Скачать 0.68 Mb.
|
Примерная программа дисциплины «Актерское мастерство и основы балетной режиссуры» федерального компонента цикла специальных дисциплин составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом второго поколения по специальности 070304 (050700) «Педагогика балета» квалификация «Педагог бального танца». I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 1. Цель курса Целью курса является ознакомление будущего педагога бального танца с основными направлениями режиссерской деятельности и особенностями творческого процесса создания хореографического образа. 2. Задачи курса
3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника На занятиях по актерскому мастерству и балетной режиссуре знания и навыки, полученные студентами по специальным дисциплинам, объединяются в единый комплекс, подчиняясь решению главной творческой задачи – созданию сценического образа в музыкально-пластических работах. 4. Требования к уровню освоения содержания курса В результате изучения курса студенты должны знать:
Уметь:
II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 1. Разделы курса Раздел 1. Актерское мастерство в балетном театре. Раздел 2. Техника актерской игры и основы исполнительской выразительности. Раздел 3. Приемы актерской техники. Раздел 4. Основы теории драмы и балетной режиссуры. 2. Темы и краткое содержание Раздел 1. Актерское мастерство в балетном театре. Тема 1. Введение. Место и задачи дисциплины «Актерское мастерство и основы балетной режиссуры» в системе подготовки педагогов бального танца Значение курса «Актерское мастерство и основы балетной режиссуры» в системе профессиональной подготовки педагога бального танца. Предмет и структура курса. Сущность режиссуры и мастерства актера. Режиссура как творческая организация художественно-целого произведения сценического искусства – спектакля. Единство всех его компонентов на основе замысла режиссера. Актер и его роль в воплощении замысла режиссера. Мировоззрение и творчество. Значение мастерства актера и режиссера в современном балетном спектакле. Освоение творческого наследия К. С. Станиславского, Вл. И. Немировича-Данченко М. А. Чехова, Е. Б. Вахтангова и др. мастеров сцены в области внешней и внутренней техники актера. Основные тенденции развития современного балетного театра. Порядок прохождения материала, формы обучения. Система знаний, умений и навыков, необходимых педагогу бального танца. Место курса среди общепрофессиональных и специальных дисциплин. Требования к изучению курса. Аннотированный обзор литературы и других источников по предмету. Тема 2. Театр как вид искусства. Специфические особенности и компоненты балетного театра Театр – искусство, отраженное во времени и пространстве. Действенная природа театра. Сущность театрального искусства – художественное отражение действительности через столкновение человеческих характеров в драматическом действии. Специфические особенности театрального и хореографического искусства. Коллективность – одна из основных особенностей театрального искусства. Спектакль как результат творчества: хореографа, режиссера, актера, художника, композитора и т.д. Режиссура – искусство создания спектакля. Режиссер – руководитель театрального коллектива, объединяющий творческий труд всех создателей спектакля в идейно-художественное целое. Актер как центральная фигура спектакля. Зритель и его роль в формировании спектакля. Синтетическая природа балетного театра – органическое сочетание выразительных средств музыки, хореографии, живописи и т.д. Действенное и зрелищное начала. Значение различных компонентов и выразительных средств в создании балетного спектакля. Общность законов сценического бытия актера в условиях драматического спектакля и хореографического представления. Задачи балетного театра на современном этапе развития искусства. Эмоциональность и заразительность театра, непосредственность восприятия. Познавательное и воспитательное значение театрального искусства. Тема 3. Актерский образ и его особенности в хореографическом искусстве Художественный образ в театральном искусстве. Три значения образа в театральном искусстве. Образ – икона, образ – внешнее выражение, знак предмета; образ – суть и язык искусства. Компоненты образа: правдивость, достоверность вымысел образа. Единство всех частей образа, приводящее к гармоничности и выразительности. Своеобразие взаимоотношений компонентов образа в творчестве разных художников. Жизнь – источник образов человеческого сознания. Искусство – способ отражения жизни в художественных образах. Основные характеристики категории художественного образа: чувственная конкретность, многозначность, диалектическое единство объективного и субъективного отражения и творчества, подобного и условного. Рациональное и эмоциональное, отличие художественного образа от психического представления – целенаправленный и концентрированный характер, отбор и преобразование материала действительности, организация его в соответствии с замыслом. Противоречия как стержень образности. Рождение образа. Сценический образ – особая сценическая форма отражения действительности средствами хореографического искусства. Состав сценического образа. Образ всего произведения (балета), художественная целостность которого определяется режиссерским замыслом и балетмейстерским решением. Образ балетного спектакля. Способ обобщения в сценическом образе. Отдельный персонаж. Индивидуализация образа. Образ – характер, создаваемый актером, все элементы внутренней и внешней характерности которого подчинены художественному замыслу. Эмоциональное зерно – основа создания сценического образа на основе хореографического этюда, танцевального номера, сцены из балета: Балетмейстер – творец образов, способный конструировать мышление в образах. Необходимость фиксации первичных ассоциаций, первичных ощущений образа спектакля, его строя и характера. Примеры образного решения спектаклей. Практические занятия.
Тема 4. Творческое перевоплощение актера в балете Перевоплощение в образ как создание внутренней духовной жизни нового лица. Создание сценического образа через органическое творческое перевоплощение актера. Роль созданная и роль сыгранная. Актер и образ. Решающее значение духовного богатства «я» при перевоплощении в образ на современном этапе. Сущность образа и его отличие большей насыщенностью мыслью, глубоким личностным проникновением в сценический образ, придельной приближенностью к актеру, исполнителю, сдержанностью в использовании внешних изобразительных средств, вниманием к внутренней жизни героя. Два пути создания образа: «от себя» к образу и «от образа» к себе. Ошибочность противопоставления данных путей, их ограниченность. Опасность показа образа (представление), т.е. внешнего изображения. Перевоплощение – это момент сближение актера-творца с актером-образом. Путь к перевоплощению сознательный, приход – подсознательный. Связь понятий «перевоплощение» и «сценический образ». Зависимость структуры образа от балетмейстера, жанра, чувства современности актера и режиссера, зрителя. Условия перевоплощения: глубокая захваченность творца миром героя, непрерывность процесса мышления о герое, вера в вымысел, в предлагаемые обстоятельства. Двойственный характер природы актерского творчества. Наличие предела перевоплощаемости. Роль памяти и наблюдательности, склонности к розыгрышу, фантазии в процессе создания актерского образа. Роль заразительности при перевоплощении. Присвоение потребностей и мотивов действующего лица. Высокая степень возбудимости как обязательное качество нервной системы актера. Зависимость глубины сценического перевоплощения от частоты и легкости переключений во время спектакля, от качества темперамента. Процесс перевоплощения по К.С. Станиславскому. Опасность штампа – актерского приема, потерявшего всякую внутреннюю суть, его породившую. Роль воображения в создании образа (слуховое, вкусовое, обонятельное, зрительное, осязательное). Практические занятия.
Тема 5. Действие – основное выразительное средство сценического искусства Понятие «действие». Действие как основа сценического искусства. Признаки действия: наличие цели и волевое происхождение. Через активное, конкретное целеустремленное, органичное действие воплощается внутренняя жизнь образа и раскрывается идейный замысел спектакля. В сценических условиях – это логика поведения человека-актера, определяющая сквозное действие и ведущая к осуществлению сверхзадачи роли и спектакля. Борьба и преодоление препятствий как необходимое условие активизации действия. Виды действия: психические и физические, внутренние и внешние. Значение простейших физических действий в творчестве актера. Действие и чувство. Действие и движение. Разность понятий. Действие и противодействие. Внутренние и внешние действия. Три элемента сценической задачи: что я думаю, ради чего я делаю, как я делаю. Создание творческого самочувствия актера, дающего возможность действовать в условиях театрального и хореографического представления, мыслить и чувствовать согласно логике поведения человека в реальной жизни. Сценическое действие и его отличие от действия в жизни. Взаимосвязь физического и психологического действия. Составные части действия: оценка, пристрой, выбор приспособлений, воздействие. Оценка. Магическое слово «если бы» К.С. Станиславского. Вера в сочиненные обстоятельства. Возникновение отношения к объекту внимания. Пристрой. Целенаправленность сценического действия. Возникновение приспособления к объекту воздействия. Воздействие. Рождение импульса к действию. Пробуждение активности актера. Воздействие – результат процесса оценки и пристроя к объекту. Практические занятия. 1. Упражнения на действие с разными задачами:
Тема 6. сквозное действие роли и сверхзадача в балетном спектакле Понятие «сверхзадача в балетном спектакле». Движение режиссера и актера к сверхзадаче. Сверхзадача спектакля и сверхзадача роли. Тема, идея произведения и его сверхзадача. Формулировка сверхзадачи. Сверхзадача роли как опора и фундамент ее действенной основы. Взаимозависимость сверхзадачи и всех элементов спектакля. Сверхзадача и сквозное действие в процессе создания целостного образа в балете. Необходимость верного и меткого определения сверхзадачи. Сквозное действие – главное устремление к сверхзадаче. Глубокий анализ произведения, определение темы и всех предлагаемых обстоятельств – путь к точной сверхзадаче и сквозному действию. Органическое действие. Поиск действия, через которые осуществляется сквозное действие роли. Определение действия в результате анализа сцены и предлагаемых обстоятельств персонажа. Рождение действия в сценических пробах, этюдных работах. Эмоциональный анализ обстоятельств – путь к точному отбору действий. Штамп внешнего поведения. «Линия действий» роли и ее рождение из предлагаемых обстоятельств. Организующая роль линии действия в репетиционном процессе как более фиксируемая и конкретная область работы над образом. К.С. Станиславский о линии физических действий роли. Значение линии действия роли в момент публичного творчества артиста. Режиссерские трюки и приемы. Расстановка режиссерских идейно-смысловых акцентов, использование выразительных средств в связи со сверхзадачей и сквозным действием в балетном спектакле. Сверхзадача и сквозное действие – главная сущность системы К.С. Станиславского и его творческого метода. Практические занятия.
Тема 7. Предлагаемые обстоятельства и их роль в эмоциональном звучании балета Главное средство перевоплощения в сценический образ – освоение предлагаемых обстоятельств роли. Предлагаемые обстоятельства – путь, приближающий образ к себе и себя к образу. Обстоятельства места и времени действия. Влияние предлагаемых обстоятельств на характер действия. Отбор предлагаемых обстоятельств. Ознакомление с материалами, дающими представление об эпохе, среде, быте, национальных особенностях, социальных конфликтах (изучение иллюстративно-иконографического материала, репродукций произведений живописи, графики, скульптуры и т.п.). Жизнь как главный источник сценического воплощения. Освоение предлагаемых обстоятельств жизни персонажа и обстоятельств окружающей актера жизни. Три группы предлагаемых обстоятельств. Первая группа – комплекс обстоятельств, в которых персонаж находится к началу участия в сценических событиях. Вторая – обстоятельства, происходящие в спектакле: события, поступки окружающих, их взаимодействие, физическое самочувствие и т. д. Оценка предлагаемых обстоятельств и возможность самостоятельной трактовки образа. Определение побудительных мотивов действия и их связь с характером восприятия новых предлагаемых обстоятельств. Третья группа – обстоятельства актера и режиссера. Авторский текст как фундамент и граница создания актерских и режиссерских предлагаемых обстоятельств. Обстоятельства конкретного спектакля, зависимость поведения роли от нюансов поведения партнеров. Глубокое исследование авторского текста, выразительных средств для раскрытия и создания предлагаемых обстоятельств роли. Проникновение в художественное мышление драматурга, постижение стиля автора. Путь комплексного освоения предлагаемых обстоятельств. Практические занятия.
|
Примерная программа дисциплины «Анатомия, физиология и основы балетной медицины» Изучение анатомии, физиологии и основ балетной медицины призвано вооружить будущих выпускников знаниями по анатомии и физиологии... | Примерная программа дисциплины «Анатомия, физиология и основы балетной медицины» Изучение анатомии, физиологии и основ балетной медицины призвано вооружить будущих выпускников знаниями по анатомии и физиологии... | ||
Российской Федерации «утверждаю» Примерная программа дисциплины "Режиссура и актерское мастерство в музыкальном театре" федерального компонента цикла сд составлена... | Примерная программа дисциплины «Теория драмы и основы режиссуры» Изучение теории драмы (начиная с Аристотеля) как основы всех сценических искусств. Освоение основных теоретических принципов профессии... | ||
Программа дисциплины «Основы режиссуры и операторского мастерства»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для... | Российской Федерации «утверждаю» Примерная программа дисциплины "Грим" федерального компонента цикла опд составлена в соответствии с государственным образовательным... | ||
Российской Федерации «утверждаю» Примерная программа дисциплины "Пластическое воспитание" федерального компонента цикла опд составлена в соответствии с государственным... | Примерная программа дисциплины «Экономические основы социальной работы» Примерная программа дисциплины «Экономические основы социальной работы» федерального компонента цикла опд составлена в соответствии... | ||
Российской Федерации «утверждаю» Примерная программа дисциплины "Теория музыки, гармония, сольфеджио" федерального компонента цикла сд составлена в соответствии с... | Программа школы-студии актерского искусства театра «Алеко» Актерское мастерство, сценическая речь, хореография, пластика, история искусства, вокал. А также творческие встречи, мастер-классы... | ||
Примерная программа учебной дисциплины "Экологические основы природопользования" Примерная программа служит основой для разработки рабочей программы учебной дисциплины образовательным учреждениям спо | Учебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности... Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки учащихся по специальности 070201 Актерское искусство» и является... | ||
Учебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности... Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки студентов специальности 070201 Актерское искусство» и является... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Такие знания, как теннис, серфинг, баскетбол, кино. Актерское мастерство, фотография, танцы являются на факультативными мероприятиями,... | ||
Примерная программа учебной дисциплины основы фармакологии Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности... | Примерная программа учебной дисциплины основы неврологии Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности... |