Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 353.34 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации19.12.2013
Размер353.34 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
  1   2   3


ФГБОУ «Магнитогорский государственный университет»

Кафедра культурологии и зарубежной литературы

Согласовано Утверждаю

Зав. кафедрой Декан филологического факультета

Кожевников М.В. Пономарева Л.Д.

18.09.2012 19.09.2012

Программа отредактирована и утверждена на заседании

кафедры культурологии и зарубежной литературы № 1 19.09.2012



Программа дисциплины

Теория и методология культуры

для специальности

№ 031400 – Культурология (озо)

Программа отредактирована и утверждена на заседании кафедры №1 от 19.09.12

Составитель: Назарычева Алевтина Ивановна

Кандидат философских наук, доцент

МАГНИТОГОРСК - 2012






Рабочая программа


2012/2013 уч. год

по «Теории и методологии культуры»

для специальности № 031400 «Культурология»(озо)

Курс 3, семестр 3. Лекции 10 часов, семинары 4 часа, самостоятельная работа 70 часов.

(в программе использованы материалы учебных программ РГУ по теории культуры и методологии изучения культуры и Уральского государственного университета им. А.М.Горького)
  1. Организационно-методический раздел





1.1.Цели курса


Сформировать у студентов представление о культуре как о многомерном, разноплановом, но едином, целостном феномене, меняющем свои характеристики и акценты в понятии «культура» на протяжении истории и истории философии, в частности; сформировать представление о понятии «метод», умение применять различные методы к изучению феноменов культуры; рассмотреть проблемы методологии культуры в ходе исторического развития.

1.2.Задачи курса

  • показать основные категории культуры, на основе которых строится один из вариантов (или несколько вариантов) понимания культуры;

  • показать множественность культурологических систем; принципы различных типологий культуры;

  • овладение студентами представления о методах изучения культуры;

  • показать смещение акцентов в понимании культуры и их причин (путь от поиска единого универсального метода для изучения всех явлений действительности до концепции истолкования культуры как текста – «текстуальность» культуры);

  • знание характеристик, основных признаков различных подходов для изучения культуры.



1.3. Место курса в системе освоения профессиональной образовательной программы
Курс лекций и практических занятий по «Теории и методологии культуры» является одной из базовых дисциплин для студентов, обучающихся по специальности «Культурология»(бакалавриат), и читается на 2 курсе 2 семестра. Т.к. курс совмещает две большие самостоятельные дисциплины, то целесообразно разделить его на две части, первая их которых – «теория культуры» - читается весь первый семестр и готовит студентов к пониманию, восприятию целостности понятия «культура» и выявляет основные категории этого феномена. Специфика этой части курса – показать многомерность культуры, многоаспектность подходов к ее познанию. Результатом изучения 1 части должны стать знание основных категорий культуры, различных критерий типологий культуры. 2 часть курса – «Методология изучения культуры» - предполагает ознакомление студентов с понятиями «теория», «метод», «знание», «наука», «истина», «вера» и исторически сформировавшихся различных подходов (методов) к изучению феноменов культуры.

1.4. Требования к уровню освоения содержания курса

В процессе изучения данного курса студенты должны воспринимать культуру как целостность, познакомиться с культурологической проблематикой и терминологией, теоретическими понятиями культурологии, основных категориями и проблемами культуры. Во втором разделе курса – «методология культурологии» - студенты знакомятся с историческими и теоретическими предпосылками формирования самостоятельной области знания, изучающей культуру; понимания особенностей культурологии как научной дисциплины; знание исторически сформировавшихся различных направлений и их вклад в изучение феноменов культуры, а также особенности современных исследований культуры. Курс «теория и методология культурологии» может помочь студентам видеть схожие моменты в различных культурах, выявлять общие закономерности их развития, ориентироваться в современном пространстве культурологического знания.


  1. Содержание курса




    1. Разделы курса


Курс состоит из двух разделов теоретической культурологии: первый - собственно рассмотрение проблем теории культуры и второй – методологические проблемы культурологии.


    1. Темы и краткое содержание


Раздел первый. Теория культуры.
Тема 1.Культурология как наука. Многозначность понятия «культура».

Культурология как результат развития гуманитарного знания. Л.Уайт о новой науке о культуре. Современные дискуссии о статусе культурологи. Понятие о культуре. Этимология слова. Становление понятия. Культурология в системе гуманитарного знания. Условия и предпосылки появления науки о культуре. Структура современной культурологии. Многозначность понятия «культура». Культура и изучающие ее дисциплины, различие между ними: культурология, культурфилософия, культурантропология, социология культуры. Полифонизм и полифункциональность культуры. Источники культурологии. Динамика культуры.
Тема 2. Сущность и структура культуры

Сложности определения термина «культура». Культура как возделывание. Культура как культ. Культура как образование, воспитание. Культура как ценность, норма, образ жизни, результат жизнедеятельности, способ смыслополагания, способ коммуникации. Становление философского понятия культуры в эпоху Просвещения. Внутренняя сложность и цельность культуры как основа множества подходов к пониманию культуры. Подходы к пониманию культуры: аксиологический – как совокупность духовных и материальных ценностей. Деятельностный: культура как способ человеческой деятельности, как проявление человеческой активности. Культура как практическое осуществление деятельности. Механизм воспроизводства, трансляции и развития культуры – единство опредмечивания и распредмечивания. «Круг культуры» (М.С.Каган). Системный: понимание культуры как системы. Признаки системы. Системный подход к культуре, основные критерии системности. Диалогическое понимание культуры (М.Бахтин, В.Библер, С.Аверинцев). культура как диалог культур. Диалогичность культуры.

Сущность культуры и человек как системообразующий фактор в культуре. Культура – чисто человеческий способ взаимодействия с миром. Смысловая нагруженность понятия «культура». Структурная целостность культуры. Материальная и духовная культура. Художественная культура. Прогрессивная и реакционная культура. Актуальная культура. Мировая и национальная культура. Выработка рабочего определения культуры (как способ общения и способности к пониманию). Современные концепции культуры.
Тема 3. Типология культуры.

Проблема типологизации культуры. Типология и классификация. Существование различных типологий, их основания: цивилизационный, концептуальный, культурно-исторический. Религиозный, этнонациональный, демографический. Их особенности. Типологизация помогает ответить на ряд вопросов: существует ли единство в разнообразии культур? Место и роль отдельных культур в мировом культурно-историческом процессе? Есть ли единая общечеловеческая культура? и другие. Социальная типология культуры. Историческая типология культуры. Представления мыслителей об основных типах культуры: Н.Я.Данилевский, К.Ясперс, О.Шпенглер, П.Тойнби, П.Сорокин. Варианты типологий: «Восток – Запад», «Юг-Север»; письменные – бесписьменные культуры и т.д. единство и многообразие культур. Межкультурные коммуникации.

Тема 4. Формирование образа мира как основа культуры. Архаические формы общения. Первобытное мышление и миф.

Образ мира в сознании человека как стержень культуры. Образ мира и сознание. Самоощущение, пространство, время – основа формирования образа мира. Проблема мировидения человека – отношение человека и мира, их взаимодействия. Образ мира – облик культуры. Их изменение – смена «типа деятельности» (способа производства). Архаические формы общения как первооснова культуры. Пространство и время в архаических ритуалах (М. Элиаде). Истоки магии и религии (Дж. Фрезер). Ранние формы религии: тотемизм, анимизм, аниматизм, фетишизм. Магия. Роль магии и ранних форм религиозных верований в развитии культуры. Особенности первобытного мышления. К.Леви-Стросс и Л.Леви-Брюль о первобытном мышлении. Миф. Культурогенез.
Тема 5. Основные категории культурологи. Природа и культура.

Представление о категориях культурологии. Сложности вычленения собственно культурологических категорий. Основные категории культуры: природа, время, пространство, язык и другие. Природа и культура. Соотношение понятий. Природа как материал и основание культуры. Культура - процесс и результат освоения природы, «вторая природа». Различные аспекты взаимодействия природы и культуры: хозяйственно-практический; антропологический; художественный (М.Каган). осмысление взаимодействий «природа-культура» в истории культурологической мысли. Хтоническое и логическое начало в культуре. Архетипы Диониса и Аполлона, их интерпретация в концепции Ф. Ницше. Русские религиозные философы о природе и культуре (Л. Шестов, Н.А.Бердяев, П.Флоренский).
Тема 6. Культура и время. Культура и пространство.

Пространство и время – необходимые координаты исторического исследования культуры. Каждый факт, событие имеет всегда достаточно четкие пространственные и временные контуры – где и когда. Их единство обозначается понятием хронотоп. В философии этот термин определяет духовное и историческое измерение природы и общества, в психологии – понимание процесса становления и развития человека. Человек может растягивать и сжимать время и пространство, существует множество смыслов хронотопа, которые отражают многослойность и полифонизм культуры. Прошлое, настоящее и будущее и их осмысление человеком в культуре. «Культурный универсум». Актуальная культура. Физическое, астрономическое, биологическое, историческое, социальное, культурное, личное время. Время имеет длительность, темп, ритм. Пространство культуры – особый вид социального пространства, который зависит от конкретных особенностей культуры, развивающихся в этом пространстве. В самом общем виде социальным пространством можно назвать ту часть окружающего мира, где развертывается социальная деятельность людей. Черты социального пространства. Культурное пространство и социальная организация. Пространства национальных культур.


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск