Скачать 200.82 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРОГРАММА КУРСА «ФИЛОСОФСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА» 032100.68 - «Физическая культура» (для магистрантов) Москва – 2010 Программа курса «Философские и социальные проблемы физической культуры и спорта» для магистрантов РГУФКСиТ разработана доктором философских наук, профессором В.И. Столяровым. СОДЕРЖАНИЕ I. Организационно-методический раздел 1. Цель курса 2. Задачи курса 3. Место курса в профессиональной подготовке магистрантов 4. Требования к уровню освоения содержания курса II. Содержание курса 1. Темы и краткое содержание 2. Задания для самостоятельной работы 3. Примерная тематика рефератов 4. Примерный перечень вопросов к зачету III. Распределение часов курса по темам и видам работ IV. Форма итогового контроля V. Учебно-методическое обеспечение курса 1. Рекомендуемая литература 2. Рекомендуемые кино- и видеофильмы I. Организационно-методический раздел 1. Цель курса Основная цель курса – повысить уровень профессиональной и гуманитарной подготовки магистрантов на основе их ознакомления с философскими и социальными проблемами физической культуры и спорта, формирования у них правильного понимания содержания этих проблем, их роли и значения. 2. Задачи курса В данном курсе не ставится задача дать подробное и полное освещение всех философских и социальных проблем физической культуры и спорта. Учитывается, что с некоторыми из этих проблем магистранты знакомились раньше. Основные задачи курса: – сформировать у магистрантов правильное общее и целостное представление о характере, содержании, особенностях и значении социально-философских проблем физической культуры и спорта; – привлечь их внимание к наиболее важным и актуальным (с учетом характера профессиональной ориентации магистрантов) из этих проблем, ознакомить с современными подходами к их решению; – ознакомить с теми научными дисциплинами, которые занимаются разработкой социально-философских проблем физической культуры и спорта; – научить магистрантов применять полученные знания для осмысления социокультурных явлений и процессов в сфере физической культуры и спорта, а также для решения тех социально-философских проблем, которые связаны с собственной темой научных исследований в области физической культуры и спорта. 3. Место курса в профессиональной подготовке магистрантов Сложные социальные процессы, качественные изменения, происходящие во всех сферах современного общества, особенно в нашей стране, и связанная с этим необходимость существенного повышения эффективности системы образования предъявляют все более высокие требования к теоретико-методологической и мировоззренческой подготовке специалистов различных отраслей общественного производства, науки, техники, в том числе физической культуры и спорта. Важную роль в этой подготовке специалистов в области физической культуры и спорта играет их ориентация в философских и социальных (гносеологических, логико-методологических, социологических, культурологических, этических, эстетических, политических и др.) проблемах физической культуры и спорта. Данные проблемы становятся все более актуальными в связи со сложным и противоречивым характером развития физической культуры и спорта, их неразрывной связью со всеми сторонами общественной жизни (экономикой, политикой, культурой и др.), интенсивным развитием научных исследований в области физической культуры и спорта и необходимостью существенного повышения их эффективности. Курс «Философские и социальные проблемы физической культуры и спорта» предназначен для магистрантов первого курса РГУФКСиТ. 4. Требования к уровню освоения содержания курса На основе изучения курса магистранты должны:
II. Содержание курса 1. Темы и краткое содержание Тема 1. Введение. Возрастание в современных условиях требований к теоретико-методологической и мировоззренческой подготовке специалистов в области физической культуры и спорта. Место и роль курса «Философские и социальные проблемы физической культуры и спорта» в подготовке этих специалистов. Требования к магистрантам по освоению содержания курса. Тема 2. Общая характеристика социально-философских проблем физической культуры и спорта Содержание и специфика социально-философских (гносеологических, логико-методологических, социологических, культурологических, эстетических и этических и др.) проблем физической культуры и спорта. Повышение значимости этих проблем в современных условиях, актуальности для специалистов в области физической культуры и спорта. Ограниченность обыденных и интуитивных представлений о социально-философских проблемах физической культуры и спорта и путях их решения. Необходимость научной разработки этих проблем. Особенности разработки этих проблем в различных науках. Формирование наук (философии физической культуры и спорта, социологии физической культуры и спорта, культурологии физической культуры и спорта, этики спорта, эстетики спорта, политологии спорта и др.), делающих социально-философские проблемы физической культуры и спорта предметом специального исследования. Характеристика этих наук, их роли и места в системе научных основ деятельности специалистов в области физической культуры и спорта. Тема 3. Логико-методологические проблемы научного познания физической культуры и спорта Сфера физической культурой и спорта как специфический объект научного познания. Комплексный и разнородный характер данного объекта, сложное переплетение биологических и социальных явлений в его основе. Влияние особенностей объекта познания наук о физической культуре и спорте на структуру, развитие и методы научного исследования этих явлений. Основные тенденции развития научного познания физической культуры и спорта. Развитие познания «вширь» и «вглубь», дифференциации и интеграции научных знаний в этой сфере. Проблема определения предмета и взаимоотношения различных наук о физической культуре и спорте. Основные направления и формы интеграции научных знаний о физической культуре и спорте. Типы (виды) комплексных, интегративных теорий, возникающих в ходе данного процесса. Проблема определения их предмета и взаимоотношения с частными теориями. Роль философской теории в процессе интеграции наук о физической культуре и спорте. Логико-методологические принципы введения, оценки и унификации понятий в науках о физической культуре и спорте. Эмпирический и теоретический уровни научного познания физической культуры и спорта. Методы научного познания физической культуры и спорта, их классификация. Тема 4. Социально-философские проблемы физической культуры Органическое и неорганическое тело человека. Понятие культуры. Концепция гуманизма. Проблема отношения тела человека к миру социокультурных явлений. Процесс социализации и социокультурной модификации телесности человека. Тело человека как социальный и культурный феномен. Понятие физической (соматической) культуры, ее основные показатели, структура, функции и взаимоотношение с другими элементами культуры. Модели физической культуры. Исторический характер физической культуры, ее изменение на различных этапах развития общества. Тема 5. Социально-философские проблемы физкультурно-спортивной деятельности Понятие физкультурной деятельности, трудности и ошибки в определении ее специфики. Физкультурная деятельность как разновидность двигательной активности человека, ее формы и место в системе социокультурных явлений. Физкультурное воспитание. Понятие спорта. Соперничество (соревнование), его позитивное и негативное влияние на личность и социальные отношения. Проблема гуманизации соперничества и пути ее решения. Спортивные соревнования как особая форма игровой организации соперничества. Спорт и система связанных с ним понятий (разновидности спорта, спортивная культура, спортивное воспитание и др.). Понятие «физкультурно-спортивная активность», его теоретическое содержание и эмпирические индикаторы. Социальные барьеры на пути повышения физкультурно-спортивной активности населения и пути их преодоления. Социальная роль и социальные функции спорта. Социальное значение спорта высших достижений. Трудности и разногласия в оценке гуманистической ценности спорта. Дискуссии о детском спорте: допустимо ли с гуманистических позиций использование спортивных соревнований в системе воспитания и организации досуга детей? Методология решения данной проблемы. Гуманистический потенциал спорта. Эстетическое содержание спортивной деятельности, его роль и значение. Спорт и искусство: сходство и различие. Нравственный потенциал спорта. Реальная гуманистическая ценность спорта. Антигуманные, дисфункциональные проявления в спорте. Факторы, определяющие социальное содержание, социальные функции и гуманистическую ценность спорта для личности и общества. Взаимоотношение спорта с другими формами игровой организации соперничества. Тема 6. Социально-философские проблемы олимпийского движения Основные положения философской концепции олимпизма Пьера де Кубертена: оценка гуманистической ценности спорта, понимание целей и задач олимпийского движения, идеалов и ценностей олимпизма и т.д. Современные интерпретации олимпизма. Особенности олимпизма как философской концепции. Разногласия и противоречия в оценке гуманистической ценности современного олимпийского движения. Методология решения данной проблемы. Проблема “новой философии” современного олимпийского движения. Другие разновидности спортивного движения: «спорт для всех», «новые игры», «Дни Радуги», «спартианское движение» и др. Их взаимоотношение с олимпийским движением. Олимпийское движение и социокультурные процессы в современной России. Перспективы олимпийского движения и других разновидностей спортивного движения в XXI столетии. Тема 7. Спорт и политика Понятия «политика», «политические отношения», «политическое сознание». Проблема взаимосвязи спорта и олимпийского движения с политикой. Различные подходы к решению данной проблемы. Реальная взаимосвязь спорта (олимпийского движения) и политики. Формы проявления этой взаимосвязи, ее позитивные и негативные стороны. Роль спорта в системе международных отношений. Спорт как фактор миролюбия и конфронтации. Спорт и культура мира. Государство и спорт. Государственная политика России и других стран в области физического воспитания и спорта. Политическая и спортивно-политическая культура, ее значение для спортсменов и специалистов в области физической культуры и спорта. 2. Задания для самостоятельной работы 1. Изучение рекомендуемой литературы. 2. Подготовка докладов для выступления на занятиях. 3. Написание рефератов по теме курса. 3. Примерная тематика рефератов 1. Философские (логико-методологические, социологические, культурологические, эстетические, этические или социально-философские проблемы в целом), связанные с определенным видом спорта, определенной формой физкультурно-спортивной деятельности (с учетом темы магистерской диссертации). 2. Роль философии (логики и методологии науки, социологии, культурологии, этики, эстетики) в научном исследовании проблемы, которой посвящена магистерская диссертация. 3. Проблема введения, оценки и унификации определенного понятия или ряда понятий, используемых при анализе темы магистерской диссертации. 4. Анализ какого-либо метода научного познания (например, системного, комплексного, исторического и т.д.), имеющего общенаучный или философский статус и связанного с темой магистерской диссертации. 5. Гуманистический потенциал и реальная гуманистическая ценность определенного вида спорта (в связи с темой магистерской диссертации). 6. Перевод работы зарубежных авторов, посвященной социально-философским проблемам физической культуры и спорта, и собственные комментарии по поводу данной работы. 4. Примерный перечень вопросов к зачету
III. Распределение часов курса по темам и видам работ
IV. Форма итогового контроля – зачет V. Учебно-методическое обеспечение курса 1. Рекомендуемая литература (основная)
2. Рекомендуемая литература (дополнительно)
Рекомендуемые кино- и видеофильмы 1. Фильмы об истории Олимпийских игр, подготовленные Центральной олимпийской академией. 2. Фильм «Если бы был жив Кубертен» (в этом фильме свое мнение об идеях основателя современного олимпийского движения, их значении в настоящее время и об актуальных проблемах современного спорта и олимпийского движения высказывают известные спортсмены, чемпионы Олимпийских игр). ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ПО КУРСУ «Философские и социальные проблемы физической культуры и спорта» Билет 1
|
Психология физической культуры и спорта Рабочая учебная программа по психологии физической культуры и спорта составлена с учетом государственного образовательного стандарта... | Кафедра управления физической культуры и спортом «Физическая культура», профили подготовки «Подготовка высококвалифицированных спортсменов в избранном виде спорта», «Физкультурно-оздоровительные... | ||
Методические рекомендации по написанию курсовых работ студентами... Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура) по дисциплинам выпускающей кафедры... | “информационные системы технологии” По дисциплине «Информационные технологии в сфере физической культуры» для студентов 4 курса института спорта и физического воспитания,... | ||
Пояснительная записка цели и задачи дисциплины Целью освоения раздела «Физическая культура» «Физическая культура» является формирование физической культуры студентов и способности направленного использования разнообразных... | Пояснительная записка цели и задачи дисциплины Целью освоения раздела «Физическая культура» «Физическая культура» является формирование физической культуры студентов и способности направленного использования разнообразных... | ||
Учебного курса «Социология физической культуры и спорта». Содержание... Тема Социология физической культуры и спорта: методология, проблематика, история становления и развития | План и темы семинарских занятий по дисциплине «история физической... Возникновение и первоначальное развитие физической культуры и спорта в первобытном обществе. Физическая культура и спорт в древнем... | ||
Методические рекомендации б физическая культура (велосипедный спорт)... «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (гцолифк)» | Информационная справка По дисциплине: «Социология физической культуры и спорта», по специальности «физическая культура (педагог фк)», для студентов 4 курса... | ||
Информационная справка По спецкурсу: «Социология физической культуры и спорта», по специальности «физическая культура (бакалавр)», для студентов 2 курса... | Учебно-методический комплекс дисциплины социология физической культуры и спорта Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 033100. 65 Физическая культура (от... | ||
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... ... | Информационная справка По дисциплине «информатика» для студентов 2 курса института физической культуры, спорта и фитнеса, обучающихся по специальности 032101... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 02 Теория и методика... Целевая аудитория: студенты II курса ффкиС, обучающиеся по специальности «Физическая культура», 3 и 4 семестр | Учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 02 Теория и методика... Целевая аудитория: студенты II курса ффкиС, обучающиеся по специальности «Физическая культура», 3 и 4 семестр |