Пояснительная записка Дисциплина «Традиционные промыслы и ремёсла народов мира»





Скачать 208.06 Kb.
НазваниеПояснительная записка Дисциплина «Традиционные промыслы и ремёсла народов мира»
Дата публикации29.02.2016
Размер208.06 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Культура > Пояснительная записка


Пояснительная записка

Дисциплина «Традиционные промыслы и ремёсла народов мира» раскрывает значение традиционных промыслов и ремесел в народной культуре. Излагаются история и особенности возникновения народных промыслов. Рассматриваются основные занятия, ремесла и промыслы, кустарные производства востребованные в повседневной жизни и обрядах народной культуры. Показывается связь исконных ремесел и промыслов, кустарного производства с образом, культурой жизни народа. Основное внимание, базовая опора курса строится на народных промыслах и ремёслах русского народа, а также особенностях промыслов и ремёсел народов России. Раскрывается содержание образов, идей, знаковости изделий ручного производства на основе народного мировоззрения и культуры.

  1. Цель изучения дисциплины:

• на основе знаний о промыслах и ремёслах русского народа и народов России дать студентами базовые теоретические знания о традиционных промыслах и ремеслах народов мира;

• познакомить с производством ремёсел и их основными изделиями.
Для достижения поставленной цели решаются следующие учебные задачи:



  • изучение теоретических положений о изготовлении вещи, производстве, изделия в народной культуре;

  • ознакомление студентов с широким кругом традиционных промыслов и ремесел русской народной культуры и других культур России; непосредственное знакомство с производством изделий народных промыслов;

  • ознакомление слушателей со значением традиционных промыслов и ремесел в народной культуре.




  1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавр


Дисциплина входит в состав базовой вариативной части Обще-профессионального цикла по направлению подготовки 072600 – Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (бакалавр), дисциплины по выбору.

Для изучения данной дисциплины студент должен владеть знаниями в области истории и культурологи в объёмах программы факультета искусств Смольного института РАО.

Изучение дисциплины «Традиционные промыслы и ремёсла мира» осуществляется на 3 курсе в 6 семестре параллельно с другими дисциплинами обще-профессионального цикла.

Освоение дисциплины способствует свободной ориентации в области истории развития народных промыслов, использованию приобретённых знаний в практическом применении при создании художественного произведения в керамике. Полученные знания и умения будут использованы при создании итогового аттестационного проекта и далее в профессиональной деятельности.

Для освоения курса необходимы: знания мировой и Отечественной истории; русской народной культуры; умение рассматривать и обобщать полученные знания и сведения.


  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Традиционные промыслы и ремёсла народов мира»


Основная компетенция: готов к уважительному и бережному отношению к историческому и культурному наследию русского и других народов России и мира, уважительно воспринимать общественные, народные и культурные различия, не быть безразличным к сохранению наследия своих предков.

Дисциплина созидает следующие компетенции ООП: ОК-10, ПК-3, ПК-4, СК-1.
В результате обучения студенты должны:
Иметь представление:

  • об исторических особенностях возникновения традиционных промыслов и ремесел;

Знать:

  • мировоззренческие основы создания образов, знаков в народных промыслах;

  • значение традиционных промыслов и ремесел в народной культуре;

  • материалы народных промыслов, особенности их выбора;

Уметь:

  • по зрительным картинам, образам рассматривать способы, приёмы, время и место изготовления изделий исконных промыслов.

Иметь навыки:

        • практического использования приобретенных знаний в условиях будущей профессиональной деятельности;

        • осуществлять выбор безвредных для сознания и духовного состояния человека образов, знаков, картин в творческой деятельности.


  1. Объем дисциплины и виды учебной работы:


Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 ЗЕТ (72 час.)



Вид занятий (учебной работы)

Семестры

ИТОГО:

1

2

3

4

5

6

7

Лекции















34




28

Лабораторные

























Практические
















12




14

КСР

























Семинары
















8




12

Итого аудиторных занятий:
















54




54

РГЗ

























Реферат
























Курсовой проект (работа)

























Подготовка к зачёту
















8




8

Другие виды самостоят. работы
















10




10

Итого самостоятельных занятий:
















18




18

ИТОГО:
















72




72

Вид итогового контроля
















Зач.









4.1. Содержание дисциплины



п/п


Раздел дисциплины

Семестр

Лекции

Лаборат.

Практич.

КСР

Семинары

Итого аудиторных

Реферат

Курсовой проект (работа)

Другие виды сам.работы


Итого сам.работы

ИТОГО

1

Традиционные промыслы и ремёсла в русской народной культуре

6

8




4







12







2

2

14

2

Основные признаки изделий народного промысла. Образы, картины, знаки, идеи народных изделий.

6

6










4

10







4

4

14

3

Традиционные промыслы и ремесла в современной России

6

8




4







12







4

4

16

4

Традиционные промыслы и ремёсла Санкт- Петербурга

6

6




4







10







4

4

14

5

Ремёсла и промыслы народов России и мира

6

6










4

10







4

4

14




Итого по дисциплине 72 ч.




34




12




8

54







18

18

72


4.2. Содержание разделов дисциплины

1. Традиционные промыслы и ремесла в русской народной культуре.

Исторические особенности возникновения народных промыслов. Связь традиционных ремесел и промыслов с мировоззрением, обычаем, восприятием красоты, образом жизни народа. Строение и существование промысла в народной культуре. Классификация народных промыслов. Значение традиционных промыслов и ремесел в народной культуре.

Основные занятия, ремесла и промыслы – жизненно необходимые составляющие народной культуры. Критерии оценки развитости народных промыслов. Роль традиционных ремесел и промыслов в сохранении духовной культуры народов.

Виды организаций народного промысла. Традиционные промыслы и ремесла в народной культуре: изготовление изделий для семейного потребления. Специализация в промысле в работе для общины, на заказ, на ярмарки. Выделение промысла в виде отдельного производства. Цеховая и кустарная организация ремесла. Мужские и женские промыслы. Представление о народном искусстве.

2. Основные признаки изделий народного промысла. Образы, картины, знаки, идеи народных изделий.

Неизменные и изменяемые признаки изделия народных промыслов. Обрядовые и изделия повседневного спроса народных промыслов, бытийное назначение красоты изделия. Народно-племенные и культурные особенности «прекрасного». Жизнедеятельное и знаковое единстве образов и узоров в народной культуре. Цвета в изделиях народных промыслов; истоки восприятия и смысловые значения. Материалы народных промыслов, особенности их выбора. Соотнесённость изделий народных промыслов закону русского духа.

3. Традиционные промыслы и ремесла в современной России

Традиционные промыслы и ремесла в современной России: одиночные мастера, работающие в русле традиции, самодеятельное творчество, артельные объединения с сохранением традиционной организации промысла, артельные объединения «нового типа», народные искони в промышленном производстве. Экономика промысла в народной культуре.

4. Традиционные промыслы и ремесла Санкт-Петербурга

Развитие традиционных промыслов и ремесел в Санкт-Петербурге в 18 – начале 20 веков. Советское время. Настоящее художественных промыслов Санкт-Петербурга. Значение Ассоциации художественных промыслов и других общественных объединений и организаций.

5. Ремесла и промыслы народов России и мира

Ремесла и промыслы народов России и мира: финно-угорских Западных и Поволжья; Сибири и Кольского полуострова; кавказских; тюрков; западно-европейских, центрально-европейских, восточно-азиатских, юго-восточно-азиатских, южно-азиатских, юго-западно-азиатских (переднеазиатских), северо-африканских, африканских тропических, североамериканских, латино-американских, австралийских, океанийских.
5. Образовательные технологии:
При изучении дисциплины «Традиционные промыслы и ремёсла народов мира» используются следующие образовательные технологии

Название образовательной

технологии

Кол-во

часов

%%

от общего объема часов

Декларативные технологии

Лекции с использованием презентаций и мультимедиа

20

100 %

Процедурные технологии

Практические (семинарские) занятия

6

60 %

Индивидуальные консультации на практических занятиях по конкретному объекту (материалу)

Самостоятельная работа

6

30 %

В том числе занятия в интерактивной форме

18

30 %



5.1. Формы самостоятельной работы студентов.
Проработка учебного материала по вопросам, определённым преподавателем.

Подготовка к практическим занятиям, используя материалы методических разработок кафедры;

Подбор материала для выполнения задания.

Зарисовки с натуры.

Получение знаний студентами расширяющих их познания и навыки по изучаемым темам учебных занятий.

Посещение музеев, выставок.
6. Форма текущего и промежуточного контроля

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов:
При освоении дисциплины «Традиционные промыслы и ремёсла народов мира» используется повышающая система текущего контроля знаний и итоговой аттестации. Итоговая оценка складывается на основании подсчета баллов по рейтингу, который состоит из результатов посещения лекционных и практических занятий, выполнения технических рисунков и графических работ.
Расчет рейтинга 1 семестр

Вид занятий

Количество баллов

Оценка

Лекционные занятия

30

зачёт

Практические занятия

20

Реферат (доклад)

10

Самостоятельная работа

5

Зачет по теоретическому материалу

35


7. Формы отчётности:
Зачёт.

По окончании семестра студенты сдают реферат, зачёт (доклад).

Зачёт проводится в устной форме, где выводится итоговая оценка по результатам ответов. Оцениваются результаты ответов по пятибалльной шкале.

К экзамену допускаются студенты, выполнившие учебный план в полном объеме.
Показатели оценки:

Оценка «отлично» выставляется, если студент знает основные стилистические признаки народного промысла, знаковый характер изделий культуры, умеет сравнивать разные промыслы и изделия, определять материалы и способы изготовления вещей, их особенности, владеет навыками оценки художественного творчества и явлений.

Оценка «хорошо» выставляется, если студент знает основные стилистические признаки народного промысла, знаковый характер изделий культуры, умеет сравнивать разные промыслы и изделия, но неуверенно определяет материалы и способы изготовления предметов народных промыслов и ремёсел, владеет навыками оценки художественного творчества и явлений.
Оценка «удовлетворительно» выставляется, если студент знает основные стилистические признаки народного промысла, знаковый характер изделий культуры, но делает ошибки в их характеристике, умеет сравнивать разные промыслы и изделия, но с грубыми ошибками определяет материалы и способы изготовления предметов народных промыслов и ремёсел, владеет навыками оценки художественного творчества и явлений.

Оценка «неудовлетворительно» ставится за невыполнение пунктов, приведенных выше.

8. Лабораторный практикум (не предусмотрен)


9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
9.1. Рекомендуемая литература
9.1.1. Основная литература


  1. Вьюнов Ю. А., Русский культурный архетип. Страноведение России, учебное пособие – Издательство: Флинта, 2011 г.



9.1.2. Дополнительная литература


  1. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971.

  2. Богуславская И.Я. Дымковская игрушка. – JI.: Худож. РСФСР, 1988.

  3. Василенко В.М. Народное искусство. Избранные труды о народном творчестве XX вв. – М.: Сов. худ., 1974.

  4. Воронов B.C. О крестьянском искусстве: Избр. тр. – М.: Совет, худож., 1972.

  5. Вьюнов Ю. А., Русский культурный архетип. Страноведение России, учебное пособие. – М.: Флинта, 2011 г.

  6. Гусев В.Е. Русская народная художественная культура (теоретический очерк). - С.-Пб., 1993.

  7. Жарникова С.В. Золотая ветвь. – Вологда, 2003.

  8. Заболуева Т.В. История искусств. – М.: АСВ, 2003.

  9. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. – М., 1990.

  10. Изделия народных художественных промыслов. Каталог-справочник – Ассоциация «народные художественные промыслы и ремесла Санкт-Петербурга и Ленинградской области». – СПБ, 2004.

  11. Кислуха Л.Ф. Народный костюм Русского Севера XIX ― начала XX века в собрании Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» (Архангельск). — М., 2006.

  12. Кутенков П.И. Великорусская женская сряда (одежда). – СПб., 2010.

  13. Кутенков П.И. Пояс и поясной убор великорусов. – СПб., 2013.

  14. Кутенков П.И. Южнорусская народная одежда. – СПб., 2011.

  15. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. - М.: Наука, 1978.

  16. Рос. Д. Керамика. Техника. Приемы. Изделия. – М.: АСТ – пресс, 2003.

  17. Русское народное искусство Севера. Сборник статей. – Л., 1968.

  18. Рыбаков Б.А. Ремесло Древней Руси. – М., 1948.

  19. Серов Н.В. Цвет культуры. – СПб,, 2004.

  20. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. Учебник. – М.: МГУ, 2008.

  21. Фарфор братьев Корниловых. Альбом-каталог. – СПб.: Студия А, 2003.



9.1.3. Электронные ресурсы:
http://www.knigafund.ru/ «КнигаФонд» Электронная библиотечная система.

http://www.pechy.ru/index.html

http://www.ipm.ru/

http://www.efarfor.ru/

http://www.bibliotekar.ru

9.2. Средства обеспечения освоения дисциплины
9.2.1. Компьютерные программы

Не предусмотрено.
9.2.2. Аудио-видео пособия

Видеофильмы: промыслы и ремесла народов мира

10. Материально-техническое обеспечение дисциплины
10.1. Специальные лаборатории и классы

Специальная аудитория
10.2. Основное учебное оборудование

Художественные альбомы, видеоплейер, проектор

11. Вопросы для самоконтроля:


  1. Причины возникновения народного искусства.

  2. Знаковая система народного искусства.

  3. Смыслы, образы и знаки изделий народного искусства. Язык образов и знаков народных изделий.

  4. Единство и многообразие народного искусства.

  5. Народное искусство как основа мировоззрения народа.

  6. Декоративно-прикладное искусство: виды, отрасли, стили, традиции.

  7. Традиционные художественные промыслы.

  8. Задачи народного искусства.

  9. Художественно-образный язык народного декоративно-прикладного искусства.

  10. Народные особенности декоративно-прикладного искусства различных народов нашей страны.

  11. Характеристика убранства крестьянского дома.

  12. Предметный мир крестьянского быта.

  13. Народные игрушки: виды, традиции, особенности.

  14. Мужские и женские ремесла.

  15. Формы бытования народного искусства

  16. Знаковая характеристика северновеликорусской народной сряды и единичных одежд.

  17. Знаковая характеристика южновеликорусской народной сряды и единичных одежд.

  18. Характеристика, особенности и применение в ремёслах материала:

тканей (конопляных, льняных, шёлковых), дерева (дуб, липа, берёза, клён, вяз), лыка, металла (серебро, золото, бронза, медь, железо), стекла, бисера и др.

Задания для зачёта:

Дайте характеристику (вид НП, исторические особенности, принадлежность к какому-либо народному художественному промыслу, знако-смысловые особенности, традиционные образы, изделия этого промысла) одному из предложенных ниже изделий народных промыслов.

  1. Хохломская роспись по дереву;

  2. Городецкая роспись по дереву;

  3. Мезенская роспись по дереву;

  4. Урало-Сибирская роспись по дереву;

  5. Богородская резная скульптура;

  6. Русские матрешки (семеновская, полхов-майданская);

  7. Русские матрешки (загорская, современных художников);

  8. Дымковская игрушка;

  9. Абашевская игрушка;

  10. Филимоновская игрушка;

  11. Каргопольская игрушка;

  12. Скопинская керамика;

  13. Гжельская керамика;

  14. Авторская керамика;

  15. Роспись по металлу (жостовские подносы).

  16. Каслинское литье;

  17. Роспись по эмали;

  18. Ростовская финифть;

  19. Лаковые миниатюры (Федоскино, Палех, Мстера, Холуй);

  20. Уральские самоцветы;

  21. Оренбургское художественное вязание;

  22. Холмогорская резная кость;

  23. Гусевский хрусталь;

  24. Вологодское, елецкое, михайловское, кадомское кружево;

  25. Нижегородское и Торжокское золотое шитье;

  26. Павлово-посадские платки;

  27. Двухслойные касимовские, пензенские ткани;

  28. Бранные русские ткани: обрядовые полотенца, рубахи, столешники;

  29. Закладные русские ткани;

  30. Вышивка счётная;

  31. Вышивка строчная;

  32. Берестяные и лыковые изделия Севера и Юга России

  33. Секиринский пояс

  34. Двухслойные ткани

  35. Понёвы Вяземской родовой культуры

  36. Рубахи Сядемской родовой культуры







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Дисциплина «Традиционные промыслы и ремёсла народов мира» iconПояснительная записка Дисциплина «Народные художественные ремесла и промыслы Тюменского региона»
Тюменского региона прикладного искусства в целом, декора и орнамента, в частности, отражающих их этногенетические и историко-культурные...
Пояснительная записка Дисциплина «Традиционные промыслы и ремёсла народов мира» iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2011 пояснительная...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Традиции и культура питания народов мира» для студентов очной формы обучения по специальности...
Пояснительная записка Дисциплина «Традиционные промыслы и ремёсла народов мира» iconПоложение о проведении III
Городской детско-юношеской научно-практической конференции «Традиционные ремёсла и декоративно-прикладное искусство: прошлое, настоящее,...
Пояснительная записка Дисциплина «Традиционные промыслы и ремёсла народов мира» icon«Народная культура (традиции, искусства, ремесла) в жизни народов современной России»
Тема: «Народная культура (традиции, искусства, ремесла)в жизни народов современной России»
Пояснительная записка Дисциплина «Традиционные промыслы и ремёсла народов мира» iconКраткое содержание проекта Данный проект направлен на поиск и анализ...
Итог – коллективная творческая работа презентация «Сказки народов мира». По окончанию исследовательской деятельности, организуется...
Пояснительная записка Дисциплина «Традиционные промыслы и ремёсла народов мира» iconПрограмма проведения III городской детской научно-практической конференции...
Югры и России, и в соответствии с планом мероприятий управления по делам молодёжи, культуры и спорта Администрации городского поселения...
Пояснительная записка Дисциплина «Традиционные промыслы и ремёсла народов мира» iconПояснительная записка. Общая характеристика учебного предмета
Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы
Пояснительная записка Дисциплина «Традиционные промыслы и ремёсла народов мира» iconРабочая программа по истории 7 класс пояснительная записка. Пояснительная...
«История Древнего мира» под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой
Пояснительная записка Дисциплина «Традиционные промыслы и ремёсла народов мира» icon«Промыслы и ремесла на Кубани»
На уроках кубановедения вы уже успели познакомиться с жизнью наших предков. Узнали в каких домах жили, какое хозяйство вели. Я думаю,...
Пояснительная записка Дисциплина «Традиционные промыслы и ремёсла народов мира» iconТема урока Кол-во часов
Мхк как совокупность множества культур народов мира, сложившихся в различных регионах не протяжении исторического развития человеческой...
Пояснительная записка Дисциплина «Традиционные промыслы и ремёсла народов мира» iconЯнчилина Елена Владимировна, учитель изо, маоу №сош №1 им. Н. А....
Представленная разработка блока уроков на тему «Народные промыслы. Разделочная доска»
Пояснительная записка Дисциплина «Традиционные промыслы и ремёсла народов мира» iconПояснительная записка Предлагаемая программа направлена на достижение...
Сть к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание...
Пояснительная записка Дисциплина «Традиционные промыслы и ремёсла народов мира» iconУрока «музыка английский язык» по теме «Песни народов мира»
...
Пояснительная записка Дисциплина «Традиционные промыслы и ремёсла народов мира» iconРабочая программа по дисциплине «Камень в культуре народов мира»
«Камень в культуре народов мира» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего...
Пояснительная записка Дисциплина «Традиционные промыслы и ремёсла народов мира» iconПояснительная записка Русский язык государственный язык Российской...
России. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности,...
Пояснительная записка Дисциплина «Традиционные промыслы и ремёсла народов мира» iconПояснительная записка в пятом классе историческое образование предусматривает...
В течение курса происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями эпохи...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск