Предметное поле философской антропологии

  46. Физическая культура общества: система показателей

  47. Социокультурные функции дома (жилища)

  48. Социальные функции культурных памятников

  49. Социокультурный эффект игральных автоматов

  50. Дог-шоу – социокультурный аспект

6.2 Семестровое задание по теме «Ключевые методы сбора и анализа информации в социальной антропологии»

Выбрать проблему антропологического исследования. Написать программу и инструмент исследования по выбранной теме.

7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

Рекомендуемая литература

Основная


  1. Ашкеров А. Ю. Социальная антропология. – М.: Маркет ДС, 2005. - 605 с.

  2. Козлова Н. Н. Социально-историческая антропология. – Раменское: Ключ-С, 1999. – 187 с.

  3. Кравченко А. И. Социальная антропология. – М.: Академический Проект, 2005. - 541 c.

  4. Минюшев Ф. И. Социальная антропология. – М.: Академический проект: Фонд "Мир", 2004. - 282 c.

  5. Ярская-Смирнова Е. Р. Социальная антропология. – Ростов н/ Д: Феникс, 2004. - 411 с.

Дополнительная


  1. Антология исследований культуры. – СПб.: Унив. кн., 1997 Т. 1: Интерпретации культуры. – 726 с.

  2. Садохин А. П. Этнология. – М.: Гардарики, 2004. – 287 с.

  3. Тавадов Г. Т. Этнология. – М.: Проект, 2004. – 348 с.

  4. Альтернативные пути к цивилизации. – М.: Логос, 2000. – 367 с.

  5. Амелин В.В. Этнокультурная политика в многонациональном регионе // Журнал социологии и социальной антропологии. – Том VI, 2004. – №1

  6. Барулин В. С. Основы социально-философской антропологии. – М.: Академкнига, 2002. – 454 с.

  7. Белик А. А. Культурология: Антропологические теории культуры. – М.: Рос. гос. гуманитар. ун-т, 1998. – 238 с.

  8. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания.   М.: Медиум, 1995.   323 с.

  9. Болотова А.А. Формирование новых культурных кодов в современной России // Журнал социологии и социальной антропологии. – Том V, 2002№1

  10. Гуревич П. С. Философская антропология. – М.: Вестник, 1997. – 443 с.

  11. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социология: В 3 т. – М.: ИНФРА-М, 2000. – Т. 1: Методология и история. – 2000. – 400 с. Т. 2: Социальная структура и стратификация. – 2000. – 535 с. Т. 3: Социальные институты и процессы. – 2000. – 519 с.

  12. Ерасов Б. С. Социальная культурология. – М.: Аспект-Пресс, 1998. – 590 с.

  13. Зорин В.Ю. От национальной политики к этнокультурной: проблемы становления доктрины и практики (1990 – 2002 гг.) // Журнал социологии и социальной антропологии. – Том VI, 2003. – №3

  14. Клакхон К. Универсальные категории культуры // Личность. Культура. Общество. – М., 2001. Т.3. Вып. 2 (8)

  15. Климова С.Г. Критерии определения групп «мы» и «они» // Социол. исслед. – 2002. – №6

  16. Кон И. С. Ребенок и общество. – М.: Academia, 2003. – 334 с.

  17. Кудрявцева М.О. Драматургия попрошайничества: социологическое описание повседневной практики // Журнал социологии и социальной антропологии. – Том IV, 2001. – №3

  18. Куропятник М.С. От стигмы к самоутверждению: понятие «коренной народ» в современном дискурсе // Журнал социологии и социальной антропологии. – Том V, 2002. – №1

  19. Макарова Г. И. Современные проблемы развития русского языка // Журнал социологии и социальной антропологии. – Том VI, 2003. – №3

  20. Романов П.В. По-братски: мужественность в постсоветском кино // Журнал социологии и социальной антропологии. – Том IV, 2001. – №1

  21. Салагаев А.Л., Шашкин А.В. Насилие в молодежных группировках как способ конструирования маскулинности // Журнал социологии и социальной антропологии. – Том V, 2002. – №1

  22. Фирсов Б.Н. Культура и трансформационный процесс // Социологический журнал. – 2004. – № 3/4

  23. Фирт Р. Значение социальной антропологии // Личность. Культура. Общество. – М., 2001. Т.3. Вып. 1(7), 2(8)

  24. Щербина А.В., Гузевич Д.Ю. Кентавр или к вопросу о бинарности русской культуры // Журнал социологии и социальной антропологии. – Том IV, 2001. – №3

  25. Ярская-Смирнова Е.Р. Гендер, власть и кинематограф: основные направления феминистской кинокритики // Журнал социологии и социальной антропологии. – Том IV, 2001. – №1
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование к обязательному минимуму содержания дисциплины «История социологии» по специальности 040201 «Социология» Рабочий учебный план дисциплины «Социальная антропология» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
Требование к обязательному минимуму содержания дисциплины «История социологии» по специальности 040201 «Социология»
Учебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование к обязательному минимуму содержания дисциплины «История социологии» по специальности 040201 «Социология» Рабочий учебный план дисциплины «Социальная антропология» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Учебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование к обязательному минимуму содержания дисциплины «История социологии» по специальности 040201 «Социология» Рабочий учебный план дисциплины «Социальная антропология» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Учебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование к обязательному минимуму содержания дисциплины «История социологии» по специальности 040201 «Социология» Рабочий учебный план дисциплины «Социальная антропология» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
Требование к обязательному минимуму содержания дисциплины «Социология потребления» по специальности 040201 «Социология»
Учебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование к обязательному минимуму содержания дисциплины «История социологии» по специальности 040201 «Социология» Рабочий учебный план дисциплины «Социальная антропология» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
Требование к обязательному минимуму содержания дисциплины «Социология образования» по специальности 040201 «Социология»
Учебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование к обязательному минимуму содержания дисциплины «История социологии» по специальности 040201 «Социология» Рабочий учебный план дисциплины «Социальная антропология» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
Требование к обязательному минимуму содержания дисциплины «Социология моды» по специальности 040201 «Социология»
Учебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование к обязательному минимуму содержания дисциплины «История социологии» по специальности 040201 «Социология» Рабочий учебный план дисциплины «Социальная антропология» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Учебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование к обязательному минимуму содержания дисциплины «История социологии» по специальности 040201 «Социология» Рабочий учебный план дисциплины «Социальная антропология» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Учебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование к обязательному минимуму содержания дисциплины «История социологии» по специальности 040201 «Социология» Рабочий учебный план дисциплины «Социальная антропология» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Учебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование к обязательному минимуму содержания дисциплины «История социологии» по специальности 040201 «Социология» Рабочий учебный план дисциплины «Социальная антропология» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Учебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование к обязательному минимуму содержания дисциплины «История социологии» по специальности 040201 «Социология» Рабочий учебный план дисциплины «Социальная антропология» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Учебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование к обязательному минимуму содержания дисциплины «История социологии» по специальности 040201 «Социология» Рабочий учебный план дисциплины «Социальная антропология» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Учебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование к обязательному минимуму содержания дисциплины «История социологии» по специальности 040201 «Социология» Рабочий учебный план дисциплины «Социальная антропология» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Учебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование к обязательному минимуму содержания дисциплины «История социологии» по специальности 040201 «Социология» Рабочий учебный план дисциплины «Социальная антропология» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
Требование к обязательному минимуму содержания дисциплины «Связи с общественностью (PR)» по специальности 040201 «Социология»
Учебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование к обязательному минимуму содержания дисциплины «История социологии» по специальности 040201 «Социология» Рабочий учебный план дисциплины «Социальная антропология» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Учебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование к обязательному минимуму содержания дисциплины «История социологии» по специальности 040201 «Социология» Рабочий учебный план дисциплины «Социальная антропология» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск