Вкус жизни: подросток в социуме





НазваниеВкус жизни: подросток в социуме
страница1/23
Дата публикации27.09.2013
Размер2.7 Mb.
ТипУчебник
100-bal.ru > Культура > Учебник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23
Вкус жизни:

подросток в социуме

Содержание


Содержание 2

Подростки в поисках смысла 3

Вкус жизни: иметь или не иметь? 5

Маленькая библиотечная импровизация 5

Тропа к духовным родникам 9

Мой выбор 19

АНОНС 20

Выход из безвыходного положения 21

День детской безопасности в библиотеке 24

День читательского достоинства 31

Школа социальной компетентности 40

Электронное окно в книжный мир 49

"Учебник чувств" образца двадцатого года 53

События и люди в творчестве 56

Николая Никонова 56

Читают или не читают? 62

Вот в чем вопрос! 62

Пси-фактор, или Зарядка для души 64

Вселенная юношеских субкультур 67

85 лет, а старости нет 69

Детская библиотека в социуме 71

Подросток в библиотеке: 73

условия для самореализации 73

Диалоговые формы работы с подростками 78

"Загляни мне в душу": подросток в семье 81

Книжный мир подростка 86

Несколько идей для книжных выставок 89

Читающий ребенок в городском пространстве 94

Отчет о проделанной работе 100

по проекту "Книги, дети и цветы" 100

В поисках Информации 102

Подростки в поисках смысла


Со времён Аристотеля молодое поколение принято бранить за нерадивость, невежество, распущенность, неуважение к старшим и нежелание соблюдать традиции. Под этот бесконечно повторяющийся процесс несоответствия молодых ожиданиям патриархов сегодня психологами подведена теоретическая база.

«Синдром Колумба» – одна из доминант психического и физического развития, формирующая представление о собственной уникальности,свойственная большинству подростков. Они стремятся к независимости в культуре взрослых, преодолевают их консерватизм, протестуют против прессинга любого типа. Мировоззрение «колумбов» формируется не благодаря принятию ценностей «взрослого» мира, но, главным образом, за счёт протеста против этих ценностей. Для них важен поиск новых смыслов – жизни, собственного бытия в трудных ситуациях выбора.

Известный американский психолог Курт Левин видит в подростках «маргиналов» – тех, кто отошёл от одной группы (детей), и пока не пришёл к другой (взрослых).

Подросток переживает время стремительных перемен, его ждут многочисленные испытания. Жизнь и поведение его в этот период – своего рода бунт, иногда принимающий почти взрывные формы. Быть подростком очень тяжело. Наполненный энергией, одержимый возникшей потребностью в независимости, полный ожидания будущих успехов в большой жизни, подросток проходит тяжкие испытания в поисках собственного пути. Он не позволяет вторгаться в своё личное пространство даже близким. У него появляются свои мысли, чувства, разговоры и право выбирать, о чём рассказать (друзьям, родителям), а что оставить при себе.

Кризис подросткового возраста основан на отрицании авторитета взрослых, семьи, родителей, учителей. В то же время никакой другой возрастной этап не связан так с потребностью в практических навыках и умениях коммуникативного, психологического и других планов. Ведь они ещё не могут оформить словесно ту бурю эмоций, которая бушует у них внутри.

Расхожее мнение, что современные молодые люди – это часть населения, которое ничего не хочет, ни о чём не мечтает, и которой ни до чего нет дела, сегодня не состоятельно. Достаточно познакомиться с их собственными высказываниями в периодике для подростков и на их сайтах (например, «Тинейджер.ру /Тусовка» – http://www.teen.fio.ru/news/). Какие они, сегодняшние подростки? Что их увлекает, интересует, к чему они стремятся? Что их тревожит?

«Интересно, что сегодня выбирает современная молодёжь? Мат, пьянки-гулянки, компьютерную зависимость, развратное поведение и антисоциальный образ жизни? Как бы не так! Это уже никому не нужные стереотипы. Хотя почему-то большая часть взрослых именно так описывает нынешнюю молодёжь: хамы, наглецы, раздолбаи, неучи, алкоголики, наркоманы и дальше в том же духе, насколько позволяет фантазия.<…> Давно пора усвоить: новое поколение, между прочим, будущее нашей страны, выбирает здоровый образ жизни, образование и творчество <…> Сегодня модно быть умным, модно быть активным, амбициозным, модно быть лидером, модно вырываться вперёд и вести за собой. Каждый из нас стремится получить образование, сделать карьеру, заработать имя» (Ольга Мамонова, пресс-клуб «АС»).

Этому высказыванию созвучно и другое из «Тинейджерской тусовки»: «Иногда я замечаю, что с каждым днём всё более и более модным становится быть немножко «не от мира сего». Это значит читать странные книжки, исповедовать даосизм (или, по меньшей мере, дзен-буддизм), считать примитивистов гениями, цитировать Конфуция, балдеть от Баха и Вагнера (да, да, это чуть ли не самое странное) и т.д. Особенно меня в последнее время поражает интерес современной молодёжи к культурам Востока, Африки и Латинской Америки. Все дружною толпою жуют суши в японских ресторанчиках, взахлёб смотрят аниме (пресловутые Сейлор-муны и Пикачу не в счёт), учатся танцевать латино и танец живота, зазубривают мёртвые языки и двигают в народ культуру раста, короче, каждый сходит с ума по-своему. Периодически встречаются и такие кадры (как я, например,) которые почему-то начинают учиться играть на инструментах, типа, перкуссий (так называемые этнические барабаны, вместо того, чтобы патриотично тренькать на гуслях или балалайке, нет! Нам бы что-нибудь позаковырестей, чтобы все вокруг глаза по пять рублей от удивления сделали!»(Кира Гречанина). Вспоминается другое время, но то же стремление отстоять свою оригинальность, самобытность, неповторимость, бросив вызов устоявшимся в обществе стереотипам: великого французского поэта Шарля Бодлера, красившего волосы в фиолетовый цвет, Владимира Маяковского, носившего цилиндр на затылке и жёлтую кофту с пышным бантом, Д. Бурлюка с расписанным разноцветными красками лицом, В. Каменского с жёлтыми нашивками на пиджаке и нарисованным на лбу аэропланом (аудитория орёт, неистовствует – ей весело; полиция в растерянности …).

У официальных молодёжных лидеров (например, У Валерия Коровина, лидера Евразийского союза молодёжи) – свой взгляд на современные ценности подростков, пожалуй, даже чересчур замысловатый: «Молодым, активным, стремительным нужно дать Великий проект и Великие Цели … Именно традиция должна сегодня стать высшим пиком моды для молодых, пиком реализации протестных настроений подростков. На фоне выродившегося общества – выделиться строгими нравами, почитанием традиций предков, гетеросексуальным традиционным браком и большим количеством детей, отказом от алкоголя и наркотиков. Вчера пик протеста и революционности – длинный немытый «хаер» и рваные джинсы, сегодня – окладистая борода, старообрядческий кафтан и регулярное посещение храма. Только так молодым можно спастись». (Литературная газета, 2006, №6, С.2)

В условиях идеологического кризиса, утраты ценностных ориентиров, широкое распространение получили молодёжные субкультуры: ролевики, рэпперы, байкеры, поисковики, растаманы, хакеры, геймеры, панки, гопники и др. Все они имеют социальные корни. Отчасти эти субкультуры – своеобразное отражение западных молодёжных субкультур, отчасти – собственные, «доморощенные». Каждая из них, прежде всего, – протест против двойных норм жизни, стремление к эпатажу из-за несогласия с общепринятыми правилами. Они имеют свою идеологию, противостоящую официальной. Причина существования субкультур – разлад с реальностью.

Через молодёжные субкультуры в жизнь общества врывается что-то новое: ценности, идеалы, традиции, стиль, убеждения, символы, образцы поведения, мировоззрение. Иногда эта новизна придаёт развитию общества ускорение, иногда – тормозит поступательное движение вперёд, мешает становлению личности. И хотя главное в Личности рождает, конечно, не субкультура, а Культура, не замечать их тем, кто работает с подростками, нельзя. У субкультур есть шанс стать частью большой Культуры … Во что вырастет каждая из них – в высокую культуру или в её отрицанье (бескультурье) – зависит и от библиотек.

В чём нуждаются подростки? В создании условий для формирования личности, для её развития. Молодой человек, достигший 14 лет, должен свободно получать информацию – кем он может стать, чего может достичь в нашей стране, как может реализовать себя. Он хочет жить в обществе, где у него будут возможности для собственной самореализации. Подросткам нужны великие идеи и большие цели, ощущение своей включённости в общие значимые дела: будь то сохранение экологии либо возрождение национальных традиций.

Они хотят знать про состоявшихся людей, которым есть, что сказать подросткам, стремящимся кем-то стать и чего-то в жизни добиться. Общаться с человеком, который достиг определённых успехов в жизни, гораздо интереснее, чем с тем, кто валяется на диване или слоняется по дворам и подъездам. Конечно, достичь успеха нелегко, но нет ничего невозможного.

Что может дать подросткам библиотека? Идти навстречу, знать и понимать волнующие их проблемы. Подростки в силу своей неопытности и молодости не могут критично воспринимать информацию (у них не развито критическое мышление) – нет ещё ни прочно устоявшихся ценностей, ни наработанного культурного капитала.

Их привлекает идея свободы, умения быть «вне стада». Но жизнь с людьми требует ограничений. Когда появляется потребность разобраться, как связаны свобода и ограничения, надо, чтобы в руки попали хорошие книги. Литература и чтение – неотъемлемая часть формирования личности, их нельзя ничем заменить.

Что объединяет подростков, впитывающих сейчас «Гарри Поттера» с «Братством Кольца»? Желание защитить ценности, в которые веришь, и которым служишь. Пока в новом поколении живо это желание подвига, у России есть будущее.

В выпуске журнала «Читай-город», посвящённого проблемам подростков и опыту библиотек, работающих с ними, собран разнообразный по жанрам и проблематике материал. Это и аналитические статьи, показывающие систему работы в масштабах города, и проекты по отдельным направлениям деятельности, исследования чтения и ценностных ориентаций, весь обширный арсенал средств библиотек (технологии, игры, тренинги, необычные книжные выставки), ориентирующий в поиске собственных смыслов и ценностей. Книги, статьи, электронные ресурсы, которые могут помочь подросткам в трудных ситуациях выбора, тоже представлены на страницах журнала.

Практически половину выпуска составляют материалы Центральной городской детской библиотеки г. Нижний Тагил, отметившей своё 85-летие. На её базе в декабре 2005 г. прошёл Областной семинар-тренинг «Вкус жизни: подросток в социуме». Выбор библиотеки не случаен: здесь эффективно внедряются новые информационные и социальные технологии – социальное партнёрство, PR-технологии, проектное развитие, программы социализации подростков. Представленный библиотекой опыт уникален. Использование его библиотеками области применительно к собственным социально-культурным условиям позволит внедрять новые проекты и модели обслуживания читателей. И, конечно, в них главной идеей и принципом деятельности будет установление отношений партнёрства и диалога с самими подростками.
М.В. Ивашина,

зам. директора по инновационной и научной деятельности

Свердловской областной библиотеки для детей и юношества,

г. Екатеринбург
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Вкус жизни: подросток в социуме iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Повторительно-обобщающий урок по теме «Подросток в социальной среде, подросток и закон»
Вкус жизни: подросток в социуме iconЯвляется подросток (подростковый возраст). Предметом исследования
Отрочество как этап жизни и некоторые психолго-педагогические характеристики переходного возраста. 8
Вкус жизни: подросток в социуме iconЗаключение
Что есть разрушительное в человеке, каковы истоки произрастания зла в человеке как индивиде, в социуме, в истории, в жизни всего...
Вкус жизни: подросток в социуме iconБезопасности дорожного движения, в начальных классах проведены «Уроки безопасности»
Администрации Новгородского муниципального района от 22. 04. 2013 №2118-рз «О проведении операции «Подросток» в Новгородском муниципальном...
Вкус жизни: подросток в социуме iconУ правление образования администрации г. Оренбурга. Муниципальное...
...
Вкус жизни: подросток в социуме iconРеферат по обществознанию Тема: Подросток и компьютерные игры Работу
Часто компьютер покупают ребенку для того, чтобы он играл в компьютерные игры и не подозревают, что кроме этих самых игр существует...
Вкус жизни: подросток в социуме iconУрок биологии в 8 классе. Тема: «Вкус, или Корень учения горек, но вкус его сладок»
Открытые уроки победителей и призеров конкурса «Учитель года», участников конкурсного отбора «Лучший учитель»
Вкус жизни: подросток в социуме iconА 23 Тест №44. Расставьте знаки препинания, объясни расстановку
Образование и тонкий художественный вкус не мешали Фёдору Ивановичу Толстому вести безалаберный и разгульный образ жизни
Вкус жизни: подросток в социуме iconОбщешкольный план воспитательной работы
Цель: создание условий для формирования духовно и интеллектуально развитой, творческой, физически здоровой личности с устойчивым...
Вкус жизни: подросток в социуме iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Администрации Псковской области, нормативными документами Администрации города Пскова, нормативными документами органов местного...
Вкус жизни: подросток в социуме iconПрограмма объединения «акварелька»
Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания. Помогает формировать художественный вкус, учит...
Вкус жизни: подросток в социуме iconСеминар для участников бэп «Моделирование условий для духовно- нравственного...
Циклограмма выполнения работ по созданию продуктов деятельности бэп «Моделирование условий для духовно- нравственного воспитания...
Вкус жизни: подросток в социуме iconРеферат по теме "Подросток и закон"
Какую же роль играет право в жизни человека и общества? В современном обществе идут споры о том, каким же должно быть правовое государство,...
Вкус жизни: подросток в социуме iconПрограмма элективного курса по международному гуманитарному праву...
Необходимо, чтобы в решении вопросов человеческой жизни и вопросов сохранения её, подросток научился делать выбор «Иметь или быть!»,...
Вкус жизни: подросток в социуме iconРодительский всеобуч «Подросток в мире вредных привычек»
Республики Татарстан по реализации молодежной политики, формированию здорового образа жизни и содействию подготовке XXVII всемирной...
Вкус жизни: подросток в социуме iconЗадачи -обучающие: Обучать графическим умениям и навыкам, расширить...
Развивающие: развивать творческую фантазию, познавательную активность и художественный вкус


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск