Скачать 208.06 Kb.
|
Пояснительная записка Дисциплина «Традиционные промыслы и ремёсла народов мира» раскрывает значение традиционных промыслов и ремесел в народной культуре. Излагаются история и особенности возникновения народных промыслов. Рассматриваются основные занятия, ремесла и промыслы, кустарные производства востребованные в повседневной жизни и обрядах народной культуры. Показывается связь исконных ремесел и промыслов, кустарного производства с образом, культурой жизни народа. Основное внимание, базовая опора курса строится на народных промыслах и ремёслах русского народа, а также особенностях промыслов и ремёсел народов России. Раскрывается содержание образов, идей, знаковости изделий ручного производства на основе народного мировоззрения и культуры.
• на основе знаний о промыслах и ремёслах русского народа и народов России дать студентами базовые теоретические знания о традиционных промыслах и ремеслах народов мира; • познакомить с производством ремёсел и их основными изделиями. Для достижения поставленной цели решаются следующие учебные задачи:
Дисциплина входит в состав базовой вариативной части Обще-профессионального цикла по направлению подготовки 072600 – Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (бакалавр), дисциплины по выбору. Для изучения данной дисциплины студент должен владеть знаниями в области истории и культурологи в объёмах программы факультета искусств Смольного института РАО. Изучение дисциплины «Традиционные промыслы и ремёсла мира» осуществляется на 3 курсе в 6 семестре параллельно с другими дисциплинами обще-профессионального цикла. Освоение дисциплины способствует свободной ориентации в области истории развития народных промыслов, использованию приобретённых знаний в практическом применении при создании художественного произведения в керамике. Полученные знания и умения будут использованы при создании итогового аттестационного проекта и далее в профессиональной деятельности. Для освоения курса необходимы: знания мировой и Отечественной истории; русской народной культуры; умение рассматривать и обобщать полученные знания и сведения.
Основная компетенция: готов к уважительному и бережному отношению к историческому и культурному наследию русского и других народов России и мира, уважительно воспринимать общественные, народные и культурные различия, не быть безразличным к сохранению наследия своих предков. Дисциплина созидает следующие компетенции ООП: ОК-10, ПК-3, ПК-4, СК-1. В результате обучения студенты должны: Иметь представление:
Знать:
Уметь:
Иметь навыки:
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 ЗЕТ (72 час.)
4.1. Содержание дисциплины
4.2. Содержание разделов дисциплины 1. Традиционные промыслы и ремесла в русской народной культуре. Исторические особенности возникновения народных промыслов. Связь традиционных ремесел и промыслов с мировоззрением, обычаем, восприятием красоты, образом жизни народа. Строение и существование промысла в народной культуре. Классификация народных промыслов. Значение традиционных промыслов и ремесел в народной культуре. Основные занятия, ремесла и промыслы – жизненно необходимые составляющие народной культуры. Критерии оценки развитости народных промыслов. Роль традиционных ремесел и промыслов в сохранении духовной культуры народов. Виды организаций народного промысла. Традиционные промыслы и ремесла в народной культуре: изготовление изделий для семейного потребления. Специализация в промысле в работе для общины, на заказ, на ярмарки. Выделение промысла в виде отдельного производства. Цеховая и кустарная организация ремесла. Мужские и женские промыслы. Представление о народном искусстве. 2. Основные признаки изделий народного промысла. Образы, картины, знаки, идеи народных изделий. Неизменные и изменяемые признаки изделия народных промыслов. Обрядовые и изделия повседневного спроса народных промыслов, бытийное назначение красоты изделия. Народно-племенные и культурные особенности «прекрасного». Жизнедеятельное и знаковое единстве образов и узоров в народной культуре. Цвета в изделиях народных промыслов; истоки восприятия и смысловые значения. Материалы народных промыслов, особенности их выбора. Соотнесённость изделий народных промыслов закону русского духа. 3. Традиционные промыслы и ремесла в современной России Традиционные промыслы и ремесла в современной России: одиночные мастера, работающие в русле традиции, самодеятельное творчество, артельные объединения с сохранением традиционной организации промысла, артельные объединения «нового типа», народные искони в промышленном производстве. Экономика промысла в народной культуре. 4. Традиционные промыслы и ремесла Санкт-Петербурга Развитие традиционных промыслов и ремесел в Санкт-Петербурге в 18 – начале 20 веков. Советское время. Настоящее художественных промыслов Санкт-Петербурга. Значение Ассоциации художественных промыслов и других общественных объединений и организаций. 5. Ремесла и промыслы народов России и мира Ремесла и промыслы народов России и мира: финно-угорских Западных и Поволжья; Сибири и Кольского полуострова; кавказских; тюрков; западно-европейских, центрально-европейских, восточно-азиатских, юго-восточно-азиатских, южно-азиатских, юго-западно-азиатских (переднеазиатских), северо-африканских, африканских тропических, североамериканских, латино-американских, австралийских, океанийских. 5. Образовательные технологии: При изучении дисциплины «Традиционные промыслы и ремёсла народов мира» используются следующие образовательные технологии
5.1. Формы самостоятельной работы студентов. Проработка учебного материала по вопросам, определённым преподавателем. Подготовка к практическим занятиям, используя материалы методических разработок кафедры; Подбор материала для выполнения задания. Зарисовки с натуры. Получение знаний студентами расширяющих их познания и навыки по изучаемым темам учебных занятий. Посещение музеев, выставок. 6. Форма текущего и промежуточного контроля Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов: При освоении дисциплины «Традиционные промыслы и ремёсла народов мира» используется повышающая система текущего контроля знаний и итоговой аттестации. Итоговая оценка складывается на основании подсчета баллов по рейтингу, который состоит из результатов посещения лекционных и практических занятий, выполнения технических рисунков и графических работ. Расчет рейтинга 1 семестр
7. Формы отчётности: Зачёт. По окончании семестра студенты сдают реферат, зачёт (доклад). Зачёт проводится в устной форме, где выводится итоговая оценка по результатам ответов. Оцениваются результаты ответов по пятибалльной шкале. К экзамену допускаются студенты, выполнившие учебный план в полном объеме. Показатели оценки: Оценка «отлично» выставляется, если студент знает основные стилистические признаки народного промысла, знаковый характер изделий культуры, умеет сравнивать разные промыслы и изделия, определять материалы и способы изготовления вещей, их особенности, владеет навыками оценки художественного творчества и явлений. Оценка «хорошо» выставляется, если студент знает основные стилистические признаки народного промысла, знаковый характер изделий культуры, умеет сравнивать разные промыслы и изделия, но неуверенно определяет материалы и способы изготовления предметов народных промыслов и ремёсел, владеет навыками оценки художественного творчества и явлений. Оценка «удовлетворительно» выставляется, если студент знает основные стилистические признаки народного промысла, знаковый характер изделий культуры, но делает ошибки в их характеристике, умеет сравнивать разные промыслы и изделия, но с грубыми ошибками определяет материалы и способы изготовления предметов народных промыслов и ремёсел, владеет навыками оценки художественного творчества и явлений. Оценка «неудовлетворительно» ставится за невыполнение пунктов, приведенных выше. 8. Лабораторный практикум (не предусмотрен) 9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 9.1. Рекомендуемая литература 9.1.1. Основная литература
9.1.2. Дополнительная литература
9.1.3. Электронные ресурсы: http://www.knigafund.ru/ «КнигаФонд» Электронная библиотечная система. http://www.pechy.ru/index.html http://www.ipm.ru/ http://www.efarfor.ru/ http://www.bibliotekar.ru 9.2. Средства обеспечения освоения дисциплины 9.2.1. Компьютерные программы Не предусмотрено. 9.2.2. Аудио-видео пособия Видеофильмы: промыслы и ремесла народов мира 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины 10.1. Специальные лаборатории и классы Специальная аудитория 10.2. Основное учебное оборудование Художественные альбомы, видеоплейер, проектор 11. Вопросы для самоконтроля:
тканей (конопляных, льняных, шёлковых), дерева (дуб, липа, берёза, клён, вяз), лыка, металла (серебро, золото, бронза, медь, железо), стекла, бисера и др. Задания для зачёта: Дайте характеристику (вид НП, исторические особенности, принадлежность к какому-либо народному художественному промыслу, знако-смысловые особенности, традиционные образы, изделия этого промысла) одному из предложенных ниже изделий народных промыслов.
|
Пояснительная записка Дисциплина «Народные художественные ремесла и промыслы Тюменского региона» Тюменского региона прикладного искусства в целом, декора и орнамента, в частности, отражающих их этногенетические и историко-культурные... | Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2011 пояснительная... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Традиции и культура питания народов мира» для студентов очной формы обучения по специальности... | ||
Положение о проведении III Городской детско-юношеской научно-практической конференции «Традиционные ремёсла и декоративно-прикладное искусство: прошлое, настоящее,... | «Народная культура (традиции, искусства, ремесла) в жизни народов современной России» Тема: «Народная культура (традиции, искусства, ремесла)в жизни народов современной России» | ||
Краткое содержание проекта Данный проект направлен на поиск и анализ... Итог – коллективная творческая работа презентация «Сказки народов мира». По окончанию исследовательской деятельности, организуется... | Программа проведения III городской детской научно-практической конференции... Югры и России, и в соответствии с планом мероприятий управления по делам молодёжи, культуры и спорта Администрации городского поселения... | ||
Пояснительная записка. Общая характеристика учебного предмета Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы | Рабочая программа по истории 7 класс пояснительная записка. Пояснительная... «История Древнего мира» под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой | ||
«Промыслы и ремесла на Кубани» На уроках кубановедения вы уже успели познакомиться с жизнью наших предков. Узнали в каких домах жили, какое хозяйство вели. Я думаю,... | Тема урока Кол-во часов Мхк как совокупность множества культур народов мира, сложившихся в различных регионах не протяжении исторического развития человеческой... | ||
Янчилина Елена Владимировна, учитель изо, маоу №сош №1 им. Н. А.... Представленная разработка блока уроков на тему «Народные промыслы. Разделочная доска» | Пояснительная записка Предлагаемая программа направлена на достижение... Сть к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание... | ||
Урока «музыка английский язык» по теме «Песни народов мира» ... | Рабочая программа по дисциплине «Камень в культуре народов мира» «Камень в культуре народов мира» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего... | ||
Пояснительная записка Русский язык государственный язык Российской... России. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности,... | Пояснительная записка в пятом классе историческое образование предусматривает... В течение курса происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями эпохи... |