Скачать 305.04 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра истории и культурологии Методические указания к семинарским занятиям Часть II Казань 2009 УДК 7.03 ББК85И 90 И 90 Культурология: Методические указания к семинарским занятиям. Часть II / Сост. Г.А.Табейкина. Казань: КГ АСУ, 2009.- 23 с. Печатается по решению Редакционно-издательского совета Казанского государственного архитектурно-строительного университета Материалы предназначены для изучения студентами курса «Культурология» в рамках семинарских занятий и успешной сдачи зачета по указанному предмету. Каждый раздел содержит тематический план, список литературы, методические советы, вопросы и задания, темы рефератов, тесты. Указания снабжены кратким словарем культурологических понятий и терминов. Методические указания составлены в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и охватывают наиболее важные темы, отражающие содержание и структуру курса «Культурология». УДК 7.03 ББК 85 >Казанский государственный архитектурно-строительный университет, 2009 >Табейкина Г.А., 2009 Тема 1. Античная культура План
Литература
Методические советы Изучение данной темы необходимо с определения понятия «античность», введенного итальянскими гуманистами для определения греко-римской культуры, в её хронологических рамках от истоков крито-микенской культуры (рубеж Ш-П тыс. до н.э.) до кризиса Римской империи в III в. н.э., положившего начало переходу к христианской культуре, а затем перейти к общей характеристике эпохи. Далее следует раскрыть особенности греческого общества, его полисной системы. Полис — демократически управляемый город-государство, гарантирующий равные права гражданам - полноправным участникам общественной жизни. Двуединая античная форма собственности органично сочетала частную собственность, давшую человеку инициативу, и государственную, обеспечившую социальную стабильность и защиту. Благодаря этому закладывается основа гармонии между личностью и обществом. Таким образом, греческая античность позволила человеку поверить в свои собственные силы и разум,, позволила строить отношения между людьми на принципах агонистики — соревнования с целью достижения лучшего результата, наградой за который становилось общественное признание и почет, и, наконец, позволила выработать общий принцип культуры - калокагатию - классическое равновесие духа и тела, добра и красоты, общественного и личного. Именно эти принципы в конечном итоге стали определяющими для всей европейской культуры. Рассматривая основные достижения античной культуры, следует остановиться также на особенностях мировосприятия греков, своеобразии их мифологии, главным принципом которой являлся антропоморфизм.. Особое внимание надо уделять художественным достижениям античной культуры, обратившись к таким видам искусства, как архитектура, скульптура и т.д. Характеристика высочайших достижений античности требует понимания категорий «мера» и «гармония». Рассматривая «меру» как универсальный принцип, необходимо подчеркнуть эстетическое значение положения Протагора: «Человек есть мера всех вещей», которое получает следующее толкование применительно к искусству; - «мера» как соответствие вещи своему назначению;
Гармония — это единство противоположностей. Образцом для гармонии в греческом искусстве являлась гармония в Космосе и природе. Нельзя не обратить внимание на безмятежность лиц античной скульптуры и, одновременно, телесную царственность и откровенность. Эпоха, поклонявшаяся красоте, выразила богатство человеческого мира в жизни тела, поскольку поклонялась видимому. С этих позиций можно обратиться к анализу произведений античного искусства, проследить историю развития и художественную эволюцию архитектуры, скульптуры, вазописи. Выявляя основные тенденции в развитии греческой скульптуры важно проследить, как изменялся способ художественного воплощения образа человека от архаики к классике на примере творчества Мирона, Фидия, Поликлета, Скопаса, Пракстеля, Лисиппа. Затем следует перейти к изучению искусства Древнего Рима, опираясь на знание древнегреческой культуры, определить достижения римлян в области архитектуры, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Ключом к пониманию римского искусства служат слова римского писателя Юлия Фронтина по поводу девяти грандиозных римских акведуков: «Нельзя сравнивать их каменные громады с бесполезными пирамидами Египта или самыми прославленными, но праздными сооружениями греков». Пафос полезности во имя государства и был реализован в строительстве городов, форумов (площадей), триумфальных арок, храмов, термов (общественных бань), цирков, амфитеатров и т.д. В заключение работы над темой необходимо показать, как использовались достижения античной культуры в последующиеисторические эпохи. При этом можно выделить основные направления, определяющие влияние античности на дальнейшее развитие художественной культуры: - мифологические образы в различных видах искусства; - обращение к историческим событиям и реальным действующим лицам античности; - памятникам античной культуры и искусства как объектам художественно-образного отражения; - использование античного канона красоты (в архитектуре, живописи, скульптуре). Вопросы и задания:
Тема 2. Средневековье в культуре европейских стран План
Литература
Методические советы Приступая к изучению данной темы, надо выяснить роль и значение средневековья в истории мировой культуры, обратить внимание на разные точки зрения в оценке этой эпохи (гуманисты Возрождения, рационализм XVII века, французские просветители XVIII века, романтизм XIX, неотомизм XX вв.), понять причины данных разночтений. С этой целью следует отметить двойственный характер изучаемого времени: с одной стороны, забвение достижений античной культуры, с другой - постепенное накопление сил для дальнейшего развития, вызревание в её недрах культуры Ренессанса. Важно рассмотреть источники средневековой культуры:
Далее необходимо остановиться на характеристике важнейшей особенности средневековой культуры - роли и влиянии христианского вероучения и христианской церкви в формировании её ценностей. В этой связи следует обозначить особенности религиозного сознания, выделив три из них (символичность, догматичность и каноничность). При этом не забыв оигре воображения, которое являлось неотъемлемой частью представлений людей о мире, что найдет отражение в практике средневекового искусства. Далее следует выделить три периода в эпохе средневековья и дать им характеристику; Раннее средневековье (V-XI вв.): - появление религии - христианства; развитие теологии - богословия; появление первых университетов; формирование группы романских языков; распространение романского архитектурного стиля; существование литературы в виде средневекового эпоса — песенной истории народа. Высокое средневековье (XII век): - вытеснение романского стиля готикой - архитектурным стилем, ставшим визитной карточкой средневековья и синтезирующим духовную и светскую жизнь человека; зарождение и распространение рыцарской культуры. Позднее средневековье (XIII-XV вв.): - появление мистики как переживания в экстазе непосредственного единения с богом; распространение ереси — инакомыслия, что в то время означало отступление от божественной истины. Становится очевидным, что эпоха средневековья обладала собственной логикой и собственным видением мира: идея Бога, вера в Бога становятся высшими ценностями культуры данной эпохи. Опираясь на знание духовных доминант эпохи, можно перейти непосредственно к анализу культурыи искусства средневековья, выделив такие виды творчества, как архитектура, литература, музыка. Особое внимание необходимо уделить памятникам романского и готического стилей в архитектуре, используя сравнительный анализ. При характеристике романского стиля можно учесть мнение французского ваятеля Родена: романская архитектура «ставит человека на колени», воспринимается как тяжелое, давящее, великое молчание, олицетворяющее устойчивость мировоззрения человека, его «горизонтальность». Давая оценку готическому стилю, следует исходить из предназначения готического собора, как наглядного воплощения божественного космоса. Отсюда и его полифункциональность, и способность совместить в единое целое все виды искусства: скульптуру, расположенную в нишах, архитектуру, полифоничность музыки и орнаментального декора. Особое место в данной эпохе занимает народная смеховая культура, представленная как словесными видами творчества, так и зрелищными формами. Сущность её особенно ярко проявляется в карнавалах с их перевертыванием привычных иерархических представлений о «верхе» и «низе», мирском и божественном. Особую роль играет комическое, которое выступает одновременно как выражение изобилия и плодородия жизни, своего рода эстетическая «дистанция», а также как источник преодоления страха и суеверий, выполняя при этом очищающую социально-критическую, антиклерикальную функцию. В заключение необходимо обратить внимание на противоречивость данной культуры, которая выступала, по сути, движущей силой её развития, в ходе которого человек постепенно начинает обращаться к самому себе, а не только к Богу. Однако для того, чтобы это действительно произошло, нужен был переворот в мировоззрении человека. Он произойдет в следующую эпоху - Возрождения. Вопросы и задания:
Определите основные различия рыцарской и городской культуры. |
Методические указания к семинарским занятиям Часть1 И 90 Культурология: Методические указания к семинарским занятиям. Часть I / Сост. Г. А. Табейкина. Казань: ктасу, 2009. 39 с | История экономических учений методические указания к семинарским занятиям Панасенкова Т. В., Родионова Н. Д., Чернышева Н. И. История экономических учений: методические указания к семинарским занятиям Ростов-на-Дону,... | ||
Методические указания для подготовки к семинарским занятиям для студентов... История государства и права зарубежных стран (Новое и Новейшее время) [Текст]: методические указания для подготовки к семинарским... | Методические указания к семинарским занятиям для студентов специальности «социология» Овчинникова, Э. В. Методология и методика социологических исследований [Текст]: методические указания к семинарским занятиям для... | ||
Методические указания и планы к семинарским и практическим занятиям... Орлов И. И., Половинкина М. Л. Методические указания и планы к семинарским и практическим занятиям по курсу «История культуры и искусств»... | Методические указания и рекомендации к практически-семинарским занятиям... Местные финансы: Методические указания и рекомендации к практически-семинарским занятиям по дисциплине «Местные финансы» для студентов... | ||
Курс лекций по дисциплине. Методические указания по подготовке к... Методические указания по подготовке к семинарским, практическим и лабораторным занятиям | Методические указания к семинарским занятиям для студентов всех специальностей... Минаков В. Б. Политология. Методические указания к семинарским занятиям для студентов всех специальностей очной формы обучения. Тюмень:... | ||
Методические указания к семинарским занятиям Красноярск Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности «Биохимия» | Методические указания к семинарским занятиям Красноярск Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология» | ||
Методические указания к семинарским занятиям Красноярск Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 011200 «Физика» | Методические указания к семинарским занятиям ... | ||
Методические указания к семинарским занятиям по курсу «Социология» Методические указания предназначены для студентов всех направлений и специальностей, изучающих социологию | Методические указания по семинарским занятиям Красноярск 2011 Авторы: Самойлова А. А Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология» | ||
Методические указания к семинарским занятиям по философии для студентов... Поэтому необходимо серьезно и правильно организовать свою подготовку к семинарским занятиям. Это поможет закрепить знания и существенно... | Т. Г. Волова, И. Е. Суковатая Настоящее издание является частью учебно-методического комплекса по дисциплине «Экологическая биотехнология», содержащего учебное... |