Скачать 463.01 Kb.
|
УТВЕРЖДАЮ Декан ФФК ______________Андреев В.И. «___»_____________2011 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Физическая культура НАПРАВЛЕНИЕ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ) ООП Для всех направлений и специализаций ТПУ ПРОФИЛЬ ПОДГОТОВКИ (СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ, ПРОГРАММА) Для всех направлений и специализаций ТПУ КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) бакалавр, специалист БАЗОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРИЕМА 2011 г. КУРС 1 – 4 СЕМЕСТР 1-8 КОЛИЧЕСТВО КРЕДИТОВ 2 ПРЕРЕКВИЗИТЫ Психология, педагогика КОРЕКВИЗИТЫ ОБЖ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВРЕМЕННОЙ РЕСУРС: Лекции________________ час. Практические занятия 414 час. (в том числе методико- практические занятия) 46 час. АУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ __ час. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 414 час. ИТОГО 414 час. ФОРМА ОБУЧЕНИЯ___очная_______ ВИД ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ____зачет______ ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ__кафедра ФВ ФФК__ ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ___Розум И.С.__(ФИО) РУКОВОДИТЕЛЬ ООП ___Дульзон А.А.___ (ФИО) ПРЕПОДАВАТЕЛЬ _Евстигнеева Т.А._ (ФИО) 2011 г. 1. Цели освоения дисциплины Целью дисциплины является формирование физической культуры личности и способности направленного использования средств физической культуры, спорта для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности. 2. Место дисциплины в структуре ООП Курс «Физическая культура» является составной частью общей культуры и профессиональной подготовки студента в течение периода обучения. Физическая культура входит обязательным разделом в цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Курс связан со следующими учебными дисциплинами:
3. Результаты освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен/будет: знать:
уметь:
владеть:
В процессе освоения дисциплины у студентов развиваются следующие компетенции: 1.Универсальные (общекультурные) -
4. Структура и содержание модуля (дисциплины) 4.1 Дисциплина «Физическая культура» изучается студентами очной формы обучения посредством и индивидуальной и групповой формы обучения на лекциях и практических занятиях. Для самостоятельной работы студентов проводятся консультации. Методико-практические занятия направлены на творческое овладение студентами методов, обеспечивающих практические результаты. Каждое методико-практическое занятие согласуется с соответствующими темами теоретического раздела. Средствами обучения являются: демонстративное оборудование, специальная учебная мебель и оргсредства, спортивный инвентарь и оборудование. 4.2 Содержание теоретического раздела дисциплины (лекции) – 16 часов Теоретический раздел, Материал раздела предусматривает овладение студентами системой научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности, умения их адаптивного, творческого использования для личностного и профессионального развития, совершенствования, организации здорового образа жизни при выполнении учебной, профессиональной и социокультурной деятельности. Теоретический раздел формирует систему научно-практических знаний и отношение к физической культуре.
Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Современное состояние физической культуры и спорта. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации. Физическая культура личности. Деятельностная сущность физической культуры в различных сферах жизни. Ценности физической культуры. Физическая культура как учебная дисциплина высшего профессионального образования и целостного развития личности. Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре и спорту. Основные положения организации физического воспитания в высшем учебном заведении.
Организм человека как единая саморазвивающаяся биологическая система. Воздействие природных и социально-экологических факторов на организм и жизнедеятельность человека. Средства физической культуры и спорта в управлении совершенствованием функциональных возможностей организма в целях обеспечения умственной и физической деятельности. Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки. Двигательная функция и повышение устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды.
Здоровье человека как ценность и факторы, его определяющие. Взаимосвязь общей культуры студента и его образа жизни. Структура жизнедеятельности студентов и ее отражение в образе жизни. Здоровый образ жизни и его составляющие. Личное отношение к здоровью как условие формирования здорового образа жизни. Основные требования к организации здорового образа жизни. Физическое самовоспитание и самосовершенствование в здоровом образе жизни. Критерии эффективности здорового образа жизни.
Психофизиологическая характеристика интеллектуальной деятельности и учебного труда студента. Динамика работоспособности студентов в учебном году и факторы, ее определяющие. Основные причины изменения психофизического состояния студентов в период экзаменационной сессии, критерии нервно- * , эмоционального и психофизического утомления. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности, профилактики нервно-эмоционального и психофизического утомления студентов, повышения эффективности учебного труда
Часть 1. Методические принципы физического воспитания. методы физического воспитания. основы обучения движениям. Основы совершенствования физических качеств. Формирование психических качеств в процессе физического воспитания. Часть 2. Общая физическая подготовка, ее цели и задачи. Специальная физическая подготовка. Спортивная подготовка, ее цели и задачи. Структура подготовленности спортсмена. Зоны и интенсивность физических нагрузок. Значение мышечной релаксации. Возможность и условия коррекции физического развития, телосложения, двигательной и функциональной подготовленности средствами физической культуры и спорта в студенческом возрасте. Формы занятий физическими упражнениями. Учебно-тренировочное занятие как основная форма обучения физическим упражнениям. Структура и направленность учебно-тренировочного занятия.
Мотивация и целенаправленность самостоятельных занятий. Формы и содержание самостоятельных занятий. Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями различной направленности. Характер содержания занятий в зависимости от возраста. Особенности самостоятельных занятий для женщин. Планирование и управление самостоятельными занятиями. Границы интенсивности нагрузок в условиях самостоятельных занятий у лиц разного возраста. Взаимосвязь между интенсивностью нагрузок и уровнем физической подготовленности. Гигиена самостоятельных занятий. Самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий. Участие в спортивных соревнованиях.
Массовый спорт и спорт высших достижений, их цели и задачи. Спортивная квалификация. Студенческий спорт. особенности организации и планирования спортивной подготовки в вузе. Спортивные соревнования как средство и метод общей физической, профессионально-прикладной, спортивной подготовки студентов. Система студенческих спортивных соревнований. Общественные студенческие спортивные организации. Олимпийские игры и Универсиады. Современные популярные системы физических упражнений. Мотивация и обоснование индивидуального выбора студентом вида спорта или системы физических упражнений для регулярных занятий. Краткая психофизиологическая характеристика основных групп видов спорта и систем физических упражнений.
Краткая историческая справка. Характеристика особенностей воздействия данного вида спорта (системы физических упражнений) на физическое развитие и подготовленность, психические качества и свойства личности. Модельные характеристики спортсмена высокого класса. Определение цели и задач спортивной подготовки (или занятий системой физических упражнений) в условиях вуза. Возможные формы организации тренировки в вузе. Перспективное, текущее и оперативное планирование подготовки. Основные пути достижения необходимой структуры подготовленности занимающихся. Контроль за эффективностью тренировочных занятий. Специальные зачетные требования и нормативы по годам (семестрам) обучения по избранному виду спорта или системе физических упражнений. Календарь студенческих соревнований. Спортивная классификация и правила спортивных соревнований в избранном виде спорта.
Диагностика и самодиагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. Врачебный контроль, его содержание. Педагогический контроль, его содержание. Самоконтроль, его основные методы, показатели и дневник самоконтроля. Использование методов стандартов, антропометрических индексов, номограмм функциональных проб, упражнений-тестов для оценки физического развития, телосложения, функционального состояния организма, физической подготовленности. Коррекция содержания и методики занятий физическими упражнениями и спортом по результатам показателей контроля.
I часть. Общие положения профессионально-прикладной физической подготовки. Личная и социально-экономическая необходимость специальной психофизической подготовки человека к труду. Определение понятия ППФП, ее цели, задачи, средства. Место ППФП в системе физического воспитания студентов. Факторы, определяющие конкретное содержание ППФП. Методика подбора средств ППФП. Организация, формы и средства ППФП студентов в вузе. Контроль за эффективностью профессионально-прикладной физической подготовленности студентов. II часть. Особенности ППФП студентов по избранному направлению подготовки или специальности. СХЕМА ИЗЛОЖЕНИЯ РАЗДЕЛА на каждом направлении и специальности: основные факторы, определяющие ППФП будущего специалиста данного профиля; дополнительные факторы, оказывающие влияние на содержание ППФП по избранной профессии; основное содержание ППФП будущего бакалавра и специалиста; прикладные виды спорта и их элементы. Зачетные требования и нормативы по ППФП по годам обучения (семестрам. Содержание практического раздела дисциплины – 416 часов. Практический раздел. Учебный материал данного раздела направлен на повышение уровня функциональных и двигательных способностей, на формирование необходимых качеств и свойств личности, на овладение методами и средствами физкультурно-спортивной деятельности, на приобретение в ней личного опыты обеспечивающего возможность самостоятельно, целенаправленно и творчески использовать средства физической культуры и спорта. Практический раздел программы реализуется на методико-практических и учебно-тренировочных занятиях в учебных группах. Методико-практические занятия предусматривают освоение студентами основных методов и способов формирования учебных, профессиональных и жизненных умений и навыков средствами физической культуры и спорта. Деятельность студентов на этих занятиях направлена на творческое овладение методами, обеспечивающими достижение практических результатов. Каждое методико-практическое занятие согласуется с соответствующей теоретической темой. Программой предусматривается следующий перечень обязательных методико-практических занятий (46 ч), связанных с лекционным курсом [12]:
Учебно-тренировочные занятия направлены на приобретение опыта творческой практической деятельности, достижения высоких результатов в избранном виде спорта, развитие самодеятельности в целях достижения физического совершенства, повышения уровня функциональных и двигательных способностей, направленного формирования качеств и свойств личности. Средствами практического раздела, направленными на обеспечение необходимой двигательной активности студентов, достижение и поддержание оптимального уровня физической и функциональной подготовленности в период обучения в вузе, являются отдельные виды легкой атлетики (в основном беговые и прыжковые), плавание, спортивные игры, лыжные гонки, туризм, упражнения профессионально-прикладной физической подготовки и силовой направленности, Практический раздел предусматривает как обучение занимающихся новым двигательным действиям, так и воспитание физических качеств . Контрольный раздел. Материал раздела направлен на дифференцированный и объективный учет процесса и результатов учебной деятельности студентов. Контрольные занятия обеспечивают оперативную, текущую и итоговую информацию об уровне освоения теоретических, практических и методических знаний-умений, о состоянии и динамике физического развития, физической и профессионально-прикладной подготовленности каждого студента. В качестве критериев результативности учебно-тренировочных занятий выступают зачетные требования и практические нормативы, а также дополнительные тесты, разрабатываемые кафедрой физического воспитания вуза с учетом специфики подготовки специалистов Обязательными тестами, определяющими физическую подготовленность студентов, являются: 1) бег на 100 м; 2) поднимание (сед ) и опускание туловища из положения лежа, ноги закреплены , руки за голову ( женщины) , подтягивание на перекладине (мужчины); 3) бег на 2000 м (женщины) и 3000 м (мужчины). Тесты проводятся в начале учебного года как контрольные, характеризующие подготовленность при поступлении в вуз, и в конце — как определяющие сдвиг за прошедший учебный период. |
Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1 -21/01 Утверждаю | Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1 -21/01 «утверждаю» | ||
Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1-21/01 Утверждаю Рабочая программа составлена на основе гос впо по направлению специальности 032301 «Регионоведение», утвержденного 14 марта 2000... | Томский политехнический университет согласовано утверждаю Руководящие материалы по составлению индивидуальных планов работы преподавателей. – Томск: Изд-во тпу, 2003. 34 с | ||
Рабочая программа для направления 351400 «прикладная информатика (по областям)» Рабочая программа составлена на основе гос по специальности 351400 «прикладная информатика (по областям)», утвержденного 14. 03.... | Рабочая программа по дисциплине рабочая учебная программа утверждаю:... | ||
«утверждаю» Декан факультета политологии мгу имени М. В. Ломоносова Рабочая программа дисциплины (модуля) «Актуальные проблемы политической глобалистики» | «Утверждаю» Проректор по ур гуляева Т. И. 2013 г. Рабочая программа дисциплины Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая программа дисциплины од. А. 03 Бухгалтерский учет, статистика Утверждаю Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа, методические указания и контрольные задания для студентов всех специальностей Культурология: рабочая программа, метод указания и контр задания для студентов всех специальностей идо / Сост. Т. А. Чухно, Н. А.... | ||
Согласовано утверждаю Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности... | Рабочая учебная программа дисциплины «Русская литература Х viii века» Утверждаю зав кафедрой Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет... | ||
Общая площадь земельного участка Строительство технологического объекта тпу, обеспечивающего стыковку пассажирского терминала о/п мк мжд и павильона метрополитена... | «утверждаю» Первый проректор проректор по учебной работе Краткое содержание дисциплины учебных циклов, включая дисциплины вариативной части и дисциплины по выбору студентов, с указанием... | ||
Планы семинарских занятий по истории отечества учебная литература по курсу Гузарова Н. И., Гузаров В. Н. Традиционное общество России (IX-XVII вв.). Методическое пособие. – Томск: изд. Тпу, 2007 | Техническое задание на проектирование и разработку сетевого электронного... |