Методология исследования в сфере физической культуры





Скачать 64.06 Kb.
НазваниеМетодология исследования в сфере физической культуры
Дата публикации30.07.2013
Размер64.06 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Э.М. Гайсина, студентка 2 курса специальности «Преподаватель физической культуры и спорта»

Государственное училище (техникум) олимпийского резерва г. Самара, Россия, 443068, г. Самара, ул. Мичурина, 118а, e-mail: info@samara-sport.ru
Методология – это наука, позволяющая целесообразно выбирать методы, подходы и методики научного исследования с учетом специфики решаемых задач.

В теории физической культуры методология исследования характеризуется комплексным подходом, отражающим единство философских (всеобщих), общенаучных (интегративных) и конкретно-исследовательских (частных) принципов, подходов и методов научного познания.

Уровень и качество исследований в этой области постоянно повышаются за счет усиления внимания к вопросам организации здорового образа жизни, совершенствования интеллектуальных, физических, морально-волевых составляющих учебно-воспитательного процесса.

Физическое обучение и воспитание – многолетний процесс. В нем совершенствуются умения и навыки физического и умственного развития. Содержания и формы этого процесса в различные периоды обучения меняются в зависимости от условий жизни и деятельности, целей и задач обучения, возрастных изменений каждого обучающегося.

Концептуальная направленность учебного процесса по физической культуре – реализация интересов государства, запросов общества к физическому совершенствованию граждан, подготовка их к квалифицированному труду и социально активной жизни.

Для эффективного освоения студентами физической культуры преподаватели в своей практике используют различные способы активизации учебной деятельности:


  • оптимизацию и интенсификацию на основе применения современных информационных и коммуникационных технологий;

  • деятельностный подход к формированию спортивно-направленных личностных качеств студентов.


Суть деятельностного подхода заключается в том, что преподаватель (тренер) во время занятий ориентирует студента не только на усвоение готовых знаний и умений, но и на формирование творческого подхода к выполнению научного задания (упражнения). При реализации деятельностного подхода преподавателю необходимо согласовать свои действия с возможностями и способностями студента к выполнению тех или иных видов физкультурно-спортивной нагрузки.

Под методом научного исследования понимается способ теоретического описания или практического осуществления какого-либо процесса. Метод является основой методики любого научного исследования.

Общенаучные методы и подходы применяют как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях познания. Они широко используются в различных областях науки, развитие и становление которых в определенной мере подчинены одинаковым объективным законам. Общенаучные подходы ориентированы преимущественно на интегративное познание сложноорганизованных явлений. Для теории физической культуры как широко обобщающей науки общенаучные методы и подходы представляют особую ценность и значимость.


Общенаучные подходы и методы исследования




Эмпирический уровень познания




Теоретический уровень познания





Системный подход





Кибернети-ческий подход





Метод моделирования





Метод прогнозиро-вания





Метод проектирования


Интегративные подходы и методы научного познания

Системный подход в исследованиях физической культуры позволяет комплексно охватить совокупность явлений и закономерностей, присущих ей, дает возможность осмыслить их во взаимосвязи, исключить искусственное их расчленение на части, выявлять целостность, присущую объектам действительности, позволяет включить в этот процесс специалистов различных специальностей и профилей.

Кибернетический подход

Работы Н.А. Бернштейна, П.К. Анохина, Л.В. Чхаидзе, В.М. Зациорского, Д.Д. Донского, А.Р. Лурия, П.Н. Хмоленка, Ж.К. Холодова и др. дают основание сделать вывод о большой перспективности кибернетического подхода в исследованиях теории физической культуры.

Для физической культуры как социального явления характерна достаточно сложная организация ее в обществе, многоцелевые процессы управления ее функционированием. Использование кибернетических подходов дает новые возможности понять законы управления в ней.

Метод моделирования

Использование моделирования в исследованиях предполагает осуществление следующих процедур: постановку задачи, создание или выбор модели, исследование модели, перенос модели на оригинал.

Метод прогнозирования

В последнее десятилетие бурное развитие прогностики как научной отрасли привело к созданию ряда методов и подходов, специально ориентированных на предвидение того, как будут «вести себя», изменяться, развиваться исследованные явления или процессы в будущем.

Метод проектирования

Метод проектирования предполагает конструктивно преобразующую деятельность и ориентирование на создание целесообразной модели. Основой проективной деятельности является разработка проекта.

Конкретно-исследовательские методы получения первичной обработки и проверки материалов объединяют способы и приемы библиографического розыска, сбора и систематизации документальной информации, а также методы наблюдения, обследования, эксперимента, статистической и иной обработки фактических данных.

Значимая информация по теории физической культуры может содержаться в официальных документах, в архивных материалах, личных документах (дневниках). Для правильной организации сбора и систематизации информации необходимо уметь вести тематическую картотеку по исследуемой проблеме, иметь навыки аннотирования, реферирования, конспектирования, контент-анализа, систематизации выделенных представлений и фактов.

Основной тип исследования в теории физической культуры – теоретическое исследование, направленное на получение новых знаний или пополнение существующих. Построение такого исследования предусматривает определенную структуру и последовательность в выполнении исследовательских процедур.

I этап II этап III этап



Построе-

ние теорети-

ческого исследо-

вания



Выявле-

ние проб-

лемной ситуации



Постанов-

ка проблем-

ной ситуации



Форму-

лирова-

ние рабочей

гипотезы





Эмпирическая

сбор основного фактичес-

кого материала

обработка материала

Проверка гипотезы



Результи-

рующая разработ-

ка теорети-

ческих положе-

ний

1

2 3 4 5 операции
Логика построения теоретического исследования

(по Л.М. Матвееву, 1983)
Требования, предъявляемые к системе образования в области физической культуры и спорта, направлены на формирование гармонично развитой личности с учетом личностных особенностей обучающегося.

Физическому обучению и воспитанию присущи общие и частные закономерности педагогической деятельности, а также специфические черты. Так, на занятиях обязательно учитываются возрастные и физические особенности обучаемых, преподаватель использует специфические формы и методы обучения – физические упражнения, спортивную тренировку и др.

В то же время необходимо учитывать прямую связь физической культуры с психологией, так как физическое здоровье напрямую зависит от состояния психики обучаемых.

Педагогический процесс совершенствования физических способностей студентов связан с непосредственным воздействием на биологическую природу человека. Эффективность этого процесса достигается в том случае, если применение тех или иных средств и методов обучения физической культуре основывается на знании биологических особенностей организма человека и требований спортивной медицины.

Освоение требований физической культуры позволяет студентам:


  • усваивать большой объем знаний по другим дисциплинам;

  • поддерживать физическую форму в хорошем и отличном состоянии;

  • повышать качество учебной деятельности в соответствии с поставленными задачами.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методология исследования в сфере физической культуры iconУчебного курса «Социология физической культуры и спорта». Содержание...
Тема Социология физической культуры и спорта: методология, проблематика, история становления и развития
Методология исследования в сфере физической культуры iconКафедра управления физической культуры и спортом
«Физическая культура», профили подготовки «Подготовка высококвалифицированных спортсменов в избранном виде спорта», «Физкультурно-оздоровительные...
Методология исследования в сфере физической культуры iconТеория культуры семинар №1 феномен культуры
Предмет культурологии и место ее в системе наук. Методология и конкретные методы исследования культуры
Методология исследования в сфере физической культуры iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Езультатов и т д.). Уровень физической культуры общества (любого общества) зависит от уровня физической культуры его членов физической...
Методология исследования в сфере физической культуры iconРабочая программа дисциплины педагогика физической культуры
...
Методология исследования в сфере физической культуры iconРабочая программа дисциплины психология физической культуры
...
Методология исследования в сфере физической культуры iconРабочая программа дисциплины правовые основы физической культуры
...
Методология исследования в сфере физической культуры iconРабочая программа дисциплины (модуля) Методология научного исследования
Целями освоения дисциплины «Методология научного исследования» является научно-методологическое обеспечение аналитической компоненты...
Методология исследования в сфере физической культуры iconМетодика уроков физической культуры в первом классе
Кроме того, в нее входят 2 урока физической культуры в неде­лю, 1-2 занятия кружка физической культуры, а по воскрес­ным дням загородные...
Методология исследования в сфере физической культуры iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Азвития и совершенствования. В своей совокупности эти элементы содержания представляют собой основу интеллектуального компонента...
Методология исследования в сфере физической культуры iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методология и методика...
Цель освоения дисциплины «Методология и методика социологического исследования»
Методология исследования в сфере физической культуры iconСоставитель учитель физической культуры мбоу сош №3 Петров Е. М....
По важности в процессе воспитания выходит на первое место учебная дисциплина, связанная с физической подготовкой
Методология исследования в сфере физической культуры iconРабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Научно-методический...
«Научно-методический семинар: Методология исследования личности» Направление 030300. 68 Психология Форма подготовки очная
Методология исследования в сфере физической культуры iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и методика обучения...
Инновационные технологии в области преподавания физической культуры. Методика преподавания физической культуры на базовом и профильном...
Методология исследования в сфере физической культуры iconФедеральное агентство по физической культуре и спорту сибирский государственный...
Психология физической культуры и спорта : учебник для высших физкультурных учебных заведений / под ред профессора Г. Д. Бабушкина,...
Методология исследования в сфере физической культуры iconМельникова Н. Ю. История физической культуры и спорта. Учебник. М.:...
Особенности физической культуры в странах древнего Востока (Месопотамия, Египет, Ассирия, Вавилон, Персия Индия, Китай, Япония)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск