Скачать 36.66 Kb.
|
ТРИЗ – технология творчества Инновационной экономике необходимы инновационное образование и новые идеи. А поиск новых идей – это достаточно сложный процесс, требующий нового мышления, воображения и фантазии. Очевидно, что «высокие технологии» должны быть не только в технических устройствах, а с первую очередь – в «головах»: работники умственного труда должны знать приёмы и технологии умственного труда. Мощным инструментом для генерации новых идей является теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), созданная в России Г.С. Альтшуллером и его учениками. ТРИЗ позволяет перейти от метода проб и ошибок к научной технологии творчества. ТРИЗ аккумулирует и систематизирует многолетний опыт тысяч изобретателей и ученых (все творческие знания человечества). ТРИЗ – это технология сильного мышления для генерации новых идей, позволяющая резко снижать «муки творчества» и эффективно решать трудные профессиональные задачи в различных областях человеческой деятельности, особенно – в технике. ТРИЗ – это коэффициент, умножающий во много раз исходные творческие способности человека. Эпоху до появления ТРИЗ можно сравнить со временем, когда химики не знали периодической системы элементов. ТРИЗ имеет следующие творческие инструменты: – изобретательские приёмы; – законы развития технических систем; – системный оператор; – вепóльный анализ; – специализированные информационные фонды: – указатели эффектов (физических, химических, геометрических,…); – стандарты на решение изобретательских задач; – вещественно-полевые ресурсы; – алгоритм решения изобретательских задач; – курс развития творческого воображения; – приёмы для преодоления инерции мышления; – приёмы решения научных (исследовательских) задач; – теорию развития творческой личности. В настоящее время ТРИЗ активно развивается в нетехнические области – педагогику, биологию, искусство, журналистику, рекламу, бизнес, политику, … Достоинства ТРИЗ – если «думать по правилам», то можно быстро достичь результата – решить творческую (техническую) задачу. Недостаток ТРИЗ – требуется длительное обучение, как и любому другому учебному предмету (физике, математике, химии, …).Эффективность применения ТРИЗ зависит от степени её изучения (например, 5 или 50 творческих приёмов может применять человек в своей деятельности). Однако, на любом уровне освоения ТРИЗ обученный человек всегда лучше необученного. Поэтому ТРИЗ является не «волшебной палочкой», а по сложности и скорости напоминает «самолёт». ТРИЗ позволяет быстро достичь цели только тем, кто потратил свои время и силы, чтобы стать «пилотом», то есть хорошо изучил инструменты ТРИЗ и получил практические навыки решения творческих задач (учебных и реальных). Использование ТРИЗ может существенно повысить научно-технический уровень многих разработок, а также конкурсных работ студентов и аспирантов. Для начального ознакомления с ТРИЗ можно: 1) изучить электронное учебное пособие «Введение в ТРИЗ. Основные понятия и подходы» (http://www.altshuller.ru/e-books/); 2) изучить материалы Википедии (http://ru.wikipedia.org/wiki/), начиная со слова «ТРИЗ»; 3) прочитать книги по ТРИЗ из библиотеки Кубанского государственного университета: 1. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука / Г.С. Альтшуллер. – Петрозаводск: Скандинавия, 2004. 2. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач / Г.С. Альтшуллер. – Петрозаводск: Скандинавия, 2003. 3. Саламатов Ю.П. Как стать изобретателем: пособие для учителя / Ю.П. Саламатов. – М.: Просвещение, 2006. 4) посетить ТРИЗ-сайты: http://www.altshuller.ru – сайт Официального Фонда Г.С. Альтшуллера: более 100 статей Г.С. Альтшуллера и полная библиография его работ. http://matriz.ru – официальный сайт Международной Ассоциации ТРИЗ (МАТРИЗ): новости ТРИЗ-движения, список членов МАТРИЗ, документы съездов и совещаний, информационные письма, списки ТРИЗ-специалистов, аттестация специалистов, ТРИЗ-мероприятия, список ТРИЗ сайтов, литературы по ТРИЗ и др. http://ratriz.ru – сайт Российской Ассоциации ТРИЗ (РА ТРИЗ): новости, конференции, конкурсы для школьников, студентов и преподавателей, обучение ТРИЗ (очное и дистанционное для технических и нетехнических специалистов, педагогов), список ТРИЗ-сайтов и др. http://www.trizminsk.org – сайт Центра ОТСМ-ТРИЗ технологий (Минская школа ТРИЗ): статьи по всем направлениям ТРИЗ – инструменты ТРИЗ, ТРИЗ и технологии образования, ТРИЗ вне техники, фантастика и др. http://triz.natm.ru – сайт Новгородской школы ТРИЗ, имеющей 3 специализации: «ТРИЗ-образование» (очно – 16 курсов, дистанционно – 50 методик), «ТРИЗ для инженеров» (очное – 3 курса, дистанционно – 30 методик), «ТРИЗ-бизнес и управление» (20 методик); возможны выездные семинары. http://www.trizland.ru – более 500 творческих задач по различным отраслям: бизнес, PR, техника, биология, физика, экология, фантастические и сказочные задачи; около 300 материалов: статей, книг по ТРИЗ и технологиям творчества в различных сферах: технике, науке, искусстве, педагогике, бизнесе; обучение ТРИЗ и др. http://www.trizway.com – сайт для творческих педагогов Лаборатории Образовательных Технологий (ЛОТ) «Универсальный решатель»: ТРИЗ-педагогика, обучающие семинары, видео, статьи, презентации, книги в электронном виде, картотеки и др. За консультациями обращаться к доценту кафедры радиофизики и нанотехнологий – Михаилу Александровичу Жужа - тел. каф. 262 кафедра радиофизики и нанотехнологий, e-mail: ma120z@rambler.ru, каб. 120С, каб. 317С. |
Триз – технология творчества Федеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо «южный федеральный университет педагогический иститут» | Меерович М. И., Мастер триз, Шрагина Л. И., Мастер триз. Лаборатория «триз-педагогика Украины» «Межмуниципальная методическая Интернет-конференция «О, урок!- ты солнце! Мой самый необычный урок» | ||
Конспект занятий триз-семинара “ триз и химия” (2007 год) Обзорная... «за отсутствием состава преступления», но после лагеря никто не брал на работу – он под именем Г. Альтова стал печататься как писатель-фантаст.... | Задания конкурса ма триз по решению творческих задач для дошкольников,... Обучающая цель – совершенствовать навык работы в группе при выборе правильного ответа | ||
В сертификационный совет отзыв на работу А. Т. Кынина «Методы триз... Понимание роли, функций материала в существующих и будущих объектах деятельности человека во многом определяют эффективность этой... | «основы научных исследований и инженерного творчества» Дисциплина «основы научных исследований и инженерного творчества» входит в цикл естественно-научных дисциплин направления 150600... | ||
Программа дисциплины технология творчества авторский курс к т. н... Связи с общественностью", "080111 (061500)-Маркетинг". Программа курса и его содержание разработаны на основе анализа отечественного... | Учебная литература Рабочая программа составлена на основе авторской программы по технологии «Технология» Н. А. Цирулик, Самара: 2012 года издания, (Н.... | ||
Календарно тематическое планирование Содержание Раздел: Технология... Знать: сущность понятия технология, задачи и программные требования по предмету «Технология», правила поведения в мастерской | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Технология: личностно- ориентированная, мультимедиа технология, технология проблемного обучения, лингафонные технологии | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рассматривается применение морфологического анализа и элементов триз к олимпиадным задачам по физике | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конспект занятия по ознакомлению с окружающим с использованием триз для детей 4 – 5 лет | ||
Урок по русскому языку Тема: «Сложные слова» Образовательные технологии: технология развивающего обучения, технология урока на деятельностной основе, проблемно- диалогическая... | Конкурс детского теле-видео-творчества «Телестарт-2013» Областная постоянно действующая выставка прикладного творчества и изобразительного искусства. 68 | ||
Рабочая учебная программа дисциплины Химическая технология неорганических веществ; Химическая технология материалов и изделий электроники и наноэлектроники; Химическая... | Конспект урока по предмету «Окружающий мир», 3 класс. Тема: «Тайны недр Земли» Используемые технологии: технология адаптивная школа, икт, игровая технология, технология проблемного обучения, групповая |