Скачать 1.04 Mb.
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Факультет менеджмента Кафедра институциональной экономики ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА по направлению 081100.68 «Государственное и муниципальное управление» магистранта группы №2431 (магистерская программа «Управление образованием») На тему: Анализ и оценка запроса семьи в развитии предоставления услуг дополнительного образования детей Студент группы № 2431 Семенцов Александр Дмитриевич Руководитель ВКР д.п.н., профессор Бахмутский Андрей Евгеньевич Санкт-Петербург, 2013 РЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ Структура диссертации и логика работы подчинены решению поставленных задач. Диссертация состоит из введения, семи параграфов, объединенных в три главы, заключения, изложенных на 95 страницах; содержит 4 таблицы, 13 рисунков. Список литературы содержит 68 наименований. Ключевые слова: семья, образовательный запрос семьи, дополнительное образование, потребности, качество дополнительного образования, услуга, организация дополнительного образования, удовлетворённость. Краткая характеристика исследования. Современное развитие дополнительного образования в России характеризуется определенными тенденциями, которые обусловлены демократическим развитием страны, а также реформирование и трансформацией процессов в области образования в целом. Многочисленные учреждения дополнительного образования, на современном этапе развития являются субъектами, весь смысл деятельности которых, состоит в создании условий, необходимых для развития инициативы, активного творчества детей, развития мотивации личности к познанию, а также освоения образовательных программ. Задействованные в учреждениях дополнительного образования структуры сосредотачивают свои усилия на распространении и развитии культуры, организации культурного общения, развитие творческих возможностей детей, а также личностного роста. Основным объектом дополнительного образования является не просто ребенок, а ребенок в структуре института семьи и ее развития. В связи с этим, актуальной и значимой является проблема эффективности и качества предоставляемых услуг со стороны учреждения дополнительного образования. На сегодняшний день, проблемы дополнительного образования в России, как и образования в целом возрастают с каждым днем. Прежде всего, это связано с тем, что в последнее десятилетие в системе образования произошли серьезные изменения, которые обусловлены изменениями в нормативно – правовом регулировании образования в целом, а также в новой концепции модернизации образования. Стоит признать, что российское образование находится в процессе перманентного и всеобъемлющего реформирования. Это вызвано необходимостью реагировать на крупнейшие социально-экономические, технические и технологические вызовы XXI в., в основе которых лежит стремление конкретного государства к самоутверждению, к оптимизированной модели образования по формированию новых граждан. Трансформация образовательной системы России обусловлена характером структурных и качественных преобразований в общественной жизни. На современном этапе развития, одним из важнейших направлений модернизации образования является стратегическое планирование развития системы образования. Гипотеза исследования. 1) Образовательный запрос семьи к Организации дополнительного образования зависит от социально-экономического статуса семьи; 2) Пользуясь результатами исследования и выявленным образовательным запросом семьи можно повысить качество дополнительного образования в части спектра предоставления образовательных услуг; Степень разработанности проблемы: Среди современных исследователей занимающихся проблемами эффективности управления образованием следует назвать таких исследователей как: Г.А.Балыхина, который выявил основы нормативно – правового регулирования образования в России, А.Н.Бурова, который проследил основные моменты модернизации образования в России, В.П. Засыпкина, который построил свое исследование на анализе зарубежных и российской моделей управления образованием, а также Г.Т.Минкина, Д.С.Рогова и другие. Цель и задачи исследования. Целью исследования является комплексный анализ и оценка запроса семьи в развитии предоставления услуг дополнительного образования и выработка основных мер совершенствования в предоставлении качественных услуг по дополнительному образованию. Достижение этой цели обусловило постановку следующих задач Задачами работы являются следующие: - определить понятие семьи как социальный и экономический институт общества; - выявить роль дополнительного образования в развитии детей; - охарактеризовать сущность запроса семьи к услугам дополнительного образования детей; уточнить организационную основу построения учреждения дополнительного образования детей; определить основы формирования номенклатуры образовательных услуг учреждения дополнительного образования детей; определить запросы семьи обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей; выявить особенности организации учёта запроса потребителей услуг в управлении учреждением дополнительного образования детей. Объект исследования: услуги дополнительного образования детей в Организации дополнительного образования. Предмет исследования: запрос семьи в повышении качества дополнительного образования детей. Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых, работающих в области исследования запросов семьи Л.Н. Буйлова, С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, С.А. Гусова, В.В. Давыдов, А.И. Жуковский, А.В. Золотарёва, Е.В. Комбарова, А.Р. Михеева, Р.В. Овчарова, Б.А. Райзберг. В работе использовались методы сравнительного анализа и анкетирования. Научная новизна исследования заключается в: - осмыслении стратегии развития образовательных систем и организаций в современных условиях в части учёта потребности семьи в качестве дополнительного образования. - определении путей повышения качества образовательных услуг на основе изучения образовательного запроса семьи в организации дополнительного образования. К конкретным элементам приращения нового научного знания относятся следующие результаты - сформулированы концептуальные основы учёта образовательного запроса в управлении организацией дополнительного образования. Теоретическая и практическая значимость исследования Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней получила дальнейшее развитие идея учёта образовательного запроса семьи в дополнительном образовании. Практическая значимость работы определяется возможностью применения в образовательных организациях дополнительного образования анкетирования с целью выявления образовательного запроса семьи и оптимизации перечня образовательных услуг. Результаты исследования могут быть использованы в процессе подготовки руководителей образовательных организаций дополнительного образования. Основные положения работы, выносимые на защиту, состоят в следующем: имеется взаимосвязь между социально-экономическим статусом семьи и образовательным запросом, предъявляемым к образовательной организации дополнительного образования детей. СОДЕРЖАНИЕ 1. СЕМЬЯ КАК СУБЪЕКТ, НУЖДАЮЩИЙСЯ В УСЛУГАХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 12 1.1 СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ОБЩЕСТВА 12 1.2 РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 21 В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ 21 1.3 ЗАПРОС СЕМЬИ К УСЛУГАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ 30 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ 41 2.1 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ 41 2.2 ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НОМЕНКЛАТУРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ 50 3. ЗАПРОС СЕМЬИ В УПРАВЛЕНИИ УЧРЕЖДЕНИЕМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ 63 3.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАПРОСОВ СЕМЬИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ 63 3.2 ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЁТА ЗАПРОСА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ УСЛУГ В УПРАВЛЕНИИ УЧРЕЖДЕНИЕМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ 69 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 84 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 90 ВВЕДЕНИЕ Актуальность. Современное развитие дополнительного образования в России характеризуется определенными тенденциями, которые обусловлены демократическим развитием страны, а также реформирование и трансформацией процессов в области образования в целом. Многочисленные учреждения дополнительного образования, на современном этапе развития являются субъектами, весь смысл деятельности которых, состоит в создании условий, необходимых для развития инициативы, активного творчества детей, развития мотивации личности к познанию, а также освоения образовательных программ. Задействованные в учреждениях дополнительного образования структуры сосредотачивают свои усилия на распространении и развитии культуры, организации культурного общения, развитие творческих возможностей детей, а также личностного роста. Основным объектом дополнительного образования является не просто ребенок, а ребенок в структуре института семьи и ее развития. В связи с этим, актуальной и значимой является проблема эффективности и качества предоставляемых услуг со стороны учреждения дополнительного образования. На сегодняшний день, проблемы дополнительного образования в России, как и образования в целом возрастают с каждым днем. Прежде всего, это связано с тем, что в последнее десятилетие в системе образования произошли серьезные изменения, которые обусловлены изменениями в нормативно – правовом регулировании образования в целом, а также в новой концепции модернизации образования. Стоит признать, что российское образование находится в процессе перманентного и всеобъемлющего реформирования. Это вызвано необходимостью реагировать на крупнейшие социально-экономические, технические и технологические вызовы XXI в., в основе которых лежит стремление конкретного государства к самоутверждению, к оптимизированной модели образования по формированию новых граждан. Трансформация образовательной системы России обусловлена характером структурных и качественных преобразований в общественной жизни. На современном этапе развития, одним из важнейших направлений модернизации образования является стратегическое планирование развития системы образования. Объектом исследования – услуги дополнительного образования детей в Организации дополнительного образования. Институт семьи в русле данного исследования стоит понимать в рамках социального и экономического аспектов и как субъекта, решающего, чем будет заниматься ребенок в учреждении дополнительного образования. Под запросом семьи стоит понимать образовательный запрос на услуги учреждения дополнительного образования, предоставляемые для детей. Предмет исследования – запрос семьи в повышении качества дополнительного образования детей. Целью исследования является комплексный анализ и оценка запроса семьи в развитии предоставления услуг дополнительного образования и выработка основных мер совершенствования в предоставлении качественных услуг по дополнительному образованию. Задачами работы являются следующие: - определить понятие семьи как социальный и экономический институт общества; - выявить роль дополнительного образования в развитии детей; - охарактеризовать сущность запроса семьи к услугам дополнительного образования детей;
Гипотеза исследования.
Методология и теоретическая основы исследования. Диссертационное исследование выполнено с использованием общих и частных методов научного исследования: диалектический, системный, социологический, статистический, логико-юридический, сравнительно-правовой и иные методы познания, сбора, обработки и оценки информации. Степень научной разработанности проблемы. Среди современных исследователей занимающихся проблемами эффективности управления образованием следует назвать таких исследователей как: Г.А.Балыхина, который выявил основы нормативно – правового регулирования образования в России, А.Н.Бурова, который проследил основные моменты модернизации образования в России, В.П. Засыпкина, который построил свое исследование на анализе зарубежных и российской моделей управления образованием, а также Г.Т.Минкина, Д.С.Рогова и другие. Нормативно-правовая база исследования включает Конституцию Российской Федерации, международные договоры (в сфере образования); федеральные конституционные законы и федеральные законы, указы Президента РФ; постановления Правительства РФ, приказы и указания Генерального прокурора РФ, приказы, инструкции Министерства образования и науки Российской Федерации. Эмпирическую базу исследования составили материалы статистических данных, данных конкретного учреждения дополнительного образования, а также результаты проведенных исследований на основе наблюдения и опросов. Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что это первое исследование, в котором рассмотрен комплекс вопросов, охватывающих теоретические основы и содержание деятельности учреждений дополнительного образования. Новация связана с комплексным освещением основных вопросов понятия и как основы для запроса семей в услугах данного типа образовательной системы. проблема носит узкоспециализированный характер. Исследование более подробно останавливается на специфике и путях совершенствования дополнительного образования, а также удовлетворенности семей в предоставляемых услугах учреждением дополнительного образования. Практическая значимость работы заключается: во-первых, в том, что результаты данного исследования могут быть использованы для дальнейшей разработки проблем дополнительного образования в целом, так и отдельно проблем совершенствования качества услуг предоставляемых семье в рамках запросов на развитие мотивации личности ребенка. Исследование будет интересно как практическим работникам в области дополнительного образования на муниципальном уровне, так и отдельным работникам образования и иным деятелям. Структура магистерской диссертации – работа состоит из введения, трех глав, объединяющих шесть параграфов, содержащих последовательное изложение научного исследования и раскрывающих тему диссертации, заключения, библиографического списка. |
Программа дисциплины «Сценарный трейдинг» Правительство Российской... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... | ||
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... | Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования |