Рабочая программа дисциплины Философия и теория современного искусства для образовательной программы «Культурология»





Скачать 177.69 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины Философия и теория современного искусства для образовательной программы «Культурология»
Дата публикации23.11.2017
Размер177.69 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"



Факультет гуманитарных наук

Школа культурологии


Рабочая программа дисциплины

Философия и теория современного искусства


для образовательной программы «Культурология»
направления подготовки 51.03.01 «Культурология»
уровень бакалавра

Разработчик программы

Сувалко А.С., магистр культурологии, преподаватель Школы культурологии,

suvalko@gmail.com
Одобрена на заседании Школы культурологии «8» сентября 2015 г.
Руководитель Школы культурологии В.А. Куренной
Рекомендована Академическим советом образовательной программы

«___»____________ 2015 г., № протокола_________________
Утверждена «___»____________ 2015 г.

Академический руководитель образовательной программы

[Введите И.О. Фамилия] _________________ [подпись]
Москва, 2015

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения подразделения-разработчика программы



  1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 51.03.01 «Культурология» подготовки бакалавров для бакалаврской программы «Культурология», изучающих дисциплину «Философия и теория современного искусства».

Программа разработана в соответствии с:

  • ГОБУ ВПО НИУ ВШЭ;

  • Образовательной программой направления 51.03.01 «Культурология» подготовки бакалавра;

  • Рабочим учебным планом университета по направлению 51.03.01 «Культурология» подготовки бакалавра, утвержденным в 2015 г.

  1. Цели освоения дисциплины

Настоящий курс ставит своей целью ознакомление студентов бакалавриата с основными теоретическими подходами к анализу произведений современного искусства. История современного искусства является одним из самых спорных и неоднозначных проблемных полей как для изучения историками искусства, так и для социальных теоретиков. В рамках курса студенты бакалавриата получат представление об основных теоретических подходах к интерпретации произведений современного искусства.

  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

  • знать основные стили и направления современного искусства, связь между западным современным искусством и искусством советского и постсоветского периодов.

  • уметь анализировать философские, социологические и культурологические тексты, ориентированные на осмысление того или иного феномена современного искусства.

  • владеть навыками междисциплинарного подхода к изучению произведений и корректного использования философских понятий, социологических и искусствоведческих терминов, проведения собственного анализа произведений искусства с опорой на философскую, социологическую и культурологическую литературу.


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Универсальные компетенции (УК)

УК-1

Способен учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной


Анализ теоретических текстов об отдельных феноменах современного искусства, рефлексия методологии автора текста, написание реферата.




УК-5


Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода).


Поиск теоретической и критической литературы.

профессиональные

ПК-1

Способен в письменной и устной речи логически верно, правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности, аргументировать свою точку зрения.

Самостоятельный анализ артефактов современного искусства с опорой на изученные в ходе курса теории и концепции.




  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Для направления 51.03.01 «Культурология» подготовки бакалавра.

Место дисциплины в системе профессиональной подготовки выпускника по специальности «Культурология» определяется необходимостью для любого деятеля в области культуры овладения теоретическим потенциалом современных исследований культуры в его историческом и теоретическом ключе.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  • Иностранный язык (английский);

  • Введение в специальность: история наук о культуре;

  • Семиотика;

  • Социология культуры;

  • История западной культуры.

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

СК-М3 Способен к самостоятельному освоению новых методов исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей деятельности

СК-М1 Способен рефлексировать (оценивать и перерабатывать) освоенные научные методы и способы деятельности

СК-М8 Способен вести профессиональную, в том числе научно-исследовательскую деятельность в международной среде

ИК – М2 умение использовать в социальной, познавательной и профессиональной сферах деятельности навыков работы с персональным компьютером, программным обеспечением, сетевыми ресурсами, умение пользоваться базами данных;


  1. Тематический план учебной дисциплины






Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Введение в философию современного искусства

18

4

4

0

10

2

Техника, город и современное искусство

14

4

2

0

8

3

Авангард и ускорение настоящего

14

4

2

0

8

4

Искусство режимов тоталитарных стран

18

4

2

0

10

5

Перформативные стратегии

16

4

4

0

10

6

Современное искусство и общество потребления

18

4

4

0

10

7

Концептуальное искусство

12

2

2

0

8

8

Искусство в постколониальную эпоху

12

2

2

0

8

9

Искусство в цифровую эпоху

12

2

2

0

8

10

Игры с пространством

12

2

2

0

8

11

Уличное искусство

16

2

4

0

10




Итого

162

34

30

0

98


6. Формы контроля знаний студентов

Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры **

1

2

3

4

Эссе/Развернутая рецензия на выставку




Х







Объем: от 12 000 знаков. Перед написанием эссе необходимо согласовать тему с преподавателем.

Одно задание из двух на выбор. Выступление на семинаре с описанием отдельной работы художника. / Выступление на семинаре c описанием теоретической рамки.

X

X







Выбор картины остается за студентом при согласовании с преподавателем. Время выступления: от 5 до 10 минут. / Выступление подразумевает описание теоретической рамки, которую можно применить при анализе объектов современного искусства. Теоретическая рамка=манифест/художественная/социальная теория.

Итоговый

Экзамен




X







«Угадайка». Необходимо идентифицировать 10 предложенных картин.



6.1. Критерии оценки знаний, навыков

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.
6.1.1. Форма текущего контроля: эссе

Общие положения. Эссе является одной из форм текущего контроля и ставит своей целью закрепление студентами пройденного материала в рамках курса и развитие навыков написания текстов.

Требования к эссе. Эссе представляет собой систематическое и аргументированное изложение обозначенной темой проблематики с опорой на исследовательскую литературу.
Выбор темы эссе определяется студентом самостоятельно или осуществляется посредством выбора одной из предложенных тем. Ниже представлен общий список тем, которые требуют уточнения со стороны студента с точки зрения специализации и акцентировании проблематики:



  • Период становления современного искусства (на примере У. Тернера, Г. Курбе, Э. Мане, К. Моне, П. Сезанна, А. Матисса, В. ван Гога, т. д.);



  • Современное искусство как оппозиция классическому искусству: когда началось и в чем конкретные отличия.

  • Образ города в представлении футуристов (на примере живописных, стихотворных, театральных произведений и манифестов);

  • Провокации дадаистов как протоперформанс;

  • Репрезентация войны в современном искусстве (выбор художников по усмотрению учащегося);

  • Репрезентация гендера в современном искусстве (выбор художников по усмотрению учащегося);

  • Тенденции в развитии искусства в режимах тоталитарных стран;

  • Перформативные стратегии в современном искусстве (различия в понятиях «перформанс», «хэппенинг», «акция»);

  • Новое в современном искусстве (на основе работы Б. Гросса «О новом»);

  • Проблематизация общества потребления в работах современных художников (поп-арт, стрит-арт и др.);

  • Институциональная критика в современном искусстве;

  • Постколониальные сюжеты в современном искусстве;

  • Современное искусство и игры с пространством (минимализм, скульптура, ленд-арт и паблик-арт);

  • Стрит-арт и паблик-арт как интервенция художника

  • Институализация уличного искусства;

  • Эстетика взаимоотношений (на основе одноименной работы Николя Буррио)

  • Новые технологии в современном искусстве. Появление сайенс-арта;

  • Провокация как последовательная тактика современного художника (выбор художников по усмотрению учащегося);

  • «Сколько стоит работа современного художника?» Точки соприкосновения искусства и арт-рынка.


В качестве эссе также может быть сдана развернутая рецензия на выставку современного искусства, которая проходила на момент прохождения курса в период с 9.09.2015 по 30.12.2015 гг. Написание рецензии также требует согласования с преподавателем.
Оформление эссе. Эссе должно быть оформлено соответствующим образом. В противном случае оно не принимается преподавателем к оцениванию.

  • Эссе должно иметь титульный лист.

  • Текст печатается через 1,5 компьютерных интервала шрифтом TimesNewRoman, кегль 14.

  • Нумерация страниц сквозная, начиная с титульного листа работы, однако номер страницы на нем не ставится.

  • Введение, основная часть, заключение и список литературы начинаются с новой страницы.

  • Особое внимание в работе необходимо обратить на оформление ссылок.


Сдача эссе. Эссе отправляется по электронной почте asuvalko@hse.ru (и копией на suvalko@gmail.com) до 23.58 10 декабря 2015 года с темой письма по образцу «Эссе Александра Иванова по курсу Философия и теория современного искусства».
6.1.2. Форма текущего контроля: выступление на семинаре с описанием художественной работы / Выступление на семинаре c описанием теоретической рамки

На выбор предлагается два задания. В рамках курса необходимо выполнить одно задание из двух.

  1. Выступление подразумевает описание одной работы с развернутым комментарием.


Требования:
Выступление должно включать в себя обращение к: 1) к историко-культурному контексту; 2) контексту развития художественных направлений; 3) исследовательской и критической литературе.

Время выступления: 7-10 минут.

Предварительный список работ отправляется студентам заранее. Также возможны встречные предложения со стороны студентов.
2) Настоящее задание подразумевает выступление с описанием теоретической рамки, которая может быть принята при анализе произведения современного искусства.
Требования:

  • обязательное обращение к исследовательской литературе;

  • выступление сопровождается презентацией;

  • перед выступлением необходимо подготовить раздаточные материалы (хэндауты) для однокурсников и выслать их за сутки до выступления.



Время выступления: 10-15 минут.
В качестве основного источника для поиска теоретических текстов предлагается следующая антология:

Harrison C., Wood P., Art in theory, 1900-2000: an anthology of changing ideas, Malden, MA : Blackwell Pub., 2003.
6.2. Порядок формирования оценок по дисциплине


Результирующая оценка за итоговый контроль в форме экзамена выставляется по следующей формуле, где Оэкзамен – оценка за работу непосредственно на экзамене:

Орезультрующая Итог = 0.1·Оэкзамен + 0.5·Отекущий + 0.4·Оаудиторная

Накопленная оценка формируется следующим образом.

Преподавателем оценивается работа студента на семинарских занятиях по их включенности в дискуссии, по правильности ответов студентов на вопросы преподавателя и умению задавать собственные вопросы к аудитории. Оценки за работу на семинарских занятиях выставляются преподавателем в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед итоговым контролем — Оаудиторная.

Оценка за текущий контроль учитывает результаты студента следующим образом:

Отекущий = 0.8· Оэссе + 0.2·Овыступление

Способ округления накопленной оценки итогового контроля в форме экзамена – арифметический.
7. Содержание дисциплины
Тематический развернутый план:
Тема 1. Введение в философию и теорию современного искусства.
Количество часов аудиторной работы – 4 часа

Самостоятельная работа – 4 часа


Введение в философию современного искусства. Проблематика «нового» в современном искусстве. Гегель «О романтическом вообще». Многослойность произведения искусства: Ингарден «О структуре картины».


Тема 2. Техника, город и современное искусство

Количество часов аудиторной работы – 4 часа

Самостоятельная работа – 2 часа
Ричард Сеннет, «Падение публичного человека». Юнгер, «Рабочий».
Тема 3. Принцип авангарда

Количество часов аудиторной работы – 4 часа

Самостоятельная работа – 2 часа
Музей в условиях непрерывного обновления. Люббе «В ногу со временем». К. Гринберг, «Авангард и китч». Борис Гройс, «Политика поэтики».
Тема 4. Искусство режимов тоталитарных стран

Количество часов аудиторной работы – 4 часа

Самостоятельная работа – 2 часа

Тоталитаризм и авангард (Серс Ф.) Стиль третьего рейха. Главные черты искусства итальянского и немецкого фашизма (ретроспективность, консерватизм, гигантомания, антигуманизм). Неоклассицизм Моретти. Образ человека-функции. Социалистический реализм. Перестройка литературно-художественных организаций в СССР.
Тема 5. Перформативные стратегии

Количество часов аудиторной работы – 4 часа

Самостоятельная работа – 4 часов
Венский акционизм. Абстрактный экспрессионизм. Ив Кляйн. Марина Абрамович.
Тема 6. Современное искусство и общество потребления

Количество часов аудиторной работы – 4 часа

Самостоятельная работа – 4 часов
Джеймисон Ф. Постмодернизм и общество потребления. Манифест коммунистической партии. Отчужденный труд. Товарный фетишизм. Становление общества потребления и поп-арт.
Тема 7. Концептуальное искусство

Количество часов аудиторной работы – 2 часа

Самостоятельная работа – 2 часа
Джозеф Кошут и искусство после Дюшана. Сол Ле Вит. Московский концептуализм. «Романтическая» и «аналитическая» ветвь. Эрик Булатов, Виктор Пивоваров, Павел Пепперштейн, Вадим Захаров, Никита Алексеев, Ирина Нахова, Сергей Ануфриев. Арт-группа «Комар/Меламид».
Тема 8. Искусство в постколониальную эпоху

Количество часов аудиторной работы – 2 часа

Самостоятельная работа – 2 часа


Франц Фанон. Эдвард Саид. Хоми Бхабха.
Тема 9. Искусство в цифровую эпоху

Количество часов аудиторной работы – 2 часа

Самостоятельная работа – 2 часа
Проблематика признания искусством фотографии и видеоигр. Уязвимость искусства новых медиа перед течением времени и устареванием технологий. Эфемерность современного искусства. Пересечение науки и искусства. Влияние экспоненциального роста технологий на современное медиаискусство.

Тема 10. Игры с пространством

Количество часов аудиторной работы – 2 часа

Самостоятельная работа – 2 часа
Лэнд-арт. Паблик арт. Развитие скульптуры. Минимализм. Появление энвайронментальных инсталляций.
Тема 11. Уличное искусство

Количество часов аудиторной работы – 2 часа

Самостоятельная работа – 4 часа

Ж.-М. Баскиа. Казус Бэнкси. Различие паблик-арта и стрит-арта. Проблема институализации уличного искусства.
8. Образовательные технологии

Организационно-методические указания.

Цели курса будут достигаться через использование трех основных форм, традиционных в дидактике высшей школы: лекций, семинарских занятий и самостоятельной работы студентов, включающей в себя изучение рекомендованной теоретической литературы и написание эссе.
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Базовый учебник

Charles Harrison, Paul J. Wood Publish., Art in Theory 1900-1990: An Anthology of Changing Ideas, Wiley-Blackwell, 1993.
Основная литература

Агамов-Тупицын В., Монастырский А., Тет-а-тет, М.: Библиотека Московского Концептуализма Германа Титова, 2013.

Гройс Б., Политика поэтики, М.: Ад Маргинем, 2012.

Гройс Б. Gesamt-kunstwerk Сталин, М.: Ад Маргинем, 2013.

Кабаков И. 60—70-е... … Записки о неофициальной жизни в Москве. - М.: Новое литературное обозрение, 2008.

Флюссер В., За философию фотографии, Издательство Санкт-Петербургского университета, 2008.
Дополнительная литература


Boudieu P., Distinction: A Social Critique of the Judgment of Taste, trans. Richard Nice, 1984.[1] Harvard University Press.

Butler, J. P., Gender trouble : feminism and the subversion of identity, Routledge, 1990.

Дженкс Ч., Язык архитектуры постмодернизма / Пер. с англ. В. Рабушина, М. В. Уваровой; Под ред. А. В. Рябушина, Л. Хайта — М.: Стройиздат, 1985.

Бирнбаум Д. Хронология. - М.: Новое литературное обозрение, 2007.

Джеймисон Ф. Постмодернизм и общество потребления // Логос. — 2000. — № 4. — с. 63-77.

Краусс Р., Подлинность авангарда и другие модернистские мифы, М.: Художественный журнал, 2003.

под ред. Хюльзенбека Р., Альманах Дада, М.: Гилея, 2000.

Серс Ф., Тоталитаризм и авангард. В преддверии запредельного, М.: Прогресс-Традиция, 2004.

Саид Э. В., Ориентализм. Западные концепции Востока. СПб.: Русский Mip, 2006

Люббе Г., В ногу со временем. О сокращении нашего пребывания в настоящем / / Вопросы философии. 1994 . № 4 . С. 9 4 -113.

Ингарден Р., Исследования по эстетике, М.: Издательство иностранной литературы, 1962.

Гегель Г.В.Ф., Эстетика в 4-х томах, 1969.

Альманах Дада (под ред. Рихарда Хюльзенбека), 2000.

Сануйе М., Дада в Париже, М.: Ладомир, 1999.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины Философия и теория современного искусства для образовательной программы «Культурология» iconПрограмма дисциплины «Философия и теория современного искусства»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 033000. 68 «Культурология»...
Рабочая программа дисциплины Философия и теория современного искусства для образовательной программы «Культурология» iconПрограмма дисциплины опд. Ф. 04 Теория и история искусств специальность...
Курс теории и истории искусств призван вооружить студентов способами анализа явлений искусства в соответствии с актуальными проблемами...
Рабочая программа дисциплины Философия и теория современного искусства для образовательной программы «Культурология» iconРабочая программа учебной дисциплины «культурология»
Цель дисциплины «Культурология» – научить студентов ориентироваться в многообразии культур, оказавших влияние на формирование совокупной...
Рабочая программа дисциплины Философия и теория современного искусства для образовательной программы «Культурология» iconПрограмма дисциплины Теория и история зарубежной литературы для направления...
«Теория и история русской литературы» (читается на 3 курсе), а также с курсами «Теория и история зарубежного искусства» (читается...
Рабочая программа дисциплины Философия и теория современного искусства для образовательной программы «Культурология» iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины История искусства...
Цели дисциплины — раскрыть сущность и специфику искусства, закономерности его исторического развития, подготовить студента к самостоятельной...
Рабочая программа дисциплины Философия и теория современного искусства для образовательной программы «Культурология» iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавра...
Рабочая программа дисциплины Философия и теория современного искусства для образовательной программы «Культурология» iconРабочая программа дисциплины «Пакеты прикладных программ современного офиса»
Рабочая программа предназначена для методического обеспечения дисциплины основной образовательной программы 090900 Информационная...
Рабочая программа дисциплины Философия и теория современного искусства для образовательной программы «Культурология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Культурология. Философия и теория культуры»
Культурология: Учебно-методический комплекс для студентов очного отделения факультета русской филологии/ Автор- составитель Статкевич...
Рабочая программа дисциплины Философия и теория современного искусства для образовательной программы «Культурология» iconПрограмма дисциплины Экономическая теория (микроэкономика) для направления...
Т производство. Организация. Фирма. Оптимум производителя. Человеческий капитал
Рабочая программа дисциплины Философия и теория современного искусства для образовательной программы «Культурология» iconПрограмма дисциплины «Теория и история медиа» для направления 031400. 62 «Культурология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031400. 62 "Культурология"...
Рабочая программа дисциплины Философия и теория современного искусства для образовательной программы «Культурология» iconРабочая программа дисциплины культурология степень выпускника бакалавр...
Рабочая программа учебной дисциплины «Культурология» подготовлена Федоровым В. Е., к ф н., доцентом, доцентом кафедры общественных...
Рабочая программа дисциплины Философия и теория современного искусства для образовательной программы «Культурология» iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины Основы теории декоративно-прикладного...
Цели дисциплины дать профессиональные основы деятельности будущего учителя изобразительного искусства, формировать у студентов теоретические...
Рабочая программа дисциплины Философия и теория современного искусства для образовательной программы «Культурология» iconРабочая программа учебной дисциплины «Человек в философии и культуре» для специальностей
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом направления "Философия" специальности "Философия"....
Рабочая программа дисциплины Философия и теория современного искусства для образовательной программы «Культурология» iconПрограмма дисциплины «Теория и история зарубежной литературы» для...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031400. 62 «Культурология»...
Рабочая программа дисциплины Философия и теория современного искусства для образовательной программы «Культурология» iconПрограмма дисциплины «Теория и история русской литературы» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031400. 62 «Культурология»...
Рабочая программа дисциплины Философия и теория современного искусства для образовательной программы «Культурология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины дс. Ф. 1 Теория социологии...
Паламарчук Максим Леонидович, кандидат философских наук, доцент кафедры культурологии и межкультурных коммуникаций, теории языка...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск