Скачать 58.08 Kb.
|
Открытый урок обучения грамоте в 1 классе по УМК "Перспективная начальная школа"Мурзакова Эльвира Юнусовна, учитель начальных классов МБОУ Артемьевская СОШ 1 квалификационная категория Урок: обучение грамоте. Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний. Тема урока: “ Согласные глухие звуки [т] [т’], отличающиеся по признаку мягкости-твёрдости”. Цели урока: 1. Познакомить учащихся с глухими согласными звуками [т] [т’] и буквой, обозначающей эти звуки, учить дифференцировать эти звуки по твёрдости – мягкости; упражнять учащихся в чтении слогов, слов и текста. 2. Развивать фонематический слух, культуру звукопроизношения, речь, внимание, память, мышление. 3. Воспитывать культуру учебного труда. Оборудование: учебник “Азбука” (авторы Агаркова Н Г , Агарков Ю А), схематические обозначения звуков, звуковые модели слов, двухуровневые модели слов, картинки с изображениями клоунов. Ход урока I. Организационный момент II. Звуковой анализ слов У: Ребята, внимательно послушайте и отгадайте, какое слово загадано: 1. Большое, обычно тёмное густое облако, несущее дождь, сне.г (Туча) 2. Передвижная лестница для выхода из самолёта и посадки. (Трап) 3. Бронированная самоходная машина на гусеничном ходу с мощным вооружением. (Танк) 4. След от прикосновения кончика карандаша, ручки; маленькое круглое пятнышко. (Точка) 5. Нечто скрываемое от других, известное не всем, секрет. (Тайна) У: Повторите все слова, которые отгадали. (Один из учеников озвучивает) У: Что заметили? Д: Все слова начинаются со звука [т] У: Приложите пальчики к гортани и произнесите все вместе этот звук Д: [т]-[т]- [т]-[т] У: Охарактеризуйте этот звук. Д: Этот звук согласный глухой твёрдый. У: Согласный глухой твёрдый звук будем обозначать с помощью схемы – У: Ребята, с этого звука начинается имя одного из клоунов. (На доске находятся две картинки с изображениями клоунов, под которыми расположены звуковые схемы слов) Д: Его зовут Том. У: Произнесите имя этого клоуна, выделяя голосом каждый звук. Д:[т][о][м] У: А как зовут второго клоуна? Д: Его зовут Тим. Первый звук обозначен квадратом и апострофом, значит этот звук мягкий. У: Проверим? Произнесите имя этого клоуна, выделяя голосом каждый звук. Д: [т’] [и] [м] У: Приложите пальчики к гортани, произнесите все вместе первый звук. Д: [т’] [т’] [т’] [т’] У: Охарактеризуйте этот звук. Д: Этот звук согласный глухой мягкий. У: Согласный глухой мягкий звук будем обозначать с помощью схемы - Звуки [т] [т’] обозначает буква “т” (показ буквы) . Физминутка III. Конструирование печатной буквы “Т” “т” У: Ребята, откройте конверты, из элементов печатных букв сконструируйте заглавную букву “Т” и строчную - “т” Учащиеся выполняют работу. У: Итак, какие элементы вы выбрали? Д: Для заглавной буквы “Т” выбираем элементы - №1 (вертикальная линия) и №5 (горизонтальная линия), для строчной - №5 (вертикальная линия) и №9 (горизонтальная линия) IV. Знакомство с обозначением изученных звуков с помощью печатной строчной буквы “т” в квадратных скобках У: Ребята, что вы узнали о букве “т”? Д: Буква “т” обозначает согласный твёрдый звук [т] и мягкий согласный звук [т’]. У: Звук [т] обозначают с помощью квадратных скобок и строчной печатной буквы “т” (показ карточки), а звук [т’]…. Д: …с помощью квадратных скобок, строчной печатной буквы “т” и апострофа. У: Назовите слова, которые начинаются со звука [т] Д: Такси, тундра, такса, танец, ткань…. У: Назовите слова, в которых есть звук [т’] Д: Тир, тина, котёнок, тётя, ботинки… V. Сравнение звуковой и буквенной форм слов на основе двухуровневой модели
У: Откройте “Азбуку” на странице 49. Посмотрите на данные схемы. Произнесите слово, которое обозначает название предмета, расположенного слева , выделяя голосом каждый звук. Д: [т’] [о] [р] [н] – “тёрн” (орфоэпическое чтение) У: Ребята, объясните значение слова “ тёрн”. Д: Тёрн – колючий кустарник (с терпкими синевато-чёрными плодами) У: Произнесите слово, которое обозначает название предмета, расположенного справа, выделяя голосом каждый звук. Д: [т] [о] [р] [т] – “торт” (орфоэпическое чтение) У: Ребята, объясните значение слова “торт”. Д: Торт – сладкое кондитерское изделие из теста с кремом. У: Чем похожи эти схемы? Д: - В этих словах один слог, так как один гласный звук. - Гласный звук [о] - В этих словах количество звуков и букв одинаковое – 4 звука и 4 буквы - Первая буква “т”, третья буква “р”. Эти буквы обозначают твёрдые согласные звуки. У: Чем отличаются эти схемы? Д: - В первом слове последняя буква “н”, во втором - буква “т” - В первом слове буква “т” обозначает [т’], а во втором слове - [т] - В первом слове звук [о] обозначает буква “ё”, а во втором - звук [о] обозначает буква “о” Вывод: буква “ё” указывает на то, что предшествующая буква “т” обозначает мягкий согласный звук, а буква “о” показывает, что буква “т” обозначает твёрдый согласный звук. VI. Чтение слогов по заданным схемам У: В каком столбике гласная буква показывает на то, что предыдущая буква обозначает твёрдый согласный звук? Д: Во втором столбике (учащиеся читают слоги вслух ) У: В каком ещё столбике согласная буква обозначает твёрдый звук? Д: В первом, т. к. буква “т” “закрывает” слог (учащиеся читают неприкрытые закрытые слоги) У: Какой звук обозначает буква “т” в третьем столбике? Д: Мягкий согласный звук, так как после буквы “т” стоят гласные (“я”, “ю”, “ё”, “е”, “и”), которые показывают на мягкость предыдущего согласного. Физминутка. VII. Чтение слогов и слов в столбике У: Открываем страницу 50. Я предлагаю вам прочитать данные цепочки слов. Учащиеся читают слова в цепочке вначале нараспев, по слогам, а затем – с учётом ударного слога, то есть орфоэпически, уточняя лексическое значение непонятных слов. (Во второй строке “слово-существительное” преобразуется в “слово-прилагательное” - мята – мятная, поэтому после прилагательного стоит прямоугольник как условное обозначение слова, для которого надо подобрать “слово-предмет”, например, мята – мятная конфета) После чтения учитель предлагает выполнить следующее задание: У: Прочитайте слова, в которых буква “т” обозначает только мягкий согласный звук. Д: “утя,”, т. к. после буквы “т” стоит буква “я”, которая показывает на мягкость предыдущего согласного Д: “метил”, т. к. после буквы “т” стоит буква “и”, которая показывает на мягкость предыдущего согласного У: В каких словах буква “т” обозначает и мягкий согласный звук и твёрдый? Д: “отметил”, “утята” У: Молодцы! VIII. Чтение текста У: Я предлагаю вам прочитать текст “Омут”. Кто знает значение данного слова? Д: ? У: Омут – глубокая яма на дне реки или озера. Омут. Летнее утро. Малые утята у тёмного омута. Немало тайн он таит. То-то тянет утят нырять. Нырь, нырь, нырь! А там ил, муть и тайны нет. Все читают жужжащим чтением, затем читает один ученик. У: Найдите и прочитайте предложение, в котором объяснено, почему утята оказались у тёмного омута Д: Немало тайн он таит У: Что увидели утята в омуте? Ученики находят в тексте ответ на данный вопрос, затем читают Д: А там ил, муть и тайны нет. У: Если в омуте не оказалось тайны, то, может быть, и не надо было утятам нырять? Д: Им было интересно узнать, что находится в омуте. Они же маленькие и любопытные. Если бы утята не нырнули, то они не узнали, что там есть. У: Конечно, открыть новое для себя может каждый, если не будет бояться делать шаг вперёд в неизвестность. IX. Итог урока У: Что вы узнали нового для себя? Д: Буква “т” обозначает согласный глухой твёрдый звук [т] и мягкий [т’] Значения новых слов. У: Спасибо за урок. |