Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
Факультет гуманитарных наук
Школа культурологии
Рабочая программа дисциплины
Философия и теория современного искусства
для образовательной программы «Культурология» направления подготовки 51.03.01 «Культурология» уровень бакалавра
Разработчик программы
Сувалко А.С., магистр культурологии, преподаватель Школы культурологии,
suvalko@gmail.com Одобрена на заседании Школы культурологии «8» сентября 2015 г. Руководитель Школы культурологии В.А. Куренной Рекомендована Академическим советом образовательной программы
«___»____________ 2015 г., № протокола_________________ Утверждена «___»____________ 2015 г.
Академический руководитель образовательной программы
[Введите И.О. Фамилия] _________________ [подпись] Москва, 2015
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения подразделения-разработчика программы
Область применения и нормативные ссылки
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 51.03.01 «Культурология» подготовки бакалавров для бакалаврской программы «Культурология», изучающих дисциплину «Философия и теория современного искусства».
Программа разработана в соответствии с: Образовательной программой направления 51.03.01 «Культурология» подготовки бакалавра;
Рабочим учебным планом университета по направлению 51.03.01 «Культурология» подготовки бакалавра, утвержденным в 2015 г.
Цели освоения дисциплины
Настоящий курс ставит своей целью ознакомление студентов бакалавриата с основными теоретическими подходами к анализу произведений современного искусства. История современного искусства является одним из самых спорных и неоднозначных проблемных полей как для изучения историками искусства, так и для социальных теоретиков. В рамках курса студенты бакалавриата получат представление об основных теоретических подходах к интерпретации произведений современного искусства.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
знать основные стили и направления современного искусства, связь между западным современным искусством и искусством советского и постсоветского периодов.
уметь анализировать философские, социологические и культурологические тексты, ориентированные на осмысление того или иного феномена современного искусства.
владеть навыками междисциплинарного подхода к изучению произведений и корректного использования философских понятий, социологических и искусствоведческих терминов, проведения собственного анализа произведений искусства с опорой на философскую, социологическую и культурологическую литературу.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция
| Код по ФГОС/ НИУ
| Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
| Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
| Универсальные компетенции (УК)
| УК-1
| Способен учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной
| Анализ теоретических текстов об отдельных феноменах современного искусства, рефлексия методологии автора текста, написание реферата.
|
| УК-5
| Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода).
| Поиск теоретической и критической литературы.
| профессиональные
| ПК-1
| Способен в письменной и устной речи логически верно, правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности, аргументировать свою точку зрения.
| Самостоятельный анализ артефактов современного искусства с опорой на изученные в ходе курса теории и концепции.
|
Место дисциплины в структуре образовательной программы
Для направления 51.03.01 «Культурология» подготовки бакалавра.
Место дисциплины в системе профессиональной подготовки выпускника по специальности «Культурология» определяется необходимостью для любого деятеля в области культуры овладения теоретическим потенциалом современных исследований культуры в его историческом и теоретическом ключе. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:
Иностранный язык (английский);
Введение в специальность: история наук о культуре;
История западной культуры.
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
СК-М3 Способен к самостоятельному освоению новых методов исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей деятельности
СК-М1 Способен рефлексировать (оценивать и перерабатывать) освоенные научные методы и способы деятельности
СК-М8 Способен вести профессиональную, в том числе научно-исследовательскую деятельность в международной среде
ИК – М2 умение использовать в социальной, познавательной и профессиональной сферах деятельности навыков работы с персональным компьютером, программным обеспечением, сетевыми ресурсами, умение пользоваться базами данных;
Тематический план учебной дисциплины
№
| Название раздела
| Всего часов
| Аудиторные часы
| Самостоятельная работа
| Лекции
| Семинары
| Практические занятия
| 1
| Введение в философию современного искусства
| 18
| 4
| 4
| 0
| 10
| 2
| Техника, город и современное искусство
| 14
| 4
| 2
| 0
| 8
| 3
| Авангард и ускорение настоящего
| 14
| 4
| 2
| 0
| 8
| 4
| Искусство режимов тоталитарных стран
| 18
| 4
| 2
| 0
| 10
| 5
| Перформативные стратегии
| 16
| 4
| 4
| 0
| 10
| 6
| Современное искусство и общество потребления
| 18
| 4
| 4
| 0
| 10
| 7
| Концептуальное искусство
| 12
| 2
| 2
| 0
| 8
| 8
| Искусство в постколониальную эпоху
| 12
| 2
| 2
| 0
| 8
| 9
| Искусство в цифровую эпоху
| 12
| 2
| 2
| 0
| 8
| 10
| Игры с пространством
| 12
| 2
| 2
| 0
| 8
| 11
| Уличное искусство
| 16
| 2
| 4
| 0
| 10
|
| Итого
| 162
| 34
| 30
| 0
| 98
|
6. Формы контроля знаний студентов
Тип контроля
| Форма контроля
| 1 год
| Параметры **
| 1
| 2
| 3
| 4
| Эссе/Развернутая рецензия на выставку
|
| Х
|
|
| Объем: от 12 000 знаков. Перед написанием эссе необходимо согласовать тему с преподавателем.
| Одно задание из двух на выбор. Выступление на семинаре с описанием отдельной работы художника. / Выступление на семинаре c описанием теоретической рамки.
| X
| X
|
|
| Выбор картины остается за студентом при согласовании с преподавателем. Время выступления: от 5 до 10 минут. / Выступление подразумевает описание теоретической рамки, которую можно применить при анализе объектов современного искусства. Теоретическая рамка=манифест/художественная/социальная теория.
| Итоговый
| Экзамен
|
| X
|
|
| «Угадайка». Необходимо идентифицировать 10 предложенных картин.
|
6.1. Критерии оценки знаний, навыков
Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале. 6.1.1. Форма текущего контроля: эссе
Общие положения. Эссе является одной из форм текущего контроля и ставит своей целью закрепление студентами пройденного материала в рамках курса и развитие навыков написания текстов.
Требования к эссе. Эссе представляет собой систематическое и аргументированное изложение обозначенной темой проблематики с опорой на исследовательскую литературу. Выбор темы эссе определяется студентом самостоятельно или осуществляется посредством выбора одной из предложенных тем. Ниже представлен общий список тем, которые требуют уточнения со стороны студента с точки зрения специализации и акцентировании проблематики:
Период становления современного искусства (на примере У. Тернера, Г. Курбе, Э. Мане, К. Моне, П. Сезанна, А. Матисса, В. ван Гога, т. д.);
Современное искусство как оппозиция классическому искусству: когда началось и в чем конкретные отличия.
Образ города в представлении футуристов (на примере живописных, стихотворных, театральных произведений и манифестов);
Провокации дадаистов как протоперформанс;
Репрезентация войны в современном искусстве (выбор художников по усмотрению учащегося);
Репрезентация гендера в современном искусстве (выбор художников по усмотрению учащегося);
Тенденции в развитии искусства в режимах тоталитарных стран;
Перформативные стратегии в современном искусстве (различия в понятиях «перформанс», «хэппенинг», «акция»);
Новое в современном искусстве (на основе работы Б. Гросса «О новом»);
Проблематизация общества потребления в работах современных художников (поп-арт, стрит-арт и др.);
Институциональная критика в современном искусстве;
Постколониальные сюжеты в современном искусстве;
Современное искусство и игры с пространством (минимализм, скульптура, ленд-арт и паблик-арт);
Стрит-арт и паблик-арт как интервенция художника
Институализация уличного искусства;
Эстетика взаимоотношений (на основе одноименной работы Николя Буррио)
Новые технологии в современном искусстве. Появление сайенс-арта;
Провокация как последовательная тактика современного художника (выбор художников по усмотрению учащегося);
«Сколько стоит работа современного художника?» Точки соприкосновения искусства и арт-рынка.
В качестве эссе также может быть сдана развернутая рецензия на выставку современного искусства, которая проходила на момент прохождения курса в период с 9.09.2015 по 30.12.2015 гг. Написание рецензии также требует согласования с преподавателем. Оформление эссе. Эссе должно быть оформлено соответствующим образом. В противном случае оно не принимается преподавателем к оцениванию.
Эссе должно иметь титульный лист.
Текст печатается через 1,5 компьютерных интервала шрифтом TimesNewRoman, кегль 14.
Нумерация страниц сквозная, начиная с титульного листа работы, однако номер страницы на нем не ставится.
Введение, основная часть, заключение и список литературы начинаются с новой страницы.
Особое внимание в работе необходимо обратить на оформление ссылок.
Сдача эссе. Эссе отправляется по электронной почте asuvalko@hse.ru (и копией на suvalko@gmail.com) до 23.58 10 декабря 2015 года с темой письма по образцу «Эссе Александра Иванова по курсу Философия и теория современного искусства». 6.1.2. Форма текущего контроля: выступление на семинаре с описанием художественной работы / Выступление на семинаре c описанием теоретической рамки
На выбор предлагается два задания. В рамках курса необходимо выполнить одно задание из двух.
Выступление подразумевает описание одной работы с развернутым комментарием.
Требования: Выступление должно включать в себя обращение к: 1) к историко-культурному контексту; 2) контексту развития художественных направлений; 3) исследовательской и критической литературе.
Время выступления: 7-10 минут.
Предварительный список работ отправляется студентам заранее. Также возможны встречные предложения со стороны студентов. 2) Настоящее задание подразумевает выступление с описанием теоретической рамки, которая может быть принята при анализе произведения современного искусства. Требования:
обязательное обращение к исследовательской литературе;
выступление сопровождается презентацией;
перед выступлением необходимо подготовить раздаточные материалы (хэндауты) для однокурсников и выслать их за сутки до выступления.
Время выступления: 10-15 минут. В качестве основного источника для поиска теоретических текстов предлагается следующая антология:
Harrison C., Wood P., Art in theory, 1900-2000: an anthology of changing ideas, Malden, MA : Blackwell Pub., 2003. 6.2. Порядок формирования оценок по дисциплине
Результирующая оценка за итоговый контроль в форме экзамена выставляется по следующей формуле, где Оэкзамен – оценка за работу непосредственно на экзамене:
Орезультрующая Итог = 0.1·Оэкзамен + 0.5·Отекущий + 0.4·Оаудиторная
Накопленная оценка формируется следующим образом.
Преподавателем оценивается работа студента на семинарских занятиях по их включенности в дискуссии, по правильности ответов студентов на вопросы преподавателя и умению задавать собственные вопросы к аудитории. Оценки за работу на семинарских занятиях выставляются преподавателем в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед итоговым контролем — Оаудиторная.
Оценка за текущий контроль учитывает результаты студента следующим образом:
Отекущий = 0.8· Оэссе + 0.2·Овыступление
Способ округления накопленной оценки итогового контроля в форме экзамена – арифметический. 7. Содержание дисциплины Тематический развернутый план: Тема 1. Введение в философию и теорию современного искусства. Количество часов аудиторной работы – 4 часа
Самостоятельная работа – 4 часа
Введение в философию современного искусства. Проблематика «нового» в современном искусстве. Гегель «О романтическом вообще». Многослойность произведения искусства: Ингарден «О структуре картины».
Тема 2. Техника, город и современное искусство
Количество часов аудиторной работы – 4 часа
Самостоятельная работа – 2 часа Ричард Сеннет, «Падение публичного человека». Юнгер, «Рабочий». Тема 3. Принцип авангарда
Количество часов аудиторной работы – 4 часа
Самостоятельная работа – 2 часа Музей в условиях непрерывного обновления. Люббе «В ногу со временем». К. Гринберг, «Авангард и китч». Борис Гройс, «Политика поэтики». Тема 4. Искусство режимов тоталитарных стран
Количество часов аудиторной работы – 4 часа
Самостоятельная работа – 2 часа
Тоталитаризм и авангард (Серс Ф.) Стиль третьего рейха. Главные черты искусства итальянского и немецкого фашизма (ретроспективность, консерватизм, гигантомания, антигуманизм). Неоклассицизм Моретти. Образ человека-функции. Социалистический реализм. Перестройка литературно-художественных организаций в СССР. Тема 5. Перформативные стратегии
Количество часов аудиторной работы – 4 часа
Самостоятельная работа – 4 часов Венский акционизм. Абстрактный экспрессионизм. Ив Кляйн. Марина Абрамович. Тема 6. Современное искусство и общество потребления
Количество часов аудиторной работы – 4 часа
Самостоятельная работа – 4 часов Джеймисон Ф. Постмодернизм и общество потребления. Манифест коммунистической партии. Отчужденный труд. Товарный фетишизм. Становление общества потребления и поп-арт. Тема 7. Концептуальное искусство
Количество часов аудиторной работы – 2 часа
Самостоятельная работа – 2 часа Джозеф Кошут и искусство после Дюшана. Сол Ле Вит. Московский концептуализм. «Романтическая» и «аналитическая» ветвь. Эрик Булатов, Виктор Пивоваров, Павел Пепперштейн, Вадим Захаров, Никита Алексеев, Ирина Нахова, Сергей Ануфриев. Арт-группа «Комар/Меламид». Тема 8. Искусство в постколониальную эпоху
Количество часов аудиторной работы – 2 часа
Самостоятельная работа – 2 часа
Франц Фанон. Эдвард Саид. Хоми Бхабха. Тема 9. Искусство в цифровую эпоху
Количество часов аудиторной работы – 2 часа
Самостоятельная работа – 2 часа Проблематика признания искусством фотографии и видеоигр. Уязвимость искусства новых медиа перед течением времени и устареванием технологий. Эфемерность современного искусства. Пересечение науки и искусства. Влияние экспоненциального роста технологий на современное медиаискусство.
Тема 10. Игры с пространством
Количество часов аудиторной работы – 2 часа
Самостоятельная работа – 2 часа Лэнд-арт. Паблик арт. Развитие скульптуры. Минимализм. Появление энвайронментальных инсталляций. Тема 11. Уличное искусство
Количество часов аудиторной работы – 2 часа
Самостоятельная работа – 4 часа
Ж.-М. Баскиа. Казус Бэнкси. Различие паблик-арта и стрит-арта. Проблема институализации уличного искусства. 8. Образовательные технологии
Организационно-методические указания.
Цели курса будут достигаться через использование трех основных форм, традиционных в дидактике высшей школы: лекций, семинарских занятий и самостоятельной работы студентов, включающей в себя изучение рекомендованной теоретической литературы и написание эссе. 9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Базовый учебник
Charles Harrison, Paul J. Wood Publish., Art in Theory 1900-1990: An Anthology of Changing Ideas, Wiley-Blackwell, 1993. Основная литература
Агамов-Тупицын В., Монастырский А., Тет-а-тет, М.: Библиотека Московского Концептуализма Германа Титова, 2013.
Гройс Б., Политика поэтики, М.: Ад Маргинем, 2012.
Гройс Б. Gesamt-kunstwerk Сталин, М.: Ад Маргинем, 2013.
Кабаков И. 60—70-е... … Записки о неофициальной жизни в Москве. - М.: Новое литературное обозрение, 2008.
Флюссер В., За философию фотографии, Издательство Санкт-Петербургского университета, 2008. Дополнительная литература
Boudieu P., Distinction: A Social Critique of the Judgment of Taste, trans. Richard Nice, 1984.[1] Harvard University Press.
Butler, J. P., Gender trouble : feminism and the subversion of identity, Routledge, 1990.
Дженкс Ч., Язык архитектуры постмодернизма / Пер. с англ. В. Рабушина, М. В. Уваровой; Под ред. А. В. Рябушина, Л. Хайта — М.: Стройиздат, 1985.
Бирнбаум Д. Хронология. - М.: Новое литературное обозрение, 2007.
Джеймисон Ф. Постмодернизм и общество потребления // Логос. — 2000. — № 4. — с. 63-77.
Краусс Р., Подлинность авангарда и другие модернистские мифы, М.: Художественный журнал, 2003.
под ред. Хюльзенбека Р., Альманах Дада, М.: Гилея, 2000.
Серс Ф., Тоталитаризм и авангард. В преддверии запредельного, М.: Прогресс-Традиция, 2004.
Саид Э. В., Ориентализм. Западные концепции Востока. СПб.: Русский Mip, 2006
Люббе Г., В ногу со временем. О сокращении нашего пребывания в настоящем / / Вопросы философии. 1994 . № 4 . С. 9 4 -113.
Ингарден Р., Исследования по эстетике, М.: Издательство иностранной литературы, 1962.
Гегель Г.В.Ф., Эстетика в 4-х томах, 1969.
Альманах Дада (под ред. Рихарда Хюльзенбека), 2000.
Сануйе М., Дада в Париже, М.: Ладомир, 1999. |