莫斯科大学孔子学院 Международная научная конференция «Конфуцианство в России»





Название莫斯科大学孔子学院 Международная научная конференция «Конфуцианство в России»
страница1/4
Дата публикации21.04.2015
Размер0.52 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4


ИНСТИТУТ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РАН

俄罗斯科学院远东研究所




ИНСТИТУТ КОНФУЦИЯ МГУ им. М.В. Ломоносова

莫斯科大学孔子学院

Международная научная конференция

«Конфуцианство в России»

(Москва, 28-29 ноября 2013 г.)
儒家学说在俄罗斯”国际研讨会

(莫斯科,20131128-29)

Москва, 2013





Содержание

Блажкина А.Ю. Шесть конфуцианских добродетелей (годяньские рукописи)................4

Буров В.Г. Конфуцианство и марксизм (возможность их сочетания)................................6

Гомулин А.Л. Антиконфуцианская риторика в «Лао-цзы»: Годяньские фрагменты versus традиционный текст (textus receptus)............................................................................8

Доронин Б.Г. Историческая судьба конфуцианства (некоторые особенности)...............10

Ионов А.Ю. Обрядовая практика временных захоронений: идеи трактата Гу Яньу "Записки о повседневных знаниях".............................................................................12

Кобзев А.И. Новый имидж Ван Ян-мина в КНР.................................................................14

Лапина З.Г. Трансмутация человека как ведущая тема в «Лунь юе» (Проблема выявления смысла текста) ...........................................................................................16

Ломанов А.В. «Китайская мечта» и традиционная культура...........................................19

Лукьянов А.Е. Конфуцианство как сотавляющая культуры Дао......................................23

Милянюк А.О. Конфуцианство и искусство тайцзицюань................................................25

Переломов Л.С. Роль конфуцианства в истории КПК.......................................................27

Рысаков А.С. К проблеме актуальности изучения конфуцианских ритуалов................30

Сторожук А.Г. Принцип возвращения к истокам конфуцианства в китайской и российской общественной мысли................................................................................32

Сухадольская Л.Л. Конфуцианская утопия: древность и современность.......................34

Терехов А. Представления о внешности Конфуция в древнекитайских письменных памятниках.....................................................................................................................36

Шилин К.И., Лапина З.Г. Российское китаеведение: нормативный прогноз Кун-цзы  Аристотель Маркс => Глобальный эко-синтез культур Китая-Запада-России........................................................................................................................38

Шилов А.П. Об особенностях китайского конфуцианства 21 в. и его месте в современном мире.........................................................................................................41

Benetatou Marianna. A Neo-Confucian Contribution to the Debate on Human Rights..............................................................................................................................44

池济敏. 中国式救赎...............................................................................................................45

纪宝伦.《论语》中的生态保护思想....................................................................................48

蒋忠恒.中国儒家的大同思想................................................................................................49

刘亚丁.《中国精神文化大典》对儒家思想的阐扬............................................................50

颜炳罡.列夫•托尔斯泰与儒学..............................................................................................52

Блажкина Анастасия Юрьевна

Научный сотрудник, аспирантка ИДВ РАН

Шесть конфуцианских добродетелей

(годяньские рукописи) 1

Принято считать, что в конфуцианстве традиционно господствует этическое учение о пяти постоянствах у чан (五常). Однако, годяньские тексты берут за основу шесть взаимодополняющих этических составляющих. Содержательный анализ годяньского трактата «Шесть добродетелей» показывает, что по мировоззренческим установкам он относится к конфуцианскому учению. Ключевая проблема данного текста – соотношение шести добродетелей (или точнее трех пар добродетелей) люй дэ (六德) и шести положений люй вэй (六位), которые влекут за собой шесть обязанностей люй чжи (六职). Шесть добродетелей являются этическим ядром для каждого из шести положений, шесть положений – первооснова отношений людей в обществе. Шесть обязанностей – это главнейшие функции, ответственность, которую несет каждый человек, наделенный определенными социальными ролями. Согласно с шестью положениями исполняются шесть обязанностей, а шесть добродетелей берутся за основу. «Что называется шестью добродетелями? Это совершенная мудрость шэн (聖), мудрость чжи (智), человеколюбие жэнь (仁), долг и (義), преданность чжун (忠), верность синь (信)… Совершенная мудрость содействует мудрости, человеколюбие содействует долгу, преданность содействует верности». При этом, каждый тип добродетели соотносится с определенным положением. Если человек не обладает добродетелью, вверенной ему Небесной судьбой, то в Поднебесной наступает хаос. Концепция шести добродетелей является, по сути, продолжением и развитием идеи Конфуция об исправлении имен чжэн мин正名.

Три вида связей (сань ган (三纲) или «три устоя»), которые пронизывают шесть добродетелей, «сообщаются меж собой, тогда слово и дело не расходятся». Шесть добродетелей – основа гармонии в обществе, они гарантируют такое состояние в обществе, когда «муж является мужем, жена – женой, отец – отцом, сын – сыном, правитель – правителем, чиновник – чиновником, у каждого из этих шести есть свои обязанности, и неоткуда взяться клевете за спиной». Автор полагает, что шесть добродетелей существуют объективно, они обнаруживают себя, если вникать и изучать классические конфуцианские трактаты: «Ши цзин», «Шу цзин», «Ли цзи», «Юэ цзин», «И цзин» и «Чунь цю», о чем прямо говорится в тексте. Таким образом, шесть добродетелей соотносятся с шестью канонами люй цзин (六经).

Шесть положений регламентируют не только отношения государя и подчиненных, но также касаются кровнородственных связей, учреждают основу института семьи. При этом важная роль отводится женщине, которая должна действовать, во всем полагаясь на верность. Вопросу об отправлении траурного ритуала в трактате «Шесть добродетелей» уделяется большое внимание, самый важный погребальный ритуал – это траур по отцу. И хотя говорится, что «траур по отцу не сравнится с трауром по правителю, не стоит ради правителя порывать с отцом», но это нисколько не умаляет главенствующей роли государя, который является одновременно и Сыном Неба, и отцом для всех народов Поднебесной.

Шесть добродетелей и шесть положений, являясь основой земного порядка, включают каждого человека в сеть общественных отношений, делают возможным эффективное управление страной, гарантируют порядок, как в рамках одной семьи, так и во всей Поднебесной.

Буров Владилен Георгиевич

Институт философии РАН,

главный научный сотрудник,

доктор философских наук,

профессор
Конфуцианство и марксизм

(возможность их сочетания)


  1. Конфуцианство все больше становится одним из основных элементов, составляющих духовную культуру современного китайского общества. Время нигилистического отношения в Китае к отечественным духовным и философским традициям кануло в лету.

  2. Еще 20 лет тому назад, в 1994 г. в Пекине, во время международной конференции, посвященной 2545-летию со дня рождения Конфуция, я говорил о том, что не исключено появление в Китае в обозримом будущем феномена конфуцианского марксизма, т.е. конфуцианизации марксизма.

  3. На мой взгляд, китаизация марксизма, которая в настоящее время является официальным идеологическим курсом КПК, невозможна без обращения к нормам конфуцианства.

  4. Марксизм создавался как революционное учение рабочего класса, где главное внимание обращалось на классовую борьбу, в нем не было специально разработанных этических нормативов поведения в повседневной жизни, а между тем, такие нормы есть в конфуцианстве. В современном Китае существует объективная необходимость в существовании определенного свода нравственных принципов, регулирующих отношения государств и граждан, повседневную жизнь последних, в том числе их поведение в рабочем коллективе, семье, быту. Для обеспечения социальной стабильности, а следовательно, продолжения экономических и политических реформ необходим «здоровый» нравственный климат в обществе. Конфуцианство проповедует уважение к старшим, взаимную терпимость членов общества.

  5. Неудивительно поэтому, что в последние годы китайские философы стали говорить о необходимости обновления марксизма посредством «оплодотворения» его положениями конфуцианства. В этом отношении показательна статья профессора Университет Цинхуа Цянь Сюня «Марксизм и конфуцианство» (см. журнал «Вопросы философии», 2012, № 6). В ней известный китайский философ рассматривает следующие вопросы: отношение марксизма к традиционной культуре, взаимодополняемость марксизма и китайской традиционной культуры, путь их соединения.

Гомулин Андрей Леонидович

Еврейский университет в Иерусалиме

Библиотека на восточных языках

координатор проекта
Антиконфуцианская риторика в «Лао-цзы»:

Годяньские фрагменты versus

традиционный текст (textus receptus)


  1. Антиконфуцианская направленность философии «Лао-цзы» («Дао дэ цзин») представляет собой общее место в исследованиях данного текста. Ряд параграфов textus receptus не оставляет сомнений в том, что его авторы были настроены крайне критически по отношению к основным положениям и ценностям, традиционно ассоциирующимися с учением последователей школы жу.

  2. Тем не менее, в древнейших материалах, имеющих прямое отношение к «Лао-цзы», – так называемых Годяньских списках, или Годяньских фрагментах, ориентировочно датируемых IV в. до н. э., антиконфуцианская риторика оказывается выражена гораздо слабее. Наиболее агрессивные высказывания традиционного текста сформулированы в Годяньских фрагментах таким образом, что они скорее защищают, нежели нападают на ценности, считающиеся основой конфуцианской этики.

  3. Хотя природа Годяньских списков до конца не ясна (все возможные варианты по большому счету сводятся к двум: они могут представлять собой либо фрагменты полных версий «Лао-цзы», либо материал, из которых «Лао-цзы» был составлен позже), отсутствие в них антиконфуцианской риторики тем более заметно и значимо, что почти все основные темы, обсуждаемые в традиционном тексте, нашли свое отражение и в этих фрагментах.

  4. Вероятно, редактирование текста, придавшее ему антиконфуцианский характер, произошло достаточно поздно – возможно, не раньше начала II в. до н. э. Во всяком случае, в ханьских копиях текста критика конфуцианских ценностей артикулирована уже отчетливей, хотя местами еще и не приобрела однозначности традиционного текста.

  5. Сравнение палеографических источников и textus receptus не только позволяет проследить и лучше понять историю текста «Лао-цзы», но и дает возможность заново взглянуть на развитие интеллектуального дискурса в период позднего Чжаньго (IV–III в. до н. э.). Можно предположить, что теоретические противоречия между различными течениями были в то время не столь остры, как их представляет позднейшая традиция, и значительная часть конвенциональных ценностей разделялась большей частью или даже более или менее всеми мыслителями. Это, в свою очередь, затрагивает вопрос о том, в какой степени можно говорить о существовании отдельных философских «школ» в тот период.

  6. Отдельно стоит вопрос о том, почему текст «Лао-цзы» был отредактирован именно таким образом. Хотя ответ на него неизбежно будет достаточно спекулятивен, большое значение для решения этой проблемы имеют хронологические рамки внесенных изменений.

Доронин Б.Г.

Доктор исторических наук, профессор Восточного

факультета СпбГУ
Историческая судьба конфуцианства

(некоторые особенности)
Конфуцианство — феномен уникальный, аналогов ему в мире нет. Оно жестко ориентировано на решение социальных и политических проблем и на протяжение многих веков определяло жизнь огромной страны; востребовано оно и в наши дни. Его по праву считают олицетворением китайской цивилизации. Как складывалась его судьба? Где причины его удивительной жизнестойкости?

Основатель учения жил в эпоху, когда культура древнего Китая становилась письменной. Ее создателями и хранителями были особые чиновники ''ши'', служившие при дворе правителей чжоуского Китая; долгое время они оставались монополистами в этой области. ''Ши'' стояли и у истоков китайского историописания, которое с первых своих шагов рассматривалось как дело высочайшей государственной важности и решало проблемы набиравшей силу монархии. Таким образом, именно чиновники ''ши'' во многом определяли тот культурный фон, на котором происходил генезис конфуцианства.

Свое учение Конфуций разрабатывал и утверждал как обобщение опыта ушедших поколений, в прошлом он искал и апробированные временем духовные константы, на которые следовало ориентироваться современникам и потомкам. Без апелляции к культурно-историческому прошлому Китая создаваемое этико-политическое учение функционировать не могло. А единственным источником сведений о прошлом во времена Конфуция были исторические труды, подготовленные чиновниками ''ши''.

Как известно, свое место в жизни общества и государства учение Конфуция заняло далеко не сразу, это произошло лишь в империи Хань. И у колыбели ханьского конфуцианства стоял не только Дун Чжуншу, но и его ученик Сыма Цянь — создатель первой сводной истории Китая. Весь пройденный к тому времени Китаем путь отец китайской истории интерпретировал с позиций ханьского конфуцианства, убедительно продемонстрировав тем самым жизненность и эффективность этого учения, его универсальную ценность. Важнейший вклад в оформление органических связей конфуцианства и официального историописания внес и еще один ханьский ученый — Бань Гу.

С этого рубежа роль официального историописания в судьбе конфуцианства неуклонно растет. История, над которой трудились многие поколения придворных историков, представляла собой конфуцианское видение историко-культурного прошлого Китая, и собранные ими материалы питали учение Конфуция, демонстрируя торжество его доктрин. А успешно функционировавшая в императорском Китае система воспитания исторической памяти общества, не только знакомила подданных Сына Неба с официальной версией истории государства, но и закрепляла в их сознании основы конфуцианства.

В наши дни конфуцианство востребовано вновь, оно прочно заняло важное место в политической практике китайского руководства, которое видит в нем существенный фактор модернизации страны и построения социализма с китайской спецификой. Утверждение учения великого мыслителя в жизни КНР идет на фоне развернутой властями беспрецедентной по своим масштабам и интенсивности кампании, целью которой является приобщение общества к культурно-историческому прошлому, описанному в трудах придворных историков императорского Китая.

Таким образом, сложившаяся в русле китайской цивилизации мощная и необычайно самобытная историографическая традиция на протяжение многих веков во многом определяла судьбу конфуцианства и многие его особенности, что важно учитывать при разработке данной проблематики.

Ионов Алексей Юрьевич

Научный сотрудник, аспирант ИДВ РАН
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

莫斯科大学孔子学院 Международная научная конференция «Конфуцианство в России» iconНаучная конференция «Инновационный прорыв России: риски и ресурсы,...
Научная конференция профессорско-преподавательского состава, аспирантов и соискателей
莫斯科大学孔子学院 Международная научная конференция «Конфуцианство в России» iconМеждународная Научно-практическая конференция «v Международная конференция...
Международная конференция посвященная проблемам общественных наук: Международная Научно-практическая конференция, г. Москва, 23 февраля...
莫斯科大学孔子学院 Международная научная конференция «Конфуцианство в России» iconМеждународная Научно-практическая конференция «v Международная конференция...
Международная конференция посвященная проблемам общественных наук: Международная Научно-практическая конференция, г. Москва, 23 февраля...
莫斯科大学孔子学院 Международная научная конференция «Конфуцианство в России» iconВ. М. Липкин, Т. В. Овчинникова международная научная конференция...
Академиков М. М. Шемякина и Ю. А. Овчинникова Российской академии наук (г. Москва) и Филиале Института (г. Пущино, Московская область)...
莫斯科大学孔子学院 Международная научная конференция «Конфуцианство в России» iconМеждународная научная конференция «Современная онтология IV : Проблемы метода»
Участие в конференциях, фестивалях, семинарах, форумах и т д. ( название мероприятия, место, год)
莫斯科大学孔子学院 Международная научная конференция «Конфуцианство в России» iconМеждународная «Лига развития науки и образования» (Россия) Международная...
Международная научно – методическая конференция «Декабрьские чтения имени С. Б. Барнгольц»
莫斯科大学孔子学院 Международная научная конференция «Конфуцианство в России» iconМеждународная научная конференция «достижения европейской науки»
Цель: создание педагогических условий для формирования общих компетенций студентов педагогического колледжа
莫斯科大学孔子学院 Международная научная конференция «Конфуцианство в России» iconМеждународная электронная научная конференция (26 апреля 2005 года)
Физическое воспитание и спорт в высших учебных заведениях: интеграция в европейское образовательное пространство
莫斯科大学孔子学院 Международная научная конференция «Конфуцианство в России» iconXx юбилейная Международная научная конференция студентов и молодых...
В соответствии с перечнем научных мероприятий на 2014 г. Министерства образования и науки РФ
莫斯科大学孔子学院 Международная научная конференция «Конфуцианство в России» icon2. Международная научная конференция «От Дединово до Гангута», посвященная...
Ожидается, что трехсотлетний юбилей этого события будет отмечаться, как непосредственно у места сражения у полуострова Ханко в Финляндии,...
莫斯科大学孔子学院 Международная научная конференция «Конфуцианство в России» iconМеждународная научная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов...
莫斯科大学孔子学院 Международная научная конференция «Конфуцианство в России» iconМеждународная «Лига развития науки и образования» (Россия) Международная...
Международная научно-практическая конференция «Судейская этика и укрепление доверия к правосудию» и Российско-шведский семинар по...
莫斯科大学孔子学院 Международная научная конференция «Конфуцианство в России» iconОбщество кирилла туровского гомельская специализированная славянская...
Международная науч конф. (2007, Гомель). V международная научная конференция “Славянская фразеология в ареальном, историческом и...
莫斯科大学孔子学院 Международная научная конференция «Конфуцианство в России» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Международная научная конференция проводится при поддержке Республиканской целевой программы «Русский язык в Татарстане»
莫斯科大学孔子学院 Международная научная конференция «Конфуцианство в России» iconИздательский центр «гравис» Международная научная конференция «актуальные...
Цель: создание педагогических условий для формирования общих компетенций студентов педагогического колледжа
莫斯科大学孔子学院 Международная научная конференция «Конфуцианство в России» iconПервое информационное письмо Вторая международная научная конференция...
Министерство сельского хозяйства российской федерации федерального государственного образовательного учреждения


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск