ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»
Согласовано _______________________
| Утверждаю ______________________
| Руководитель ООП
по направлению 151000
проф. В.В. Габов
| Зав. кафедрой РЯ и Л
проф. Д.А. Щукина
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«КУЛЬТУРОЛОГИЯ» Направление подготовки:151000 Технологические машины и оборудование
Профиль подготовки: Металлургические машины и оборудование;
Оборудование нефтегазопереработки;
Технологические машины и оборудование для разработки торфяных месторождений;
Технологические процессы в машиностроении
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Форма обучения: очная САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2012
1. Цели и задачи дисциплины:
Цель дисциплины «Культурология» – научить студентов ориентироваться в многообразии культур, оказавших влияние на формирование совокупной системы этических норм, технических достижений и эстетических ценностей современного человечества.
Основные задачи курса:
- познакомить студентов с функциями культуры, её ролью в преобразовании природного мира, значением для развития человеческого общества и становления личности каждого человека;
- сформировать у студентов базовые навыки культурологического мышления с использованием таких понятий, как «язык культуры», «культурные ценности и нормы», «культурная картина мира», «типологические характеристики культуры», «культурная самоидентичность»;
- сформировать представление о многообразии культурных норм и ценностей, заложить основы толерантного поведения в мультикультурной и многоконфессиональной среде;
- осветить роль инженерной деятельности в истории мировой и отечественной культуры;
- научить студентов находить и анализировать информацию, необходимую для развития общей культуры, социализации личности;
- помочь выпускникам высшей школы ориентироваться в реалиях современного мира. 2. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина «Культурология» относится к Гуманитарному, социальному и экономическому циклу; входит в его вариативную часть.
Для изучения дисциплины «Культурология» достаточно знаний, умений и компетенций по гуманитарным предметам в объёме среднего (полного) общего или среднего профессионального образования.
«Культурология» представляет собой самостоятельную дисциплину, способствующую развитию общей и профессиональной культуры, но вместе с тем может быть рекомендована в качестве предшествующей для таких дисциплин, как «Философия», «Социология и политология», «Этика и нормы морали». 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- владение целостной системой научных знаний об окружающем мире, способность ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры (ОК-1);
- способность к осуществлению просветительской и воспитательной деятельности в сфере публичной и частной жизни (ОК-2);
- готовность использовать этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, основные закономерности и формы регуляции социального поведения, права и свободы человека и гражданина при разработке социальных проектов, демонстрируя уважение к людям, толерантность к другой культуре, готовность к поддержанию партнерских отношений (ОК-3);
- способность к приобретению с большой степенью самостоятельности новых знаний с использованием современных образовательных и информационных технологий (ОК-7);
- способность самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля, выстраивание и реализация перспективных линий интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования, способность с помощью коллег критически оценить свои достоинства и недостатки с необходимыми выводами (ОК-8);
- целенаправленное применение базовых знаний в области математических, естественных, гуманитарных и экономических наук в профессиональной деятельности (ОК-9);
- осознание сущности и значения информации в развитии современного общества, владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ОК-11)
- свободное владение литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке, навыками публичной и научной речи; умение создавать и редактировать тексты профессионального назначения, анализировать логику рассуждений и высказываний (ОК 14). В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
- функции культуры; ориентироваться в базовых культурных ценностях человечества, осознавать их роль в истории общества и в становлении личности;
- основные этапы развития цивилизации, наиболее значимые культурные достижения человечества, исторические формы отношения человека к миру природы, к другим людям и к самому себе;
- место и роль своей будущей профессии в системе культуры; осознавать ценность интеллектуального, культурного, нравственного и профессионального саморазвития;
- типологические особенности различных региональных и конфессиональных культур, значимые для формирования толерантного поведения и навыков межкультурной коммуникации в профессиональной и в частной жизни;
- место и роль России в мировом культурно-историческом процессе.
