Учебное пособие разработано на основе учебной программы «Культурология»





НазваниеУчебное пособие разработано на основе учебной программы «Культурология»
страница1/14
Дата публикации10.04.2015
Размер1.39 Mb.
ТипУчебное пособие
100-bal.ru > Культура > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Уфимский государственный авиационный технический университет


КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Рекомендовано Редакционно-издательским советом УГАТУ

в качестве учебного пособия

Уфа 2006

Коллектив авторов: А. М. Кадыров, С. В. Коровина, О. Б. Феклина,

А. М. Шаяхметова
УДК 008 (07)

ББК 71 (я7)

К90
Рецензенты: д-р истор. наук, проф. Верещагин А.С.;

канд. истор. наук, доц. Алдашова Е.Н.
Культурология: учебное пособие / под ред. О. Б. Феклиной; Уфимск. К90 гос. авиац. техн. ун-т. – Уфа: УГАТУ, 2006. – 123 с.

ISBN 5-86911-644-9
Учебное пособие разработано на основе учебной программы «Культурология», соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Растет роль культуры в регулировании поведения человека. Культура определяет его цели, идеалы, образ жизни, решает проблемы культурной идентичности, исторической преемственности, выявляет более тонкие механизмы общественного движения и становится основным условием прогресса общества. В пособии даны тематика изучаемых проблем, планы семинаров, рекомендуемая к ним литература, темы докладов, требования к публичному выступлению на семинаре, вопросы для самопроверки, справочные статьи, словарь важнейших терминов и понятий по культурологии.

Предназначено для всех студентов УГАТУ, изучающих дисциплину «Культурология».
Библиогр.: 94 назв.
Научный редактор канд. истор. наук, доцент Конюков Т. С.
Рекомендовано Редакционно-издательским советом Уфимского государственного авиационного технического университета.

УДК 008 (07)

ББК 71 (я7)

ISBN 5-86911-644-9 © Коллектив авторов, 2006

© Уфимский государственный

авиационный технический университет, 2006

Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 5

1. ТЕМАТИКА ИЗУЧАЕМЫХ ПРОБЛЕМ И ПЛАНЫ СЕМИНАРОВ ПО КУРСУ «КУЛЬТУРОЛОГИЯ» 8

СЕМИНАР 1 8

1.1. Введение. Предмет культурологии. Культура как социально-историческое явление 8

1.2. Темы докладов 9

1.3. Вопросы для самопроверки 9

1.4. Справочные статьи и основные понятия 9

2. СЕМИНАР 2 22

2.1. Развитие представлений о культуре в отечественной

и зарубежной культурологии…………………………………….22

2.2. Темы докладов 23

2.3. Вопросы для самопроверки 24

2.4. Справочные статьи и основные понятия 24

3. СЕМИНАР 3 33

3.1. Мировая культура 33

3.2. Темы докладов 35

3.3. Вопросы для самопроверки 36

3.4. Справочные статьи и основные понятия 37

4. СЕМИНАР 4 58

4.1. Отечественная культура 58

4.2. Темы докладов 61

4.3. Вопросы для самопроверки 61

4.4. Справочные статьи и основные понятия 62

5. СЕМИНАР 5 78

5.1. Религия и культура 78

5.2. Темы докладов 80

5.3. Вопросы для самопроверки 80

5.4. Справочные статьи и основные понятия 81

6. ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ 103

7. ТРЕБОВАНИЯ К ПУБЛИЧНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ
НА СЕМИНАРЕ 107

7.1. Рекомендации для докладчика 107

7.2. Правила произнесения речи перед публикой 108

8. ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ ПО КУРСУ
«КУЛЬТУРОЛОГИЯ» 112

8.1. Требования к реферату 114

8.2. Оформление реферата 114

8.3. Рекомендации по структуре реферата 115

9. КЛЮЧ К ИТОГОВОМУ ТЕСТИРОВАНИЮ 116

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 116

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО КУРСУ "КУЛЬТУРОЛОГИЯ" 117


ВВЕДЕНИЕ


В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования студенты изучают учебную дисциплину «Культурология». Термин «культурология» вошел в научный оборот в первой половине ХХ в. Его возникновение связано с именем американского культурантрополога Л. Уайта. Он считал, что это наука, имеющая самостоятельное значение, не совпадающая ни с социологией, ни с психологией.

