Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 031201. 65 Теория и методика преподавания иностранных языков и культур





Скачать 112.83 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 031201. 65 Теория и методика преподавания иностранных языков и культур
Дата публикации03.05.2015
Размер112.83 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Культура > Учебно-методический комплекс
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт филологии и журналистики

Кафедра немецкой филологии

Широкова И.А.

ТЕОРИЯ КОНЦЕПТА. Эмоциональный концепт
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 031201.65 Теория и методика преподавания иностранных языков и культур.

Форма обучения – очная

Тюменский государственный университет

2011

1. Пояснительная записка

Данный курс ориентирован на углубление лингвистических знаний студентов, расширение их научного кругозора и знакомство с этнокультурным фактором как обязательным условием функционирования любого языка. При овладении материалом курса студенты опираются на знания и умения, полученные ими в процессе изучения общей теории языка, лексикологии, истории языка.

Знания, полученные в рамках данного курса помогут студентам получить представление о современном антропоцентрическом подходе к изучения языковых явлений на примере выражения эмоциональных переживаний говорящего.

Цель и задачи курса

Целью курса «Теория эмоционального концепта» служит знакомство с основными понятиями когнитивной лингвистики, центральным из которых является концепт, и методики выявления лингвокультурных особенностей.

К задачам курса относятся:

  • познакомить студентов с основным кругом вопросов, основными проблемами, центральными для теории концепта;

  • проследить эволюцию толкования понятия концепта и методики его исследования;

  • установить современные приёмы, схемы изучения данного явления в языке;

  • рассмотреть понятие эмоции и специфику эмоционального концепта;

  • познакомиться с ключевыми концептами русской и немецкой культуры.

Объём дисциплины, виды учебной работы и контроля

Вид учебной работы

Количество часов

семестр

Лекции

18


8

Семинарские занятия / в неделю

-

Самостоятельная работа

47

Всего

65

Вид итогового контроля

зачет




2. Тематический план изучения дисциплины


п/№

Тема

Лекции, час.

Семинарские (Лабораторные)

занятия, час

Самостоятельная и индивидуальная работа, час

Итого часов по теме

Итого количество баллов

1

2

3

4

5

6

7




Модуль 1
















1.

Когнитивный аспект языка. Особенности мировидения.

2




6

8

10

2.

Язык и сознание

2




5

7

10

3.

Представление понятия концепт в современной лингвистике

2




5

7

10




Всего

6




16

22

30




Модуль 2
















1.

Типология концепта

2




6

8

10

2.

Структура концепта

2




5

7

10

3.

Методика исследования концепта

2




5

7

10




Всего

6




16

22

30




Модуль 3
















1.

Концептуальный анализ как метод исследования

2




6

8

10

2.

Особенности концептуального анализа эмоционального концепта

2




5

7

10

3.

Ключевые концепты русской и немецкой культуры

2




4

6

20




Всего

6




15

21

40




Итого (часов, баллов):

18 / 36 баллов




47/ 64 балла

65

0 – 100




Курсовая работа













0 – 100



3. Балльная оценка текущей успеваемости студента

п/№ Темы

Формы текущего контроля


Итого количество баллов

коллоквиум

ответ на семинаре

лабор. работа

контр.

работа

доклад

реферат

сам.работа по доп. материалам




Модуль 1

























1. Когнитивный аспект языка. Особенности мировидения










0-2

0-2




0-6

0-10

2. Язык и сознание










0-2

0-2




0-6

0-10

3. Представление понятия концепт в современной лингвистике










0-2

0-2




0-6

0-10

Всего










6

6




18

30

Модуль 2

























1. Типология концепта










0-2

0-2




0-6

0-10

2. Структура концепта










0-2

0-2




0-6

0-10

3. Методика исследования концепта










0-2

0-2




0-6

0-10

Всего










6

6




18

30

Модуль 3

























1. Концептуальный анализ как метод исследования










0-2

0-2




0-6

0-10

2. Особенности концептуального анализа эмоционального концепта










0-2

0-2




0-6

0-10

3. Ключевые концепты русской и немецкой культуры










0-2

0-2




0-16

0-20

Всего










6

6




28

40

Итого










18

18




64

100



4. Содержание тем лекционных занятий

1. Когнитивный аспект языка. Особенности мировидения.(вводная лекция)

План лекции:

  1. Представление целей и задач курса

  2. Знакомство с основными понятиями когнитивной лингвистики

  3. Краткое сопоставление некоторых концептов русской, немецкой и американской культур как отражение национальных менталитетов

2. Язык и сознание

План лекции:

1. Действительность и её отражение в сознании человека

2. Сознание и языковое сознание

3. Сознание и языковая картина мира

4. Категоризация и концептуализация как основа процесса осознания реальности. Теория прототипов

3. Представление понятия концепт в современной лингвистике

План лекции:

  1. Зарождение и формирование концепта

  2. Вербализация знания. Внутренняя форма слова. Знак – значение – смысл

  3. Определение понятия: концепт, эмоциональный концепт. Подходы к пониманию концепта

  4. Концепт как структурная единица концептосферы

4. Типология концептов

План лекции:

  1. Классификация концептов по вариативным признакам

  2. Видовое деление концептов по предметным областям

  3. Структурные классификации концептов

5. Структура концепта

План лекции:

  1. Подходы к рассмотрению структуры концепта

  2. Послойное представление структуры концепта

  • Ядро концепта

  • Значимостный слой концепта

  • Образный слой концепта

  • Ассоциативный слой концепта

  • Оценочный слой концепта

6. Методика исследования концепта

План лекции:

  1. Изучение концепта в рамках историко-культурологического подхода (Ю. Степанов)

  2. Изучение концепта в рамках лингвокультурологического подхода (С.Г. Воркачёв)

  3. Изучение концепта в рамках психолингвистического подхода (А.А. Залевская)

  4. Изучение концепта в рамках лингвокогнитивного подхода (Е.С. Кубрякова)

7. Концептуальный анализ как метод исследования

План лекции:

  1. Понятие концептуального анализа

  2. Методика концептуального анализа

  3. Анализ ядра концепта

  4. Анализ периферии концепта

8. Особенности концептульного анализа эмоционального концепта (на примере концепта «Любовь»).

План лекции:

  1. Дефиниционные признаки концепта

  2. Энциклопедические признаки концепта

  3. Импликативная, производная семантика в составе концепта

9. Ключевые концепты русской и немецкой культуры

  1. Пример концептуального анализа ключевых концептов русской культуры

  2. Пример концептуального анализа ключевых концептов русской культуры


5. Планы семинарских занятий

(не предусмотрены учебным планом)
6. Самостоятельная работа студентов

В качестве заданий для самостоятельной работы по темам предлагается

  • ответить на вопросы по изученному теоретическому материалу

  • подготовить доклад

  • подготовить логическую схему, отражающую содержание изученного материала (mind map)

  • выполнить задание в рамках веб-квеста

  • подготовить проект по теме

  • подготовить презентацию по теме

Вопросы для самостоятельного изучения:

  1. Антропоцентрическая парадигма в языкознании

  2. Проблемы взаимосвязи языка и мышления

  3. Коммуникативное и когнитивное сознание

  4. Внутренняя форма слова

  5. Культурный концепт и его значение

  6. Эмоциональные культурные концепты

  7. Культурные доминанты в языке

  8. Русские культурные скрипты и их отражение в языке

  9. Концепт Ordnung как культурная доминанта в немецкой лингвокультуре

Литература для самоподготовки:

  1. Маслова, В. А. Лингвокультурология: учеб. пособие для студ. вузов/ В. А. Маслова. - 3-е изд., испр.. - Москва: Академия, 2007. - 208 с. 50экз.

  2. Методологические проблемы когнитивной лингвистики/ ред. И. А. Стернин. - Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2001. - 182 с.5 экз.

  3. Пименова, М. В. Концептуальные исследования. Введение [Электронный ресурс] / М. В. Пименова, О. Н. Кондратьева. - М.: Флинта, 2011. - 176 с. - 978-5-9765-1058-6. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=70366 (дата обращения 27.01.2014).


7. Контрольные вопросы к зачёту

В качестве зачётного задания студентам предлагается ответить на теоретический вопрос по темам курса (задание может быть выполнено как в форме собеседования, так и в письменной форме) и написать терминологический диктант.

Теоретические вопросы на зачёт:

  1. Действительность и её отражение в сознании человека. Язык, сознание и мышление.

  2. Язык и культуры. Формирование национальная картины мира.

  3. Вербализация знания. Внутренняя форма слова. Знак – значение – смысл.

  4. Эволюция концепта. Образ – понятие – символ.

  5. Понятие концепт (подход С.А. Аскольдова-Алексеева, Д.С. Лихачёва, Е.С. Кубряковой) в современной лингвистике. Эмоциональный концепт. Понятие концептосферы.

  6. Подходы к пониманию концепта (исторический, лингвокультурологический, психолингвистический, лингвокогнитивный).

  7. Типология концептов (классификации Ю.Степанова, И.А.Стернина, А.П. Бабушкина, И.А.Тарасовой и др.)

  8. Структура концепта (подходы В.И. Карасика, С.Г. Воркачёва, И.А. Тарасовой)

  9. Методика концептуального анализа (исследование ядра концепта).

  10. Методы анализа концепта (методика исследования периферии).

Понятия на терминологический диктант

  1. Архетип

  2. Внутренняя форма слова

  3. Гипероним

  4. Действительность

  5. Знак

  6. Значение

  7. Интенсионал (“ближайшее” значение слова)

  8. Категоризация

  9. Картина мира

  10. Концепт

  11. Концептосфера

  12. Концептуализация

  13. Ментальность и менталитет

  14. Метод концептуального анализа

  15. Мышление

  16. Понятие

  17. Прототип

  18. Семиотическая (номинативная) плотность

  19. Слот

  20. Смысл

  21. Сознание

  22. Универсалия

  23. Фрейм

  24. Эволюция концепта

  25. Экстенсионал (“дальнейшее значение слова”)

  26. Эмоциональный концепт

  27. Языковая картина мира

  28. Языковое сознание


8. Рекомендуемая литература

Основная литература

  1. Кубрякова, Е. С. В поисках сущности языка. Когнитивные исследования [Электронный ресурс] / Е. С. Кубрякова. - М.: Знак, 2012. - 204 с. - 978-5-9551-0461-4. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=219831 (дата обращения 27.01.2014).

  2. Прохоров, Ю. Е. В поисках концепта [Электронный ресурс] : учебное пособие / Ю. Е. Прохоров. - М.: Флинта, 2011. - 175 с. - 978-5-9765-0047-1. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=83628 (дата обращения 27.01.2014).


Дополнительная литература

  1. Маслова, В. А. Лингвокультурология: учеб. пособие для студ. вузов/ В. А. Маслова. - 3-е изд., испр.. - Москва: Академия, 2007. - 208 с. 50экз.

  2. Методологические проблемы когнитивной лингвистики/ ред. И. А. Стернин. - Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2001. - 182 с.5 экз.

  3. Пименова, М. В. Концептуальные исследования. Введение [Электронный ресурс] / М. В. Пименова, О. Н. Кондратьева. - М.: Флинта, 2011. - 176 с. - 978-5-9765-1058-6. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=70366 (дата обращения 27.01.2014).


9. Используемые в процессе преподавания дисциплины мультимедийные и технические средства обучения

В процессе обучения используется форма представления лекционного материала в виде мультимедийных презентаций с ипользованием программ Power Point, Prezi, самостоятельная работа на базе рекомендованных интернет-источников в форме веб-квестов, проектов. Также используются сайты, предлагающие электронные источники по научным тематикам, например Академия google (http://scholar.google.ru/).


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 031201. 65 Теория и методика преподавания иностранных языков и культур iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
«Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» (031201. 65), «Перевод и переводоведение» (031202. 65), «Теория и практика...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 031201. 65 Теория и методика преподавания иностранных языков и культур iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 031201. 65 Теория и методика преподавания иностранных языков и культур iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 031201. 65 Теория и методика преподавания иностранных языков и культур iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 031201. 65 Теория и методика преподавания иностранных языков и культур iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 031201. 65 Теория и методика преподавания иностранных языков и культур iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 031201. 65 Теория и методика преподавания иностранных языков и культур iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 031201. 65 Теория и методика преподавания иностранных языков и культур iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 031201. 65 Теория и методика преподавания иностранных языков и культур iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 031201. 65 Теория и методика преподавания иностранных языков и культур iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 031201. 65 Теория и методика преподавания иностранных языков и культур iconРабочая программа дисциплины ен. В. 02. 2 Криптография для специальностей...
«Теория и методика преподавания иностранных языков и культур», 031202. 65 «Перевод и переводоведение»
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 031201. 65 Теория и методика преподавания иностранных языков и культур iconПрограмма практики (учебной, производственной) по специальности 031201....
Программа практики (учебной, производственной) для студентов, обучающихся по специальности 031201. 65 «Теория и методика преподавания...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 031201. 65 Теория и методика преподавания иностранных языков и культур iconПояснительная записка Курс теоретической грамматики английского языка...
Специальность 022600а Теория и методика преподавания иностранных языков и культур
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 031201. 65 Теория и методика преподавания иностранных языков и культур iconПрограмма итоговой аттестации по специальности 031201 «Теория и методика...
Воробьева Е. И., кандидат педагогических наук, доцент, кафедры современных языков и методики преподавания иностранных языков пгу...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 031201. 65 Теория и методика преподавания иностранных языков и культур iconРабочая программа для студентов направления 035700. 62 «Лингвистика»
Андреева К. А. Методология лингвистического исследования. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 031201. 65 Теория и методика преподавания иностранных языков и культур iconРабочая программа дисциплины дс. 02 «Современные методы преподавания...
Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и примерной программой дисциплины по направлению...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск