Пояснительная записка
Рабочая программа по развитию детей старшей группы (далее - Программа) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой «Детского сада № 54», в соответствии с введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года).
Содержание образовательного процесса старшей группы выстроено в соответствии с Программой развития и воспитания в детском саду «Детство», автор Логинова В. М., Бабаева Т. И. и др.
Рабочая программа по развитию детей старшей группы «Детского сада № 54» обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 6 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям:
- физическому,
- социально-личностному,
- познавательно-речевому
- художественно-эстетическому.
Каждому направлению соответствуют определённые образовательные области:
- познавательное – речевое направление – «Познание», «Коммуникации», «Чтение
художественной литературы»,
- социально – личностное направление - «Безопасность», «Социализация», «Труд»,
- художественно – эстетическое – «Художественное творчество», «Музыка»,
- физическое – «Физическая культура», «Здоровье».
Программа состоит из двух частей:
- инвариантная (обязательная),
- вариативная (модульная часть).
Обязательная часть Программы обеспечивает условия для создания новых возможностей для развития самостоятельности во всех сферах жизнедеятельности.
Вариативная часть формируется с учётом приоритетной деятельности по физическому направлению развития детей. Это направление отражает специфику индивидуально – возрастных особенностей каждого ребёнка, а также климатические условия проживания воспитанников.
В Пояснительной записке раскрываются основные концептуальные положения Программы.
Цели и задачи деятельности средней группы по реализации Программы
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка» ориентировано на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей.
Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ - обеспечение равных стартовых возможностей для обучения детей в образовательных учреждениях с помощью своевременного и всестороннего развития личности каждого ребенка с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей через освоение соответствующих возрасту умений и знаний.
Задачи:
Способствовать формированию у детей устойчивой мотивации по сохранению и укрепление своего здоровья и заботы о здоровье окружающих его людей
Развивать познавательную активность, кругозор, познавательную мотивацию осваивать и интеллектуальную способность детей.
Развивать детскую самостоятельность и инициативу, дружеские взаимоотношения и сотрудничество со сверстниками.
Воспитывать культуру общения, эмоциональную отзывчивость и доброжелательность к людям.
Воспитывать у каждого ребёнка любовь к свей семье, чувство собственного достоинства, самоуважение, стремление к активной деятельности и творчеству.
Развивать интерес к жизни своего города, страны, деятельности и отношениям людей в обществе.
творческие проявления и воображение в художественной и игровой деятельности.
Обогащать социальные и гендерные представления, социально – ценностные ориентации и гуманные и патриотические чувства детей.
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в старшей группе «Детского сада № 54»
Развитие детей шестого года жизни играет особую роль в развитии ребёнка.
В этот период жизни у детей начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.
У детей активно развиваются двигательные способности: совершенствуются движения, заметно улучшается координация и устойчивость равновесия, формируется техническая правильность в выполнении различных упражнений, способность критической оценки движений.
Дети проявляют осознанный интерес к своему здоровью, приобретая сведения о своём организме и практические умения по уходу за ним.
Дети становятся более выносливей, появляются признаки саморегуляции и эмоциональной устойчивости, происходит переход от импульсивного поведения к поведению опосредованному правилами и нормами общества.
У детей расширяются интеллектуальные возможности: они не только выделяют существенные признаки, но и устанавливают причинно – следственные связи между предметами и явлениями природы и окружающей действительности.
Расширяется общий кругозор детей, их интересы выходят за рамки ближайшего окружения и семьи, дети к пытаются самостоятельно осмыслить и объяснить полученную информацию.
Совершенствуются все психические свойства дошкольников: память, внимание, восприятие и мышление, активно развивается воображение и творчество.
Совершенствуется связная и монологическая речь, расширяется словарный запас, дети умеют правильно пользоваться грамматическими категориями.
Дошкольник этого возраста имеет устойчивую потребность в общении со сверстниками и совместной игре. Совместная игра приводит к возникновению детских сообществ, определению игровых интересов и предпочтений мальчиков и девочек, развитию взаимоотношений со сверстниками, проявлению нравственных чувств и норм поведения.
Дети активно принимают участие в общении со взрослыми; равноправное общение поднимает самооценку детей, помогает почувствовать своё взросление, компетентность. Особенности развития контингента детей старшей группы муниципального дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 54» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по физическому направлению развития детей»
Направления развития детей
| Возрастные особенности детей
| физическое
| Ребёнок гармонично физически развивается, его двигательный опыт богат и разнообразен.
Ребёнок быстр, вынослив, координирован, гибок; умеет точно выполнять физические упражнения; проявляет стойкий интерес к физическим и спортивным упражнениям.
Проявляет самоконтроль и самооценку при выполнении упражнений, стремится к лучшему результату.
Ребёнок имеет представление о своём здоровье, знает, как поддержать и укрепить своё здоровье, и мотивирован на его сбережение.
Знает и соблюдает культуру поведения и собственной гигиены, применяет свои знания на практике.
| познавательно-речевое
| Проявляет любознательность, стремление глубже познать широкий круг объектов, явлений природы, их взаимосвязь.
Проявляет инициативу к самостоятельному использованию способов познания, отражает свои впечатления в предпочитаемой деятельности
Владеет основными способами познания: сравнение, группировка, счёт, измерение, умеет рассуждать и аргументировать свои действия.
Проявляет творчество воображение в развивающих играх, в преобразовательной деятельности.
Проявляет инициативу при организации собственной деятельности по исследованию свойств и качеств материалов, знает и использует в продуктивной деятельности эталоны в различении свойств и качеств предметного мира.
Ребёнок активно общается со взрослыми и сверстниками, инициативен и самостоятелен в придумывании сказок, стихов, рассказов, умеет пользоваться разнообразными средствами выразительности, использует средства аргументации при разговоре.
Имеет богатый словарный запас, безошибочно пользуется обобщающими словами и понятиями, замечет речевые ошибки и поправляет их.
Владеет средствами звукового анализа слов, грамматической культурой речи.
Ребёнок проявляет стремление к чтению произведений, различает основные жанры литературных произведений, имеет представление об их особенностях.
| социально-личностное
| Ребёнок доброжелателен, чуток и общителен с близкими взрослыми и сверстниками, сдержан по отношению к незнакомым людям.
Знает общепринятые нормы и правила культуры поведения, распознаёт разные эмоциональные состояния и учитывает их в своём поведении.
Умеет оценивать поступки, опираясь на нравственные представления.
В игре проявляет замысел, распределяет роли, атрибуты, умеет согласовывать свои интересы с интересами партнёра, вести ролевой диалог.
Проявляет любознательность, находчивость и интерес в поисковой и экспериментальной деятельности.
Ребёнок проявляет интерес к правилам безопасного поведения, умеет их соблюдать, помогает сверстникам и младшим детям в выборе безопасного поведения.
Умеет привлечь внимание взрослого в случае возникновения опасной ситуации.
Знает государственную символику, проявляет любовь и гордость за свою Родину.
| художественно-эстетическое
| Замечает красоту окружающего мира и искусства, различает и называет знакомые произведения искусства по видам, знает их некоторые отличительные особенности.
Любит рисовать, лепить, создавать конструктивные постройки и аппликации.
Инициативен и творчески активен в процессе как собственной, так и коллективной деятельности, уверенно использует освоенные техники, создаёт оригинальные выразительные образы.
Проявляет аккуратность и собранность в процессе выполнения, бережное отношение к материалам и инструментам.
Музыкально эрудирован, имеет представление о жанрах музыки, проявляет себя в разных видах музыкально – исполнительской деятельности, активен в театрализации, в инструментальных импровизациях.
|
Индивидуальные особенности развития представлены диагностическими данными по всем видам деятельности в Приложении №4
(Дается качественная и количественная характеристика актуального состояния и развития детей группы по результатам оценки образовательных достижений) Задачи воспитательно–образовательной работы в старшей группе по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей в ходе освоения содержания Программы
Обязательная часть
| Часть, формируемая участниками образовательного процесса
| в соответствии с федеральными требованиями к обязательной части
| с учетом рекомендаций авторов реализуемых образовательных программ
| с учетом приоритетного направления развития детей
(по лицензии)
| с учетом индивидуально – личностного подхода и специфики климатических условий
| Физическое направление развития детей
| Образовательная область: ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Цель: содействие гармоничному развитию детей
| Задачи:
Накапливать и обогащать двигательный опыт детей.
Развивать у детей физические качества: выносливость, быстроту, координацию и гибкость.
Формировать осознанную потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.
| Задачи:
Добиваться осознанного и активного выполнения всех видов упражнений.
Формировать первоначальные представления и умения в спортивных играх и упражнениях.
Учить детей анализировать свои движения и движения товарищей.
| Задачи:
Учить выдержке и самоконтролю при выполнении физических упражнений и в играх с правилами.
Воспитывать у детей желание самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры и упражнения со сверстниками и малышами.
| Задачи:
Соблюдать нормы физической нагрузки в период полярной ночи.
Создание оптимального двигательного режима с учётом индивидуальных и личностных особенностей детей.
| Образовательная область: ЗДОРОВЬЕ
Цель: охрана здоровья детей и формирование устойчивой мотивации к ЗОЖ
| Задачи:
Обеспечивать сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
Формировать представление о здоровье, его ценности, полезных привычках, укрепляющих здоровье.
Способствовать становлению устойчивого интереса к правилам ЗОЖ, здоровьесберегающего безопасного поведения
| Задачи:
Создание условий для проявления детьми здоровьесберегающих компетентностей.
Обучение навыкам личной гигиены и полезным привычкам и правилам заботы о себе и окружающих.
Воспитание у детей понимания ценности здоровья, способствовать осознанному отношению к здоровью.
| Задачи:
Организовывать практические ситуаций, позволяющие детям проявить свои ЗУНы в области здоровьесбережения.
Учить применять знания, умения и навыки в различных ситуациях.
Учить детей проявлять заботу о себе и близких людях
| Задачи:
Соблюдение норм СанПиНа и рекомендаций по оздоровлению детей в условиях Крайнего Севера.
Индивидуальный подход к детям различными типологическими особенностями нервной системы и уровнем здоровья.
| Образовательная область: БЕЗОПАСНОСТЬ
Цель: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности
| Задачи:
Формировать представления об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе и способах безопасного поведения.
Формировать умение самостоятельного поведения в повседневной жизни на основе правил безопасного поведения.
| Задачи:
Учить различать ситуации опасные для человека.
Учить детей правилам поведения в транспорте и на дороге, во время ситуаций, опасных для жизни.
Научить привлекать внимание взрослых в случае возникновения неожиданных и опасных ситуациях.
| Задачи:
1.Уточнять и систематизировать знания детей о предметах, явлениях природы и ситуациях, опасных для жизни и здоровья.
2.Развивать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным ситуациям в природе и в быту.
3. Развивать понимание того, что правила безопасного поведения обязательны всегда для сохранения жизни и здоровья.
| Задачи:
Учить детей правилам поведения в горной местности, в лесу, на водоёмах в разное время года.
Моделировать различные ситуации для отработки действий при возникновении опасности.
| Социально-личностное направление развития детей
| Образовательная область: СОЦИАЛИЗАЦИЯ
Цель: Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств,
чувства принадлежности к мировому сообществу.
| Задачи:
Обогащать содержание сюжетных игр на основе знакомства с явлениями социальной действительности и отношениями людей.
Формировать представление о родном городе и стране.
Обогащать представления детей о людях разных профессий, социальных ролях и гендерных различиях.
Развитие положительной самооценки, уверенности в себе, чувства собственного достоинства.
| Задачи:
Создавать условия для активной, творческой, самостоятельной игровой деятельности детей с помощью воображаемых ситуаций, атрибутов и предметов – заместителей и т.д.
Способствовать развитию патриотических и гражданских чувств.
Воспитывать доброжелательное отношение к людям, уважения к старшим, дружеских и заботливых взаимоотношений.
Способствовать осознанию роста своих возможностей, стремлению к новым достижениям
| Задачи:
Способствовать внесению изменений в сюжет игры, введению новых ролей, действий и событий с помощью метода моделирования.
Воспитывать культуру поведения и общения, привычку следовать правилам, принятым в обществе.
Развивать эмоциональную отзывчивость, умение различать настроение и эмоциональное состояние окружающих людей.
Развивать желание следовать социально одобряемым нормам поведения.
| Задачи:
Развивать умение согласовывать свои действия с действиями партнёров по игре, вести ролевой диалог, сотрудничать по ходу игры.
Воспитывать толерантное отношение к людям разных национальностей, их традициям и истории.
Воспитывать любовь, уважительное и бережное отношение к родителям, братьям и сёстрам, уважать их интересы и потребности.
Воспитывать уважение к индивидуальности и уникальности каждой личности.
| Образовательная область: ТРУД
Цель: воспитывать положительное отношение к труду, бережливость к природным ресурсами и результатам человеческой деятельности
| Задачи:
Формировать у детей представления о роли труда взрослых в жизни общества и каждого человека.
Формирование представлений о трудовых процессах взрослых для организации собственной трудовой деятельности.
Способствовать активному включению детей в реальные трудовые отношения в повседневной жизни в условиях детского сади и семьи.
| Задачи:
Развивать умение детей соотносить профессиональные обязанности и результаты труда с названием профессии, устанавливать связи между профессиями, сферами трудовой деятельности.
Расширять диапазон обязанностей в элементарной трудовой деятельности детей.
Содействовать развитию творческих способностей и самостоятельность детей в продуктивных видах деятельности
| Задачи:
Воспитывать уважение и благодарность к людям, создающим своим трудом материальные и культурные ценности.
Воспитывать ценностное отношение к собственному труду и его результатам.
Воспитывать умение планировать работу, распределять обязанности, доводить начатое дело до конца, оценивать его.
| Задачи:
Давать представление о том, какие профессии востребованы в нашем городе и регионе, их важность и ценность для города и страны.
Учить добиваться результатов своего труда с небольшой помощью взрослого.
Способствовать осознанию детьми желаний и предпочтений при выборе способов и материалов для трудовой и продуктивной деятельности.
| Познавательно-речевое развитие детей
| Образовательная область: ПОЗНАНИЕ
Цель: развивать у детей познавательные и интеллектуальные способности,
систематизируя и обобщая накопленный ранее опыт чувственного познания мира
| Задачи:
Активно развивать и обогащать сенсорный опыт детей.
Развивать интерес к природе: её ресурсам, природному и животному миру.
Учить интегрировать математические знания и переносить освоенные способы познания в другие условия (эталоны, модели, способы обследования).
| Задачи:
Способствовать освоению детьми разных способов обследования, установлению связей между способов обследования и познаваемым свойством предмета.
Обогащать представления детей о многообразии признаков животных и растений, обитающих в разных климатических.
Развивать у детей умение конструировать, моделировать и преобразовывать предметы и математические ситуации.
| Задачи:
Стимулировать и поддерживать самостоятельность в познании детьми окружающих предметов, установлении связей между ними.
Учить проявлять любознательность, стремление глубже познать широкий круг объектов, явлений природы.
Учить находить простейшие зависимости между объектами на основе сходства и различия, порядка следования и изменений в связи с этим.
| Задачи:
Развивать любознательность детей и и желание активно исследовать окружающий мир.
Воспитывать стремление сохранять и оберегать природу родного края, знать и охранять её богатства.
Учить самостоятельно познавать окружающий мир с помощью известных способов обследования (сравнение, измерение, упорядочивание и классификация).
| Образовательная область: КОММУНИКАЦИЯ
Цели: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми
| Задачи:
Развивать все компоненты устной речи в различных видах деятельности.
Развивать умение свободно общаться со сверстниками и взрослыми.
Расширять представление детей о культуре речевого общения
| Задачи:
Учить составлять повествовательные рассказы по игрушкам, картинам и из личного и коллективного опыта.
Развивать умение участвовать в коллективных разговорах.
Расширять представления детей о правилах речевого этикета, способствовать осознанному желанию и умению детей следовать им в процессе общения.
| Задачи:
Расширять словарь детей за счёт обогащения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях, характерах людей.
Развивать умение замечать ошибки в речи сверстников и доброжелательно исправлять их.
Развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия
| Задачи:
Развивать умение игрового и делового общения со сверстниками, желание участвовать в совместной и коллективной деятельность.
Воспитывать интерес к языку, желание говорить правильно.
Стимулировать желание самостоятельно выполнять основные правила речевого этикета
| Образовательная область: ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Цель: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг
| Задачи:
Обогащать читательский опыт детей за счёт различных литературных форм и жанров.
Воспитывать литературно – художественный вкус, способность понимать настроение произведений.
Развитие литературной речи.
| Задачи:
Поддерживать интерес к литературе, воспитывать любовь к книге
Развивать первоначальные представления об особенностях литературы: о родах, видах и многообразии жанров.
Обеспечивать совершенствование умений художественно – речевой деятельности на основе литературных текстов.
| Задачи:
1. Способствовать выражению отношения к литературным произведениям в разных видах художественно – творческой деятельности.
2. Способствовать развитию художественного восприятия текста в единстве его содержания и формы.
| Задачи:
Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
|
|
| Художественно-эстетическое направление развития детей
| Образовательная область: ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО
Цели: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.
| Задачи:
1.Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд).
2. Развитие детского творчества.
3. Вызывать интерес к проявлению красоты в окружающем мире
| Задачи:
Совершенствовать ИЗО деятельность детей с помощью разнообразных изобразительных техник, материалов и инструментов.
Поддерживать способность к творческому самовыражению на основе ранее изученных приёмов рисования, лепки и конструирования.
3. Приобщение к разным видам изобразительного искусства.
| Задачи
Поддерживать стремление к самостоятельным занятиям Изо деятельностью.
2. Стимулировать интеграцию видов деятельности и творческие проявления.
3. Побуждать и поддерживать личностные проявления в процессе ознакомления с искусством
| Задачи:
Поддерживать стремление создавать различные поделки и, атрибуты для игр и оформления группы, дома.
Поддерживать потребность добиваться качественного результата своего труда
Формировать у детей понимание ценности искусства, художественной деятельности, музея.
| Образовательная область: МУЗЫКА
Цель: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку
| Задачи:
Развитие музыкально -художественной деятельности;
Приобщение к музыкальному искусству.
| Задачи:
Обогащать слуховой опыт при знакомстве с основными жанрами музыки
Способствовать накоплению представлений о жизни и творчестве некоторых композиторов.
| Задачу :
Развивать певческие умения и игре на музыкальных инструментах.
Обучать анализу средств музыкальной выразительности
| Задачи:
Развивать умение творческой интерпретации музыки разными средствами художественной выразительности
Развивать умение сотрудничать в коллективной музыкальной деятельности
| Приложение №3
Перечень необходимых для осуществления воспитательно-образовательного процесса программ, технологий, методических пособий
Весь воспитательно–образовательный процесс в старшей группе МДОУ № 54 ведётся на основании комплексной программы «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З. А. Михайловой и парциальной «Программой обучения плаванию в детском саду» Е. К. Вороновой.
Так же для обеспечения полноценного и всестороннего развития детей среднего возраста используются следующие методические пособия и авторские технологии:
Методические пособия
| Технологии
| Физическое направление развития
| Образовательная область - Физическая культура
|
Маханёва М. Д. Воспитание здорового ребёнка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений.- М.: Аркти, 1999,
Н. В. Нищева «Картотека подвижных игр, упражнений, физминуток, пальчиковой гимнастики. – СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2008.
Сайкина Е. Г., Фирилёва Ж. Е. Физкульт – привет минуткам и паузам! Сборник физических упражнений для дошкольников и школьников: Учебно – методическое пособие для педагогов школьных и дошкольных учреждений. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004.
Аверина И. Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. – М: АЙРИС-пресс., 2008
|
| Здоровье
| Голицына Н. С., Шумова И. М. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей. – М: Издательство «Скрипторий», 2003.
Вреник Е. Н. Утренняя гимнастика в детском саду. – М: Издательство «ТЦ Сфера», 2008.
Крутецкая В. А. Правила здоровья и оказание первой помощи. – СПб: Издательский дом «Литера» 2010.
Картушина М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов 5-6 лет. – М: Издательство ТЦ «Сфера», 2004.
Харченко Т. Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников. – СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011.
Алябьева Е. А. Занятия по психогимнастике с дошкольниками. Методическое пособие. -М: Издательство «ТЦ Сфера»,2009.
|
|
Безопасность
| Голицина Н. С., Люзина С. В., Бухарова Е.Е. ОБЖ для старших дошкольников. Система работы. - М: Издательство «Скрипторий», 2010.
Коломееец Н. В. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет. Волгоград: Издательство «Учитель», 2011.
Авдеева Н. Н., Князева Н. Л, Стёркина Р.Б. Безопасногсть: Учебное пособие по основам безопасности жизнидеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010.
Вдовиченко Л. А. Ребёнок на улице: Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста по обучению правилам безопасного поведения на дороге и Правилам дорожного движения. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
Чермашенцева О.В. Основы безопасного поведения дошкольников. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2010.
Данилова Т. И. Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения. – СПб: Издательство «ДЕТСТВО- ПРЕСС». 2009.
|
| Социально-личностное направление развития
| Социализация
| Горбатенко О. Ф. комплексные занятия с детьми среднего и старшего возраста по разделу «Социальный мир» - Волгоград , Учитель 2007,
Мулько И. Ф. Развитие преставлений о человеке в истории и культуре: методическое пособие для ДОУ. – М.: ТЦ «Сфера», 2005,
Кабачек О.Л. Диалоги о культуре. Занятия с детьми 5-7 лет. – М: Издательство «МОЗАИКА – СИНТЕЗ», 2005.
Щетинина А.М., Иванова О. И. Полоролевое развитие детей 5-7 лет: метод пособие. - М: Издательство «ТЦ Сфера», 2010.
Мосалова Л.Л. Я и мир: конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. - СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011.
Микляева Н.В, Микляева Ю. В., Ахтян А.Г. Социально-нравственное воспитание детей от 5 до 7 лет. – М. издательство «АЙРИС- пресс», 2009
Алябьева Е. А. Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет: Методическое пособие. - М: Издательство «ТЦ Сфера»,2009.
Агапова И. А., Давыдова М.А. Правила этикета – дошкольникам и младшим школьникам: Методическое пособие – М.: Издательство «АРКТИ», 2011.
Семенака С. И. учим детей доброжелательному поведению: Конспекты и материалы к занятиям с детьми 5-7 лет. – М.: Издательство «АРКТИ», 2011
Шорыгина Т. А. Беседы об этикете с детьми 5-8 лет. М: Издательство «ТЦ Сфера»,2009.
Макарычева Н. В. Профилактика жадности, лжи, лени и хвастовства: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-8 лет. - М.: Издательство «АРКТИ», 2010.
Семенака С. М. Учим детей сочувствовать и сопереживать: Конспекты и материалы к занятиям с детьми 5-8 лет. - М.: Издательство «АРКТИ», 2010.
| Шалаева Г. П. Правила поведения для воспитанных детей в 2- х частях.- М.: АСТ: Слово, 2011,
| Труд
| 1.Дыбина. О. В. Из чего сделаны предметы. Сценарии игр – занятий для дошкольников. – М.: «ТЦ «Сфера», 2005.
2. Дыбина О. В. Рукотворный мир. Игры-занятия для дошкольников. - М.: «ТЦ «Сфера», 2011 г.
|
| Познавательно-речевое развитие
| Познание
| Алябьева Е. А. тематические дни и недели в детском саду: Планирование и конспекты. – М.: ТЦ «Сфера», 2011,
Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада. – Воронеж, Учитель, 2003 г.,
Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Часть 2. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.- СПб.: «ДЕТСТВО –ПРЕСС» , 2009,
Математика от трёх до семи: Учебно – методическое пособие для воспитателей детских садов/авт.-сост. З. А. Михайлова. – Спб.: «Акцидент», 1997 г.,
Носова Е. А. Логика и математика для дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 1996.
Шалаева Г. П. Большая книга профессий. – М.: АСТ: СЛОВО, Полиграфиздат, 2010
Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? - М: Издательство «ТЦ Сфера»,2003
Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М. «УЦ ПЕРСПЕКТИВА» 2008.
Артёмова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М: «Просвещение», 1992.
Кондрыкинская Л. А. Дошкольникам о защитниках Отечества: метод. Пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ. - М: Издательство «ТЦ Сфера», 2006.
Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа: учеб.-метод. Пособие. - СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2000.
Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М: «Просвещение», 1990.
Антонов Ю.Е. Великой Победе посвящается - М: Издательство «ТЦ Сфера», 2010.
Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. - М: Издательство «ТЦ Сфера»,2009.
Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Математика. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2009
Шорыгина Т.А. точные сказки: Формирование временных представлений. – М.:Издательство «Книголюб», 2005
Козина Л. Ю. Игры по математике для дошкольников. М: Издательство «ТЦ Сфера»,2008.
Смоленцева А.А, Пустовойт О.В., Михайлова З.А. Математика до школы. – СПб.: Издательство «АКЦИДЕНТ», 1998.
Сигимова М. В. Формирование представлений о себе у старших дошкольников. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2010.
Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. - СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004.
Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию!: рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. Ч. 1.- СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010.
Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию!: рабочая тетрадь для детей 5-6 лет ч. 2.- СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010.
Рыжова Н. А. Не просто сказки: экологические рассказы, сказки и праздники. – М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2002.
Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников.:методическое пособие. – М.:«АРКТИ», 2005.
Куликовская И.Э. Детское экспериментирование. – М: «Педагогическое общество России», 2005.
Шорыгина Т. А. «Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте земли» - М.: «ТЦ «Сфера», 2011.
Блинова Г. М. Познавательное развитие детей 5-7 лет. - М.: «ТЦ «Сфера», 2010.
Волчкова В.Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада: Экология. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.
Волчкова В.Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада: Математика. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2009.
|
| Коммуникация
| Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада. – Воронеж, Учитель, 2007 г.,
Белоусова Л. Е. Удивительные истории: конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста. СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2003.
Журова Л.Е. Обучение дошкольников грамоте: метод. Пособие. М: «Школа –пресс» 1999
Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа: учеб.-метод. Пособие. - СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2000.
Гончарова Н. В. Ионова М. В., Михайлова З. А., Мокрицина К. И. План программа воспитательно-оразовательной работыв детском саду: методическое пособие для воспитателей. СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004.
Ушакова О. С. «Придумай слово: речевые игры и упражнения для дошкольников. – М.: «ТЦ «Сфера», 2009 г.
Савельева Е. А. Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников. - СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010.
Быкачева И. А. Обучение детей грамоте в игровой форме: методическое пособие. - СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2005.
Нищева Н. В. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Формирование навыков пересказа. - СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2009.
Гизатуллина Д.Х. русский язык в играх. - Спб.: «Акцидент», 1998.
Ушакова О. С. Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет. - М.: «ТЦ «Сфера», 2009 г.
Полянская Т.Б. Использовани е метода мнемотехники в обучении и рассказыванию детей дошкольного возраста. - СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010.
Маханёва М.Д. Обучение грамоте 5-7 лет: методическое пособие. - СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010.
|
| Чтение художественной литературы
| Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим с литературой детей 5- 6 лет. Конспекты занятий. – М.: ТЦ «Сфера», 2009 г.,
|
| Художественно-эстетическое направление развития
| Художественное творчество
| Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада. – Воронеж, ТЦ «Учитель», 2007.
Курочкина Н. А. Детям о книжкой графике: учебно–методическое пособие. – СПб.: Издательство «АКЦИДЕНТ», 1997.
Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом: учебно–методическое пособие. – СПб.: Издательство «АКЦИДЕНТ», 1996.
Курочкина Н. А. Знакомим с пейзажной живописью: учебно–наглядное пособие. – СПб: «ДЕТСВО – ПРЕСС», 2000.
Курочкина Н. А. Знакомим с натюрмортом: учебно-наглядное пособие. - СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 1999.
Волчкова В.Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада: ИЗО. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2008.
Шайдурова Н.В. Обучение детей дошкольного возраста рисованию животных по алгоритмическим схемам. - СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 20009.
Малик О.А. Занятия по аппликации с дошкольниками. - М.: «ТЦ «Сфера», 2009 г.
Яковлева Т.Н. Пластилиновая живопись: методическое пособие. - М.: «ТЦ «Сфера», 2010 г.
Казакова Р. Г. Занятия по рисованию с дошкольниками. - М.: «ТЦ «Сфера», 2009 г.
Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. - М: «Просвещение», 1985.
Лиштван З.В. Конструирование. - М: «Просвещение», 1981..
Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. - М: «Просвещение», 1990.
Богатеева З. А. Аппликации по мотивам народного орнамента в детском саду. М: «Просвещение», 1982.
Богатеева З. А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. М: «Просвещение», 1986.
|
|
|