Методическая система « Роль интегрированных уроков в формировании духовного мира учащихся и развития их творческих способностей».
Автор Плотникова О.И.
Есть такая притча: «Три человека везут тачку с кирпичами по разным дорогам . Мудрец спросил одного:
- Что ты делаешь?
-Тачку везу.
-Мудрец спросил другого:
-Что ты делаешь?
-Кирпичи везу!
-Что ты делаешь?-спросил мудрец третьего .
-Храм строю!-ответил он.
Не правда ли, разные ответы!
Учителя часто уподобляются первому человеку, к которому обратился мудрец. Мы много и добросовестно работаем, но часто теряем свою цель.
Возведение Храма-вот наша цель.
А какова та дорога, которая ведёт к храму?
Наш школьный процесс направлен на усвоение учениками разнородных знаний. Нас окружает прекрасный, разнообразный мир. Так вот, в школе удивительный мир «распределён» по полочкам разных предметов. На одном мы читаем Пушкина, на другом слушаем Чайковского и сами поём, на третьем изучаем перспективу и учимся рисовать натюрморт.
Задача учителя- духовное становление ребёнка. Важно показать ему красоту окружающего мира, научить его видеть «удивительное рядом», протягивать нити от одной области знаний к другой.
В этом и могут сыграть роль интегрированные уроки, разработанные совместно с учителем изобразительного искусства Бриммерберг Н.В.
Соединяя на таких уроках музыку, живопись, прозу и поэзию, мы стремимся , чтобы дети открывали для себя новый мир-мир красоты, гармонии, света.
Каждый интегрированный урок , разработанный и проведённый нами, играет свою роль в духовном становлении личности ребёнка.
Урок "В очарованье русского пейзажа есть истинная прелесть.." содействует воспитанию благоговейного отношения ребёнка к миру, начиная с маленькой травинки и кончая самим человеком.
Урок "Всё то, чего коснётся человек, озарено его душой живою..."формирует ощущение того, что, берясь за какую-то деталь этого мира, ребёнок касается всего огромного мира , и этот мир звучит.
Уроки "Златая Цепь народного мастерства "и "Поэзия народного костюма" воспитывают уважительное отношение к народу-творцу, показывают огромную ценность нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре.
Урок «Вглядываясь в человека» (портрет Л. Толстого работы Крамского) помогает глубже понять личность великого писателя, глубже проникнуть в его творчество.
Огромный эмоциональный заряд несут уроки "Последние цветы" и "Образ сирени в музыке, живописи, поэзии", воспитывающие эстетическое восприятие действительности. Один из любимых уроков- урок "Живое пламя творчества Нади Рушевой", рассказывающий о короткой, но яркой жизни юной художницы. Позднее творчество Нади Рушевой стало предметом исследовательской работы учащихся 9 класса.
Интегрированные уроки помогают детям делать открытия_открытие себя, открытие мира, развивают речь, ведь нельзя развить речь ребёнка, не совершенствуя его восприятие мира, не формируя его чувства прежде всего. Уроки способствуют развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, расширяют кругозор.
Литературный материал(проза, стихи, произведения живописи, музыка) -всё это подбирается таким образом, чтобы через разные виды искусства создать на уроке эмоциональную атмосферу ощущений и переживаний, связанных с предметом разговора, будь то натюрморт, изделия декоративно-прикладного творчества или рисунки Нади Рушевой.
И через осознание , через обретение музыки своей души ребёнок вновь и вновь обращается ко всему, что нас окружает.
«Здесь мало увидеть-здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно»
То есть вслушаться, чтобы опять найти созвучия в своей душе. И так до бесконечности. На каждом интегрированном уроке диалог ребёнка и природы, искусства и ребёнка, учителя и ребёнка. И тогда у детей появятся рисунки, сочинения, может быть , стихи. "Нам не дано предугадать..."Важно, чтобы каждому захотелось" спеть свою песню", вдохновленную нашим уроком. |