Скачать 1.39 Mb.
|
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Уфимский государственный авиационный технический университет КУЛЬТУРОЛОГИЯ Рекомендовано Редакционно-издательским советом УГАТУ в качестве учебного пособия Уфа 2006 Коллектив авторов: А. М. Кадыров, С. В. Коровина, О. Б. Феклина, А. М. Шаяхметова УДК 008 (07) ББК 71 (я7) К90 Рецензенты: д-р истор. наук, проф. Верещагин А.С.; канд. истор. наук, доц. Алдашова Е.Н. Культурология: учебное пособие / под ред. О. Б. Феклиной; Уфимск. К90 гос. авиац. техн. ун-т. – Уфа: УГАТУ, 2006. – 123 с. ISBN 5-86911-644-9 Учебное пособие разработано на основе учебной программы «Культурология», соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Растет роль культуры в регулировании поведения человека. Культура определяет его цели, идеалы, образ жизни, решает проблемы культурной идентичности, исторической преемственности, выявляет более тонкие механизмы общественного движения и становится основным условием прогресса общества. В пособии даны тематика изучаемых проблем, планы семинаров, рекомендуемая к ним литература, темы докладов, требования к публичному выступлению на семинаре, вопросы для самопроверки, справочные статьи, словарь важнейших терминов и понятий по культурологии. Предназначено для всех студентов УГАТУ, изучающих дисциплину «Культурология». Библиогр.: 94 назв. Научный редактор канд. истор. наук, доцент Конюков Т. С. Рекомендовано Редакционно-издательским советом Уфимского государственного авиационного технического университета. УДК 008 (07) ББК 71 (я7) ISBN 5-86911-644-9 © Коллектив авторов, 2006 © Уфимский государственный авиационный технический университет, 2006 Оглавление ВВЕДЕНИЕ 5 1. ТЕМАТИКА ИЗУЧАЕМЫХ ПРОБЛЕМ И ПЛАНЫ СЕМИНАРОВ ПО КУРСУ «КУЛЬТУРОЛОГИЯ» 8 СЕМИНАР 1 8 1.1. Введение. Предмет культурологии. Культура как социально-историческое явление 8 1.2. Темы докладов 9 1.3. Вопросы для самопроверки 9 1.4. Справочные статьи и основные понятия 9 2. СЕМИНАР 2 22 2.1. Развитие представлений о культуре в отечественной и зарубежной культурологии…………………………………….22 2.2. Темы докладов 23 2.3. Вопросы для самопроверки 24 2.4. Справочные статьи и основные понятия 24 3. СЕМИНАР 3 33 3.1. Мировая культура 33 3.2. Темы докладов 35 3.3. Вопросы для самопроверки 36 3.4. Справочные статьи и основные понятия 37 4. СЕМИНАР 4 58 4.1. Отечественная культура 58 4.2. Темы докладов 61 4.3. Вопросы для самопроверки 61 4.4. Справочные статьи и основные понятия 62 5. СЕМИНАР 5 78 5.1. Религия и культура 78 5.2. Темы докладов 80 5.3. Вопросы для самопроверки 80 5.4. Справочные статьи и основные понятия 81 6. ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ 103 7. ТРЕБОВАНИЯ К ПУБЛИЧНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ НА СЕМИНАРЕ 107 7.1. Рекомендации для докладчика 107 7.2. Правила произнесения речи перед публикой 108 8. ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ ПО КУРСУ «КУЛЬТУРОЛОГИЯ» 112 8.1. Требования к реферату 114 8.2. Оформление реферата 114 8.3. Рекомендации по структуре реферата 115 9. КЛЮЧ К ИТОГОВОМУ ТЕСТИРОВАНИЮ 116 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 116 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО КУРСУ "КУЛЬТУРОЛОГИЯ" 117 ВВЕДЕНИЕВ соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования студенты изучают учебную дисциплину «Культурология». Термин «культурология» вошел в научный оборот в первой половине ХХ в. Его возникновение связано с именем американского культурантрополога Л. Уайта. Он считал, что это наука, имеющая самостоятельное значение, не совпадающая ни с социологией, ни с психологией. Культурология отличается от других дисциплин, во-первых, синтетическим характером, она, как и философия, охватывает всю совокупность выработанного человечеством духовного опыта и актуализирует его в соответствии с потребностями и интересами сменяющих друг друга поколений; во-вторых, культурология характеризуется непосредственной гуманистической направленностью, она обращена к внутреннему миру личности, испытывающей потребность в духовном совершенствовании. Культурологический подход в настоящее время становится одним из наиболее перспективных при изучении общества. Он дает системный взгляд на социум, его главную движущую силу и конечный продукт – личность, позволяет комплексно и c гуманистических позиций оценить различные стороны общественной жизни: экономику, общественное сознание и психологию, социальную организацию, коммуникативную и нормативную сферы. Именно недооценка культуры, гипертрофия «объективных» экономических, социально-классовых, технократических подходов и соответствующая политика с дополняющим идеологическим обеспечением в огромной (возможно, решающей) степени явились причиной краха СССР и всеобъемлющего кризиса современной России. Отсюда возникают задачи образования – обеспечить преемственность в преподавании гуманитарных наук с пониманием решающей роли культуры в социуме, имея в виду, что для мировых центров образования характерен именно культурологический (антропологический) подход к изучению общества. Решение проблем демократизации жизни, подъема материальной и духовной культуры, нравственности, развития личности и реализация ее творческого потенциала, преодоление ограниченности, да и просто невежества людей, воспитание в человеке ответственного отношения к труду, воспитание умения общаться – невозможно вне русла общечеловеческой культуры, мирового цивилизационного процесса. В настоящее время культурологическая подготовка призвана, по мере возможности, восполнять недостаточность школьного обучения и отсутствие традиций классического гуманитарного образования. Культурологическое образование призвано готовить молодежь к целостному пониманию мира, активному его преобразованию, способствовать осмыслению его как совокупности культурных достижений человечества, помогать взаимопониманию, общению представителей различных культур. В изучении культурологии выделяются следующие блоки: 1. Теоретический. В ходе его освоения студенты должны получить представление об основных теориях культуры (предмет, основные понятия, структура и функции культуры), а также о главных школах, направлениях, концепциях в культурологии. 2. Исторический. Он включает два раздела – историю мировой и отечественной культуры, в том числе и своего края. В изучении первого раздела главное внимание уделяется европейской культуре. Вместе с тем студенту важно увидеть многообразие, «полифонизм» мировых культур. Отсюда возникает необходимость реконструкции многовариантного генезиса культуры, рассмотрение основных типов древних культур. На этом фоне становится возможным выявление своеобразия и уникальности европейской (античной) культуры. В изучении второго раздела важно выявить собственную логику развития российской культуры, ее самобытность, разумеется, в сравнении с западной. Задача исторического блока – обогащение внутреннего мира студента как личности историко-культурными ценностями, достижение более высокого уровня развития его творческих сил. Поэтому предполагается давать материал наиболее полно характеризующий творческую ценность человека в социокультурном процессе. Наиболее перспективным для достижения этой цели представляется обращение к художественной культуре. Художественная культура открывает широкие возможности понимания студентами универсальных проблем, имеющих непосредственное отношение к каждому человеку, таких как смысл жизни и счастья, добро и зло, любовь и ненависть, честь и достоинство и т. п. Они являются вечными для любого этапа истории и для каждого человека. Также важно раскрытие закономерностей становления культурно-творческих характеристик личности, акцентирование внимания на духовном творчестве человека в области науки, техники. Проблемный. В этот блок включены актуальные проблемы развития культуры ХХ века. Среди них выделены культурологические аспекты глобальных проблем современности, социально-культурных последствий НТР, изменения места и роли культуры в развитии человечества, проблемы взаимодействия массовой и элитарной культуры. При изучении культурологии главной целью является изучение студентами теории и истории культуры. Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач: знать место культурологии в системе гуманитарных дисциплин, специфику ее объекта и предмета, основные разделы культурологии, историю ее формирования как научной дисциплины; иметь представление об основных современных культурологических школах, направлениях; уметь охарактеризовать формы и типы культур и цивилизаций, основные этапы развития мировой культуры; знать историю культуры России, понимать и уметь объяснить ее место в системе мировой культуры и цивилизации; приобрести опыт использования культурного наследия в республике, крае, области, районе и уметь ориентироваться в культурологической художественно-эстетической и нравственной проблематике, вести себя в жизни в соответствии с требованиями, предъявляемыми к интеллигентной и профессионально грамотной личности. Кафедра истории Отечества и культурологии УГАТУ подготовила учебное пособие, которое включает в себя планы семинаров, справочные статьи и основные понятия, темы докладов. Для самостоятельной работы студентов к семинарам предложена литература, которая имеется в библиотеке УГАТУ в Уфе и в филиалах. Учебное пособие позволит студентам глубже осмыслить теоретические и исторические проблемы культуры, расширить их кругозор, поможет выработать у студентов исследовательские навыки и повысить культуру мышления. |
Учебное пособие по курсу «Управление качеством» (практикум) Учебное пособие предназначено для студентов экономических специальностей, разработано на основе государственных стандартов по специальностям... | Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура. М., 2005. Каверин... Культурология XX века. Структура и состав современного культурологического знания | ||
Учебное пособие А информатики и икт в школьном образовании, а также методические примеры, образцы выполнения лабораторных работ в курсе Теории и... | Учебное пособие разработано на кафедре философии, одобрено Ученым... Постмодернистская философия и постмодерная культура. Учебное пособие – Москва: мамармен, 2000 г | ||
Темы работы Учебное пособие разработано в соответствии с программой курса, а также требованиями образовательного стандарта России к учебной дисциплине... | Приложение№3 Вопросы по биологии Учебное пособие разработано в соответствии с программой курса, а также требованиями образовательного стандарта России к учебной дисциплине... | ||
Биология наука о жизни Учебное пособие разработано в соответствии с программой курса, а также требованиями образовательного стандарта России к учебной дисциплине... | Экономическая динамика инноваций Учебное пособие разработано в соответствии с программой курса, а также требованиями образовательного стандарта России к учебной дисциплине... | ||
Тема: Экономическая сфера Учебное пособие разработано в соответствии с программой курса, а также требованиями образовательного стандарта России к учебной дисциплине... | Преподаватель: Якушева. В. И. План работы: 1 Учебное пособие разработано в соответствии с программой курса, а также требованиями образовательного стандарта России к учебной дисциплине... | ||
Сочинение по тексту Т. М. Джафарли о выборе Учебное пособие разработано в соответствии с программой курса, а также требованиями образовательного стандарта России к учебной дисциплине... | Контрольные вопросы по курсу Введение Учебное пособие разработано в соответствии с программой курса, а также требованиями образовательного стандарта России к учебной дисциплине... | ||
Дидактические жесты в лекторской практике Учебное пособие разработано в соответствии с программой курса, а также требованиями образовательного стандарта России к учебной дисциплине... | Теории рисков и анализ их функций Учебное пособие разработано в соответствии с программой курса, а также требованиями образовательного стандарта России к учебной дисциплине... | ||
О структуре нового правительства Республики Корея Учебное пособие разработано в соответствии с программой курса, а также требованиями образовательного стандарта России к учебной дисциплине... | Программа минимум кандидатского экзамена по курсу Учебное пособие разработано в соответствии с программой курса, а также требованиями образовательного стандарта России к учебной дисциплине... |