Культурология отличается от других дисциплин, во-первых, синтетическим характером, она, как и философия, охватывает всю совокупность выработанного человечеством духовного опыта и актуализирует его в соответствии с потребностями и интересами сменяющих друг друга поколений; во-вторых, культурология характеризуется непосредственной гуманистической направленностью, она обращена к внутреннему миру личности, испытывающей потребность в духовном совершенствовании.

Культурологический подход в настоящее время становится одним из наиболее перспективных при изучении общества. Он дает системный взгляд на социум, его главную движущую силу и конечный продукт – личность, позволяет комплексно и c гуманистических позиций оценить различные стороны общественной жизни: экономику, общественное сознание и психологию, социальную организацию, коммуникативную и нормативную сферы. Именно недооценка культуры, гипертрофия «объективных» экономических, социально-классовых, технократических подходов и соответствующая политика с дополняющим идеологическим обеспечением в огромной (возможно, решающей) степени явились причиной краха СССР и всеобъемлющего кризиса современной России.

Отсюда возникают задачи образования – обеспечить преемственность в преподавании гуманитарных наук с пониманием решающей роли культуры в социуме, имея в виду, что для мировых центров образования характерен именно культурологический (антропологический) подход к изучению общества. Решение проблем демократизации жизни, подъема материальной и духовной культуры, нравственности, развития личности и реализация ее творческого потенциала, преодоление ограниченности, да и просто невежества людей, воспитание в человеке ответственного отношения к труду, воспитание умения общаться – невозможно вне русла общечеловеческой культуры, мирового цивилизационного процесса.

В настоящее время культурологическая подготовка призвана, по мере возможности, восполнять недостаточность школьного обучения и отсутствие традиций классического гуманитарного образования. Культурологическое образование призвано готовить молодежь к целостному пониманию мира, активному его преобразованию, способствовать осмыслению его как совокупности культурных достижений человечества, помогать взаимопониманию, общению представителей различных культур.

В изучении культурологии выделяются следующие блоки:

1. Теоретический. В ходе его освоения студенты должны получить представление об основных теориях культуры (предмет, основные понятия, структура и функции культуры), а также о главных школах, направлениях, концепциях в культурологии.

2. Исторический. Он включает два раздела – историю мировой и отечественной культуры, в том числе и своего края. В изучении первого раздела главное внимание уделяется европейской культуре. Вместе с тем студенту важно увидеть многообразие, «полифонизм» мировых культур. Отсюда возникает необходимость реконструкции многовариантного генезиса культуры, рассмотрение основных типов древних культур. На этом фоне становится возможным выявление своеобразия и уникальности европейской (античной) культуры. В изучении второго раздела важно выявить собственную логику развития российской культуры, ее самобытность, разумеется, в сравнении с западной.

Задача исторического блока – обогащение внутреннего мира студента как личности историко-культурными ценностями, достижение более высокого уровня развития его творческих сил. Поэтому предполагается давать материал наиболее полно характеризующий творческую ценность человека в социокультурном процессе.

Наиболее перспективным для достижения этой цели представляется обращение к художественной культуре. Художественная культура открывает широкие возможности понимания студентами универсальных проблем, имеющих непосредственное отношение к каждому человеку, таких как смысл жизни и счастья, добро и зло, любовь и ненависть, честь и достоинство и т. п. Они являются вечными для любого этапа истории и для каждого человека. Также важно раскрытие закономерностей становления культурно-творческих характеристик личности, акцентирование внимания на духовном творчестве человека в области науки, техники.

Проблемный. В этот блок включены актуальные проблемы развития культуры ХХ века. Среди них выделены культурологические аспекты глобальных проблем современности, социально-культурных последствий НТР, изменения места и роли культуры в развитии человечества, проблемы взаимодействия массовой и элитарной культуры.

При изучении культурологии главной целью является изучение студентами теории и истории культуры. Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач: знать место культурологии в системе гуманитарных дисциплин, специфику ее объекта и предмета, основные разделы культурологии, историю ее формирования как научной дисциплины; иметь представление об основных современных культурологических школах, направлениях; уметь охарактеризовать формы и типы культур и цивилизаций, основные этапы развития мировой культуры; знать историю культуры России, понимать и уметь объяснить ее место в системе мировой культуры и цивилизации; приобрести опыт использования культурного наследия в республике, крае, области, районе и уметь ориентироваться в культурологической художественно-эстетической и нравственной проблематике, вести себя в жизни в соответствии с требованиями, предъявляемыми к интеллигентной и профессионально грамотной личности.

Кафедра истории Отечества и культурологии УГАТУ подготовила учебное пособие, которое включает в себя планы семинаров, справочные статьи и основные понятия, темы докладов. Для самостоятельной работы студентов к семинарам предложена литература, которая имеется в библиотеке УГАТУ в Уфе и в филиалах. Учебное пособие позволит студентам глубже осмыслить теоретические и исторические проблемы культуры, расширить их кругозор, поможет выработать у студентов исследовательские навыки и повысить культуру мышления.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебное пособие разработано на основе учебной программы «Культурология» iconУчебное пособие по курсу «Управление качеством» (практикум)
Учебное пособие предназначено для студентов экономических специальностей, разработано на основе государственных стандартов по специальностям...
Учебное пособие разработано на основе учебной программы «Культурология» iconЕмохонова Л. Г. Мировая художественная культура. М., 2005. Каверин...
Культурология XX века. Структура и состав современного культурологического знания
Учебное пособие разработано на основе учебной программы «Культурология» iconУчебное пособие
А информатики и икт в школьном образовании, а также методические примеры, образцы выполнения лабораторных работ в курсе Теории и...
Учебное пособие разработано на основе учебной программы «Культурология» iconУчебное пособие разработано на кафедре философии, одобрено Ученым...
Постмодернистская философия и постмодерная культура. Учебное пособие – Москва: мамармен, 2000 г
Учебное пособие разработано на основе учебной программы «Культурология» iconТемы работы
Учебное пособие разработано в соответствии с программой курса, а также требованиями образовательного стандарта России к учебной дисциплине...
Учебное пособие разработано на основе учебной программы «Культурология» iconПриложение№3 Вопросы по биологии
Учебное пособие разработано в соответствии с программой курса, а также требованиями образовательного стандарта России к учебной дисциплине...
Учебное пособие разработано на основе учебной программы «Культурология» iconБиология наука о жизни
Учебное пособие разработано в соответствии с программой курса, а также требованиями образовательного стандарта России к учебной дисциплине...
Учебное пособие разработано на основе учебной программы «Культурология» iconЭкономическая динамика инноваций
Учебное пособие разработано в соответствии с программой курса, а также требованиями образовательного стандарта России к учебной дисциплине...
Учебное пособие разработано на основе учебной программы «Культурология» iconТема: Экономическая сфера
Учебное пособие разработано в соответствии с программой курса, а также требованиями образовательного стандарта России к учебной дисциплине...
Учебное пособие разработано на основе учебной программы «Культурология» iconПреподаватель: Якушева. В. И. План работы: 1
Учебное пособие разработано в соответствии с программой курса, а также требованиями образовательного стандарта России к учебной дисциплине...
Учебное пособие разработано на основе учебной программы «Культурология» iconСочинение по тексту Т. М. Джафарли о выборе
Учебное пособие разработано в соответствии с программой курса, а также требованиями образовательного стандарта России к учебной дисциплине...
Учебное пособие разработано на основе учебной программы «Культурология» iconКонтрольные вопросы по курсу Введение
Учебное пособие разработано в соответствии с программой курса, а также требованиями образовательного стандарта России к учебной дисциплине...
Учебное пособие разработано на основе учебной программы «Культурология» iconДидактические жесты в лекторской практике
Учебное пособие разработано в соответствии с программой курса, а также требованиями образовательного стандарта России к учебной дисциплине...
Учебное пособие разработано на основе учебной программы «Культурология» iconТеории рисков и анализ их функций
Учебное пособие разработано в соответствии с программой курса, а также требованиями образовательного стандарта России к учебной дисциплине...
Учебное пособие разработано на основе учебной программы «Культурология» iconО структуре нового правительства Республики Корея
Учебное пособие разработано в соответствии с программой курса, а также требованиями образовательного стандарта России к учебной дисциплине...
Учебное пособие разработано на основе учебной программы «Культурология» iconПрограмма минимум кандидатского экзамена по курсу
Учебное пособие разработано в соответствии с программой курса, а также требованиями образовательного стандарта России к учебной дисциплине...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск