Скачать 77.63 Kb.
|
КОНСПЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ТЕМЕ «КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ. СЛОВА ВЫРАЖЕНИЯ ПРОСЬБЫ, БЛАГОДАРНОСТИ» 1 КЛАСС Учителя начальных классовМОУ СОШ № 13 Никитиной Светланы Анатольевны Тема: «Культура общения. Слова выражения просьбы, благодарности» Цель: формировать навыки культурного поведения; Задачи: 1) познакомить со словами выражениями просьбы, благодарности: их назначением, этимологией, особенностями употребления в речи; совершенствовать умение употреблять вежливые слова с учетом ситуации общения. 2) развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; развивать культурную речь учащихся; 3) воспитание культуры поведения. Оборудование: 2 игрушечных телефона, 5-6 детских книг, 2 стола, 8 стульев, 4стакана, мягкая игрушка медведя, маски медведя, зайца, лисы, волка, ежа, мыши, коробка-касса; карточки со словами: пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас, спасибо, большое спасибо, благодарю вас. Предварительная подготовка: 3 ученика учат наизусть отрывки (см. конспект); учитель готовит 4 мини-зоны (см. конспект) Ход занятия I. Повторение. Игра «Здравствуй – до свидания» - Сядьте, ребята, поудобнее. Сегодня мы продолжим знакомиться с волшебными, добрыми словами. - На прошлом занятии мы учились вежливо приветствовать собеседника и прощаться. - Я предлагаю поиграть и вспомнить слова приветствия и слова прощания. Для этого нам необходимо образовать круг (можно встать вокруг среднего ряда). Моими помощниками будут Витя и Ксюша (учитель назначает помощниками любых двух учащихся, которые стоят рядом). По моей команде Ксюша приветствует своего соседа слева, сосед отвечает ей и приветствует следующего игрока слева и так далее. В это время Витя прощается со своим соседом справа, его сосед отвечает ему и прощается со следующим игроком справа и так далее. Побеждает тот, чье слово быстрее вернется к помощникам, при условии, что слова не должны быть одинаковыми. Например: здравствуй, Настя – доброе утро, Ксюша; привет, Шабнам – добрый вечер, Настя; до свидания Максим – всего хорошего Витя; пока, Таня – до завтра, Витя… II Введение в тему занятия - Послушайте сказку. Из нее вы узнаете, какие слова мы будем учиться вежливо произносить. Учитель зачитывает сказку Э.Машковой «Вежливое слово» Театр открывается! К началу все готово! Билеты предлагаются За вежливое слово. В три часа открылась касса, Собралось народу масса, Даже Ежик пожилой Притащился чуть живой… - Подходите, Ежик, ежик! Вам билет в каком ряду? - Мне – поближе: Плохо вижу. Вот спасибо! Ну, пойду. Говорит Овечка: - Мне – одно местечко! Вот мое благодарю – Доброе словечко. Утка: - Кряк! Целый ряд Для меня и для ребят! – И достала Утка Доброе утро. А олень: - Добрый день! Если только вам не лень, Уважаемый кассир, Я бы очень попросил Мне, жене и дочке Во втором рядочке Дайте лучшие места, Вот мое пожалуйста! – - Просим! Просим! Нам билетов – Восемь! Восемь! Просим восемь Козам, лосям, Благодарность Вам приносим. И вдруг, Отпихнув старух, Стариков, Петухов, Барсуков… Вдруг ворвался Косолапый, Отдавил хвосты и лапы, Стукнул Зайца пожилого… - Касса, выдай мне билет! - Ваше вежливое слово? - У меня такого нет. - Ах, у вас такого нет? Не получите билет. - Мне – билет! - Нет – нет. Не стучите – мой ответ. Не рычите – мой совет. Не стучите, не рычите, До свидания, привет. Ничего кассир не дал! Косолапый зарыдал, И ушел он со слезами… - Какими словами «платили» за билеты звери? (Вежливыми словами) - Почему заплакал мишка? ( Ему не дали билет) - Почему кассир ему не дал билет? (Всех растолкал, не сказал вежливое слово) - Ребята, мишка пришел к нам на занятие (учитель показывает мягкую игрушку медведя). Он очень хочет попасть в театр. Как вы думаете, что для этого надо сделать? (Научиться говорить вежливые слова) - Научим мишку вежливым словам? III. Слова выражения просьбы 1. Выделение слов выражающих просьбу - Послушайте отрывки, которые подготовили ваши одноклассники, и постарайтесь услышать в них добрые слова. Подготовленные ученики декламируют отрывки. 1-й ученик: А потом позвонили мартышки: - Пришлите, пожалуйста, книжки! (К.И.Чуковский «Телефон») 2-й ученик: -Ну, пожалуйста, мой милый, Мой любезный Бармалей, Развяжите, отпустите Этих маленьких детей. (К.И.Чуковский «Бармалей») 3-й ученик: Сказали Волу: - Уважаемый Вол! Отвезите, пожалуйста, В школу стол. (Б.Захадер «Муравей») - Чем похожи все эти отрывки? С чем обращаются к волу, Бармалею, обладателю телефона? (с просьбами) - Вежливые ли люди обращаются с просьбой? - Какое волшебное слово они употребляют? (пожалуйста) - Какие еще слова помогают им быть вежливыми? (милый, любезный, уважаемый) - Если ваш собеседник находится перед вами, то какие еще средства можно использовать для выражения просьбы? - Расскажете Мишке, как правильно надо обращаться с просьбой. Выводы: Обращаясь с просьбой, надо: улыбнуться, говорить приветливым тоном; вежливо назвать человека, к которому обращаешься; употребить волшебное слово: ПОЖАЛУЙСТА, БУДЬТЕ ДОБРЫ, БУДЬТЕ ЛЮБЕЗНЫ, ПРОШУ ВАС (названные слова на отдельных карточках вывешиваются на доску). 2. Упражнение в употреблении слов выражения просьбы Ситуации. До начала занятия организуется 4 мини-зоны: стол с двумя телефонами; несколько стульев (3-4) – пассажирских мест в автобусе; стол-библиотека с разложенными на нем детскими книгами; стол- столовая с четырьмя посадочными местами и тремя стаканами. а) Вы звоните своему другу по телефону. Трубку взял кто-то из взрослых. (Один ученик изображает родителя друга) б) Вы едете в автобусе. Попросите кого-нибудь из пассажиров передать деньги за проезд. (3-4 ученика изображают пассажиров автобуса) в) Вы пришли в библиотеку. Попросите у библиотекаря какую-нибудь книгу (один ученик изображает библиотекаря). г) Вы пришли в школьную столовую пообедать. Вам не хватило чая. Попросите у дежурного принести вам чай. (за столом сидят ученики, изображая, что они пьют чай, один ученик изображает дежурного) IV. Слова выражения благодарности - Вспомните, какими словами благодарности заплатили за билет в театр Ежик и Овечка. (Спасибо, благодарю) - Слово «спасибо» - старинное слово, «спаси Бог» = «спаси вас бог за ваши добрые дела». «Благо|дарю» = «дарю тебе благо, добро за твою чуткость, отзывчивость». - Каким словам благодарности научим Мишку? (СПАСИБО, БОЛЬШОЕ СПАСИБО, БЛАГОДАРЮ ВАС) Названные слова на отдельных карточках вывешиваются на доску. Мишка: - Ребята я вас благодарю за помощь. Мне надо спешить в лес за билетом. До свидания! - Ребята, как изменился Мишка! Он тоже стал вежливым. Как вы думаете, чем закончилась сказка «Вежливое слово»? Дети высказывают свои предположения. Лучший вариант инсценируется. На стол ставится большая коробка, у которой открываются створки. Вверху коробки написано КАССА. На детей одевается маска медведя, зайца, ежа, лисы, волка, мыши. Один из них – кассир, а остальные стоят в очереди. Они обращаются к кассиру с просьбой дать билет, благодарят. Мишка подходит последним.
V. Итог занятия - Зачем человеку необходимо в своей речи использовать вежливые слова? - Какие вежливые слова знаете вы? - В каких жизненных ситуациях вы их будете употреблять? Литература
Анализ результатов воспитательного мероприятия. Блок по теме «Культура общения» был выбран для воспитательной работы в результате наблюдений за детьми в течение первых двух недель обучения. Выяснилось, что класс разделился на несколько групп. В каждой группе объединились дети, которые знали друг друга до школы. Внутри каждой группы учащиеся общались друг с другом, используя слова «привет», «пока». Встретив члена другой группы, даже этих слов не было слышно. В общении с взрослыми не все дети умело использовали слова благодарности, извинения, приветствия, прощания и т.д., например девочка Настя долгое время прощалась со мной: «Пока!», а просьба мальчика Вити звучала так: «Я хочу карандаш. Дай его мне!» При проведении воспитательного мероприятия было замечено, что многие дети стесняются говорить вежливые слова. Это свидетельствует о низкой культуре общения в их ближайшем окружении. Использование на мероприятии игрового сюжета раскрепостило детей. Они с удовольствием общались не только с членами своих групп. Было замечено, что учащиеся, проучившись 2 месяца вместе, научились сопереживать друг другу. Для того чтобы культурное общение стало нормой, придется еще много потрудиться, но первые «плоды» уже есть. В классе стали чаще слышны слова: «спасибо», «благодарю», «пожалуйста», «здравствуйте», «до свидания». Появилась даже группа поддержки вежливых слов, которая напоминает о правильном общении, исправляет неточные выражения. |
Тема: «Культура общения. Слова выражения просьбы, благодарности» Универсальные учебные действия: 1 формирование основ социально ценных личностных и нравственных качеств: уважение и вежливое отношение... | Конспект воспитательного мероприятия «Осенняя история» Обоснование, конспект и анализ воспитательного дела, мероприятия и т п. (не досугового характера), проведенного по «заказу» классного... | ||
Конспект воспитательного мероприятия * Обоснование, конспект и анализ воспитательного дела, мероприятия и т п. (не досугового характера), проведенного по «заказу» классного... | Методические материалы по информатике Конспект внеклассного воспитательного... Обоснование, конспект и анализ воспитательного дела, мероприятия и т п. (не досугового характера), проведенного по «заказу» классного... | ||
Конспект внеклассного мероприятия «Знаешь ли ты русский язык?» Обоснование, конспект и анализ воспитательного дела, мероприятия и т п. (не досугового характера), проведенного по «заказу» классного... | Конспект внеклассного мероприятия по английскому языку во 2 классе «English is fun!» Обоснование, конспект и анализ воспитательного дела, мероприятия и т п. (не досугового характера), проведенного по «заказу» классного... | ||
Конспект воспитательного мероприятия. Тема мероприятия Научить грамотно решать орфографические задачи, связанные с употреблением о-ё после шипящих в словах разных частей речи | Литература для написания сценария и подготовки мероприятия Обоснование, конспект и анализ воспитательного дела, мероприятия и т п. (не досугового характера), проведенного по «заказу» классного... | ||
Литература для написания сценария и подготовки мероприятия Обоснование, конспект и анализ воспитательного дела, мероприятия и т п. (не досугового характера), проведенного по «заказу» классного... | Конспект воспитательного мероприятия * Это очень нужные качества в жизни человека, ведь даже в пословице говорится: «Ум без догадки гроша не стоит». Сегодня у нас урок... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Речевой этикет: слова просьбы и извинения. Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?» | Конспект внеклассного воспитательного мероприятия Тема мероприятия ... | ||
Методические рекомендации по разработке воспитательного мероприятия... ... | Конспект воспитательного мероприятия * В помощь подготовке старшеклассников к самообразовательной работе после окончания школы | ||
Конспект открытого урока по русскому языку по теме: «Слово и формы... Цель: Учить подбирать родственные слова и определять разные формы одного и того же слова | Рабочая программа учебной дисциплины «культура общения» Целью изучения дисциплины «Культура общения» является подготовка выпускников в области универсальной культуры общения и профессиональной... |