Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/22
Дата публикации25.01.2014
Размер3.44 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Саратовский государственный университет

им. Н.Г. Чернышевского»

Педагогический институт


МУЗЫКА И МОЛОДЕЖЬ:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ




Саратов

2011

УДК [37.016:78] (082)

ББК 74.268.53я43

М 89



Музыка и молодежь: теоретические и практические аспекты: сборник научных статей. - Саратов: ООО «Издательский Центр «Наука», 2011. – 204с.
ISBN 978-5-9999-0783-7


Сборник содержит статьи, в которых представлены результаты научной деятельности учителей, студентов и преподавателей учебных заведений России и Зарубежья по актуальным вопросам современного массового музыкального образования.

Для учащихся и студентов, преподавателей вузов, педучилищ и колледжей, общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, дошкольных и дополнительных учебных заведений.

Редактор:

Мещанова Любовь Николаевна,

кандидат педагогических наук, доцент,

заведующая кафедрой теории и методики музыкального образования

Педагогического института СГУ им. Н.Г. Чернышевского

УДК [37.016:78] (082)

ББК 74.268.53я43



ISBN 978-5-9999-0783-7  Коллектив авторов, 2011


Ах, песня, что с тобою делают? Не праздный, знаешь ли, вопрос.

Я от тебя частенько бегаю, хотя люблю тебя до слез.

Ты стала слишком переменчивой: то вознесешься, то падешь,

Как будто и сказать уж нечего про то, как трудный мир хорош.

Сошлась ты с модницами бодрыми, нашла сомнительный приют.

Не голосом, не сердцем – бедрами тебя выводят и поют.

Одумайся, опомнись, милая, прошу я, стань опять собой

И отрезви певучей силою тех, кто смеялся над тобой.

Н.Палькин

Наш мир стремительно меняется: и экономика, и политика, и культура. Особенно трудно в нем найти себя нашим детям, молодым людям. Искусство, особенно музыка, имеет особенно серьезное и глубокое предназначение, которое касается внутренней сущности мира и личностного «Я», поэтому совершенствование природы молодого человека, развитие его духовных и сущностных сил, базовых способностей и значимых личностных качеств, становится приоритетной задачей современного образовательного и воспитательного процесса.

Известно, что в период кризисов в общественном сознании резко обостряется борьба старого и нового – это вечное противоречие. И не всегда новое – это прогресс, а старое – регресс. В любом процессе необходимо иметь четкое представление о том, каким видится человек завтрашнего дня. Несомненно, что хотелось бы видеть наше подрастающее поколение технически грамотными, незакомплексованными людьми, но вместе с тем – это должны быть интеллигенты, с хорошим образованием, широкими взглядами, личными убеждениями и с развитым художественным вкусом. Интеллигентность необходимо закладывать в сознание «с пеленок», взяв за основу повышенную восприимчивость к культуре, искусству, деликатность в отношении других людей, осмысленность жизненных действий. И очень многому нас учит музыкальное искусство, особенно массовое, которое, к сожалению, несет не всегда позитивное и культурное значение.

В представленном сборнике научных статей мы публикуем материалы зарубежных и российских авторов, среди которых люди разных специальностей – это и педагоги частных школ, и преподаватели высших учебных заведений, и, что особенно ценно, студенты образовательных учреждений разных уровней, которые высказывают личное мнение о том, как сделать современное музыкальное образование качественным, эффективным и привлекательным.

Удачи всем!

Л.Н.Мещанова

Л.А. Чугунова, Н.Г. Цывинская
ВЛИЯНИЕ МОЛОДЕЖНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ СУБКУЛЬТУР НА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ СТАНОВЛЕНИЕ МОЛОДЕЖИ
В процессе социализации у подростков формируется система норм и ценностей, отличающих данную группу от большинства обществ, называемая субкультурой.

Молодежь живет в общем социальном и культурном пространстве, и поэтому кризис общества и его основных институтов не мог не отразиться на содержании и направленности молодежной субкультуры. Именно поэтому не бесспорна разработка любых специально молодежных программ, за исключением социально-адаптационных или профориентированных.

Кризис института семьи и семейного воспитания, подавление индивидуальности и инициативности ребенка, подростка, молодого человека, как со стороны родителей, так и педагогов, всех представителей «взрослого» мира, не может не отразиться на духовно-нравственном становлении подростка… Агрессивный стиль воспитания порождает агрессивную молодежь, самими взрослыми приготовленную к отчуждению, когда выросшие дети не могут простить ни воспитателям, ни обществу, в целом, ориентации на послушных, безынициативных исполнителей в ущерб самостоятельности, инициативности, независимости, лишь направляемых в русло социальных ожиданий, но не подавляемых агентами социализации.

Коммерциализация средств массовой информации, в какой-то мере и всей художественной культуры, формирует определенный «образ» субкультуры не в меньшей степени, чем основные агенты социализации – семья и система образования. Ведь именно просмотр телепередач наряду с общением – наиболее распространенный вид досуговой самореализации. Во многих своих чертах молодежная субкультура просто повторяет телевизионную субкультуру, которая лепит под себя удобного зрителя.

На сегодняшний день существует много различных молодежных субкультур, из них музыкальные: готы, металлисты, панки, рэйверы, альтернативщики, эмо.

Субкультура, которой хотелось уделить больше внимания – «эмо».

Субкультура под названием «эмо», относительно недавно появившаяся в нашей стране, оказывает существенное влияние на жизнь многих людей, особенно подростков и молодежи, находящихся в наиболее активной возрастной категории.

Слово «эмо» является сокращением от английского слова «emotional», что переводится как «эмоциональный». Это название закрепилось не только за определенным стилем в музыке, исполнение и прослушивание которой является одним из основных признаков данной субкультуры, но и за всеми теми, кто является или считает себя ее представителями.

Условно людей, относящихся к «эмо», можно разделить на три группы:

- представители музыкальных групп этого направления и, как следствие, позиционирующие себя ведущими определенный образ жизни и пропагандирующими своим творчеством определенное мировоззрение;

- их слушатели, фанаты и приверженцы, являющиеся не только потребителями данного музыкального продукта, но и социальными «заказчиками» этого явления, тем самым обеспечивающими само его существование.

- молодые люди, из личных предпочтений заимствующие в основном импонирующую им внешнюю атрибутику и манеру поведения, в дальнейшем преобразовывая ее на свой вкус.

Немаловажен тот факт, что изначально сам по себе термин «эмо» относился только к определенному музыкальному направлению. Возникнув на Западе во второй половине 80-х годов 20-го столетия и постепенно завоевав довольно многочисленных поклонников, оно постепенно трансформировалось в отдельную субкультуру, приобретя, в том числе, довольно четкие отличительные внешние признаки.

Для того чтобы понять, что представляет современная российская «эмо-культура» и в чем именно заключается ее самобытность, необходимо сначала провести классификацию, пусть и весьма условную, иностранных музыкальных эмо-групп и проследить историю их появления и развития.

Изначально «эмо» являлось общим названием иностранных музыкальных групп, ориентирующихся в своем творчестве на исполнение панк-рока разнообразных стилей. Основное отличие появившихся эмо-групп было в том, что музыка этих коллективов имела ярко выраженную эмоциональную окраску. Эмо-музыку можно разделить, опираясь на основные отличия в звучании и темах текстов, на три крупные основные группы: «Эмо», «Хаотическое эмо» и «Скримо».

Группы, относящиеся к просто «Эмо», существовали в период второй половины 80-х годов до середины 90-х 20 века. К ним можно отнести Rites of Spring, Moss Icon, The Hated, Indian Summer, Julia.

Стиль «Эмо» возник на основе нью-йоркского хардкора, но в отличие от хардкор-панк-рока был в гораздо большей степени насыщен эмоционально, что выразилось в явном стремлении к мелодичности. Именно с этих музыкальных команд принято отсчитывать время возникновения эмо-музыки.

«Хаотическое эмо» - группы Honeywell, Swing Kids, Mohinder, Portraits of Past, Union of Uranus, Saetia - являлось неким промежуточным звеном между прошлым и настоящим эмо-звучанием. Охватывая период с ранних 90-х годов до завершения этого же десятилетия, их музыка также мотивы самокопания и буквально выворачивания наизнанку своих эмоций, чувств и мыслей.

В России музыкальные эмо-группы появились приблизительно шесть лет назад, то есть уже в нынешнем, 21-ом, веке. Позаимствовав основу у своих зарубежных коллег, в том числе и у существующих ныне групп, сочетающих в себе черты эмо и популярной музыки, они смогли заявить о себя в первую очередь за счет вокала, наполненного ощутимой тоской, но не скатывающейся при этом в полную депрессию. Добавив к этому нежность проникновенной поэтики текстов и мощный ритм гитар, они постепенно привлекли к себе внимание довольно специфической аудитории, состоящей преимущественно из достаточно молодых людей обоего пола.

В немногочисленных книгах и статьях, посвященных современной российской музыке и молодежным субкультурам, в целом, существует точка зрения, что в последнее десятилетие главное в исполнении песен - это музыкальное звучание, то есть «саунд». Остальные составляющие этого процесса - будь то содержание текстов или специфическая обстановка на концертах, или в жизни музыкантов - фактически уже не играет никакой существенной роли и не оказывает влияния на творчество музыкальных групп.

Подобного рода высказывания дополняются мнением, что в нашей стране по существу исчезли сами ярко-выраженные молодежные субкультуры. В качестве основного аргумента приводятся многочисленные факты взаимопроникновения различных стилей и невозможность выявить яркие отличительные внешние признаки представителей тех или иных субкультур. Само заимствование друг у друга музыкальных приемов или чисто внешних признаков (таких, как вид одежды) делает фактически бессмысленным некий внутренний код приверженцев какой-либо субкультуры. Признавая тот широко известный факт, что субкультура в первую очередь - это противостояние и несогласие с тем, что из себя представляет окружающая действительность, тем не менее, принято считать, что сейчас подобного несогласия не существует, так как молодых людей, в общем-то, все устраивает.

По распространенному мнению, в современной отечественной музыке идея бунта теперь лишь эксплуатируется в коммерческих целях, только символизируя его, «осуществляет маркетинг, то есть создает матрицы для самоидентификации и самоотграничения от «других»... Музыка больше не пробуждает совесть, не обжигает шокирующей истиной, не побуждает к действию - она является не более чем «саунд-треком для стиля жизни». Сейчас уже невозможно внятно, интересно и нелживо ответить на вопросы, что выражает эта музыка, каков ее месседж, кто вообще за ней стоит. Даже агрессивно быстрая и шумная музыка далеко не всегда предполагает позицию протеста». Но вместе с тем не стоит забывать и о том, что даже подобная шумовая агрессия уже сама по себе является своеобразной формой протеста - пусть и не всегда осознанной и несущей конструктивные идеи.

Как правило, в любом обществе всегда находятся те, кого не устраивает подчиняться общепринятым и навязанным со стороны предписаниям, пусть даже они несут в себе, на первый взгляд, лишь удобство и комфорт. «Есть нечто в человеческой природе, благодаря чему удается сохранить индивидуальность, не поддаться ни соблазну, ни давлению. Каждый одарен тем свойством души, что можно назвать инстинктом личного выбора, инстинктом собственного предпочтения, инстинктом непреклонного отказа. Это великий импульс. Без него человек остался бы жалким конформистом, а общество погрязло бы в традициях и обычаях ледникового периода... Психическая энергия предельного отказа пересиливает даже инстинкт самосохранения».

В среде достаточно аморфных социальных групп - тинейджеров и студентов,- выделились из общей массы те, кого уже не устраивает попса и так называемая современная «клубная культура» (по существу ничем принципиально не отличающаяся от повседневности за пределами клуба). Также далеко не все люди воспринимают и новейшие стили современной электроники.

Образовавшийся вакуум между этими двумя полюсами было необходимо заполнить. Именно на эту роль претендует возникшая в России субкультура эмо.

Необходимо подчеркнуть, что само по себе появление подобной субкультуры в современном российском обществе связано еще и с тем, что «физиологическая акселерация молодых людей сопровождается резким возрастанием длительности периода их социализации (порой до 30 лет), что вызвано необходимостью увеличения времени на образование и профессиональную подготовку, соответствующую требованиям эпохи. Сегодня юноша рано перестает быть ребенком (по своему психофизиологическому развитию), но по социальному статусу еще долгое время не принадлежит к миру взрослых». Именно эта неуверенность в своем социальном статусе и послужила (помимо прочих других) причиной возникновения субкультуры эмо. Поскольку одним из доступных молодому человеку способов проявить себя и повлиять на собственное положение в обществе является создание музыкальной группы, то в сочетании с присущей большинству людей тягой к творчеству, именно этот вариант самореализации выбирает та часть молодых людей, кто обладает минимальными необходимыми профессиональными навыками в музыкальной сфере. Тем более, что на первоначальном этапе создание подобной группы хотя и требует некоторых финансовых вложений, но не находится за пределами денежных возможностей среднестатистического жителя крупного мегаполиса.

Сама стилистика той или иной российской эмо-команды зачастую довольно неустойчива, и делать какие-либо обоснованные выводы об особенностях и отличительных признаках ее творчества представляется маловозможным. Тем не менее, можно составить общую характеристику отечественной эмо-музыкн. Объединяющими признаками, по которым эти коллективы можно отнести именно к эмо, являются следующие:

- стиль музыки, несущий в себе отличительные признаки хардрока;

- насыщенные эмоционально музыка и лирика текстов песен;

- эмоциональный, с ярким проявлением чувств, вокал;

- мелодичность и некоторая хаотичность аранжировок;

- преимущественно в текстах песен идет речь о сильных внутренних переживаниях человека.

В течение нескольких лет, благодаря растущей популярности эмо-стиля, в крупных городах России сформировалась вокруг музыкальных эмо-групп специфическая среда фанатов, постепенно трансформировавшись в своеобразную субкультуру, получившую такое же наименование. Постепенно приняв характер достаточно массового явления, эта эмо-культура распространилась за пределы клубов и концертных площадок, неся в себе идеологические черты, присущие как эмо-музыке, так и вырабатывая свои собственные.

В массовом сознании, не без помощи прессы и различных Интернет-ресурсов сформировался некий усредненный образ «типичного» эмо. Это молодой человек или девушка (в используемой терминологии «эмо-бой» или «эмо-гел», причем именно в таком написании русскими буквами этих английских слов), выделяющиеся среди окружающих, прежде всего, своим специфическим внешним видом. А именно:

- волосы непременно темные, а лучше всего выкрашенные в иссиня-черный цвет;

- с длиннющей челкой, которая непременно должна закрывать половину лица;

- ногти на руках обязательно должны быть покрашены черным

лаком;

- также непременное ношение эмо широких кед с розовыми шнурками;

- разноцветные маечки и футболки;

- одним из основных атрибутов у «эмо-гел» - это ободки для волос, розового цвета, желательно с Микки-Маусом или другими героями детских мультиков;

- черные ремни с заклепками;

- сумки определенного фасона и рисунка: из черного и разноцветного кожезаменителя, а также блестящего разноцветного пластика, на длинном ремне, с принтами полу абстрактных рисунков, буквами различных алфавитов или изображениями рисованных героев аниме или американских мультиков;

- множество маленьких пластиковых значков, укрепленных спереди на ремне сумки или на ней самой.

Субкультура эмо имеет одну очень характерную особенность, выделяющую ее среди предшествующих молодежных субкультур. Эмо-киды не так уж стремятся демонстрировать себя и свою идеологию людям, не имеющим к этой субкультуре прямого отношения. Возможно, в этом действительно можно при желании обнаружить черты подросткового инфантилизма - ведь именно тинейджерам присуща вместе с отрицанием всех жизненных правил и установок явно проявляемая душевная замкнутость и уход в свой внутренний мир. С другой стороны, поскольку для эмо проявления внешнего мира несут в себе достаточно негативные последствия, но никакого особого интереса они к нему не испытывают - поскольку ничего хорошего ждать все равно не приходиться. В результате подобная система взглядов, усиленная относительно молодым возрастом эмо-кидов (как уже упоминалось, это молодые люди примерно от 12-13 лет до 25-30), привела к стремлению не столько навязать окружающим свои взгляды и предпочтения, сколько оградить как можно лучше свои собственные от любых внешних воздействий и попыток их изменить. Тем более что подобное положение вещей лишь подчеркивает некую «элитарность» эмо-кидов, что, безусловно, им льстит, как и многим людям.

Распространенное мнение, что в основе идеологии эмо лежит стремление к смерти, является ошибочным выводом, сделанным после поверхностного знакомства с эмо-лирикой. Наоборот, лирический эмо-герой стремится жить как можно полнее, стараясь испытывать все чувства по максимуму. Но он не желает убивать в себе проявление эмоций под давлением неблагоприятного отношения окружающего мира, предпочитая скорее действительно умереть, чем слиться с толпой, стать одним из многих. Но важно подчеркнуть, что речь идет не столько об уникальности за счет собственных способностей испытывать какие-либо особенные чувства, а, наоборот - о массовой стандартности некоего большинства, неспособного выражать или боящегося проявлять свои эмоции. Лирический эмо-герой не ставит себя на постамент, возвышающий его над другими людьми, но стремится любой ценой - и даже ценой прекращения

своего существования - обрести личную свободу и право на самовыражение, не оглядываясь на мнения других. При этом он вовсе не пытается навязать собственные взгляды, предпочитая просто замкнуться в своей внутренней вселенной.

Может создаться впечатление, что любовь сама по себе для эмо - всего лишь повод для выражения своих чувств, а истинную ценность несет в себе наблюдение за их проявлением. В определенной степени это действительно так. В подобном отношении к другим людям и проявляется та самая «инфантильность», которую любят подчеркивать многие люди, относящиеся крайне скептически к самому существованию субкультуры эмо. Но насколько такие чувства действительно являются проявлением незрелости в сфере личных взаимоотношений - вопрос достаточно туманный, поскольку именно такое восприятие чуть «со стороны» лирическими героями эмо своей жизни позволяет им, пусть даже излишне сосредотачиваясь на постоянной рефлексии, находить пути выхода из сложных и болезненных переживаний.

Тот факт, что эмо не стремятся переделать неустраивающую их реальность и негативно относящихся к ним людей, а ищут истоки всех проблем внутри себя, - является в достаточной степени позитивным, так как позволяет предположить, что по существу эмо не стремятся вывести себя полностью за рамки окружающей реальности, окончательно замкнувшись в своих личных мирках. Эмо-киды просто пытаются встроиться в общечеловеческую жизнь, постоянно находясь в поиске именно своего места, претендуя только на ту роль, которая их полностью бы устроила, и не желая идти в этом отношении на какие-либо компромиссы, полностью осознавая при этом ту цену, которую приходится платить человеку, отстаивающему свои убеждения и взгляды.

Итак, несомненно, что современная молодежная субкультура оказывает очень сильное воздействие на развитие личности подростка и на формирование его духовно-нравственных ценностей. Есть факторы, которые положительно влияют на молодых людей, и многие музыкальные субкультуры являются большим мотивирующим фактором развития музыкальных и творческих способностей подростка. Но с другой стороны, существует большая опасность этих субкультур на формирование духовно - нравственных ценностей подростка. Многие подростки в большинстве случаев не вникают в суть и идеологию субкультур, а берут только «верхушку» и видимую атрибутику этих движений. Например, многие эмо-киды, насмотревшись видео-роликов в интернете и фотографий о самоубийстве, из-за безответной любви пытаются себе вскрыть вены. Большинство из них не собираются уходить из жизни, но надрезы на руках обязательно сделают, чтобы их заметили друзья, или тот человек, в которого они влюблены и отвергнуты им. Также среди эмо-культуры очень популярным становятся бисексуальные отношения. Сначала это происходит на уровне увлечения, моды и без серьезных увлечений, но постепенно, это переходит в их систему духовно-нравственных ценностей и становится нормальным и приемлемым, что разрушает в корне институт семьи и брака и здоровых взаимоотношений между девушками и парнями. И этот пример они видят в своих кумирах, музыкальных группах, которые принадлежат к определенной молодежной субкультуре.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск