Скачать 47.69 Kb.
|
Хаецкая С.А. Ростовский государственный университет путей сообщения Концептуальные аспекты гражданской культуры в современной гуманитарной науке как основа стратегии формирования социально активной личности Современный этап развития российского общества, характеризующийся формированием нового типа социальных отношений, развитием принципов демократии и национального самосознания, возникновением новых культурных феноменов, выдвигает ряд актуальных задач в сфере образования и воспитания. Внимание к проблеме становления личности гражданского общества, ее места и роли в системе субъектов общественного процесса является предметом исследования широкого круга гуманитарных наук, таких как социология, политология, правоведение, культурология, психология и педагогика. Педагогические исследования, посвященные изучению психологии личности современного общества, состояния социального мышления российского студенчества [1, 3] позволяют обозначить наличие комплекса противоречий, характеризующих гражданскую позицию современной молодежи. Основными из них являются следующие: – большинство студентов считают необходимым участвовать в политической жизни страны, но это не может быть свидетельством высокого интереса к политике, так как студенческая молодежь России относится к числу социальных групп со сравнительно низким уровнем политического участия; – в вопросах политической и общественной жизни у студентов отсутствуют навыки целенаправленного поиска «стратегической» информации и ее анализа; – в социальных настроениях молодежи господствует психология «самостоятельной индивидуальности», для которой характерны «раскрепощенная энергетика личной независимости и гражданской свободы, чувство собственного достоинства и чести и, одновременно с тем, груз индивидуальной ответственности и долга, установка на всемерную активность и предусмотрительность, вытекающие из необходимости полагаться в этом огромном и изменчивом мире только (или прежде всего) на самого себя» [3, 42]. Разработка стратегии формирования гражданской культуры невозможна без анализа ее основополагающих аспектов, позволяющих определить принципы отношений феномена гражданской культуры и ее субъектов, в частности, студенческой молодежи. Происходящие изменения в характеристике личности выпускников вузов необходимо использовать в разработке целей и методов воспитания, которые должны основываться на развитии индивидуальных внутренних этических императивов, нравственных принципов и моральных установок. В гуманитарных науках XX столетия гражданская культура предстает как баланс (синтез, комплекс) культур: правовой, политической, экономической, демократической, духовной, нравственной. В то же время инвариантным аспектом гражданской культуры выступает система ценностей, позволяющих человеку осознать свои права и обязанности, а также эффективно взаимодействовать в социальной среде. Включение в систему современного воспитания и образования студентов вузов таких основополагающих аспектов гражданской культуры как приверженность к политической системе и чувство политической общности, подчинение конфликтов ориентациям на сплоченность и соблюдение общих норм политического этикета, умение граждан пользоваться своими правами и свободами, патриотизм, осознание ценности человеческого существования, нравственный суверенитет личности нацелено на стабилизацию как политической, так и социально-экономической сферы отношений в меняющихся условиях современной жизни. Многообразие аспектов гражданской культуры позволяет выявить различные ценностные ориентации воспитания – политические, правовые, социальные, научно-теоретические и практические, эстетические и нравственные, что диктует необходимость комплексного подхода в формировании социально-активной личности студента. Содержательные составляющие названных ориентаций сближаются между собой сущностными характеристиками. При этом объединяющим фактором в условиях учебно-воспитательного процесса является коммуникативный (диалогический) компонент. Он реализуется не только посредством использования широкого круга педагогических технологий, основанных на господстве диалогических принципов, но и в самой практической направленности стратегии формирования гражданской культуры, поскольку решение политических и общественных проблем возможно только на основе общения. Диалогические основы гражданской культуры проявляются как в отношениях «по горизонтали», то есть в социальной среде между гражданами (что отражено в таких аспектах рассматриваемого феномена, как навыки социального взаимодействия в ходе реализации гражданской активности, социальное доверие и сотрудничество, способность к диалогу, консенсусу, сотрудничеству в общегражданских целях и др.), так и «по вертикали», то есть во взаимодействии с государственными структурами. Следовательно, гражданская культура, реализующаяся посредством диалогического общения, предполагает наличие таких аспектов, как умение слышать собеседника и уважать его право на собственное мнение, критически оценивать и интерпретировать полученную информацию, а также формулировать собственные суждения относительно социальной действительности. Диалог в свою очередь выступает средством формирования общезначимых ценностей гражданской культуры, таких как достоинство, терпимость, индивидуальность, справедливость. Таким образом, в начале XXI века система содержательно-структурных компонентов гражданской культуры сохраняет опору на фундаментальные ценности личности, как в сфере политических интересов, так и в области социальных отношений, служит базой для осознания и реализации демократических норм и обязанностей, а также регулирует групповые действия по защите общественных интересов. Все это призвано утвердить самоценность личности выпускника вуза, повысить его статус в обществе, осознать свою значимость и влиятельность, главенство своих прав и интересов, а также почувствовать себя полноценным участником гражданской и политической жизни общества. Вместе с тем, будучи активным субъектом гражданской культуры, российский студент будет способен преодолевать социальные противоречия, вырабатывать и реализовывать совместные с другими гражданами действия с тем, чтобы обеспечить воспроизводство жизни общества и государства. Социальная активность молодежи является залогом эффективного взаимодействия с властными структурами по поводу разрешения социальных и нравственных вопросов, урегулирования конфликтов и противоречий, неизбежных в социальной среде, а также основой эффективности социализации личности с целью достижения индивидуальной успешности и стабильности общества. Литература:
|
Юнармейское движение как средство формирования социально активной личности Воспитание истинного патриотизма через деятельность военно-спортивного клуба «Лидер» 9 | Леушинская средняя общеобразовательная школа исполнитель Цель: воспитание здоровой, творческой личности с социально-активной гражданской и жизненной позицией, адаптированной к социуму и... | ||
Оценка социально-экономического потенциала регионов как основа формирования... Ой из ключевых проблем является наличие серьезных диспропорций социально экономического развития регионов. Возникает задача разработки... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Ученик–Учитель–Родители–Общественность» с целью формирования активной гражданской позиции ученика, адаптированного к современной... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Целью изучения истории социально-гуманитарной мысли является ознакомление студентов с основными идеями мировой социально – гуманитарной... | План урока. I. Организационный момент Все это требует развития коммуникативных возможностей современного человека. Поэтому неслучайно в гимназии киммуникативному воспитанию... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: формирование социально-ориентированной личности, способной к сопереживанию, эмпатии, проявлению активной гражданской позиции,... | О проведении городского конкурса творческих работ, посвященных Дням... С целью формирования у учащихся общеобразовательных школ активной гражданской позиции, воспитания патриотизма, развития интеллектуального... | ||
Московского района г. Казани программа «Школа здоровья» Создание и реализация в образовательном пространстве школы системы формирования здорового образа жизни, обеспечивающей становление... | О проведении городского конкурса творческих работ, посвященных Дням... Во исполнение плана работы управления образования, с целью формирования у учащихся общеобразовательных школ активной гражданской... | ||
Положение экологического форума «Устойчивое развитие. Актуальные... Экологический форум посвящен проблемам формирования социально-значимой экологической природоохранной и исследовательской деятельности... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Далее – Конкурс проводится с целью развития интереса к избирательному праву и избирательному процессу, формирования у будущих избирателей... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Миссия мбоу дод дома детского творчества обеспечение доступных и качественных дополнительных образовательных услуг в интересах формирования... | Публичный доклад Работа образовательного учреждения за 2012-2013 учебный год Будет способствовать становлению выпускника как успешной социально-активной, физически здоровой и конкурентно способной личности | ||
На основе использования культурно-исторического пространства города Социальное творчество молодежи – одно из условий формирования активной гражданской позиции | Анализ работы Дома детского творчества за 2013 год Миссия мбоу дод дома детского творчества обеспечение доступных и качественных дополнительных образовательных услуг в интересах формирования... |