Примерная программа по учебному предмету изготовление игрушки





Скачать 282.4 Kb.
НазваниеПримерная программа по учебному предмету изготовление игрушки
страница1/2
Дата публикации12.04.2015
Размер282.4 Kb.
ТипПримерная программа
100-bal.ru > Культура > Примерная программа
  1   2


МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ

КУЛЬТУРНОГО И ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ ИМЕНИ Д.С.ЛИХАЧЕВА

ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИГРУШКИ

Москва 2013

Разработчик: Л.Ю.Гречина, заместитель директора по учебной деятельности Детской школы искусств и ремесел города Братска Иркутской области, преподаватель
Главный редактор: И.Е.Домогацкая, генеральный директор Института развития образования в сфере культуры и искусства, кандидат педагогических наук
Технический редактор: С.М.Пелевина, научный сотрудник Института развития образования в сфере культуры и искусства
Рецензенты:

Е.В.Трубицина, директор Детской художественной школы №1 города Астрахани

В.С.Шаров, преподаватель Астраханского художественного училища имени П.А.Власова, член Союза художников России

Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

- Срок реализации учебного предмета

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цели и задачи учебного предмета

- Методы обучения

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

II. Содержание учебного предмета

- Учебно-тематический план

- Годовые требования

III. Требования к уровню подготовки учащихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание

- Критерии оценки

V. Методическое обеспечение учебного процесса

VI. Список методической литературы


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета,

его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Изготовление игрушки» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ.

Предмет «Изготовление игрушки» направлен на создание основ для творческого и личностного развития учащихся, формирование эстетических взглядов на основе приобретения знаний о народной культуре, развития эмоциональной отзывчивости, овладения навыками изготовления игрушки; на приобретение опыта творческого взаимодействия в коллективе.

Достижение результатов возможно в педагогическом процессе, базирующемся на следующих принципах:

  • педагогу необходимо увлечь, заинтересовать ребенка, сделав процесс изготовления игрушки ярким, эмоциональным, интересным;

  • формируя первоначальные навыки учащихся, преподаватель знакомит их с технологией изготовления игрушки, основными терминами и понятиями, применяемыми в изготовлении игрушки;

  • формируя навыки, увлекая и заинтересовывая учащихся, педагог стремится к проявлению у них самостоятельной творческой активности.

Практико-ориентированная направленность учебного предмета «Изготовление игрушки» отражена в его содержании и представлена тремя направлениями в учебной деятельности: «Нитяная, льняная, соломенная куклы», «Мягкая игрушка», «Нитяные конструктивные игрушки» и «Сшивная кукла».

Направление учебной деятельности «Нитяная, льняная, соломенная куклы» предполагает: приобщение к народной культуре через ознакомление с историей создания народной куклы, ее изготовления.

Направление «Мягкая игрушка» ориентировано на освоение простейших швов, основ материаловедения, технологии художественной обработки и декорирования изделий, на развитие мелкой моторики и памяти учащихся; обеспечивает знакомство с элементами и понятиями, необходимыми для изготовления игрушки.

Направление «Сшивная кукла» призвано познакомить учащихся с основами конструирования и изготовления куклы, а также с применением декоративной отделки в одежде.

Направление «Нитяные конструктивные игрушки», внесенное в программу 2, 3 классов, позволяет заинтересовать учащегося созданием игрушки из отдельных элементов. Меняя расположение деталей, изгиб проволоки, он учится фантазировать, конструировать, мыслить не стандартно.

В результате освоения программы учащиеся:

получат знания:

об игрушке как об одном из направлений декоративно-прикладного искусства;

о правилах безопасности труда и личной гигиене при работе с инструментами и материалами;

о названии и назначении ручных инструментов, приспособлений и швов;

о видах тканей и их обработки;

будут уметь:

пользоваться инструментами;

изготавливать игрушки по схемам;

копировать, соединять и создавать рисунки, чертежи.

Рекомендуемый для освоения программы возраст детей - 7 – 12 лет.

Срок реализации учебного предмета

При реализации программы учебного предмета «Изготовление игрушки» со сроком обучения 3 года продолжительность учебных занятий с первого по третий годы обучения составляет 35 недель в год.
Сведения о затратах учебного времени

Вид учебной работы,

нагрузки


Затраты учебного времени

Всего часов

Годы обучения

1-й год

2-й год

3-й год




Полугодия

1

2

3

4

5

6




Аудиторные занятия

51

54

51

54

51

54

315

Самостоятельная работа

17

18

17

18

17

18

105

Максимальная учебная нагрузка

68

72

68

72

68

72

420


Учебные занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу. Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:

Аудиторные занятия:

  • 1-3 годы обучения – по 3 часа в неделю.

Самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка):

  • 1-3 годы обучения - 1 час в неделю.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета «Изготовление игрушки» при 3-летнем сроке обучения составляет 420 часов. Из них: 315 часов – аудиторные занятия, 105 часов – самостоятельная работа.

Форма проведения учебных занятий

Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численность учащихся в группе - от 4 до 10 человек. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Цель и задачи учебного предмета

Целью учебного предмета «Изготовление игрушки» является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями об изготовлении игрушки, формирование практических умений и навыков работы в материале, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области декоративно-прикладного искусства.

Задачами учебного предмета являются:

  • освоение понятий и представлений о мире игрушки и используемых средствах выразительности;

  • освоение элементов конструирования и моделирования и их практическое применение;

  • формирование навыков и приемов традиционной художественной обработки материалов разных видов;

  • освоение швов в объеме, необходимом для изготовления игрушки;

  • развитие практических умений и навыков, памяти, образного мышления;

  • развитие интереса и потребности в художественно-творческой деятельности;

  • создание ситуаций творческого общения, способствующих развитию коммуникативных качеств детей.

Методы обучения

Для достижения поставленных целей и реализации задач используются следующие методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный (объяснение материала происходит в ходе знакомства с конкретной игрушкой);

  • поисково-творческий (творческие задания, участие учащихся в обсуждениях, беседах);

  • игровой (разнообразные формы игрового моделирования);

  • сюжетно-игровой.

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической литературой по декоративно-прикладному искусству, художественными альбомами по ремеслам.

Мастерская должна быть просторной, светлой, оснащена необходимым оборудованием, удобной мебелью, наглядными пособиями.


  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Овладение необходимыми навыками и изучение различных приемов изготовления игрушки должно привести к умению создать художественный образ игрушки (куклы) на основе повтора, вариации, импровизации, а также выражению своего собственное отношения к искусству и народной культуре.

В процессе обучения у детей развивается наблюдательность, совершенствуется сенсорная способность, глазомер, зрительная оценка пропорций, чувство ритма, а также развивается мелкая моторика. Данные качества и способности необходимы для решения художественно-творческих задач.

Занятия включает в себя теоретическую и практическую части.

Теоретическая часть – беседы по изучению творчества, по истории создания игрушки и технологии ее изготовления.

Практическая часть состоит из этапов:

  • освоение приемов выполнения изделий по предложенным направлениям;

  • выполнение изделий по схемам;

  • разработка творческих эскизов и выполнение по ним изделий.

Учебно-тематический план

Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы с указанием распределения учебных часов.

Первый класс

Общее ознакомление учащихся с видом декоративно-прикладного творчества; приобретение основных навыков и умений.

раздела

Название разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практика

1

Введение

Вводная беседа: игрушка в жизни людей; знакомство с курсом обучения и с содержанием работы на год; требования техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами; организация рабочего места учащегося.

1

1

-

2

Традиционные народные игрушки

17

1

16

Тема 2.1. Нитяная кукла

«Мартиничка» - кукла, изготовленная из ниток. На основе этой куклы возможно создание разнообразных кукол и декоративных элементов, которые послужат подарком или изделием для ярмарки.

8

0,5

7,5

Тема 2.2. Кукла из природного материала (льняная).

Кукла льняная на конусной основе, выполненная с декоративной отделкой по низу юбки, поясу и окружности головы.

9

0,5

8,5

3

Мягкая игрушка

57

1,5

55,5

Тема 3.1. Знакомство с простейшими швами.

Учащиеся знакомятся с простейшими швами и закрепляют полученные знания на образце.

6

0,5

5,5

Тема 3.2. Цельнокроеная игрушка.

Простая игрушка, выполненная из одной или двух деталей («Кот», «Мишка»).

21

0,5

20,5

Тема 3.3. Игрушка с минимальным количеством деталей (до 5 деталей). Коллекция собачек и зайчиков.

30

0,5

29,5

4

Цельнокроеная кукла

24

2,5

21,5

Тема 4.1. Материаловедение. Основные признаки определения направления основной нити. Строение, состав и свойства тканей.

1

1

-

Тема 4.2. Изготовление цельнокроеной куклы. Кукла, выполненная как по готовой выкройке, так и по нарисованной самостоятельно.

11

0,5

10,5

Тема 4.3. Изготовление одежды для куклы. Простейшее платье-туника, блуза с сарафаном или отрезное платье, скроенное по выкройке.

12

1

11

5

Подготовка работ к полугодовому просмотру и итоговой выставке

6

6

-




ИТОГО:

105

12

93



Второй класс

Дальнейшее изучение вида декоративно-прикладного творчества; совершенствование умений и навыков.

раздела

Название разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практика

1

Введение

Вводная беседа: игрушка в жизни людей; знакомство с курсом обучения и с содержанием работы на год; требования техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами; организация рабочего места учащегося.

1

1

-

2

Традиционные народные игрушки

8

0,5

7,5

Тема 2.1. Кукла из природного материала (соломенная). Самая простейшая кукла – «стригушка». На основе этой куклы возможно создание целого ряда соломенных кукол-образов (мужчина и женщина, веничек, колокольчик и т.п.).

8

0,5

7,5

3

Нитяные конструктивные игрушки

9

1

8

Тема 3.1. Шариковая кукла (марионетка).

Одна из простейших кукол-марионеток, созданная на основе соединения шариков, бусин и т.п. с нитью.

3

0,5

2,5

Тема 3.2. Кукла на проволочном каркасе.

Простейшая игрушка на основе проволочного каркаса и ниток, скрепленных клеем.

6

0,5

5,5

4

Мягкая игрушка

Игрушка из искусственного меха, ткани и набивного материала, состоящая из 5-6 деталей.

54

1

53

Тема 4.1. Кукольный театр (игрушки на руку).

Изготовление перчаточных мимических кукол.

12

0,5

11,5

Тема 4.2. Игрушка, состоящая из нескольких деталей.

Дальнейшее освоение приемов изготовления мягкой игрушки с более сложными деталями кроя («Жираф», «Лошадка»).

42

0,5

41,5

5

Сшивная кукла

27

2

25

Тема 5.1. Материаловедение.

Дальнейшее знакомство с технологией изготовления тканей. Основные признаки определения направления основной нити. Строение, состав и свойства тканей.

1

1

-

Тема 5.2. Изготовление куклы.

Дальнейшее освоение приемов изготовления сшивной куклы с более сложными деталями (отдельно скроенными руками, головой или ногами). «Подружки».

17

0,5

16,5

Тема 5.3. Изготовление одежды для куклы.

Одежда должна быть обязательно отделана тесьмой, кружевами либо вышивкой.

9

0,5

8,5

6

Подготовка работ к полугодовому просмотру и итоговой выставке

6

6

-




ИТОГО:

105

11,5

93,5


Третий класс

Углубленное изучение вида декоративно-прикладного творчества; совершенствование умений и навыков.

раздела

Название разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практика

1

Введение

Вводная беседа: игрушка в жизни людей; знакомство с курсом обучения и с содержанием работы на год; требования техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами; организация рабочего места учащегося.

1

1

-

2

Традиционные народные игрушки

8

0,5

7,5

Тема 2.1. Кукла из природного материала (коса-оберег).

8

0,5

7,5

3

Нитяные конструктивные игрушки

9

1

8

Тема 3.2. Кукла на проволочном каркасе.

Композиция («Семья») из кукол на основе проволочного каркаса и ниток, скрепленных клеем.

9

1

8

4

Мягкая игрушка

39

1

38

Тема 4.1. Многодетальные игрушки.

Дальнейшее освоение приемов изготовления мягкой игрушки с более сложными и многочисленными деталями кроя («Пчелка», «Птичка»).

39

1

38

5

Сшивная кукла

42

3

39

Тема 5.1. Материаловедение.

Дальнейшее знакомство с технологией изготовления тканей. Признаки определения направления основной нити. Строение, состав и свойства тканей.

1

1

-

Тема 5.2. Суставная кукла.

Кукла подвижна в плечевом, локтевом, тазобедренном или локтевом суставе. Платье для куклы отделано декоративными швами, тесьмой или вышивкой. Кукла «Соня».

35

1

34

Тема 5.3. Конструктивная кукла.

Изготовление куклы из целого куска ткани путем прокладывания стяжек.

6

1

5

6

Подготовка работ к полугодовому просмотру и итоговой выставке

6

6

-




ИТОГО:

105

11,5

93,5


Годовые требования

Предложенные в данной программе разделы, темы и задания следует рассматривать как рекомендательные, что дает преподавателю возможность творчески подходить к учебному процессу, применяя наработанные им методы и приемы.

Процесс изучения каждого раздела программы включает следующие этапы:

  • обзорное знакомство с каждой темой;

  • изучение основных технологических приемов;

  • практическое выполнение изделия.

Программа рассчитана на поэтапное усвоение учебного материала:

1 класс – общее ознакомление учащихся с изготовлением игрушки; приобретение основных навыков и умений;

2-3 классы – углубленное изучение изготовления игрушки; совершенствование умений и навыков.
Первый класс

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Примерная программа по учебному предмету изготовление игрушки iconПлан урока цель: изготовление куклы обско-угорских народов «акань»
...
Примерная программа по учебному предмету изготовление игрушки iconПримерная программа по учебному предмету «История Красноярского края»...
Нкретизирует содержание тем по учебному предмету, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность...
Примерная программа по учебному предмету изготовление игрушки iconТема урока Кол час
Рассказать детям о том, что игрушки – какими им быть – придумал художник. Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки....
Примерная программа по учебному предмету изготовление игрушки iconУроку Тема Искусство в твоем доме (9 ч)
Рассказать детям о том, что игрушки – какими им быть – придумал художник. Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки....
Примерная программа по учебному предмету изготовление игрушки iconПримерная программа по учебному предмету резьба по дереву
Разработчик: А. А. Васечкина, преподаватель Детской школы искусств и ремесел города Братска Иркутской области
Примерная программа по учебному предмету изготовление игрушки iconПроект на тему: Изготовление мягкой игрушки «Собачка»
Обоснование возникшей проблемы и потребности. Определение конкретной задачи и ее формулировка
Примерная программа по учебному предмету изготовление игрушки iconПримерная программа по учебному предмету книжная графика
А. Л. Мазин, преподаватель Орловской детской школы изобразительных искусств и народных ремесел, член Союза художников России
Примерная программа по учебному предмету изготовление игрушки iconПримерная программа по учебному предмету компьютерная графика и дизайн
А. С. Деденёва, профессор кафедры информатики и документоведения Орловского государственного института искусств и культуры, кандидат...
Примерная программа по учебному предмету изготовление игрушки iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
План-конспект занятия «Изготовление комбинированной мягкой игрушки шарообразной формы»
Примерная программа по учебному предмету изготовление игрушки iconПримерная программа по учебному предмету основы изобразительного искусства и рисование
И. А. Морозова, заместитель директора по научно-методической работе Орловской детской школы изобразительных искусств и народных ремесел,...
Примерная программа по учебному предмету изготовление игрушки iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Вводное занятие. «Твои игрушки». Лепка из пластилина, изготовление игрушек из произвольного материала
Примерная программа по учебному предмету изготовление игрушки iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Вводное занятие. «Твои игрушки». Лепка из пластилина, изготовление игрушек из произвольных материалов
Примерная программа по учебному предмету изготовление игрушки iconРабочая программа по учебному предмету «Музыка»
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» L класса гуо составлена на основании «Программы обучения глубоко умственно отсталых...
Примерная программа по учебному предмету изготовление игрушки iconРабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для...
«Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов»
Примерная программа по учебному предмету изготовление игрушки iconРабочая программа по учебному предмету «Литература»
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» на уровень среднего общего образования составлена на основе
Примерная программа по учебному предмету изготовление игрушки iconРабочая программа по учебному предмету русский язык
Программа (примерная программа) Русский язык авторы: В. В. Репкин, Е. В. Восторгова, Т. В. Некрасова


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск