Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 86 комбинированного вида»
Утверждаю
Заведующий МКДОУ д/с № 86
_______________ Шабанова Г.Л.
ПЛАН – ПРОГРАММА
«НЕБОЛЕЙКА»
ОЗДОРОВИТЕЛЬНО – ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ
МЕРОПРИЯТИЙ В ДЕТСКОМ САДУ № 86.
Разработан: 25.08.11.
Творческий коллектив:
Заведующий – Шабанова Г.Л.
Старший воспитатель – Елизарьева Е.Н.
Медицинская сестра – Шаварнаева О.А.
Воспитатели: Куриленко Н.В., Чистякова Л.В., Губина О.В.
НОВОСИБИРСК - 2011
План – программа оздоровления детей в условиях ДОУ.
План – программа разработан в силу особой актуальности проблемы сохранения здоровья взрослых и детей. Отражает эффективные подходы к комплексному решению вопросов оздоровления подрастающего поколения в ДОУ. Он определяет основные направления, задачи, а так же план действий и реализацию их в течение года.
Раздел 1.
Общие положения
В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Оно является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, социально – экономическое состояние страны, условия воспитания, образования детей, их жизнь в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счете – отношение государства к проблемам здоровья.
По данным, опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ, 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Поэтому в ДОУ необходим поиск подходов к оздоровлению детей, проведение мониторинга состояния здоровья детей, учет и использование особенностей его организма, индивидуализации оздоровительно – профилактических мероприятий, создание определенных условий.
Учитывая природные, социальные условия, в которых мы живем, физкультурно – оздоровительная работа должна стать неотъемленной частью деятельности ДОУ. Сохранение и обеспечение здоровья детей является главным условием и показателем личностно – направленного образования и основной задачей системы образования в целом.
Законодательно – нормативное обеспечение плана – программы
Закон РФ «Об образовании».
Федеральный закон «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан», 1998г.
Федеральный закон «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», 1998г.
Федеральный закон «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения», 1999г (ст. 10, 28, 29, 31, 35).
Закон РФ «О физической культуре и спорте в РФ» № 80-ФЗ от 29.04.1999г (ст. 1, 4, 6, 13, 14).
Федеральный закон «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан», 1998г.
Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима ДОУ. Утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 25 марта 2003г.
Приказ Министерства РФ «Инструкция по внедрению оздоровительных технологий в деятельность ОУ» от 04.04.2003г № 139.
Приказ Минздрава РФ и Минобразования РФ «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в ОУ» от 30.06.1992г № 186/272.
Рекомендации Минздрава России «Ассортимент основных продуктов питания, рекомендуемых для использования в питании детей и подростков в организационных коллективах (детские сады, ОУ общего и коррекционного типа», детские дома и школы – интернаты, учреждения начального и среднего профессионального образования) от 09.05.1999г № 1100/96499-15.
Устав ОУ.
Ожидаемые результаты
Осознание взрослыми и детьми понятия «здоровья» и влияния образа жизни на состояние здоровья.
Повышение уровня ориентации к современным условиям жизни.
Овладение навыками самооздоровления.
Снижение уровня заболеваемости.
Объекты программы
- Дети ДОУ.
- Семьи детей, посещающих ОУ.
- Педагогический коллектив ОУ.
Раздел 2
Основная цель и задачи плана - программы
План – программа «Неболейка» направлен на рациональное осуществление совместными усилиями педагогов, специалистов ДОУ и родителей комплекса воспитательных и профилактических мер, направленных на укрепление здоровья растущего организма.
2.1. Профилактическое направление
- Обеспечение благоприятного течения адаптации;
- Выполнение санитарно – гигиенического режима;
- Проведение обследований и выявление патологий узкими специалистами не реже 1 раза в год по графику;
- Решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры;
- Предупреждение острых заболеваний и невротических состояний оздоровительно – профилактическими методами;
- Проведение социальных, санитарных, мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний.
2.2. Организационное направление
- Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ;
- Определение показателей физического развития, двигательной подготовленности методами диагностики;
- Изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей и внедрение эффективных технологий и методик;
- Систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских работников;
- Пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников;
- Разработка и внедрение перспективного плана по валеологии.
Раздел № 3
Физкультурно – оздоровительная работа
Содержание работы
| Срок
| Ответственный
| Антропометрия
| Сентябрь, май
| Медицинская сестра
| Уточнение списка детей по группам здоровья (карта здоровья)
| Сентябрь
| Медицинская сестра
| Обработка данных антропометрии и внесение результатов в журнал
| Сентябрь
| Медицинская сестра, старший воспитатель
| Медико – педагогический контроль за проведением занятий и закаливающих процедур
| По плану
| Заведующий ДОУ, медицинская сестра, старший воспитатель
| Проведение мониторинга по физическому развитию
| Сентябрь, май
| Инструктор по ФК, старший воспитатель, воспитатели
| Индивидуальная работа с детьми, не усваивающих программу
| Еженедельно
| Воспитатели
| Разработка подборка конспектов спортивных досугов, перспективных планов, мероприятий для тематических недель и дней для всех возрастных групп
| Ежемесячно
| Старший воспитатель, воспитатели
| Подбор комплексов упражнений для глаз, дыхания, гимнастик после сна, игровых самомассажей лица, ушных раковин, пальцев рук и тд
| В течении года
| Старший воспитатель, воспитатели
| Обеспечение групп аптечкой
| Сентябрь, по мере необходимости
| Медицинская сестра
| Деятельность сотрудников ДУ
в осуществлении физкультурно – оздоровительной работы
Наименование должности
| Содержание деятельности
| Заведующий ДОУ
| - создает необходимые условия для укрепления здоровья детей, для обеспечения их полноценным питанием
-обеспечивает выполнение санитарно – гигиенических правил, противопожарных мероприятий и других условий по охране жихни и здоровья детей
- проводит обучение и инструктаж по технике безопасности
- обеспечивает медико – педагогический контроль за проведением физкультурно – оздоровительных мероприятий
- отвечает за проведение своевременного ремонта
| Старшая медицинская сестра
| - производит осмотр детей
- осуществляет контроль за режимом дня
- делает профилактические прививки
- оказывает доврачебную помощь
- организует и контролирует проведение всех физкультурно – оздоровительных мероприятий в группах
- наблюдает за динамикой физического развития детей
- контролирует организацию питания в группах
- контролирует за санитарным состоянием пищеблока и групповых комнат, а так же других помещений учреждения
Проводит санитарно – просветительскую работу среди сотрудников ДОУ и родителей
- контролирует качество поставляемых продуктов, соблюдение правил их хранения и реализации
- следит за качеством приготовления пищи
- ведет бракераж сырых и вареных продуктов
- следит за выполнением графика получения пищи по группам
- контролирует организацию питания детей
| Старший воспитатель
| - составляет расписание занятий с учетом возраста детей, план оздоровительной работы, двигательный режим в разных возрастных группах
- контролирует проведение физкультурно – оздоровительных мероприятий в группах
- осуществляет контроль за режимом дня
- осуществляет подбор пособий и игрушек в соответствии с гигиеническими требованиями к ним с учетом возрастных особенностей детей
- проводит консультативную работу среди родителей и педагогов по вопросам физического развития и оздоровления детей
| Музыкальный руководитель
| - способствует развитию эмоциональной сферы детей
- проводит музыкальные игры и хороводы с детьми
- занимается развитием движений детей на музыкальных занятиях и в свободное время
- участвует в проведении утренней гимнастики, физкультурных досугов, праздников
| Воспитатели
| - проводят утреннюю гимнастику, пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз, гимнастику после сна, физкультминутки, подвижные игры, спортивные упражнения, индивидуальную работу по развитию движений, закаливающие мероприятия
- соблюдают режим дня
- следят за здоровьем детей и их эмоциональным состоянием, информируют медсестру, заведующего ДОУ
- следят за температурным режимом, искусственным освещением и одеждой детей
- проводят просветительскую работу среди детей и родителей о ЗОЖ и использования элементов физической культуры в домашних условиях
- проводят физкультурные занятия с детьми, физкультурные досуги и праздники, индивидуальную работу по развитию и коррекции двигательных навыков детей
| Завхоз
| - обеспечивает правильную работу вентиляционных установок
- своевременно проводит замену постельного белья
- регулирует тепловой и воздушный режим ДОУ
- следит за состоянием оборудования, здания, помещений. Территории во избежание травмоопасных ситуаций
- контролирует соблюдение правил противопожарной безопасности
| Повар
| - своевременно готовит пищу в соответствии с режимом ДОУ
- проводит доброкачественную кулинарную обработку продуктов
- обеспечивает строгое соблюдение срока реализации и условий хранения продуктов
| Дворник
| - содержит в чистоте участок детского сада и подходы к нему
- своевременно убирает снег и сосульки с крыши
- следит за состоянием ограждения территории ДОУ
| Сторож
| - следит за дежурным освещением
- отвечает за противопожарную безопасность охраняемого здания
| Структура внедрения здоровьесберегающих методик,
технологий в воспитательный процесс ДОУ
Ознакомление с теоретическими основами и подбор методик, технологий
Педагогико – психолого – медицинская оценка эффективности оздоровительных мероприятий Определение оздоровительной направленности и значимости для ребенка определеноррие оздоровительной направленности и значимости для ребенка
2. Изучение мнения родителей и получение поддержки семей
3. Создание условий и оформление необходимого материала
Включение методики в педагогический процесс
Анализ результатов использования
Мониторинг детей Спецопрос родителей, педагогов
6. Показ результатов
Наглядный материал Выступления Открытые мероприятия
7. Выводы и предложения
Формы и методы оздоровления детей.
№
| Формы и методы
| Содержание
| 1
| Обеспечение здорового ритма жизни
| - щадящий режим (адаптационный период)
- гибкий режим
- расписание НОД в соответствии с СаНПинами
- организация каникул
- организация микроклимата и стиля жизни группы
| 2
| Физические упражнения
| - утренняя гимнастика
- корригирующая гимнастика в комплексе с дыхательными и релаксационными упражнениями
- оздоровительно – развивающая физическая культура на свежем воздухе
- подвижные игры, элементы спортивных игр
- профилактическая гимнастика (дыхательная, улучшение осанки, плоскостопия, зрения)
| 3
| Гигиенические и водные процедуры
| - умывание с использованием художественного слова
- мытье рук
- игры с водой и песком
- обеспечение чистоты среды
| 4
| Свето – воздушные игры
| - сон в проветренном помещении
- соблюдение температурного режима
- прогулки на свежем воздухе
- обеспечение температурного режима и чистоты воздуха ( соблюдение графиков проветривания)
| 5
| Активный отдых
| - развлечения, праздники
- игры – забавы
- дни здоровья
- каникулы
- тематические недели и дни ( «Неделя спорта», «День здоровья» - 7 апреля)
| 6
| Диетотерапия
| - рациональное питание
- введение йодированной соли в пищу
- фрукты, овощи, соки
- витаминизация третьего блюда
| 7
| Свето и цветотерапия
| - обеспечение светового режима
- цветовое и световое сопровождение среды и учебного процесса
| 8
| Музтерапия
| - музыкотерапия (утренний прием, пробуждение)
- минута тишины
- музыкальное сопровождение режимных моментов
- музыкальное оформление фона совместной и самостоятельной деятельности
- музыкально – театральная деятельность
| 9
| Аутотренинг
| - элементы психогимнастики
- игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы
| 10
| Закаливание
| - гимнастика пробуждения, «дорожка здоровья»
- воздушное контрастное закаливание
- игровой самомассаж лица, БАТ (биологически активных точек), ушных раковин, пальцев рук
- босохождение
- соленая дорожка
- дыхательная гимнастика
| 11
| Пропаганда ЗОЖ
| - цикл бесед о здоровье и здоровом питании
- НОД по ОБЖ, валеологии
| Физкультурно – оздоровительный режим
№
| Содержание работы
| Время проведения
| Ответственные
| 1
| Прием детей и их осмотр
| Ежедневно
| Воспитатели
| 2
| Утренняя гимнастика
| Ежедневно
| Воспитатели
| 3
| Завтрак, обед, полдник
| По режиму
| Повар, ст. медсестра, кладовщик, воспитатели
| 4
| НОД по ОО «Физической культуре»
| По расписанию
| Воспитатели
| 5
| НОД по ОО «Музыке»
| По расписанию
|
| 6
| Физминутки
| По мере необходимости
| Воспитатели
| 7
| Игры в свободное время
| Ежедневно
| Воспитатели
| 8
| Прогулка
| По режиму
| Воспитатели
| 9
| Подвижные игры
| По плану
| Воспитатели
| 10
| Спортивные игры
| По плану
| Воспитатели
| 11
| Спортивные упражнения на улице
| По плану
| Воспитатели
| 12
| Физкультурный досуг
| 1 раз в квартал
| Воспитатели
| 13
| Физкультурный праздник
| 1 раз в год
| Старший воспитатель, воспитатели
| 14
| Индивидуальная работа по развитию движений
| Ежедневно
| Воспитатели
| 15
| Дневной сон
| По режиму
| Воспитатели
| 16
| Закаливающие мероприятия (облегченная одежда, мытье рук до локтя, умывание прохладной водой, питьевой режим, воздушные ванны, солнечные ванны, полоскание рта прохладной водой)
| В течении дня, ежедневно
| Воспитатели, ст. медсестра, старший воспитатель
| 17
| Медицинское обследование состояния здоровья детей
| 2 раза в год
| Медицинская сестра, врач
| 18
| Обследование физического развития детей
| 2 раза в год
| Воспитатели
| 19
| Медико – педагогический контроль за проведением физкультурно – оздоровительных мероприятий
| 1 раз в месяц в каждой группе
| Заведующий, старший воспитатель, медсестра
| 20
| Тепловой и воздушный режим
| По графику
| Воспитатели, завхоз, медсестра
| 21
| Санитарно – гигиенический режим
| Постоянно
| Воспитатели, завхоз, медсестра
| Примерный двигательный режим в подготовительной к школе группе (МИН)
Формы работы
| Понедельник
| Вторник
| Среда
| Четверг
| Пятница
| Утренняя гимнастика
| 10 - 12
| 10 - 12
| 10 - 12
| 10 - 12
| 10 - 12
| ОО «Физическая культура»
|
| 30 - 35
|
| 30 - 35
| 30 - 35
| ОО «Музыка»
| 30
|
| 30
|
|
| Физминутки
| 1 - 3
| Физические упражнения после сна, воздушные процедуры
| 8 - 10
| Подвижные игры ( не менее 2х игр в день)
| 12 - 15
| Физические упражнения на прогулке ( с подгруппами детей)
| 10 - 15
| Спортивные упражнения
| 10 - 15
|
| 10 - 15
|
|
| Спортивные игры
|
|
| 10 - 15
|
|
| Игры - аттракционы
|
| 12 - 15
|
| 12 - 15
|
| Игры с подгруппами детей
| 6 - 8
| Индивидуальная работа по физическому воспитанию
| 10
|
| 10
|
|
| Физкультурный досуг
| 1 раз в месяц 35 мин
| Физкультурный праздник
| 2 раза в год по 60 минут
| Самостоятельная двигательная деятельность
| 55
| 55
| 45
| 55
| 60
| Итого
| 152 - 173
| 144 - 168
| 144 – 178
(179 - 213)
| 144 - 168
| 137 0 158
| Итого в месяц: 12 часов 01 минут – 14часов 45 минут
Основные оздоровительные мероприятия на холодный период
Режимные моменты
| Мероприятия
| Утро
| - соблюдение воздушного и температурного режима
- утренняя гимнастика с элементами точечного массажа, дыхательной гимнастики
- дыхательная гимнастика
- пальчиковые игры
- игры для снятия эмоционального напряжения
| Завтрак
Обед
Ужин
| - соблюдение правил культуры еды и поведения за столом
- кислородный коктейль
- употребление в пищу чеснока
- полоскание рта после еды
| НОД
| По плану воспитателей
| Прогулка
| - одежда детей по погоде
- подвижные игры
- пальчиковые игры
- профилактика охраны зрения
- беседы
- создание условий для самостоятельной деятельности
| Вторая половина дня
| - оздоровительная гимнастика после сна
- самомассаж лица, ушных раковин, пальцев рук
- стимуляция БАТ
- стопотерапия (массаж стоп)
- дыхательная гимнастика
- «дорожка здоровья»
- умывание прохладной водой
- воздушное закаливание
| Основные оздоровительные мероприятия на теплый период
Режимные моменты
| Мероприятия
| Утро
| - соблюдение воздушного и температурного режима
- утренняя гимнастика с элементами точечного массажа, дыхательной гимнастики на свежем воздухе
- упражнение релаксации
- пальчиковые игры
- игры для снятия эмоционального напряжения
| Завтрак
Обед
Ужин
| - соблюдение правил культуры еды и поведения за столом
- употребление в пищу фруктов и соков
- полоскание рта после еды
| НОД
| По плану воспитателей
| Прогулка
| - одежда детей по погоде, обязательно головной убор
- подвижные игры
- пальчиковые игры
- профилактика охраны зрения
- босохождение
- элементы спортивных игр
- этюды на выражение чувств и эмоций
- создание условий для самостоятельной деятельности
| Сон
| С доступом воздуха
| Вторая половина дня
| - оздоровительная гимнастика после сна
- самомассаж лица, ушных раковин, пальцев рук с использованием орехов, шишек, карандашей, мячей, массажных ковриков
- стимуляция БАТ
- стопотерапия (массаж стоп)
- дыхательная гимнастика
- «дорожка здоровья»
- умывание прохладной водой
- воздушное закаливание
- ОРУ с художественным словом
- умывание холодной водой
| Раздел 4
Работа с педагогическим коллективом ДОУ
Профилактическая работа.
- профилактика ОРЗ, ОРВИ и гриппа;
- проведение НОД по ОО «Физическая культура»
- проведение музыкотерапии музыкальным руководителем
Повышение квалификации сотрудников
- санитарно – просветительская работа с младшим и обслуживающим персоналом;
- курсы повышения квалификации воспитателей;
- посещение семинаров;
- посещение и проведение семинаров внутри детского сада и других садов;
- индивидуальная, консультативная и просветительская работа по вопросам организации физического развития и оздоровления;
- собеседование с воспитателями: о рекомендациях врача детям, о правильной организации закаливающих процедур, по оказанию первой помощи;
- индивидуальное консультирование по личностным проблемам персонала ДОУ.
Инструктивная работа
- проведение инструктажей с сотрудниками ДОУ
Раздел 5
Работа с родителями
№
| Направление
| Содержание
| 1
| Санитарно – просветительская работа
| - консультации:
«Оставь свой след» профилактика плоскостопия
«Острые кишечные заболевания»
«Профилактика педикулеза»
«Кожные болезни»
«Вредные привычки»
«Детский травматизм»
«Профилактика ОРЗ»
«Витамины и их значение»
- рекомендации (калорийное, правильное питание дошкольников, профилактика заболеваний, организация отдыха ребенка, адаптация детей к условиям детского сада)
-тренинги по обучению играм, упражнениям, которые можно провести в домашних условиях
- еженедельное консультирование родителей по вопросам адаптации
- систематическое консультирование родителей по вопросам семейного воспитания
| 2
| Активный отдых
| - развлечения, праздники
- игры – забавы
- дни и недели здоровья
каникулы
| 3
| Пропаганда ЗОЖ
| - цикл бесед
- совместные праздники с детьми по теме ОБЖ и валеологии
| |