Программа курса для специальности: (перечень специальностей, для которых предназначается программа дисциплины с указанием шифра)





НазваниеПрограмма курса для специальности: (перечень специальностей, для которых предназначается программа дисциплины с указанием шифра)
страница1/3
Дата публикации20.08.2013
Размер0.55 Mb.
ТипПрограмма курса
100-bal.ru > Культура > Программа курса
  1   2   3




ОДИНЦОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



кафедра гуманитарных наук


КУЛЬТУРОЛОГИЯ


Программа курса

для специальности: (перечень специальностей, для которых предназначается программа дисциплины с указанием шифра)

г. Одинцово, 2005


Составитель:


Марченя П.П., канд. истор. наук, доцент МосУ МВД России


Программа курса составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности (указать название и шифр специальности).
Утверждена на заседании Учебно-методического совета Одинцовского гуманитарного университета "___"__________200 г., протокол № _____.


Согласования:
Декан факультета ____________________________________________________________

(название факультета) (подпись) (Ф.И.О.)
Библиотека __________________________________________________________________

(должность) (подпись) (Ф.И.О.)
Учебно-методический отдел____________________________________________________

(должность) (подпись) (Ф.И.О.)

СОДЕРЖАНИЕ





  1. Цели и задачи дисциплины……………………………………………………………………………………...4

  2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины……………………………………………………4

  3. Объем дисциплины и виды учебной работы…………………………………………………………………...4

  4. Содержание дисциплины………………………………………………………………………………………..4

  5. Темы практических и семинарских занятий, тематических дискуссий и деловых игр……………………..9

  6. Методические рекомендации и задания по самостоятельной работе и изучению дисциплины……………………………………………………………………………………………………..11

  7. Тематика рефератов, курсовых работ…………………………………….…………………………………..14

  8. Вопросы для подготовки к экзамену или зачету……………………………………………………………..15

  9. Форма итогового контроля, критерии оценки знаний студентов…………………………………………...15

  10. Учебно-методическое обеспечение дисциплины…………………………………………………………….16

    1. Рекомендуемая литература (основная, дополнительная, периодические издания)………………….16

    2. Методические указания, рекомендации по изучению дисциплины…………………………………..21

    3. Материально-техническое обеспечение дисциплины………………………………………………….21

  11. Контрольно-тестирующий комплекс систематического контроля преподавателем результативности изучения дисциплины………………………………………………………………………………………….21

    1. Тесты………………………………………………………………………………………………………21

    2. Варианты контрольных работ……………………………………………………………………………43

Цель и задачи дисциплины

    1. Цель преподавания дисциплины

Цель курса состоит в формировании представлений об истории культуры и основных подходах и направлениях ее теоретического анализа.

    1. Задачи изучения дисциплины

Задачи курса заключаются в ознакомлении с важнейшими концепциями культуры, исторической типологией мировой культуры и сущностными особенностями истории и теории отечественной культуры, с проблемами современной социокультурной ситуации и межкультурного диалога.

  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Место курса «Культурология» в профессиональной подготовке определяется его обязательностью для студента любой специальности, так как данный курс является одной из общепризнанных базовых основ ообщегуманитарного высшего образования, важной составной частью эрудированности всякого грамотного человека, общечеловеческой и профессиональной культуры гражданина и специалиста.

Требования к уровню освоения содержания курса вытекают из его особенностей и соответствуют образовательному стандарту для конкретной специальности.

В результате изучения дисциплины специалист должен

знать: основные термины и базовые элементы теории и истории культуры

уметь: творчески использовать эти знания в осмысленном диалоге по темам курса

  1. Объем дисциплины и виды учебной работы

вид учебной работы

количество часов по формам обучения

семестры

очная

очно-заочная

заочная

аудиторные занятия:

54










лекции

36










практические и семинарские занятия

18










тематические дискуссии и деловые игры

-










самостоятельная работа

-










всего часов на дисциплину

54










курсовая работа

-










виды итогового контроля (экзамен, зачет)

Зачет













  1. Содержание дисциплины

Раздел 1. Теоретические основы курса (30 часов, в т.ч. 20 лекционных).

Тема 1. Культурология как учебная дисциплина и культура как ее предмет (6 часов, в т.ч. 4 лекционных)

Содержание темы.

История формирования культурологии как специфической самостоятельной комплексной гуманитарной дисциплины. Культурология как особая многовариантная рефлексия человечества. Культурология как часть философии. Культурология как автономная дисциплина. Культурология как система дисциплин. Предмет, методы и задачи культурологии. Этимология слова «культура» и проблема определения этого понятия. Многообразие дефиниций культуры и варианты их типологии. Многоуровневость культуры. Срединная культура. Маргинальные культуры. Субкультуры. Контркультуры. Материальная и духовная культуры. Мировая и локальная культуры. Массовая и элитарная культуры. Основные подходы: светско-этимологический, религиозно-этимологический, аксиологический, нормативно-ценностный, предметно-ценностный, деятельностный, функциональный, стадиальный, гуманистический, антропологический, коммуникативный, реалистский, номиналистский, личностно-атрибутивный, фактологический, социологический, психоаналитический, археологический, этнографический и др. подходы к интерпретации термина «культура». Культура и цивилизация: типология подходов (унитарный, стадиальный, локально-исторический, синтетический и др.).
Тема 2. Восток, Запад и Россия: общее и особенное в культуре (6 часов, в т.ч. 4 лекционных)

Содержание темы.

Проблема типологии и классификации культур. «Цивилизации». «Культурно-исторические типы». «Культурные ареалы». «Культурные сверхсистемы». «Формации». «Культурные организмы». «Культурные традиции». «Культурные фазы». «Дихотомия» и «бинарные оппозиции»: их место в культурологическом анализе. Противопоставление «Восток - Запад» как социокультурная парадигма. Критерии сопоставления восточных и западных начал в исторической практике: особенности мышления; исторические единицы; субъекты истории и культуры; отношение к личности; отношение к праву; политике; экономике; соотношение материального и духовного; психологические характеристики; отношение к времени; социокультурная динамика и др. Проблема идентификации культуры России и различные ее оценки (Россия - «маргинал»; Россия - «Запад»; Россия - «Восток»; Россия - то «Восток», то «Запад» попеременно; Россия - «Востокозапад»...). Подходы к определению места и роли России в мировой истории и культуре (западничество, славянофильство, почвенничество, евразийство и др.). Критика европоцентризма.
Тема № 3. Культура и религия (8 часов, в т.ч. 6 лекционных)

Содержание темы.

Проблема определения понятия «религия». Основные подходы к изучению религии и к оценке ее места и роли в духовной и социальной практике. «Культура» и «религия»: общее и особенное. Религия как ценностный фундамент культуры (ценности, идеалы, нормы, принципы, установки, особенности менталитета, «коллективное бессознательное» («архетип»), «национальный характер», «душа культуры»). «Религия», «вера», «богословие», «церковь», «конфессия», «секта», «ересь», «ортодоксия», «догма», «обряд»: соотношение понятий. «Миф» и «религия», «миф» и «культура». Архаические духовные практики (анимизм, фетишизм, тотемизм, магия). Древние политеистические религии (религии Древнего Востока, Древней Греции, Древнего Рима, Древней Руси...). Путь к Единобожию (реформа Аменхотепа IV - Эхнатона, проповедь Заратустры, откровения иудейских пророков и иудаизм как исторически первая форма монотеизма, христианство и ислам как мировые монотеистические религии). Сравнительный анализ язычества и Единобожия (отношения к Богу (богам), к природе и истории, к судьбе и свободе, к личности, к ценностям, к времени...). Проблема типологии религий. Племенные, этнические, национальные, государственные, мировые религии. Роль мировых религий в мировой истории и культуре. Буддизм, его основные положения и отличия от индуизма. Христианство, его основные положения и отличия от иудаизма. Ислам, его основные положения и отличия от христианства. Религия и атеизм в современной жизни и культуре человека и человечества. Религия и мораль. Религия и наука. Религия и искусство. Религия и политика. Религия и глобальные проблемы современности.
Тема № 4. Основные подходы к культуре и ее истории (10 часов, в т.ч. 6 лекционных)

Содержание темы.

История культуры: предмет и задачи. Представление об основных парадигмах истории мировой культуры. Монистический (всемирно-исторический, линейно-эволюционный, унитарный) подход и плюралистический (культурно-исторический, локально-исторический, «цивилизационный», циклический) подход к истории и теории культуры: сравнительная характеристика. Христианская монопарадигма мировой истории А. Августина, формационная модель К. Маркса, философия истории Г. В. Ф. Гегеля, закон «трех стадий» О. Конта, «три ступени» человеческой истории по Л. Г. Моргану, концепция «осевого времени» К. Ясперса, теория круговорота цивилизаций Дж. Вико, учение о культурно-исторических типах Н. Я. Данилевского, концепция цивилизаций (и трех фаз в их жизни) К. Н.. Леонтьева, теория культур-«организмов» О. Шпенглера, концепция «Вызовов - Ответов» А. Дж. Тойнби и др. Проблема периодизации истории культуры, критерии и примеры периодизации с точки зрения представителей различных подходов (хронологический, формационный, религиозный, археологический, «осевой», художественно-стилевой; теории модернизации и др.). Традиционная парадигма культурно-исторического процесса как последователи ной смены древнейшего, древнего, среднего, нового и новейшего времени. Логика, хронологические, территориальные и ценностные пределы эпох: архаическая культура; древние цивилизации; античность; Средние века; Возрождение; Новое время; Новейшее время.
Раздел 2. История культуры (24 часа, в т.ч. 16 лекционных).

Тема № 5. Культура Древнего мира (6 часов, в т.ч. 4 лекционных)

Содержание темы.

«Древнейшая культура»: понятие и пределы. «Антропогенез», «социогенез» и «культурогенез»: соотношение понятий и основные парадигмы. Проблема периодизации «доисторической» «первобытной» культуры. «Палеолит» как «предкультурная» эпоха. Проявление зачатков культуры в эпоху «мезолита». Культурные феномены в эпоху «неолита». Представление о «палеолитической революции» (замена «эволюционного типа развития» «историческим») и «неолитической революции» (переход от присваивающего хозяйства к производящему). Роль мифа в архаической культуре и классификация мифов (космогонические, теогонические, антропогонические, хтонические, зооморфные, фитоморфные, мессианские, эсхатологические, мифы о героях, о богах, о воскрешении, об основании, об идеальном обществе и т. д.). Древнейшие религиозно-культурные практики (анимизм, тотемизм, фетишизм, охотничья магия) и их роль в мировой культуре. Основные феномены культуры «каменного века», ее архетипы, дописьменный и синкретичный характер. «Культура Древнего мира» - «Древние цивилизации»: понятия и пределы. Основные достижения и локальные особенности культур и цивилизаций Древнего Востока: Месопотамия (Междуречье, Двуречье): Аккад, Шумер, Вавилон, Ассирия, Иран и т. д.; Древний Египет; Древний Китай; Древняя Индия. Общие черты культур Древнего Востока («Восточная деспотия» как особая форма обожествляемого государства; «речной характер», сакральная роль воды и соответствующих ирригационных сооружений; «до-осевой» языческий характер и мифологический способ отношения к миру как магическому космосу; традиционализм, каноничность, безымянность, монументальность, символизация художественных форм и т.д.). Влияние цивилизаций Древнего Востока на мировую культуру в целом и культуры отдельных регионов в частности. «Древние цивилизации» и «Античность»: соотношение понятий. Образ «античного мира» в современных историко-культурных исследованиях. «Греческое чудо» как культурологическая проблема. Периодизация культур Древней Греции и Древнего Рима, их характеристика по сферам (религия и мифология, философия, право, политика, литература, театр, скульптура, архитектура, живопись, музыка и т. д.). Главные черты и архетипы античности. «Дионис» и «Аполлон». «Миф» и «Логос». «Греция» и «Рим». Эллинизм и его место в истории культуры.
Тема № 6. Средневековье, Возрождение и Новое время в истории культуры. (6 часов, в т.ч. 4 лекционных)

Содержание темы.

«Средние века»: пространственно-временные пределы, сущностные черты, различные оценки. Критика взгляда на Средневековье как на «темные века». Вклад средневековой культуры в культуру мировую. Этические идеалы «святости» и «рыцарства». Этикет и ритуал. Дисциплинарная структура познания и особая модель академической науки. Роль схоластики, реализма и номинализма в философии и культуре. Университет как принцип и специфически европейская система образования. Рецепция римского права, обычное право и каноническое право как факторы формирования западной правовой культуры. Науки, методологически и методический аппарат. Книгопечатание и литература. Библия и культура. Живопись. Икона как воплощение средневековой картины мира. Архитектура. Романский и готический художественные стили. Музыка. Литургия. Менестрели и трубадуры. Театр как синтез искусств. Техника (рулевое управление, водяное колесо, ветреные мельницы и т. д.). Провиденциализм. Эсхатологизм. Теоцентризм и антропоцентризм. «Двухсобытийность» модели мира (событие Бога - Творца и событие человека – со-Творца). Символизм. Спиритуализм. Дидактизм. Традиционализм. Каноничность. Рефлексивность. Историзм. Анонимность. Официальная, куртуазная и карнавальная культура. «Раннее», «Высокое» и «Позднее» Средневековье. «Осень Средневековья» и «Проторенессанс». «Возрождение» как смена парадигм (от «двухсобытийной» к «однособытийной» модели мира). Хронологические рамки и географическое пространство культуры Ренессанса. Итальянское и Северное Возрождение. Культура Возрождения: «величайший прогрессивный переворот» или «жизненная драма, кризис личности». Индивидуализм и массовая культура. Характерные черты культуры Возрождения (особое отношение к античности, антропо - (эго) центризм, гуманизм, отрицание средневековой культуры, «посюсторонний» характер, стремление к связи искусства с наукой, профессионализация искусства и дифференциация его видов и жанров). «Предвозрождение», «Раннее» и «Высокое» Возрождение. «Реформация» и «Контрреформация» в истории Европы. Протестантизм и «буржуазная культура». Культурно-исторический смысл понятия «Новое время». Культурные парадигмы XVII века как «Века Разума», «Века революционной критики» феодализма и рационалистической критики схоластики; XVIII века как «Века Просвещения» и революционного утопизма; XIX века как века расцвета буржуазной культуры и ее кризиса, «декаданса». Характерные черты европейской культуры Нового времени (буржуазность, антропоцентризм, гуманизм, сциентизм, рационализм, европоцентризм, телеологизм). Характеристика важнейших художественных стилей Нового времени (барокко, классицизм, романизм, реализм, импрессионизм, символизм, модерн). Формирование «децентрализованного» типа художественной культуры. Кризисные явления в культуре конца XIX в и поиски новых парадигм.
Тема № 7. Актуальные проблемы современной культуры (6 часов, в т.ч. 4 лекционных)

Содержание темы.

Распространение влияния культуры западного типа на страны Азии, Америки, Австралии, Новой Зеландии: особенности локальных вариантов. Основные тенденции и характерные черты культуры XX - XXI вв. (субъективность, неопределенность, динамизм, диалогизм, многообразие и антиномичность). Глобализм и антиглобализм. «Человечность» и «дегуманизация» культуры. Традиционная «гуманитарная» и «научно-техническая» («техногенная») культуры (НТР и культура). «Общечеловеческая» («мировая») и национальные («локальные») культуры. «Рационалистическая» и «иррационалистическая» культуры. «Оптимистическая» и «пессимистическая» культуры. «Элитарная» и «массовая» культуры. Попытки отказа от преемственности в культуре, создания «новых» (нетрадиционных) и конструирование «синтетических» искусств. Художественные системы и философские основы «модернизма» и «постмодернизма». Истоки модернизма («декадентство» и «авангардизм») и его наиболее известные направления (дадаизм, абстракционизм, сюрреализм, экспрессионизм, поп-арт, кубизм, футуризм, имажинизм, супрематизм, фовизм и др.). Кризис личностного начала и демонтаж классического философствования в культуре XX в. Теоретические основы постмодернизма (концепции Ж. Бодрийяра, Ж.-Ф. Лиотара, П. Слотердайка и др.). Характерные черты постмодернизма («анархизм стилей», неприятие метафизических категорий, деконструктивизм в отношении к культуре прошлого, иронизирование и травестирование традиций, игровой характер, широкое контекстное цитирование, смешение жанров, влияние на внехудожественные сферы деятельности и т.д.). Истоки постклассической философской парадигмы (парадигм) культуры: «философия жизни» (В. Дильтей, Г, Зиммельд, Ф. Ницше и др.); неокантианство (Г. Риккерт, В. Виндельбанд, Э. Кассирер, М. Вебер и др.); неогегельянство, неопозитивизм и др. Характерные черты философии культуры XX в. (разрушение классической рефлексивной модели, кризис рационалистической традиции, протест против системосознания и т. д.). Спектр направлений современного культурологического знания: культурантропология (Э. Тайлор, Б. Малиновский, Ф. Боас, Л. Уайт, Р. Бенедикт и др.); феноменология (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер и др.); психоанализ (3. Фрейд, К. Юнг и др.); экзистенциализм (К. Ясперс, Г. Марсель, Ж. П. Сартр, А. Камю и др.); игровые концепции культуры (И. Хейзинга, X. Г. Гадамер, X. Ортега-и-Гассет, Э. Финк и др.); структурализм (Ф. де Соссюр, К. Леви-Стросс, Р. Барт и др.); постструктурализм (Ж. Деррида, М. Фуко, Ж. Делез, Ж. Бодрийяр, Ж.-Ф. Лиотар и др.). Проблемы межкультурной коммуникации: «глобальная культура», «мультикультурализм» и «диалогика» культур. «Восток» в истории западной культуры XX - XXI вв. Постмодерн и неоязычество. Культурные альтернативы: футурология культуры III тысячелетия.
Тема № 8. Специфика отечественной теории и истории культуры (6 часов, в т.ч. 4 лекционных)

Содержание темы.

Проблемы осмысления особенностей отечественной культурологической мысли и истории культуры России. Целостность и многообразие, дискретность и преемственность истории отечественной культуры и цивилизации. Периодизация отечественной культуры и основные параметры каждого периода. Предыстория русской культуры (культурогенез и дохристианская культура восточных славян). Культура Киевской Руси. Культура русских земель в период раздробленности. Культура Московского царства. Культура Петербургской империи. Культура переходного (постцарского) периода (от Российской империи к СССР). Советская культура. Культура переходного (постсоветского) периода (от СССР к РФ). Общие черты русской культуры (роль Православия, иррациональный характер, «срединное положение» между Востоком и Западом, мессианизм, эсхатологизм, антропоцентризм, историософичность, аксиологизм, литературоцентризм, онтологизм, монументализм, этатизм, масштабность, множественность субкультур; особые ментальность, национальный характер, культурный архетип («иоанновский», «мессианский») и т. д.). Культурологическая мысль России как форма национального самосознания. «Философические письма» П. Я. Чаадаева. Славянофилы (А. С. Хомяков, И. В. Киреевский и др.) и западники (А. И. Герцен, В. Г. Белинский и др.) о месте и роли отечественной культуры. Учение о культурно-исторических типах Н. Я. Данилевского и концепция К. Н. Леонтьева. Цивилизационные концепции С. М. Соловьева, Б Н. Чичерина; марксистская теория Г. В. Плеханова. Философия истории и культуры В. С. Соловьева. Космизм (В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский и др.). Евразийство (Г. В. Флоровский, Г. В. Вернадский, Н. С. Трубецкой, П. Н. Савицкий, П. П. Сувчинский, Л. П. Карсавин). Религиозно-философская традиция в осмыслении истории и культуры (взгляды на культуру Н. А. Бердяева, Г. П. Федотова, И. А. Ильина и др.). Ценностная концепция культурных «суперсистем» П. А. Сорокина. Культурологические, социокультурные и цивилизационные теории ученых советского и постсоветского периодов (М. М. Бахтин, Ю. М. Лотман, А. Ф. Лосев, Н. И. Конрад, М. К. Петров, С. С. Аверинцев, Л. Н. Гумилев, А. С. Ахиезер и др.).


  1. Темы практических и семинарских занятий, тематических дискуссий и деловых игр

Семинар № 1. Культурология как особая сфера человеческого знания (2 часа)

  1. Культурология как учебная дисциплина. Ее соотношение с другими науками.

  2. Культура как система.

  3. Функции культуры (человеко-творческая, коммуникативно-трансляционная, семиотическая, ценностно-регулятивная, социально-организующая, гносеологическая, компенсаторная, игровая и др.).

  1. Проблема определения понятия «культура».

  2. Исторические этапы в развитии представлений о культуре.

  3. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация». Примеры подходов (К. Маркс, Л. Морган, В. Гумбольдт, Ж. Ж. Руссо, О. Шпенглер, А. Дж. Тойнби, Г. А. Сорокин, Ф. Конечны, А. С. Ахиезер и др.).


Семинар № 2. Восток, Запад и Россия (2 часа)

  1. «Восток - Запад»: история вопроса.

  2. «Восток - Запад»: основания для противопоставления.

  3. «Восток - Запад» - глобальная проблема современности.

  4. «Западная цивилизация»: основные системообразующие параметры и особенности культуры.

  5. «Восток»: понятие, варианты, общие черты.

  6. Россия: между Востоком и Западом? (История проблемы и ее современные очертания).

  7. Этноцентризм и его место в культуре и науке.


Семинар № 3. Культура и религия (2 часа)

  1. Понятие «религия» и различные к ней подходы.

  2. «Религия» и «культура»: соотношение понятий.

  3. Проблема типологии и классификации религий.

  4. Древние языческие религии и их место в мировой культуре.

  5. Иудаизм и христианство (Ветхий и Новый Заветы): сравнительный анализ.

  6. Православие, католичество и протестантизм: общее и особенное в культурах.

  7. Христианство и ислам: общее и особенное в культурах.


Семинар № 4. Основные подходы к культуре и ее истории (4 часа)

  1. Марксистская концепция культуры и ее истории.

  2. «Основания новой науки об общей природе наций» Дж. Вико.

  3. «О граде Божьем» А. Августина.

  4. «Россия и Европа» Н. Я. Данилевского.

  5. «Византизм и славянство» К. Н. Леонтьева.

  6. «Закат Европы» О. Шпенглера.

  7. «Постижение истории» А. Дж. Тойнби.


Семинар № 5. Культура Древнего мира (2 часа)

  1. Проблемы анализа первобытной культуры.

  2. Культуры Древней Месопотамии.

  3. Культура Древнего Египта.

  4. Культура Древнего Китая. Даосизм, конфуцианство и чань (дзен-)-буддизм в мировой культуре.

  5. Культура Древней Индии. Индуизм и буддизм в мировой культуре.

  6. Культура Древней Греции.

  7. Культура Древнего Рима.


Семинар № 6. Средневековье, Возрождение и Новое время в истории культуры (2 часа)

  1. Средневековая европейская культура.

  2. Культура эпохи Возрождения.

  3. «Реформация» и «Просвещение» в истории западной культуры.

  4. «Новое время»: понятие и пределы.

  5. История стиля «барокко».

  6. «Классицизм» и «романтизм»: соотношение понятий.

  7. Культура эпохи «декаданс».


Семинар № 7 Актуальные проблемы современной культуры (2 часа)

  1. НТП и мировая культура.

  2. «Дегуманизация искусства» и «Восстание масс» (X. Ортега-и-Гассет).

  3. «Авангардизм» в искусстве.

  4. «Неоязычество» в современной культуре. «Антикультура» как культурный феномен.

  5. «Американская» и «мировая» культуры.

  6. Диалог культур в XX - XXI вв.

  7. Глобальные проблемы в современной культуре.


Семинар № 8. Специфика отечественной теории и истории культуры (2 часа)

  1. Древнерусская культура.

  2. Основные вехи истории культуры Московского царства и Петербургской империи.

  3. Советская культура.

  4. Культура и культурология «русского зарубежья».

  5. «Западники» и «славянофилы»: двуликий Янус отечественной мысли.

  6. «Иоанновский» культурный архетип.

  7. Современные проблемы и перспективы развития отечественной культуры.




  1. Методические рекомендации и задания по самостоятельной работе

Организационно курс состоит из 8 проблемных блоков, каждый из которых включает в себя лекционные и семинарские занятия.

На лекции в концентрированном виде ставятся основные проблемы и предлагаются конспективно направления и варианты их возможного решения.

На семинаре сами студенты выносят на обсуждение аудитории заранее подготовленные доклады по выбранным из числа предусмотренных программой к зачету вопросов. Таким образом, в течение семинара все зачетные вопросы последовательно обсуждаются не только на лекционных, но и на семинарских занятиях. (По согласованию с преподавателем и учитывая интерес студента, в отдельных случаях доклад может быть сделан по теме, не входящей в перечень контрольных вопросов к зачету).

К каждому разделу прилагается список литературы, который может быть расширен самим студентом.

Во время самостоятельной работы студенты должны найти ответы на следующие вопросы («вопросы для самопроверки:):

К теме № 1

  1. Из каких частей состоит курс «Культурология»?

  2. Что такое «рефлексия»?

  3. Приведите несколько определений понятия «культурология» с точки зрения представителей различных подходов.

  4. В чем особенности культурологии как научной и учебной дисциплины?

  5. С какими науками связана культурология и в чем это выражается?

  6. Каково происхождение слова «культура»?

  7. Какие подходы к определению понятия культуры Вам известны?

  8. Перечислите основные функции культуры и охарактеризуйте содержание каждой функции.

  9. В чем, по-Вашему, заключается многообразие культуры?

  10. Приведите несколько определений понятия «цивилизация» с точки зрения представителей различных подходов.



К теме № 2

  1. Что такое «парадигма»? Приведите примеры социокультурных парадигм.

  2. Что такое «дихотомия» и «бинарные оппозиции»? Приведите примеры.

  3. Культуры и цивилизации каких стран мы относим к «Востоку»? Почему?

  4. Культуры и цивилизации каких стран мы относим к «Западу»? Почему?

  5. По каким критериям можно противопоставить «Восток» и «Запад»? Раскройте содержание каждого из приведенных в лекции критериев, приведите свои собственные варианты сравнения.

  1. За что в современной культурологии критикуется европоцентризм?

  2. Каково место России в культурологической оппозиции «Восток - Запад»?

  1. Какие подходы к проблеме определения места и роли Отечества в мировой истории и мировой культуре Вам известны?

  2. В чем актуальность проблемы идентификации русской культуры?

  3. «Восток - Запад» как глобальная проблема современности. Возможно ли ее решение?



К теме № 3

  1. Что такое «религия»? Приведите несколько определений с точки зрения представителей различных подходов.

  2. В чем заключается многозначность понятия «религия»? Приведите примеры.

  3. Что такое миф? Какова его роль в культуре?

  4. Охарактеризуйте основные формы архаических первичных верований.

  5. Приведите различные варианты типологии религий.

  6. В чем проявляются различные язычества и Единобожия, по каким критериям?

  7. Расскажите о важнейших положениях буддизма и его месте в мировой культуре.

  8. В чем различия иудаизма и христианства, Ветхого и Нового Заветов?

  9. Чем отличаются друг от друга Православие, католичество и протестантизм?

  10. Расскажите об особенностях ислама и его месте в мировой культуре.



К теме № 4

  1. Каковы задачи истории культуры?

  2. Охарактеризуйте «монистический подход» к истории культуры. Приведите примеры.

  3. Охарактеризуйте «плюралистический подход» к истории культуры. Приведите примеры.

  4. В чем заключается христианский подход к истории культуры?

  5. В чем заключается марксистский подход к истории культуры?

  6. Что такое «культурно-исторический тип» по Н. Я. Данилевскому?

  7. Охарактеризуйте концепцию культуры О. Шпенглера.

  8. Что такое «осевое время» по К. Ясперсу?

  9. В чем проявляется синтетический характер теории А. Дж. Тойнби?

  10. Какие варианты периодизации истории культуры вам известны? Назовите критерии, хронологические и территориальные рамки каждого периода.



К теме № 5

  1. Что понимается под «Древним миром»? Опишите его временные и пространственные пределы.

  2. На какие периоды принято подразделять культуру каменного века?

  3. Какие «революции» произошли в период первобытной культуры? В чем их смысл?

  4. Какие общие черты культур Древнего Востока позволяют отнести их к одному типу?

  5. Какой вклад в мировую историю и культуру внесли цивилизации Междуречья?

  6. Назовите характерные черты и основные элементы культуры Древнего Китая.

  7. Охарактеризуйте основные достижения и особенности культуры Древней Индии.

  8. Перечислите основные достижения античности, которые стали достоянием мировой культуры.

  9. Какие периоды выделяют в истории культур Древней Греции и Древнего Рима? Опишите их.

  10. Определите хронологические, территориальные и смысловые параметры культуры эллинизма.



К теме № 6

  1. Раскройте смысл понятия «Средние века». Каковы его религиозные, социальные, экономические и политические основы, хронологические и территориальные рамки, основные достижения и этапы?

  2. Сравните романский и готический стили.

  3. Назовите наиболее характерные черты средневековой культуры.

  4. Раскройте смысл понятия «Ренессанс», назовите основные имена, достижения и этапы культуры Возрождения.

  5. Какова роль Реформации в мировой истории и мировой культуре?

  6. Назовите наиболее известных идеологов «Просвещения» и охарактеризуйте их взгляды.

  7. Сравните культурные парадигмы XVII, XVIII, и XIX веков.

  8. В чем выражался «декаданс»?

  9. Каковы наиболее характерные черты европейской культуры «Нового времени»?

  10. Опишите основные стили в культуре Нового времени.



К теме № 7

  1. Какими общими чертами характеризуется современная культура (культура XX - XXI вв.)?

  2. Опишите художественную систему модернизма и ее роль в истории и теории культуры.

  3. Подберите конкретные примеры (имена, произведения), иллюстрирующие основные направления модернизма в искусстве XX в.

  4. Раскройте основные противоречия современной культуры в виде системы «бинарных оппозиций» (парных противопоставлений).

  5. В чем проявляется кризис современной культуры, каковы перспективы его разрешения?

  6. Какие локальные варианты современной мировой культуры Вам известны?

  7. Какие философские направления и концепции лежат в основе модернизма и постмодернизма?

  8. В чем проявилось (проявляется) разрушение классической рефлексивной модели культуры?

  9. Опишите художественную систему постмодернизма. Назовите его характерные черты и труды теоретиков этой парадигмы.

  10. Перечислите и кратко охарактеризуйте основные направления в современном культурологическом знании.



К теме № 8

  1. Кратко охарактеризуйте основные периоды в истории отечественной культуры.

  2. Перечислите общие черты русской культуры и раскройте смысл каждой из них.

  3. В чем заключается сложность изучения отечественной культуры?

  4. В чем проявляется многообразие культуры России?

  5. Назовите известных Вам западников и славянофилов. Есть ли у них что-то общее? Какова роль в этом споре П. Я. Чаадаева?

  6. Что такое «русский марксизм»? Какую роль он сыграл в отечественной истории, культуре и культурологии?

  7. Обозначьте место евразийской школы в современных гуманитарных науках.

  8. Кратко охарактеризуйте взгляды на русскую культуру наиболее известных русских религиозных философов.

  9. Расскажите об основных направлениях в современной отечественной культурологической мысли.

  10. Перед каким выбором стоит современная культура России?




  1. Тематика рефератов, курсовых работ

  1. Дискуссии о предмете культурологии и современные гуманитарные науки.

  2. Культурология в системе науки.

  3. Основные подходы к определению понятия «культура».

  4. Историческое развитие представлений о культуре.

  5. Гуманитарное познание культуры.

  6. Культурология и социология культуры.

  7. Культурология и философия культуры.

  8. Культурология и психология культуры.

  9. Культурология и культурная антропология.

  1. Культурология и история культуры.

  2. Культура, этика и эстетика.

  3. Культура как смысловой мир человека.

  4. Культура и природа.

  5. Культура и глобальные проблемы современности.

  6. Культура и личность.

  7. Формы культуры.

  8. Основные культурологические категории.

  9. Методология и методы культурологии.

  10. Структура культуры и культурологии.

  11. Языки культуры.

  12. Культура и наука.

  13. Культура и религия.

  14. Основные проблемы современного культурологического знания.

  15. Основные функции культуры.

  16. Динамика культуры.

  17. Типология цивилизаций и культурных традиций.

  18. Монистический и плюралистический подходы к изучению культуры.

  19. Проблема периодизации истории мировой культуры.

  20. Проблема периодизации истории отечественной культуры.

  21. Понятие «стиль» в теории и истории культуры.

  22. Диалог культур в современном мире.

  23. Символические концепции культуры.

  24. Игровые концепции культуры.

  25. Феноменологические концепции культуры.

  26. Структуралистские концепции культуры.

  27. Постструктуралистские концепции культуры.

  28. Психоаналитические концепции культуры.

  29. Рационалистические и иррационалистические концепции культуры.

  30. Идеалистические и материалистические концепции культуры.

  31. «Восток-Запад» и «Россия»: соотношение культур.

  32. Культурогенез и архаическая культура.

  33. Мифология и мировосприятие в культурах Древнего Востока.

  34. От мира к Логосу: становление античной культуры.

  35. Средние века как особая эпоха в истории культуры.

  36. «Ренессанс» как культурологическое понятие.

  1. Особенности и достижения европейской культуры Нового времени.

  2. Кризис современной культуры.

  3. Характерные черты отечественной культуры.

  4. Своеобразие российской культуры в советский и постсоветский периоды.

  5. Основные направления отечественной культурологической мысли.




  1. Вопросы (проблемные темы) для подготовки к зачету

  1. Предмет, метод и задачи курса культурологии.

  2. Проблема определения понятия «культура».

  3. Типология культур. Подходы к культуре и ее истории.

  4. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация».

  5. «Восток», «Запад» и «Россия»: общее и особенное в культуре.

  6. Культура и религия. Особенности языческой, иудейской, христианской и исламской культур.

  7. Миф как форма культуры.

  8. Общая характеристика первобытной культуры.

  9. Культуры древних цивилизаций.

  10. Античная культура.

  11. Европейская культура эпохи Средневековья.

  12. Культура эпохи Возрождения.

  13. Культура Европы Нового времени.

  14. Актуальные проблемы современной культуры.

  15. Культура и искусство. Основные художественные эпохи и направления в истории культуры.

  16. Специфика отечественной культуры. Русский культурный архетип.

  17. Проблема периодизации отечественной культуры.

  18. Культурологические теории в России.

  19. Своеобразие отечественной культуры советской эпохи.

  20. Особенности российской культуры в постсоветский период.




  1. Форма итогового контроля, критерии оценки знаний студентов

Итоговый контроль по курсу осуществляется в форме недифференцированного зачета. На нем студент должен быть готов к устной беседе с преподавателем по любой из 20 проблемных тем (см. п. 8), изученных в течение семестра. Используемые в ходе этой беседы термины и выводы необходимо уметь грамотно пояснить, аргументировать и проиллюстрировать конкретными примерами.

Главным критерием аттестации является не количество запомненного студентом материала, а способность творчески использовать его в диалоге на уровне высшего образования, самостоятельно строить причинно-следственные связи и их теоретические модели, выявлять смысл тех или иных культурных процессов.


  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

    1. Рекомендуемая литература

Обязательная:

  1. Культурология. / Под ред. Г. В. Драча. Ростов на Дону, 2005.

  2. Культурология. История мировой культуры. / Под ред. А. Н. Марковой. М., 2005.

Основная

  1. Кравченко А.И. Культурология. Хрестоматия для высш. шк. М., 2003.

  2. Платонова Э.Е. Культурология: Учебное пособие для высшей школы. М., 2003.

  3. Чернокозов А. И. История мировой культуры. Ростов на Дону, 1997.

Справочная

  1. Краткая философская энциклопедия. М., 1994.

  2. Краткий словарь по эстетике. М., 1991.

  3. Краткий философский словарь. М., 2001.

  4. Культура и культурология: Словарь. /Сост. и ред. А.И. Кравченко. М., 2003.

  5. Культурология в вопросах и ответах. М. - Воронеж, 1998.

  6. Культурология XX век. Словарь. СПб, 1997.

  7. Новейший философский словарь. Минск, 2003.

  8. Популярная художественная энциклопедия. В 2-х т. М., 1986.

  9. Российская цивилизация: энциклопедический словарь. М., 2001.

  10. Словарь по этике. М., 1990.

  11. Современная западная социология. М., 1992.

  12. Современная западная философия. М., 1991.

  13. Современный философский словарь. М., 2003.

  14. Социологический энциклопедический словарь. М., 1996.

  15. Трофимова Р.П. Культуролого-экономический словарь. М., 2003.

  16. Философская энциклопедия. Т. I-V. М., 1960-1970.

  17. Хрестоматия по культурологии. Под ред. А.А. Радугина. М., 1998.

  18. Энциклопедический словарь по культурологии. Под ред. А. А. Радугина. М., 1997.

Дополнительная
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа курса для специальности: (перечень специальностей, для которых предназначается программа дисциплины с указанием шифра) iconПрограмма курса для специальностей №060800 Экономика и управление...
Программа курса “Английский язык” предназначается для студентов I iv курсов экономического факультета рггу, обучающихся по специальностям...
Программа курса для специальности: (перечень специальностей, для которых предназначается программа дисциплины с указанием шифра) iconРабочая программа дисциплины Специальность 032301. 65 «Регионоведение»
Программа дисциплины предназначена для студентов специальности 032301. 65 «Регионоведение» ивключает в себя организационно-методический...
Программа курса для специальности: (перечень специальностей, для которых предназначается программа дисциплины с указанием шифра) iconПрограмма курса предназначена для студентов, специализирующихся по направлению «Психология»
Ины, тематическое содержание курса, почасовое распределение аудиторной и самостоятельной работы студентов по разным формам обучения,...
Программа курса для специальности: (перечень специальностей, для которых предназначается программа дисциплины с указанием шифра) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Перечень дисциплин, усвоение которых студентами необходимо для изучения данного курса
Программа курса для специальности: (перечень специальностей, для которых предназначается программа дисциплины с указанием шифра) iconМетодические указания и контрольные задания для студентов-заочников...
Методические указания предназначены для студентов-заочников экономических специальностей сельско­хозяйственных высших учебных заведений,...
Программа курса для специальности: (перечень специальностей, для которых предназначается программа дисциплины с указанием шифра) iconМетодические указания и контрольные задания для студентов 3 курса...
Учебно-методический комплекс предназначен для изучения дисциплины «,Нотариат» как студентами очного, так и заочного отделений специальности...
Программа курса для специальности: (перечень специальностей, для которых предназначается программа дисциплины с указанием шифра) iconПрограмма курса "глобальная экология" для студентов, обучающихся...
Данный учебник предназначается для студентов вузов, изучающий современную экологическую ситуацию в рамках дисциплин «экология», «Социальная...
Программа курса для специальности: (перечень специальностей, для которых предназначается программа дисциплины с указанием шифра) iconУчебно-методический комплекс для всех специальностей, кроме 080102 Мировая экономика Согласовано
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и Примерной программой дисциплины «Иностранный...
Программа курса для специальности: (перечень специальностей, для которых предназначается программа дисциплины с указанием шифра) iconПланы семинарских занятий по курсу «Отечественная история» («История»,...
Примерные планы семинарских занятий составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «История» для студентов I курса...
Программа курса для специальности: (перечень специальностей, для которых предназначается программа дисциплины с указанием шифра) iconПрограмма дисциплины «Основы права» для специальности (группы специальностей)...
Государственное учреждение среднего профессионального и дополнительного образо­вания
Программа курса для специальности: (перечень специальностей, для которых предназначается программа дисциплины с указанием шифра) iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано
Список дисциплин, знание которых необходимо для изучения курса данной дисциплины
Программа курса для специальности: (перечень специальностей, для которых предназначается программа дисциплины с указанием шифра) iconПрограмма дисциплины «Основы права» для специальности (группы специальностей)...
Государственное учреждение среднего профессионального и дополнительного образо­вания
Программа курса для специальности: (перечень специальностей, для которых предназначается программа дисциплины с указанием шифра) iconПояснительная записка цель данного курса
Название курса: «Основы информационной культуры». Программа рассчитана на 64 часа и предназначается для учащихся 9-11 классов. Данный...
Программа курса для специальности: (перечень специальностей, для которых предназначается программа дисциплины с указанием шифра) iconПрограмма факультативного курса по теме «Векторы»
В современном мире все больше специальностей, требующих высокого уровня образования, связанных непосредственным применением математики....
Программа курса для специальности: (перечень специальностей, для которых предназначается программа дисциплины с указанием шифра) iconФилиал фгбоу впо «тюменский государственный университет» в г. Ишиме...
Студент должен выполнить один из вариантов контрольной работы в соответствии с последними цифрами студенческого шифра (в номере зачетной...
Программа курса для специальности: (перечень специальностей, для которых предназначается программа дисциплины с указанием шифра) iconОтчет о научной деятельности кафедры химической физики за 2013 год
В отчет включается описание наиболее значимых результатов научных исследований и разработок, полученных сотрудниками факультета (подразделения)...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск