Скачать 232.86 Kb.
|
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Томский коммунально–строительный техникум» Практико-ориентированный информационно–коммуникативный проект «Лечебная физическая культура (ЛФК) как средство профилактики профессиональных заболеваний будущих строителей» Выполнила: Метелёва Оксана Алексеевна Студентка 1 курса Руководитель проекта: Онищенко Александр Петрович преподаватель физической культуры Томск 2014
План работы над проектом
Практико – ориентированный информационно – коммуникативный проект «Лечебная физическая культура (ЛФК) – как средство профилактики профессиональных заболеваний будущих строителей»
Строительство - одна из наиболее востребованных профессий во все времена, одна из крупнейших отраслей в мире. На любой объект, стройку и т.д. всегда требуются представители этой профессии. Отрасль оперативно реагирует на удовлетворение неотложных нужд в районах, пострадавших от природных или антропогенных катастроф. Поэтому работа ответственная, временами связанная с опасностями и риском. И, конечно же, проработав в данной сфере многие годы, люди приобретают профессиональные болезни. Пожалуй, нет такой профессии, где бы ни присутствовали профессиональные болезни. По данным Роспотребнадзора, основными неблагоприятными факторами, воздействующими на строительных рабочих и приводящими к снижению работоспособности и утрате здоровья, являются:
Самыми распространенными заболеваниями среди специалистов строительной сферы являются:
Следует отметить: проведенные исследования доказали, что болезни, влекущие к временной утрате трудоспособности, это те, которые поражают дыхательные пути, периферическую нервную систему, опорно-двигательный аппарат, кожу. Для правильной диагностики профессионального заболевания особенно важно тщательное изучение санитарно-гигиенических условий труда, анамнеза больного, его "профессионального маршрута", включающего все виды работ, выполнявшиеся им с начала трудовой деятельности. Некоторые профессиональные болезни, например силикоз, бериллиоз, асбестоз, папиллома мочевого пузыря, могут выявляться через много лет после прекращения контакта с производственными вредностями. Достоверность диагноза обеспечивается тщательной дифференциацией наблюдаемой болезни с аналогичными по клинической симптоматике заболеваниями непрофессиональной этиологии. Определенным подспорьем в подтверждении диагноза служит обнаружение в биологических средах химического вещества, вызвавшего заболевание, или его дериватов. В ряде случаев лишь динамическое наблюдение за больным в течение длительного срока дает возможность окончательно решить вопрос о связи заболевания с профессией. Как итог, можно сказать лишь то, что строительная работа - очень нерадостная. И деньги за эту работу платят заслуженно, ведь человек отдает самое ценное, что у него есть - свое здоровье. 1.2.Профессиональное заболевание – силикоз Самым распространенным заболеваниям среди специалистов строительной сферы является силикоз. Силикоз — наиболее распространённый и тяжело протекающий вид пневмокониоза, профессиональное заболевание лёгких, обусловленное длительным вдыханием пыли, содержащей свободный диоксид кремния. Характеризуется диффузным разрастанием в лёгких соединительной ткани и образованием характерных узелков. Эта инородная ткань снижает способность лёгких перерабатывать кислород. Силикоз вызывает риск заболеваний туберкулёзом, бронхитом и эмфиземой лёгких. Профилактика этого заболевания должна стать отдельной важной задачей, поскольку уровень загрязнения воздуха рабочей зоны строительных объектов промышленными аэрозолями остается высоким. Бетон и продукция для каменной кладки содержат кварцевый песок и породы с содержанием кремнезема. Так как данная продукция является основной для строительной индустрии, рабочие могут быть зачастую подвержены влиянию вдыхаемой пыли кристаллического кремнезема при выполнении следующих работ:
При вдыхании кристаллического кремнезема ткань легких человека образует фиброзные узелковые утолщения и рубцы вокруг частичек кремнезема, задержанных легкими. Это фиброзное состояние легких называется силикозом. Если узелковые утолщения становятся слишком большими, дыхание становится затрудненным и в результате может наступить смерть. У людей, имеющие силикоз легких, высока вероятность развития активного туберкулеза. В зависимости от концентрации вдыхаемой пыли кристаллического кремнезема, может получить развитие один из следующих видов силикоза:
В начале болезни силикоз может ничем не проявляться. По мере прогрессирования могут появиться затруднения дыхания и другие симптомы заболевания грудной клетки, как, например, кашель. Инфекционные осложнения могут вызвать высокую температуру, потерю веса, потение по ночам. Сильные микобактериальные или грибковые инфекции могут в значительной степени осложнить силикоз и вызвать летальный исход. Данные инфекции легко развиваются, когда легочные клетки, которые должны противостоять им, переполнены пылью кремнезема и не могут бороться с микобактериями и другими организмами. На основании клинико-функциональных и рентгеноморфологических признаков различают три стадии силикоза. Стадия I. Общее самочувствие обычно удовлетворительное. Жалобы могут отсутствовать. Иногда появляются невыраженная одышка при больших физических напряжениях, непостоянный сухой кашель, периодические боли в виде покалывания в грудной клетке. Внешний вид больного, форма грудной клетки и подвижность нижних краев легких не изменены. Перкуторный звук над легкими нередко также остается неизмененным или отмечается коробочный оттенок перкуторного звука над нижнебоковыми отделами грудной клетки. Аускультативно дыхание везикулярное, местами может быть ослабленным или жестковатым. Изредка появляются единичные сухие хрипы. Нередко имеются различной степени выраженности атрофические изменения слизистой оболочки верхних дыхательных путей. Часто обнаруживаются невыраженные изменения некоторых показателей функции внешнего дыхания, особенно МВЛ,ОФВ1, МОС25, МОС50, МОС75. Стадия II. Для нее характерна более выраженная одышка, которая появляется уже при небольшом физическом напряжении. Усиливаются боли в грудной клетке, кашель сухой или с небольшим количеством слизистой мокроты. Нарастают признаки базальной эмфиземы легких: перкуторный звук над нижнебоковыми отделами легких становится коробочным, подвижность нижних краев легких уменьшается. Дыхание становится более жестким, над участками эмфиземы — ослабленное. Нередко прослушивается шум трения плевры. Ухудшаются показатели функции внешнего дыхания: снижаются ЖЕЛ и MBJI, увеличивается объем остаточного воздуха (ООВ), что свидетельствует о рестриктивном типе легочной недостаточности вследствие развития выраженного фиброзного процесса в легких. При нагрузочных пробах могут появляться признаки гипоксемии. Стадия III. Несмотря на выраженный фиброзный процесс в легких и дыхательную недостаточность, общее состояние больных некоторое время может оставаться относительно удовлетворительным. Обычно у них весьма быстро нарушается компенсаторный механизм, главным образом вследствие присоединения инфекции, в том числе туберкулезной, а также развития хронического легочного сердца. Появляются одышка в покое, интенсивные боли в грудной клетке, усиливается кашель, увеличивается количество отделяемой мокроты; иногда наблюдаются приступы удушья. В связи с развивающейся эмфиземой легких не только в нижнебоковых отделах, но и в верхних зонах легких перкуторный звук над ними становится коробочным; кроме того, отмечается выбухание надключичных пространств. Аускультативно в легких определяются жесткое дыхание над участками фиброзных полей и ослабленное над участками эмфиземы. Нередко прослушиваются сухие и влажные хрипы, шум трения плевры. Значительно снижены все показатели легочной вентиляции. Появляются выраженные признаки хронического легочного сердца вследствие развивающейся гипертонии малого круга кровообращения, перегрузки правого предсердия и желудочка, а также выраженной гипоксемии. Последующая декомпенсация легочного сердца служит наиболее частой причиной смерти. При установлении стадии силикоза необходимо учитывать данные рентгенологического исследования (рентгенограммы), клиническую картину, характер и степень нарушения функции дыхания. 1.3.Профилактика силикоза Основным мероприятием по предупреждению развития пылевых болезней легких, в том числе силикоза, является максимальное обеспыливание воздушной среды производственных помещений, в которых проводятся работы, связанные с пылеобразованием. Для этого в зависимости от характера производственного процесса проводятся следующие технологические мероприятия: механизация, герметизация пылеобразующих процессов производства, внедрение дистанционного управления, пылеосаждение при помощи смачивающих средств, устройство эффективной и рационально сконструированной местной и общей вентиляции, а также пылеулавливание. Кроме того, следует использовать индивидуальные средства профилактики (респираторы, специальные шлемы, скафандры с подачей чистого воздуха), особенно в таких производствах, где общие обеспыливающие мероприятия в связи с особенностями производства недостаточно эффективны Лица, имеющие постоянный контакт с кварцсодержащей пылью, в целях предупреждения развития силикоза и своевременного выявления ранних стадий заболевания подлежат предварительному (при поступлении на работу) и периодическим медицинским осмотрам. Периодические медицинские осмотры при работах, связанных с возможным вдыханием кремнийсодержащей пыли (свободный и аморфный диоксид кремния), проводятся 1 раз в год. В медицинских осмотрах обязательно участвуют терапевт и отоларинголог. Всем обследуемым производится рентгенография органов грудной клетки и исследуется функция внешнего дыхания. Помимо общих медицинских противопоказаний к допуску на работу, связанную с воздействием вредных веществ, неблагоприятных факторов производства, дополнительными противопоказаниями при работе с промышленными аэрозолями, в том числе с пылью диоксида кремния, являются:
В нашей стране систематически проводится комплекс различных противопылевых мероприятий, направленных на предупреждение заболевания силикозом и другими пневмокониозами. Наиболее эффективными из них являются полная герметизация оборудования, автоматизация процессов, выведение рабочих из запыленных зон и др. Современные противопылевые мероприятия не обеспечивают полного очищения воздуха от пыли. Поэтому для успешного решения задач борьбы с силикозом необходимо сочетать инженернотехнические методы с системой медикосанитарных мероприятий. Сохраняет свое значение применение коллективных и индивидуальных защитных средств, проведение предварительных и периодических медицинских осмотров с назначением необходимых оздоровительных и лечебных мероприятий (рациональное трудоустройство, различные ингаляции, ультрафиолетовые облучения, рациональное питание и т. п.). На производствах, связанных с запыленностью воздуха, предусмотрены сокращенный рабочий день, дополнительно оплачиваемый отпуск, более ранний выход на пенсию. В нашей стране вопросам, связанным с проблемой профессиональных заболеваний, уделяется серьезное внимание, что позволяет проводить самые широкие профилактические мероприятия.
Лечебная физическая культура (ЛФК) - метод лечения, состоящий в применении физических упражнений и естественных факторов природы к больному человеку с лечебно-профилактическими целями. В основе этого метода лежит использование основной биологической функции организма - движения. Метод строго дозированных упражнений на фоне постановки правильного дыхания. Термином лечебная физическая культура (или ЛФК) обозначают самые различные понятия. Это и дыхательная гимнастика после тяжелой операции, и обучение ходьбе после травмы, и разработка движений в суставе после снятия гипсовой повязки. Это и название кабинета в поликлинике, и кафедры в институте физкультуры, и кафедры в медицинском институте. Термин «лечебная физкультура» применяется в самых различных аспектах, обозначая и метод лечения, и медицинскую или педагогическую специальность, и раздел медицины или физкультуры, и структуру здравоохранения. ЛФК - раздел клинической медицины Термин «лечебная физкультура» прежде всего обозначает раздел медицины, изучающий лечение и профилактику заболеваний методами физкультуры (обычно в сочетании с физиотерапевтическими процедурами и массажем). С другой стороны, лечебная физическая культура является разделом физической культуры, в котором рассматривают физические упражнения для восстановления здоровья больного человека и его трудоспособности. Вместе с тем лечебная физкультура - это самостоятельная научная дисциплина, объединенная по существующему государственному стандарту в единую научную специальность: «лечебная физическая культура и спортивная медицина с курсами курортологии и физиотерапии», имеющая шифр научной специальности 14.00.51. Это - медицинские науки. То есть специалистом в области лечебной физкультуры может быть врач с дипломом лечебного или педиатрического факультета медицинского института. Составной частью ЛФК являются механотерапия, трудотерапия и лечебный массаж. Основной терапевтический метод ЛФК - это лечебная гимнастика, то есть специально подобранные для лечения физические упражнения. Основное средство ЛФК - физические упражнения, применяемые в соответствии с задачами лечения, с учетом этиологии, патогенеза, клинических особенностей, функционального состояния организма, общей физической работоспособности. Формы ЛФК:
Средства ЛФК:
Лечебной физкультурой можно заниматься самостоятельно вне стен учреждений здравоохранения. Но делать это нужно очень осторожно, не форсируя нагрузок, не превышая дозировок, четко по программе-рецепту, и не превращая лечебную физкультуру в спорт. Хотя возможен и даже желателен переход на более высокий уровень нагрузок по программе общей физической подготовки. Самостоятельные занятия проводятся по назначению врача и под контролем врача. Это понятно, речь идет о больном человеке, который не всегда может адекватно оценить свои возможности. От других видов физкультуры лечебная физическая культура отличается так же, как физкультура отличается от спорта не содержанием, а целью и мерой. И лечебная физкультура, и физкультура, и спорт используют для достижения своих целей одни и те же средства - физические упражнения. Однако цель применения этих средств - лечение или профилактика болезней. Как известно цель физкультуры - воспитание здорового человека, а спорта - достижение результатов. Лечебная физкультура выполняет не только лечебную, но и воспитательную функцию. Она воспитывает сознательное отношение к использованию физических упражнений, прививает гигиенические навыки, приобщает к закаливанию организма естественными факторами природы. В этом ЛФК тесно соприкасается с педагогикой и гигиеной. ЛФК развивает силу, выносливость, координацию движений, прививает навыки гигиены, закаливает организм. В настоящее время никем не подвергается сомнению, что лечебная физкультура, - обязательная и необходимая составная часть всех разделов современной практической медицины, особенно травматологии, ортопедии и неврологии. Однако так было не всегда, и лечебная физкультура прошла нелегкий путь, прежде чем занять свое место в современном здравоохранении.
Для профилактики и лечения силикоза большую роль играет ЛФК. Особенностью методики ЛФК при заболеваниях органов дыхания является широкое применение специальных дыхательных упражнений. Физические упражнения, возбуждая дыхательный центр рефлекторным и гуморальным путем, способствуют улучшению вентиляции и газообмена в легких, ликвидируя либо уменьшая дыхательную недостаточность. Под влиянием занятий ЛФК повышаются общий тонус организма, его сопротивляемость к неблагоприятным факторам внешней среды, улучшается нервно-психическое состояние больного. Физические упражнения, укрепляя дыхательные мышцы, увеличивают подвижность грудной клетки и диафрагмы. Систематические и целенаправленные упражнения, усиливая крово- и лимфообращение в легких и грудной клетке, способствуют более быстрому рассасыванию воспалительного инфильтрата и экссудата. Особенностью методики ЛФК при заболеваниях органов дыхания является широкое применение специальных дыхательных упражнений. -спокойная ходьба на месте в течение 30 сек.— 1 мин. -попеременно грудное и брюшное дыхание (4 раза). -повороты корпуса вправо и влево с отведением руки в сторону — вдох, вернуться в исходное положение — выдох - поднимание руки в стороны и оставлении ноги назад (попеременно), прогнуться — вдох, вернуться в исходное положение — выдох (6 раз) -полуприседание на всей ступне, руками опереться о колени — выдох, выпрямляясь в исходное положение — вдох (4—5 раз) -выдох со сдавлением грудной клетки во второй половине выдоха; прекращая сдавление грудной клетки — вдох -левая ступня на сиденье стула, туловище наклонено к бедру; выпрямляясь, развести руки в сторону, прогнуться — вдох; наклоняясь вперед, опустить руки — выдох -разведение локтей в стороны — вдох, опускание с последующим прижатием локтей к грудной клетке — выдох -приседание на всей ступне, обхватить руками колени — выдох, выпрямляясь в исходное положение — вдох Заключение В заключении можно сказать, что лечебная физкультура имеет большое значение людей с заболеваниями органов дыхания. С этих позиций методики ЛФК можно использовать для профилактики болезней органов дыхания. ЛФК предусматривает сознательное и активное выполнение больными соответствующих физических упражнений. ЛФК использует те же принципы применения физических упражнений, что и физическая культура для здорового человека, а именно: принципы всестороннего воздействия, прикладности и оздоровительной направленности. По своему содержанию лечебная физическая культура является составной частью системы физического воспитания. Практическая часть исследования заключается в том, что в процессе работы над проектом «Профилактика профессиональных заболеваний будущих строителей» был подобран комплекс упражнений ЛФК для профилактики силикоза как одной из форм профессионального заболевания строителей, который может практически применяться:
Главная особенность лечебной физкультуры — непосредственное активное участие самого больного в процессе своего лечения; он сам проделывает физические упражнения, сам контролирует правильность их выполнения. Учитывая перечисленные факты, надеюсь, что ЛФК поможет многим людям укрепить свое здоровье и сделать жизнь более насыщенной и долгой. |
План график изучения курса «Управление проектами» по специальности пгс Основные понятия: проект, программа, цели и стратегии, структура проекта, управление проектом Критерии успехов и неудач проекта,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Информационная карта проекта Социальный паспорт участников проекта Диагностическое обоснование проекта | ||
Пояснительная записка I 0 введение 0-1 0 описание проекта 0-1 1 История... Состояние окружающей среды и социально-экономические условия развития области 1-1 | И краткое описание проекта. Цели и задачи проекта Автор и руководитель проекта Вялков А. В., соавторы: Шипулина Анастасия, Щербинина Анастасия, ученицы 10 класса | ||
Тема проекта Создание мини-групп в классе, распределение тем проекта по группам, определение ответственных в каждой группе за выполнение каждой... | Тема проекта Возможное финансовое обеспечение проекта, необходимое ресурсное обеспечение реализации проекта | ||
Отчет 140 с., 5 ч., 1 прил. Часть 1 Наименование проекта Анализ потенциала... Цель данного проекта заключается в создании необходимой научной основы для производства биоэнергии и строительства биоэнергетических... | Проекта Описательное или творческое название проекта Хороша ли жизнь в тишине? Краткое Краткий обзор Вашего учебного проекта включает тему учебного проекта в рамках Вашего предмета, описание основных учебных практик... | ||
Проекта Описательное или творческое название проекта Жизненно важные вещества Краткое Краткий обзор Вашего учебного проекта включает тему учебного проекта в рамках Вашего предмета, описание основных учебных практик... | Краткое содержание проекта При реализации проекта Мост «Золотые Ворота» Результат полученных знаний закрепляется в виде презентаций и рефератов. Таким образом, решаются основные вопросы по теме данного... | ||
Темы вашего учебного проекта Завершится работа по проектированию защитой творческого проекта и демонстрацией готовых швейных изделий. Юбки, которые ученицы выполнили... | Темы вашего учебного проекта Завершится работа по проектированию защитой творческого проекта и демонстрацией готовых швейных изделий. Юбки, которые ученицы выполнили... | ||
План проекта Щелкните по тексту описания и внесите свой текст Автор проекта Зунов, что позволяет создавать комфортную творческую обстановку в процессе учебных коммуникаций на протяжении всего проекта. Проект... | Краткое содержание проекта Проект «Ярмарка туристических идей» Организация деятельности обучающихся в ходе проекта предполагает создание ими итогового проекта (презентация, буклет), в котором... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Поэтому педагогический процесс в группе построен с максимальной заинтересованностью семьи. В результате проекта проведено 19 мероприятий,... | Учебная программа Intel® Обучение для будущего Визитная карточка проекта Автор проекта «Традиции страны изучаемого языка», выявят причины мировой известности каменного сооружения. В ходе проекта формируются умения интерпретировать... |