Уметь:
- осуществлять профессиональную деятельность в полиэтничном и многоконфессиональном коллективе;
- самостоятельно находить и анализировать информацию, необходимую для развития общей культуры и социализации личности;
- аргументированно и ясно излагать свою позицию по вопросам общекультурного характера, представлять просветительскую информацию в доступном для других виде;
- осуществлять осмысленный выбор предметов осмотра при посещении музеев и культурно-исторических достопримечательностей Петербурга, а также других регионов России и мира. Владеть:
- понятийным аппаратом для осмысления исторического и современного многообразия культурных ценностей;
- основными навыками толерантного поведения и межкультурной коммуникации в профессиональной и частной сферах жизни;
- навыками самостоятельного поиска информации общекультурного характера с применением современных информационных технологий, а также навыками интерпретации и структурирования информации для осуществления просветительской и воспитательной деятельности. 4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.
Вид учебной работы
| Всего часов
| Семестры
| 1
| Аудиторные занятия (всего)
| 34
| 34
| В том числе:
| -
| -
| Лекции
| 17
| 17
| Практические занятия (ПЗ)
| 17
| 17
| Семинары (С)
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
|
|
| Самостоятельная работа (всего)
| 38
| 38
| В том числе:
| -
| -
| Курсовой проект (работа)
|
|
| Расчетно-графические работы
|
|
| Реферат
|
|
| Другие виды самостоятельной работы
| 38
| 38
| Домашние задания
| 20
| 20
| Самоподготовка
| 18
| 18
| Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
|
| зачет
| Общая трудоемкость час
зач. ед.
| 72
| 72
| 2
| 2
|
5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание разделов дисциплины
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела
| 1
| Теория культуры: культура в жизни человека и общества.
| 1. Определение культуры. Культура как предмет изучения гуманитарных дисциплин.
2. Функции культуры.
3. Культура и природа. Культура и общество. Место и роль инженерной деятельности в системе культуры. Культура и глобальные проблемы современности.
4. Культура и личность. Человек как субъект и объект культуры. Инкультурация и социализация. Культурная самоидентичность.
5 Основные понятия, используемые в теоретической и прикладной культурологии для описания исторического многообразия культур: «язык культуры», «символы культуры», «культурные коды», «культурные ценности и нормы», «культурная картина мира», «морфология культуры».
| 2
| Историческое развитие культуры, культурное наследие человечества.
| 1. Культурогенез и происхождение цивилизации
2. Античная цивилизация: специфика отношения человека к природе, к окружающему миру, к другим людям и к самому себе. Античная идея калокагатии – гармоничного развития духовных и физических способностей человека. Важнейшие достижения в области науки, техники, искусства и социально-политической жизни. Культурное наследие Античности в современном мире.
3. Мировые религии в истории культуры. Буддизм, ислам, христианство: этические нормы, культурные ценности, исторические формы и основные направления. Буддизм, ислам, христианство в России.
4. Развитие цивилизации в Новое время. Эпоха Возрождения: становление антропоцентрического видения, формирование понятия «гуманизм», важнейшие образцы ренессансной литературы, живописи, науки. Установка на активное преобразование действительности – основополагающий императив европейской культуры. Культурное значение научных открытий XVI-XVII вв. и понятие «механистической картины мира». Эпоха Просвещения: «Энциклопедия» и энциклопедисты, концепция «прогресса». Индустриализация как культурный феномен. Культурные достижения XIX- нач. XX вв.
5. Историческое своеобразие российской цивилизации. Место и роль России в мировой культуре.
| 3
| Современная типология локальных культур и основы межкультурной коммуникации.
| 1. Современная типология локальных культур: этнические и национальные формы культуры, восточные и западные типы культур, специфические и «серединные» культуры.
2. Культурные традиции в контексте культурной модернизации. Процессы глобализации и тенденции культурной универсализации в современном мире. Своеобразие региональных культур.
3. Основные принципы взаимодействия в мультикультурном (полиэтничном или многоконфессиональном) коллективе.
|
5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
«Культурология» представляет собой самостоятельную дисциплину, способствующую развитию общей и профессиональной культуры, но вместе с тем может быть рекомендована в качестве предшествующей для таких дисциплин, как «Философия», «Социология и политология» и «Этика и нормы морали».
№ п/п
| Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин
| № № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
| 1
| 2
| 3
| 1
| «Философия»
| +
| +
|
| 2
| «Социология и политология».
| +
|
| +
| 3
| «Этика и нормы морали»
| +
| +
| +
|
5.3. Разделы дисциплин и виды занятий
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Лекц.
| Практ.
зан.
| Лаб.
зан.
| Семин.
| СРС
| Всего
час.
| 1
| Теория культуры: культура в жизни человека и общества.
| 3
| 5
|
|
| 10
| 18
| 2
| Историческое развитие культуры, культурное наследие человечества.
| 10
| 8
|
|
| 20
| 38
| 3
| Современная типология локальных культур и основы межкультурной коммуникации.
| 4
| 4
|
|
| 8
| 16
| ИТОГО
| 17
| 17
|
|
| 38
| 72
|
6. Лабораторный практикум
Лабораторный практикум не предусмотрен. 7. Практические занятия
№ п/п
| № раздела дисциплины
| Тематика практических занятий (семинаров)
| Трудоемкость
(час.)
| 1
| 1
| Культура и личность. Культура и общество.
| 1
| 2
| 1
| Структура и функции культуры.
| 2
| 3
| 1
| Культурная самоидентификация. Многообразие этнических традиций в культуре России: история и современность.
| 2
| 4
| 2
| Культурогенез и происхождение цивилизации. Культурное наследие древности.
| 2
| 5
| 2
| Мировые религии в истории культуры: этические ценности, история, искусство. Буддизм, ислам, христианство в России.
| 2
| 6
| 2
| Классическое наследие Античности в культуре Европы и России.
| 2
| 7
| 2
| Классическое наследие Возрождения и Нового времени в культуре Европы и России.
| 2
| 8
| 3
| Традиционное наследие Индии, Китая, Японии в культуре современного мира.
| 2
| 9
| 3
| Основы межкультурной коммуникации в профессиональной сфере.
| 2
|
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература
Бондарева О.Н., Рассадина С.А. Культурология : Тематический словарь понятий. / О.Н. Бондарева, С.А. Рассадина, С.-Петерб. гос. горный ин-т. – СПб. : РИЦ СПГГИ, 2008. – 45 с.
Кириленко С.А. Культурология : Практикум. / С.А. Рассадина, С.-Петерб. гос. горный ин т. – СПб. : РИЦ СПГГИ, 2005. – 111 с.
Науменко Н.В. Культурология. Психология искусства : Методические указания для самостоятельной работы студентов. / Н.В. Науменко, С.-Петерб. гос. горный ин т. – СПб. : РИЦ СПГГИ, 2010. – 45 с.
б) дополнительная литература
Власов В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства в 10 т. / В.Г. Власов. – СПб. : Азбука-классика, 2004-2007.
Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. / Н.А. Дмитриева. – М. : АСТ-Пресс, Галарт, 2008. – 624 с.
Кравченко А.И. Культурология : Учебное пособие. / А.И. Кравченко. – 10-е изд. – М. : Академический проект, 2010. – 496 с.
Круглова Л.К. Культурология : Учебное пособие для вузов. / Л.К. Круглова. – 2-е изд. – СПб. : Изд-во ИВК, 2009. – 340 с.
Культурология : Учебное пособие. / Г.В. Драч [и др.] ; Под ред. Г.В. Драча. – М. : Альфа-М, 2009. – 413 с.
Культурология : Учебник. / Ю.Н. Солонин [и др.] ; Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М. : Высшее образование, 2007. – 566 с.
Культурология : Учебное пособие для вузов. / А.Н. Маркова [и др.] ; Под ред. А.Н. Марковой. – 4-е изд. – М. : Юнити-Дана, 2009. – 400 с.
Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. / Ю.М. Лотман. – СПб. : Искусство-СПб, 2008. – 496 с.
Мифы народов мира : Энциклопедия в 2 т. / С.А. Токарев [и др.] ; Под ред. С.А. Токарева. – М. : Большая Российская энциклопедия, 2008.
Моисеева Н.А. Культурология. История мировой культуры : Учебное пособие. / Н.А. Моисеева. – СПб. : Питер, 2008. – 256 с.
Никитич Л.А. Культурология. Теория, философия, история культуры : Учебник для студентов вузов. / Л.А. Никич. – М. : Юнити, 2009. – 559 с.
Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. / Х. Ортега-и-Гассет ; пер. с исп. – М. : АСТ, 2008. – 347 с.
Тойнби А.Дж. Постижение истории. / А.Дж. Тойнби ; пер. с англ. – М. : Айрис-Пресс, 2010. – 640 с.
Фрейд З. Будущее одной иллюзии. / З. Фрейд; пер. с нем. – М. : АСТ, 2009. – 256 с.
Хейзинга Й. Homo ludens. / Й. Хейзинга; пер. с голл. – СПб. : Азбука-классика, 2007 – 384 с.
Шпенглер О. Закат Европы. / О. Шпенглер; пер. с нем. – М. : Эксмо, 2009. – 800 с.
в) программное обеспечение:
Для изучения дисциплины «Культурология» специфического программного обеспечения не требуется.
Требуется стандартное программное обеспечение для вывода визуальной информации и звукового сопровождения, а также стандартный пакет программ Microsoft Windows (Microsoft Word, Power Point) для подготовки учебных материалов. 9. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
Лекции и практические занятия по дисциплине «Культурология» проводятся в аудиториях, оснащённых мультимедийным оборудованием. Наряду с лекционными аудиториями общего назначения, оборудованными в СПГГИ (ТУ), при кафедре русского языка и литературы, ведущей дисциплину «Культурология», имеются специализированные аудитории: 3524а (площадь — 82,5 кв. м., 54 посадочных места, оснащена мультимедиа-проектором, компьютером, VHS- и DVD-проигрывателями); 4518 (площадь 49,2 кв. м., 33 посадочных места, оборудована телевизором для подключения VHS- и DVD-проигрывателей); 4520 (площадь 46,9 кв. м., 38 посадочных мест, оборудована тематическими учебными стендами по дисциплине «Культурология»); 3501 (площадь 71,4 кв. м., 12 посадочных мест, оборудована 7 компьютерами с доступом в Интернет для самостоятельной работы студентов). 10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:
Для получения промежуточной и итоговой аттестации по дисциплине «Культурология» студенты выполняют домашние задания (конкретная форма работы определяется преподавателем в зависимости от уровня общеобразовательной подготовки студенческой аудитории) и самостоятельную творческую работу (реферат/презентацию) в рамках одной из следующих общих тем (конкретная формулировка согласуется с преподавателем):
1. Многообразие этнических традиций в культуре России.
2. Буддизм и мировая культура.
3. Буддизм в культуре России.
4. Христианство и мировая культура.
5. Христианство в культуре России.
6. Ислам и мировая культура.
7. Ислам в культуре России.
8. Традиционное наследие Индии в культуре современного мира.
9. Традиционное наследие Китая в культуре современного мира.
10. Традиционное наследие Японии в культуре современного мира.
11. Классическое наследие Античности в культуре современного мира.
12. Классическое наследие эпохи Возрождения в культуре современного мира.
13. Классическое наследие эпохи Нового времени в культуре современного мира.
14. Западноевропейское искусство в музеях Петербурга.
15. Отечественное искусство в музеях Петербурга. Реферат представляет собой письменную работу объёмом от 15 до 20 учётных страниц. Структура реферата: титульный лист, оформленный в соответствии с общими требованиями СПГГИ, план (содержание) реферата, основной текст, библиография (список источников). При подготовке реферата рекомендуется использовать учебную, научную и научно-популярную литературу культурологического содержания, поощряется привлечение Интернет-ресурсов. В списке использованной литературы должно быть указано не менее 7 пунктов, при этом в тексте реферата обязательно проставляются ссылки на источники информации.
Презентация выполняется в Power Point или в аналогичном редакторе. При подготовке презентации следует учитывать, что она не заменяет текстовое изложение материала, а сопровождает его, помогает представить вниманию аудитории основную мысль. Достаточно 10-15 слайдов, на которых не следует помещать большое количество текста. На основе презентации должен быть сделан доклад на одном из практических занятий, то есть устное выступление продолжительностью 10-12 минут. Задача доклада — заинтересовать предметом своего выступления слушателей, доклад должен как можно точнее раскрывать тему и представлять собой свободный рассказ о выбранном предмете, сопровождаемый слайдами. Доклад, прочитанный с листа, не учитывается при аттестации по дисциплине. В докладе следует выделить введение, где обосновывается актуальность темы доклада, основную часть (изложение наиболее информативных, интересных аспектов темы) и заключение, где делаются выводы или ставятся проблемные вопросы. Необходимо также назвать 2-3 источника, использованных для подготовки доклада (автор, название, год издания книги или название и адрес Интернет-ресурса).
При выполнении заданий для самостоятельной работы не рекомендуется обращение к сайтам готовых рефератов: подобные ресурсы содержат низкокачественный материал, изложенный сухим и нередко малограмотным языком. Рекомендуется отдавать предпочтение тематическим сайтам, содержащим конкретную, достоверную и иллюстрированную информацию по выбранному предмету: это помогает студентам разобраться в теме с наименьшими усилиями, найти любопытные факты и дополнить презентацию наглядным материалом. Рекомендуется также обращение студентов к общедоступным информационным ресурсам гуманитарного содержания: Античное искусство [сайт].– URL: http://www.antica.lt/ (последнее обращение 10.09.2012).
Библиотека Гумер : электронная библиотека по гуманитарным дисциплинам [сайт]. – URL: http://www.gumer.info/ (последнее обращение 10.09.2012).
Введение в буддизм: История возникновения и философия буддийских школ [сайт]. – URL: http://buddhism.org.ru/ (последнее обращение 10.09.2012).
Википедия : электронная энциклопедия [сайт]. – URL: http://ru.wikipedia.org (последнее обращение 10.09.2012).
Вокруг света : научно-популярный журнал [электронный ресурс]. – URL: http://www.vokrugsveta.ru/ (последнее обращение 10.09.2012).
Горное профессиональное сообщество дореволюционной России [сайт]. – URL: http://www.russmin.narod.ru (последнее обращение 10.09.2012).
Древний мир (история цивилизаций древности) [сайт]. – URL: http://www.ancient.gerodot.ru/default.htm (последнее обращение 10.09.2012).
Культуролог : информационный ресурс по культурологи [сайт] . – URL: http://culturolog.ru (последнее обращение 10.09.2012).
Кругосвет : электронная энциклопедия [сайт]. – URL: http://www.krugosvet.ru/ (последнее обращение 10.09.2012).
Мусульманский информационный канал [сайт]. – URL: http://www.islam.ru/ (последнее обращение 10.09.2012).
Православие в России [сайт]. – URL: http://www.pravoslavie.ru/ (последнее обращение 10.09.2012).
Страны мира : информационный ресурс по культуре регионов мира [сайт]. – URL: http://www.countries.ru (последнее обращение 10.09.2012).
Fort/Da (библиотека Янко Вячеслава) : электронная библиотека по гуманитарным дисциплинам [сайт]. – URL: http://yankos.chat.ru/gum.html (последнее обращение 10.09.2012).
GEO [сайт] : научно-популярный журнал [электронный ресурс]. – URL: http://www.geo.ru/ (последнее обращение 10.09.2012).
MONSALVAT : историко-искусствоведческий портал [сайт]. – URL: http://globalfolio.net/monsalvat (последнее обращение 10.09.2012). Разработчик: Кафедра русского языка и литературы Доцент С. А. Рассадина (место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия) Эксперты:
Кафедра русского языка и литературы Зав. кафедрой Д. А. Щукина
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
|