Конспект воспитательного мероприятия по теме «культура общения. Слова выражения просьбы, благодарности»





Скачать 77.63 Kb.
НазваниеКонспект воспитательного мероприятия по теме «культура общения. Слова выражения просьбы, благодарности»
Дата публикации30.09.2013
Размер77.63 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Культура > Конспект



КОНСПЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ТЕМЕ «КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ. СЛОВА ВЫРАЖЕНИЯ ПРОСЬБЫ, БЛАГОДАРНОСТИ»

1 КЛАСС


Учителя начальных классов


МОУ СОШ № 13

Никитиной Светланы Анатольевны


Тема: «Культура общения. Слова выражения просьбы, благодарности»

Цель: формировать навыки культурного поведения;

Задачи: 1) познакомить со словами выражениями просьбы, благодарности: их назначением, этимологией, особенностями употребления в речи;

совершенствовать умение употреблять вежливые слова с учетом ситуации общения.

2) развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;

развивать культурную речь учащихся;

3) воспитание культуры поведения.

Оборудование: 2 игрушечных телефона, 5-6 детских книг, 2 стола, 8 стульев, 4стакана, мягкая игрушка медведя, маски медведя, зайца, лисы, волка, ежа, мыши, коробка-касса; карточки со словами: пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас, спасибо, большое спасибо, благодарю вас.

Предварительная подготовка: 3 ученика учат наизусть отрывки (см. конспект); учитель готовит 4 мини-зоны (см. конспект)

Ход занятия

I. Повторение. Игра «Здравствуй – до свидания»

- Сядьте, ребята, поудобнее. Сегодня мы продолжим знакомиться с волшебными, добрыми словами.

- На прошлом занятии мы учились вежливо приветствовать собеседника и прощаться.

- Я предлагаю поиграть и вспомнить слова приветствия и слова прощания. Для этого нам необходимо образовать круг (можно встать вокруг среднего ряда). Моими помощниками будут Витя и Ксюша (учитель назначает помощниками любых двух учащихся, которые стоят рядом). По моей команде Ксюша приветствует своего соседа слева, сосед отвечает ей и приветствует следующего игрока слева и так далее. В это время Витя прощается со своим соседом справа, его сосед отвечает ему и прощается со следующим игроком справа и так далее.

Побеждает тот, чье слово быстрее вернется к помощникам, при условии, что слова не должны быть одинаковыми.

Например: здравствуй, Настя – доброе утро, Ксюша; привет, Шабнам – добрый вечер, Настя;

до свидания Максим – всего хорошего Витя; пока, Таня – до завтра, Витя…

II Введение в тему занятия

- Послушайте сказку. Из нее вы узнаете, какие слова мы будем учиться вежливо произносить.

Учитель зачитывает сказку Э.Машковой «Вежливое слово»

Театр открывается!

К началу все готово!

Билеты предлагаются

За вежливое слово.

В три часа открылась касса,

Собралось народу масса,

Даже Ежик пожилой

Притащился чуть живой…

- Подходите,

Ежик, ежик!

Вам билет в каком ряду?

- Мне – поближе:

Плохо вижу.

Вот спасибо!

Ну, пойду.

Говорит Овечка:

- Мне – одно местечко!

Вот мое благодарю

Доброе словечко.

Утка:

- Кряк!

Целый ряд

Для меня и для ребят! –

И достала Утка

Доброе утро.

А олень:

- Добрый день!

Если только вам не лень,

Уважаемый кассир,

Я бы очень попросил

Мне, жене и дочке

Во втором рядочке

Дайте лучшие места,

Вот мое пожалуйста! –

- Просим! Просим!

Нам билетов –

Восемь! Восемь!

Просим восемь

Козам, лосям,

Благодарность

Вам приносим.

И вдруг,

Отпихнув старух,

Стариков,

Петухов,

Барсуков…

Вдруг ворвался Косолапый,

Отдавил хвосты и лапы,

Стукнул Зайца пожилого…

- Касса, выдай мне билет!

- Ваше вежливое слово?

- У меня такого нет.

- Ах, у вас такого нет?

Не получите билет.

- Мне – билет!

- Нет – нет.

Не стучите – мой ответ.

Не рычите – мой совет.

Не стучите, не рычите,

До свидания, привет.

Ничего кассир не дал!

Косолапый зарыдал,

И ушел он со слезами…


- Какими словами «платили» за билеты звери? (Вежливыми словами)

- Почему заплакал мишка? ( Ему не дали билет)

- Почему кассир ему не дал билет? (Всех растолкал, не сказал вежливое слово)

- Ребята, мишка пришел к нам на занятие (учитель показывает мягкую игрушку медведя). Он очень хочет попасть в театр. Как вы думаете, что для этого надо сделать? (Научиться говорить вежливые слова)

- Научим мишку вежливым словам?

III. Слова выражения просьбы

1. Выделение слов выражающих просьбу

- Послушайте отрывки, которые подготовили ваши одноклассники, и постарайтесь услышать в них добрые слова.

Подготовленные ученики декламируют отрывки.

1-й ученик: А потом позвонили мартышки:

- Пришлите, пожалуйста, книжки!

(К.И.Чуковский «Телефон»)

2-й ученик: -Ну, пожалуйста, мой милый,

Мой любезный Бармалей,

Развяжите, отпустите

Этих маленьких детей.

(К.И.Чуковский «Бармалей»)

3-й ученик: Сказали Волу:

- Уважаемый Вол!

Отвезите, пожалуйста,

В школу стол.

(Б.Захадер «Муравей»)

- Чем похожи все эти отрывки? С чем обращаются к волу, Бармалею, обладателю телефона? (с просьбами)

- Вежливые ли люди обращаются с просьбой?

- Какое волшебное слово они употребляют? (пожалуйста)

- Какие еще слова помогают им быть вежливыми? (милый, любезный, уважаемый)

- Если ваш собеседник находится перед вами, то какие еще средства можно использовать для выражения просьбы?

- Расскажете Мишке, как правильно надо обращаться с просьбой.

Выводы: Обращаясь с просьбой, надо: улыбнуться, говорить приветливым тоном; вежливо назвать человека, к которому обращаешься; употребить волшебное слово: ПОЖАЛУЙСТА, БУДЬТЕ ДОБРЫ, БУДЬТЕ ЛЮБЕЗНЫ, ПРОШУ ВАС (названные слова на отдельных карточках вывешиваются на доску).

2. Упражнение в употреблении слов выражения просьбы

Ситуации. До начала занятия организуется 4 мини-зоны: стол с двумя телефонами; несколько стульев (3-4) – пассажирских мест в автобусе; стол-библиотека с разложенными на нем детскими книгами; стол- столовая с четырьмя посадочными местами и тремя стаканами.

а) Вы звоните своему другу по телефону. Трубку взял кто-то из взрослых. (Один ученик изображает родителя друга)

б) Вы едете в автобусе. Попросите кого-нибудь из пассажиров передать деньги за проезд. (3-4 ученика изображают пассажиров автобуса)

в) Вы пришли в библиотеку. Попросите у библиотекаря какую-нибудь книгу (один ученик изображает библиотекаря).

г) Вы пришли в школьную столовую пообедать. Вам не хватило чая. Попросите у дежурного принести вам чай. (за столом сидят ученики, изображая, что они пьют чай, один ученик изображает дежурного)

IV. Слова выражения благодарности

- Вспомните, какими словами благодарности заплатили за билет в театр Ежик и Овечка. (Спасибо, благодарю)

- Слово «спасибо» - старинное слово, «спаси Бог» = «спаси вас бог за ваши добрые дела». «Благо|дарю» = «дарю тебе благо, добро за твою чуткость, отзывчивость».

- Каким словам благодарности научим Мишку? (СПАСИБО, БОЛЬШОЕ СПАСИБО, БЛАГОДАРЮ ВАС)

Названные слова на отдельных карточках вывешиваются на доску.

Мишка: - Ребята я вас благодарю за помощь. Мне надо спешить в лес за билетом. До свидания!

- Ребята, как изменился Мишка! Он тоже стал вежливым. Как вы думаете, чем закончилась сказка «Вежливое слово»?

Дети высказывают свои предположения. Лучший вариант инсценируется. На стол ставится большая коробка, у которой открываются створки. Вверху коробки написано КАССА. На детей одевается маска медведя, зайца, ежа, лисы, волка, мыши. Один из них – кассир, а остальные стоят в очереди. Они обращаются к кассиру с просьбой дать билет, благодарят. Мишка подходит последним.


КАССА








V. Итог занятия

- Зачем человеку необходимо в своей речи использовать вежливые слова?

- Какие вежливые слова знаете вы?

- В каких жизненных ситуациях вы их будете употреблять?
Литература

  1. Богданова О.С., Петрова В.И. Воспитание культуры поведения учащихся 1-3 классов. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1972. – С.176.

  2. Дурова Н.В. Очень важный разговор: Беседы-занятия об этике поведения. – М.: Мозаика-Синтез, 2000. – С.100.

  3. Мали Л.Д., Арямова О.С., Климова С.А., Пескова Н.С. Речевое развитие младших школьников. – Пенза, 1993. – С.112.


Анализ результатов воспитательного мероприятия.
Блок по теме «Культура общения» был выбран для воспитательной работы в результате наблюдений за детьми в течение первых двух недель обучения.

Выяснилось, что класс разделился на несколько групп. В каждой группе объединились дети, которые знали друг друга до школы. Внутри каждой группы учащиеся общались друг с другом, используя слова «привет», «пока». Встретив члена другой группы, даже этих слов не было слышно. В общении с взрослыми не все дети умело использовали слова благодарности, извинения, приветствия, прощания и т.д., например девочка Настя долгое время прощалась со мной: «Пока!», а просьба мальчика Вити звучала так: «Я хочу карандаш. Дай его мне!»

При проведении воспитательного мероприятия было замечено, что многие дети стесняются говорить вежливые слова. Это свидетельствует о низкой культуре общения в их ближайшем окружении.

Использование на мероприятии игрового сюжета раскрепостило детей. Они с удовольствием общались не только с членами своих групп. Было замечено, что учащиеся, проучившись 2 месяца вместе, научились сопереживать друг другу.

Для того чтобы культурное общение стало нормой, придется еще много потрудиться, но первые «плоды» уже есть. В классе стали чаще слышны слова: «спасибо», «благодарю», «пожалуйста», «здравствуйте», «до свидания». Появилась даже группа поддержки вежливых слов, которая напоминает о правильном общении, исправляет неточные выражения.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект воспитательного мероприятия по теме «культура общения. Слова выражения просьбы, благодарности» iconТема: «Культура общения. Слова выражения просьбы, благодарности»
Универсальные учебные действия: 1 формирование основ социально ценных личностных и нравственных качеств: уважение и вежливое отношение...
Конспект воспитательного мероприятия по теме «культура общения. Слова выражения просьбы, благодарности» iconКонспект воспитательного мероприятия «Осенняя история»
Обоснование, конспект и анализ воспитательного дела, мероприятия и т п. (не досугового характера), проведенного по «заказу» классного...
Конспект воспитательного мероприятия по теме «культура общения. Слова выражения просьбы, благодарности» iconКонспект воспитательного мероприятия *
Обоснование, конспект и анализ воспитательного дела, мероприятия и т п. (не досугового характера), проведенного по «заказу» классного...
Конспект воспитательного мероприятия по теме «культура общения. Слова выражения просьбы, благодарности» iconМетодические материалы по информатике Конспект внеклассного воспитательного...
Обоснование, конспект и анализ воспитательного дела, мероприятия и т п. (не досугового характера), проведенного по «заказу» классного...
Конспект воспитательного мероприятия по теме «культура общения. Слова выражения просьбы, благодарности» iconКонспект внеклассного мероприятия «Знаешь ли ты русский язык?»
Обоснование, конспект и анализ воспитательного дела, мероприятия и т п. (не досугового характера), проведенного по «заказу» классного...
Конспект воспитательного мероприятия по теме «культура общения. Слова выражения просьбы, благодарности» iconКонспект внеклассного мероприятия по английскому языку во 2 классе «English is fun!»
Обоснование, конспект и анализ воспитательного дела, мероприятия и т п. (не досугового характера), проведенного по «заказу» классного...
Конспект воспитательного мероприятия по теме «культура общения. Слова выражения просьбы, благодарности» iconКонспект воспитательного мероприятия. Тема мероприятия
Научить грамотно решать орфографические задачи, связанные с употреблением о-ё после шипящих в словах разных частей речи
Конспект воспитательного мероприятия по теме «культура общения. Слова выражения просьбы, благодарности» iconЛитература для написания сценария и подготовки мероприятия
Обоснование, конспект и анализ воспитательного дела, мероприятия и т п. (не досугового характера), проведенного по «заказу» классного...
Конспект воспитательного мероприятия по теме «культура общения. Слова выражения просьбы, благодарности» iconЛитература для написания сценария и подготовки мероприятия
Обоснование, конспект и анализ воспитательного дела, мероприятия и т п. (не досугового характера), проведенного по «заказу» классного...
Конспект воспитательного мероприятия по теме «культура общения. Слова выражения просьбы, благодарности» iconКонспект воспитательного мероприятия *
Это очень нужные качества в жизни человека, ведь даже в пословице говорится: «Ум без догадки гроша не стоит». Сегодня у нас урок...
Конспект воспитательного мероприятия по теме «культура общения. Слова выражения просьбы, благодарности» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Речевой этикет: слова просьбы и извинения. Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?»
Конспект воспитательного мероприятия по теме «культура общения. Слова выражения просьбы, благодарности» iconКонспект внеклассного воспитательного мероприятия Тема мероприятия
...
Конспект воспитательного мероприятия по теме «культура общения. Слова выражения просьбы, благодарности» iconМетодические рекомендации по разработке воспитательного мероприятия...
...
Конспект воспитательного мероприятия по теме «культура общения. Слова выражения просьбы, благодарности» iconКонспект воспитательного мероприятия *
В помощь подготовке старшеклассников к самообразовательной работе после окончания школы
Конспект воспитательного мероприятия по теме «культура общения. Слова выражения просьбы, благодарности» iconКонспект открытого урока по русскому языку по теме: «Слово и формы...
Цель: Учить подбирать родственные слова и определять разные формы одного и того же слова
Конспект воспитательного мероприятия по теме «культура общения. Слова выражения просьбы, благодарности» iconРабочая программа учебной дисциплины «культура общения»
Целью изучения дисциплины «Культура общения» является подготовка выпускников в области универсальной культуры общения и профессиональной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск