Скачать 199.94 Kb.
|
Примерная программа дисциплины «Теория и практика актерского мастерства в балетном театре» Федерального компонента цикла специальных дисциплин составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 050700 «Педагогика балета». I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 1. Цель курса Целью курса является овладение учащимися методикой преподавания специальной дисциплины «Теория и практика актерского мастерства в балетном театре» в процессе образовательной подготовки педагогов балета. 2. Задачи курса Задачей данного курса является ознакомление с основами теории актерского мастерства в драме и в искусстве балета, с принципами ее практического применения в процессе профессионального образования артистов балета. 3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника Курс опирается на большинство теоретических дисциплин, а именно: на историю хореографического искусства, на историю драматического театра, на основы режиссуры, на цикл музыкальных дисциплин, что вытекает из специфики балетного искусства и актерского мастерства в нем. Курс дает представление об основных законах драматической и балетной режиссуры, а также о методике преподавания дисциплины «Актерское мастерство» артистам балета. 4. Требования к уровню освоения курса В результате изучения курса студент должен знать:
уметь:
II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 1. Разделы курса Введение. Дисциплина «Теория и практика актерского мастерства в балетном театре», ее значение в профессиональном образовании артиста балета. Раздел 1. Основы теории актерского мастерства в балетном театре. Раздел 2. Методика преподавания дисциплины «Теория и практика актерского мастерства в балетном театре». 2. Темы и краткое содержание курса Введение. Дисциплина «Теория и практика актерского мастерства в балетном театре», ее значение в профессиональном образовании артиста балета Тема 1. Дисциплина «Теория и практика актерского мастерства в балетном театре», ее значение в профессиональном образовании артиста балета Основные этапы развития педагогики актерского мастерства в балете. Традиции преподавания актерского мастерства в театральных училищах Санкт-Петербурга и Москвы XIX века. Формирование самостоятельной дисциплины «Актерское мастерство». Педагогическая деятельность М. М. Михайлова, К. Э. Бибер, Н. А. Камковой, Т. И. Шмыровой и ее влияние на становление дисциплины. Влияние на методику преподавания дисциплины системы К. С. Станиславского и художественной эстетики хореодрамы 1930-х годов. Мастерство актера в современном балетном спектакле. Цели и задачи курса «Теория и практика актерского мастерства в балетном театре». Порядок прохождения материала, формы обучения, поэтапные требования. Система знаний, умений и навыков, необходимых специалисту в области искусства балета. Обзор литературы и других источников по предмету. Иные возможные педагогические подходы и методы обучения мастерству актера в балете. Раздел 2. Основы теории актерского мастерства в балетном театре Тема 1. Театр как вид искусства. Особенности балетного театра. Театр как одна из форм художественного отражения действительности. Сущность театрального искусства – художественное отражение действительности через столкновение человеческих характеров в драматическом действии. Специфические особенности театрального искусства. Действенная природа театра. Действенное и зрелищное начала. Коллективность – одна из основных особенностей театрального искусства. Общие законы творчества. Общность законов сценического бытия актера и их различие в условиях драматического и балетного спектаклей. Жизненная правда – основа актерского искусства. Искусство переживания и искусство представления. Двойственная природа актерской игры. Дени Дидро «Парадокс об актере». Понятие «жизненной правды» в балете. Небытовой, духовно-поэтический характер отражения жизни в балете. Умение жить мыслями и чувствами героя как основное условие создания сценического образа. Условность балетного театра. Специфика его выразительных средств. Синтетическая природа балетного театра – органическое сочетание выразительных средств музыки, хореографии, драмы, живописи и т.д. Балетный спектакль – результат творчества композитора, хореографа (либреттиста), танцовщика, художника. Телесный и психический аппарат балетного артиста – основное выразительное средство балетного искусства. Значение различных компонентов и выразительных средств в создании балетного спектакля. Тема 2. Синтетический характер актерского мастерства в балете Образ – характер, создаваемый актером, все элементы внутренней и внешней характерности которого подчинены художественному замыслу и выступают в строгом единстве. Эмоциональное зерно – основа создания сценического образа. Образ в балетном спектакле – единое психо-эмоциональное выражение танцевально-пластическими средствами психического отражения музыкальной формы, а также литературно-драматургического решения балетного спектакля. Ведущая роль музыки в построении образа в балетном театре. Музыка в хореографии и ее главенствующее начало, определяющее драматургию, состояние, темпоритм, эмоциональный накал, характер исполнения движений. Смена действия в зависимости от музыки. Музыка как условие создания сценической атмосферы. Действие в атмосфере музыки. Музыка как основа, дающая темпоритм, эмоциональную окраску танцу, движению, жесту. Хореографическая лексика как главное средство актерской выразительности. Владение танцевальной техникой, как фундамент актерской выразительности в балете. Пантомима и жест в балетном спектакле. Жест и мимика. Условный жест в классическом балете. Разнообразие жестов. Пантомима как вид хореографии. Разнообразие жанров, форм, стилей и видов хореографических движений как средств выразительности драматургии балетного спектакля. Тема 3. Средства выразительности балетного театра Хореографическое движение как средство выражения мыслей, чувств и состояний героев. Правда «переживаний» и физическое напряжение. Поиск точных, естественных, содержательных, выразительных положений, жестов, поз, соответствующих эмоциональному состоянию. Изучение напряжения и работы мышц при различных эмоциональных заданиях. Развитие образного, ассоциативного мышления посредством пластической выразительности. Пластический лейтмотив. Переход от упражнения к этюду. Логика последовательности действия в этюде. Смена психофизических состояний и техника выразительности. Групповой (массовый) этюд как целевое объединение индивидуальностей, подчиненных одной смысловой задаче. Тема 4. Элементы системы К. С. Станиславского, применимые в актерском мастерстве балетного театра Система К. С. Станиславского как метод овладения техникой актерской игры, т.е. сознательное овладение творческим процессом. Основные этапы создания системы. Влияние системы на драматический и балетный театр. Использование системы в балетном театре. Хореодрама 1930-х годов. Балетмейстеры Р. Захаров, Л. Лавровский. Балет и драма. Выявление смысловых задач хореографического произведения. Выявление идеи, смысловых задач произведения («сверхзадача»). Понимание связи событий, логики поступков и действий героев (сквозное действие). Изучение формы спектакля и хореографического текста через связь с музыкальной драматургией (смысловые акценты, значение мизансцен, кульминаций и т.п.) Сходство и различия музыкально-хореографического и драматического спектаклей. Развитие действия и образов в танцевальных сценах. Хореографический текст – средство выражения мыслей и чувств в балете. Создание характеристики героев. Место пантомимических эпизодов в спектакле. Развитие действия и образов в танцевальных сценах (хореографический симфонизм). Выявление хореографических лейтмотивов, их развитие и образно-смысловое значение. Работа исполнителя над выразительностью формы танца. Действенная основа роли. Линия действия роли. Танец как действенная основа роли в балете. Отражение в роли сущности личности. Сверхзадача спектакля и сверхзадача роли. Эмоциональный анализ обстоятельств. Понимание линии действия роли в репетиционном процессе как важный аспект работы над образом. Характер и характерность в работе над образом. Характерность как важнейшая часть сценического образа. Жизненные наблюдения как материал для поиска характерности. Поиск внутренней и внешней характерности в работе над ролью. Предлагаемые обстоятельства роли. Предлагаемые обстоятельства роли как одно из средств перевоплощения в сценический образ. Хореографическая лексика как фундамент и граница создания предлагаемых обстоятельств. Обстоятельства конкретного спектакля, зависимость поведения от роли от нюансов поведения партнеров. Значение исторических, социальных обстоятельств в раскрытии судьбы человека. Особенности образного мышления актера при работе над ролью и их обусловленность складом психики, природой темперамента и характером эмоциональных жизненных впечатлений. Различные подходы к освоению предлагаемых обстоятельств в зависимости от актерской индивидуальности. Психологическая свобода и внимание. Владение хореографической техникой роли как залог целесообразного расходования и распределения мышечной энергии. Зажим. Виды зажимов. Отражение зажима в танце, внешнем воплощении и самочувствии актера. Причины появления зажима на сцене: наблюдения зрителя, страх, неуверенность и т.п. Психологические способы устранения зажимов. Развитие сценического внимания в процессе создания сценического образа. Тренировка внимания на расслабление мышц. Зрительное, слуховое и эмоциональное подключение внимания в ритме и в смене ритмов в музыке. Внимание к смене эмоциональных состояний. Внимание к партнеру и партнерам в групповой сцене. Внимание к мизансцене. Воображение и фантазия. Роль и значение воображения и фантазии в творчестве актера и хореографа балетного театра. Хореографическая фантазия. Воображение, фантазия, память. Абстрактное и конкретное на сцене. Обоснование вымысла воображения. Воображение как способность мысленно воспроизводить данные опыта. Виды воображения. Необходимость воображения на сцене. Фантазия – способность комбинировать данные опыта в соответствии с творческой задачей. Конкретность фантазирования. Значение воображения и фантазии в творчестве актера и хореографа. Сущность игры – отношение к неправде как к правде. Сценическая вера – это серьезное отношение к неправде как к правде. Публичное одиночество. Эмоциональная сторона восприятия явлений окружающей жизни и их значение для актера. Взаимосвязь восприятия и воображения. Непрерывность личностных наблюдений и обобщающий их анализ. Воспитание умения жить вымыслом воображения, углубленного внимания, веры в подлинность действия. Вера в обстоятельства как средство достижения правды вымысла. Сценическая вера – это серьезное отношение к сценической неправде как к жизненной правде. Развитие воображения как необходимого условия создания образа и сценического действия. Упражнения на развитие воображения. Сценическое действие. Освоение понятия сценического действия. Действие как эмоциональный посыл. Ритм, характер, пластическая выразительность, степень условности действия на сцене. Память физического действия (работа с воображаемыми предметами). Цель действия. Сценическое хореографическое действие и его отличие от действия в жизни. Особенности сценического действия в балете. Взаимосвязь физического, танцевального и психологического действия. Действие – это единый психофизический процесс. Вера в сочиненные обстоятельства. Возникновение отношения к объекту внимания, партнеру. Целенаправленность сценического действия. Общение как внутреннее и внешнее воздействие партнеров, взаимодействие. Установление такой внутренней связи, которая при малейшем изменении в поведении одного, тотчас же влечет соответствующее изменение поведения другого. Виды общения: общение с партнером, самообщение, внутреннее общение. Внутреннее общение и передача «жизни человеческого духа» на сцене. Средства общения: глаза, танец, жест, действие, мимика. Лучеиспускание и лучевосприятие. Органическое подлинное общение. Процесс взаимодействия актеров. Эмоциональная и двигательная память. Основные виды памяти. Эмоциональная память – память на чувствование. Сила эмоциональной памяти. Свойства эмоциональной памяти. Необходимость сильной и яркой эмоциональной памяти в творчестве актера и хореографа. Пополнение запасов эмоциональной памяти из литературы и наблюдений окружающей жизни. Двигательная память. Мышечно-двигательные образы движений. Значение двигательной памяти в запоминании хореографии. Автоматизм в физическом поведении актера. Тема 5. Драматургия балетного театра Специфика актерских задача в различных типах балетного спектакля в связи с программой обучения актерскому мастерству будущих артистов балета. Принципы работы с репертуаром. Принципы отбора материала для актерской разработки. Ознакомление будущих артистов балета с авторами произведения, временем создания спектакля, историческим и культурным фоном, литературными источниками, художественным оформлением. Музыкальный анализ произведения, анализ особенностей хореографического языка. Сюжетный балет. Бессюжетный балет. Танцсимфония. Примеры: Па-де-де (разные); па-де-труа («Лебединое озеро», «Корсар», «Пахита»); па-де-катр («Фрески», «Па-де-катр» в постановке Долина), па-де-сис («Маркитанка», «Спящая красавица»); па-д’аксьон («Эсмеральда», «Раймонда»); гран-па («Раймонда», «Пахита», «Дон Кихот»); Гран-па из балета «Пахита», Гран-па из балета «Дон Кихот», Гран-па из балета «Раймонда», «Шопениана» Фокина, «Сюита в белом» Лифаря, «Увядающие листья» Тюдора, «В ночи» Роббинса, «Тема с вариациями» и «Драгоценности» Баланчина, «Детские сцены» Ноймайера, «Фрагменты одной биографии» Васильева, «Весна священная» Панфилова и др. Раздел 3. Методика преподавания дисциплины «Актерское мастерство» Тема 1. Первый год обучения. Основы психотехники артиста балета. Задача первого года обучения. Психический аппарат актера. Развитие внутренней и внешней техники артиста балета. Введение в профессию. Практическая работа по первоначальному освоению элементов органического действия на сцене. Освобождение учащихся от мышечных зажимов. Развитие природных актёрских данных, психофизический тренинг овладения основными элементами внутренней и внешней актёрской техники. Законы органичного существования на сцене. Структура сценического действия в балете. «Я в предлагаемых обстоятельствах». Отработка элементов психотехники в учебных этюдах. 1. Этюды-упражнения на развитие воображения и фантазии. 2. Упражнения на работу мышц лица, рук, торса, ног; на жест и на позу – в статике; походку, бег в определенных предлагаемых обстоятельствах. 3. Упражнения на выявление настроения и эмоциональную окраску жеста. 4. Отработку жестов в динамике с воображаемым партнером во взаимном общении. Виды жестов, их качественные характеристики. Тема 2. Второй год обучения. Основы мастерства актера в балете и миниатюре. Цели и задачи второго года обучения. Определение роли и особенности балетной пантомимы в классических спектаклях и освоение исполнительной техники (условный жест). Знакомство учащихся с методом создания сценического образа на материале концертных номеров, фрагментов из балетов, созданных балетмейстером и композитором. Подбор танцевального материала. Парные этюды, миниатюры. Взаимодействие с партнером. Отрывки из балетов. Творческое взаимодействие с хореографом на пути создания образа. Жанровые и стилистические особенности сценического существования. Рекомендуемый материал: 1. Наиболее подходящими являются миниатюры или отрывки из балетов Л. В. Якобсона в силу лаконичности танцевально-драматургической формы:
2. Пригодны также отрывки из балетов:
3. Менее желательны, но приемлемы миниатюры, связанные с пальцевой и другой техникой:
Тема 3. Третий год обучения. Работа над ролью в балетном спектакле. Цели и задачи третьего года обучения. Создание роли в спектакле. Работа над ролью в спектакле. Анализ спектакля, выделение сверхзадачи. Создание биографии своего героя. Изучение хореографического текста, содержания спектакля в мировоззренческих, исторических и иных аспектах, определение его идеи и особенностей. Поиск сквозного действия спектакля. Расширение диапазона жанров, стилей хореографического материала, поиск «второго плана» роли. Верное самочувствие на сцене, точная логика действия, органическая жизнь на сцене в образе действующего лица, осмысление понятия «перевоплощение». Поиски внутренней и внешней характеристики образа в процессе перевоплощения. Движение по пути создания роли в системе актерского ансамбля целостного спектакля. Умение самостоятельно работать над ролью в рамках балетмейстерского решения и в ансамбле с остальными исполнителями. Понятие ансамбля как творческого содружества актеров, объединенного единой творческой задачей, единым пониманием сверхзадачи и сквозного действия спектакля, его жанровых и стилистических особенностей. Исполнение роли в выпускном спектакле. Подготовка к участию в выпускных спектаклях, исполнение различных миниатюр и отрывков из балетов в школьном спектакле итоговой аттестации. Рекомендуемый материал: «Лебединое озеро», музыка П. Чайковского, хореография М. Петипа, Л. Иванова. «Шопениана», музыка Ф. Шопена, хореография М. Фокина. «Умирающий лебедь», музыка К. Сен-Санса, хореография М. Фокина. «Петрушка», музыка И. Стравинского, хореография М.Фокина. «Бахчисарайский фонтан», музыка Б. Асафьева, хореография Р. Захарова. «Ромео и Джульетта», музыка С. Прокофьева, хореография М. Лавровского. Хореографические миниатюры Л. Якобсона. «Легенда о любви», музыка А. Меликова, хореография Ю. Григоровича. 3. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
4. Примерная тематика рефератов, курсовых работ
5. Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу
III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ
IV. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ Экзамен. V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА 1. Рекомендуемая литература (основная)
2. Рекомендуемая литература (дополнительная)
3. Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ, диафильмов, кино- и телефильмов, мультимедиа Видеозаписи балетов:
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Студенты-режиссеры также работают ассистентами у постановщиков-педагогов. Основной задачей по курсу актерского мастерства является... | «Урок дочкам» А потому сам факт постановки А. Радочинским (режиссером, актером, преподавателем актерского мастерства) со студентами 3 курса актерского... | ||
Кафедра немецкого языка теория и практика перевода учебно-методический комплекс дисциплины Протокол согласования рабочей программы дисциплины «Теория и практика перевода» с другими дисциплинами специальности 050303. 65-Иностранный... | Рабочая программа дисциплины «Теория и практика деловых коммуникаций» Программа и методические указания по выполнению контрольных заданий учебной дисциплины «Теория и практика деловых коммуникаций» для... | ||
Рабочая программа дисциплины «Теория и практика предупреждения преступности» Целями освоения дисциплины «Теория и практика предупреждения преступности» являются | Программа дисциплины «Теория и практика онлайн исследований» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/специальности... | ||
Программа дисциплины «Теория и практика информационно-аналитической работы» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031600. 62 "Реклама... | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины Практическая фонетика... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 035700 лингвистика, профиль подготовки «Теория и практика... | ||
Примерная программа общепрофессиональной дисциплины «ОД. 02. 04;ОП.... Примерная программа по дисциплине Музыкальная литература (зарубежная и отечественная) единого курса од. 02. 04 и оп. 01 является... | Пояснительная записка Программа курса «Театральная педагогика и организация... Программа утверждена на заседании кафедры режиссуры и актерского мастерства 10. 2007г., протокол №2 | ||
Программа дисциплины «Теория и практика исторических реконструкций»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.... | Теория и практика социальной работы Теория и практика социальной работы Федулова А. В. Учебно-методический комплекс. М.: Мгу, 2009 | ||
Рабочая программа дисциплины дс. 01 «Теория и практика педагогического... «Лингвистика и межкультурная коммуникация», специальности 031201. 65 «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур»,... | Учебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра... Составитель: Л. Ю. Лешукова, доцент кафедры режиссуры и актерского мастерства тгакист | ||
Учебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра... Составитель: Л. Ю. Лешукова, доцент кафедры режиссуры и актерского мастерства тгакист | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебная дисциплина «Основы актерского мастерства» входит в программу предпрофессиональной подготовки боу во «оош «Созвучие» и ведется... |