Примерная программа по учебному предмету основы изобразительного искусства и рисование





Скачать 363.21 Kb.
НазваниеПримерная программа по учебному предмету основы изобразительного искусства и рисование
страница1/3
Дата публикации22.05.2015
Размер363.21 Kb.
ТипПримерная программа
100-bal.ru > Культура > Примерная программа
  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ

КУЛЬТУРНОГО И ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ ИМЕНИ Д.С.ЛИХАЧЕВА

ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету
ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И РИСОВАНИЕ

Москва 2013

Разработчики:

И.А.Морозова, заместитель директора по научно-методической работе Орловской детской школы изобразительных искусств и народных ремесел, преподаватель

С.В.Чумакова, доцент кафедры рисунка Орловского государственного университета, преподаватель Орловской детской школы изобразительных искусств и народных ремесел, методист, кандидат педагогических наук
Главный редактор: И.Е.Домогацкая, генеральный директор Института развития образования в сфере культуры и искусства, кандидат педагогических наук
Технический редактор: С.М.Пелевина, научный сотрудник Института развития образования в сфере культуры и искусства
Рецензент: С.В.Шведова, заместитель директора по учебной деятельности Детской школы искусств и ремесел города Братска Иркутской области, преподаватель

Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

- Срок реализации учебного предмета

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цели и задачи учебного предмета

- Структура программы учебного предмета

- Методы обучения

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

II. Содержание учебного предмета

- Учебно-тематический план

- Годовые требования

III. Требования к уровню подготовки учащихся

- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения

IV. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание

- Критерии оценки

V. Методическое обеспечение учебного процесса

VI. Список литературы и средств обучения

- Методическая литература

- Учебная литература

- Средства обучения



  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Характеристика учебного предмета, его место и роль

в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Основы изобразительного искусства и рисование» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области изобразительного искусства в детских школах искусств.

Учебный предмет «Основы изобразительного искусства и рисование» направлен на художественное образование и воспитание подрастающего поколения, тем самым, обеспечивая формирование культурно образованной части общества, заинтересованной аудитории зрителей.

Программа направлена на знакомство учащихся с первичными знаниями о видах и жанрах изобразительного искусства, о правилах изображения с натуры и по памяти предметов (объектов) окружающего мира, об основах цветоведения, о формальной композиции, о способах работы с различными художественными материалами и техниками.

Общеразвивающая программа «Основы изобразительного искусства и рисование» способствует эстетическому воспитанию учащихся, формированию художественного вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное. Программа обеспечивает развитие творческих способностей детей и подростков и формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Начальные знания по изобразительной грамоте и владение художественными материалами и техниками дает свободу самовыражения и помогает найти свой собственный язык изобразительного искусства, язык, при помощи которого учащиеся смогут передавать свои мысли и впечатления.

В основе педагогических принципов подачи учебного материала программы лежит принцип «мастер-класса», когда преподаватель активно включается в учебный процесс, демонстрируя свой творческий потенциал, тем самым влияя на раскрытие творческих способностей учащихся.

Программа рассчитана на учащихся 10-12 лет.

Срок реализации учебного предмета

Учебный предмет «Основы изобразительного искусства и рисование» реализуется при 3-летнем сроке обучения. Продолжительность учебных занятий с первого по третий годы обучения составляет 35 недель в год.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета «Основы изобразительного искусства и рисование» при 3-летнем сроке обучения составляет 420 аудиторных часов. В связи с большой загруженностью учащихся в общеобразовательной организации самостоятельная работа программой не предусмотрена.

Сведения о затратах учебного времени

Вид учебной работы,

нагрузки


Затраты учебного времени

Всего часов

Годы обучения

1-й год

2-й год

3-й год




Полугодия

1

2

3

4

5

6




Аудиторные занятия

68

72

68

72

68

72

420

Максимальная учебная нагрузка

68

72

68

72

68

72

420


Объем учебной нагрузки в неделю составляет 4 часа. Рекомендуемая продолжительность урока – 45 минут.

Форма проведения учебных занятий

Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численность учащихся в группе составляет от 4 до 10 человек. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Цель учебного предмета

Целью программы «Основы изобразительного искусства и рисование» является общеэстетическое воспитание, приобретение практических умений и навыков, развитие творческой индивидуальности учащегося, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Задачи учебного предмета

Задачами учебного предмета являются:

– знакомство учащихся с первичными знаниями о видах и жанрах изобразительного искусства;

– формирование знаний о правилах изображения предметов с натуры и по памяти;

– формирование знаний об основах цветоведения;

– формирование знаний о формальной композиции;

– формирование умений и навыков работы с различными художественными материалами и техниками;

– развитие творческой индивидуальности учащегося, его личностной свободы в процессе создания художественного образа;

– развитие зрительной и вербальной памяти;

– развитие образного мышления и воображения;

– формирование эстетических взглядов, нравственных установок и потребностей общения с духовными ценностями, произведениями искусства;

– воспитание активного зрителя, способного воспринимать прекрасное.

Структура программы учебного предмета

Программа содержит следующие разделы, отражающие основные характеристики учебного процесса:

сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

распределение учебного материала по годам обучения;

описание дидактических единиц учебного предмета;

требования к уровню подготовки учащихся;

формы и методы контроля, система оценок;

методическое обеспечение учебного процесса.

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

– словесный (объяснение, беседа, рассказ);

– наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

– практический;

– эмоциональный (подбор репродукций и иллюстраций, аудио и видео- ряда).

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической литературой в области изобразительного искусства.

Учебные аудитории должны быть просторными, светлыми, оснащенными необходимым оборудованием, удобной мебелью, наглядными пособиями.



  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание учебного предмета представлено в учебно-тематическом плане.

Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы с указанием распределения учебных часов.

Задания адаптированы и доступны для учащихся 10-12 лет, учитывают возрастные и психологические особенности данного возраста.

Формирование у учащихся умений и навыков происходит постепенно: от изучения простого материала - к более сложному, от упражнений - к творческим заданиям.

Предложенные в содержании программы разделы имеют общую методическую структуру подачи учебного материала: объяснение, мастер-класс, выполнение учащимися упражнений, закрепление знаний в процессе выполнения творческих заданий в различных техниках.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ



Наименование раздела, темы


Вид учебного занятия

Количество аудиторных часов


1.

Волшебный мир изобразительного искусства. Виды и жанры изобразительного искусства. Рисование как возможность самовыражения. Техники. Инструменты и материалы.

Урок-беседа

4

2.

Выразительные средства графики: точки, линии, пятна. Замкнутая линия – пятно – силуэт.

Урок

4

3.

Цветовое пятно – основное выразительное средство живописи. Цветовой круг. Знакомство с основными и составными цветами. Многообразие оттенков.

Урок

4

4.

Методы рисования. Плоские и объемные изображения.

Урок-беседа

4

Как изображать цветы? Отдельные цветки, составление букетов

5.

Рисование цветов гелевыми ручками.

Урок

8

6.

Рисунок цветов в технике "пастель".

Урок

4

7.

Букет цветов в технике "акварель".

Урок

12

Как рисовать фрукты и овощи? Простые и сложные формы

8.

Рисунки фруктов и овощей фломастерами.

Урок

8

9.

Фруктовая ваза. Работа с шаблонами в технике "набрызг". Гуашь.

Урок

8

10.

Экзотические фрукты в технике "масляная пастель".

Урок

12

Как рисовать посуду? Простая форма. Сложный силуэт

11.

Зарисовки посуды цветными карандашами и фломастерами.

Урок

8

12.

Восточный натюрморт в технике "гуашь".

Урок

16

13.

"Чаепитие" - рисование мягкими материалами (на выбор: соус, уголь-мел, пастель).

Урок

12

Как рисовать бытовые предметы и мебель

14.

Зарисовки бытовых предметов и мебели фломастерами.

Урок

8

15.

"В чулане" – рисунок углем.

Урок

8

16.

Интерьер сельского дома.

Урок

16

17.

Подготовка экспозиции.

Просмотр

4




Итого за год




140



ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ



Наименование раздела, темы


Вид учебного занятия

Количество аудиторных часов

1.

Пейзаж как жанр изобразительного искусства. Разновидности пейзажа. Плановость.

Урок-беседа

4

Стихия «воздух». Как изображать туман, облака, тучи

2.

Изображение мягким материалом (уголь, соус, мел, пастель) облаков, грозовых туч, сильного ветра.

Урок

8

3.

Работа по-сырому в технике акварель. Туман.

Урок

8

Стихия «вода». Как изображать дождь, снег, реку, водопад, море

4.

Изображение воды (дождь, снег, река, водопад) с помощью техники "акварель".

Урок

8

5.

"Кораблик на волнах" – работа в технике раздельного мазка (акварель).

Урок

8

Стихия «огонь». Как изображать свечение, взрыв, костер, пожар

6.

Костер - экспрессия мазка в гуаши, фейерверк в технике "восковая пастель и акриловые чернила", взрыв в технике "пастель".

Урок

8

7.

Варьирование эффектов "салют" – использование техники чернил и отбеливателя.

Урок

8

Стихия «земля». Как изображать землю, горы, пустыню

8.

Земля, камни, горы в технике "пастель" ("масляная пастель"). Использование фроттажа.

Урок

8

9.

Горный пейзаж в технике "коллаж".

Урок

12

Как изображать деревья? Породы деревьев

10.

Ветка с листьями. Использование различных техник (простой карандаш, чернила и кисть, тушь-перо).

Урок

4

11.

Знакомство с изображением разных пород деревьев (ель, сосна, береза, дуб и др.). "В лесу" – работа гуашью.

Урок

12

Как изображать транспорт

12.

Знакомство с изображением общественного транспорта (автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай и др.),

Урок

8

13.

Ретро-автомобиль – рисунок гризайль.

Урок

12

Как изображать архитектуру

14.

Архитектурные мотивы в пейзаже. Зарисовки архитектурных элементов (окна, двери, крыши, перила и др.).

Урок

12

15.

Изображения одноэтажных и многоэтажных домов. Сельские и городские дома.

Урок

16

16.

Подготовка экспозиции

Просмотр

4




Итого за год




140



ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ



Наименование раздела, темы


Вид учебного занятия

Количество аудиторных часов


1.

Мир вокруг нас. Фауна.

Урок-беседа

4

Как изображать насекомых

2.

Зарисовки насекомых (жуки, пауки, стрекозы, бабочки) простыми карандашами и черной гелевой ручкой.

Урок

8

3.

"На лугу" – рисунок в смешанной технике: акварель и гелевая ручка.

Урок

12

Как изображать морских жителей

4.

Работа по образцу. Выполнение рисунка морского жителя (морской конек, рыбы, лангусты, черепахи, крабы).

Урок

4

5.

"На дне морском…". Работа над композицией в технике акварель.

Урок

12

Как изображать птиц

6.

Знакомство с правилами изображения птиц. Зарисовки и этюды домашних птиц (петух, утка, курица, цыпленок). Певчие и лесные птицы (малиновка, иволга, синица и др.) – зарисовки мягким материалом.

Урок

8

7.

Экзотические птицы. Работа в технике «пастель».

Урок

12

Как изображать зверей

8.

Знакомство с правилами изображения животных. Дикие и домашние животные.

Урок

8

9.

«Животные севера и юга». Работа цветными акварельными карандашами.

Урок

12

Как изображать людей

10.

Портрет. Пропорции лица. Эмоции. Шарж. Рисунки фломастером.

Урок

8

11.

Знакомство с правилами изображения человеческой фигуры. Пропорции фигуры.

Урок

8

12.

Движение и пластика человека. Одевание фигуры человека. Наброски и зарисовки.

Урок

8

13.

Эскиз театрального костюма.

Урок

8

14.

"А у нас во дворе…"

Урок

12

15.

Спортивные соревнования. Итоговая работа.

Урок

12

16.

Подготовка экспозиции.

Просмотр.

4




Итого за год




140



Годовые требования

первый ГОД ОБУЧЕНИЯ

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Примерная программа по учебному предмету основы изобразительного искусства и рисование iconПрограмма по учебному предмету «История изобразительного искусства»...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств №50»
Примерная программа по учебному предмету основы изобразительного искусства и рисование iconОбщеобразовательные программы в области изобразительного искусства...
Программа учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование» разработана на основе и с учетом федеральных государственных...
Примерная программа по учебному предмету основы изобразительного искусства и рисование iconПрограмма по учебному предмету по. 02. Уп. 03. История хореографического искусства
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию предмета «История изобразительного искусства»
Примерная программа по учебному предмету основы изобразительного искусства и рисование iconПримерная программа дисциплины «История изобразительного искусства»
Подготовить студентов к самостоятельному освоению художественного наследия изобразительного искусства
Примерная программа по учебному предмету основы изобразительного искусства и рисование iconПрограмма по учебному предмету История изобразительного искусства
Программа курса «История Искусства» предназначена для детской художественной школы в IV-IХ классах
Примерная программа по учебному предмету основы изобразительного искусства и рисование iconПримерная программа дисциплины История изобразительного искусства...
Учебно-методическое объединение по образованию в области хореографического искусства
Примерная программа по учебному предмету основы изобразительного искусства и рисование iconН. А. Некрасова И. В. Гурьянова дидактические и методические основы...
Цель урока: Познакомить с творчеством П. И. Чайковского и балетом «Щелкунчик». Ввести детей в атмосферу сказки Гофмана
Примерная программа по учебному предмету основы изобразительного искусства и рисование iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок изобразительного искусства «Декоративное рисование. Украшение узором игрушки-матрёшки»
Примерная программа по учебному предмету основы изобразительного искусства и рисование iconУрок изобразительного искусства в 4 классе по теме: «Рисование с...
Цели: продолжить формирование графических умений и навыков в изображении овощей
Примерная программа по учебному предмету основы изобразительного искусства и рисование iconУрок изобразительного искусства на тему: «Рисование фруктов»
Учитель: На протяжении уроков этой четверти мы обсуждаем одну очень интересную тему, кто ответит какую?
Примерная программа по учебному предмету основы изобразительного искусства и рисование iconРоль кабинета изобразительного искусства в формировании творческих способностей учащихся
Кабинет изобразительного искусства как средство реализации профессионально-педагогических задач современного учителя
Примерная программа по учебному предмету основы изобразительного искусства и рисование iconПриказ №198-лс
«история изобразительного искусства» воспитать художественный вкус, развить у детей образное мышление и способность правильно и чутко...
Примерная программа по учебному предмету основы изобразительного искусства и рисование iconПримерная программа по учебному предмету «История Красноярского края»...
Нкретизирует содержание тем по учебному предмету, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность...
Примерная программа по учебному предмету основы изобразительного искусства и рисование iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема выступления учителя изобразительного искусства Бутрименко Л. Б. на тему : «О формировании общекультурной компетенции обучающихся...
Примерная программа по учебному предмету основы изобразительного искусства и рисование iconУрок изобразительного искусства в 4-ом классе Тема: «Рисование фигуры человека с натуры»
Организовать деятельность учащихся по формированию умения изображать фигуру человека с натуры, учитывая пропорции, пластичность и...
Примерная программа по учебному предмету основы изобразительного искусства и рисование iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины Основы теории декоративно-прикладного...
Цели дисциплины дать профессиональные основы деятельности будущего учителя изобразительного искусства, формировать у студентов теоретические...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск