Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 163.64 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации03.03.2014
Размер163.64 Kb.
ТипПримерная программа
100-bal.ru > Культура > Примерная программа
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ п.Озерный

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Слушание музыки и музыкальная грамота

Разработала:

Башкирова Д.Г.


2012г.

СОДЕРЖАНИЕ


  1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ И МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА
Область применения программы

Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной дополнительной предпрофессиональной образовательной программы в области музыкального искусства «Хореографическое творчество».

Примерная программа учебной дисциплины может быть использована преподавателями ДШИ и ДМШ.

Пояснительная записка

Предмет «Музыкальная грамота и слушание музыки» позволяет ребенку более осознанно, грамотно и выразительно участвовать в создании художественного хореографического образа, глубже проникнуться в различные сферы смежных искусств.

Занятия проводятся, главным образом, в формах беседы, аналитической и игровой формах. На уроках излагаются теоретические сведения, проводится работа над интонацией, слуховой анализ.

Особенностью примерной программы учебной дисциплины является соединение на одном уроке двух форм занятий:

1. слушание музыки

2. музыкальная грамота

Предмет «Слушание музыки и музыкальная грамота» для хореографических отделений имеет свою специфику. Наряду с общей музыкальной культурой, этот раздел должен дать учащимся более глубокие познания о танцевальных жанрах и балетной музыке.

При изучении произведений классиков русской и зарубежной музыки

большее внимание уделено танцевальным жанрам в их творчестве.

Музыкально-теоретические знания даются также с учетом специфики

хореографического отделения, а именно: учащиеся довольно рано знакомятся

с самыми разными метроритмическими и структурными особенностями

изучаемой музыки.

Цель программы – формирование у детей умения художественного восприятия музыки, развитие их музыкальных способностей, воспитание художественного вкуса.

Основные задачи:

  • формировать у учащихся хореографического отделения эмоционально-целостного отношения к явлениям действительности и искусства;

  • формировать художественно-образное мышление как основы развития творческой личности;

  • развивать у учащихся способности воспринимать произведения искусства (в том числе и произведений хореографического искусства) как проявления духовной деятельности человека;

  • формировать целостное представление о национальной художественной, танцевальной и музыкальной культуре и ее месте в наследии мировой художественной культуры.


Ожидаемые результаты и способы их проверки

По окончании данного курса обучающийся должен уметь: разбираться в основных музыкальных стилях, жанрах и средствах музыкальной выразительности; точно интонировать мелодию; знать основы музыкальной грамоты; анализировать музыкальное произведение, предназначенное для хореографического исполнения.

Для проверки полученных знаний, умений и навыков используются следующие формы контроля: контрольный урок, игровая форма, постановка праздника. Наиболее частая форма контроля – это, безусловно, ежеурочная проверка домашнего задания. Контроль проводится также после каждой темы, в конце каждой четверти и года. В конце 4-го класса проводится итоговый экзамен.
Сроки реализации программы

Данная программа рассчитана на 4 года обучения, для детей в возрасте с 6,5-9 лет. В соответствии с учебным планом, на предмет «Слушание музыки и музыкальная грамота» на 4 года обучения отводится: максимальная учебная нагрузка – 262ч., из них 131ч. – самостоятельная работа и 131 – аудиторные занятия. Нагрузка с 1 по 4 класс – 1 час в неделю.
Структура и примерное содержание учебной дисциплины

В данной программе усилен акцент на значение музыкального фольклора как основы искусства танца, значительно обновлен музыкально-иллюстративный материал при сохранении «золотого» фонда композиторов-классиков, шедевров танцевальной и инструментальной музыки. В данном варианте программы отсутствуют указания на конкретные варианты музыкальных иллюстраций, что дает возможность вовлечения различных вариантов музыкального оформления учебных занятий, отвечающих критериям художественной ценности, воспитательной значимости, педагогической целесообразности. Основополагающим критерием преподавания данной учебной программы является принципы проблемной методики, активизирующих самостоятельное мышление учащихся при знакомстве с произведениями мировой художественной культуры. Необходимо стремиться к достижению основной задачи учебных занятий – процесс слушания музыки должен не только вызывать у учащихся желание разобраться в конкретном произведении, но и пробуждал необходимость к выражению своего собственного мнения по поводу прослушанного.

Основная форма классной работы - слушание музыки (активное восприятие

музыкального произведения) должна дополняться и иными формами работы:

лекции, дискуссии, беседы.

Предлагаемая структура образовательной программы, в основе которой лежит жанровый, а не хронологический принцип изучения произведений, позволяет обратиться к творчеству большого числа авторов в различных жанрах искусства разных эпох и национальных школ.

1 класс

Главной задачей первого года обучения является ознакомление учащихся с русской национальной музыкальной культурой в историческом разрезе: фольклор от протяжной крестьянской песни до городского романса и его преломление в творчестве русских композиторов-классиков. На примере песен и инструментальных наигрышей разных жанров учащиеся с понятиями лад, темп, регистр, музыкальная фраза и т.д.

Особое значение придается работе над умением слышать сильную долю, определять количество долей в такте, осознанно воспринимать ритмические группы в простых размерах.

К основным методам усвоения материала относятся слушание музыки, определение на слух элементов музыкального языка, письменное воспроизведение элементарных компонентов музыкальной грамоты.
2 класс

Начинается изучение народно-сценического танца. Одновременно с активным изучением русского танца предполагается ознакомление с украинской и прибалтийской танцевальной лексикой.

В задачу второго года обучения входит изучение танцевальной культуры западно-европейских стран от старинной сюиты до популярных в 19 веке полонеза, мазурки и вальса. На этом музыкальном материале учащиеся знакомятся с разновидностями минорного лада, осваивают выразительные возможности интервалов, изучают типичные ритмо-формулы вальса, полонеза, мазурки.

3 класс

Изучение элементов итальянской танцевальной культуры определяет введение в курс «Слушание музыки и музыкальная грамота» сложных размеров 6/8 и 12/8.

Ритмическим новшеством третьего года обучения является синкопа, изучение которой связывается с музыкально-танцевальной культурой России, Молдавии, Польши. Наряду со слуховыми навыками при изучении синкопы целесообразно апеллировать к собственно танцевальным навыкам учащихся: дроби из русского танца, «ключи» венгерского и т.д.

Изучение музыкально-исторического материала предполагает дальнейшее усложнение: учащимся даны сведения об опере и партитуре симфонического оркестра. Эти обширные темы становятся базой для закрепления занятий, полученных в предыдущих классах и, одновременно источником новых сведений и понятий.

4 класс

На пути воспитания танцевальной выразительности учащихся большая роль отводится испанской, венгерской, грузинской ритмопластике, к изучению которой приступают в 4 классе. С этими музыкально-танцевальными культурами тесно связано изучение и закрепление знаний о видах минора, синкопе, триолях и других понятиях.

К четвертому классу учащиеся накапливают определенный багаж знаний из области музыкальной культуры, который позволяет обратиться к сфере чисто инструментальной музыки. Происходит знакомство с жанрами симфонии, сонаты, концерта, квартета.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1 КЛАСС

п/п

Тема

Кол. часов

Музыкально-исторические сведения

Музыкально-теоретические сведения

Ритм

1.

Средства музыкальной выразительности

Тембр, регистр, динамика, мелодия

Понятие сильной и слабой доли

2

2.

Русская народная песня от крестьянской до городской

Диапазон, унисон, подголосочная полифония, музыкальные ключи

Сильная и слабая

4

3.

Хороводы

Нотный стан, длительности нот

Четверть, восьмая

3

4.

Трепак, Камаринская

Такт, затакт

Четверть и две восьмые (в Камаринской)

3

5

Национальный фольклор в творчестве русских композиторов 19 и 20 вв.

Основной звукоряд

Две восьмые и четверть (в русском танце)

10

6.

Русские народные инструменты (струнные и духовые)







4

7.

Лад (мажор, минор)

Тоника




1

8.

Размер (на примере вальса и марша)

2/4, 3/4

Варианты ритмов в двух- и трех- дольных размерах

2

9.

Элементы музыкального строения

Мотив, фраза, реприза

Элементарные ритмические загадки

1

10.

Темпы. Исполнительские штрихи

Легато, стаккато. От аллегро до адажио




2

ИТОГО:

32

2 КЛАСС

п/п

Тема

Кол. часов

Музыкально-исторические сведения

Музыкально-теоретические сведения

Ритм

1.

Танцы эпохи Барокко Старинная сюита

Ритмо-формулы старинных танцев

Нота с точкой

3

2.

Танцы европейских стран 19 века: Чехия, Норвегия, Австрия, Польша

Ритм польки, синкопа в спрингдансе и халлинге, ритм и фактура вальса, ритм мазурки, полонеза, краковяка

Пунктирный ритм

7

3.

Украинская музыка. Гопак

Гармонический минор

Затакт, синкопа

2

4.

Марш и его жанровые разновидности

Размер 4/4

Затакт, пунктир, ритмические загадки

3

5.

Романс. История жанра в странах Западной Европы и в России

Интервалы, их выразительные возможности




4

6.

Итальянская музыка Тарантелла

Размер 6/8, 12/8

Продолжение работы над изученными ритмами в прослушивании примеров в ритмических загадках

2

7.

Балет. История жанра Музыкальная драматургия

Либретто, сценография, дивертисмент, лейтмотив и д.р.




12

ИТОГО:

33



3 КЛАСС

п/п

Тема

Кол. часов

Музыкально-исторические сведения

Музыкально-теоретические сведения

Ритм

1.

Инструменты симфонического оркестра

Диапазон, тембр, исполнительские возможности

Триоль

10

2.

Опера. История и разновидности жанра. Принципы композиции

Ария, разновидности ансамблей, роль хора

Гемиола

10

3.

Молдавская народная музыка

Названия молдавских народных танцев

Синкопа внутри- и межтактовая

3

4.

Польская народная музыка

Мазур, оберек, куявяк

Пунктир, синкопа

3

5.

Узбекская народная музыка. Роль бубна

Названия узбекских народных инструментов

Ритмо-формулы мугамов

2

6.

Венская классическая школа

Основные сведения о классических аккордах

Понятие о составных размерах 5/4

2

7.

И.Гайдн, В.Моцарт, Л.Бетховен

Период, его строение. Кода

Расшифровки элементарных ритмов знакомых мелодий

3

ВСЕГО:

33



4 КЛАСС

п/п

Тема

Кол. часов

Музыкально-исторические сведения

Музыкально-теоретические сведения

Ритм

1.

История сонаты, симфонии, концерта, квартета

Сонатно-симфонический цикл, сонатная форма




10

2.

Испанская народная музыка

Названия испанских народных танцев

Синкопы, пунктир. Триоли в испанской музыке

3

3.

Грузинская народная музыка

Названия грузинских народных танцев

Работа в размере 6/8, 5/8

2

4.

Венгерская народная музыка

Виды минора




3

5.




Буквенные обозначения нот. Расшифровка баса в песенных сборниках

Ритмические диктанты

2

6.




Септаккорды, их выразительные возможности

Расшифровка музыкальных примеров

2

7.

Оперетта. История жанра Ж.Оффенбах, И.Кальман







3

8.

Мюзикл. Л.Бернстайн, Н.Рыбников







4

9.

Инструментальная музыка – основа балетов







4

ВСЕГО:

33


Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

Чтобы проверить степень освоения материала без лишнего нажима и назидания, дается ряд творческих заданий. Они помогут выявить знания, умения и навыки учеников, а также станут не столько критерием оценки, сколько любимой формой работы на уроке.

Механизм оценки:

- фронтальный опрос;

- беглый текущий опрос;

- музыкальная викторина;

- систематическая проверка домашнего задания;

- самостоятельная работа на закрепление музыкального материала по индивидуальным карточкам;

- творческий зачет;

- контрольный урок в конце 3-го года обучения.

Критерии оценки успеваемости:

Оценка «5» (отлично) – дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный.

Оценка «4» (хорошо) – ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими(1-2) вопросами учителя.

Оценка «3» (удовлетворительно) – ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.

Оценка «2» (неудовлетворительно) – ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.

Условия реализации программы дисциплины

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета: фортепиано, стулья, столы.

Технические средства обучения: аппаратура для просмотра и прослушивания музыкальных произведений.

Информационное обеспечения обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:

Мультимедийные программы

Мультимедийные презентации

Список литературы:

1. Предмет «Слушание музыки» в ДМШ и ДШИ. Программа, методические рекомендации, поурочные планы. Царева Н.А., Лисянская Е.Б., Марек О.А., М.,»Пресс – соло», 1998.
2. Г.А. Ушпикова. Программа курса «Слушание музыки» для 1-3 классов ДМШ и ДШИ. – СПб, «Союз художников», 2008г.

3. О.А. Владимирова. Рабочая программа по дисциплине «Слушание музыки» для ДМШ и ДШИ. – СПб, «Композитор», 2006г.

4. Примерные учебные планы образовательных программ дополнительного образования детей по видам музыкального искусства для ДМШ и ДШИ. (пояснительная записка, методические рекомендации). Министерство Культуры РФ, 2001.
5. Вопросы музыкального воспитания в школе (в помощь учителям музыки и руководителям школ). Сост. Тимофеев Н.В., Чебоксары, ЧИУУ, 1990.
6. Царева Н.А. Уроки госпожи Мелодии, 1 класс, Учебное пособие по предмету «Слушание музыки», М., «Росмэн», 2001.
7. Царева Н.А. Уроки госпожи Мелодии, 2 класс, Учебное пособие по предмету «Слушание музыки», М., «Росмэн»,2001.
8. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. – М., 1975.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск