Скачать 64.06 Kb.
|
МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Э.М. Гайсина, студентка 2 курса специальности «Преподаватель физической культуры и спорта» Государственное училище (техникум) олимпийского резерва г. Самара, Россия, 443068, г. Самара, ул. Мичурина, 118а, e-mail: info@samara-sport.ru Методология – это наука, позволяющая целесообразно выбирать методы, подходы и методики научного исследования с учетом специфики решаемых задач. В теории физической культуры методология исследования характеризуется комплексным подходом, отражающим единство философских (всеобщих), общенаучных (интегративных) и конкретно-исследовательских (частных) принципов, подходов и методов научного познания. Уровень и качество исследований в этой области постоянно повышаются за счет усиления внимания к вопросам организации здорового образа жизни, совершенствования интеллектуальных, физических, морально-волевых составляющих учебно-воспитательного процесса. Физическое обучение и воспитание – многолетний процесс. В нем совершенствуются умения и навыки физического и умственного развития. Содержания и формы этого процесса в различные периоды обучения меняются в зависимости от условий жизни и деятельности, целей и задач обучения, возрастных изменений каждого обучающегося. Концептуальная направленность учебного процесса по физической культуре – реализация интересов государства, запросов общества к физическому совершенствованию граждан, подготовка их к квалифицированному труду и социально активной жизни. Для эффективного освоения студентами физической культуры преподаватели в своей практике используют различные способы активизации учебной деятельности:
Суть деятельностного подхода заключается в том, что преподаватель (тренер) во время занятий ориентирует студента не только на усвоение готовых знаний и умений, но и на формирование творческого подхода к выполнению научного задания (упражнения). При реализации деятельностного подхода преподавателю необходимо согласовать свои действия с возможностями и способностями студента к выполнению тех или иных видов физкультурно-спортивной нагрузки. Под методом научного исследования понимается способ теоретического описания или практического осуществления какого-либо процесса. Метод является основой методики любого научного исследования. Общенаучные методы и подходы применяют как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях познания. Они широко используются в различных областях науки, развитие и становление которых в определенной мере подчинены одинаковым объективным законам. Общенаучные подходы ориентированы преимущественно на интегративное познание сложноорганизованных явлений. Для теории физической культуры как широко обобщающей науки общенаучные методы и подходы представляют особую ценность и значимость.
Интегративные подходы и методы научного познания Системный подход в исследованиях физической культуры позволяет комплексно охватить совокупность явлений и закономерностей, присущих ей, дает возможность осмыслить их во взаимосвязи, исключить искусственное их расчленение на части, выявлять целостность, присущую объектам действительности, позволяет включить в этот процесс специалистов различных специальностей и профилей. Кибернетический подход Работы Н.А. Бернштейна, П.К. Анохина, Л.В. Чхаидзе, В.М. Зациорского, Д.Д. Донского, А.Р. Лурия, П.Н. Хмоленка, Ж.К. Холодова и др. дают основание сделать вывод о большой перспективности кибернетического подхода в исследованиях теории физической культуры. Для физической культуры как социального явления характерна достаточно сложная организация ее в обществе, многоцелевые процессы управления ее функционированием. Использование кибернетических подходов дает новые возможности понять законы управления в ней. Метод моделирования Использование моделирования в исследованиях предполагает осуществление следующих процедур: постановку задачи, создание или выбор модели, исследование модели, перенос модели на оригинал. Метод прогнозирования В последнее десятилетие бурное развитие прогностики как научной отрасли привело к созданию ряда методов и подходов, специально ориентированных на предвидение того, как будут «вести себя», изменяться, развиваться исследованные явления или процессы в будущем. Метод проектирования Метод проектирования предполагает конструктивно преобразующую деятельность и ориентирование на создание целесообразной модели. Основой проективной деятельности является разработка проекта. Конкретно-исследовательские методы получения первичной обработки и проверки материалов объединяют способы и приемы библиографического розыска, сбора и систематизации документальной информации, а также методы наблюдения, обследования, эксперимента, статистической и иной обработки фактических данных. Значимая информация по теории физической культуры может содержаться в официальных документах, в архивных материалах, личных документах (дневниках). Для правильной организации сбора и систематизации информации необходимо уметь вести тематическую картотеку по исследуемой проблеме, иметь навыки аннотирования, реферирования, конспектирования, контент-анализа, систематизации выделенных представлений и фактов. Основной тип исследования в теории физической культуры – теоретическое исследование, направленное на получение новых знаний или пополнение существующих. Построение такого исследования предусматривает определенную структуру и последовательность в выполнении исследовательских процедур. I этап II этап III этап
1 2 3 4 5 операции Логика построения теоретического исследования (по Л.М. Матвееву, 1983) Требования, предъявляемые к системе образования в области физической культуры и спорта, направлены на формирование гармонично развитой личности с учетом личностных особенностей обучающегося. Физическому обучению и воспитанию присущи общие и частные закономерности педагогической деятельности, а также специфические черты. Так, на занятиях обязательно учитываются возрастные и физические особенности обучаемых, преподаватель использует специфические формы и методы обучения – физические упражнения, спортивную тренировку и др. В то же время необходимо учитывать прямую связь физической культуры с психологией, так как физическое здоровье напрямую зависит от состояния психики обучаемых. Педагогический процесс совершенствования физических способностей студентов связан с непосредственным воздействием на биологическую природу человека. Эффективность этого процесса достигается в том случае, если применение тех или иных средств и методов обучения физической культуре основывается на знании биологических особенностей организма человека и требований спортивной медицины. Освоение требований физической культуры позволяет студентам:
|
Учебного курса «Социология физической культуры и спорта». Содержание... Тема Социология физической культуры и спорта: методология, проблематика, история становления и развития | Кафедра управления физической культуры и спортом «Физическая культура», профили подготовки «Подготовка высококвалифицированных спортсменов в избранном виде спорта», «Физкультурно-оздоровительные... | ||
Теория культуры семинар №1 феномен культуры Предмет культурологии и место ее в системе наук. Методология и конкретные методы исследования культуры | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Езультатов и т д.). Уровень физической культуры общества (любого общества) зависит от уровня физической культуры его членов физической... | ||
Рабочая программа дисциплины педагогика физической культуры ... | Рабочая программа дисциплины психология физической культуры ... | ||
Рабочая программа дисциплины правовые основы физической культуры ... | Рабочая программа дисциплины (модуля) Методология научного исследования Целями освоения дисциплины «Методология научного исследования» является научно-методологическое обеспечение аналитической компоненты... | ||
Методика уроков физической культуры в первом классе Кроме того, в нее входят 2 урока физической культуры в неделю, 1-2 занятия кружка физической культуры, а по воскресным дням загородные... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Азвития и совершенствования. В своей совокупности эти элементы содержания представляют собой основу интеллектуального компонента... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методология и методика... Цель освоения дисциплины «Методология и методика социологического исследования» | Составитель учитель физической культуры мбоу сош №3 Петров Е. М.... По важности в процессе воспитания выходит на первое место учебная дисциплина, связанная с физической подготовкой | ||
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Научно-методический... «Научно-методический семинар: Методология исследования личности» Направление 030300. 68 Психология Форма подготовки очная | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и методика обучения... Инновационные технологии в области преподавания физической культуры. Методика преподавания физической культуры на базовом и профильном... | ||
Федеральное агентство по физической культуре и спорту сибирский государственный... Психология физической культуры и спорта : учебник для высших физкультурных учебных заведений / под ред профессора Г. Д. Бабушкина,... | Мельникова Н. Ю. История физической культуры и спорта. Учебник. М.:... Особенности физической культуры в странах древнего Востока (Месопотамия, Египет, Ассирия, Вавилон, Персия Индия, Китай, Япония) |