Скачать 0.67 Mb.
|
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ (Академия ВЭГУ)» Кафедра ПЕДАГОГИКИ УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе и инновационному развитию ________________Р.Ф.Габидуллин «____»_________________2011_ г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА (наименование дисциплины) Квалификация: Специалист Специальности: Педагогика и методика дошкольного образования Специализации: Логопедическая работа в дошкольных образовательных учреждениях Составитель: К.п.н., доцент Боронилова И.Г. Уфа 2011 ПОЯСНЕНИЕ К КУРСУ Теория и методика развития детского изобразительного творчества — постоянно развивающееся и динамическое направление. Поиск новых путей совершенствования педагогического процесса, ориентация на высокохудожественные образцы мирового искусства и стремление передать детям накопленное духовное богатство определяет содержание дисциплины. Ее изучение поможет студентам войти в прекрасный мир искусства, обогатит их эмоциональный опыт, позволит развить и реализовать свои творческие способности, а в дальнейшем — квалифицированно решать задачи эстетического воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях. Курс «Теория и методика развития детского изобразительного творчества» занимает большое место в подготовке специалиста дошкольного образования. Задачи курса: формирование психолого-педагогических и искусствоведческих знаний в области современных концепций и технологий художественного развития детей дошкольного возраста; развитие диагностических, оценочных, проектировочных умений, необходимых для определения содержания художественного развития детей, принципов конструирования педагогического процесса, ориентированного на художественное развитие дошкольников, создания условий, стимулирующих детское художественное творчество; содействие развитию профессиональной направленности и творческого подхода студентов к решению задач художественного развития дошкольников; совершенствование умений анализировать современные тенденции в области художественного воспитания и развития дошкольников, программы и технологии творческого развития детей, практику дошкольных образовательных учреждений. В процессе работы со студентами используются разнообразные формы и методы обучения: практические занятия по живописи, скульптуре, дизайну, декоративно-прикладному искусству и другим видам художественной деятельности в условиях студи и выходом на пленэр; лекции в аудиториях и в залах музеев города, семинары, беседы, сопровождающиеся показом видеофильмов, слайдов, электронных иллюстрированных коллекций, походы на выставки и организации выставок детских и студенческих работ; поисковая деятельность в процессе ознакомления с литературой, творческие задания и дискуссии. Лекционный курс включает изучение теоретических основ эстетического воспитания (проблемы художественного восприятия, художественной деятельности, способностей и обучения) и установление связи с курсами эстетики, психологии, физиологии, педагогики. Семинары проводятся с целью приобщения студентов к научной работе. Будущие педагоги учатся составлять план научного доклада, формулировать тему, задачи, выделять теоретические основы темы в процессе анализа литературы, оформлять доклад и выступать с ним; решение различных типов ситуаций; проведение деловых игр. На семинарских занятиях используется метод создания ситуаций, деловые игры, обсуждения и анализ художественных работ дошкольников. Контрольные мероприятия включают в себя выполнение тестовых заданий, письменных контрольных работ, написание рефератов, организации деловых игр. Практические занятия организуются с целью более глубокого и детального изучения некоторых тем курса, обучения студентов умению самостоятельно анализировать конкретные произведения изобразительного искусства, и творчество отдельных художников; отбирать произведения искусства, доступные детям дошкольного возраста, по содержанию и средствам художественной выразительности, и использовать их не только для оформления детского сада,, но для развития и формирования эстетического восприятия детей; беседовать с детьми о произведениях искусства, анализировать детские изобразительные работы; конспектировать и реферировать педагогическую литературу; анализировать программу детского сада и составлять конспекты занятий по различным видам художественной деятельности с детьми разных возрастных групп; разработав рабочие планы и конспекты уроков в педагогическом коллеже. На практических занятиях студенты знакомятся с работой методических кабинетов и учатся изготовлять методические наглядные пособия. По возможности практические занятия проводятся непосредственно в детских учреждениях. Цель: формировать у студентов эстетическое отношение к изобразительному искусству и действительности, подготовка их к работе в дошкольном учреждении по развитию детского изобразительного творчества. Задачи дисциплины:
Дисциплина ориентирует на следующие виды профессиональной деятельности: организационно-управленческая, научно-методическая, учебно-воспитательная, социально-педагогическая, культурно-просветительская. Ее изучение способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности: в области организационно-управленческой деятельности;
в области научно-методической деятельности:
в области учебно-воспитательной деятельности:
в области социально-педагогической деятельности:
в области культурно-просветительской деятельности:
Студенты после изучения дисциплины должны: знать:
уметь:
владеть:
Форма итогового контроля экзамен. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПРОГРАММА КУРСА РАЗДЕЛ I. ОСНОВЫ ИСКУССТВОЗНАНИЯ Тема 1. Введение, предмет и задачи курса. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста Методика руководства изобразительной деятельностью детей как педагогическая дисциплина. Связь методики изодеятельности с эстетикой, психологией, анатомией и физиологией, гигиеной, педиатрией, детской литературой и другими методиками. Основы организации образовательно-воспитательной работы с дошкольниками на занятии по изодеятельности. Методы изучения курса, его задачи. Методологическая основа теории и методики эстетического воспитания Эстетика — методологическая основа изобразительного искусства. Теория изобразительного искусства, его виды и жанры. Теоретические основы художественной деятельности. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Значение эстетического воспитания. Цель и задачи эстетического воспитания. Средства эстетического воспитания Тема 2. Творчество в художественной деятельности. Особенности методических систем развития детского изобразительного творчества в России и за рубежом Творчество как актуальная проблема педагогики. Сравнительный анализ творческого процесса взрослого и ребенка. Своеобразие творческой деятельности ребенка. Психолого-педагогические основы детского художественного творчества. Анализ теорий понимания детского изобразительного творчества. Развитие творчества детей в условиях обучения. Особенности методических систем развития детского изобразительного творчества в России и за рубежом. Понятия «творчества», «изобразительное творчество». Психологическая сущность творческого процесса у дошкольника. Условия развития изобразительного творчества детей. Критерии оценки творческих работ детей. Творческое детство в общественном устройстве. Психологические особенности детского творчества. Психофизиологическая характеристика творчески одаренных детей. Детское творчество и искусство. Универсальность детского рисунка. Стадии развития детского рисунка. Изображение человека ребенком. Пространство в рисунке. Цвет в рисунке ребенка. Диагностические возможности детского рисунка. Творчество как актуальная проблема педагогики. Зависимость творческого развития от обучения. Особенности детского творчества и факторы, влияющие на его проявление. |
«Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия» (Академия вэгу) Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Профессионального образования «восточная экономико-юридическая гуманитарная... Дисциплина «Криминалистика» является дисциплиной федерального компонента цикла общепрофессиональных дисциплин по подготовке специалистов... | ||
Высшего профессионального образования «восточная экономико-юридическая... Дисциплина «Методология исторической науки стран Европы и Америки», является дисциплиной специализации по подготовке специалистов... | Высшего профессионального образования «восточная экономико-юридическая... Дисциплина «Проектирование корпоративных экономических информационных систем» частью профессионального цикла ооп впо по направлению... | ||
Технологии обработки документов Ф. М. Шакирова; Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия (Академия вэгу). – Уфа, 2010. – 132 с | Высшего профессионального образования «восточная экономико-юридическая... Дисциплина «Ювенальная юстиция: история, теория и практика» является вариативной частью профессионального цикла ооп впо по направлению... | ||
Социальная экология Социальная экология : программа курса, планы практических занятий и методические рекомендации / сост. Т. Г. Горская; Восточная экономико-юридическая... | Высшего профессионального образования современная гуманитарная академия (начоу впо сга) Негосударственное аккредитованное частное образовательное учреждение высшего профессионального образования Современная гуманитарная... | ||
Академия вэгу Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Самообследование Частное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Русская христианская гуманитарная академия» | ||
"Дальневосточная государственная социально-гуманитарная академия" Михеева Е. В. Информационные технологии: Учеб пособие для сред проф образования – М.: Издательский центр «Академия», 2005 | 1. Понятие, предмет, метод, система права социального Высшего профессионального образования «московская государственная юридическая академия» | ||
И социальному развитию государственное образовательное учреждение... ... | Учреждением высшего профессионального образования «Уфимская государственная академия искусств имени Загира Исмагилова» (далее Академия) некоммерческая организация, осуществляющая... | ||
«академия социального образования» факультет педагогики и психологии... Контрольные работы являются одним из обязательных видов самостоятельной работы студентов заочной формы обучения | Минздравсоцразвития России Государственное бюджетное образовательное... Положение об ординатуре в государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Кировская государственная... |