Примерная программа дисциплины «Актерское мастерство и основы балетной режиссуры»





НазваниеПримерная программа дисциплины «Актерское мастерство и основы балетной режиссуры»
страница1/6
Дата публикации09.03.2016
Размер0.68 Mb.
ТипПримерная программа
100-bal.ru > Культура > Примерная программа
  1   2   3   4   5   6
Примерная программа дисциплины «Актерское мастерство и основы балетной режиссуры» федерального компонента цикла специальных дисциплин составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом второго поколения по специальности 070304 (050700) «Педагогика балета» квалификация «Педагог бального танца».
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1. Цель курса
Целью курса является ознакомление будущего педагога бального танца с основными направлениями режиссерской деятельности и особенностями творческого процесса создания хореографического образа.
2. Задачи курса


  • сформировать теоретические знания, практические умения и навыки в сфере балетной режиссуры;

  • освоить элементы актерского мастерства, законы внутренней и внешней техники актера;

  • изучить приемы и методы создания режиссерского замысла и постановочного плана спектакля;

  • овладеть методом действенного анализа роли для создания сценического образа с его сквозным действием, ведущим к сверхзадаче;

  • дать представления профессиональной этики режиссера.


3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника
На занятиях по актерскому мастерству и балетной режиссуре знания и навыки, полученные студентами по специальным дисциплинам, объединяются в единый комплекс, подчиняясь решению главной творческой задачи – созданию сценического образа в музыкально-пластических работах.
4. Требования к уровню освоения содержания курса
В результате изучения курса студенты должны

знать:

  • основы теории драмы, структурные элементы драматического произведения;

  • технику актерской игры и основы исполнительской выразительности;

  • особенности применения законов режиссуры в хореографическом искусстве;

  • средства и технологию работы с актерами в процессе воплощения замысла балетного спектакля;

  • методы действенного анализа спектакля и роли;

  • современные приемы и методы работы над ролью;

  • принципы и законы построения композиции;

  • этические нормы коллективного творчества как необходимого условия создания творческого самочувствия, творческой атмосферы;

  • методику организации выпуска спектакля и его эксплуатации.

Уметь:

  • формировать замысел хореографического произведения, роли и реализовывать его с помощью выразительных средств актера;

  • владеть внутренней и внешней характерностью, пластической выразительностью;

  • выразить действие, мысль, чувства через пластическую форму; владеть методикой действенного анализа;

  • выстраивать мизансценический рисунок в танце, владеть ракурсами, радиусами движения;

  • фиксировать рисунок роли в репетиционном процессе и на зрителе.



II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1. Разделы курса
Раздел 1. Актерское мастерство в балетном театре.

Раздел 2. Техника актерской игры и основы исполнительской выразительности.

Раздел 3. Приемы актерской техники.

Раздел 4. Основы теории драмы и балетной режиссуры.
2. Темы и краткое содержание
Раздел 1. Актерское мастерство в балетном театре.
Тема 1. Введение. Место и задачи дисциплины «Актерское мастерство и основы балетной режиссуры» в системе подготовки педагогов бального танца

Значение курса «Актерское мастерство и основы балетной режиссуры» в системе профессиональной подготовки педагога бального танца. Предмет и структура курса. Сущность режиссуры и мастерства актера. Режиссура как творческая организация художественно-целого произведения сценического искусства – спектакля. Единство всех его компонентов на основе замысла режиссера. Актер и его роль в воплощении замысла режиссера. Мировоззрение и творчество. Значение мастерства актера и режиссера в современном балетном спектакле.

Освоение творческого наследия К. С. Станиславского, Вл. И. Немировича-Данченко М. А. Чехова, Е. Б. Вахтангова и др. мастеров сцены в области внешней и внутренней техники актера. Основные тенденции развития современного балетного театра.

Порядок прохождения материала, формы обучения. Система знаний, умений и навыков, необходимых педагогу бального танца. Место курса среди общепрофессиональных и специальных дисциплин. Требования к изучению курса. Аннотированный обзор литературы и других источников по предмету.
Тема 2. Театр как вид искусства. Специфические особенности и компоненты балетного театра

Театр – искусство, отраженное во времени и пространстве. Действенная природа театра. Сущность театрального искусства – художественное отражение действительности через столкновение человеческих характеров в драматическом действии. Специфические особенности театрального и хореографического искусства. Коллективность – одна из основных особенностей театрального искусства. Спектакль как результат творчества: хореографа, режиссера, актера, художника, композитора и т.д.

Режиссура – искусство создания спектакля. Режиссер – руководитель театрального коллектива, объединяющий творческий труд всех создателей спектакля в идейно-художественное целое. Актер как центральная фигура спектакля. Зритель и его роль в формировании спектакля.

Синтетическая природа балетного театра – органическое сочетание выразительных средств музыки, хореографии, живописи и т.д. Действенное и зрелищное начала. Значение различных компонентов и выразительных средств в создании балетного спектакля. Общность законов сценического бытия актера в условиях драматического спектакля и хореографического представления.

Задачи балетного театра на современном этапе развития искусства. Эмоциональность и заразительность театра, непосредственность восприятия. Познавательное и воспитательное значение театрального искусства.
Тема 3. Актерский образ и его особенности в хореографическом искусстве

Художественный образ в театральном искусстве. Три значения образа в театральном искусстве. Образ – икона, образ – внешнее выражение, знак предмета; образ – суть и язык искусства. Компоненты образа: правдивость, достоверность вымысел образа. Единство всех частей образа, приводящее к гармоничности и выразительности. Своеобразие взаимоотношений компонентов образа в творчестве разных художников. Жизнь – источник образов человеческого сознания. Искусство – способ отражения жизни в художественных образах. Основные характеристики категории художественного образа: чувственная конкретность, многозначность, диалектическое единство объективного и субъективного отражения и творчества, подобного и условного. Рациональное и эмоциональное, отличие художественного образа от психического представления – целенаправленный и концентрированный характер, отбор и преобразование материала действительности, организация его в соответствии с замыслом. Противоречия как стержень образности. Рождение образа.

Сценический образ – особая сценическая форма отражения действительности средствами хореографического искусства. Состав сценического образа. Образ всего произведения (балета), художественная целостность которого определяется режиссерским замыслом и балетмейстерским решением. Образ балетного спектакля. Способ обобщения в сценическом образе.

Отдельный персонаж. Индивидуализация образа. Образ – характер, создаваемый актером, все элементы внутренней и внешней характерности которого подчинены художественному замыслу. Эмоциональное зерно – основа создания сценического образа на основе хореографического этюда, танцевального номера, сцены из балета:

Балетмейстер – творец образов, способный конструировать мышление в образах. Необходимость фиксации первичных ассоциаций, первичных ощущений образа спектакля, его строя и характера. Примеры образного решения спектаклей.

Практические занятия.

  1. Работа с актером – этюдный метод создания хореографических импровизаций на заданную тему.

  2. Создание хореографического текста и пластического рисунка.

  3. Отработка с исполнителем танцевального и пластического рисунка.


Тема 4. Творческое перевоплощение актера в балете

Перевоплощение в образ как создание внутренней духовной жизни нового лица. Создание сценического образа через органическое творческое перевоплощение актера. Роль созданная и роль сыгранная.

Актер и образ. Решающее значение духовного богатства «я» при перевоплощении в образ на современном этапе. Сущность образа и его отличие большей насыщенностью мыслью, глубоким личностным проникновением в сценический образ, придельной приближенностью к актеру, исполнителю, сдержанностью в использовании внешних изобразительных средств, вниманием к внутренней жизни героя. Два пути создания образа: «от себя» к образу и «от образа» к себе. Ошибочность противопоставления данных путей, их ограниченность. Опасность показа образа (представление), т.е. внешнего изображения.

Перевоплощение – это момент сближение актера-творца с актером-образом. Путь к перевоплощению сознательный, приход – подсознательный. Связь понятий «перевоплощение» и «сценический образ». Зависимость структуры образа от балетмейстера, жанра, чувства современности актера и режиссера, зрителя. Условия перевоплощения: глубокая захваченность творца миром героя, непрерывность процесса мышления о герое, вера в вымысел, в предлагаемые обстоятельства. Двойственный характер природы актерского творчества. Наличие предела перевоплощаемости. Роль памяти и наблюдательности, склонности к розыгрышу, фантазии в процессе создания актерского образа.

Роль заразительности при перевоплощении. Присвоение потребностей и мотивов действующего лица. Высокая степень возбудимости как обязательное качество нервной системы актера. Зависимость глубины сценического перевоплощения от частоты и легкости переключений во время спектакля, от качества темперамента. Процесс перевоплощения по К.С. Станиславскому. Опасность штампа – актерского приема, потерявшего всякую внутреннюю суть, его породившую. Роль воображения в создании образа (слуховое, вкусовое, обонятельное, зрительное, осязательное).

Практические занятия.

  1. Создание биографии роли, конкретно образной, в форме чувственных переживаний, живых воспоминаний.

  2. Тренинг на развитие техники актерского мастерства и ассоциативно образного мышления студента.


Тема 5. Действие – основное выразительное средство сценического искусства

Понятие «действие». Действие как основа сценического искусства. Признаки действия: наличие цели и волевое происхождение. Через активное, конкретное целеустремленное, органичное действие воплощается внутренняя жизнь образа и раскрывается идейный замысел спектакля. В сценических условиях – это логика поведения человека-актера, определяющая сквозное действие и ведущая к осуществлению сверхзадачи роли и спектакля. Борьба и преодоление препятствий как необходимое условие активизации действия.

Виды действия: психические и физические, внутренние и внешние. Значение простейших физических действий в творчестве актера. Действие и чувство. Действие и движение. Разность понятий. Действие и противодействие. Внутренние и внешние действия. Три элемента сценической задачи: что я думаю, ради чего я делаю, как я делаю. Создание творческого самочувствия актера, дающего возможность действовать в условиях театрального и хореографического представления, мыслить и чувствовать согласно логике поведения человека в реальной жизни.

Сценическое действие и его отличие от действия в жизни. Взаимосвязь физического и психологического действия. Составные части действия: оценка, пристрой, выбор приспособлений, воздействие.

Оценка. Магическое слово «если бы» К.С. Станиславского. Вера в сочиненные обстоятельства. Возникновение отношения к объекту внимания.

Пристрой. Целенаправленность сценического действия. Возникновение приспособления к объекту воздействия.

Воздействие. Рождение импульса к действию. Пробуждение активности актера. Воздействие – результат процесса оценки и пристроя к объекту.

Практические занятия.

1. Упражнения на действие с разными задачами:

  • действие с разной окраской;

  • действие в разных предлагаемых обстоятельствах;

  • воздействие глазами, звуком, жестом;

  • действие в различных атмосферах.


Тема 6. сквозное действие роли и сверхзадача в балетном спектакле

Понятие «сверхзадача в балетном спектакле». Движение режиссера и актера к сверхзадаче. Сверхзадача спектакля и сверхзадача роли. Тема, идея произведения и его сверхзадача. Формулировка сверхзадачи. Сверхзадача роли как опора и фундамент ее действенной основы. Взаимозависимость сверхзадачи и всех элементов спектакля. Сверхзадача и сквозное действие в процессе создания целостного образа в балете. Необходимость верного и меткого определения сверхзадачи.

Сквозное действие – главное устремление к сверхзадаче. Глубокий анализ произведения, определение темы и всех предлагаемых обстоятельств – путь к точной сверхзадаче и сквозному действию. Органическое действие. Поиск действия, через которые осуществляется сквозное действие роли. Определение действия в результате анализа сцены и предлагаемых обстоятельств персонажа. Рождение действия в сценических пробах, этюдных работах. Эмоциональный анализ обстоятельств – путь к точному отбору действий. Штамп внешнего поведения. «Линия действий» роли и ее рождение из предлагаемых обстоятельств. Организующая роль линии действия в репетиционном процессе как более фиксируемая и конкретная область работы над образом. К.С. Станиславский о линии физических действий роли. Значение линии действия роли в момент публичного творчества артиста. Режиссерские трюки и приемы. Расстановка режиссерских идейно-смысловых акцентов, использование выразительных средств в связи со сверхзадачей и сквозным действием в балетном спектакле. Сверхзадача и сквозное действие – главная сущность системы К.С. Станиславского и его творческого метода.

Практические занятия.

  1. Анализ музыкальной драматургии и стилевых особенностей произведения.

  2. Создание сюжета этюда. Определение идеи, сверхзадачи, сквозного действия и предлагаемых обстоятельств. Определения конфликта.

  3. Разработка предлагаемых обстоятельств и определение событий и действенных фактов.

  4. Определение действенной линии героев, их взаимоотношений.


Тема 7. Предлагаемые обстоятельства и их роль в эмоциональном звучании балета

Главное средство перевоплощения в сценический образ – освоение предлагаемых обстоятельств роли. Предлагаемые обстоятельства – путь, приближающий образ к себе и себя к образу. Обстоятельства места и времени действия. Влияние предлагаемых обстоятельств на характер действия. Отбор предлагаемых обстоятельств. Ознакомление с материалами, дающими представление об эпохе, среде, быте, национальных особенностях, социальных конфликтах (изучение иллюстративно-иконографического материала, репродукций произведений живописи, графики, скульптуры и т.п.). Жизнь как главный источник сценического воплощения. Освоение предлагаемых обстоятельств жизни персонажа и обстоятельств окружающей актера жизни.

Три группы предлагаемых обстоятельств. Первая группа – комплекс обстоятельств, в которых персонаж находится к началу участия в сценических событиях. Вторая – обстоятельства, происходящие в спектакле: события, поступки окружающих, их взаимодействие, физическое самочувствие и т. д. Оценка предлагаемых обстоятельств и возможность самостоятельной трактовки образа. Определение побудительных мотивов действия и их связь с характером восприятия новых предлагаемых обстоятельств. Третья группа – обстоятельства актера и режиссера.

Авторский текст как фундамент и граница создания актерских и режиссерских предлагаемых обстоятельств. Обстоятельства конкретного спектакля, зависимость поведения роли от нюансов поведения партнеров. Глубокое исследование авторского текста, выразительных средств для раскрытия и создания предлагаемых обстоятельств роли. Проникновение в художественное мышление драматурга, постижение стиля автора. Путь комплексного освоения предлагаемых обстоятельств.

Практические занятия.

  1. Анализ выбранного произведения (балетного спектакля) и его сценический замысел: тема, идея, сверхзадача, сквозное действие, конфликт, жанр.

  2. Анализ текста по событиям и предлагаемым обстоятельствам.

  3. Освоение законов и элементов организации действия в этюде, отрывке.

  4. Создание этюдов на обстоятельства фрагмента спектакля и роли.

  5. Определение линии действия и закрепление ее в репетициях.


  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Примерная программа дисциплины «Актерское мастерство и основы балетной режиссуры» iconПримерная программа дисциплины «Анатомия, физиология и основы балетной медицины»
Изучение анатомии, физиологии и основ балетной медицины призвано вооружить будущих выпускников знаниями по анатомии и физиологии...
Примерная программа дисциплины «Актерское мастерство и основы балетной режиссуры» iconПримерная программа дисциплины «Анатомия, физиология и основы балетной медицины»
Изучение анатомии, физиологии и основ балетной медицины призвано вооружить будущих выпускников знаниями по анатомии и физиологии...
Примерная программа дисциплины «Актерское мастерство и основы балетной режиссуры» iconРоссийской Федерации «утверждаю»
Примерная программа дисциплины "Режиссура и актерское мастерство в музыкальном театре" федерального компонента цикла сд составлена...
Примерная программа дисциплины «Актерское мастерство и основы балетной режиссуры» iconПримерная программа дисциплины «Теория драмы и основы режиссуры»
Изучение теории драмы (начиная с Аристотеля) как основы всех сценических искусств. Освоение основных теоретических принципов профессии...
Примерная программа дисциплины «Актерское мастерство и основы балетной режиссуры» iconПрограмма дисциплины «Основы режиссуры и операторского мастерства»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для...
Примерная программа дисциплины «Актерское мастерство и основы балетной режиссуры» iconРоссийской Федерации «утверждаю»
Примерная программа дисциплины "Грим" федерального компонента цикла опд составлена в соответствии с государственным образовательным...
Примерная программа дисциплины «Актерское мастерство и основы балетной режиссуры» iconРоссийской Федерации «утверждаю»
Примерная программа дисциплины "Пластическое воспитание" федерального компонента цикла опд составлена в соответствии с государственным...
Примерная программа дисциплины «Актерское мастерство и основы балетной режиссуры» iconПримерная программа дисциплины «Экономические основы социальной работы»
Примерная программа дисциплины «Экономические основы социальной работы» федерального компонента цикла опд составлена в соответствии...
Примерная программа дисциплины «Актерское мастерство и основы балетной режиссуры» iconРоссийской Федерации «утверждаю»
Примерная программа дисциплины "Теория музыки, гармония, сольфеджио" федерального компонента цикла сд составлена в соответствии с...
Примерная программа дисциплины «Актерское мастерство и основы балетной режиссуры» iconПрограмма школы-студии актерского искусства театра «Алеко»
Актерское мастерство, сценическая речь, хореография, пластика, история искусства, вокал. А также творческие встречи, мастер-классы...
Примерная программа дисциплины «Актерское мастерство и основы балетной режиссуры» iconПримерная программа учебной дисциплины "Экологические основы природопользования"
Примерная программа служит основой для разработки рабочей программы учебной дисциплины образовательным учреждениям спо
Примерная программа дисциплины «Актерское мастерство и основы балетной режиссуры» iconУчебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности...
Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки учащихся по специальности 070201 Актерское искусство» и является...
Примерная программа дисциплины «Актерское мастерство и основы балетной режиссуры» iconУчебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности...
Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки студентов специальности 070201 Актерское искусство» и является...
Примерная программа дисциплины «Актерское мастерство и основы балетной режиссуры» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Такие знания, как теннис, серфинг, баскетбол, кино. Актерское мастерство, фотография, танцы являются на факультативными мероприятиями,...
Примерная программа дисциплины «Актерское мастерство и основы балетной режиссуры» iconПримерная программа учебной дисциплины основы фармакологии
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...
Примерная программа дисциплины «Актерское мастерство и основы балетной режиссуры» iconПримерная программа учебной дисциплины основы неврологии
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск