Тематический план (наименование программы, раздела) Цель: Повышение квалификации. Категории слушателей: Учителя Ф. К. Сош срок обучения Форма обучения Режим занятий





НазваниеТематический план (наименование программы, раздела) Цель: Повышение квалификации. Категории слушателей: Учителя Ф. К. Сош срок обучения Форма обучения Режим занятий
страница1/5
Дата публикации09.10.2013
Размер0.81 Mb.
ТипУчебно-тематический план
100-bal.ru > Культура > Учебно-тематический план
  1   2   3   4   5
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(наименование программы, раздела)
Цель: Повышение квалификации.

Категории слушателей: Учителя Ф.К. СОШ

Срок обучения

Форма обучения

Режим занятий


№ п/п

Наименование разделов дисциплины и тем

Всего часов

В том числе:

Формы контроля

Лекции

Выездные занятия, стажировка, деловые игры и др.

Практические, лабораторные, семинары

1

Физиологические основы Ф.К.

8

6




2

Конспекты лек. и практ. занят.

1.1

Физиологические особенности адаптации детей дошкольного и младшего школьного возраста к физическим нагрузкам




2







Конспекты лек.

1.2

Физиологические особенности адаптации детей среднего и старшего школьного возраста к физическим нагрузкам




2







Конспекты лек.

1.3

Физиологические особенности урока физической культуры в школе




2







Конспекты лек.

1.4

Определение биологического возраста










2

Конспект практ. занят.




Стажировка итоговый контроль



















Итого


















ПРИЛОЖЕНИЕ 3

К Приказу Минобразования РФ

От 18 июня 1997г. № 1221
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННО БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

курса или дисциплины
Физиология человека

(наименование дисциплины)


  1. Введение: Физиология является одной из основных дисциплин, формирующих стратегию и тактику деятельности специалистов в области физической культуры. Знание физиологических функций человека, механизмов их развития, а также способов и методов оценки - необходимое условие успешной работы этих специалистов. Возрастная физиология изучает особенности жизнедеятельности организма в различные периоды индивидуального развития или онтогенеза. В соответствии с Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования, физиология является одной из основных дисциплин, при подготовке специалистов в области физической культуры и спорта, тренеров и педагогов. Физиология человека относится к категории сугубо экспериментальных и наиболее трудных и сложных наук. Она имеет первостепенную важность при научной организации процесса обучения и воспитания учащихся. Зная функции различных биосистем организма, закономерности роста и развития человека, особенности его высшей нервной деятельности, педагог сможет абстрактное представление об индивидуальных особенностях учащихся заполнить конкретным физиолого-психологическим содержанием. Только в этом случае процесс интенсивного духовного, морального и физического развития человека будет протекать без ущерба для здоровья.




  1. Содержание и последовательность изложения учебного материала.

Тема 1: Физиологические особенности адаптации детей дошкольного и младшего школьного возраста к физическим нагрузкам.

Особенности адаптации детей дошкольного и младшего школь­ного возраста к физическим нагрузкам связаны с уровнем морфо-функционального созревания их организма. Возрастные особенности управления движениями. Особенности созревания различных отделов ЦНС (спинного мозга, подкорковых отделов и, наконец, коры больших полушарий). Связь основных этапов созревания мозга и измене­ний процессов управления движениями — формирование основных поз; создание основного фонда движений; созревание механизма кольцевого рефлекторного регулирования с ведущей ролью зрительных обратных связей; усовершенствова­ние кольцевого рефлекторного механизма с ведущей ролью проприоцептивных обратных связей; созревание механизма цент­ральных команд (программного управления). Особенности возрастного развития у детей дошкольного и младшего школь­ного возраста физических качеств. Сенситивные периоды онтогенеза и развитие физических качеств. Специфичес­кие особенности проявления и индивидуальная программа разви­тия быстроты, силы, ловкости, гибкости и выносливости и их проявления. Реакция вегетативных систем и энергообеспечения при физических нагрузках. Влияние систематических физических нагрузок на развитие функций, здоровье и работоспособность. Нормы двигательной активности детей дошкольного и младшего школь­ного возраста. Анализ нормирования физических нагрузок с учетом возрастных особенностей.

Тема 2: Физиологические особенности адаптации детей среднего и старшего школьного возраста к физическим нагрузкам. Особенности адаптации детей среднего и старшего школь­ного возраста к физическим нагрузкам в связи с существенными на этом этапе онтогенеза перестройка­ми организма, связанными с половым созреванием. Переходный период или пубертат, и его этапы. Распределение стадий половой зрелости у мальчиков и девочек. Гормональные и структурные перестройки переходного периода. Особенности развития ЦНС, высшей нервной деятельности и сенсорных систем. Созревание опорно-двигательного аппарата и центральных регуляторных механизмов. Реакция вегетативных систем и энергообеспечения при физических нагрузках. Физиологические особенности адаптации детей среднего и старшего школьного возраста к физическим нагрузкам. Особенности возрастного развития у детей среднего и старшего школь­ного возраста физических качеств. Влияние спортивной тренировки на развитие функций, здоровье и работоспособность.
Тема 3: Физиологические особенности урока физической культуры в школе. Объем общей учеб­ной нагрузки и снижением внимания к занятиям физической куль­турой. ухудшение функций орга­низма, развитие преморбидных состояний и повышение уровня за­болеваемости учащихся.

Анализ су­ществующей системы педагогического и медицинского контроля за уроками физической культуры свидетельствует о том, что такие за­нятия проводятся без достаточного учета физиологических особен­ностей организма и работоспособности школьников. Физиологическое обоснование нормирования физических нагрузок, адекватных функциональным возможностям организма по трем параметрам: а) величина сдвигов физиологических констант и, прежде всего, частота сердечных сокращений, уровень артериаль­ного давления, потребление кислорода и легочная вентиляции;

б) биоэнергетические затраты организма; в) интенсивность физических упражнений (сила, скорость передвижения). Задачи физиологически обоснованного нормирования нагрузок на уроках физической культуры. Изменение функций организма школьников на уроке физической культуры в школе. Влияние систематических физических нагрузок уроков физической культуры на развитие функций, здоровье и работоспособность. Комплексный физиолого-педагогический конт­роль (оперативный, текущий к этапный) и нормирование и управление уроком физической культуры.
Тема 4: Определение биологического возраста. Практическое занятие. Заполнение индивидуальной карты (паспорта функционального состояния) по данным легочных объемов и емкостей, фактических и должных, частоты дыхания, МВЛ, времени задержки дыхания на вдохе и выдохе.


  1. Методические рекомендации и пособия по изучению дисциплины:



3.1 Овладение физиологическим арсеналом знаний требует прослушивания лекций, выполнения лабораторных работ. Лабораторные работы являются одной из важнейших составных частей курса физиологии. Для их выполнения необходимо ознакомится с лабораторным оборудованием, измерительными приборами, а также с техникой проведения основных лабораторных операций. Поскольку в лаборатории находятся электроприборы, и другое оборудование, слушатели должны строго соблюдать правила техники безопасности. Перед каждым лабораторным занятием следует изучить соответствующий раздел учебника, конспекта лекций и описание лабораторной работы. При оформлении отчета по проделанной работе в лабораторном журнале записывают дату, номер, название, цель, ход работы, расчетные формулы и результаты работы, выводы.

При написании контрольных и реферативных работ слушатель должен показать уровень своей теоре­тической подготовленности и умение прово­дить экспериментальные исследования, ана­лизировать их и делать обобщения. Синтез теоретических знаний и практических навы­ков экспериментирования позволит самостоятельно и квали­фицированно решать проблемы совершенст­вования физического воспитания учащихся. Поскольку контрольными работами преду­сматривается проведение эксперимента, то для своевременного ее проведения необходимо заранее получить задание. В результате освоения курса слушатель должен знать основные принципы работы функциональных систем организма че­ловека, как в покое, так и при различных режимах мышечной деятельности, а также разбираться в механизмах регуляции физиологических функций. Изучение фундаментальных основ общей физиологии с выделением стержневых, базовых положений физиологии, необходимо для их последующего использования в практической деятельности специалиста.

    1. Методические пособия:

  1. Сборник лабораторных работ по курсу «Общая физиология». Часть 1./ С.С. Артемьева, Е.Н. Семенов - Воронеж: «ИТА», 2009. – 76

  2. Сборник лабораторных работ по курсу «Общая физиология». Часть 2./ С.С. Артемьева, Е.Н. Семенов - Воронеж: «ИТА», 2009. – 78 с.

  3. Семенов Е.Н. «Морфофункциональные показатели кардио-респираторной системы в покое и при мышечной деятельности» Пособие для студентов дневной и заочной формы обучения по специальности «Физическая культура и спорт». Воронеж: Научная книга, 2007. – .40 с.

  4. Семенов Е.Н. Словарь-справочник терминологических понятий по курсу общей и спортивной физиологии. Пособие для студентов дневной и заочной форм обучения / Е.Н. Семенов; - Воронеж: Научная книга, 2007. – 80 с.

  5. Семенов Е.Н. Курс лекций, и их мультимедийное сопровождение, по общей и спортивной физиологии для студентов дневного и заочного отделений. Учебно-методическое пособие (для самостоятельной работы студентов институтов физической культуры) / Е.Н. Семенов, С.С. Артемьева – Воронеж, 2010. – 200с.

  6. Физиолого-биохимическая характеристика механизмов энергетического обеспечения двигательной деятельности. Учебное пособие для студентов институтов физической культуры / Э.К. Артемова, Е.Н. Семенов. - Воронеж: Научная книга, 2011. – 99с. Утверждено УМО от 07. 02. 2011г. № 01ТВ.

  7. Семенов Е.Н. Сборник самостоятельных работ по общей и спортивной физиологии. Пособие для студентов дневной и заочной форм обучения / Е.Н. Семенов; - Воронеж: Научная книга, 2005. – 35 с.

  8. Шахгельдян Ф.Г. «Человек в цифрах». Методические указания для студентов / Ф.Г.

Шахгельдян, Е.Н. Семенов ; - Воронеж: Научная книга, 2002. – 10 с.


  1. Контрольные задания для самостоятельной работы:

Теоретический раздел: Значение ВНД в осуществлении приспособительных реакций. Условные и безусловные рефлексы, их классификация. Условия и механизмы образования условных рефлексов. Виды условных рефлексов, торможение условных рефлексов: внешнее и внутреннее. Типы ВНД по И.П. Павлову. Понятие о динамическом стереотипе. Принципы организации движений и структура целостного поведения. Практический раздел: Исследование влияния выключения различных сенсорных систем на выполнение двигательных навыков овладеть методикой и получить количественные параметры, доказывающие преимущества бинокулярного зрения. Статистически оценивать преимущество стереоскопического зрения. Освоить методику измерения пространственного порога тактильной чувствительности. Определение изменений ЧСС и частоты дыхания при второсигнальных воздействиях в условиях предстартового состояния. Определение латерального доминирования у человека. Выработка сосудистого условного рефлекса у человека. Используя материалы учебников и лекции составить в виде таблиц должные величины, характеризующие биологический возраст детей и подростков.



ТЕМЫ

и методические указания по написанию
КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Необходимо внимательно и вдумчиво прочесть задание полностью. Контрольная работа должна состоять из трех частей:

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ - теоретический вопрос - должен быть изложен максимально подробно с использованием материалов учебников и обязательным привлечением дополнительной литературы (список литературы - см. последний лист задания). Текст желательно сопровождать схемами, рисунками, таблицами.

ВТОРАЯ ЧАСТЬ - вопрос-задача, решение которой требует некоторой сообразительности. Ответ обязательно следует доказать, обосновать или по крайней мере пояснить.

ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ предусматривает выполнение эксперимента, его обоснование, грамотное изложение полученных в ходе эксперимента данных, их статистическую обработку (в соответствии с требованиями, полученными при изучении спортивной метрологии). Изложение материала следует сопровождать протоколами, таблицами, графиками, оценками, выводами. Эксперимент выполняется после формулировки его цели, в соответствии с Вашей специализацией, работой, интересами, возможностями (в том числе техническими) и избранной темой.
ТЕМУ первого и второго задания (теоретического вопроса и задачу) выбирают в соответствии с первой буквой собственной фамилии.
ТЕМУ третьего задания (эксперимента) выбирают самостоятельно.

ТЕМЫ ПЕРВОГО (теоретического) и ВТОРОГО (задача) ЗАДАНИЙ:
А) 1. Физиологические принципы и критерии отбора детей для занятий спортом.

2. У спортсмена в 1 мм3 было найдено 5 000 000 эритроцитов. ак и почему изменится количество эритроцитов в
1 мм3 при подъеме на высоту 5000 м?
Б.) 1. Строение двигательного аппарата. Двигательная единица (ДЕ) как структурно-функциональный элемент двигательного аппарата. Классификация и свойства двигательных единиц. Композиция мышц и её взаимосвязь с проявлением физических качеств.

2. Минутный объем крови (МОК) после выполнения физической нагрузки увеличился с 5 л.мин до 10 л.мин. За счет какого показателя произошло увеличение МОК? Если известно, что частота сердечных сокращений (ЧСС) не менялась и составила 70 уд/мин? Можно ли судить о степени тренированности человека (спортсмена), имея сведения о такой реакции сердечно-сосудистой системы (ССС)?
В) 1. Показатели силы мышц. Способы их изменения. Факторы, определяющие максимальную произвольную силу мышц. Закон СРЕДНИХ НАГРУЗОК. Показатель механической эффективности мышечной работы.

2. Почему у людей, которым приходится подолгу неподвижно стоять, наблюдается нарушение состояния и нормального функционирования сосудов нижних конечностей? Почему мышечная активность нижних конечностей препятствует этой патологии?

Г) 1. Механизм формирования двигательных навыков. Компоненты двигательных навыков. Значение экстрапо­ляции.

2. Каждая из двух мышц способна поднять груз не тяжелее 800гр. Физиологическое поперечное сечение одной мышцы = 2см2, второй = 4см2. Площадь анатомического сечения каждой мышцы составляет 2см2. Какие показатели мышечной силы сходны, а какие различны для этих двух мышц? Какой тип расположения мышечных волокон можно предположить для каждой?
Д,Е) 1. Адаптация к физическим нагрузкам. «Цена» адаптации.

2. Кругооборот крови совершается за 30 сек. Частота пульса 60 ударов в 1 мин., минутный объем крови — 6 000 мл. Определите систолический объем крови и приблизительное количество циркулирующей крови.
Ж) 1. Вестибулярная и двигательная сенсорные системы. Строение, свойства и функции вестибулярной и двигательной сенсорных систем и их роль в управлении движениями.

2. По данным спирографии получены значения минутного объема дыхания (МОД). У одного испытуемого — 7л.мин , у второго — 12 л.мин. Частота дыхания у них была одинаковой и составила 14 дыхательных движений в минуту (14/мин). Определите значения дыхательного объема у каждого испытуемого, оцените и сравните степень их тренированности. Какое количество альвеолярного воздуха использовал каждый для газообмена крови?
З,И) 1. Основные закономерности роста и развития человека. Акселерация и ее последствия. Гиподинамия и гипокинезия.

2. Если содержание газов в газовой смеси при общем объеме давления 760мм рт. ст. составляет 20,46%, 0,04% и 79,5%, то каковы при этом будут значения парциального давления каждого из них? В каком воздухе может быть обнаружено такое соотношение и какие это газы?
О) 1. Высшая нервная деятельность (ВНД). Ее значение для животных и человека. Механизм и условия образования и торможения условных рефлексов (УР). Динамический стереотип. Значение условных рефлексов в формировании двигательных навыков.

2. Артериальная кровь большого круга кровообращения содержит 19 объемных процентов (19об.%) кислорода, венозная - 11 об. %. Сколько кислорода получают ткани за одну минуту при минутном объеме крови (МОК) = 10 л.мин?
П) 1. Кровь как внутренняя среда организма. Функции крови. Состав и физико-химические свойства плазмы крови. Влияние мышечной деятельности на изменения в системе крови.

2. Изобразить схему рефлекторных дуг коленного и ахиллового рефлексов. Отметить их сходства и различия между собой и с дугой чувствительного рефлекса. Обосновать использование сухожильных рефлексов в клинической практике.
Р) 1. Физиология сердца. Основные свойства сердечной мышцы. Фазы сердечного цикла, показатели работы сердца (систолический и минутный объем крови). Регуляция работы сердца при физических нагрузках.

2. В какой части нервно-мышечного препарата раньше всего возникает утомление: в мышце, нервно-мышечном синапсе или нерве? Почему?
С) 1. Значение АТФ в процессе сокращения мышечных волокон. Каковы энер­гетические системы, обеспечивающие ресинтез АТФ, их мощность и емкость?

2. Измеряя лабильность составных частей нервно-мышечного препарата, получили значения: 100, 200 и 500 импульсов в секунду (имп/с). Каким частям препарата принадлежит каждый из результатов?
Т,У) 1. Механизм обмена газов между альвеолами легких и кровью, диссоциация оксигемоглобина, обмен газов между кровью и тканями, кислородная емкость гемоглобина, кислородная емкость крови (КЕК), максимальное потребление кислорода (МПК), кислородный запрос (КЗ), кислородный долг (КД). Изменение показателей кислородного запроса и кислородного долга под воздействием тренировок.

2. У одного испытуемого объем сердца равен 1000 см3,
частота сокращения сердца — 50 ударов в минуту, минутный
объем крови 4 л, систолический объем — 70 мл, синусовая
аритмия равна 0,3 сек; у другого эти параметры соответст­
венно были равны 700 см3, 65 ударов в мин., 6 л., 81 мл.,
0,1 сек. Кто из этих двух лиц имеет более высокий уровень
тренированности?
Ф, Х) 1. Понятие о восстановительном периоде. Современные средства реабилитации спортсменов после больших физических нагрузок.

2. Сердце сокращается с интервалом 0,8 с. Длительность сокращения желудочка - 0,3 с. Можно ли получить экстрасистолу, воздействуя на сердечную мышцу через 0,2; 0,5; 0,7; 0,9 с после начала сокращения желудочка? Что следует за экстрасистолой и почему?
Ц, Ч,Ш,Щ) 1. Роль отечественных и советских физиологов в развитии физиологии физических упражнений.

2. Изобразить и пояснить схему рефлекторной дуги, поддерживающей тонус мышц.

Как опытным путем доказать наличие в нервных центрах свойства суммации? Приведите пример суммации возбуждения из обыденной жизни. На каких этапах формирования двигательного навыка преобладают процессы иррадиации, а на каких концентрация возбуждения в нервных центрах? Поясните сущность этих процессов.
Э, Ю, Я) 1. Железы внутренней секреции. Свойства, особенности и роль желез внутренней секреции в развитии и жизнедеятельности организма. Регуляция желез внутренней секреции. Работоспособность и гормональные сдвиги.

2. Два нервных волокна имеют различный диаметр: 12мк и 0,5мк. Каково строение этих волокон? По какому из них возбуждение способно распространяться с большей скоростью и почему?
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тематический план (наименование программы, раздела) Цель: Повышение квалификации. Категории слушателей: Учителя Ф. К. Сош срок обучения Форма обучения Режим занятий iconТематический план по курсу “Психологическое консультирование семьи” (дневная форма обучения)
Учебно-методические материалы содержат учебно-тематический план и программу курса, тематику лекций, семинарских занятий и рефератов,...
Тематический план (наименование программы, раздела) Цель: Повышение квалификации. Категории слушателей: Учителя Ф. К. Сош срок обучения Форма обучения Режим занятий iconУчебный план повышения квалификации по направлению «Физическая культура»...
Категория слушателей: тренеры дюсш, тренеры сборных команд областей, республик РФ
Тематический план (наименование программы, раздела) Цель: Повышение квалификации. Категории слушателей: Учителя Ф. К. Сош срок обучения Форма обучения Режим занятий iconУчебно-тематический план обучения на курсах повышения квалификации...
Категория слушателей: сотрудники проектных организаций, имеющие высшее образование (специалисты), желающие повысить свою профессиональную...
Тематический план (наименование программы, раздела) Цель: Повышение квалификации. Категории слушателей: Учителя Ф. К. Сош срок обучения Форма обучения Режим занятий iconПлан работы методического объединения учителей начальных классов
Цель: повышение квалификации учителя начальных классов по вопросам внедрения фгос с позиции организации образовательного процесса...
Тематический план (наименование программы, раздела) Цель: Повышение квалификации. Категории слушателей: Учителя Ф. К. Сош срок обучения Форма обучения Режим занятий iconРасписание для слушателей, осуществляющих повышение квалификации...
Институт дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов социокультурной сферы и искусства
Тематический план (наименование программы, раздела) Цель: Повышение квалификации. Категории слушателей: Учителя Ф. К. Сош срок обучения Форма обучения Режим занятий iconРабочая программа для слушателей, обучающихся по квалификации (степени) «специалист»
Российской Федерации: Рабочая программа. Для слушателей, обучающихся по квалификации (степени) «специалист». Направление – «Судебная...
Тематический план (наименование программы, раздела) Цель: Повышение квалификации. Категории слушателей: Учителя Ф. К. Сош срок обучения Форма обучения Режим занятий iconУчебно-тематический план 1 года обучения «Хочу всё знать!»
Цель: Знакомство с деятельностью известных экологов, туристов адаптация детей к новым условиям занятий в объединении. Данная цель...
Тематический план (наименование программы, раздела) Цель: Повышение квалификации. Категории слушателей: Учителя Ф. К. Сош срок обучения Форма обучения Режим занятий iconОтчет о проделанной работе за 2009 – 2010 учебный год педагога дополнительного...
Повышение квалификации: Посещение занятий курсов повышения квалификации при Московском педагогическом университете
Тематический план (наименование программы, раздела) Цель: Повышение квалификации. Категории слушателей: Учителя Ф. К. Сош срок обучения Форма обучения Режим занятий iconУчебно-тематический план для занятий с учащимися 1 классов
Приложение Тематическое планирование занятий студии «Театр на английском языке» первого года обучения
Тематический план (наименование программы, раздела) Цель: Повышение квалификации. Категории слушателей: Учителя Ф. К. Сош срок обучения Форма обучения Режим занятий iconУчебно-методического комплекса дисциплины Рабочая учебная программа...
Приложение №1 «Тематический план лекций»; Тематический план практических занятий
Тематический план (наименование программы, раздела) Цель: Повышение квалификации. Категории слушателей: Учителя Ф. К. Сош срок обучения Форма обучения Режим занятий iconУчебно-методического комплекса дисциплины Рабочая учебная программа...
Приложение №1 «Тематический план лекций»; Тематический план практических занятий
Тематический план (наименование программы, раздела) Цель: Повышение квалификации. Категории слушателей: Учителя Ф. К. Сош срок обучения Форма обучения Режим занятий iconПримерный план подготовки к аттестации педагога, мастера производственного обучения
...
Тематический план (наименование программы, раздела) Цель: Повышение квалификации. Категории слушателей: Учителя Ф. К. Сош срок обучения Форма обучения Режим занятий iconУчебный план (перечень дисциплин) Аннотация к рабочим программам дисциплины
Наименование программы, ее описание (уровень образования, целевая аудитория, цели, задачи, форма обучения, документ)
Тематический план (наименование программы, раздела) Цель: Повышение квалификации. Категории слушателей: Учителя Ф. К. Сош срок обучения Форма обучения Режим занятий iconТематический план дисциплины Распределение учебного времени по семестрам,...
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной...
Тематический план (наименование программы, раздела) Цель: Повышение квалификации. Категории слушателей: Учителя Ф. К. Сош срок обучения Форма обучения Режим занятий iconНаименование раздела программы Тема урока (этап проектной или исследовательской...
Виды пластических искусств. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность...
Тематический план (наименование программы, раздела) Цель: Повышение квалификации. Категории слушателей: Учителя Ф. К. Сош срок обучения Форма обучения Режим занятий iconТематический план для студентов очной формы обучения 9 Тематический...
Учебно-методический комплекс подготовлен: Арефинкиной Е. Г. кандидатом юридических наук


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск