Скачать 42.3 Kb.
|
Конспект урокапо кубановедению.Тема: «Звенят надКубанью песниГригорияПономаренко».Выполнилаучитель СОШ №9 Лузина Татьяна Юрьевна. Цель: 1. Познакомить учащихся с творчеством Григория Пономаренко. 2. Развивать интерес к народному фольклору. Развивать познавательную активность детей, рассуждать, делать выводы. 3. Воспитывать любовь к искусству и своей малой Родине. Ход урока: 1. Организационный момент. 2. Вступительное слово учителя (звучит музыка). Кубань, Кубань - души моей отрада, Сияньем зорь налитые поля. Мне в целом мире ничего не надо, Твоя бы песня в вышине плыла. Песня - драгоценное богатство каждого народа. Жители Кубани любят петь. Они поют русские и украинские песни, в которых звучит то протяжная лирическая мелодия, то бодрый энергичный марш, то весёлая, удалая казачья пляска. А в предгорьях седого Кавказа широко разливаются вольные, затейливые напевы адыгейских песен. На Кубани много прекрасных песен, получивших всенародное признание. Они так прочно вошли в жизнь кубанцев, так часто исполняются, что уже как бы растворились в мелодиях родного края, превратились из авторских в народные. Именно так произошло, например, с «Песней о родной земле». Хорошо нам утром выйти в поле, Хорошо встречать рассвет на воле, И поёт душа о светлой доле, Песню родной земле Припев: Ой, да на Кубани зори ясны, Ой, да на Кубани вишни красны, Ой, да на Кубани под высоким небом Золотом горят хлеба!.. Слова этой песни написал В.Б. Бакалдин, а музыку - В.А. Лаптев. О некоторых композиторах хотелось бы рассказать особо. С их творчеством связаны наиболее яркие страницы в истории кубанской песни. 3. Работа над темой урока. Ученик читает стихотворение. Притихли лунные поляны, Притихли клены в вышине- Пономаренко на баяне Поет о милой стороне. Он шел на зов звезды в тумане, И плача сердцем, и греша. Над степью светлою Кубани Взлетела светлая душа… Ах, синеока, синеока, Что может песня натворить! И так на свете одиноко, Когда баян не говорит! Григорий Фёдорович Пономаренко (1921 - 1996) родился на Украине. В крестьянской семье Пономаренко музыкой особо не увлекались. Но был человек, который оказал огромное влияние на судьбу маленького Гриши. Дядя мальчика Максим Терентьевич Пономаренко был самобытным музыкантом и замечательным мастером: никто лучше него не умел настраивать и восстанавливать старые баяны. В школьные годы Гриша жил в семье дяди в городе Запорожье. Участвовал во всех школьных и городских конкурсах самодеятельности. Максим Терентьевич определил племянника в ученики к талантливому баянисту. Одарённый мальчик схватывал всё буквально на лету. Часто ему бывало достаточно одного урока, чтобы разобрать и выучить наизусть новое произведение. В 1938 году поступил на службу в ансамбль песни и пляски пограничных войск. Служа в военном ансамбле, Пономаренко многому научился у старших товарищей-музыкантов. Настоящая известность пришла к нему после войны. Работая в Куйбышеве (ныне Самара), Григорий Пономаренко стал автором любимых в России песен: «Оренбургский пуховый платок», «Я назову тебя зоренькой» , «Ивушка», «Растёт в Волгограде берёзка». Эти песни сразу входили в душу как что-то очень родное и близкое. 4. Прослушивание песен Григория Пономаренко. В1972 году Григория Фёдоровича пригласили на Кубань. До этого композитор никогда не бывал в нашем крае. Он был удивлён и до глубины души тронут тем, как напомнила ему кубанская земля родную Украину: звонким казачьим говором, раздольными песнями, белыми хатами под черепицей. Г.Ф. Пономаренко познакомился с творчеством кубанских поэтов, узнал о том, как бережно хранят и тщательно собирают в нашем крае старинные казачьи песни. Переехав с Волги на Кубань, Григорий Фёдорович побывал во многих станицах, хуторах, познакомился с творчеством народных исполнителей, внимательно изучил все сборники казачьих песен. Здесь, на Кубани, Пономаренко написал музыку к фильмам и спектаклям, к опереттам. Но главными в его творчестве оставались песни. «Эх, кони, кони», «Соловей на веточке» на стихи И. Вараввы, «Трудовые руки», «Стал казак на камень» на стихи С. Хохлова, «Песня о Новороссийске», «Хутора» на стихи К. Обойщикова и ещё десятки замечательных произведений. 5. Исполнение песен Григория Пономаренко. Г.Ф. Пономаренко был удостоен званий народного артиста СССР, народного артиста России. Он был народным композитором не только по званию. Его задушевные песни необходимы людям. Вот как писал об этом Сергей Хохлов: Притихли лунные поляны, Молчат березы в вышине- Пономаренко на баяне Поет о русской стороне… А сердце просит откровенья, А сердце просит широты… Играй, играй, Пономаренко, И чтоб ни горя, ни беды! В этих песнях говорится о главном: о России, о любви, о степных зорях и бескрайних полях красавицы Кубани. 6. Подведение итогов урока. |
Конспект урока по кубановедению 5 класс тема урока: Греческие колонии... А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая: История Древнего мира, Просвещение, 2008г | Тема урока Русские народные песни. Обращение к силам природы. Лирические народные песни. Шуточные народные песни | ||
Урока Тема урока Планируемые результаты освоения Песни о Степане Разине. 20-е годы XVII века начало XVIII века. Солдатские песни XVIII –xix веков | Список литературы по классному чтению для 5 класса Календарно-обрядовые песни: Колядки; Масленичные песни; Весенние песни; Летние песни; Осенние песни | ||
Пояснительная записка к уроку Тема урока : Народные колыбельные песни Тема в программе: «Культура Омского Прииртышья». Р1 «Летописи и устное народное творчество Омского Прииртышья». Народные колыбельные... | Судьба Григория Мелехова по произведению М. Шолохова в романе «Тихий дон» Показать неизбежность трагической судьбы Григория Мелехова, связь этой трагедии с судьбой общества | ||
Урока Тема урока и содержание Устное народное творчество. Русские народные песни. Предания "о пугачеве", "О покорении Сибири Ермаком" | Конспект урока тема. В. А. Жуковский «Спящая царевна». Добро и зло... Цель урока: Продолжить работу над сказкой, раскрыв тему добра и зла по тексту сказки | ||
Конспект урока по русскому языку Класс: 4 «а» Тема: Части речи: самостоятельные,... Цель урока: в ходе анализа предполагаемых сюжетов (коротких рассказов, сценок) дать возможность учащимся поразмышлять над решением... | Конспект непосредственно образовательной деятельности по икт тема: «Животные севера» Цель урока: Продолжить работу над сказкой, раскрыв тему добра и зла по тексту сказки | ||
Конспект урока по окружающему миру для 2 класса Тема: «Дикие и домашние... Необходимое техническое оборудование: картинки с изображением диких и домашних животных, презентация, цветные карандаши, анаграмма... | Конспект урока по кубановедению для 3 класса по теме: «с верою в сердце» Изучи историю своего населенного пункта. Связана ли она с историей переселения на Кубань казаков-черноморцев? Составь рассказ о происхождении... | ||
Конспект урока тема: «Решение задач сила упругости, закон Гука» В 2011 – 2012 учебном году дворец творчества детей и молодежи «Преображенский» работал над следующими основными задачами | Конспект урока по русской литературе в 8 классе. Тема урока : «Была... Была война… Великая Отечественная война закончилась победой советских войск 60 лет назад. Мы живем счастливой, мирной жизнью. Не... | ||
Конспект урока по «Окружающему миру» во 2 классе Тема: «Какой бывает транспорт?» Понятие множества, операции над множествами, истинность высказываний, понятие графа, граф с направленными ребрами | Конспект урока по «Окружающему миру» во 2 классе Тема: «Какой бывает транспорт?» Понятие множества, операции над множествами, истинность высказываний, понятие графа, граф с направленными ребрами |