Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/4
Дата публикации31.12.2013
Размер0.7 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Культура > Пояснительная записка
  1   2   3   4
Детский Центр «Добрята»

Методический отдел

г. Томск
Программа по трудовому воспитанию

младших школьников
Программа (далее – Программа) по трудовому воспитанию младших школьников с инновационным компонентом разработана на основе авторской дополнительной образовательной программы по основам детской журналистики для младших школьников «Служу Отечеству пером».

Программа по трудовому воспитанию обучающихся начальных классов составлена с учётом новых требований ФГОС НОО к структуре основной образовательной программы начального общего образования.

Программа помогает ориентировать образовательный процесс на общекультурное, социальное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов начального общего образования и формирование универсальных учебных действий.

Предпрофильная подготовка, а именно обучение основам журналистики детей 6 - 10 лет, является инновацией предлагаемой Программы. Форма подачи Программы – игровая. Исходная мотивация – «Мы - журналисты!».

Разделы Программы:


  • пояснительная записка (раскрывает цели и задачи, содержит общую характеристику Программы, её принципы);

  • планируемые результаты освоения обучающимися Программы (показатели освоения Программы);

  • программа формирования универсальных учебных действий;

  • методическое обеспечение Программы;

  • тематическое планирование;

  • система оценки достижения планируемых результатов;

  • диагностический инструментарий;

  • приложение (принципы формирования трудового сознания и трудовой активности младших школьников).



Пояснительная записка
Цель данной программы: формирование устойчивых ориентаций на трудовой образ жизни, трудовую культуру, обеспечение практической и нравственно-психологической готовности к творческому труду.

Задачи:

* формирование добросовестного отношения к труду, понимания его роли в жизни человека и общества, установки на выбор профессии;

* воспитание трудовой активности на пользу общества, что предполагает приучение школьников к творчеству, активной деятельности, осмыслению окружающей жизни;

* привитие элементарных трудовых навыков, формирование культуры труда, навыков и умений индивидуального и коллективного труда;

* воспитание уважения к труду, бережного отношения к его результатам;

* воспитание уважения к людям, создающим материальные и духовные ценности.
Основой гармоничного развития личности является труд. Именно в труде человек выражает свою духовную сущность. Однако, таковым труд становится при условии, если взрослеющая личность утверждается в нём, познаёт свои силы, способности, дарования. И труд становится любимым. Поэтому занятия по трудовому обучению надо построить так, чтобы дети смогли прочувствовать радость труда. Ощущая её, ученик испытывает гордость от сознания того, что он способен к преодолению трудностей, осознаёт чувство собственного достоинства. Труд увлекает ребенка, позволяет почувствовать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов, а совместная деятельность объединяет детей общими эмоциональными переживаниями, способствуя тем самым становлению детского коллектива.

Воспитание трудовой активности углубляет экологическое, нравственное воспитание школьников, создаёт условия для развития эстетической культуры личности. В процессе трудового воспитания учащиеся познают окружающую действительность, систематизируют и закрепляют знания, расширяют свой кругозор. Дети становятся более прилежными в учебе, начинают интересоваться новыми достижениями науки и техники. Все это превращает труд в активный стимул для получения новых знаний.

В процессе трудовой деятельности у детей формируется трудолюбие, аккуратность, любознательность, познавательный интерес, дисциплинированность, внимательность, ответственность за порученное дело, бережное отношение к результатам труда.

Трудиться на пользу обществу каждый человек может лишь тогда, когда он с детства осознал общественное и духовное значение труда: понимает значение качества труда, умеет определить цель труда, спланировать наиболее рациональный путь её достижения для достижения результата. При этом очень важны постоянное стремление к повышению качества труда,

правильный отбор нужных материалов и инструментов, их целесообразное размещение, владение необходимыми трудовыми операциями, навыками обращения с инструментами для обработки материалов, бережное отношение к материалам и инструментам, рациональное использование рабочего времени, а также умение анализировать и рационализировать процесс труда. Трудовая деятельность решает задачу формирования у детей умения работать в коллективе. Происходит это постепенно, путём объединения сознания детей в процессе труда в небольшие группы с общим заданием. В процессе такого труда учитель формирует у детей умение самостоятельно и согласованно действовать, распределять между собой работу, приходя на помощь друг другу и стремясь совместными усилиями достичь результата.

В.А.Сухомлинский говорил: «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, даёт радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя».

Труд детей многообразен. Это позволяет поддерживать у школьников интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают четыре основных вида детского труда.
Виды труда




самообслуживание хозяйственно-бытовой труд труд в природе ручной труд
Самообслуживание направленно на уход за собой (одевание, раздевание, подготовка рабочего места и т.п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности состоит, прежде всего, в его жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

Хозяйственно - бытовой труд школьников необходим в повседневной жизни. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым. Хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает учителю решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.

Ручной труд - развивает творческие, конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее). В процессе ручного труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.

При использовании данной Программы реализуются все четыре вида детского труда. Также на занятиях ведётся работа по ознакомлению детей с трудом взрослых. В результате углубляются представления детей, закрепляется сложившееся положительное отношение к разным профессиям, ведь основным направлением воспитания трудового сознания у младших школьников является профпросвещение. Предложенные тексты, беседы, творческие задания, способствуют формированию у детей уважительного отношения к труду людей и его результатам, знакомят с различными профессиями. На занятиях дети представляют себя в роли журналиста: задают вопросы, берут интервью, пишут творческие работы. Игра в журналистов полезна тем, что она даёт детям возможность познакомиться со многими видами деятельности, научиться общению с людьми, вести диалог, развивать речевые навыки, формировать творческую личность, ведь главное в начальной школе – это приучение детей к творчеству и активной деятельности. Организация конкурсов, выставок увлекает детей и создаёт условия для формирования направленности к трудовой деятельности, а также развития творческих способностей и познавательных интересов. Такая деятельность помогает раскрыть талант, увлечение каждого ребенка.

Для развития трудовой активности проводятся экскурсии. Им принадлежит одно из ведущих мест в работе по ознакомлению обучающихся с трудом взрослых. Дети во время экскурсий знакомятся с технологией изготовления той или иной продукции, с орудиями труда, имеют возможность непосредственного общения с людьми, занятыми в конкретной сфере производства.

Таким образом, на занятиях идёт приучение учащихся к творчеству, активной практической деятельности, осмыслению окружающей жизни. Деятельность детей организуется так, чтобы труд учащихся был одухотворен мыслью, высокой идеей, был связан с трудом родителей, с потребностями города (или села). Творческое отношение к труду стимулирует воспитание у школьников трудовых увлечений. Интерес к труду развивает дух пытливости, исследования. Трудовое воспитание одновременно содействует физическому, умственному, нравственному развитию, обеспечивает социализацию личности.

Современная система образования делает ориентир на формирование у обучающихся умения учиться, добывать информацию, извлекать из неё необходимые знания. Особое значение в этом приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры личности. Этому способствуют методы организации познавательной деятельности в работе с источниками информации. В связи с этим, данная Программа предполагает работу с детскими периодическими изданиями. Такая работа формирует у детей навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, включая умение определять примерное содержание текста при беглом его просмотре, выработку высокой техники чтения, умение извлекать информацию из текста и оформлять полученную информацию. В итоге, дети способны не только ориентироваться в потоке информации, но и продуктивно использовать полученные знания и информацию, как в личных, так и в социально значимых целях, включая совершенствование нравственных качеств, повышение культурного уровня, творческих трудовых навыков, расширение кругозора.
Принципы Программы:
* Принцип творчества - каждое дело, занятие – творчество учащихся и учителя.

* Принцип индивидуализации (личностно-ориентированного подхода)

– развитие личностных качеств, трудовых навыков, эстетического вкуса, развитие готовности к самостоятельной творческой деятельности.

* Принцип культуросообразности - развитие ребёнка на основе культурно-исторических традиций народа.

* Принцип системности и последовательности – обучение в соответствии с возрастными особенностями детей. Подбор материала от менее сложного к более сложному.

* Принцип целостного представления о мире - поможет ребенку понять свое место в обществе и мире.

* Принцип доступности – получение новых знаний, умений и их закрепление с использованием материала, понятного и доступного детям.

* Принцип творчестваразвитие творчества через трудовую творческую деятельность, через слово.

* Принцип ответственностииспользование учебного материала, способствующего развитию ответственности за дела, слова, поступки.

* Принцип наглядности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным, наглядным. Этот принцип формирует у обучающихся стремление к прекрасному, способствует желанию с радостью выполнять предлагаемые виды заданий и достичь результата.

* Принцип справедливости – использование правдивого, актуального, общественно значимого материала.

Программа формирования универсальных учебных действий
* Личностный блок

Развитие трудового сознания, трудовой активности, нравственных качеств, эстетической воспитанности, творческих и литературных способностей. Формирование межличностных отношений.

* Познавательный блок

Получение знаний о труде людей, профессиях, видах творчества, о красоте, культуре, культурных ценностях. Знакомство с результатами труда людей различных профессий. Знакомство с творчеством сверстников (поделки, рисунки, стихи, заметки). Овладение трудовыми навыками, первоначальными конструкторскими, художественно-оформительскими навыками.

* Регулятивный блок

Обучение планированию деятельности, выделению этапов деятельности. Обучение оценки своей деятельности и деятельности сверстников.

* Коммуникативный блок

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Отработка умения слушать и вступать в диалог. Обучение постановки вопросов. Обучение поиску и сбору информации. Отработка умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами. Участие в коллективных творческих делах. Обучение владению диалогической и монологической речью.

Показатели освоения Программы
Познавательный интерес – это свойство личности, обеспечивающее состояние готовности и постоянство стремлений младшего школьника к освоению новых видов трудовой деятельности.

Направленность к трудовым действиям - это:

- понимание младшими школьниками цели трудового действия, которую необходимо достигнуть и готовность подчинять свои действия данной цели.

- определение путей, средств, способов и приемов достижения цели трудового действия.

Настойчивость – это умение личности преодолевать препятствия, решать возникающие проблемы, выполнять малопривлекательную, часто скучную, но необходимую для достижения цели работу. В составе трудовой активности настойчивость выполняет "несущую" функцию, являясь своеобразным стержнем активных стремлений.

Методическое обеспечение Программы
- Рабочая тетрадь по основам детской журналистики «Я красивый мир творю» для детей предшкольного возраста. Рабочая тетрадь предназначена для всех, кто хочет научить детей чувствовать и видеть красо­ту мира и людей, творчески мыслить и понимать смысл слов. Рисунки-раскраски, творческие задания, добрые сти­хи и тексты развивают воображение и чувства, учат понимать красоту как основу всего сущего. Настоящее пособие содержит 2 приложения для индивидуальной работы детей: «Словарь добрых слов» и предметные картинки для раскрашивания и вырезания;

- методические рекомендации к рабочей тетради «Я красивый мир творю». Предлагаемое методическое пособие адресовано, в первую оче­редь, воспитателям дошкольных учреждений разных типов, учителям предшкольной подготовки, студентам и препо­давателям педагогических вузов, колледжей, училищ и всем, кто хочет научить детей чувствовать и видеть красоту мира и людей, творчески мыслить и понимать смысл слов.

Пособие содержит конспекты занятий, методические рекомендации по использованию при­ложения к тетради, оформлению настенного панно, сцена­рии праздников;

- эксклюзивная «Цветочная азбука» предназначена для знакомства детей с русским алфавитом. «Цветочная азбука» представляет собой набор карточек размером 10х14 см в удобной упаковке. В наборе – 33 карточки. На каждой - красивый яркий цветок с буквой на одной стороне, на другой – печатная и письменная буква русского алфавита и позитивное стихотворение для разучивания;

- рабочая тетрадь по основам детской журналистики «Дорогою Добра» для учащихся первых классов. В основе содержания тетради – детские работы, фрагменты рассказов детских писателей, великих педагогов, фольклорные тексты от малых жанров (пословицы, заклички) до былин и сказок. Рабочая тетрадь может быть адресована каждому ребенку, который только научился читать и готов выразить богатство своей фантазии в разных видах творчества от рисунка до художественного текста.

- методические рекомендации к рабочей тетради «Дорогою Добра». Настоящее пособие содержит календарно-тематическое планирование и подробные поурочные планы по основам детской журналистики. В пособии описаны особенности уроков, дан перечень необходимого оборудования, выделен музыкальный ряд. Предлагаются разнообразные приёмы работы с учащимися, направленными на развитие мыслетворчества и рукотворчества через идею Добра.

- рабочая тетрадь по основам детской журналистики «Радужный мир» для учащихся вторых классов. Тетрадь знакомит детей с профессией журналиста, помогает им приобрести навыки собственного литературного творчества. Рисунки-раскраски, стихи, кроссворды, способствуют лучшему освоению предлагаемых занятий.

- методические рекомендации к рабочей тетради «Радужный мир». Пособие содержит календарно-тематическое планирование, конспекты занятий и сценарии праздников, фрагменты портфолио юнкоров, словарь газетных терминов. Отличительной особенностью занятий, представленных в пособии, является развитие творческого мышления, воображения, навыков устной и письменной речи у детей через знакомство и изучение основ профессии журналиста.

- рабочая тетрадь по основам детской журналистики «Звонкий голос детства» для учащихся третьих классов. Используя материал, данный в тетради, дети научатся писать тексты в таких газетных жанрах, как заметка, отзыв, зарисовка, интервью, репортаж. В тетради даются советы по выпуску стенных газет, созданию авторской книги в компьютерном варианте и оформлению уголка журналиста.

-методические рекомендации к рабочей тетради «Звонкий голос детства». Пособие содержит календарное планирование, конспекты занятий и сценарии праздников, описание оформления уголка юного журналиста, рекомендации по созданию авторской книги.

- рабочая тетрадь по основам детской журналистики «Мыслью строим мир» для учащихся четвёртых классов. В тетради раскрываются этические понятия, формирующие у детей осознанные нравственные ориентиры,

приводятся примеры высоконравственного поведения людей.

- методические рекомендации к рабочей тетради «Мыслью строим мир». Пособие содержит календарное планирование, подробные конспекты занятий, рекомендации по созданию творческих книг-учебников («Дети для детей»).

- брошюра «Проект: школьная газета в начальных классах». В пособии на конкретном примере дан алгоритм реализации проекта и разработаны рекомендации по его выполнению. Пособие содержит план работы кружка юных журналистов и работы пресс-центра, темы для творческих работ, фото проектных листов, вопросы для анкетирования, рекомендации по работе с газетой в учебном процессе, словарь газетных терминов. Материал, представленный в пособии, будет интересен всем, кто создаёт школьную газету и принимает участие в проектной деятельности.

- всероссийская газета-журнал «Добрята». В реализации Программы помогает полноцветная всероссийская газета «Добрята», которая издается в г. Томске с 2003г. Уникальность газеты в том, что она состоит из творческих работ детей: заметок, зарисовок, стихотворений, рисунков, размышлений о добре, мире и нашей родной земле. Цель газеты – с помощью позитивной информации заложить в сознание детей понятия Добра, Любви, Справедливости. Издание помогает детям в выработке правильного миропонимания, творческого подхода к любому делу, учит патриотизму, гражданственности, любви к родному Слову.

Газета «Добрята» способствует установлению дружеских контактов со сверстниками по всей стране и за рубежом.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск