Скачать 290.48 Kb.
|
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №12» города Новочебоксарска Методическая разработка Повышение эффективности обучения аудированию в работе по УМК Spotlight 5 Выполнила: учитель английского языка МБОУ «СОШ №12» г. Новочебоксарска Шмелева Елена Владимировна АННОТАЦИЯ В данной методической разработке рассмотрена проблема обучения аудированию как средства формирования речевой компетенции учащихся средней школы; представлена технология работы по аудированию на уроках английского языка с целью повышения эффективности обучения этого вида речевой деятельности в работе по УМК Spotlight 5. Методическая разработка может быть использована учителями английского языка, студентами педагогических вузов, слушателями курсов повышения квалификации учителей английского языка. ВВЕДЕНИЕ В век современных технологий и информатизации наибольшую актуальность приобретает изучение иностранных языков, так как это необходимо в учебе, работе человека, это развивает его кругозор, расширяет межкультурные и межэтнические связи, способствует диалогу культур. Целью обучения иностранного языка в школе является развитие коммуникативной компетенции учащихся, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Это возможно только в том случае, если у школьников будут сформированы все компоненты иноязычной коммуникативной компетенции: языковая, речевая, социокультурная, компенсаторная, общеучебная. В речевую компетенцию учащихся входит такой вид речевой деятельности как аудирование. Термин «аудирование» - «Listening comprehension» был введен в литературу американским психологом Брауном, означает процесс одновременного восприятия и понимания речи на слух. В России этот термин был введен Кочкиной З.А. в 60-х годах XX в. До этого использовался термин «понимание речи на слух». Долгое время аудирование считалось наиболее узким местом работы в практике обучения иностранным языкам, так как в центре внимания находились такие виды речевой деятельности как чтение и говорение. Аудирование рассматривалось побочным процессом по формированию навыков говорения и чтения. Предполагалось, что если учащийся понимает текст при чтении, то поймет и при аудировании, если учащийся говорит сам, то и поймет, что говорят другие. Подобное отношение к аудированию явно не соответствует той роли, которую аудирование как вид речевой деятельности играет сегодня в процессе реальной коммуникации. Лингвист Зимняя И.А. [4] отмечает, что умение говорить, читать, писать на иностранном языке невозможно без умения аудировать иноязычную речь. Таким образом, аудирование определяет в дальнейшем успех или неуспех всего практического обучения иностранному языку. С введением ЕГЭ как основной формы контроля уровня подготовленности выпускников школ, выявилась проблема недостаточной сформированности навыков и умений в аудировании учащихся по иностранным языкам. Аудирование считается одним из самых трудных разделов ЕГЭ. Чтобы успешно справиться с итоговым тестом по аудированию, учащимся требуются умения догадаться о значении слов по словообразующим элементам; абстрагироваться от незнакомой лексики; использовать свой собственный опыт в интересующей области; узнавать знакомую лексику, грамматические структуры. Таким образом, можно утверждать, что на современном этапе обучения аудированию в школе должна проводиться систематическая работа над данным видом речевой деятельности уже с начального этапа. Это позволит учащимся достигнуть уровня владения языком в соответствие с требованиями Государственного Стандарта и Федеральных программ. Вместе с тем сложно отрицать тот факт, что работа над развитием этого вида речевой деятельности в школах не ведется. Напротив, существует и выпускается масса современных учебников, технических средств, дополнительных материалов, которые соответствуют общеевропейским требованиям и стандартам по изучению иностранных языков. Так как же организовать эффективный процесс обучения аудированию в школе, как должна строиться работа учителя по развитию речевой компетенции учащихся, в частности аудирования. Цель данной методической разработки – определить эффективные способы обучения аудированию в работе по УМК Spotlight 5 Задачи: - изучить научно-методическую литературу по проблеме обучения аудирования в средней школе; - разработать технологию работы с упражнениями по аудированию в УМК Spotlight 5. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Содержание I. Организация работы по аудированию в УМК Spotlight 5 II. Технология работы с упражнениями по аудированию в УМК Spotlight 5. Заключение Литература Приложение Приложение 1 Module 1. School days. Приложение 2 Module 2. That’s me! Приложение 3 Module 3. My home, my castle. Приложение 4 Module 4. Family ties. Приложение 5 Module 5. World animals. Приложение 6 Module 6. Round the clock. Приложение 7 Module 7. In all weathers. Приложение 8 Module 8. Special days. Приложение 9 Module 9. Modern living. Приложение 10 Module 10. Holidays. I. Организация работы по аудированию в УМК Spotlight 5 Для того, что бы определить эффективные пути развития аудирования как средства формирования речевой компетенции учащихся, мною была изучена методическая литература, в которой рассматриваются взгляды ученых занимавшихся этой проблемой. Опираясь на изученные научно-методические основы по проблеме обучения аудированию в средней школе, мною была создана методическая разработка по вопросам повышения эффективности обучения аудированию в работе по УМК Spotlight 5. Представленная методическая разработка предполагает технологию работы с упражнениями по аудированию (Listening), помогающих учителю организовать процесс обучения аудированию более эффективно и последовательно. В УМК Spotlight 5 упражнения на аудирование представлены в учебнике и рабочей тетради. Сам аудиоматериал – на CD дисках (Class Audio CDs/ Student’s Audio CD, Test CD). Данное УМК предлагает работу над аудированием в каждом модуле. Тематика упражнений на аудирование в учебнике по каждому модулю соответствует тематике упражнений по аудированию в рабочей тетради. Авторы УМК Spotlight 5 Вирджиния Эванс, Дженни Дули, Ольга Подольяко, Юлия Ваулина в упражнениях на аудирование предлагают: 1) в учебнике и рабочей тетради - инструкцию для ученика перед выполнением упражнения; 2) в книге для учителя – задачу выполнения упражнения. Технология данной методической разработки предполагает последовательные действия учителя над упражнениями по аудированию. Все упражнения на аудирование в УМК Spotlight 5 нацелены на развитие умений выборочно понимать на слух необходимую информацию (с опорой на иллюстрации; контекст (заполнение пропусков). Упражнения учебника и рабочей тетради можно использовать в качестве тренировочных заданий по обучению аудирования, а для контроля навыков аудирования можно использовать Spotlight Test Booklet 5 по каждому модулю. II. Технология работы с упражнениями по аудированию в УМК Spotlight 5 Module 1. School days Приложение 1 Student’s book Ex.4, p.30. Цель: развитие умений выборочно понимать на слух необходимую информацию с опорой на иллюстрации.
Workbook Ex.4 p.17 Цель: развитие умений выборочно понимать на слух необходимую информацию с опорой на иллюстрации.
Workbook Ex.3 p.19 Цель: развитие умений выборочно понимать на слух необходимую информацию.
Module 2. That’s me! Приложение 2 Student’s book Ex.9 p.39. Цель: развитие умения выборочно понимать на слух необходимую информацию.
Workbook Ex.3 p.25 Цель: развитие умений выборочно понимать на слух необходимую информацию.
Module 3. My home, my castle Приложение 3 Student’s book Ex.6 p.47. Цель: развитие умения выборочно понимать на слух необходимую информацию.
Workbook Ex.3 p.31 Цель: развитие умений выборочно понимать на слух необходимую информацию с опорой на иллюстрации.
Module 4. Family ties Приложение 4 Student’s book Ex.5 p.60. Цель: развитие умения выборочно понимать на слух необходимую информацию.
Workbook Ex.3 p.37 Цель: развитие умений выборочно понимать на слух необходимую информацию с опорой на иллюстрации.
Module 5. World animals Приложение 5 Student’s book Ex.8 p.69. Цель: развитие умения аудирования с выборочным пониманием заданной информации.
Workbook Ex.3 p.43 Цель: развитие умения аудирования с выборочным пониманием заданной информации.
|