Скачать 282.4 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРНОГО И ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ ИМЕНИ Д.С.ЛИХАЧЕВА ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИГРУШКИ Москва 2013 Разработчик: Л.Ю.Гречина, заместитель директора по учебной деятельности Детской школы искусств и ремесел города Братска Иркутской области, преподаватель Главный редактор: И.Е.Домогацкая, генеральный директор Института развития образования в сфере культуры и искусства, кандидат педагогических наук Технический редактор: С.М.Пелевина, научный сотрудник Института развития образования в сфере культуры и искусства Рецензенты: Е.В.Трубицина, директор Детской художественной школы №1 города Астрахани В.С.Шаров, преподаватель Астраханского художественного училища имени П.А.Власова, член Союза художников России Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка - Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе - Срок реализации учебного предмета - Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета - Сведения о затратах учебного времени - Форма проведения учебных аудиторных занятий - Цели и задачи учебного предмета - Методы обучения - Описание материально-технических условий реализации учебного предмета II. Содержание учебного предмета - Учебно-тематический план - Годовые требования III. Требования к уровню подготовки учащихся IV. Формы и методы контроля, система оценок - Аттестация: цели, виды, форма, содержание - Критерии оценки V. Методическое обеспечение учебного процесса VI. Список методической литературы
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе Программа учебного предмета «Изготовление игрушки» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ. Предмет «Изготовление игрушки» направлен на создание основ для творческого и личностного развития учащихся, формирование эстетических взглядов на основе приобретения знаний о народной культуре, развития эмоциональной отзывчивости, овладения навыками изготовления игрушки; на приобретение опыта творческого взаимодействия в коллективе. Достижение результатов возможно в педагогическом процессе, базирующемся на следующих принципах:
Практико-ориентированная направленность учебного предмета «Изготовление игрушки» отражена в его содержании и представлена тремя направлениями в учебной деятельности: «Нитяная, льняная, соломенная куклы», «Мягкая игрушка», «Нитяные конструктивные игрушки» и «Сшивная кукла». Направление учебной деятельности «Нитяная, льняная, соломенная куклы» предполагает: приобщение к народной культуре через ознакомление с историей создания народной куклы, ее изготовления. Направление «Мягкая игрушка» ориентировано на освоение простейших швов, основ материаловедения, технологии художественной обработки и декорирования изделий, на развитие мелкой моторики и памяти учащихся; обеспечивает знакомство с элементами и понятиями, необходимыми для изготовления игрушки. Направление «Сшивная кукла» призвано познакомить учащихся с основами конструирования и изготовления куклы, а также с применением декоративной отделки в одежде. Направление «Нитяные конструктивные игрушки», внесенное в программу 2, 3 классов, позволяет заинтересовать учащегося созданием игрушки из отдельных элементов. Меняя расположение деталей, изгиб проволоки, он учится фантазировать, конструировать, мыслить не стандартно. В результате освоения программы учащиеся: получат знания: об игрушке как об одном из направлений декоративно-прикладного искусства; о правилах безопасности труда и личной гигиене при работе с инструментами и материалами; о названии и назначении ручных инструментов, приспособлений и швов; о видах тканей и их обработки; будут уметь: пользоваться инструментами; изготавливать игрушки по схемам; копировать, соединять и создавать рисунки, чертежи. Рекомендуемый для освоения программы возраст детей - 7 – 12 лет. Срок реализации учебного предмета При реализации программы учебного предмета «Изготовление игрушки» со сроком обучения 3 года продолжительность учебных занятий с первого по третий годы обучения составляет 35 недель в год. Сведения о затратах учебного времени
Учебные занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу. Рекомендуемая недельная нагрузка в часах: Аудиторные занятия:
Самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка):
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета Общая трудоемкость учебного предмета «Изготовление игрушки» при 3-летнем сроке обучения составляет 420 часов. Из них: 315 часов – аудиторные занятия, 105 часов – самостоятельная работа. Форма проведения учебных занятий Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численность учащихся в группе - от 4 до 10 человек. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов. Цель и задачи учебного предмета Целью учебного предмета «Изготовление игрушки» является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями об изготовлении игрушки, формирование практических умений и навыков работы в материале, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области декоративно-прикладного искусства. Задачами учебного предмета являются:
Методы обучения Для достижения поставленных целей и реализации задач используются следующие методы обучения:
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем. Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической литературой по декоративно-прикладному искусству, художественными альбомами по ремеслам. Мастерская должна быть просторной, светлой, оснащена необходимым оборудованием, удобной мебелью, наглядными пособиями.
Овладение необходимыми навыками и изучение различных приемов изготовления игрушки должно привести к умению создать художественный образ игрушки (куклы) на основе повтора, вариации, импровизации, а также выражению своего собственное отношения к искусству и народной культуре. В процессе обучения у детей развивается наблюдательность, совершенствуется сенсорная способность, глазомер, зрительная оценка пропорций, чувство ритма, а также развивается мелкая моторика. Данные качества и способности необходимы для решения художественно-творческих задач. Занятия включает в себя теоретическую и практическую части. Теоретическая часть – беседы по изучению творчества, по истории создания игрушки и технологии ее изготовления. Практическая часть состоит из этапов:
Учебно-тематический план Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы с указанием распределения учебных часов. Первый класс Общее ознакомление учащихся с видом декоративно-прикладного творчества; приобретение основных навыков и умений.
Второй класс Дальнейшее изучение вида декоративно-прикладного творчества; совершенствование умений и навыков.
Третий класс Углубленное изучение вида декоративно-прикладного творчества; совершенствование умений и навыков.
Годовые требования Предложенные в данной программе разделы, темы и задания следует рассматривать как рекомендательные, что дает преподавателю возможность творчески подходить к учебному процессу, применяя наработанные им методы и приемы. Процесс изучения каждого раздела программы включает следующие этапы:
Программа рассчитана на поэтапное усвоение учебного материала: 1 класс – общее ознакомление учащихся с изготовлением игрушки; приобретение основных навыков и умений; 2-3 классы – углубленное изучение изготовления игрушки; совершенствование умений и навыков. Первый класс |
План урока цель: изготовление куклы обско-угорских народов «акань» ... | Примерная программа по учебному предмету «История Красноярского края»... Нкретизирует содержание тем по учебному предмету, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность... | ||
Тема урока Кол час Рассказать детям о том, что игрушки – какими им быть – придумал художник. Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки.... | Уроку Тема Искусство в твоем доме (9 ч) Рассказать детям о том, что игрушки – какими им быть – придумал художник. Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки.... | ||
Примерная программа по учебному предмету резьба по дереву Разработчик: А. А. Васечкина, преподаватель Детской школы искусств и ремесел города Братска Иркутской области | Проект на тему: Изготовление мягкой игрушки «Собачка» Обоснование возникшей проблемы и потребности. Определение конкретной задачи и ее формулировка | ||
Примерная программа по учебному предмету книжная графика А. Л. Мазин, преподаватель Орловской детской школы изобразительных искусств и народных ремесел, член Союза художников России | Примерная программа по учебному предмету компьютерная графика и дизайн А. С. Деденёва, профессор кафедры информатики и документоведения Орловского государственного института искусств и культуры, кандидат... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... План-конспект занятия «Изготовление комбинированной мягкой игрушки шарообразной формы» | Примерная программа по учебному предмету основы изобразительного искусства и рисование И. А. Морозова, заместитель директора по научно-методической работе Орловской детской школы изобразительных искусств и народных ремесел,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Вводное занятие. «Твои игрушки». Лепка из пластилина, изготовление игрушек из произвольного материала | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Вводное занятие. «Твои игрушки». Лепка из пластилина, изготовление игрушек из произвольных материалов | ||
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» L класса гуо составлена на основании «Программы обучения глубоко умственно отсталых... | Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для... «Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов» | ||
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» Рабочая программа по учебному предмету «Литература» на уровень среднего общего образования составлена на основе | Рабочая программа по учебному предмету русский язык Программа (примерная программа) Русский язык авторы: В. В. Репкин, Е. В. Восторгова, Т. В. Некрасова |