Дипломная работа реализация системы здоровьясбережения в условиях образовательного учреждения Автор дипломной работы





НазваниеДипломная работа реализация системы здоровьясбережения в условиях образовательного учреждения Автор дипломной работы
страница1/7
Дата публикации18.08.2013
Размер0.71 Mb.
ТипДиплом
100-bal.ru > Культура > Диплом
  1   2   3   4   5   6   7
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) СПЕЦИАЛИСТОВ «МОРДОВСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ»

КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ И НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ

Зав. кафедрой ____О. Г. Литяйкина

«____»______________200__г.

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Реализация системы здоровьясбережения в условиях образовательного учреждения

Автор дипломной работы: Е. И. Юрченкова, слушатель курсов переподготовки по проблеме «Менеджмент в образовании» ______________(дата, подпись)___

Руководитель: О. Г. Литяйкина, старший преподаватель кафедры управления и начального профессионального образования ______________(дата, подпись)__

Рецензент: Н.Н.Николаев, канд. пед. наук, доцент _____(дата, подпись)__

Саранск 2012 год

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3

1.ПОНЯТИЕ «ЗДОРОВЬЕ» КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩЕЕ В ХАРАКТЕРИСТИКЕ ДАННОГО ТИПА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. ………………………………………………………………….

2. КУЛЬТУРА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ. …………..

3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ». …………………………………….

3.1 Понятие о здоровьесберегающих технологиях, их функции…………….

3.2 Принципы здоровьесберегающей педагогики…………………………….

3.3 Средства здоровьесберегающих технологий………………………………..

3.4 Этапы процесса обучения в условиях здоровьесберегающей педагогики…

3.5 Значимость здоровьесберегающих технологий в педагогической деятельности……………………………………………………………………….

3.6 Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе общеобразовательного учреждения………………………………

4.  КЛАССИФИКАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ. …….

5.  МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. ………………………………………………………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….
Введение

Цель здоровьесберегающей педагогики - обеспечить выпускнику образовательного учреждения высокий уровень реального здоровья, вооружая его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитывая у него культуру здоровья. Тогда аттестат о среднем образовании будет действительно путевкой в счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством умения молодого человека заботиться о своем здоровье и бережно относиться к здоровью других людей.

Постановка задачи здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе может рассматриваться в двух вариантах. Здоровьесберегающие технологии должны соответствовать фундаментальному принципу медицины и педагогики: "Не навреди!" и обеспечивать условия обучения, воспитания, развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье школьников. Эта задача аналогична концепции охраны труда школьников. В традиционном понимании здоровьесберегающие технологии - это предупреждение травматизма и других очевидно вредных воздействий на здоровье школьника.

Реализацию здоровьесберегающих образовательных технологий следует понимать как не только охрану здоровья учащихся, но и формирование, укрепление их здоровья, воспитание у них культуры здоровья, стремлении грамотно заботиться о своем здоровье.

Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие, право на родителей, их любовь и заботу.

С началом учебной деятельности ребёнок проводит большую часть своего времени в школе, поэтому школа обязана взять на себя заботу о сохранении его здоровья наряду с родителями. В стенах большинства образовательных учреждений молодые люди получают знания и предпрофессиональную подготовку, но не обучаются не менее важному – быть здоровым. Именно поэтому уже с раннего возраста детям необходимо привить желание неустанно работать над своим физическим развитием, воспитывать в них бережное отношение к самим себе.

Наблюдения за состоянием психического здоровья детей в течение последних двух лет позволяет сделать вывод о том, что увеличивается число детей, имеющих нарушения в интеллектуальном и эмоциональном развитии.

Учёные отмечают, что первый скачок в увеличении количества детей, страдающих хроническими заболеваниями, происходит в возрасте 7-10 лет. К наиболее распространённым хроническим заболеваниям относятся болезни органов дыхания, уха, горла, носа, расстройство обмена веществ, нарушение осанки.

  В связи с этим как никогда остро встаёт проблема разработки и проведения действенных мероприятий по здоровьесбережению и профилактике заболеваний на уроках и во внеурочное время. Назрела необходимость ведения просветительской работы с педагогами, обучающимися и родителями, поскольку многие вопросы по сохранению и улучшению здоровья детей становятся всё актуальней.

  Кроме того, очень важными в здоровьесберегающей деятельности любого образовательного учреждения являются проблемы внеурочной занятости детей, организации их досуга и дополнительного образования. Для сохранения здоровья нашего будущего поколения в жизнь школы внесены изменения, направленные на улучшение физиологического, социального и психологического состояний каждого школьника: создаются условия для развития ценностного отношения к своему здоровью и формирования жизненных приоритетов, направленных на осознанный выбор здорового образа жизни, организуется психолого-педагогическая защищённость ребёнка в микросоциуме.

Педагоги нашей школы грамотно подводят детей к тому, чтобы они сами для себя смогли вывести одно из основных жизненных правил: «Ты успешен тогда, когда ты здоров и ведёшь здоровый образ жизни».

1 Понятие «здоровье» как основополагающее в характеристике данного типа образовательных технологий.

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Физическое здоровье:

· это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение);

· это состояние роста и развития органов и систем организма, основу
которого    составляют    морфологические    и    функциональные    резервы, обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение).

Психическое здоровье:

· это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и
моральная      сила,      побуждающая      к      созидательной      деятельности (педагогическое определение);

· это состояние психической сферы, основу которой составляет статус
общего     душевного     комфорта,     адекватная     поведенческая     реакция (медицинское определение).

Социальное здоровье - это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека.

Нравственное здоровье - это комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.

Духовное здоровье - система ценностей и убеждений. В характеристике понятия «здоровье» используется как индивидуальная, так и общественная характеристика.

В отношении индивида оно отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Здоровье формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.

                    

  2 Культура здорового образа жизни личности.

Признаки индивидуального здоровья:

  • Специфическая и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов.

  • Показатели роста и развития.

  • Текущее функциональное состояние и потенциал (возможности) организма и личности.

  • Наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития.

  • Уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

В связи с этим целостный взгляд на индивидуальное здоровье можно представить в виде четырехкомпонентной модели, в которой выделены взаимосвязи различных его компонентов и представлена их иерархия:

Соматический компонент - текущее состояние органов и систем организма человека, - основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими па различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.

Физический компонент - уровень роста и развития органов и систем организма, - основу которого составляют морфофизиологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

Психический компонент - состояние психической сферы, - основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения.

Нравственный компонент - комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты. Подобное выделение компонентов здоровья, в некоторой степени условно, однако позволяет, с одной стороны, показать многомерность взаимовлияний разных проявлений функционирования индивидуума, с другой - более полно охарактеризовать различные стороны жизнедеятельности человека, направленные на организацию индивидуального стиля жизни. Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни. Этот стиль персонифицирован. Он определяется социально-экономическими факторами, историческими, национальными и религиозными традициями, убеждениями, личностными наклонностями. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья. Здоровый образ жизни:

  • благоприятное социальное окружение;

  • духовно-нравственное благополучие;

  • оптимальный двигательный режим (культура движений);

  • закаливание организма;

  • рациональное питание;

  • личная гигиена;

  • отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ);

  • положительные эмоции.

Приведенные характеристики позволяют сделать вывод, что культура здорового образа жизни личности - это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования, мотивационно-ценностной ориентации и самообразования, воплощенных в практической жизнедеятельности, а также в физическом и психофизическом здоровье.

3 Определение понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии».

3.1 Понятие о здоровьесберегающих технологиях, их функции.
Основной вопрос, который встает перед системой образования: как обеспечить сохранение, укрепление и восстановление здоровья учащихся? Но чтобы ответить на этот вопрос и успешно решать его, необходимо понять собственно условия жизни человека.
Образование – культура – здоровье являются фундаментальной основой здоровьесберегающей системы, стратегической целью которой является формирование гармонично развитой личности.
Остановимся только на нескольких концептуальных позициях.
1) Целенаправленный характер всего учебно-воспитательного процесса по формированию культуры здоровья обучающихся:
- приобретение и усвоение знаний о том, как сохранить свое здоровье и предупредить его нарушение;
- формирование духовно-нравственных качеств личности (ответственности, честности, доброты, милосердия);
- развитие умений и навыков безопасной, здоровой жизни; воспитание культуры здоровья (поведения, питания, общения, быта, труда, отдыха и т. д.);
- воспитание трудолюбия, духовной культуры, патриотизма, национального самосознания, толерантности;
- формирование устойчивого иммунитета и негативного отношения к табаку, алкоголю, наркотикам и влиянию деструктивных религиозных культов и организаций;
- воспитание гуманистических ориентиров поведения, исключающих жестокость, насилие над личностью;
- воспитание потребности в занятиях физической культурой, закаливании и совершенствовании физических способностей и возможностей организма человека;
- формирование культуры взаимодействия с природой, окружающим нас миром;
-развитие умений оказать первую медицинскую помощь;
- формирование у учащейся молодежи знаний о здоровой семье, роли родителей и воспитании здоровых детей.

2) Целостность учебно-воспитательного процесса.
Целостность предполагает, что все аспекты учебно-воспитательного процесса должны быть направлены на формирование культуры здоровья обучающихся.
Это длительный процесс, он не может носить временный, половинчатый характер и требует использования всех средств, форм, методов.
Целостность также означает, что здоровую жизнь человека мы рассматриваем в единстве всех ее составляющих: психическое, физическое, социальное и духовное здоровье.
Целостность подразумевает и то, что процесс формирования культуры здоровья обучающихся охватывает и обучение, и развитие, и воспитание детей, и это, в первую очередь, отражается на функциях управления образования
3) Обновление содержания образования и использование здоровье сберегающих технологий
Например, музыка несет в себе огромный здоровьесберегающий потенциал, который, к сожалению, не всегда используется в образовании.
Обновление содержания образования — это не только новая информация, которую можно сегодня получить через Интернет или справочники, но и такое содержание, которое нужно критически усвоить и претворить в персональный опыт здоровой жизни.
4) Создание здоровьесберегающей образовательной среды и использование ее педагогических возможностей.
Здоровьесберегающая образовательная среда имеет принципиальное значение для формирования гармонично развитой личности. Только тогда, когда в школе будет создана такая среда (климат здоровья, культуры доверия, личностного созидания), возможны полноценное сохранение и укрепление здоровья, обучение здоровью, формирование культуры здоровья, усвоение ее духовно-нравственных, эстетических, физических компонентов.
5) Развитие двигательной активности и учет индивидуально-личностных возможностей обучающихся в условиях конкретного образовательного учреждения.
Как известно, духовно и физически здоровые люди намного быстрее адаптируются в науке и производстве, успешнее осваивают новые виды деятельности, лучше выполняют свою работу. Поэтому развитие двигательной активности как фактора укрепления здоровья нужно рассматривать главным образом как социальную защиту интересов развивающейся личности применительно к новым социально-экономическим условиям, когда человек предлагает свои услуги на рынке труда.
6) Вовлечение всех участников образовательного процесса в разнообразные формы деятельности по сохранению и укреплению здоровья.
Образование будет выполнять функцию укрепления здоровья подрастающего поколения в том случае, если здоровью будут не только учить, но здоровье станет образом жизни. Пример такого образа жизни должны показать педагоги, родители, общественность.
Для формирования культуры здоровья обучающихся необходимо прежде всего заинтересованное и творческое отношение к работе всего педагогического сообщества республики: от работников министерства
образования до учителя, воспитателя, преподавателя и ученого в каждом образовательном учреждении.
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым школьники учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.

По определению В.В. Серикова, технология в любой сфере — это деятельность, в максимальной мере отражающая объективные законы данной предметной сферы, построенная в соответствии с логикой развития этой сферы и потому обеспечивающая наибольшее для данных условий соответствие результата деятельности предварительно поставленным целям. Следуя этому методологическому регулятиву, технологию, применительно к поставленной проблеме, можно определить как здоровьесберегающую педагогическую деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и преумножение здоровья ребенка. Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

 «Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у школьников культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:

•   условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность
требований, адекватность методик обучения и воспитания);

•   рациональная   организация   учебного   процесса   (в   соответствии   с
возрастными,     половыми,     индивидуальными     особенностями     и
гигиеническими требованиями);

•   соответствие     учебной     и     физической     нагрузки     возрастным
возможностям ребенка;

•   необходимый,      достаточный      и     рационально      организованный
двигательный режим.

Под здоровьесберегающей образовательной технологией (Петров) понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (школьников, педагогов и др.). В эту систему входит:

1)    Использование данных мониторинга состояния здоровья школьников,
проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.

2)   Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка
образовательной    стратегии,     соответствующей     особенностям     памяти,
мышления,    работоспособности,    активности    и   т.д.    школьников   данной
возрастной группы.

3)   Создание благоприятного эмоционально-психологического климата
в процессе реализации технологии.

4) Использование    разнообразных    видов    здоровьесберегающей
деятельности школьников, направленных на сохранение и повышение резервов
здоровья, работоспособности (Петров О.В.)

Основными компонентами здоровьесберегающей технологии выступают:

· аксиологический, проявляющийся в осознании учащимися высшей ценности своего здоровья, убежденности в необходимости вести здоровый образ жизни, который позволяет наиболее полно осуществить намеченные цели, использовать свои умственные и физические возможности. Осуществление аксиологического компонента происходит на основе формирования мировоззрения, внутренних убеждений человека, определяющих рефлексию и присвоение определенной системы духовных, витальных, медицинских, социальных и философских знаний, соответствующих физиологическим и нейропсихологическим особенностям возраста; познание законов психического развития человека, его взаимоотношений с самим собой, природой, окружающим миром. Таким образом, воспитание как педагогический процесс направляется на формирование ценностно-ориентированных установок на здоровье, здоровьесбережение и здравотворчество, построенных как неотъемлемая часть жизненных ценностей и мировоззрения. В этом процессе у человека развивается эмоциональное и вместе с тем осознанное отношение к здоровью, основанное на положительных интересах и потребностях.

· гносеологический, связанный с приобретением необходимых для процесса здоровьесбережения знаний и умений, познанием себя, своих потенциальных способностей и возможностей, интересом к вопросам собственного здоровья, к изучению литературы по данному вопросу, различных методик по оздоровлению и укреплению организма. Это происходит благодаря процессу формирования знаний о закономерностях становления, сохранения и развития здоровья человека, овладению умениями сохранять и совершенствовать личное здоровье, оценке формирующих его факторов, усвоению знаний о здоровом образе жизни и умений его построения. Этот процесс направлен на формирование системы научных и практических знаний, умений и навыков поведения в повседневной деятельности обеспечивающих ценностное отношение к личному здоровью  и здоровью окружающих людей. Все это ориентирует школьника на развитие знаний, которые включают факты, сведения, выводы, обобщения об основных направлениях взаимодействия человека с самим собой, с другими людьми и окружающим миром. Они побуждают человека заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни, заранее предусматривать и предотвращать возможные отрицательные последствия для собственного организма и образа жизни.

· здоровьесберегающий, включающий систему ценностей и установок, которые формируют систему гигиенических навыков и умений, необходимых для нормального функционирования организма, а также систему упражнений, направленных на совершенствование навыков и умений по уходу за самим собой, одеждой, местом проживания, окружающей средой. Особая роль в этом компоненте отводится соблюдению режима дня, режима питания, чередования труда и отдыха, что способствует предупреждению образования вредных привычек, функциональных нарушений заболеваний, включает в себя психогигиену и психопрофилактику учебно-воспитательного процесса, использование оздоровительных факторов окружающей среды и ряд специфических способов оздоровления ослабленных.

· эмоционально-волевой, который включает в себя проявление психологических механизмов — эмоциональных и волевых. Необходимым условием сохранения здоровья являются положительные эмоции; переживания, благодаря которым у человека закрепляется желание вести здоровый образ жизни. Воля — психический процесс сознательного управления деятельностью, проявляющийся в преодолении трудностей и препятствий на пути к поставленной цели. Личность с помощью воли может осуществлять регуляцию и саморегуляцию своего здоровья. Воля является чрезвычайно важным компонентом, особенно в начале оздоровительной деятельности, когда здоровый образ жизни еще не стал внутренней потребностью личности, а качественные и количественные показатели здоровья еще рельефно не выражаются. Он направлен на формирование опыта взаимоотношений личности и общества. В этом аспекте эмоционально-волевой компонент формирует такие качества личности, как организованность, дисциплинированность, долг, честь, достоинство. Эти качества обеспечивают функционирование личности в обществе, сохраняют здоровье, как отдельного человека, так и всего коллектива.

· экологический, учитывающий то, что человек как биологический вид существует в природной среде, которая обеспечивает человеческую личность определёнными биологическими, экономическими и производственными ресурсами. Кроме того, она обеспечивает ее физическое здоровье и духовное развитие. Осознание бытия человеческой личности в единстве с биосферой раскрывает зависимость физического и психического здоровья от экологических условий. Рассмотрение природной среды как предпосылки здоровья личности позволяет нам внести в содержание здравотворческого воспитания формирование умений и навыков адаптации к экологическим факторам. К сожалению, экологическая среда образовательных учреждений не всегда благоприятна для здоровья школьников. Общение с миром природы способствует выработке гуманистических форм и правил поведения в природной среде, микро-  и макросоциуме. В то же время природная среда, окружающая школу, является мощным оздоровительным фактором.

· физкультурно-оздоровительный компонент предполагает владение способами деятельности, направленными на повышение двигательной активности,  предупреждение гиподинамии. Кроме того, этот компонент содержания воспитания обеспечивает закаливание организма, высокие адаптивные возможности. Физкультурно-оздоровительный компонент направлен на освоение личностно-важных жизненных качеств, повышающих общую работоспособность, а также навыков личной и общественной гигиены.

Представленные выше компоненты здоровьесберегающей технологии позволяют перейти к рассмотрению ее функциональной составляющей.

Функции здоровьесберегающей технологии:

формирующая: осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства. Дополняют формирующее воздействие на личность социальные факторы, обстановка в семье, классном коллективе, установки на сбережение и умножение здоровья как базы функционирования личности в обществе, учебной деятельности, природной среде;

информативно-коммуникативная: обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни;

диагностическая: заключается в мониторинге развития школьников на основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и направленность действий педагога в соответствии с природными возможностями ребенка, обеспечивает инструментально выверенный анализ предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса, индивидуальное прохождение образовательного маршрута каждым ребенком;

адаптивная:    воспитание    у    школьников    направленности    на
здравотворчество,    здоровый  образ   жизни,    оптимизировать    состояние
собственного   организма   и   повысить   устойчивость   к   различного   рода
стрессогенным факторам природной и социальной среды. Она обеспечивает
адаптацию школьников к социально-значимой деятельности.

рефлексивная: заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами.

интегративная: объединяет народный опыт, различные научные
концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья
подрастающего поколения.   

3.2 Принципы здоровьесберегающей педагогики
Цели здоровьесберегающих образовательных технологий обучения определяют принципы обучения, которые отражают насущные
общественные потребности. Они выступают в органическом единстве, образуя систему, в которую входят общеметодические и специфические
принципы, выражающие специфические закономерности педагогики оздоровления.
Общеметодические принципы – это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с общими целями здоровьесберегающих образовательных технологий.
Систематическое воздействие на организм и психику учащихся может быть успешным только в том случае, если методика применения средств здоровьесберегающего воздействия будет согласована с закономерностями этого применения.
Принцип сознательности и активности – нацеливает на формирование у учащихся глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности. Повышению сознательности и активности способствует применение педагогом специальных методических приемов, решающих проблемы педагогики оздоровления. Осознавая оздоровительное воздействие активной деятельности на организм, ребенок учится самостоятельно и творчески решать задачи познавательного характера.
Принцип активности – предполагает в учащихся высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества.
Принцип наглядности – обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности способствует направленному воздействию на функции сенсорных систем, участвующих в познавательном процессе.
Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Регулярность, планомерность, непрерывность в учебно-воспитательном процессе на протяжении всего периода обучения в общеобразовательной школе обеспечивает принцип систематичности.
Усвоение пользы здоровьесберегающих мероприятий требуют их повторяемости.
Принцип повторения умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приемов, различных формах заданий.
Включение вариативных изменений в стереотипы предполагает соблюдение принципа постепенности. Он предполагает преемственность от одной ступени обучения к другой.
Принцип доступности и индивидуализации имеет свои особенности в оздоровительной направленности здоровьесберегающих образовательных технологий.
Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие. С учетом уровня индивидуальной подготовленности ученика, его двигательных способностей и состояния здоровья намечаются пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима, приобщения к разным формам познавательной деятельности. Используя природные данные ребенка, педагог направляет и стабилизирует его всестороннее развитие. Назначение принципа доступности и индивидуализации видится в исключении негативных и вредных последствий для организма учащихся вследствие чрезмерных требований и заданий.
Принцип непрерывности выражает закономерности по построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха. Сочетание высокой активности и отдыха в разных формах деятельн6ости учащихся повышает их эффективность, что выражается в динамичности закономерных изменений содержания и формы параметров функциональных нагрузок от занятия к занятию, от этапа к этапу.
Упорядочению процесса педагогики оздоровления способствует принцип цикличности. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ребенка к каждому последующему этапу обучения. Формирование двигательных умений и навыков, двигательные способности ребенка, функциональные возможности организма развиваются в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий на основе принципа учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Важнейшее значение имеет принцип всестороннего и гармонического развития личности. Он содействует развитию психофизических способностей, двигательных умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее – физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое – развитие личности ребенка.
Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья ребенка в процессе обучения.
Принцип комплексного междисциплинарного подхода к обучению школьников предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников.
Принцип активного обучения, заключающийся в повсеместном использовании активных форм и методов обучения (обучение в парах, групповая работа, методика “Ледокол”, игровые технологии и др.).

Принцип формирования ответственности у учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих людей.
Принцип связи теории с практикой – призывает настойчиво приучать учащихся применять свои знания по формированию, сохранению и укреплениюздоровья на практике, используя окружающую действительность не только как источник знаний, но и как место их практического применения.
3.3 Средства здоровьесберегающих технологий
Для достижения целей здоровье сберегающих образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств:
1.средства двигательной направленности;
2.оздоровительные силы природы;
3.гигиенические факторы. 
Комплексное применение этих средств позволяет решить задачи педагогики оздоровления.
К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные
действия, которые направлены на реализацию задач здоровьесберегающих
образовательных технологий обучения. Это – движение; физические упражнения; физкультминутки и подвижные перемены; эмоциональные разрядки и минутки «покоя» гимнастика (оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура, подвижные игры; специаольно организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков); массаж, самомассаж; психогимнастика, тренинги и др.
Использование оздоровительных сил природы оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.
Учет влияния метеорологических условий (солнечное излучение, воздействие температуры воздуха и воды, изменение атмосферного давления, движение и ионизация воздуха и др.) на определенные 
биохимические изменения в организме человека, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности учащихся может способствовать снятию негативного воздействия обучения на школьников.
Как относительно самостоятельные средства оздоровления можно выделить солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, фитотерапии, ароматерапию, ингаляцию, витаминотерапию(витаминизацию пищевого рациона, йодирование питьевой воды, использование аминокислоты глицина дважды в год – в декабре и весной с целью укрепления памяти школьников). Возможно привнесение в жизнь школы новых элементов – фитобары, кабинет физиотерапии, оздоровительные тренинги для педагогов
и учащихся.
К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, содействующим укреплению здоровья и стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, от-
Носятся: выполнение санитарно-гигиенических требований, регламинтированных СанПиНами; личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.); проветривание и влажная уборка
Помещений; соблюдение общего режима двигательной активности, режима питания и сна; привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использовании носового платка при чихании и кашле и т.д. обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах , ожогах, укусах); организация порядка проведения прививок учащихся с целью предупреждения инфекций; ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления.
Несоблюдение гигиенических требований к проведению занятий снижает положительный эффект здоровье сберегающих образовательных технологий обучения.
Одним из главных требований к использованию перечисленных выше средств является их системное и комплексное применение в виде занятий
С использованием профилактических методик; с применением функциональной музыки; аудисопровождение уроков, с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью; в виде реабилитационных мероприятий; через массовые оздоровительные мероприятия, спортивно-оздоровительные праздники здоровья; выход на природу, экскурсии, через здоровьесберегающие технологии процесса обучения и развития в работе с семьей с целью пропаганды здорпового образа жизни в системе организационо-теоретических и практических 
занятий в родительских лекториях, в работе с педагогическим коллективом как обучение педагогического коллектива в условиях инновационного образовательного учреждения.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Дипломная работа реализация системы здоровьясбережения в условиях образовательного учреждения Автор дипломной работы iconРеферат Тема дипломной работы сформулирована как «Развитие расчётной...
Целью дипломной работы является обоснование экономически эффективных путей развития системы интернет-банкинга на уровнях «банк-предприятие»...
Дипломная работа реализация системы здоровьясбережения в условиях образовательного учреждения Автор дипломной работы iconПравила написания диплома, курсовой работы Прежде чем выбрать тему,...
...
Дипломная работа реализация системы здоровьясбережения в условиях образовательного учреждения Автор дипломной работы iconРеферат Данная дипломная работа посвящена вопросам страхования во...
...
Дипломная работа реализация системы здоровьясбережения в условиях образовательного учреждения Автор дипломной работы iconДипломная работа содержит 6 разделов, в которых рассмотрены: анализ...
Пояснительная записка дипломной работы состоит из 101 листа, содержит 12 рисунков и 5 таблиц
Дипломная работа реализация системы здоровьясбережения в условиях образовательного учреждения Автор дипломной работы iconМетодические указания по выполнению дипломной работы цели и задачи дипломной работы
Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования
Дипломная работа реализация системы здоровьясбережения в условиях образовательного учреждения Автор дипломной работы iconТребования к дипломной работе учащихся 10 11-х классов
Дипломная работа заключительная работа учебно-исследовательского характера, выполняемая оканчивающими университеты, экономические,...
Дипломная работа реализация системы здоровьясбережения в условиях образовательного учреждения Автор дипломной работы iconДипломная работа
Реализация sip-телефонии для мобильных устройств с операционной системой Android
Дипломная работа реализация системы здоровьясбережения в условиях образовательного учреждения Автор дипломной работы iconДипломная работа
Мамзеров Д. В., навигация и интерфейс в средах виртуальной реальности, дипломная работа
Дипломная работа реализация системы здоровьясбережения в условиях образовательного учреждения Автор дипломной работы iconТ. С. Приходько проведение учебного патентного поиска методические рекомендации
Следует отметить, что проведение патентного поиска является нецелесообразным при выполнении дипломной работы, поскольку дипломная...
Дипломная работа реализация системы здоровьясбережения в условиях образовательного учреждения Автор дипломной работы iconПлан работы мо учителей начальных классов на 2013 – 2014 уч год
Тема года: «Реализация образовательного процесса начальной школы в условиях фгос ноо»
Дипломная работа реализация системы здоровьясбережения в условиях образовательного учреждения Автор дипломной работы iconМетодические рекомендации по подготовке выпускной квалификационной...
Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования
Дипломная работа реализация системы здоровьясбережения в условиях образовательного учреждения Автор дипломной работы iconИсследовательская работа Автор работы
Экспериментальное исследование, направленное на определение оптимального конструктора веб-сайта в школьных условиях
Дипломная работа реализация системы здоровьясбережения в условиях образовательного учреждения Автор дипломной работы iconДипломная работа «О некоторых применениях алгебры матриц»
В данной дипломной работе рассматривается новые применения матриц в теории систем линейных уравнений, теории чисел и теории алгебраических...
Дипломная работа реализация системы здоровьясбережения в условиях образовательного учреждения Автор дипломной работы iconМетодические указания по выполнению дипломной работы Оформление дипломной работы
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Дипломная работа реализация системы здоровьясбережения в условиях образовательного учреждения Автор дипломной работы iconРекомендации по оформлению ссылок, цитат, списка литературы к учебным и научным работам
Оформление результатов учебной и научной работы (реферат, курсовая работа, дипломная работа, научная статья, доклад, диссертация)...
Дипломная работа реализация системы здоровьясбережения в условиях образовательного учреждения Автор дипломной работы icon2 требования к содержанию работы
Дипломная работа (далее просто работа) выполняется на листах формата А4 с соблюдением следующих размеров полей: правое – 10 мм, верхнее...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск