Скачать 319.43 Kb.
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа составлена в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования. Использовались нормативные документы:
Уровень: базовый Направленность рабочей программы: основная общеобразовательная. Музыкальное образование (воспитание, обучение и развитие) в основной школе способствуют дальнейшему развитию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыке и жизни, формирования личностной позиции в мире искусства, подготовки учащихся к музыкальному самообразованию. Общение подростков с музыкой открывает возможность для духовного становления личности и ее творческого самовыражения. Изучение предмета «Музыка» призвано формировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной музыкально-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся произведениям русской и зарубежной музыкальной культуры. Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании. Целью музыкального воспитания в школе является развитие музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры. Задачи музыкального образования учащихся 5 – 7 классов:
Для более полного формирования прочных представлений о жизненном содержании, стилях, жанрах, художественных направлениях прошлого и настоящего разных стран широко используются межпредметные связи с историей (историческая характеристика эпохи создания музыкального произведения, формирования мышления композитора), литературой (литературная основа музыкальных произведений), изобразительным искусством (зрительные ассоциации музыкальных произведений). Методы музыкального образования и воспитания отражают цель, задачи и содержание данной программы: Метод художественного, нравственно – эстетического познания музыки; Метод интонационно – стилевого постижения музыки; Метод эмоциональной драматургии; Метод концентричности музыкального материала; Метод «забегания вперед и возвращения к пройденному»; Метод создания «композиции» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.) Метод игры; Метод художественного контекста (выхода за пределы музыки). Метод моделирования художественно – творческого процесса. Форма работы: классно – урочная. В целях воспитания у школьников любви к родному краю, тематический материал расширяется национально – региональным компонентом. В рамках темы урока вводится музыкальный и теоретический материал, знакомящий с истоками, традициями, культурой саамского и поморского народов. В песенный репертуар включены песни Мурманских композиторов, игры северного фольклора. Программа направлена на постижение того, что музыка является важной частью жизни, жизни в целом и жизни каждого отдельного человека. Урок музыки трактуется как урок искусства, и изучение музыки опирается на закономерности самой музыки. Обстоятельное изучение тем, раскрывающих многообразные жизненные связи музыки, рассматриваются с тем или иным жизненным или историческим фактом. Чем больше различных жизненных связей музыки на уроке обнаружено, тем более прочно музыка будет входить в сознание ребят как часть жизни, как сама жизнь. Важнейшей особенностью программы является ее тематическое построение. Для каждой четверти учебного года определяется своя тема. Постепенно и последовательно усложняясь и углубляясь, она раскрывается от урока к уроку. Между четырьмя четвертями и между всеми годами обучения также осуществляется внутренняя преемственность. В основе различных форм приобщения школьников к музыке лежит эмоциональное, активное восприятие музыки. Активное восприятие музыки – основа музыкального воспитания в целом. Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитывающую роль, когда дети научатся по-настоящему слышать ее и размышлять о ней. Неумеющий слышать музыку никогда не научится по-настоящему хорошо ее исполнить (петь, играть, дирижировать). Учиться слышать музыку учащиеся должны непрерывно на протяжении всего урока: и во время пения, и во время игры на инструментах, и в моментах, требующих наибольшего внимания, сосредоточенности и напряжения душевных сил, когда они выступают в роли собственно слушателя. Все формы музыкальных занятий в школе должны способствовать творческому развитию учащихся, т. е. вырабатывать в них стремление к самостоятельному мышлению, к проявлению собственной инициативы. стремление сделать что – то свое, новое, лучшее. Развитие творческих способностей учащихся осуществляется через исполнительскую деятельность: хоровое и сольное пение, импровизация, пластическое интонирование, драматизация песен, сочинение попевок. Требования к уровню подготовки выпускников основной школы В результате изучения музыки ученик должен: знать/понимать специфику музыки как вида искусства; возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни; основные жанры народной и профессиональной музыки; многообразие музыкальных образов и способов их развития; основные формы музыки; характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов; виды оркестров, названия наиболее известных инструментов; имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей; уметь эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов; выразительно исполнять соло: несколько народных песен, песен композиторов-классиков и современных композиторов (по выбору учащихся); исполнять в хоре вокальные произведения (с сопровождением и без сопровождения, одноголосные и простейшие двухголосные произведения, в том числе с ориентацией на нотную запись); сравнивать музыкальные произведения на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии; сравнивать интерпретацию одной и той же художественной идеи, сюжета в использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках; слушания музыкальных произведений разнообразных стилей, жанров и форм; размышления о музыке и её анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки; Примерная тематика сообщений, рефератов, творческих работ учащихся: 1. Увертюра Л.Бетховена «Эгмонт»: история создания, герой, сюжет 2. Джаз: история возникновения, музыкальные особенности, популярные исполнители 3. Рок-музыка: история возникновения, музыкальные особенности, популярные исполнители 4. Популярные песни советских лет и их авторы 5. М.Таривердиев – высокий мастер лирической музыки 6. Э.Артемьев и его смелые музыкальные эксперименты в кино Контроль осуществляется в следующих видах: входной, текущий, тематический, итоговый, тестирование Формы контроля: - самостоятельная работа, - устный опрос, - практическая работа, - взаимоопрос, - тест, - музыкальные викторины. Промежуточная аттестация проводится в форме теста. Учебно-методический комплект Программа «Музыка» 1 – 8 классы. Москва «Просвещение» 2006 Автор: Д.Б.Кабалевский. Фонохрестоматия к программе «Музыка» ред, Кабалевский; «Музыка» 5 класс, поурочные планы по программе Д.Б.Кабалевского, Волгоград. Издательство «Учитель», 2005. Музыка: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений. Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. М.: Просвещение, 2003 Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка». 5 кл.: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2005. Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 5 кл.: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2005. Фонохрестоматия к программе «Музыка» ред, Кабалевский; «Музыка» 8 класс, поурочные планы по программе Д.Б.Кабалевского, Волгоград. Издательство «Учитель», 2005. Музыка: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2003 Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка». 8 кл.: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2005. Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 8 кл.: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2005. Дополнительная литература: Асафьев Б.В. «О симфонической и камерной музыке» М. 1994; Иванченко Г.В. «Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы».М.:2001; Медведева Е.А. «Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании М.:2001; Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке» - М., 2005; Медущевский В.В. «Интонационная форма музыки: исследование. – М.,1993 Назайкинский Е.В. «Стиль и жанр в музыке» - М., 2003; Рапацкая Л.А. «Русская музыка в школе» - М.,2003; Селевко Г.К. «Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация» - М.. 2005; Стулова Г.П. «Акустико – физиологические основы вокальной работы с детским хором. – М., 2005; Школяр Л.В. «Музыкальное образование в школе»: учебное пособие для студентов – М..2003. Материально – техническое и информационно – техническое обеспечение: Хрестоматии с нотным материалом, Музыкальная энциклопедия, Энциклопедический словарь юного музыканта. Таблицы: средства музыкальной выразительности, виды искусства, музыка и театр. Портреты композиторов. Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке Видеофильмы о Чайковском, Мусоргском, Прокофьеве. Шостаковиче. Видеофильмы: балет «Лебединое озеро» Чайковского, Прокофьев балет «Ромео и Джульетта», опера Глинки «Руслан и Людмила», опера Бизе «Кармен», Щедрин «Кармен – сюита», рок – опера «Иисус – суперзвезда». Методическое пособие с электронным приложением «Уроки музыки» 1-8 классы, автор – составитель Л.В.Золина И., «Глобус» 2009. Музыкальный центр, ДВД – плеер, фортепиано, синтезатор, детские музыкальные инструменты: металлофоны, маракасы, кастаньеты, барабаны, дудочки, деревянные ложки, бубны, треугольник. Так как по Учебному базисному плану уроки музыки в 8-9 классе проводятся по 17 часов, то в настоящей программе материал 8 класса разделен на 2 года обучения Тематическое планирование 7 КЛАСС
8 КЛАСС
9 КЛАСС
7 класс количество часов – 34, в неделю – 1 час 1 четверть «Музыкальный образ» - 9 часов
7 класс 2 четверть – 7 часов «Музыкальный образ»
7 класс, 3 четверть «Музыкальная драматургия» - 10 часов
7 класс 4 четверть «Музыкальная драматургия» - 8 часов
|
Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана... Данная программа составлена в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования. Перечень нормативных документов,... | Пояснительная записка Перечень нормативных документов, используемых... Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 №273-фз | ||
Пояснительная записка Перечень нормативных документов, используемых... Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 №273-фз | Пояснительная записка: рабочая программа составлена на основе следующих... Федеральный закон от 29. 12. 2012 г. №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23. 07. 2013) | ||
Пояснительная записка рабочая программа по истории Вологодского края... Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» | Пояснительная записка рабочая программа по литературе в 11 классе... Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» | ||
Пояснительная записка рабочая программа по литературе в 8 классе... Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» | Пояснительная записка рабочая программа по истории составлена на... Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» | ||
Пояснительная записка рабочая программа по обж 8 класс разработана... Федеральный закон от 29. 12. 2012. №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» | Рабочая программа учебного курса биологии в 7 классе Учитель: Кузнецова... Федеральный закон «Об образовании» №3266-1 (с изменениями) (минобрнауки рф/документы/884) | ||
Рабочая программа учебного курса биологии в 9 (VII) классе Учитель:... Федеральный закон «Об образовании» №3266-1 (с изменениями) (минобрнауки рф/документы/884) | Пояснительная записка При преподавании учебного предмета «Информатика... Федеральный закон РФ “Об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3 | ||
Пояснительная записка Рабочая учебная программа по истории разработана... Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» | Пояснительная записка Рабочая учебная программа по истории разработана... Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» | ||
Пояснительная записка Данная рабочая программа по технологии для... ... | Пояснительная записка нормативные правовые документы, на основании... Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ №1089 от 05. 03. 2004 |