Скачать 149.93 Kb.
|
Podrobnij konspekt Марина Цветаева. 1892 – 1941 Тема: жизнь и творчество Марины Цветаевой. Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Марины Цветаевой. Задачи: проанализировать антропоним поэта; познакомить с основными вехами жизни; дать представление об окружении поэта на протяжении всей жизни, познакомить с лирикой Цветаевой, создать атмосферу «погружения» в творчество мастера. Ход урока. Мои стихи – дневник. Моя поэзия – поэзия собственных имён. М. Цветаева
- Посмотрите на эпиграф, определите, о чем пойдет речь сегодня на уроке. - Сформулируйте тему урока. Тема урока. - Запишите число и тему урока в тетрадь. - Вы сейчас посмотрите слайд-шоу, посвященное М.Цветаевой, попытайтесь представить, каким человеком она была.
- Чтение стихотворения на фоне появляющихся фотографий Марины Цветаевой и звучащего вальса Е.Доги из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь». Идёшь на меня похожий, Глаза устремляя вниз…
Биограф 1: 26 сентября 1882 года, с субботы на воскресенье, в полночь на Иоанна Богослова родилась Марина Цветаева. Красною кистью Рябина зажглась… Рябина – это дерево, с которым олицетворяла себя Цветаева. Образ рябины сквозной темой проходит через всё её творчество. - Перед вами лежат ягоды (черные и красные кружочки), вы должны к концу урока закрепить их на рябине – дереве жизни Марины Цветаевой. Каждый ряд к концу урока собирает гроздь рябины. Какая она будет – чёрная или красная – зависит от вас. Биограф 2: Отец Марины, Иван Владимирович Цветаев, был человеком необыкновенно образованным. Профессор Московского университета, искусствовед и филолог, он лучшие годы жизни отдал музею, в котором разместилась уникальная коллекция гипсовых слепков – копий античных статуй, фрагментов Парфенона, романской и готической архитектуры. Впоследствии Иван Владимирович стал директором Румянцевского музея и основателем музея изящных искусств. Именно он познакомил Марину с историей и культурой Эллады, с её нравами и обычаями, мифами и легендами. Сюжеты и образы античности встречаются во многих произведениях Марины Цветаевой. Биограф 1: Мать, Мария Александровна Мейн, происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи, была талантливой пианисткой, которой восхищался Антон Рубинштейн. Свою недолгую жизнь она посвятила музыке и детям. В автобиографической прозе Марины Цветаевой «Мать и музыка» (1934 г.) есть такие слова: «Когда вместо желанного, предрешенного, почти приказанного сына Александра родилась только всего я, мать, самолюбиво проглотив вздох, сказала: «По крайней мере, будет музыкантша». Когда же моим первым, явно бессмысленным … словом оказалось «гамма», мать только подтвердила: «Я так и знала», - и тут же принялась учить меня музыке… После смерти матери (в 1906 г.) я перестала играть. Не перестала, а постепенно свела на нет». Ей оставалось одно – быть поэтом. Чтение стихотворения: Моим стихам, написанным так рано… Учитель. Имя человека – тайна, чудо, до сих пор не раскрытое и не разгаданное, хотя многие учёные и поэты пытаются найти эту разгадку, размышляя о связи имени с характером, судьбой, личностью человека. Павел Флоренский, ученый-философ и священник, в 1923-26 годах создал книгу «Имена», где, размышляя о связи имен и людей, говорил: «По имени и житие… Звук имени и вообще словесный облик имени открывает далекие последствия в судьбе носящего это имя». Сегодня на уроке мы проанализируем личное имя поэта, поговорим о личности М.Цветаевой, о наиболее значительных встречах и событиях, произошедших в её жизни. - Пока звучит стихотворение, выполните задание на листочке: составьте из букв, входящих в имя «Марина Ивановна Цветаева» как можно больше новых слов. Запишите, что у вас получились. Чтение стихотворения: Кто создан из камня, кто создан из глины… - Прочитайте слова, которые у вас получились. Вставка круга. По кругу написано Марина Ивановна Цветаева. Слова, связанные с темами
- Какие ассоциации вызывает у вас имя Марины Ивановны Цветаевой? Почему? - В течение урока подумайте, нашла ли «эмблема» имени подтверждение в жизни Марины Цветаевой? - К концу урока подготовьте ответ на вопрос: можно ли назвать поэзию Марины Цветаевой напряженным монологом-исповедью? Продолжим наш рассказ о поэте. Литературовед 1: Взрослела Марина, а вместе с ней креп и её талант. В 1910 году тайком от всех восемнадцатилетняя девушка выпустила свой первый поэтический сборник «Вечерний альбом». Он стал для Марины историей её законченного детства. Для нас он интересен как книга – предвестник будущей Марины Цветаевой. Книга понравилась взыскательному Валерию Брюсову. А живший в Москве поэт и критик Максимилиан Волошин ещё более решительно одобрил вышедший сборник, оценив в цветаевских стихах главное - искренность: «Это очень юная и неопытная книга, её нужно читать подряд, как дневник, и тогда каждая строчка будет понятна и уместна. Автор её владеет не только стихами, но и чёткой внешностью внутреннего наблюдения. Невзрослый стих Марины, иногда неуверенный в себе и ломающийся, как детский голос, умеет передать оттенки, недоступные стиху взрослому. «Вечерний альбом» - это прекрасная книга, исполненная истинно женским обаянием». В Волошине, «любимом и родном Максе», Марина Цветаева нашла друга на всю жизнь. Чтение отрывка из стихотворения М.Волошина. К вам душа так радостно влекома… …Ваша книга странно взволновала – В ней сокрытое обнажено, В ней страна, где всех путей начало, Но куда возврата не дано. Помню все: рассвет сиявший строго, Жажду сразу всех земных дорог, Всех путей… И было все… так много! Как давно я перешел порог! Кто Вам дал такую ясность красок? Кто Вам дал такую точность слов? Смелость всё сказать: от детских ласок До весенних новолунных слов? Ваша книга – это весть «оттуда», Утренняя, благостная весть… Я давно уж не приемлю чуда… Но как сладко слышать: «Чудо есть!» Литературовед 2: Как поэт и как личность Марина Цветаева развивалась стремительно. За «Вечерним альбомом» последовали ещё два сборника стихотворений: «Волшебный фонарь» (1912 г.) и «Из двух книг» (1913 г.), изданный при содействии Сергея Эфрона. Биограф 2: Марина была человеком, не любившим своей внешности. Не любила она и говорить о ней. Но послушайте, что пишет о Марине её дочь в своих воспоминаниях: «Моя мать была невелика ростом – 163 см, с фигурой египетского мальчика. Строгая осанка была у неё: даже склоняясь над письменным столом, она хранила «стальную выправку хребта». Волосы её, золотисто-каштановые, рано начали седеть. Светлы и немеркнущи были глаза – зелёные, цвета винограда. Лицо было полно постоянного внутреннего напряжения, движения, потаенной выразительности, изменчиво и насыщено оттенками, как небо и вода…». Такой была Марина. Слово учителя. Марина Цветаева и Сергей Эфрон встретились 5 мая 1911 г. на пустынном коктебельском побережье, куда Марина приехала вместе с сестрой Асей по приглашению Волошина. В Коктебеле решилась Маринина судьба. Это произошло в самом начале мая… она собирала камешки на морском берегу. Он стал помогать ей – красивый грустный юноша с огромными глазами. Взглянув в них, Марина загадала: если он найдет и подарит ей сердолик, то она выйдет за него замуж. Конечно, сердолик он нашел сразу же, на ощупь, ибо не отрывал серых глаз от её зелёных. Вложил ей в ладонь розовый крупный камень, который Марина хранила всю жизнь. Обвенчались Марина Цветаева и Сергей Эфрон 27 января 1912 года. Эфрон подарил ей кольцо, на внутренней стороне которого были выгравирована дата свадьбы и имя Марина. Чтение стихотворения. Я с вызовом ношу его кольцо!.. Биограф 3: В октябре того же, 1912 года, у Марины и Сергея родилась дочь, её назвали Ариадна, Аля, в честь героини греческой легенды о Минотавре. «Я назвала её Ариадной вопреки Сереже, который любит русские имена, папе, который любит имена простые, друзьям, которые считают, что это салонно… Назвала от романтизма и высокомерия, которые руководят всей моей жизнью». С самых первых лет жизни Али Марина начала узнавать в ней себя, уже взрослую. Дочь стала центром её внимания и любви. Чтение стихотворения: Ты будешь невинной, тонкой, Прелестной – и всем чужой… Слово учителя: В триединство цветаевской любви входили тогда трое известных русских поэтов-современников. Каждому из них она посвятила по нескольку стихотворений. - Постарайтесь, по отрывкам стихотворений узнать, о ком идёт речь. Назовите имя поэта. 1) Он был её поэтическим кумиром, единственным поэтом, которого она чтила не как собрата по ремеслу, а как божество от поэзии. Цветаева видела его дважды, во время его выступлений в Москве 9 и 14 мая 1920 года. Своё преклонение перед поэтом, которого она называла «сплошной совестью», Цветаева пронесла через всю жизнь, создав целый цикл, который называется «Из стихов к Блоку». Остановимся на одном из самых известных. Чтение стихотворения. Имя твоё – птица в руке, Имя твоё – льдинка на языке… - Как вы думаете, почему Цветаева говорит, что в фамилии Блока пять букв? - С каким историческим процессом это связано? С реформой русского языка в 1917 – 1918 гг. В начале ХХ века писалось так: «Блокъ». До реформы 1917-18 гг. ъ ставился в конце слов для обозначения твёрдости конечной согласной фонемы: сынъ, объ этомъ, слоговъ и т.д. 2) В середине двадцатых годов ХХ века у Марины Цветаевой пробуждается особенный интерес к лирике этой поэтессы. В её поэтической манере Цветаева почувствовала глубоко родственную душу. Чтение стихотворения: Анне Ахматовой Узкий, нерусский стан – Над фолиантами… 3) Он пленил Цветаеву высокой степенью словесного совершенства. «Если существует Бог поэзии, - писала Марина, - то Мандельштам – его гонец. Он доносит до людей божественный голос точным и чистым». В своей увлеченности Мандельштамом Цветаева пишет стихи, которые читаются как пылкие и нежные признания в любви и перекликаются друг с другом вопреки всем бесконечным верстам годов и разлук. Чтение стихотворения: Никто ничего не отнял – Мне сладостно, что мы врозь!.. Литературовед 2: Многие стихи, которые написаны в 1914 – 1921 гг., вошли в поэтические сборники «Вёрсты»: «Вёрсты» (стихи 1916 г.) и «Вёрсты – 2» (стихи 1917 – 1920 гг.). Обе книги оказались непонятыми читателями. Даже Осип Мандельштам, любивший и глубоко ценивший Марину как поэта, в статье «Литературная Москва» дал резкий отзыв о её стихотворениях, подчеркнув «несвоевременность субъективно-лирической поэзии в эпоху исторических катаклизмов». Характерные мотивы лирики Цветаевой того времени – темы отверженности, бездомности, сочувствия гонимым – подкрепляются реальными обстоятельствами жизни поэтессы. В 1918-22 гг. вместе с малолетними детьми (в апреле 1917 г. у неё рождается дочь Ирина) она находится в революционной Москве. Не было денег. Все, что можно было продать, – продано. Все, что можно было сжечь, чтобы не замерзнуть, – сожжено. В огромном городе моём – ночь. Из дома сонного иду – прочь. И люди думают: жена, дочь – А я запомнила одно: ночь. Биограф 1: Нищета, голод, смерть окружали Цветаеву в те годы. Она отдала детей в Кунцевский приют, чтобы хоть как-то спасти их от голода, но голод был и в приюте. Аля там тяжело заболела, и мать забрала её домой – «пока мама билась со мной и меня выхаживала, Ирина умерла в приюте – умерла с голоду» (А.Эфрон) Самое страшное – смерть маленькой дочери – тоже отразилось в стихах. Это исповедь матери, которая не смогла спасти двух дочерей и спасла только одну! Чтение стихотворения: Две руки, легко опущенные На младенческую голову!.. Учитель: В то время как ее муж С.Я. Эфрон сражается в белой армии, Марина Цветаева в красной Москве пишет стихотворения, полные сочувствия белому движению, которые и составили цикл «Лебединый стан», созданный в 1917 – 1920 гг. Как оказалось, не только о чувствах могла писать Марина Цветаева. Церковная Россия, Москва, юнкера, убитые в Нижнем Новгороде, Корнилов, белогвардейцы – вот образы этого сборника. Революция и гражданская война прошли сквозь сердце Цветаевой. Пришло понимание, как прозрение: больно всем – и белым, и красным! Чтение стихотворения: Ох, грибок ты мой, грибочек, белый груздь!.. Биограф 2: Долгое время Цветаева не имела известий о муже. 1 июля 1921 г. она получает письмо от Сергея: «Мой милый друг, Мариночка, … наша встреча с Вами была величайшим чудом, ещё большим чудом будет наша встреча грядущая…» Марина записала в тетради: «С сегодняшнего дня – жизнь. Мой Серёженька! Если от счастья не умирают, то во всяком случае каменеют. Я верю в чудо, Серёжа!» Она ещё не знала, что должен пройти год, чтобы они встретились. В мае 1922 г. Марина Цветаева вместе с дочерью покинула Россию, направившись в Прагу, где находился Сергей Эфрон, порвавший с «белым движением» и ставший студентом университета. Начинается эмигрантское существование Цветаевой. Учитель: За границей семья Цветаевой жила и в Берлине, и в Праге, и в Париже, но все её помыслы и надежды были устремлены на родину. Россия была её болью. Многие стихотворения эмигрантского периода наполнены тоской по родине, куда стремилась она всей душой. У Марины Цветаевой есть стихотворение, написанное в 1934 году, которое начинается Тоска по родине! Давно Разоблаченная морока! Мне совершенно всё равно – Где совершенно одинокой Быть… И заканчивается оно пронзительными словами: Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст, И всё – равно, и всё – едино. Но если по дороге – куст Встаёт, особенно рябина… Марина пытается решить мучительную для себя проблему: «Можно ли вернуться в дом, который – срыт?», «Той России – нету, как и той меня». Учитель: Кратковременное пребывание в Берлине, три года в Праге, с 1925 – Париж, отмеченное постоянной нехваткой денег, бытовой неустроенностью, непростыми отношениями с русской эмиграцией, возрастающей враждебностью критики. Марина, всегда искавшая собеседников и друзей, нашла друга в Пастернаке. Стихи его поразили Цветаеву родством с её собственной душой. Но Пастернак жил в России, Цветаева – в Берлине. Чтение стихотворения: Рас-стояние: версты, мили… Анализ стихотворения. Пастернак сыграл в жизни Цветаевой большую роль, сравнимую лишь с ролью Волошина – в юности или с ролью Блока. Пастернак и Цветаева были романтиками в стихах, в письмах, в жизни. Если мы говорим с вами о том, что жизнь поэта находит своё отражение в стихах, то давайте подтвердим или опровергнем эту мысль на примере стихотворения, посвященного Борису Пастернаку. - Прочитайте стихотворение вслух, проанализируйте его по следущим параметрам: от пунктуации – к семантике – к теме стихотворения. Особую роль в стихотворениях Цветаевой играет авторская пунктуация. - Назовите, какие вы знаете знаки препинания? - Обратите внимание на пунктуацию этого стихотворения. - Посчитайте, какие знаки и сколько раз использованы в тексте. , – 12 – – 11 … – 5 . – 3 : – 3 ! – 2 ? – 1 ( ) – нет - Какие знаки встречаются чаще всего, какой не встречается ни разу? Запятая, тире, не встречается точка с запятой. Точку с запятой Цветаева не любила. Запятая понятно, это самый частотный знак препинания. - Но, как вы думаете, почему тире? Тире в пунктуации Цветаевой – самый ёмкий знак. Он выполняет две основные функции: отделяет и разделяет. В письме Марины Цветаевой к Ш.Вильдраку есть такие слова: «Я пишу, чтобы добраться до сути, выявить суть; вот основное, что я могу сказать о своем ремесле». Для стихотворений зрелой Цветаевой характерна напряжённость, стихотворение как бы рвется наружу, отражая внутреннее состояние автора. Если убрать тире, многоточие, курсив, знак ударения, то исчезнет эмоциональность, изменится характер интонации и произойдет обеднение смысла. - Ещё раз внимательно прочитайте стихотворение. Назовите ключевые слова. Расставили, рассадили, расклеили, распаяли, распяли, развели, рассорили, рассорили, расслоили, расселили, расстроили, растеряли, рассовали, разбили. - Какой художественный прием использует М.Цветаева в этих словах? Обратите внимание на строение слов. Прием семантизации морфем (выявление смысла, значение языковой единицы). - С какой целью М.Цветаева использует этот прием? Обыгрывая значение морфемы, она тем самым привлекает внимание читателя к лексическому значению слова. - Какое значение имеет приставка рас-? Передает боль утраты, ощущения горя от насильственной разлуки с близким человеком. Здесь приставка рас- имеет значение «деления на части, разъединения, движения в разные стороны». - Как вы думаете, почему используется графический разрыв в словах? Во-первых, выделяет ключевые по смыслу приставки. Во-вторых, как бы показывает тем самым авторское неприятие той части слова, которое несет значение «утраты, разъединения». Литературовед 1: 17 лет провела в эмиграции Марина Цветаева. Свою любовь к России она постаралась передать «вымечтанному» сыну, родившемуся 1 февраля 1925 года. Георгий, Мур – так называли его дома. Цветаева была уверена: для русского человека в отрыве от России не будет счастья. Лучшие поэтические произведения эмигрантского периода: последний прижизненный сборник стихов «После России 1922-1925», 1928; «Поэма горы», «Поэма конца», обе 1926; лирическая сатира «Крысолов», 1925-26; трагедии на античные сюжеты «Ариадна», 1927, опубликована под названием «Тезей», и «Федра», 1928; последний поэтический цикл «Стихи к Чехии», 1938-39, при жизни не публиковался. Этим произведениям присущи философская глубина, психологическая точность, экспрессивность стиля. Биограф 1: В 1939 году Цветаева вернулась наконец на родную землю. Дочь Ариадна уехала в СССР ещё в марте 1937 года. Муж, Сергей Эфрон, ради возвращения на родину ставший агентом СССР за границей, оказавшись замешанным в заказном политическом убийстве, бежит под чужим именем из Франции в Москву в октябре 1937 г. Летом 1939 г. вслед за мужем и дочерью Цветаева с сыном Муром приезжает в СССР. Именно тогда в нашей стране наступило время жестокого и беспощадного террора. Сергей Яковлевич и Аля были обвинены в измене Родине и арестованы. Сергей Эфрон расстрелян в 1941 г., Ариадна после пятнадцати лет репрессий была в 1955 году реабилитирована. Биограф 2: Марина ничего не знала о судьбах мужа и дочери. Она пишет письма Л.П.Берии, П.А.Павленко, заявление в следственную часть НКВД, но безрезультатно. Сама Цветаева не могла найти ни жилья, ни работы. Она скиталась по чужим углам, ездила с передачами то к дочери, то к мужу. Она продолжала трудиться: готовила сборник, много переводила – её стихи не печатались. Отъединение сына, болезненно пережившего страшные беды, выпавшие на их долю, резко усугубляло одиночество Марины. В августе 1941 г. Марина Ивановна Цветаева, которого она безумно боялась потерять, уехали в эвакуацию в Елабугу на Каме. Там найти работу оказалось ещё труднее, чем в Москве. В архиве Союза писателей Татарии сохранилось отчаянное письмо Цветаевой, где она предлагала свои услуги по переводу с татарского в обмен на мыло и махорку. Ей не ответили, так как Союз писателей Татарии был тогда арестован в полном составе и там оставался только завхоз. Учитель: Последней надеждой оставалась работа в Чистополе, где жили эвакуированные московские литераторы. Там скоро должна была открыться столовая, и Цветаева написала следующее заявление: В Совет Литфонда. Прошу принять меня на работу в качестве судомойки в открывающуюся столовую Литфонда. М.Цветаева. 26 августа 1941 года В трудоустройстве Марине Цветаевой было отказано. А 31 августа 1941 г. она пишет три записки – сыну, писателям и Н.Н.Асееву с просьбой не оставить её сына. Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але – если увидишь, - что любила их до последней минуты, и объясни, что попала в тупик. 31 августа 1941 года Марина Ивановна Цветаева покончила с собой. Место её захоронения на кладбище в Елабуге точно не известно. Уже в послесталинское время сестра Марины Анастасия Ивановна установила на этом кладбище небольшой крест с надписью: «В этой стороне кладбища похоронена Марина Ивановна Цветаева – род. 26 сент. ст.ст. 1892 в Москве – 31 августа нов.ст. 1941 в Елабуге». Сын Цветаевой – Георгий через три года погиб на войне. У Евгения Евтушенко есть замечательное стихотворение, которое он написал в 1970 году, посетив Елабугу, дом, в котором жила М.Цветаева. Стихотворение называется «Елабужский гвоздь». Я вам прочитаю последние четыре строчки: Бабушка, страшно мне в сенцах и в комнате. Мне бы поплакать на вашем плече. Есть лишь убийства на свете – запомните. Самоубийств не бывает вообще. - Пока звучит музыка, соберите грозди рябины. По завершению музыкальной композиции, обоснуйте своё решение: жизнь Марины Цветаевой – это рябина … красная или чёрная?. Музыкальная вставка. Звучит песня в исполнении А.Пугачевой «Уж сколько их упало в эту бездну…» Уж сколько их упало в эту бездну…
Сегодня на уроке мы проделали большую и очень важную работу: побывали рассказчиками, слушателями, читателями и критиками, постарались проникнуть в духовный мир поэта, женщины, матери, изгнанницы. У нас получился коллективный исследовательский труд. Ответьте на вопрос, заданный в начале урока: - Нашла ли «эмблема» имени подтверждение в жизни Марины Цветаевой? - Как вы думаете, соответствует ли имя судьбе? Вновь появляется слайд (или рисунок), где по кругу написан антропоним: Марина Ивановна Цветаева. Слова, связанные с темами
Выводы: да, имя, данное человеку с рождения, во многом, как нам показалось, определяет характер и судьбу человека. Но в заключение хотелось бы привести слова Бориса Хигира: «Имя как бы создаёт костяк человека, на который времена года лишь наносят свои краски. Но власть имён не фатальна. Многое дано человеку для развития, борьбы со своими пороками».
- семантизации морфем; - использования эллипсов; - стиховых переносов; - вставных конструкций. Литература:
|
Поэтический мир Марины Цветаевой Урок-новелла Учитель. На прошлом уроке мы познакомились с биографией Марины Ивановны Цветаевой, проверим качество усвоения материала. Вопросы... | Урок литературы. Тема. Поэтический мир Марины Цветаевой Цель урока: рассказать об основных темах и мотивах цветаевской лирики, особенностях лирической героини стихотворений, дать ключ в... | ||
Рефератов и презентаций Жизнь и творчество русских писателей А. С. Пушкин «Повести Белкина» Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова Жизнь и творчество И. А. Крылова Басни И. А. Крылова Басни Жана... | Урок литературы в 11 классе Тема урока «Громада» любви Марины Цветаевой» Стимулировать эмоционально-эстетическое восприятие поэзии, личностное отношение к художественному тексту | ||
Программа элективного курса «Цветаевский класс» В 2012 году М. Цветаевой исполняется 100 лет со дня рождения. Имя Марины Цветаевой известно во всем мире. Истинно русский Поэт, она... | Е. О. Айзенштейн // Звезда. 1999. № С. 205 212 Статьи из периодических изданий, посвященные жизни и творчеству Марины Цветаевой и её семье | ||
Разработка урока по литературе на тему: «Поэтический мир Марины Цветаевой» Муниципальное образовательное учреждение Староюрьевская средняя общеобразовательная школа | Поэзия Марины Ивановны Цветаевой. (реферат) Сорбонне курса истории старофранцузской литературы. Всё это, несомненно, сказалось на формировании личности | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конкурс уроков и методических разработок для проведения уроков в образовательных учреждениях по произведениям Марины Цветаевой | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Литературная гостиная «Красною кистью рябина зажглась», посвящённая 120-летию Марины Цветаевой-8-е-11кл, актовый зал на 7 уроке | ||
Конспект урока по литературе тема: «Творчество М. Ю. Лермонтова,... План-конспект урока по теме : «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество поэта. «Бородино»» | Литературная гостиная «Красною кистью рябина зажглась…» (по творчеству... Встреча с поэтом. Поэтом, для творчества которого характерен романтический порыв, страстный протест против всего "нечеловеческого",... | ||
Электронные образовательные ресурсы для учащихся Лев Николаевич Толстой (Война и Мир), Федор Михайлович Достоевский (Преступление и наказание, Идиот). Большое собрание стихотворений... | Конспект урока тема урока А. С. Пушкин. Жизнь и творчество. Тема... Мбоу «Алексеевская средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов» Алексеевского муниципального... | ||
Рассказать об основных темах и мотивах цветаевской лирики Портрет М. Цветаевой, рядом цветы и гроздья рябины, книги о Цветаевой и сборники её стихотворений, ноты романсов, кассета с романсом... | План-конспект урока по теме : «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество... План-конспект урока по теме : «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество поэта. «Бородино»» |