Тема урока: « Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Гжель» Цели урока:
1.Познакомить с техникой росписи “Гжель”, с историей и особенностями этого искусства;
2.Расширять знания детей о видах декоративно-прикладного искусства; Задачи урока:
Образовательная:
1.Научить учащихся определенными методами, принципами и техническими приемами работы;
2.Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве;
Развивающая:
1.Прививать интерес к изучению декоративно-прикладного искусства,
2.Способствовать творческому подходу работе,
3.Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета,
4.Индивидуальные творческие способности
Воспитательная:
1.Воспитывать любовь к искусству народных мастеров.
2.Воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость, внимание. Оборудование:
Для учителя:
- Презентация «Гжель»;
- Мультимедийное оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран;
- Плакат-схема поэтапного изображения элементов росписи в технике «гжель»;
- Плакат-таблица «Гжель»;
- Альбом «Народное декоративное искусство». Для учащихся – белая бумага, простые карандаши, синяя и белая гуашь, кисти широкие и тонкие, раздаточный набор открыток с образцами гжельских изделий. Ход урока
Оргмомент.
Учитель. Проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Сообщение темы и цели урока.
Что ж давайте по порядку
Загадаю я загадку
Кто быстрей ответ найдёт,
Тот первым и тему урока назовёт.
Снежно белая посуда, расскажи: ты откуда?
Видно с севера пришла и цветами расцвела:
Голубыми, синими, нежными, красивыми.
(Гжель) Верно, ребята, сегодня на уроке мы продолжим работу по теме "Гжель". На предыдущем уроке вы познакомились с Гжелью, с элементами гжельской росписи. Сегодня вы подробнее узнаете о Гжели, вам предстоит создать эскиз росписи гжельской керамики
2. Формирование новых знаний. Рассказ с сопровождением показа слайдов. 1 слайд. Недалеко от Москвы в деревне Гжель богатые залежи гончарных глин навели местных жителей на мысль об изготовлении фаянсовой посуды.
2 слайд.
200 лет назад мастера создавали изделия из красной глины с многоцветной росписью по белому. Называлась она майолика. Ее делают и сейчас. Присмотрись к гжельской майолике: ее формам, лепным украшениям, нарядной росписи .
3 слайд.
Форма сосудов необычна: они имеют цилиндрическое туло и изящные носики горлышко «квасник» и «кумган». Они предназначались для праздничных застолий, нередко их дарили на память. Но прославилось село другой удивительной посудой с декоративными лепными элементами, синими узорами, цветами, птицами и городами. Назвали такую роспись по названию села – гжель. 4 слайд.
Расписывалась эта посуда по белой обожженной глине кобальтовой краской черного цвета, а сверху покрывалась глазурью. Все эти элементы изображены в естественных тонах, приближенных к натуральным природным оттенкам. При обжиге кобальт становился пронзительно синим, а прозрачная полива приобретала блеск. 5 слайд.
Посуда гжели очень разнообразна по форме и назначению: тарелки, масленки, солонки, чашки, чайники, миски. Кроме посуды мастера Гжели делают декоративную скульптуру: людей, животных и сцены из жизни. Рассмотрим современные образы гжели. В ней по- прежнему разливается синева; словно небеса, синяя гладь рек и озер сошла на белизну посуды. 6 слайд.
Вот причудливой декоративной формы масленка Рыба-кит. Основанием ее окружено лепным орнаментом в виде волн. А крышка – словно ожившая сказка, представленная в образе гигантской рыбы, на теле которой вырос город с обитателями. Все здесь необычно: и струи-завитки, бьющие фонтаном из головы кита, и глаз-цветок, и строгий собор, который одновременно служит ручкой крышки, и строгий орнамент из ромбиков – символических знаков земли. Щедрая фантазия мастерицы преобразила обычный бытовой предмет в яркий художественный образ. 7 слайд.
Вот квасник с мягкими, обтекаемыми, как бы растянутыми вширь формами. Узор-гирлянда бережно оплетает форму тулова, горлышко и крышечку квасника, едва касаясь носика и ручки и оставляя нетронутой ослепительную белизну сосуда. И потому он смотрится так празднично, нарядно. Скульптурные фигурки взаимосвязаны, нарядная роспись с формой керамического сосуда. 8 слайд.
Декоративно оформляются все части предмета. Замкнутым орнаментом расписывают тулово, основание и горлышко. Ручка и носик обычно украшаются ленточным орнаментом или голубым цветом. Мастера Гжели применяют для росписи необычный мазок. Он называется «мазок на сторону» или «мазок с тенями». Мазки кладутся широкими круговым движением. В нем виден постепенный переход от светлого к темному. Мазок-пятно дополняет тонкая линия: прямая, волнистая, спиральная, округлая. Она подчеркивает форму цвета и создает самостоятельный узор.
Гордятся в Гжели жители небесной синевой, не встретите на свете вы красоты такой. Голубизну небесную, что сердцу так мила, кисть мастера на чашку легко перенесла. У каждого художника есть свой узор любимый и в каждом отражается сторонушка родимая. Её трава шелковая, её цветы весенние- и мастерство волшебное достойно восхищения. Из этих чашек с розами ты выпей чай. Гостей на праздник радостный сердечнее встречай. Физкультминутка
(Учащиеся выполняют упражнения за учителем).
По солнышку, по солнышку
Дорожкой луговой
Иду по мягкой травушке
Я летнею порой. (Ходьба на месте, взмахи руками).
И любо мне, и весело,
Смотрю по сторонам,
Голубеньким и синеньким
Я радуюсь цветам. (Повороты направо, налево, любуются цветами). 3. Практическая работа учащихся.
Закрепление новых знаний и развитие навыков составления декоративной композиции, работы открытым мазком без предварительного рисунка Задание учащимся: на подготовленных материалах (из бумаги вырезана форма посуды) выполнить импровизацию по мотивам гжельской росписи.
5.Анализ работ учащихся.
6. Домашнее задание: Подобрать фотографии, открытки, предметы гжельской росписи. Подобрать материал о Жостовских подносах.
Кроссворд.
- Отгадав кроссворд, мы с вами повторим материал о гжельской керамике,
который изучили на предыдущем уроке.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1
| 5
| К
| В
| А
| С
| Н
| И
| К
|
|
|
|
|
|
|
| Б
| 2
|
|
|
| И
|
| 4
|
|
| 5
|
| 1
| Г
| О
| Л
| У
| Б
| О
| Й
|
| Н
|
| Ф
|
|
| К
|
|
|
|
| 2
| К
| Е
| Р
| А
| М
| И
| К
| А
|
|
| У
|
|
| 3
| Г
| Ж
| Е
| Л
| Ь
|
|
| Й
|
| Р
|
|
| М
|
| 4
| Ц
| В
| Е
| Т
| Ы
|
|
|
|
|
| Ф
|
|
| Г
|
|
|
|
|
|
| Й
|
|
|
| 6
| К
| О
| Л
| Л
| А
| Ж
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Р
|
|
| Н
|
| По горизонтали:
Этот цвет используют в гжельской росписи (голубой).
Так называют глиняные изделия, обожженные в печи (керамика).
Этот поселок называют родиной и колыбелью русской керамики (Гжель)
Именно они преобладают в росписи гжельской посуды (цветы).
Декоративный сосуд с кольцевидным туловом, длинным изогнутым носиком, часто на ножках. (квасник)
Это вид художественной техники, в которой используются живопись и наклеивание различных материалов (коллаж).
По вертикали:
Он состоит из цветов (букет).
Это цвет гжельской керамики (белый).
Это основной цвет в росписи гжельской керамики (синий).
Это вид тонкой керамики (фарфор).
Сосуд, похожий на квасник, но без сквозного отверстия в корпусе. (кумган)
|