Тема: «здоровьесберегающие технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья детей доу»





НазваниеТема: «здоровьесберегающие технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья детей доу»
страница1/12
Дата публикации07.09.2013
Размер1.58 Mb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Культура > Конспект
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 40

муниципального образования Тимашевский район


ТЕМА: «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ТЕХНОЛОГИИ СОХРАНЕНИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОУ»



Автор опыта: Кравец Ирина Николаевна, воспитатель МБДОУ д/с № 40

ст. Роговская , 2012 г.

Оглавление

1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА. Error: Reference source not found

1.1. История темы педагогического опыта в педагогике. Error: Reference source not found

1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании. 8

1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта. 10

2. ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ КЛАССА (ГРУППЫ) ОБУЧАЮЩИХСЯ (ВОСПИТАННИКОВ), ЯВЛЯЮЩИХСЯ БАЗОЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЯЕМОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА. 12

3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ. 14

3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте. 14

3.2. Актуальность педагогического опыта. 18

3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте. 20

3.4. Результативность педагогического опыта. 21

3.5. Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта 25

3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта. 25

3.7. Описание основных элементов представляемого педагогического опыта. 26

4. ВЫВОДЫ. 27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29

ПРИЛОЖЕНИЯ 30

Приложение 1.Конспект занятия с использованием здоровьесберегающих технологий «Ты себе не навреди свои глазки береги» 29

Приложение 2 Конспект занятия по валеологии в подготовительной группе «Моё здоровье в моих руках» 33

Приложение 3.Конспект оздоровительного интегрированного занятия с элементами психогимнастики для детей подготовительной группы «Путешествие на сказочную планету» 39

Приложение 4 Игровые задания на степах. 43

Приложение 5. Физминутки . 46

Приложение 6.Анкета для педагогов «Здоровьесбережение детей». 50

Приложение 7.Памятка для педагогов «Что такое здоровьесберегающие технологии?» 51

Приложение 8. Гимнастика маленьких волшебников 52

Приложение 9. Комплексы оздоровительной гимнастики 57

Приложение 10. Педагогический проект «Кто спортом занимается – у того здоровье прибавляется» 64

Приложение 11. Конспект занятия в старшей группе «Где прячется здоровье?» 75

Приложение 12. Конспект занятия в средней группе «Проделки королевы Простуды» 79

Приложение 13. Конспект занятия в подготовительной группе «Неболейка» 83

Приложение 14. Сценарий летнего спортивного праздника для детей старшей группы « Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» 86

Приложение 15.Сценарий летнего спортивного праздника для детей подготовительной группы «Праздник пастушков» 89

Приложение 16.Сценарий спортивного праздника для детей средней группы «Богатырские состязания» 91

Приложение 17. Консультация-практикум для родителей «Гимнастика после сна» 95

Приложение 18. Консультация-практикум для родителей «Профилактика плоскостопия» 98

Приложение 19. Консультация-тренинг для родителей «Дыхательная гимнастика» 104

Приложение 20. Рекомендации для родителей «Закаливание детей» 108

Приложение 21. Анкета для родителей «Отношение родителей к здоровью и здоровому образу жизни своего ребенка» 114

Приложение 22. Анкета для педагогов «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в воспитании здорового ребенка» 115

1.ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА.


    1. История темы в педагогического опыта в педагогике.

На фоне сложных экономических и экологических условий нашего времени проблема здоровья детей стоит особо остро. Понятна истина: если нет здоровья, то всё остальное бессмысленно.

Начиная работу по данной теме, мною была изучена литература по физическому воспитанию дошкольников, а также задачи, средства, пути решения проблемы укрепления, развития и сохранения здоровья детей дошкольного возраста. Изучение содержания физического воспитания необходимо было для осознания того, как эта проблема формулируется учеными –дидактами и разработчиками методики физического воспитания, какое место занимают задачи здоровьесбрегающих технологий в физическом воспитании дошкольников.

Т.И. Осокина выделяет такие задачи:

1. Охрана жизни.

2. Укрепление здоровья.

3. Совершенствование организма ребенка, содействие его правильному физическому развитию.

4. Повышение работоспособности.

В.И. Логинова задачи физического воспитания формулирует несколько иначе:

1. Охрана жизни и укрепление здоровья.

2. Обеспечение своевременного и полноценного развития всех органов и функций организма.

3. Формирование основных движений и двигательных навыков, ловкости, гибкости, смелости и т.п.

А.В. Кенеман, Г.В. Хухлаева сформулировали три группы задач:

1. Оздоровительные – развитие и укрепление костной, мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, внутренних органов: развитие движений, а также закаливание организма ребенка.

2. Образовательные – формирование навыков выполнения основных движений; привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение знаний о своем организме, о здоровье; формирование представлений о режиме, об активности и отдыхе.

3. Воспитательные задачи – формирование нравственно-физических навыков; выработать у детей потребность, привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями как потребность в физическом совершенстве; воспитание культурно-гигиенических качеств.

М.А. Васильева предусматривает охрану и укрепление здоровья детей, особенно нервной системы, совершенствование функций организма ребенка, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным доступным детям видам двигательной деятельности, формирование положительных нравственно-волевых черт личности. Она предлагает осуществлять эту работу не только как физическое воспитание, а в контексте общего педагогического процесса.

Е.Н. Вавилова выделяет несколько задач: охрана и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие, своевременное формирование у дошкольников двигательных навыков и умений, совершенствование всех функциональных систем организма.

Итак, задача оздоровления ребенка в дошкольном возрасте в работах вышеуказанных ученых ставится, признается одной из наиболее важных. В этих же работах выделяются средства физического воспитания как средства оздоровления ребенка. В качестве средств физического воспитания авторы рассматривают оздоровительные силы природы, полноценное питание, рациональный режим жизни, физическую активность самих детей и даже художественные средства – литературу, фольклор, кинофильмы и мультфильмы, произведения музыкального и изобразительного искусства и т.п.
Обзор предлагаемых методик здоровьесберегающей педагогической системы в дошкольном образовательном учреждении

На современном этапе развития образования существует несколько концепций физического развития детей дошкольного возраста. В основе философии той или иной программы лежит определенный взгляд авторов на ребенка, на закономерности его развития, а, следовательно, и на создание условий, которые способствуют становлению личности, оберегают его самобытность и раскрывают творческий потенциал каждого воспитанника. Развитие двигательной активности детей должно протекать в форме их приобщения к физической культуре как естественной составляющей общечеловеческой культуры в собственном смысле слова.

Т.Н. Доронова – кандидат педагогических наук в своей программе «Радуга» обращает внимание на воспитание и развитие детей детского сада, основным компонентом она отдавала предпочтение самому важному предмету воспитания – физической культуре. «От того, как будет организована работа с детьми по физической культуре, зависит здоровье человека. Ребенок в дошкольном детстве должен почувствовать мышечную радость и полюбить движение, это поможет ему пронести через всю жизнь потребность в движении, приобщиться к спорту и здоровому образу жизни». Ею определены основные формы работы с детьми в главе «Растим здорового ребенка» по двигательному режиму, закаливанию, физкультурно- оздоровительной работе. Вся работа вынесена в разделы «Формируем привычку к здоровому образу жизни», «Суточный режим жизни», «Бодрствование», «Сон», «Питание», «Навыки здоровья», «Формируем культуру движений». Постепенно ребенок овладевает основными культурно – гигиеническими навыками, знакомится с элементами самоконтроля во время разнообразной двигательной деятельности. Ею освещены важные на современном этапе вопросы поведения в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью детей, умению избегать или даже предварять их. Т.Н. Дороновой раскрыты средства и формы физического воспитания. Это гигиенические факторы, гигиена нервной системы, физические упражнения, профилактическая, развивающая, лечебная, реабилитационная направленность в подборе физических упражнений.

Программа авторского коллектива под руководством Л.А. Венгер «Развитие», в которую заложены два теоретических положения: теория А.В.Запорожца о самоценности дошкольного периода развития, перехода от утилитарного понимания дошкольного детства к гуманистическому пониманию и концепция Л.А.Венгер о развитии способностей, которые понимаются как универсальные действия ориентировки в окружающем с помощью специфических для дошкольника образных средств решения задач. Данная программа не содержит задач по физическому развитию ребенка. А М.Д. Маханева и доктор психологических наук О.М. Дьяченко в 2000 году разработали методические рекомендации по воспитанию здорового ребенка к программе «Развитие». Они содержат в себе, с одной стороны, общую характеристику средств, обеспечивающих здоровье ребенка (гигиенические, закаливание, физические упражнения) с другой – конкретные описания физкультурных занятий проводимых в зале. Они ценны тем, что позволяют использовать их при планировании самых различных сторон организации здорового образа жизни детей, сочетая занятия по программе «Развитие» и ряд дополнительных с проведением необходимых оздоровительных мероприятий. М. Д. Маханевой обращается большое внимание на правильное питание детей, на необходимость его полноценности. Ею критикуется общепринятая система физического воспитания, которая не может решить проблемы на современном этапе, так как не учитывает конкретные условия детских учреждений в разных регионах России, не предусматривает дифференцированного подхода к детям в соответствии с их индивидуальными особенностями и здоровьем, не реализует потребности детей в движении.

В.Т. Кудрявцев – доктор психологических наук, Б.Б.Егоров – кандидат педагогических наук определили идею комплексного междисциплинарного подхода к вопросу физического воспитания дошкольника, и возникла развивающая педагогика оздоровления (2000 г.). Их программно-методическое пособие отражает две линии оздоровительно – развивающей работы:



Приобщение к физической культуре.
Развивающая форма оздоровительной работы.

Они критикуют устоявшийся подход к физкультурно-оздоровительной работе дошкольников, говорят о необходимости кардинального пересмотра существующих методов физического воспитания в дошкольных учреждениях, школах. Двигательная активность, различные формы ее целенаправленной организации занимают более чем скромное место в жизни современного ребенка – дошкольника». Они вынесены, на их взгляд, на периферию образовательного процесса. То же они говорят об оздоровительной работе. Все это на их взгляд ведет к утрате источников развития ребенка, росту детской заболеваемости.

Общая цель программно-методического материала состоит в формировании двигательной сферы и создании психолого-педагогических условий развития здоровья детей на основе их творческой активности.

Кандидат педагогических наук, доцент Н.Н.Ефименко в 1999 году выпустил программу «Театр физического развития и оздоровления» для детей дошкольного и младшего школьного возраста. В ней автор сформулировал основные принципиально новые системы физического воспитания и оздоровления детей первых 10 лет жизни. Красной нитью проходит идея превратить «однообразные занятия в занятия-спектакли, дарящие детям радость и приносящие пользу их физическому, интеллектуальному развитию, формированию межличностных отношений».

В программе «Основы безопасности дошкольников» В.А. Ананьева в разделах «Здоровье человека и окружающая среда», «Здоровье и образ жизни человека» автор ставит задачи развития физической активности детей, говорит о том, что их нужно приучать заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих, формировать навыки личной гигиены, дать знания о здоровой пище ориентировать детей на здоровый образ жизни, дать элементарные знания о том, что такое инфекционная болезнь, что нужно делать, чтобы ей не заразиться. Пути решения задач: занятия, игры – занятия, изобразительная деятельность, прогулки, гигиенические процедуры, закаливающие мероприятия, игры, спортивные мероприятия, праздники. Беседы, чтение литературы, использование эмоционально- привлекательных форм, работа с родителями, направленная на оздоровление детей и на развитие их физической активности.

Программа «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста», разработанная кандидатами психологических наук Н.Н. Авдеевой и Р.Б. Стеркиной, кандидатом педагогических наук О.Л. Князевой. Авторы отмечают, что безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных детьми знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в жизненных различных ситуациях, в том числе и неожиданных. Определяя основное содержание работы по ОБЖ и направления развития детей, авторы программы посчитали необходимым выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность жизни.

Итак, анализ содержания современных программ для дошкольных учреждений позволяет сделать выводы о том, что, несмотря на различия в концепциях, подходах, методах и средствах решения проблемы оздоровления детей дошкольного возраста, в содержании каждой программы авторами проблема сохранения здоровья детей признается приоритетной и ей уделяется первостепенное значение. Программы предлагают быть активными в работе не только педагогов, но и самих детей, родителей.
1.2.История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении.

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одно из ведущих направлений деятельности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 40 ст. Роговской. Данное направление предполагает комплекс мер, воздействующих на организм ребенка с целью укрепления и сохранения здоровья, мониторинг состояния здоровья каждого ребенка, учет и использование особенностей его организма, индивидуализацию профилактических мероприятий.

В ДОУ с 2010 года разработана и внедряется программа «Здоровый ребенок», которая представляет собой систему оздоровительно-профилактической ра­боты с часто болеющими детьми и детьми с ослабленным состоянием здоровья.

Учитывая специфику дошкольного учреждения (у каждого ребенка свой период оздоровления и пребывания в детском саду) и необходимость создания здоровьесберегающего образовательного процесса, способствующего эмоциональному благополучию ребенка, полноценному его развитию и повышению уровня здоровья каждого воспитанника, определились следующие особенности организации деятельности ДОУ:

Установление партнерских отношений в плане «ребенок-родитель», «ребенок-педагог», «педагог-родитель», через:

  • создание союза заинтересованных в здоровье детей партнеров;

  • мотивацию родителей на совместную оздоровительно-профилактическую работу;

  • преемственность медицинских и педагогических приемов развития ребенка;

  • разработку индивидуальных маршрутов воспитания, обучения и оздо- ровления.

Изменение организации образовательного процесса (распределение нагрузки на занятии с учетом психофизических возможностей и состояния здоровья ребенка), усиленный медицинский контроль за организацией физкультурно-оздоровительного процесса.

В структуре непосредственно образовательной деятельности в ДОУ используются различные виды деятельности: наряду с дыхательными и двигательными упражнениями, элементами корригирующей гимнастики, психогимнастическими этюдами дети танцуют, поют, импровизируют. Оздоровительные мероприятия являются в своём роде «уроками здоровья». Поэтому общеразвивающие упражнения, комплексы корригирующей и дыхательной гимнастики активно используются педагогами и в физкультурной деятельности. Регулярно, в свободное от непосредственно образовательной деятельности время, с детьми проводятся подвижные игры в группе и на свежем воздухе.
Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе (дыхательная гимнастика, выполнение утренней гимнастики в форме ритмики, с использованием степ-платформ, статические упражнения, закаливающие процедуры, оздоровительный бег и пешие ежедневные прогулки, точечный массаж Ауглина и др.), способствующих формированию навыков здорового образа жизни, оказывающих положительное влияние на состояние здоровья воспитанников.

Создание оздоровительной предметной среды и жизненного пространства в групповых комнатах с целью обеспечения профилактико – оздоровительного эффекта в течение всего времени пребывания ребенка в условиях ДОУ.

В групповых комнатах созданы физкультурные уголки, оборудование и инвентарь которых подобраны с учетом возрастной адресованности, гигиенических и эстетических требований. Уголки расположены в доступном для детей месте. В каждой группе имеются символика, отражающая тематику физкультуры и спорта; иллюстративный материал для ознакомления детей с видами спорта, известными спортсменами города и страны (вырезки из газет, журналов, фотографий).

В каждой группе  имеется паспорт физкультурного уголка, картотека подвижных игр, необходимый спортивный инвентарь: мячи разные, скакалки, обручи, гимнастические палки, нестандартное физкультурное оборудование изготовленное руками педагогов и родителей.

Совершенствование профессионального мастерства педагогов посредством обобщения и распространения положительного опыта своей работы, роста их общей культуры.

Система методической работы ДОУ включает разные виды деятельности, ориентированные на осознание, апробацию и творческую интерпретацию инновационных подходов по здоровьесберегающим технологиям. Для реализации поставленных целей и задач являются актуальные подходы обновления содержания деятельности по созданию здоровьесберегающей среды в ДОУ, повышение качества здоровьесберегающей работы с детьми разных возрастных групп, ценности личностно-ориентированной, гуманистической педагогики и психологии.

Для реализации поставленных задач был составлен перспективный план работы в ДОУ:

  • Планирование и организация системы работы по повышению уровня теоретических знаний и практических умений педагогов ДОУ по использованию здорвоьесберегающих технологий в образовательном процессе, рекомендации по проведению различных видов гимнастик после сна, закаливающие мероприятия детей

  • Организация консультаций, проведение мастер-класса для педагогов и родителей

  • Организация и проведение спортивных праздников, соревнований

  • Подготовка картотек для воспитателей, составление рекомендаций для воспитателей по использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве ДОУ.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: «здоровьесберегающие технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья детей доу» iconТема: Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов
Здоровье детей – это главная и основная тема для всего человечества. В последние годы наблюдается значительное ухудшение здоровья...
Тема: «здоровьесберегающие технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья детей доу» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Здоровьесберегающие технологии — это шанс взрослых решить проблему сохранения здоровья детей неформально
Тема: «здоровьесберегающие технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья детей доу» iconШамина Татьяна Анатольевна здвр педагогический совет: «Здоровьесберегающие...
Тема сегодняшнего педсовета-«Здоровьесберегающие технологии в учебно – образовательном процессе»
Тема: «здоровьесберегающие технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья детей доу» icon«Инновационные формы работы на уроке музыки. Здоровьесберегающие технологии»
Сегодня перед школой стоит важная задача – создание условий для сохранения здоровья учащихся, т е разработка мер по здоровьесбережению,...
Тема: «здоровьесберегающие технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья детей доу» iconЗдоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов
В начальной школе внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи – сохранить здоровье ребенка,...
Тема: «здоровьесберегающие технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья детей доу» iconДоклад на тему: «Здоровьесберегающие технологии в школе»
Об актуальности такого подхода к образованию – технологического, с которым методисты, педагоги обращаются к новым для них понятиям...
Тема: «здоровьесберегающие технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья детей доу» iconКонспект урока по математике в 6 классе по теме: «Координатная плоскость»
Используемые педагогические технологии: обучение с помощью икт, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, элементы технологии...
Тема: «здоровьесберегающие технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья детей доу» iconМбоу «сош №28» г. Балаково Саратовской области Здоровьесберегающие...
«сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняя...
Тема: «здоровьесберегающие технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья детей доу» iconЗдоровьесберегающие технологии на уроках музыки
Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников существует уже достаточно давно. Здоровье ребенка, его физическое и психическое...
Тема: «здоровьесберегающие технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья детей доу» iconРеферат «Сохранение и укрепление здоровья актуальные проблемы нашей...
Коррекционно-восстановительная работа по предупреждению и сохранению здоровья учеников
Тема: «здоровьесберегающие технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья детей доу» iconМетодическая разработка классного часа
Здоровье – главная ценность в жизни любого человека. В последнее время в практику школ очень широко внедряются здоровьесберегающие...
Тема: «здоровьесберегающие технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья детей доу» iconЗдоровьесберегающие технологии на уроках руссого языка
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии...
Тема: «здоровьесберегающие технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья детей доу» iconЗдоровьесберегающие технологии на уроках географии
В современных условиях вопросы обеспечения здоровья учащихся в образовательный процесс школы входят в число приоритетных
Тема: «здоровьесберегающие технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья детей доу» iconПрограмма предпрофильного курса по биологии 8 класс: «человек и его здоровье»
Здоровье – главная ценность в жизни любого человека. В последнее время в практику школ очень широко внедряются здоровьесберегающие...
Тема: «здоровьесберегающие технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья детей доу» iconЗдоровьесберегающие технологии и их использование в начальной школе
Проблемы здоровья населения России, в частности, здоровья подрастающего поколения, являются причиной для беспокойства, как государственных...
Тема: «здоровьесберегающие технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья детей доу» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. N2


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск