3. УЧЕБНЫЙ ПЛАН НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Пояснительная записка
к учебному плану МОУ СОШ № 10 на 2011-2012 учебный год Учебный план начального общего образования (далее-учебный план) составлен на основе следующих документов:
Конституции РФ
Закона Российской Федерации «Об образовании»
Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации №1756-р. от 29 декабря 2001 г.
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 г., утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г., № 373.
Распоряжения Министерства образования Ульяновской области от 7 июня 2010 г. №32038-р с изменением от 25 июня 2010 г. №2283-р, №2284-р
Приказом МОУ СОШ № 10 города Димитровграда № от августа 2011 года «О введении федерального образовательного стандарта начального общего образования».
Структура организации учебного года и его продолжительность
Учебный год делится на четыре неравные по продолжительности четверти. Самая продолжительная третья четверть длится от 10 до 11 недель. Самая короткая вторая – 7 недель. Учебный год начинается с 1 сентября, для учащихся 1-х классов учебный год завершается 25 мая, остальные классы завершают учебные занятия 31 мая.
Продолжительность учебного года в первом классе – 33 недели.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. В связи с профилактикой переутомления учащихся 1-х классов организуются дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти. Сроки и продолжительность каникул определяется в соответствии с приказом Министерства образования Ульяновской области и Управления образования города Димитровграда.
Режим работы, продолжительность урока
Продолжительность урока для 1 класса – 35 минут. Режим работы начальной школы определён пятидневной учебной неделей. В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2. № 1178-02) в первой четверти в 1–х классах проводится по 3 урока и динамическая пауза. Со второй четверти – по 4 урока.
В целях выполнения требований ФГОС для учащихся 1 классов организованы 2 группы продлённого дня. Дети находятся в группе до 15 часов 00 минут.
В рамках ГПД предусмотрены прогулки на свежем воздухе, двухразовое горячие питание и организация внеурочной деятельности, которая организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное направление, общекультурное, общеинтеллектуальное, трудовое, военно-патриотическое).
Режим работы 1-х классов, 1 четверть.
Время
| Мероприятия
| 8.00 – 8. 35
| 1 урок
| 8.35 – 8.50
| Завтрак
| 8.50 – 9.25
| 2 урок
| 9.25 – 9.45
| перемена
| 9.45 – 10.40
| Динамическая пауза
| 10.40 – 11.15
| 3 урок
| Внеурочная деятельность
| 11.15 – 11.50
| Прогулка, игры на свежем воздухе
| 12.00 – 12.15
| Обед
| 12.20 – 13.00
| 1 занятие
| 13.20 – 14.00
| 2 занятие
| 14. 10 – 14. 50
| Прогулка, игры на свежем воздухе
| 14. 50 – 15. 00
| Уход домой
|
Режим работы 1-х классов (2-4 четверти).
Время
| Мероприятия
| 8.00 – 8. 35
| 1 урок
| 8.35 – 8.50
| Завтрак
| 8.50 – 9.25
| 2 урок
| 9.25 – 9.45
| перемена
| 9.45 – 10.20
| 3 урок
| 10.20 – 10.40
| перемена
| 10.40 – 11.15
| 4 урок
| Внеурочная деятельность
| 11.15 – 11.50
| Прогулка, игры на свежем воздухе
| 12.00 – 12.15
| Обед
| 12.20 – 13.00
| 1 занятие
| 13.20 – 14.00
| 2 занятие
| 14. 10 – 14. 50
| Прогулка, игры на свежем воздухе
| 14. 50 – 15. 00
| Уход домой
|
Структура и задачи, которые обеспечивает учебный план
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня в рамках ГПД.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования:
• формирование гражданской идентичности обучающихся;
• их приобщение к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям;
• готовность к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования;
• формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;
• личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Обязательные предметные области и основные задачи реализации содержания предметных областей приведены в таблице.
№
| Предметные области
| Основные задачи реализации содержания
| 1
| Филология
| Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой
| 2
| Математика и информатика
| Развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности
| 3
| Обществознание и естествознание
| Формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения
Эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
| 4
| Основы духовно-нравственной культуры народов России
| Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России
| 5
| Искусство
| Развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведении изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру
| 6
| Технология
| Формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности
| 7
| Физическая культура
| Укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни.
| Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. В данную часть входит и внеурочная деятельность.
В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организована по направлениям развития личности.
В ходе освоения образовательных программ при реализации учебного плана на первой ступени общего образования формируются базовые основы и фундамент всего последующего обучения, в том числе:
• закладывается основа формирования учебной деятельности ребёнка — система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;
• формируются универсальные учебные действия;
• развивается познавательная мотивация и интересы обучающихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формируются основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Содержание образования на этой ступени реализуется преимущественно за счёт введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, деятельностного подхода и индивидуализации обучения по каждому учебному предмету.
Для учащихся работает 15 объединений внеурочной деятельности по направлениям:
Спортивно-оздоровительное
направление
| Туристско-краеведческий клуб
| Акробатика
| Спортивные игры
| Народные игры
| Общеинтелектуальное
направление
| Клуб младших школьников «Умники и умницы»
| Шахматная школа
| Английский разговорный клуб
| Клуб юных программистов
| Общекультурное направление
| «Смотрю на мир глазами художника»
| Школьный театр «Петрушка»
| Хореография
| Хоровое пение
| Военно-патриотическое направление
| Клуб юных инспекторов дорожного движения
| Трудовое
| Кружок «Мастерилка»
| Кружок «Основы дизайна»
| Формирование кружков и секций происходит на основании социального заказа родителей или законных представителей учащихся. Обязательный минимум – 4 объединения.
Сетка часов учебного плана
Предметные области
| Классы
Учебные
предметы
|
| 1а
| 1б
| Обязательная часть
|
| Филология
| Русский язык
| 5
| 5
| Литературное чтение
| 4
| 4
| Английский язык
| -
| -
| Математика и информатика
| Математика
| 4
| 4
| Обществознание и естествознание
| Окружающий мир
| 2
| 2
| Основы духовно-нравственной культуры народов Росси
| Основы религиозных культур и светской этики
| -
| -
| Искусство
| Музыка
| 1
| 1
| Изобразительное искусство
| 1
| 1
| Технология
| Технология
| 1
| 1
| Физическая культура
|
| 2
| 1
| Итого
|
| 20
| 20
| Часть, формируемая участниками образовательного процесса
| -
| -
| Внеурочная деятельность
| 10
| 10
| Спортивно-оздоровительное
направление
| Самбо
| 3
| 3
| Акробатика
| Спортивные игры
| Народные игры
| Общеинтелектуальное
направление
| Клуб младших школьников «Умники и умницы»
| 3
| 3
| Шахматная школа
| Английский разговорный клуб
| Клуб юных программистов
| Общекультурное направление
| «Смотрю на мир глазами художника»
| 2
| 2
| Школьный театр «Петрушка»
| Хореография
| Хоровое пение
| Военно-патриотическое направление
| Туристско-краеведческий клуб
| 2
| 2
| Клуб юных инспекторов дорожного движения
| Трудовое
| Кружок «Мастерилка»
| Кружок «Основы дизайна»
| Всего к финансированию
| 30
| 30
|
Обеспечение учебного плана
Предмет
| Класс
| Программа и её автор
| Количество часов по программе
| УМК
| Русский язык
| 1кл
| Н. М. Бетенькова,
Д. С. Фонин
Обучение грамоте
| 207
| Бетенькова Н. М., Горецкий В. Г., Фонин Д. С. Азбука. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2004
Бетенкова Н. М., Горецкий В. Г., Фонин Д. С. Прописи «Мои первые тетрадки» №1 - № 3
Бетенькова Н. М., Фонин Д. С. Основы обучения грамоте по «Азбуке» и «Моим первым тетрадкам. Методические рекомендации для учителя.
| М. С. Соловейчик.
Русский язык
| 45
| Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. К тайнам нашего языка: Учебник терадь для 1 класса.
| Программы четырехлетней начальной школы.
«Перспективная начальная школа»
Н.Г.Агаркова, Ю.А.Агарков
Обучение грамоте
| 207
| Н.Г.Агаркова, Ю.А.Агарков «Азбука»; Н.Г.Агаркова, Ю.А.Агаркова
«Тетрадь по письму» №1,№2,№3.
| Программы четырехлетней начальной школы.
«Перспективная начальная школа»
Н.А. Чуракова
Русский язык
|
| Н. А. Чуракова «Русский язык»: Учебник;
Е.Р.Гольфман Русский язык. Тетрадь для самостоятельной работы»
| Литературное чтение
|
| О. В. Кубасова.
Литературное чтение
| 34
| Кубасова О. В. Любимые страницы: Учебник по литературному чтению для 1 класса.
|
| Н.А.Чуракова
Литературное чтение
| 34
| Н.А.Чуракова «Литературное чтение»
О.В.Малаховская «Литературное чтение. Тетрадь для самостоятельной работы»
| Математика
|
| Н. Б. Истомина Математика
| 120
| Истомина Н. Б. Математика. 1 класс: Учебник.
Истомина Н. Б. Тетради № 1, 2 по математике для 1 класса.
|
| Программы четырехлетней начальной школы.
«Перспективная начальная школа»
А.Л.Чекин
Математика
| 120
| А.Л.Чекин «Математика» Часть №1, №2.
О.А.Захарова, Е.П.Юдина «Математика в вопросах и заданиях Тетрадь для самостоятельной работы» №1, №2.
| Окружающий мир
|
| О. Т. Поглазова
Окружающий мир
| 66
| Поглазова О. Т. Окружающий мир: Учебник –тетрадь для 1 класса, 2 части.
Поглазова О. Т. Методические рекомендации к учебнику-тетради для 1 класса.
|
| Программы четырехлетней начальной школы.
«Перспективная начальная школа»
О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова
«Окружающий мир. Наш мир.»
| 66
| О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова
«Окружающий мир. Наш мир.»
О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова.
«Окружающий мир. Тетрадь для самостоятельной работы»
| Музыка
| 1 класс
| Е. Д. Критская и др.
Музыка
| 32
| Критская Е.Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Музыка: Учебник-тетрадь: 1 класс.
Хрестоматия музыкального материала к учебнику-тетради «Музыка»: 1 класс / Сост. Е. Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т. С. Шмагина
| Технология
| 1 класс
| Н. М. Конышева
Трудовое обучение (художественно-конструкторская деятельность)
| 33
| Н. М. Конышева. Умелые руки: Учебник – тетрадь для 1 класса.
| Физическая культура
| 1 класс
| В. И. Лях Физическая культура
| 64
|
| |