Высшего профессионального образования «восточная экономико-юридическая гуманитарная академия (Академия вэгу)» Кафедра педагогики





НазваниеВысшего профессионального образования «восточная экономико-юридическая гуманитарная академия (Академия вэгу)» Кафедра педагогики
страница1/6
Дата публикации19.05.2015
Размер0.67 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5   6


НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ   (Академия ВЭГУ)»

 

 

Кафедра ПЕДАГОГИКИ

 

 

  УТВЕРЖДАЮ

  Проректор по учебной работе и

  инновационному развитию

 ________________Р.Ф.Габидуллин

 «____»_________________2011_ г.

                       

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА

(наименование дисциплины)

 

 

   Квалификация: Специалист 

Специальности: Педагогика и методика дошкольного образования

Специализации: Логопедическая работа в дошкольных образовательных учреждениях
 

 Составитель:

К.п.н., доцент

Боронилова И.Г.
 

 

 

Уфа

2011

ПОЯСНЕНИЕ К КУРСУ
Теория и методика развития детского изобразительного творчества — постоянно развивающееся и динамическое направление. Поиск новых путей совершенствования педагогического процесса, ориентация на высокохудожественные образцы мирового искусства и стремление передать детям накопленное духовное богатство определяет содержание дисциплины. Ее изучение поможет студентам войти в прекрасный мир искусства, обогатит их эмоциональный опыт, позволит развить и реализовать свои творческие способности, а в дальнейшем — квалифицированно решать задачи эстетического воспитания детей в дошкольных об­разовательных учреждениях.

Курс «Теория и методика развития детского изобразительного творчества» занимает большое место в подготовке специалиста дошкольного образования.

Задачи курса: формирование психолого-педагогических и искусствоведческих зна­ний в области современных концепций и технологий художественного развития детей дошкольного возраста; развитие диагностических, оценочных, проектировочных умений, не­обходимых для определения содержания художественного развития де­тей, принципов конструирования педагогического процесса, ориентиро­ванного на художественное развитие дошкольников, создания условий, стимулирующих детское художественное творчество; содействие развитию профессиональной направленности и творческо­го подхода студентов к решению задач художественного развития до­школьников; совершенствование умений анализировать современные тенденции в области художественного воспитания и развития дошкольников, про­граммы и технологии творческого развития детей, практику дошколь­ных образовательных учреждений.

В процессе работы со студентами используются разнообразные формы и методы обучения: практические занятия по живописи, скульптуре, дизайну, декоративно-прикладному искусству и другим видам художественной деятельности в условиях студи и выходом на пленэр; лекции в аудиториях и в залах музеев города, семинары, беседы, сопровождающиеся показом видеофильмов, слайдов, электронных иллюстрированных коллекций, походы на выставки и организации выставок детских и студенческих работ; поисковая деятельность в процессе ознакомления с литературой, творческие задания и дискуссии.

Лекционный курс включает изучение теоретических основ эстетического воспитания (проблемы художественного восприятия, художествен­ной деятельности, способностей и обучения) и установление связи с кур­сами эстетики, психологии, физиологии, педагогики.

Семинары проводятся с целью приобщения студентов к научной работе. Будущие педагоги учатся составлять план научного доклада, формулиро­вать тему, задачи, выделять теоретические основы темы в процессе анали­за литературы, оформлять доклад и выступать с ним; решение различных типов ситуаций; проведение деловых игр. На семинарских занятиях используется метод создания ситуаций, деловые игры, обсуждения и анализ художественных работ дошкольников. Контрольные мероприятия включают в себя выполнение тестовых заданий, письменных контрольных работ, написание рефератов, организации деловых игр.

Практические занятия организуются с целью более глубокого и детального изучения некоторых тем курса, обучения студентов умению са­мостоятельно анализировать конкретные произведения изобразительного искусства, и творчество отдельных художников; отбирать произведения искусства, доступные детям дошкольного возраста, по содержанию и сред­ствам художественной выразительности, и использовать их не только для оформления детского сада,, но для развития и формирования эстетическо­го восприятия детей; беседовать с детьми о произведениях искусства, ана­лизировать детские изобразительные работы; конспектировать и рефери­ровать педагогическую литературу; анализировать программу детского сада и составлять конспекты занятий по различным видам художественной деятельности с детьми разных возрастных групп; разработав рабочие планы и конспекты уроков в педагогическом коллеже. На практических занятиях студенты знакомятся с работой методических кабинетов и учатся изготовлять методические наглядные пособия.

По возможности практические занятия проводятся непосредственно в детских учреждениях.

Цель: формировать у студентов эстетическое отношение к изобразительному искусству и действительности, подготовка их к работе в дошкольном учреждении по развитию детского изобразительного творчества.

Задачи дисциплины:

  • совершенствовать художественное образование и эстетическое воспитания студентов;

  • развивать у студентов эстетическое отношение к изобразительному искусству и обучать их методике его формирования у детей;

  • изучать искусствоведческие и психолого-педагогические основы теории и методики развития детского изобразительного творчестве;

  • изучать основные теории изобразительного искусства, теории понимания детского художественного творчества, развития изобразительных способностей детей дошкольного возраста;

  • развивать у студентов изобразительные способности, обучать методике формирования их у детей дошкольного возраста;

  • обучать студентов художественным техникам в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве;

  • обучать студентов методам и приемам развития детского изобразительного творчества в условиях дошкольных учреждений.


Дисциплина ориентирует на следующие виды профессиональной деятельности: организационно-управленческая, научно-методическая, учебно-воспитательная, социально-педагогическая, культурно-просветительская. Ее изучение способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности:

в области организационно-управленческой деятельности;

  • руководство работой воспитателей, организация просветительской работы для родителей;

  • формирование у родителей и лиц, их заменяющих, потребностей в компетентных образовательных услугах для своих детей;

  • формирование в дошкольном образовательном учреждении сообщества воспитывающих взрослых (родителей, педагогов и других сотрудников) с целью обеспечения эмоционального благополучия ребенка и образовательного коллектива;

  • соблюдение требований безопасности;

  • обеспечение охраны жизни и здоровья детей во время учебно-воспитательного процесса;

  • консультирование родителей и лиц, их заменяющих, по вопросам воспитания, обучения и развития детей;

в области научно-методической деятельности:

  • выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений;

  • анализ современных тенденций развития дошкольного об­разования, образовательных программ;

  • определение перспективных направлений развития педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении;

  • обеспечение методического оснащения педагогического процесса;

  • организация и координирование методического процесса;

  • повышение квалификации преподавателей, развитие их творческих инициатив, оказание квалифицированной по мощи педагогам в разработке инновационных педагогических технологий;

  • анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации;

в области учебно-воспитательной деятельности:

  • осуществление процесса обучения в соответствии с образовательной программой;

  • использование современных научно обоснованных приемов, методов и средств обучения;

  • формирование у детей дошкольного возраста духовных, нравственных, культурных ценностей и патриотических чувств на основе индивидуального подхода;

в области социально-педагогической деятельности:

  • оказание помощи в социализации детям дошкольного возраста;

в области культурно-просветительской деятельности:

  • формирование общей культуры детей дошкольного возраста.

Студенты после изучения дисциплины должны:

знать:

  • научные основы организации образовательного процесса в педагогическом училище (колледже); методику преподавания дисциплин художественно-эстети­ческого цикла; пути приобщения дошкольников к общече­ловеческим, национальным, духовным ценностям, особен­ности формирования эстетического отношения к миру;

  • нормативные показатели функционального и психического развития ребенка и владеть методами их измерения;

уметь:

  • провести психолого-педагогический анализ различных образовательных систем; разработать систему педагогических задач, обеспечивающих художественно-эстетическую деятельность будущих воспитателей;

  • организовать развивающую среду для разнообразной художественно-эстетической деятельности;

владеть:

  • системой знаний о сущности, целях и задачах эстетического развития детей раннего и дошкольного возраста, а так же о формах, методах, приемах эстетического образования; системой представлений о роли и месте эстетического развития дошкольников в образовательном процессе;

  • современными методами контроля знаний и умений студентов колледжа и способами профессиональной и личностной рефлексии, организации творческой деятельности человека;

  • методами психолого-педагогических исследований, умениями обработки и анализа материалов, способами их оформления.

Форма итогового контроля экзамен.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН





п/п


Наименование тем и

разделов

Аудиторные занятия

(час.)

СРС

(очное)

СРС

заочн.
(СО)

СРС

заочн.

(СПО)

Лекции

семинары

очное

заочн. (СО)

заочн. (СПО)

очное

заочн. (СО)

заочн. (СПО)

РАЗДЕЛ I. ОСНОВЫ ИСКУССТВОЗНАНИЯ

1.

Введение, предмет и задачи курса. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста

4

2

2

8

-

-

13

22

22

2.

Творчество в художественной деятельности. Особенности методических систем развития детского изобразительного творчества в России и за рубежом.

4

-

-

8

-

-

13

22

22

РАЗДЕЛ II. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

1.

Задачи обучения и развития детей средствами изобразительной деятельности.

4

2

2

8

-

2

13

22

22

2.

Художественное восприятие окружающего как основа изобразительной деятельности. Произведения искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура) как фактор развития личности ребенка и основа его самостоятельной художественно-творческой деятельности.

8

2

-

10

2

2

13

34

38

3.

Методы и приемы обучения изобразительной деятельности в детском саду.

4

2

-

8

2

2

13

22

22

4.

Развитие детского изобразительного творчества в дошкольном возрасте


12

2

-

8

2

2

13

22

22

РАЗДЕЛ III. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА

1.

Планирование и учет занятий по изобразительной деятельности в детском саду. Художественно-эстетическая развивающая среда и ребенок.

2

-

2

8

2

2

13

22

22

2.

Методическое руководство развитием художественно-творческой деятельности детей в дошкольных образовательных учреждениях.

2

2

-

8

2

2

13

22

22




ИТОГО:

40

12

6

66

10

12

104

188

192




форма аттестации

экзамен

экзамен

экзамен
















ПРОГРАММА КУРСА
РАЗДЕЛ I. ОСНОВЫ ИСКУССТВОЗНАНИЯ
Тема 1. Введение, предмет и задачи курса. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста
Методика руководства изобразительной деятельностью детей как педагогическая дисциплина. Связь методики изодеятельности с эстетикой, психологией, анатомией и физиологией, гигиеной, педиатрией, детской литературой и другими методиками. Основы организации образовательно-воспитательной работы с дошкольниками на занятии по изодеятельности. Методы изучения курса, его задачи. Методологическая основа теории и методики эстетического воспитания Эстетика — методологическая основа изобразительного искусства. Теория изобразительного искусства, его виды и жанры. Теоретические основы художественной деятельности. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Значение эстетического воспитания. Цель и задачи эстетического воспитания. Средства эстетического воспитания

Тема 2. Творчество в художественной деятельности. Особенности методических систем развития детского изобразительного творчества в России и за рубежом
Творчество как актуальная проблема педагогики. Сравнительный анализ творческого процесса взрослого и ребенка. Своеобразие творческой деятельности ребенка. Психолого-педагогические основы детского художественного творчества.

Анализ теорий понимания детского изобразительного творчества. Развитие творчества детей в условиях обучения. Особенности методических систем развития детского изобразительного творчества в России и за рубежом.

Понятия «творчества», «изобразительное творчество».

Психологическая сущность творческого процесса у дошкольника. Условия развития изобразительного творчества детей. Критерии оценки творческих работ детей. Творческое детство в общественном устройстве. Психологические особенности детского творчества. Психофизиологическая характеристика творчески одаренных детей. Детское творчество и искусство. Универсальность детского рисунка.

Стадии развития детского рисунка. Изображение человека ребенком. Пространство в рисунке. Цвет в рисунке ребенка. Диагностические возможности детского рисунка. Творчество как актуальная проблема педагогики. Зависимость творческого развития от обучения. Особенности детского творчества и факторы, влияющие на его проявление.


  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Высшего профессионального образования «восточная экономико-юридическая гуманитарная академия (Академия вэгу)» Кафедра педагогики icon«Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия» (Академия вэгу)
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Высшего профессионального образования «восточная экономико-юридическая гуманитарная академия (Академия вэгу)» Кафедра педагогики iconПрофессионального образования «восточная экономико-юридическая гуманитарная...
Дисциплина «Криминалистика» является дисциплиной федерального компонента цикла общепрофессиональных дисциплин по подготовке специалистов...
Высшего профессионального образования «восточная экономико-юридическая гуманитарная академия (Академия вэгу)» Кафедра педагогики iconВысшего профессионального образования «восточная экономико-юридическая...
Дисциплина «Методология исторической науки стран Европы и Америки», является дисциплиной специализации по подготовке специалистов...
Высшего профессионального образования «восточная экономико-юридическая гуманитарная академия (Академия вэгу)» Кафедра педагогики iconВысшего профессионального образования «восточная экономико-юридическая...
Дисциплина «Проектирование корпоративных экономических информационных систем» частью профессионального цикла ооп впо по направлению...
Высшего профессионального образования «восточная экономико-юридическая гуманитарная академия (Академия вэгу)» Кафедра педагогики iconТехнологии обработки документов
Ф. М. Шакирова; Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия (Академия вэгу). – Уфа, 2010. – 132 с
Высшего профессионального образования «восточная экономико-юридическая гуманитарная академия (Академия вэгу)» Кафедра педагогики iconВысшего профессионального образования «восточная экономико-юридическая...
Дисциплина «Ювенальная юстиция: история, теория и практика» является вариативной частью профессионального цикла ооп впо по направлению...
Высшего профессионального образования «восточная экономико-юридическая гуманитарная академия (Академия вэгу)» Кафедра педагогики iconСоциальная экология
Социальная экология : программа курса, планы практических занятий и методические рекомендации / сост. Т. Г. Горская; Восточная экономико-юридическая...
Высшего профессионального образования «восточная экономико-юридическая гуманитарная академия (Академия вэгу)» Кафедра педагогики iconВысшего профессионального образования современная гуманитарная академия (начоу впо сга)
Негосударственное аккредитованное частное образовательное учреждение высшего профессионального образования Современная гуманитарная...
Высшего профессионального образования «восточная экономико-юридическая гуманитарная академия (Академия вэгу)» Кафедра педагогики iconАкадемия вэгу
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Высшего профессионального образования «восточная экономико-юридическая гуманитарная академия (Академия вэгу)» Кафедра педагогики iconСамообследование
Частное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Русская христианская гуманитарная академия»
Высшего профессионального образования «восточная экономико-юридическая гуманитарная академия (Академия вэгу)» Кафедра педагогики icon"Дальневосточная государственная социально-гуманитарная академия"
Михеева Е. В. Информационные технологии: Учеб пособие для сред проф образования – М.: Издательский центр «Академия», 2005
Высшего профессионального образования «восточная экономико-юридическая гуманитарная академия (Академия вэгу)» Кафедра педагогики icon1. Понятие, предмет, метод, система права социального
Высшего профессионального образования «московская государственная юридическая академия»
Высшего профессионального образования «восточная экономико-юридическая гуманитарная академия (Академия вэгу)» Кафедра педагогики iconИ социальному развитию государственное образовательное учреждение...
...
Высшего профессионального образования «восточная экономико-юридическая гуманитарная академия (Академия вэгу)» Кафедра педагогики iconУчреждением высшего профессионального образования
«Уфимская государственная академия искусств имени Загира Исмагилова» (далее Академия) некоммерческая организация, осуществляющая...
Высшего профессионального образования «восточная экономико-юридическая гуманитарная академия (Академия вэгу)» Кафедра педагогики icon«академия социального образования» факультет педагогики и психологии...
Контрольные работы являются одним из обязательных видов самостоятельной работы студентов заочной формы обучения
Высшего профессионального образования «восточная экономико-юридическая гуманитарная академия (Академия вэгу)» Кафедра педагогики iconМинздравсоцразвития России Государственное бюджетное образовательное...
Положение об ординатуре в государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Кировская государственная...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск