В. А. Новосельцева основы ораторского искусства





Скачать 197.5 Kb.
НазваниеВ. А. Новосельцева основы ораторского искусства
Дата публикации19.04.2015
Размер197.5 Kb.
ТипЛекция
100-bal.ru > Культура > Лекция


МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КРАСНОДАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


В.А. Новосельцева

ОСНОВЫ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА
Лекция

Краснодар

2012

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КРАСНОДАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


В.А. Новосельцева
ОСНОВЫ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА


Лекция

Краснодар

2012

Рекомендовано

редакционно-издательским советом

Краснодарского университета МВД России

Рецензенты:

Л.А. Исаева, доктор филологических наук, профессор

(Кубанский государственный университет),

Е.В. Карабут, кандидат филологических наук, доцент

(Краснодарский университет МВД России).


Новосельцева В.А. Основы ораторского искусства: Лекция. – Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2012. – 22 с.
В лекции описываются основы ораторского искусства, рассматриваются приемы управления аудиторией.

Для курсантов и слушателей Краснодарского университета МВД России.

© Краснодарский университет МВД России, 2012

ВВЕДЕНИЕ



Знание русского языка, владение культурой публичного выступления - необходимые профессиональные качества сотрудника органов внутренних дел, одни из обязательных условий его эффективной работы.

Наблюдения показывают, что сотрудники органов внутренних дел не владеют технологиями и средствами успешного речевого общения, не обладают историко-теоретическими знаниями о практике речевого общения, речевыми умениями в разных ситуациях общения. Речь большого количества сотрудников отличается невыразительностью, неточностью, неправильностью, нарушением этикетных норм, в общении часто отсутствует логичность, глубина, конкретность, смысловая позитивность. В целом речевое поведение сотрудников отличается закрытостью, отстраненностью от адресата.

Специалисты органов внутренних дел как сотрудники сферы «повышенной речевой ответственности» должны иметь соответствующую речевую подготовку, так как их речевое поведение имеет свою специфику и должно быть определенным образом воспитано, сформировано.

Овладевая знаниями, умениями и навыками речевого поведения, развивая речевые способности, сотрудник развивает речевую культуру, свой профессионализм. Повышая культуру речи, сотрудник овладевает профессионально значимыми речевыми умениями и навыками: выступать публично, строить монологическую речь, управлять слушателями.

Цель лекции: дать необходимые знания об основах ораторского искусства, особенностях аудитории и приемах управления ее как важнейшем компоненте профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел.

Задачи лекции: изложить основы ораторского искусства, повышать речевую ответственность обучающихся, дать общее представление о профессиональных коммуникациях юриста, о публичной речи как инструменте эффективного общения, формировать навыки управления аудиторией.

Самооценка знания русского языка, умения подбирать нужные языковые средства, понимание необходимости овладения мастерством устной речи в процессе обучения позволят сотрудникам органов внутренних дел повысить грамотность, качество устных выступлений сотрудников, авторитет органов внутренних дел.

  1. Основы ораторского искусства



Ораторской речью называют убеждающую речь, которая обращена к широкой аудитории, произносится профессионалом речи (оратором) и имеет своей целью изменить поведение аудитории, ее взгляды, убеждения, настроения и т.п.

Выделяются следующие особенности ораторской речи:

- ораторская речь рассчитана на публику, на группу лиц, однородных или неоднородных по таким параметрам, как образование, культура слушания, подготовленность к восприятию, эмоциональный настрой, внутренние установки и т.д. Следовательно, ораторская речь – это речь публичная;

- в ораторских выступлениях ставятся и раскрываются вопросы, имеющие гражданское звучание, социальную значимость. При этом ставятся задачи воздействия на ум, чувства, действия людей, то есть задачи убедить их в чем-то; вызвать определенные чувства, подъем духа, воодушевить; повлиять на поведение, поступки людей. Эти задачи ораторских выступлений берут свое начало от традиций Древней Греции, где риторика складывалась и развивалась прежде всего как ораторское искусство. Итак, ораторское выступление – это речь убеждающая, воздействующая;

- ораторская речь отличается своей особой, нередко приподнятой эмоциональностью, подъемом, пафосом. Вспомним слова Аристотеля, который писал, что слушатель всегда сочувствует оратору, говорящему с чувством, если даже он не говорит ничего основательного. Подытожим, ораторская речь – это речь публичная, воздействующая, эмоциональная.

Стремление говорящего изменить поведение слушателя может касаться самых различных сторон его жизни: убедить голосовать за нужного депутата, склонить к принятию нужного решения в сфере коммерческой деятельности, побудить его покупать определённые товары, продукты и т.п. Таких конкретных целей существует бесчисленное множество, но в любом случае воздействующая речь направлена на внеязыковую действительность, в сферу жизненных интересов, потребностей слушателя. Умение убеждать всегда ценилось обществом. Особенно велика роль профессионала речи в сфере политики, общественной деятельности. Возрастание роли воздействующей речи в жизни общества привело к возникновению учения, которое разрабатывало теорию этой разновидности речевой деятельности. Такое учение называется риторикой. В русской традиции в качестве синонимов употребляются также слова «оратория» и «красноречие».

Объективной основой зарождения ораторского искусства как социального явления стала насущная необходимость публичного обсуждения и решения вопросов, имевших общественную значимость. Чтобы обосновать ту или иную точку зрения, доказать правильность выдвигаемых идей и положений, отстоять свою позицию, нужно было хорошо владеть искусством слова, уметь убедить слушателей и повлиять на их выбор.

Важнейшим условием появления ораторского искусства были демократические формы управления, активное участие граждан в политической жизни страны.

Это обнаружилось еще в Древней Греции. По свидетельству историков, Афины с их демократическими спорами на площадях, в суде и на народных собраниях в короткий срок выдвинули величайших ораторов, политиков, мыслителей, поэтов, создали бессмертные произведения культуры. Крупной политической силой, культурным достижением было ораторское искусство и в Древнем Риме.

Термин ораторское искусство (лат. ōrātōria) античного происхождения. Его синонимом является греческое слово риторика (гр. rhētorike) и русское красноречие.

Выражение ораторское искусство имеет несколько значений. Под ораторским искусством прежде всего понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом. Ораторским искусством называют также исторически сложившуюся науку о красноречии и учебную дисциплину, излагающую основы ораторского мастерства. Кроме того, современный исследователь Е.А. Ножин утверждает, что ораторское искусство – это не искусство, а один из специфических видов человеческой деятельности, овладеть которым может всякий грамотный человек в результате упорного труда.

На протяжении многовековой истории своего развития ораторское искусство использовалось в различных сферах жизни общества: духовной, идеологической, социально-политической.

Ораторское искусство всегда обслуживало интересы определенных социальных групп, отдельных личностей. Оно служило как правде, так и лжи, было использовано как в нравственных, так и в безнравственных целях.

Основной особенностью ораторского искусства является его сложный синтетический характер. Философия, логика, психология, педагогика, языкознание, этика, эстетика – науки, являющиеся основой ораторского искусства. Лингвисты разрабатывают теорию культуры устной речи, дают рекомендации ораторам по использованию языковых средств. Психологи изучают вопросы восприятия и воздействия речевого сообщения, занимаются проблемами устойчивости внимания во время публичного выступления, исследуют психологию личности оратора, психологию аудитории как социально-психологической общности людей. Логика учит оратора последовательно и стройно излагать свои мысли, правильно строить выступление, доказывать истинность выдвигаемых положений и опровергать ложные утверждения противников.

Ораторское искусство никогда не было однородным. В зависимости от конкретной сферы применения оно исторически подразделялось на различные виды.

Современная научная и методологическая литература отмечает многообразие видов ораторской речи и классифицирует их по различным основаниям. Выделяются устные выступления монологические и диалогические, эмоциональные и рациональные и т.д.

Наиболее полно классификация современного красноречия представлена Г.З. Апресяном, который выделяют следующие роды красноречия: социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, духовное, то есть церковно-богословское. К социально-политическому красноречию относятся выступления на социально-политические, политико-экономические, социально-культурные, этико-нравственные темы, выступления по вопросам научно-технического прогресса, отчетные доклады на съездах, собраниях, конференциях, дипломатические, политические, военно-патриотические, митинговые, агитаторские, парламентские речи. К академическому красноречию относятся вузовская лекция, научный доклад, научный обзор, научное сообщение, научно-популярная лекция. К судебному красноречию относятся прокурорская, или обвинительная, речь и адвокатская, или защитительная, речь. К социально-бытовому красноречию относится юбилейная речь, посвященная знаменательной дате или произнесенная в честь отдельной личности, носящая торжественный характер, приветственная речь, застольная речь, произносимая на официальных, например дипломатических, приемах, надгробная речь, посвященная ушедшему из жизни. К духовному красноречию относится проповедь и речь официальная.

Данная классификация достаточно полно отражает современное ораторское искусство, хотя не охватывает всех видов красноречия. В частности, в ней не представлены дискуссионные и полемические речи, такая эффективная форма ораторской речи, как реплика, ответы на пресс-конференции, слово за «круглым столом», а также виды красноречия, применяемые на радио и телевидении.

Кроме того, исследователи выделяют парламентское красноречие как разновидность социально-политического, дипломатическое красноречие (речь на международной конференции и речь в процессе дипломатического акта), военное красноречие (речь-приказ, инструктивная речь, выступление на военно-политическую тему, воодушевляющая речь, призыв), торговое красноречие (реклама), лекционно-пропагандистское красноречие (лекция научно-теоретическая, научно-популярная, научно-методическая, кинолекция, лекция-экскурсия, лекция-концерт, лекция-информация, беседа, репортаж, воспоминание, инструктаж, показ, циклы лекций), диалогическое красноречие (формы реализации: спор, дискуссия, диспут, беседа, деловое совещание, интервью, пресс-конференция, деловая игра, «круглый стол», вечер вопросов и ответов).

В академическое красноречие включаются три основных вида: собственно академическое (в среде ученых – научный доклад, реферат, обзор), вузовское (лекция, цикл лекций) и школьное (рассказ учителя, школьная лекция).


  1. Оратор и его аудитория


Человек в устном общении проводит 65% своего времени. По данным американских ученых, расход чистого времени на беседы у среднего жителя Земли составляет 2,5 года. За это время каждый из нас успевает «наговорить» около 400 томов объемом по тысяче страниц каждый. Японские лингвисты выяснили, что служащие Японии тратят на устную речь около половины времени своего бодрствования – семь часов в сутки, на чтение уходит 1,5 часа, на письменную речь – всего 47 минут. Эти данные говорят, что человек мыслящий (homo sapiens) превратился в человека говорящего (homo eloquens). При этом от одной только мысли о предстоящем докладе, переговорах или беседе с руководителем многих бросает в дрожь, пересыхает во рту, появляется страх. Вы не такой? Вы в этом уверены? Х. Маккей в книге «Дорога к вершине» рассказал о проведенном исследовании «10 самых больших страхов американцев». Страх № 1 в Америке – выступление перед публикой. Когда об этом говорят на лекциях, люди смеются, а затем кивают головами. Почему публичные выступления приводят в ужас? Это во многом связано с чувством незащищенности. Мы боимся выглядеть глупо, понимая, что наша речь несовершенна.

Специалист, хорошо владеющий речью, имеет больше возможностей в достижении профессиональных успехов. Нет сомнений, что такой человек выше на голову всех остальных. «Никакая другая способность, – говорит современный психолог Чонси М. Депью, – которой может обладать человек, не даст ему с такой быстротой сделать карьеру, добиться признания, как способность хорошо говорить». Подтверждая это, британский исследователь деловой коммуникации М.Орган утверждает, что отношение других людей к нам только на 30% определяется тем, что мы говорим, и на 70% зависит от того, как мы говорим.

Коммуникативная заинтересованность; настроенность на мир собеседника; близость мировоззрения говорящего и слушающих; знания норм общения способствуют установлению контакта между оратором и аудиторией.

Несмотря на то, что мы утверждаем, что слово – это то, что характеризует человека прежде всего, антиномия состоит в том, что риторические правила духовной морали рекомендуют немногословие, молчание, слушание и внутреннее сосредоточение. В речевой способности следует отделять красноговорение от смысла, содержания речи. Шекспир писал: «Где мало слов, там вес они имеют». К сожалению, немногие умеют говорить кратко, по делу.

Поэтому первая заповедь культуры речевого поведения, выдвигаемая нами – это избегай многословия. Оратор вредит себе, говоря больше и дольше, чем того требует ситуация. А. С. Пушкин в «Домике в Коломне» писал: «А кто болтлив, того молва прославит вмиг извергом». Заметим, что лихие ораторы всех мастей не способны вести диалог друг с другом, договариваться, находить общий язык. При этом они могут говорить часами.

Вот на этом примере можно сформулировать и вторую заповедь: всегда знай цель своей речи. В многословии всегда много пустословия. Приведем небольшую риторическую притчу: если мне нужно выступить 10 минут, мне нужно на подготовку месяц; если я могу выступать полчаса, дайте мне на подготовку речи две недели; если я могу говорить бесконечно, я могу начать свое выступление сейчас. Чем меньше содержательности в речи, тем больше слов. Неважно, в быту или на службе нас окружают такие вот «изверги»: непонятно зачем и кому говорится море разливанное из слов. Слушать таких ораторов точно не будут. Говоря о речевом поведении, мы говорим об общении при помощи речи. Конечно, общаться можно и без слов (взглядом, жестом, движением можно очень многое сказать). И все-таки общение и речь неотделимы друг от друга в нашем сознании. У Тютчева есть дивные строки в «Silentium!» (Молчание): «Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя?» Понятно – при помощи слов. Но слова имеют смысл, если обращены к кому-то. Это может быть даже сам говорящий, обращающийся к себе; это может быть и собака, бессловесное, но понимающее тебя живое существо; это может быть и шкаф (помните, у Чехова?)… Мы видим, что важность первого правила «избегай многословия» зависит от цели речи. Знать эту цель, вступая в разговор, отдавая себе отчет зачем ты в него вступил – второе правило.

Третье правило зависит от второго. Если есть цель речи – общение, значит, есть и иная ее цель – сообщение, информация: говори не только кратко, но и понятно, точно. Речь неточна, если слова употребляются в несвойственном им значении; если не устранена многозначность, порождающая в свою очередь двусмысленность. Для информации важным остается содержание речи, поэтому речевое средство информативного общения должно быть по делу. То есть говорите то, что требуется для действия, дела.

И с этим связано четвертое правило культуры речевого поведения – избегай речевого однообразия. Чтобы воздействовать на слушающего, важно говорить образно. Однако следует помнить об уместном использовании образных средств. Что делает нашу речь яркой, запоминающейся? Это и использование в речи тропов и фигур; это и вплетение в высказывание пословиц, поговорок, крылатых выражений, цитат; это и вопросительные предложения, используемые в речевом высказывании. В разных ситуациях нас слушают разные люди, в каждой из ситуаций следует вести себя по-разному. Чем выше культура речевого поведения человека, тем большим количеством речевых ролей он владеет. Кто не умеет выбирать слова в сложившейся обстановке, тот, конечно, не владеет культурой речевого поведения.

Подготовка к выступлению – очень важное и ответственное дело в деятельности оратора. Подготовка к конкретному выступлению определяется видом ораторской речи, зависит от темы выступления, целей и задач, стоящих перед выступающим, его индивидуальных особенностей, от состава аудитории, в которой предстоит выступать.

Основной особенностью аудитории ораторской речи является ее однородность или неоднородность. К признакам однородности аудитории относятся такие характеристики слушателей, как возраст, пол, национальность, уровень образования, профессиональные интересы, настроение и т.п. Чем однороднее аудитория, тем единодушнее реакция слушателей на выступление.

Существенный признак аудитории – количественный состав. Приемы, используемые во время ораторского выступления, манера поведения оратора, форма преподнесения материала, обращение к малочисленной и многочисленной аудитории должны быть различными.

Для аудитории характерно и чувство общности, которое проявляется в эмоциональном настрое слушателей. Слушатели испытывают действие различных психологических механизмов: одни слушатели бессознательно повторяют действия окружающих, другие осознанно воспроизводят образцы поведения рядом сидящих, на третьих оказывают влияние мнение и поведение большинства присутствующих. В результате действия этих механизмов в аудитории создается общий настрой, который существенно влияет на установление контакта между оратором и слушателями. Поэтому оратору нужно учиться управлять настроением аудитории, уметь, если есть необходимость, изменить его.



  1. Приемы управления аудиторией


Отношение оратора к аудитории должно быть абсолютно доброжелательным и профессиональным. Доброжелательность предполагает невозможность таких форм речевого воздействия, как агрессивность в ее различных проявлениях (упреки, угрозы, оскорбления) и демагогия (ложь). Профессиональное отношение к аудитории предполагает умение работать с любой аудиторией: и с той, которая настроена доброжелательно, и с той, которая настроена агрессивно, и с той, которая высказывает безразличие к оратору. Не следует обижаться на аудиторию, вступать с ней в конфликтные отношения. Но это совсем не значит, что оратор должен идти на поводу у аудитории, заигрывать с ней. Оратор должен относиться к аудитории, как врач к больному. Выступление оратора – его профессиональная деятельность, и он должен руководствоваться интересами дела, подчиняя ему свои чувства, эмоции, отношения.

Необходимо отметить некоторые типичные ошибки, которые допускают выступающие (даже помимо своей воли).

  1. Не следует изображать, представлять глупыми, нечестными, непоследовательными, слабохарактерными тех лиц, мнение которых вы оспариваете. Нельзя следовать утверждению: «Непоследовательный человек не может быть прав». Надо разбирать мнение, точку зрения, взгляды оппонента, а не его жизнь.

  2. Обращение к чувствам аудитории не должно перерастать в манипулирование аудиторией.

  3. Не следует отождествлять взгляды человека со взглядами той группы, партии, к которой он принадлежит.

  4. Нельзя искажать мнения оппонентов, с которыми вы полемизируете или на мнения которых вы опираетесь. Особенно осторожно следует обращаться с цитатами.

  5. Не бравируйте личными качествами, не преувеличивайте свою роль в каких-либо событиях, совместной деятельности и т.д.

  6. Высказав исходные положения своей точки зрения, концепции, защищайте их, обосновывайте, доказывайте. Нельзя представлять то, что требуется доказать, как нечто само собой разумеющееся.

  7. В ходе выступления нельзя отказываться от исходных (высказанных и невысказанных) тезисов, сделав вид, что вы «так и не думали». Вы потеряете доверие.

  8. Не преувеличивайте сверх здравого смысла отрицательных результатов реальных или возможных действий ваших оппонентов, событий и т.п. Усугубление нежелательных последствий должно быть обоснованным.

  9. Не следует требовать, чтобы вашу концепцию признали правильной только на том основании, что вам ваше обоснование представляется убедительным.

Каждая ораторская речь должна вызывать интерес у аудитории, стремление познать тему выступления. Только интересные, содержательные лекции, доклады, беседы слушают с большим вниманием.

Но как ни интересна была лекция, внимание со временем притупляется и человек перестает слушать. Борьба с утомлением внимания – важная задача, о которой не должен забывать оратор. Поэтому выступающему необходимо знать ораторские приемы поддержания внимания у слушателей.

Известный судебный деятель ХIХ века Пороховщиков (Сергеич) такими приемами считает прямое требование внимания от слушателей, обращение к слушателям с неожиданным вопросом. Для привлечения внимания аудитории он рекомендует ораторам прервать речь, сделать паузу.

Одним из интересных ораторских приемов является так называемая тайна занимательности. Для того, чтобы заинтересовать и заинтриговать слушателей, предмет речи сразу не называется.

К специальным ораторским приемам привлечения внимания аудитории можно отнести и вопросно-ответный прием. Оратор вслух раздумывает над поставленной проблемой. Он ставит перед аудиторией вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам. Это очень удачный прием, так как он обостряет внимание слушателей, заставляет вникнуть в суть рассматриваемой темы.

Оживляют выступление примеры из художественной литературы, пословицы, поговорки, фразеологические выражения.

Опытные ораторы в серьезную по содержанию речь вводят элементы юмора.

Важнейшее условие эффективности ораторской речи – это контакт со слушателями.

Контакт – это общность психического состояния оратора и аудитории, это взаимопонимание между выступающим и слушателями.

Оратор и слушатели во время выступления должны решать одни и те же проблемы, обсуждать одинаковые вопросы – оратор, излагая тему своего выступления, а слушатели, следя за развитием его мысли. Совместную мыслительную деятельность оратора и аудитории называют интеллектуальным сопереживанием.

Для возникновения контакта важно также и эмоциональное сопереживание, то есть оратор и слушатели во время выступления должны испытывать сходные чувства. Отношение говорящего к предмету речи, его заинтересованность, убежденность передаются и слушателям, вызывают у них ответную реакцию.

Необходимым условием возникновения контакта между оратором и аудиторией является искреннее, настоящее уважение к слушателям, признание в них партнеров, товарищей по общению.

На установление контакта оратора со слушателями влияют прежде всего актуальность обсуждаемого вопроса, новизна в освещении данной проблемы, интересное содержание выступления.

Именно интересное содержание в значительной степени определяет успех ораторской речи, является залогом установления контакта между оратором и аудиторией.

Однако в ораторской практике следует учитывать еще целый ряд моментов, требований, несоблюдение которых может свести на нет интересное содержание, снизить эффективность ораторского воздействия.

Большое влияние на установление контакта с аудиторией оказывает личность оратора, его репутация, сложившееся общественное мнение о нем. Если оратор известен как человек эрудированный, принципиальный, у которого слово с делом не расходится, человек, не бросающий слов на ветер, выступающий «не ради красного словца», то аудитория будет испытывать доверие к такому оратору. Единство слова и дела – это нравственно-этический критерий деятельности оратора, одно из главных требований, предъявляемых ему, важнейшее условие взаимопонимания. Несоблюдение этого требования остро и болезненно воспринимается слушателями, подрывает их доверие к словам говорящего.

Существуют специальные речевые действия, назначение которых – установление и поддержание контакта. К ним относятся: обращение, приветствие, комплимент, прощание. Начинать выступление без приветствия и обращения можно лишь на сугубо деловом совещании в узком кругу специалистов, встречи с которыми происходят достаточно часто. Обращения могут и должны употребляться и в центральной части выступления, они активизируют внимание слушателей.

Очень важную роль при поддержании контакта играют метатекстовые конструкции. Хороший оратор всегда обозначает метатекстовыми конструкциями части своего выступления: в начале своего выступления я бы хотел обратить ваше внимание на…, повторим еще раз…, теперь перейдем к вопросу о…, во-первых…, во-вторых…, в-третьих…, в заключение хотелось бы сказать о том, что… и т.п.

Первым источником контактности речи являются личные местоимения. Местоимения первого и второго лица можно охарактеризовать как коммуникативные. Эффект речи зависит именно от того, как оратор выполняет одну из своих коммуникативных задач – преодолевает дистанцию между собой и слушателями. Местоимение «мы» и помогает создать, передать атмосферу взаимопонимания между оратором и аудиторией.

В речи часто прибегают к использованию некоторых местоименных конкретизаторов, которые усиливают степень контактности: мы с вами, мы вместе, мы все… Благодаря этим приемам устанавливается доверительный разговор между оратором и аудиторией, объединяется позиция оратора и слушателей, возникает их своеобразный диалог.

Другим средством контакта являются глагольные формы. Глагольная форма объединяет оратора со слушателями и выражает их совместное мнение.

Средством установления контакта можно считать и некоторые вводные конструкции, содержащие обращение к слушателям: как вы понимаете, как вы видите, как вы убедились и др. Они являются своеобразным призывом к концептуальной солидаризации. С помощью вводных конструкций оратор подготавливает сообщение новой информации, сопоставляя ее с уже имеющейся.

Можно использовать и конструкции с изъяснительными придаточными, имеющими императивную окраску: ясно, что…, известно, что…,понятно, что… Они имеют добавочные оценочные оттенки.

Контактность речи создают также побудительные предложения, например, согласитесь, прочитайте, подумайте, возьмите, считайте, отметьте, запомните, проанализируйте, возразите, решайте. Они обращены к слушателям, призывают их к определенным действиям. Таким образом и возникает контакт между оратором и слушателями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основной особенностью ораторского искусства является его сложный синтетический характер. Философия, логика, психология, педагогика, языкознание, этика, эстетика – науки, являющиеся основой ораторского искусства. Ораторское искусство никогда не было однородным. В зависимости от конкретной сферы применения оно исторически подразделялось на различные виды.

Подготовка к конкретному выступлению определяется видом ораторской речи, зависит от темы выступления, целей и задач, стоящих перед выступающим, его индивидуальных особенностей, от состава аудитории, в которой предстоит выступать.

Оратору нужно учиться управлять настроением аудитории, уметь, если есть необходимость, изменить его. Важнейшее условие эффективности ораторской речи – это контакт со слушателями.

Для работника органов внутренних дел, одной из основных обязанностей которого является воспитательное воздействие на людей, культура публичной речи приобретает громадное значение.

От знания русского литературного языка, степени владения культурой публичной речи представителей правоохранительных и судебных органов зависит престиж органов правосудия, выполнение сотрудником органов внутренних дел его высокой общественной функции.

Список используемой литературы




  1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. – 25-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.

  2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. – Ростов н/Д, 2010.

  3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Культура речи государственного служащего: учебно-практическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.

  4. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация: Учебник. – 2-е изд, перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2009.

  5. Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия (Риторика для юристов): учеб. пособие. – М., 2011.

  6. Культура русской речи: Учебник для вузов / Под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. – М.: Издательство НОРМА, 2008.

  7. Риторика для юристов: основы судебного красноречия: учебно-практ. пособие для студентов вузов / авт.-сост. Л.В. Поповская, О.В. Лисоченко. – Ростов н/Д, 2008.

  8. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. В.И. Максимова. – 2-е изд, испр. и доп. - М.: Гардарики, 2008.








Оглавление



Введение ………………………………………………………………….4

  1. Основы ораторского искусства ………………………………………6

  2. Оратор и его аудитория……………………………………………….11

  3. Приемы управления аудиторией………………….... ……………….19

Заключение ……………………………………………………………….20

Литература ………………………………………………………………..21


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В. А. Новосельцева основы ораторского искусства iconКультура речи
В пособии рассматриваются различные аспекты речевой культуры, выделены факторы «загрязнения» речевой среды, излагаются основы ораторского...
В. А. Новосельцева основы ораторского искусства iconКультура речи учебное пособие
В пособии рассматриваются различные аспекты речевой культуры, выделены факторы «загрязнения» речевой среды, излагаются основы ораторского...
В. А. Новосельцева основы ораторского искусства iconОсновы декоративно-прикладного искусства
Д основы декоративно-прикладного искусства [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Автор-составитель: Т. А. Панчук, Е....
В. А. Новосельцева основы ораторского искусства iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины Основы теории декоративно-прикладного...
Цели дисциплины дать профессиональные основы деятельности будущего учителя изобразительного искусства, формировать у студентов теоретические...
В. А. Новосельцева основы ораторского искусства iconВ. А. Новосельцева русский язык в деловой документации
Методические рекомендации предназначены для слушателей Краснодарского университета мвд россии
В. А. Новосельцева основы ораторского искусства iconРоссийская академия театрального искусства (гитис)
Конституции Российской Федерации, и право на творчество и творческую деятельность, предусмотренное статьями 10 и 27 Закона РФ «Основы...
В. А. Новосельцева основы ораторского искусства iconПрограмма дисциплины дпп. В. 03 Основы кулинарного искусства
Цель дисциплины: ознакомить студентов с основами кулинарного искусства и профессиями, задействованными в пищевой индустрии
В. А. Новосельцева основы ораторского искусства iconТема урока Тип урока
Интонационно образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его...
В. А. Новосельцева основы ораторского искусства iconН. А. Некрасова И. В. Гурьянова дидактические и методические основы...
Цель урока: Познакомить с творчеством П. И. Чайковского и балетом «Щелкунчик». Ввести детей в атмосферу сказки Гофмана
В. А. Новосельцева основы ораторского искусства iconМетодические рекомендации по реализации принципа взаимосвязи разных...
I. Теоретические основы становления принципа взаимосвязи разных видов искусства 6
В. А. Новосельцева основы ораторского искусства iconБеляева С. Е. Основы изобразительного искусства и художественного...
Беляева С. Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования: учебник для начального профессионального образования...
В. А. Новосельцева основы ораторского искусства iconОбщеобразовательные программы в области изобразительного искусства...
Программа учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование» разработана на основе и с учетом федеральных государственных...
В. А. Новосельцева основы ораторского искусства iconПояснительная записка в системе подготовки специалиста-педагога в...
«Педагогическая работа с хореографическим коллективом», «Основы хореографической драматургии», «Танцевальный репертуар», других специальных...
В. А. Новосельцева основы ораторского искусства iconОтчёт о результатах апробации комплексного курса
России. Учебный предмет имеет комплексный характер и включает 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры,...
В. А. Новосельцева основы ораторского искусства iconУчреждение высшего профессионального образования
К каждой лекции необходимо готовиться за несколько дней до ее чтения. Накануне лекция просматривается и подвергается окончательной...
В. А. Новосельцева основы ораторского искусства iconУчреждение высшего профессионального образования
К каждой лекции необходимо готовиться за несколько дней до ее чтения. Накануне лекция просматривается и подвергается окончательной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск