Скачать 0.81 Mb.
|
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (наименование программы, раздела) Цель: Повышение квалификации. Категории слушателей: Учителя Ф.К. СОШ Срок обучения Форма обучения Режим занятий
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 К Приказу Минобразования РФ От 18 июня 1997г. № 1221 ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННО БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ» УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА курса или дисциплины Физиология человека (наименование дисциплины)
Тема 1: Физиологические особенности адаптации детей дошкольного и младшего школьного возраста к физическим нагрузкам. Особенности адаптации детей дошкольного и младшего школьного возраста к физическим нагрузкам связаны с уровнем морфо-функционального созревания их организма. Возрастные особенности управления движениями. Особенности созревания различных отделов ЦНС (спинного мозга, подкорковых отделов и, наконец, коры больших полушарий). Связь основных этапов созревания мозга и изменений процессов управления движениями — формирование основных поз; создание основного фонда движений; созревание механизма кольцевого рефлекторного регулирования с ведущей ролью зрительных обратных связей; усовершенствование кольцевого рефлекторного механизма с ведущей ролью проприоцептивных обратных связей; созревание механизма центральных команд (программного управления). Особенности возрастного развития у детей дошкольного и младшего школьного возраста физических качеств. Сенситивные периоды онтогенеза и развитие физических качеств. Специфические особенности проявления и индивидуальная программа развития быстроты, силы, ловкости, гибкости и выносливости и их проявления. Реакция вегетативных систем и энергообеспечения при физических нагрузках. Влияние систематических физических нагрузок на развитие функций, здоровье и работоспособность. Нормы двигательной активности детей дошкольного и младшего школьного возраста. Анализ нормирования физических нагрузок с учетом возрастных особенностей. Тема 2: Физиологические особенности адаптации детей среднего и старшего школьного возраста к физическим нагрузкам. Особенности адаптации детей среднего и старшего школьного возраста к физическим нагрузкам в связи с существенными на этом этапе онтогенеза перестройками организма, связанными с половым созреванием. Переходный период или пубертат, и его этапы. Распределение стадий половой зрелости у мальчиков и девочек. Гормональные и структурные перестройки переходного периода. Особенности развития ЦНС, высшей нервной деятельности и сенсорных систем. Созревание опорно-двигательного аппарата и центральных регуляторных механизмов. Реакция вегетативных систем и энергообеспечения при физических нагрузках. Физиологические особенности адаптации детей среднего и старшего школьного возраста к физическим нагрузкам. Особенности возрастного развития у детей среднего и старшего школьного возраста физических качеств. Влияние спортивной тренировки на развитие функций, здоровье и работоспособность. Тема 3: Физиологические особенности урока физической культуры в школе. Объем общей учебной нагрузки и снижением внимания к занятиям физической культурой. ухудшение функций организма, развитие преморбидных состояний и повышение уровня заболеваемости учащихся. Анализ существующей системы педагогического и медицинского контроля за уроками физической культуры свидетельствует о том, что такие занятия проводятся без достаточного учета физиологических особенностей организма и работоспособности школьников. Физиологическое обоснование нормирования физических нагрузок, адекватных функциональным возможностям организма по трем параметрам: а) величина сдвигов физиологических констант и, прежде всего, частота сердечных сокращений, уровень артериального давления, потребление кислорода и легочная вентиляции; б) биоэнергетические затраты организма; в) интенсивность физических упражнений (сила, скорость передвижения). Задачи физиологически обоснованного нормирования нагрузок на уроках физической культуры. Изменение функций организма школьников на уроке физической культуры в школе. Влияние систематических физических нагрузок уроков физической культуры на развитие функций, здоровье и работоспособность. Комплексный физиолого-педагогический контроль (оперативный, текущий к этапный) и нормирование и управление уроком физической культуры. Тема 4: Определение биологического возраста. Практическое занятие. Заполнение индивидуальной карты (паспорта функционального состояния) по данным легочных объемов и емкостей, фактических и должных, частоты дыхания, МВЛ, времени задержки дыхания на вдохе и выдохе.
3.1 Овладение физиологическим арсеналом знаний требует прослушивания лекций, выполнения лабораторных работ. Лабораторные работы являются одной из важнейших составных частей курса физиологии. Для их выполнения необходимо ознакомится с лабораторным оборудованием, измерительными приборами, а также с техникой проведения основных лабораторных операций. Поскольку в лаборатории находятся электроприборы, и другое оборудование, слушатели должны строго соблюдать правила техники безопасности. Перед каждым лабораторным занятием следует изучить соответствующий раздел учебника, конспекта лекций и описание лабораторной работы. При оформлении отчета по проделанной работе в лабораторном журнале записывают дату, номер, название, цель, ход работы, расчетные формулы и результаты работы, выводы. При написании контрольных и реферативных работ слушатель должен показать уровень своей теоретической подготовленности и умение проводить экспериментальные исследования, анализировать их и делать обобщения. Синтез теоретических знаний и практических навыков экспериментирования позволит самостоятельно и квалифицированно решать проблемы совершенствования физического воспитания учащихся. Поскольку контрольными работами предусматривается проведение эксперимента, то для своевременного ее проведения необходимо заранее получить задание. В результате освоения курса слушатель должен знать основные принципы работы функциональных систем организма человека, как в покое, так и при различных режимах мышечной деятельности, а также разбираться в механизмах регуляции физиологических функций. Изучение фундаментальных основ общей физиологии с выделением стержневых, базовых положений физиологии, необходимо для их последующего использования в практической деятельности специалиста.
Шахгельдян, Е.Н. Семенов ; - Воронеж: Научная книга, 2002. – 10 с.
Теоретический раздел: Значение ВНД в осуществлении приспособительных реакций. Условные и безусловные рефлексы, их классификация. Условия и механизмы образования условных рефлексов. Виды условных рефлексов, торможение условных рефлексов: внешнее и внутреннее. Типы ВНД по И.П. Павлову. Понятие о динамическом стереотипе. Принципы организации движений и структура целостного поведения. Практический раздел: Исследование влияния выключения различных сенсорных систем на выполнение двигательных навыков овладеть методикой и получить количественные параметры, доказывающие преимущества бинокулярного зрения. Статистически оценивать преимущество стереоскопического зрения. Освоить методику измерения пространственного порога тактильной чувствительности. Определение изменений ЧСС и частоты дыхания при второсигнальных воздействиях в условиях предстартового состояния. Определение латерального доминирования у человека. Выработка сосудистого условного рефлекса у человека. Используя материалы учебников и лекции составить в виде таблиц должные величины, характеризующие биологический возраст детей и подростков. ТЕМЫ и методические указания по написанию КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ Необходимо внимательно и вдумчиво прочесть задание полностью. Контрольная работа должна состоять из трех частей: ПЕРВАЯ ЧАСТЬ - теоретический вопрос - должен быть изложен максимально подробно с использованием материалов учебников и обязательным привлечением дополнительной литературы (список литературы - см. последний лист задания). Текст желательно сопровождать схемами, рисунками, таблицами. ВТОРАЯ ЧАСТЬ - вопрос-задача, решение которой требует некоторой сообразительности. Ответ обязательно следует доказать, обосновать или по крайней мере пояснить. ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ предусматривает выполнение эксперимента, его обоснование, грамотное изложение полученных в ходе эксперимента данных, их статистическую обработку (в соответствии с требованиями, полученными при изучении спортивной метрологии). Изложение материала следует сопровождать протоколами, таблицами, графиками, оценками, выводами. Эксперимент выполняется после формулировки его цели, в соответствии с Вашей специализацией, работой, интересами, возможностями (в том числе техническими) и избранной темой. ТЕМУ первого и второго задания (теоретического вопроса и задачу) выбирают в соответствии с первой буквой собственной фамилии. ТЕМУ третьего задания (эксперимента) выбирают самостоятельно. ТЕМЫ ПЕРВОГО (теоретического) и ВТОРОГО (задача) ЗАДАНИЙ: А) 1. Физиологические принципы и критерии отбора детей для занятий спортом. 2. У спортсмена в 1 мм3 было найдено 5 000 000 эритроцитов. ак и почему изменится количество эритроцитов в 1 мм3 при подъеме на высоту 5000 м? Б.) 1. Строение двигательного аппарата. Двигательная единица (ДЕ) как структурно-функциональный элемент двигательного аппарата. Классификация и свойства двигательных единиц. Композиция мышц и её взаимосвязь с проявлением физических качеств. 2. Минутный объем крови (МОК) после выполнения физической нагрузки увеличился с 5 л.мин до 10 л.мин. За счет какого показателя произошло увеличение МОК? Если известно, что частота сердечных сокращений (ЧСС) не менялась и составила 70 уд/мин? Можно ли судить о степени тренированности человека (спортсмена), имея сведения о такой реакции сердечно-сосудистой системы (ССС)? В) 1. Показатели силы мышц. Способы их изменения. Факторы, определяющие максимальную произвольную силу мышц. Закон СРЕДНИХ НАГРУЗОК. Показатель механической эффективности мышечной работы. 2. Почему у людей, которым приходится подолгу неподвижно стоять, наблюдается нарушение состояния и нормального функционирования сосудов нижних конечностей? Почему мышечная активность нижних конечностей препятствует этой патологии? Г) 1. Механизм формирования двигательных навыков. Компоненты двигательных навыков. Значение экстраполяции. 2. Каждая из двух мышц способна поднять груз не тяжелее 800гр. Физиологическое поперечное сечение одной мышцы = 2см2, второй = 4см2. Площадь анатомического сечения каждой мышцы составляет 2см2. Какие показатели мышечной силы сходны, а какие различны для этих двух мышц? Какой тип расположения мышечных волокон можно предположить для каждой? Д,Е) 1. Адаптация к физическим нагрузкам. «Цена» адаптации. 2. Кругооборот крови совершается за 30 сек. Частота пульса 60 ударов в 1 мин., минутный объем крови — 6 000 мл. Определите систолический объем крови и приблизительное количество циркулирующей крови. Ж) 1. Вестибулярная и двигательная сенсорные системы. Строение, свойства и функции вестибулярной и двигательной сенсорных систем и их роль в управлении движениями. 2. По данным спирографии получены значения минутного объема дыхания (МОД). У одного испытуемого — 7л.мин , у второго — 12 л.мин. Частота дыхания у них была одинаковой и составила 14 дыхательных движений в минуту (14/мин). Определите значения дыхательного объема у каждого испытуемого, оцените и сравните степень их тренированности. Какое количество альвеолярного воздуха использовал каждый для газообмена крови? З,И) 1. Основные закономерности роста и развития человека. Акселерация и ее последствия. Гиподинамия и гипокинезия. 2. Если содержание газов в газовой смеси при общем объеме давления 760мм рт. ст. составляет 20,46%, 0,04% и 79,5%, то каковы при этом будут значения парциального давления каждого из них? В каком воздухе может быть обнаружено такое соотношение и какие это газы? О) 1. Высшая нервная деятельность (ВНД). Ее значение для животных и человека. Механизм и условия образования и торможения условных рефлексов (УР). Динамический стереотип. Значение условных рефлексов в формировании двигательных навыков. 2. Артериальная кровь большого круга кровообращения содержит 19 объемных процентов (19об.%) кислорода, венозная - 11 об. %. Сколько кислорода получают ткани за одну минуту при минутном объеме крови (МОК) = 10 л.мин? П) 1. Кровь как внутренняя среда организма. Функции крови. Состав и физико-химические свойства плазмы крови. Влияние мышечной деятельности на изменения в системе крови. 2. Изобразить схему рефлекторных дуг коленного и ахиллового рефлексов. Отметить их сходства и различия между собой и с дугой чувствительного рефлекса. Обосновать использование сухожильных рефлексов в клинической практике. Р) 1. Физиология сердца. Основные свойства сердечной мышцы. Фазы сердечного цикла, показатели работы сердца (систолический и минутный объем крови). Регуляция работы сердца при физических нагрузках. 2. В какой части нервно-мышечного препарата раньше всего возникает утомление: в мышце, нервно-мышечном синапсе или нерве? Почему? С) 1. Значение АТФ в процессе сокращения мышечных волокон. Каковы энергетические системы, обеспечивающие ресинтез АТФ, их мощность и емкость? 2. Измеряя лабильность составных частей нервно-мышечного препарата, получили значения: 100, 200 и 500 импульсов в секунду (имп/с). Каким частям препарата принадлежит каждый из результатов? Т,У) 1. Механизм обмена газов между альвеолами легких и кровью, диссоциация оксигемоглобина, обмен газов между кровью и тканями, кислородная емкость гемоглобина, кислородная емкость крови (КЕК), максимальное потребление кислорода (МПК), кислородный запрос (КЗ), кислородный долг (КД). Изменение показателей кислородного запроса и кислородного долга под воздействием тренировок. 2. У одного испытуемого объем сердца равен 1000 см3, частота сокращения сердца — 50 ударов в минуту, минутный объем крови 4 л, систолический объем — 70 мл, синусовая аритмия равна 0,3 сек; у другого эти параметры соответст венно были равны 700 см3, 65 ударов в мин., 6 л., 81 мл., 0,1 сек. Кто из этих двух лиц имеет более высокий уровень тренированности? Ф, Х) 1. Понятие о восстановительном периоде. Современные средства реабилитации спортсменов после больших физических нагрузок. 2. Сердце сокращается с интервалом 0,8 с. Длительность сокращения желудочка - 0,3 с. Можно ли получить экстрасистолу, воздействуя на сердечную мышцу через 0,2; 0,5; 0,7; 0,9 с после начала сокращения желудочка? Что следует за экстрасистолой и почему? Ц, Ч,Ш,Щ) 1. Роль отечественных и советских физиологов в развитии физиологии физических упражнений. 2. Изобразить и пояснить схему рефлекторной дуги, поддерживающей тонус мышц. Как опытным путем доказать наличие в нервных центрах свойства суммации? Приведите пример суммации возбуждения из обыденной жизни. На каких этапах формирования двигательного навыка преобладают процессы иррадиации, а на каких концентрация возбуждения в нервных центрах? Поясните сущность этих процессов. Э, Ю, Я) 1. Железы внутренней секреции. Свойства, особенности и роль желез внутренней секреции в развитии и жизнедеятельности организма. Регуляция желез внутренней секреции. Работоспособность и гормональные сдвиги. 2. Два нервных волокна имеют различный диаметр: 12мк и 0,5мк. Каково строение этих волокон? По какому из них возбуждение способно распространяться с большей скоростью и почему? |
Тематический план по курсу “Психологическое консультирование семьи” (дневная форма обучения) Учебно-методические материалы содержат учебно-тематический план и программу курса, тематику лекций, семинарских занятий и рефератов,... | Учебный план повышения квалификации по направлению «Физическая культура»... Категория слушателей: тренеры дюсш, тренеры сборных команд областей, республик РФ | ||
Учебно-тематический план обучения на курсах повышения квалификации... Категория слушателей: сотрудники проектных организаций, имеющие высшее образование (специалисты), желающие повысить свою профессиональную... | План работы методического объединения учителей начальных классов Цель: повышение квалификации учителя начальных классов по вопросам внедрения фгос с позиции организации образовательного процесса... | ||
Расписание для слушателей, осуществляющих повышение квалификации... Институт дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов социокультурной сферы и искусства | Рабочая программа для слушателей, обучающихся по квалификации (степени) «специалист» Российской Федерации: Рабочая программа. Для слушателей, обучающихся по квалификации (степени) «специалист». Направление – «Судебная... | ||
Учебно-тематический план 1 года обучения «Хочу всё знать!» Цель: Знакомство с деятельностью известных экологов, туристов адаптация детей к новым условиям занятий в объединении. Данная цель... | Отчет о проделанной работе за 2009 – 2010 учебный год педагога дополнительного... Повышение квалификации: Посещение занятий курсов повышения квалификации при Московском педагогическом университете | ||
Учебно-тематический план для занятий с учащимися 1 классов Приложение Тематическое планирование занятий студии «Театр на английском языке» первого года обучения | Учебно-методического комплекса дисциплины Рабочая учебная программа... Приложение №1 «Тематический план лекций»; Тематический план практических занятий | ||
Учебно-методического комплекса дисциплины Рабочая учебная программа... Приложение №1 «Тематический план лекций»; Тематический план практических занятий | Примерный план подготовки к аттестации педагога, мастера производственного обучения ... | ||
Учебный план (перечень дисциплин) Аннотация к рабочим программам дисциплины Наименование программы, ее описание (уровень образования, целевая аудитория, цели, задачи, форма обучения, документ) | Тематический план дисциплины Распределение учебного времени по семестрам,... Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной... | ||
Наименование раздела программы Тема урока (этап проектной или исследовательской... Виды пластических искусств. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность... | Тематический план для студентов очной формы обучения 9 Тематический... Учебно-методический комплекс подготовлен: Арефинкиной Е. Г. кандидатом юридических наук |