Министерство образования Российской федерации
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра
образования Российской
Федерации
_________ В.Д. Шадриков
“14” апреля 2000 г. Регистрационный номер 332 тех/дс
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Направление подготовки дипломированного специалиста
651500 Прикладная механика
Квалификация - инженер
Вводится с момента утверждения
Москва 2000 г.
1. Общая характеристика направления подготовки
дипломированного специалиста
“Прикладная механика” 1.1. Направление подготовки дипломированного специалиста утверждено приказом Министерства образования Российской федерации от
02 марта 2000 г. № 686.
1.2. Перечень образовательных программ (специальностей), реализуемых в рамках данного направления подготовки дипломированного специалиста:
-
071100
| Динамика и прочность машин;
| 071200
| – Триботехника.
| 1.3. Квалификация выпускника инженер.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки инженера в рамках направления подготовки дипломированного специалиста “Прикладная механика” при очной форме обучения - 5 лет 6 месяцев (по специальности 071100) и 5 лет (по специальности 071200).
1.4. Квалификационная характеристика выпускника.
Инженер по направлению подготовки дипломированного специалиста “Прикладная механика” в соответствии с требованиями “Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих”, утвержденного Постановлением Минтруда России от 21.08.98 за № 37, может занимать непосредственно после окончания вуза следующие должности:
инженер;
научный сотрудник;
инженер-конструктор;
и другие должности, соответствующие его квалификации.
1.4.1. Область профессиональной деятельности.
“Прикладная механика” – исследовательское направление в области фундаментальных наук и наукоемкого технического образования в сфере обеспечения прочности, надежности машин, конструкций и приборов и безопасности техники, включая совокупность средств, способов и методов человеческой деятельности, направленных на исследование, создание и эксплуатацию машин с высокой долговечностью и эффективностью функционирования.
1.4.2. Объекты профессиональной деятельности.
Объектами профессиональной деятельности инженера по направлению подготовки дипломированного специалиста “Прикладная механика” являются:
расчеты и проектирование новой техники в том числе предназначенной для работы в экстремальных условиях;
экспериментальные исследования создаваемых образцов новой техники, приборов, машин, конструкций и новых материалов;
создание и развитие аналитических и численных методов расчета новой техники, приборов, машин и конструкций;
теоретическое и экспериментальное исследование динамики и устойчивости механических систем;
исследование надежности, ресурса и безопасности машин, конструкций и приборов;
разработка математических моделей расчета конструкций из композиционных и перспективных материалов, находящихся в экстремальных условиях эксплуатации.
1.4.3. Виды профессиональной деятельности.
Инженер по направлению подготовки “Прикладная механика” может в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой выполнять следующие виды профессиональной деятельности:
научно-исследовательская;
проектно-конструкторская;
организационно-управленческая.
Конкретные виды деятельности определяются содержанием образовательно-профессиональной программы, разрабатываемой вузом.
1.4.4. Задачи профессиональной деятельности.
Инженер по направлению подготовки дипломированного специалиста “Прикладная механика” подготовлен к решению следующих типов задач по виду профессиональной деятельности.
Научно-исследовательская:
статистические методы обработки результатов экспериментов на прочность, усталость, трение и износ;
диагностика состояния и динамики объектов деятельности с использованием необходимых методов и средств анализа;
создание математических и физических моделей процессов и оборудования;
планирование эксперимента и использование методик математической обработки результатов;
использование информационных технических средств при разработке новых изделий машиностроения.
Проектно-конструкторская:
формулирование целей и задач расчетной программы при выданных критериях, целевых функциях, ограничениях, построение структуры их взаимосвязей, выявление приоритетов решения;
разработка обобщенных вариантов решения проблем, анализ этих вариантов, прогнозирование последствий, нахождение компромиссных решений в условиях многокритериальности, неопределенности;
расчет проектов изделий с учетом механических, технологических, конструкторских, эксплуатационных, эстетических, экономических параметров;
использование информационных технологий для выбора необходимых материалов изготавливаемых изделий.
Организационно-управленческая:
организация работы коллектива исполнителей, принятие управленческих решений в условиях различных мнений;
нахождение компромисса между различными требованиями (стоимости, качества, безопасности и сроков исполнения) как при долгосрочном, так и при краткосрочном планировании и определении оптимальных решений;
оценка производственных и непроизводственных затрат на обеспечение требуемого качества продукции;
составление нормативно-технической документации.
1.4.5. Квалификационные требования.
Подготовка выпускника должна обеспечивать квалификационные умения для решения профессиональных задач:
участие во всех фазах проектирования, разработки, изготовления и сопровождения объектов профессиональной деятельности;
использование современных методов, средств и технологий разработки объектов профессиональной деятельности;
взаимодействие со специалистами смежного профиля при разработке методов, средств и технологий проектирования объектов профессиональной деятельности;
участие в научных исследованиях и проектно-конструкторской деятельности, в управлении технологическими, экономическими, социальными системами;
проведение комплексного технико-экономического анализа для обоснованного принятия решений, изыскание возможности сокращения цикла работ, содействие подготовке процесса их реализации с обеспечением необходимыми техническими данными, материалами, оборудованием;
участие в работах по осуществлению исследований, в разработке проектов и программ, в проведении необходимых мероприятий, связанных с испытаниями оборудования и внедрением его в эксплуатацию, а также в выполнении работ по стандартизации технических средств, систем, процессов, оборудования, в рассмотрении различной технической документации.
Инженер должен знать:
постановления, распоряжения, приказы вышестоящих и других органов;
методические, нормативные и руководящие материалы, касающиеся выполняемой работы;
перспективы технического развития и особенности деятельности учреждения, организации, предприятия;
принципы работы, технические характеристики, конструктивные особенности разрабатываемых и используемых технических средств;
методы исследования, правила и условия выполнения работ;
основные требования, предъявляемые к технической документации, материалам, изделиям;
методы проведения технических расчетов и определения экономической эффективности исследований и разработок;
достижения науки и техники, передовой и зарубежный опыт в области знаний, способствующих развитию творческой инициативы в сфере организации производства, труда и управления;
основы трудового законодательства и гражданского права;
правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
1.5. Возможности продолжения образования выпускника.
Инженер, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированного специалиста “Прикладная механика”, подготовлен для продолжения образования в аспирантуре. 2. Требования к уровню подготовки абитуриента 2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании. 3. Общие требования к основной образовательной программе
подготовки выпускника по направлению
“Прикладная механика” 3.1. Основная образовательная программа подготовки инженера разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта дипломированного специалиста и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных, производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки инженера, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки инженера состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины вузовского компонента и по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки инженера должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ – Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН Общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД Общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД Специальные дисциплины, включая дисциплины специализации;
ФТД Факультативные дисциплины.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки инженера должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом. 4. Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы по направлению
подготовки дипломированного специалиста
“Прикладная механика”
Индекс
| Наименование дисциплин и их основные разделы
| Всего часов
| 1
| 2
| 3
| ГСЭ
| Общие гуманитарные и социально-экономические
дисциплины
| 1800
| ГСЭ.Ф.00
| Федеральный компонент
| 1260
| ГСЭ.Ф.01
| Иностранный язык
Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции. Лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера. Понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и другая). Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах.
Понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы. Основные особенности научного стиля. Культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета. Говорение. Диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения. Основы публичной речи (устное сообщение, доклад). Аудирование. Понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации. Чтение. Виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности. Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография.
| 340
| ГСЭ.Ф.02
| Физическая культура
Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Ее социально-биологические основы. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Законодательство РФ о физической культуре и спорте. Физическая культура личности. Основы здорового образа жизни студента. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма.
| 408
| ГСЭ.Ф.03
| Философия
Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Цивилизационные особенности становления философии. Исторические типы и направления в философии, основные этапы исторического развития философии, структура философского знания. Бытие. Понятия духа, материи и сознания; пространства и времени, движения. Научные, философские и религиозные картины мира. Диалектика, ее принципы и законы. Развитие, его модели и законы. Человек, общество, культура. Человек и природа. Производство и его роль в жизни человека. Общество и его структура. Человек в системе социальных связей. Человек как творец и творение культуры. Человек и исторический процесс; личность и массы; свобода и необходимость. Познание. Соотношение мнения, веры, понимания, интерпретации и знания. Становление субъектно-объектного видения мира. Рациональное и иррациональное; интуиция. Мистицизм в познании. Отражение. Истина и ее критерии. Практика. Научное и вненаучное знание. Структура научного познания, его методы и формы. Научные революции и смена типов рациональности. Познавательные, этические и эстетические ценности. Смысл существования человека. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности.
|
| ГСЭ.Ф.04
| | |