Рабочая программа по курсу «Искусство» (Музыка и изо) для 8-9 классов





НазваниеРабочая программа по курсу «Искусство» (Музыка и изо) для 8-9 классов
страница1/5
Дата публикации25.09.2013
Размер0.58 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа
  1   2   3   4   5
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №24» г. Кемерово

Согласовано

на Методическом Совете

протокол №3

от «06» февраля 2013г.



Утверждаю. __________

Директор МБОУ «СОШ №24» приказ № 26а от «13» 02. 2013г.

Руководитель м/о___________

Рабочая программа

по курсу «Искусство» (Музыка и ИЗО)

для 8-9 классов

Составитель:

Артамонова Елена

Александровна, учитель

изобразительного искусства

2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая учебная программа по курсу «Искусство» (Музыка и ИЗО) для 8-9 классов

разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по Искусству, примерной программы основного общего образования по «Искусству», на основе концепции авторской программы Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской «Искусство 8-9 классы», авторы программы «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы»; «Изобразительное искусство 5-9 класс », автор программы Б.М.Неменский, Москва, Просвещение, 2012 год.

В соответствии учебным планом школы в 8-9 классах на учебный предмет «Искусство» (Музыка и ИЗО) отводится 70 часов, 1 час в неделю.

Содержание программы дает возможность реализовать основные

цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:

развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;

— воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников;

— формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;

— приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;

— овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.

Цель программы — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Задачи реализации данного курса:

— актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

— культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

— формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

— углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;

— воспитание художественного вкуса;

— приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;

— формирование умений и навыков художественного самообразования.

Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.

При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, техно-логии, информатики. Знания учащихся об основных видах и о жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства; применять художественно-выразительные средства разных искусств в своем творчестве.

Примерный художественный материал, рекомендованный программой, предполагает его вариативное использование в учебно-воспитательном процессе, дает возможность актуализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих этапах обучения по предметам художественно-эстетического цикла.

На конкретных художественных произведениях (музыкальных, изобразительного искусства, литературы, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и специфика каждого из них.

Результаты освоения программы «Искусство»

Изучение искусства и организация учебной, художественно-творческой деятельности в процессе обучения обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально-духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать учебные, художественно-творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развиваются воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.

В результате освоения содержания курса происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.

Предметными результатами занятий по программе «Искусство» являются:

•освоение/присвоение художественных произведений как духовного опыта поколений; понимание значимости искусства, его места и роли в жизни человека; уважение куль-туры другого народа;

•знание основных закономерностей искусства; усвоение специфики художественного образа, особенностей средств художественной выразительности, языка разных видов искусства;

•устойчивый интерес к различным видам учебно-творческой деятельности, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.

Выпускники основной школы научатся:

• воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искусства;

• понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, представленных в произведениях искусства, делать выводы и умозаключения;

• описывать явления музыкальной, художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;

• структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и навыки в каком-либо виде художественной деятельности; решать творческие проблемы.

Метапредметными результатами изучения искусства являются освоенные способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:

•сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры;

•работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

•культурно-познавательная, коммуникативная и социально-эстетическая компетентности.

Межпредметные связи.

В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства и их взаимодействие с художественными образами других искусств: литературы - прозы и поэзии, изобразительного искусства - живописи и скульптуры, архитектуры и графики, книжных иллюстраций и др., театра – оперы и балета, оперетты и мюзикла, рок - оперы, а так же кино.

Требования к уровню подготовки учащихся:

Выпускники научатся:

  • ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и ложные ценности;

  • организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы их достижения;

  • мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;

  • воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.

Личностными результатами изучения искусства являются:

  • развитое эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству и жизни;

  • реализация творческого потенциала в процессе коллективной (или индивидуальной) художественно-эстетической деятельности при воплощении (создании) художественных образов;

  • оценка и самооценка художественно-творческих возможностей; умение вести диалог, аргументировать свою позицию.

Выпускники научатся:

  • аккумулировать, создавать и транслировать ценности искусства и культуры (обогащая свой личный опыт эмоциями и переживаниями, связанными с восприятием, исполнением произведений искусства); чувствовать и понимать свою сопричастность окружающему миру;

  • использовать коммуникативные качества искусства; действовать самостоятельно при индивидуальном выполнении учебных и творческих задач и работать в проектном режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих целей; проявлять толерантность в совместной деятельности;

  • участвовать в художественной жизни класса, школы, города и др.; анализировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности и соотносить их с поставленной задачей.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Освоение содержания основного общего образования по предмету «Искусство» способствует:

  • формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;

  • овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;

  • обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;

  • расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;

  • совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;

  • формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;

  • приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.

Опыт творческой деятельности, приобретаемый на занятиях, способствует:

  • овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;

  • определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;

  • совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.


Требования к уровню подготовки учащихся 8 -9 класса:

Обучение искусству в основной школе должно обеспечить учащимся возможность:

  • иметь представление о жанрах и стилях классического и современного искусства, особенностях художественного языка и музыкальной драматургии;

  • определять принадлежность художественных произведений к одному из жанров на основе характерных средств выразительности;

  • знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, художников, скульпторов. режиссеров и т.д, узнавать наиболее значимые их произведения;

  • размышлять о знакомом произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях;

  • давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;

  • исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;

  • выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;

  • использовать знания о музыке и музыкантах, художниках, полученные на уроках, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.

Обучение искусству в основной школе должно вывести учащихся на стандартный уровень знаний, умений, навыков.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

VIII КЛАСС

ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (19)
Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств.

Визуально - пластический язык и эстетическое содержание дизайна и архитектуры. Их место в семье пространственных искусств, взаимосвязь с изобразительном и декоративно-прикладным искусствами.

Архитектура как отражение социальных отношения и эстетических идеалов любого века, любого народа в форме бытовых, общественных и культурных зданий, роль архитектуры в организации пространственно-структурной среды города, во многом определяющей образ жизни людей. Дизайн – логическое продолжение вклада художника в формирование вечно - предметной среды, рукотворного мира: от одежды, мебели, посуды до машин, станков и т.д.

Дизайн и архитектура как создание «второй природы», рукотворной среды нашего обитания. Многообразие современной материально - вещевой среды. Единство целесообразности и красоты, функционального и художественного в лучших образцах архитектурного и дизайнерского творчества. Индивидуальные и коллективные практические работы.
Раздел 1: Художник - дизайн - архитектура.

Искусство композиции - основа дизайна и архитектуры

Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции или «Внесем порядок в хаос!»

Цвет - элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна.

Буква – строка – текст. Искусство шрифта.

Когда текст и изображение вместе. Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне.
Раздел 2: В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств. Объект и пространство

От плоскостного изображения к объемному макету.

Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.

Конструкция: часть и целое.

Важнейшие архитектурные элементы здания

Цвет в архитектуре и дизайне
Раздел 3: Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека

Город сквозь времена и страны

Город сегодня и завтра

Вещь в городе и доме.

Городской дизайн. Дизайн пространственно-вещевой среды интерьера.

Ты - архитектор.
Раздел 4: Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование

Мой дом - мой образ жизни.

Интерьер, который мы создаем.

Мода культура и мы.
Раздел 5: Жанровое многообразие музыки

Песня-самый демократический жанр музыкального искусства. Особенность песенной музыки.

Многообразие жанров народного песенного фольклора.

Духовное и светское песенное искусство.

Танцевальная музыка прошлого и настоящего.

Развитие танцевальной музыки.

Танец, его значение в жизни человека.

Особенности маршевой музыки. Многообразие жанров.

Марш, его значение в жизни человека.


Раздел 6: Музыкальный стиль – камертон эпохи
Музыкальный стиль.

Музыка эпохи возрождения.

Музыка эпохи барокко.

Музыка эпохи классицизма.

Музыка эпохи романтизма.

Музыка эпохи реализма.

Неоклассицизм и классический авангард.

Традиции и новаторство в музыке.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Раздел, тема урока

Количество часов

Из них

Контрольная работа

Практическая работа

1

Художник – дизайн – архитектура.

Искусство композиции - основа дизайна и архитектуры

5




5

1 .1

Основы композиции в конструктивных искусствах

Понятие линии и организация пространства

1




1

1.2

Цвет – элементы композиционного творчества. Свободные формы: линии и тоновые пятна

1




1

1.3

Буква – строка – текст. Искусство шрифта

2




2

1.4

Когда текст и изображение вместе

1




1


2

В мире вещей и зданий.

Художественный язык конструктивных искусств


4




4

2.1

Объект и пространство

Взаимосвязь объектов в архитектурном макете

1




1

2.2

Конструкция: часть и целое

1




1

2.3

Важнейшие архитектурные элементы здания

1




1

2.4

Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве

1




1

3

Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека

6




6

3.1

Город сквозь времена и страны

1




1

3.2

Город сегодня и завтра.

1




1

3.3

Вещь в городе и дома

1




1

3.4

Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещевой среды интерьера

1




1

3.5

Ты – архитектор

2




2

4

Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование

4




4

4.1

Мой дом – мой образ жизни

1




1




4.2

Интерьер, который мы создаем

2




2




4.3

Мода, культура и ты.

1




1




5

Жанровое многообразие музыки

8




8




5.1

Песня- самый демократический жанр музыкального искусства. Особенность песенной музыки

1




1




5.2

Многообразие жанров народного песенного фольклора

1




1




5.3

Духовное и светское песенное искусство

1




1




5.4

Танцевальная музыка прошлого и настоящего.

1




1




5.5

Развитие танцевальной музыки

1




1




5.6

Танец, его значение в жизни человека

1




1




5.7

Особенности маршевой музыки. Многообразие жанров

1




1




5.8

Марш, его значение в жизни человека

1




1




6

Музыкальный стиль –камерон эпохи

8




8




6.1

Музыкальный стиль

1




1




6.2

Музыка эпохи возрождения

1




1




6.3

Музыка эпохи барокко

1










6.4

Музыка эпохи классицизма

1










6.5

Музыка эпохи романтизма

1




1




6.6

Музыка эпохи реализма

1




1




6.7

Неоклассицизм и классический авангард

1




1




6.8

Традиции и новаторство в музыке

1




1




Итого


35 часа


Раздел 1: АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН – КОНСТРУКТИВНЫЕ ИСКУССТВА В РЯДЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ИСКУССТВ.

МИР, КОТОРЫЙ СОЗДАЕТ ЧЕЛОВЕКА

ХУДОЖНИК – ДИЗАЙН – АРХИТЕКТУРА. ИСКУССТВО КОМПОЗИЦИИ – ОСНОВА ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ (5 ч)

Возникновение архитектуры и дизайна на разные этапы общественного развития. Дизайн и архитектура как создатели «второй природы», рукотворной среды нашего обитания. Единство целесообразности и красоты ,

функционального и художественного.

Композиция как основа реализации замысла в любой творческой деятельности. Плоскостная композиция в дизайне. Элементы композиции в графическом дизайне : пятно, линия, цвет, буква, текст и изображения. основные композиционные приемы: поиск уравновешенности (симметрия и ассиметрия, динамическое равновесие), динамика и статика, ритм, цветовая гармония. Ритм и статика, движение, в музыке.

Разнообразные формы графического дизайна, его художественно - композиционные, визуально-психологические и социальные аспекты.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по курсу «Искусство» (Музыка и изо) для 8-9 классов iconРабочая программа по искусству представляет собой целостный документ,...
Б. М. Неменского, 4-е издание, М. Просвещение 2008 г. Данный предмет представлен двумя образовательными компонентами: «Искусство...
Рабочая программа по курсу «Искусство» (Музыка и изо) для 8-9 классов iconРабочая программа по предмету «Искусство (музыка и изо)» Музыка (5-6 классы)
Рабочая программа по предмету «Музыка» для основной школы предназначена для учащихся 5-6-х классов
Рабочая программа по курсу «Искусство» (Музыка и изо) для 8-9 классов iconРабочая программа по искусству (музыка и изо) в 8 9 классах, состоит...
Рабочая программа по искусству (музыка и изо) в 8 – 9 классах, состоит из двух блоков: музыка и изобразительное искусство
Рабочая программа по курсу «Искусство» (Музыка и изо) для 8-9 классов iconРабочая программа По курсу "Музыка"
Музыка: 1-4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е. Д. Крицкая, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2-е издание,...
Рабочая программа по курсу «Искусство» (Музыка и изо) для 8-9 классов iconРабочая программа Муллахметовой Раушании Эминовны, I квалификационная...
Музыка: 1-4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е. Д. Крицкая, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2007 год). Программа...
Рабочая программа по курсу «Искусство» (Музыка и изо) для 8-9 классов iconРабочая программа по учебному курсу изобразительное искусство 5-7 класс
Изо, примерной программе о среднего (полного)общего образования по изо, авторской программе «Изобразительное искусство и художественный...
Рабочая программа по курсу «Искусство» (Музыка и изо) для 8-9 классов iconРабочая программа мбоу «Монашевская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа по искусству изо для обучения в 4 классе создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального...
Рабочая программа по курсу «Искусство» (Музыка и изо) для 8-9 классов iconРабочая программа по музыке для 6 класса разработана на основе авторской...
Музыка: 1-4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е. Д. Крицкая, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2009 год). Программа...
Рабочая программа по курсу «Искусство» (Музыка и изо) для 8-9 классов iconРабочая учебная программа музыка
Музыка: 1-4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е. Д. Крицкая, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2007 год). Программа...
Рабочая программа по курсу «Искусство» (Музыка и изо) для 8-9 классов iconРабочая программа по изо для 5,6,7,8,9 классов составлена на основе...
Рф «Изобразительное искусство и художественный труд для 1-9 классов», автора – научного руководителя, член корреспондента апн ссср,...
Рабочая программа по курсу «Искусство» (Музыка и изо) для 8-9 классов iconРабочая учебная программа «Искусство» 8-9 класс 1час в неделю (всего...
Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Серге­ева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская....
Рабочая программа по курсу «Искусство» (Музыка и изо) для 8-9 классов iconМетодические рекомендации по реализации национально-регионального...
Нрк) для преподавание учебного предмета «Искусство» (для проведения уроков музыки 17 часов и уроков изо 17 часов), направленное на...
Рабочая программа по курсу «Искусство» (Музыка и изо) для 8-9 классов iconРабочая программа по изобразительному искусству 5, 6, 7, 8, 9 классы
Рабочая программа по изо для 5,6,7,8,9 классов составлена на основе государственной программы для общеобразовательных учебных заведений...
Рабочая программа по курсу «Искусство» (Музыка и изо) для 8-9 классов iconРабочая учебная программа учебного предмета «Музыка»
Музыка: 1-4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е. Д. Крицкая, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2007 год). Программа...
Рабочая программа по курсу «Искусство» (Музыка и изо) для 8-9 классов iconРабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка»
Музыка: 1- 4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е. Д. Крицкая, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2010 год)....
Рабочая программа по курсу «Искусство» (Музыка и изо) для 8-9 классов iconРабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка»
Музыка: 1-4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е. Д. Крицкая, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2008 год). Программа...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск