ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
по дисциплине
«ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ» ПАСПОРТ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Основы социологии»
I семестр №
п/п
| Контролируемые дидактические единицы
| Контролируемые компетенции (или их части)
| Оценочные средства
| 1
|
Введение в социологию.
| ОК-10, ПСК-12
| Комплект проблемных вопросов при анализе специфики социологии как науки (домашнее задание), отличие социологии от других общественных дисциплин. Тесты для проверки знаний
| 2
| Структура социологии
| ПК-6, ПСК-12
| Тесты для проверки знаний.. Комплект проблемных вопросов при анализе структуры социологической науки (домашнее задание).
| 3
| Эмпирическая и прикладная социология.
| ПСК-12
| Комплект контрольных вопросов
Совокупность заданий по определению отличий
между прикладной, фундаментальной и эмпирической социологией (домашнее задание).
| 4
| Методы социологического исследования
| ПСК-12
| Комплект проблемных вопросов при оценке методов сбора первичной социологической информации. Тесты для проверки знаний. Выполнение реферативной работы
| 5
| Программа социологического исследования.
| ОК-10, ПСК-12
| Проведение социологического исследования
| 6
| Становление социологии как науки
| ОК-10, ПСК-12
| Комплект заданий, позволяющих критически осмыслить и сравнить разные направления в классической социологии. Тесты для проверки знаний. Домашнее задание. Контрольная работа
| 7
| Социальная стратификация
| ПСК-12
| Совокупность вопросов и заданий для рубежного контроля. Тесты для проверки знаний. Написание словарного диктанта
| 8
| .Социологические теории классов
| ПСК-12
| Совокупность вопросов и заданий для рубежного контроля. Тесты для проверки знаний
| II семестр №
п/п
| Контролируемые дидактические единицы
| Контролируемые компетенции (или их части)
| Оценочные средства
| 9
| Социальная мобильность
| ОК-10, ПСК-12
| Совокупность заданий по определению значимости роли социальных институтов домашнего задания. Тестовые задания для проверки знаний.
| 10
| Социальные институты
| ОК-10, ПСК-12
| Тестовые задания для проверки знаний. Выполнение реферативной работы
| 11
| Социальное взаимодействие.
Культура как фактор социальных изменений
| ПК-6, ПСК-12
| Вопросы для дискуссии по рассмотрению проблемы мультикультурализма в условиях. Комплект тем для коллоквиума.
Защита домашнего задания
| 12
| Культура как фактор социальных изменений
| ПК-6, ПСК-12
| Вопросы для дискуссии по рассмотрению проблемы мультикультурализма в условиях.
| 13
| Социальная организация
| ПСК-12
| Тестовые задания для проверки знаний,
| 14
| Социологическое понимание личности. Социализация личности
| ПСК-12
| Тестовые задания для проверки знаний, Выполнение реферативной работы
| 15
| Общество как система
| ПСК-12
| Защита домашнего задания, Тестовые задания для проверки знаний. Совокупность вопросов и заданий
| 16
| Социальная динамика
| ПСК-12
| Комплект вопросов для размышления, позволяющих критически осмыслить причины глобализации и ее противоречия
|
План–график проведения контрольно-оценочных мероприятий
на весь срок изучения дисциплины «Основы социологии»
I семестр
Дата
| Название оценочного мероприятия
| Вид оценочного средства
| Объект контроля
| 1 неделя
| Текущий контроль
| Проблемные вопросы. Тестовые задания для проверки знаний.
| ОК-10, ПСК-12
| 2 неделя
| Текущий контроль
| Домашнее задание. Тестовые задания для проверки знаний.
| ОК-10, ПСК-12
| 3 неделя
| Текущий контроль
| Домашнее задание.
Тестовые задания для проверки знаний.
| ПК-6, ПСК-12
| 4 неделя
| Текущий контроль
| Проблемные вопросы. Реферат
| ПК-6, ПСК-12
| 5 неделя
| Текущий контроль
| Тестовые задания для проверки знаний
| ПСК-12
| 6 неделя
| Текущий контроль
| Тестовые задания для проверки знаний
| ПСК-12
| 7 неделя
| Рубежный контроль
| Вопросы и задания для рубежного контроля.
| ПСК-12
| 8 неделя
| Текущий контроль
| Тестовые задания для проверки знаний
| ПСК-12
| 9 неделя
| Текущий контроль
| Домашнее задание. Тестовые задания для проверки знаний.
| ОК-10, ПСК-12
| 10 неделя
| Текущий контроль
| Реферат
| ОК-10, ПСК-12
| 11 неделя
| Текущий контроль
| Вопросы для дискуссии.
Защита домашнего задания
| ОК-10, ПСК-12
| 12 неделя
| Текущий контроль
| Комплект тем для коллоквиума.
| ОК-10, ПСК-12
| 13 неделя
| Текущий контроль
| Тестовые задания для проверки знаний
| ПСК-12
| 14 неделя
| Текущий контроль
| Выполнение реферативной работы
| ПСК-12
| 15 неделя
| Текущий контроль
| Комплект проблемных вопросов
Защита домашнего задания
| ПК-6, ПСК-12
| 16 неделя
| Рубежный контроль
| Тестовые задания для проверки знаний. Совокупность вопросов и заданий для рубежного контроля.
| ПК-6, ПСК-12
| 17 неделя
| Текущий контроль
| Тестовые задания для проверки знаний.
| ПСК-12
| 18 неделя
| Промежуточный контроль (зачет)
| Вопросы к зачету
| ПСК-12
|
II семестр Дата
| Название оценочного мероприятия
| Вид оценочного средства
| Объект контроля
| 1 неделя
| Текущий контроль
| Проблемные вопросы. Тестовые задания для проверки знаний.
| ПСК-12
| 2 неделя
| Текущий контроль
| Домашнее задание. Тестовые задания для проверки знаний.
| ПСК-12
| 3 неделя
| Текущий контроль
| Домашнее задание.
Тестовые задания для проверки знаний.
| ОК-10, ПСК-12
| 4 неделя
| Текущий контроль
| Проблемные вопросы. Реферат
| ОК-10, ПСК-12
| 5 неделя
| Текущий контроль
| Тестовые задания для проверки знаний
| ПК-6, ПСК-12
| 6 неделя
| Текущий контроль
| Тестовые задания для проверки знаний
| ПК-6, ПСК-12
| 7 неделя
| Рубежный контроль
| Вопросы и задания для рубежного контроля.
| ПСК-12
| 8 неделя
| Текущий контроль
| Тестовые задания для проверки знаний
| ПСК-12
| 9 неделя
| Текущий контроль
| Домашнее задание. Тестовые задания для проверки знаний.
| ПСК-12
| 10 неделя
| Текущий контроль
| Реферат
| ПСК-12
| 11 неделя
| Текущий контроль
| Вопросы для дискуссии.
Защита домашнего задания
| ПСК-12
| 12 неделя
| Текущий контроль
| Комплект тем для коллоквиума.
| ОК-10, ПСК-12
| 13 неделя
| Текущий контроль
| Тестовые задания для проверки знаний
| ОК-10, ПСК-12
| 14 неделя
| Текущий контроль
| Выполнение реферативной работы
| ОК-10, ПСК-12
| 15 неделя
| Текущий контроль
| Комплект проблемных вопросов
Защита домашнего задания
| ПК-6, ПСК-12
| 16 неделя
| Рубежный контроль
| Тестовые задания для проверки знаний. Совокупность вопросов и заданий для рубежного контроля.
| ПК-6, ПСК-12
| 17 неделя
| Текущий контроль
| Тестовые задания для проверки знаний.
| ПСК-12
| 18 неделя
| Промежуточный контроль (экзамен)
| Вопросы к экзамену
| ПСК-12
|
Оценочные средства текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и реализуемых в дисциплине компетенций 1. Оценочные средства текущего контроля успеваемости и сформированности компетенций
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО и рекомендациями Примерной ООП ВПО по направлению подготовки (040100.62 Социология) для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации дисциплины разработан «Фонд оценочных средств по дисциплине «Основы социологии», являющийся неотъемлемой частью учебно-методического комплекса настоящей дисциплины.
Этот фонд включает:
а) паспорт фонда оценочных средств;
б) фонд промежуточной аттестации: в) фонд текущей аттестации:
комплект тестовых заданий,
комплект других оценочных материалов (набор вопросов (рассматриваемых на семинарских занятиях, коллоквиумах, типовых заданий, нестандартных заданий, предназначенных для оценивания уровня сформированности компетенций на определенных этапах обучения.
В Фонде оценочных средств по дисциплине «Основы социологии» представлены оценочные средства сформированности объявленных в п.3 компетенций. Вопросы к зачету
Социология как наука: предмет и объект социологии; основные понятия социологии; функции социологической науки.
Матрица социологического знания: междисциплинарная матрица социологического знания; место социологии в системе гуманитарных и социальных наук; уровни и типы знания в науках социальных и гуманитарных.
Матрица социологического знания: внутридисциплинарная матрица социологического исследования; структура отраслей социологии; уровни и типы знания в отраслях социологии.
Структура социологического исследования: научная картина мира; общая теория.
Структура социологического исследования: частные теории; эмпирические исследования; прикладные исследования.
Эмпирическая социология: социальные исследования в Англии (Дж. Синклен, Ч. Бут); во Франции (Л. Виларме, А. Герри, Ф. Ле Пле, А. Кетле).
Эмпирическая социология: социальные исследования в США (П. Лазарсфельд, Р. Мертон); технология и стратегия эмпирического исследования.
Эмпирическая социология: основные элементы эмпирического исследования; эмпирическая схема объекта исследования.
Эмпирическая социология: классификации эмпирических исследований.
Программа социологического исследования: методологическая часть и методическая часть.
Программа социологического исследования: формулировка и обоснование проблемы; определение цели, объекта и предмета исследования.
Прикладные исследования: этапы развития прикладной политологии.
Прикладные исследования: фундаментальная и прикладная наука (сравнительный анализ); трактовки прикладных исследований.
Прикладные исследования: разновидности прикладных исследований; прикладные социальные науки.
Социальная стратификация: теории стратификации; неравенство и его способы измерения.
Социальная стратификация: причины появления стратификации в обществе; типы стратификации; профиль стратификации и стратификационный профиль.
Социологические теории классов: этимология и классификация; анализ основных школ и исторических этапов развития учения о классах.
Социологические теории классов: классовая структура; классовый конфликт.
Средний класс: особая роль среднего класса в обществе; трансформация среднего класса. Концептуальные подходы; ценности и ценностные ориентации среднего класса.
Средний класс в России.
Бедность и неравенство: проблема бедности как ключевая проблема общества; концепция бедности в социологии.
Бедность и неравенство: уровень жизни и уровни бедности; прожиточный минимум и потребительская корзина.
Бедность и неравенство: порог бедности; абсолютная и относительная бедность; показатели бедности.
Социальная мобильность: понятие и виды мобильности; система показателей мобильности. Каналы вертикальной мобильности; мобильность в России (исторический анализ).
Социальная мобильность: миграция населения (эмиграция и иммиграция); «утечка мозгов»; беженцы.
Социальные институты и контроль: трактовки социальных институтов; признаки, функции и предназначение социальных институтов.
Социальные институты и контроль: функциональная и дисфункциональная деятельность социальных институтов; эволюция социальных институтов; социальная организация.
Социальные институты и контроль: социальный контроль и социальные нормы; санкции и самоконтроль.
Социальные институты и контроль: методы контроля; агенты контроля.
Социальное взаимодействие: понятие и условия возникновения; концептуальные подходы.
Социализация: предпосылки социализации; фазы и содержание процесса социализации.
Социализация: этапы социализации; агенты социализации; неравенство и социализация.
Отклоняющее поведение: трактовки отклоняющего поведения; формы девиантного поведения; делинквентное поведение.
Отклоняющее поведение: социологические объяснения девиантного поведения; аномическая концепция девиации Р. Мертона.
Социальные общности: основные признаки; проблема общностей в социальной науке.
Социальные общности: разновидность социальных общностей; множества и контактные социальные общности.
Социальные группы: основные признаки; внутренние и внешние факторы; многообразие социальных групп.
Культура: основные подходы и сущность культуры; структура культуры.
Культура: формы культуры; культурная динамика; функции культуры.
Личность в системе социальных изменений: соотношение понятий «человек» и «личность»; теории развития личности.
Личность в системе социальных изменений: основные факторы формирования личности, ее социализация.
Личность в системе социальных изменений: личность как субъект деятельности и общественных отношений; личность и общество.
Общество как система: признаки общества; подходы к определению общества в современной социологии.
Общество как система: структура; общество как динамическая система, типология общества.
Общество как система: социологическое понимание гражданского общества: предпосылки; соотношение гражданского общества и государства.
Общество как система: концепция гражданского общества (подходы в социологической науке); структура.
Мировая система и процессы глобализации: понятие «социальные изменения»; прогресс и регресс; концепции социального прогресса.
Мировая система и процессы глобализации: факторы социального прогресса; источники и формы социальных изменений.
Мировая система и процессы глобализации: основные тенденции современного мирового развития; глобальные проблемы современной цивилизации; формы глобальных социокультурных изменений модернизация.
Место России в современном мире: основные подходы; роль России, участие России в международных организациях; экономическое политическое положение.
Место социологии в системе общественных наук: общее и особенное.
Критерии оценки зачета
На зачете оценка формируемых в дисциплине компетенций студентов производится по следующим критериям:
«Зачтено» выставляется студенту, если:
студент усвоил и знает основные понятия социологии, основные тенденции и направления развития мировой и отечественной социологии, методы социологического исследования, виды общностей особенности социальной организации, характеристику, теории и типы социальной стратификации и мобильности, социальную структуру современного российского общества, предпосылки создания социологии как науки.
Студент умеет анализировать современные социальные проблемы, определять предпосылки, структуру, проблемы, противоречия социальных изменений в обществе, интерпретировать с помощью социологических понятий социальную реальность.
Студент владеет терминологией социологической науки, практическими навыками интерпретации социальных явлений.
Студент приобрел опыт деятельности проведения элементарного социологического исследования, нахождения необходимых данных в справочной литературе, использования предметного указателя, грамотного написания и оформления практических работ, участия в дискуссиях.
«Не зачтено» выставляется студенту, который не знает основных понятий социологии, основных тенденций и направлений развития мировой и отечественной социологии, методов социологического исследования, видов общностей, особенностей социальной организации, характеристику, теорий и типов социальной стратификации и мобильности, социальную структуру современного российского общества, предпосылки создания социологии как науки.
Студент не умеет анализировать современные социальные проблемы, определять предпосылки, структуру, проблемы, противоречия социальных изменений в обществе, интерпретировать с помощью социологических понятий социальную реальность.
Неуверенно, с большими затруднениями владеет терминологией социологической науки.
Практически отсутствует опыт деятельности в проведения элементарного социологического исследования, нахождения необходимых данных в справочной литературе, использования предметного указателя, грамотного написания и оформления практических работ, в участии в дискуссиях. 2. Организация занятий по дисциплине
Занятия по дисциплине «Основы социологии» представлены следующими видами работы: лекции, семинарские/практические занятия, самостоятельная работа студентов. Текущая аттестация студентов
Текущая аттестация студентов по дисциплине «Основы социологии» проводится в соответствии с Уставом Университета, локальными документами Университета и является обязательной.
Текущая аттестация по дисциплине «Основы социологии» проводится в форме контрольных мероприятий (защиты практической/контрольной работы, реферата, тестирования, прочее) по оцениванию фактических результатов обучения студентов и осуществляется ведущим преподавателем.
Объектами оценивания выступают:
учебная дисциплина (активность на занятиях, своевременность выполнения различных видов заданий, посещаемость всех видов занятий по аттестуемой дисциплине);
степень усвоения теоретических знаний;
уровень овладения практическими умениями и навыками по всем видам учебной работы;
результаты самостоятельной работы.
Активность студента на занятиях оценивается на основе выполненных студентом работ и заданий, предусмотренных данной рабочей программой дисциплины. Студент, пропустивший два занятия подряд, допускается до последующих занятий на основании допуска.
Кроме того, оценивание студента проводится на контрольной неделе (рубежный контроль) 1 раз в семестр (в период: 4 неделя октября или 1 неделя ноября; 4 неделя марта или 1 неделя апреля) в соответствии с распоряжением ректора. Оценивание студента на контрольной неделе проводится преподавателем независимо от наличия или отсутствия студента (по уважительной или неуважительной причине) на занятии. Оценка носит комплексный характер и учитывает достижения студента по основным компонентам учебного процесса за текущий период. Оценивание осуществляется с выставлением оценок в ведомости и указанием количества пропущенных занятий. Комплект тестовых заданий
|