Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Отрадное Вяземского муниципального района Хабаровского края
Согласовано Утверждаю
Зам. директора по УВР Директор ____Милюкова О.Ю.
_________Сысоева С.В. Приказ №__________
МБОУ ООШс.Отрадное
от_________года
Рабочая программа по изобразительному искусству
1-4 классы
Разработчик:
Ермакова Ю.Н.
учитель начальных
классов
II квалификационной
категории с. Отрадное
2013
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1-4 классов разработана на основе программы начального общего образования. Система Л. В. Занкова / Сост. Н. В. Нечаева, С.В. Сабина.-Самара: Издательский дом « Фёдоров», 2011, авторской программы С. Г. Ашиковой и предназначена для учащихся 1-4 классов МБОУ ООШ с. Отрадное.
Сроки реализации программы 2013-2017 гг.
Программа рассчитана на 34 часа в год 2-4 классы и 33 часа 1 класс. Из расчета 1 час в неделю. Итого 135 часов. Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по изобразительному искусству и авторской программой учебного курса.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в предметную область «Искусство» и реализуется за счет часов предусмотренных учебным планом МБОУ основная общеобразовательная школа с. Отрадное для I ступени на 2013-2014 уч. год.
Цель курса: духовно-нравственное развитие личности учащегося, воспитание его ценностного отношения прекрасному на основе обогащения опыта эмоционально-ценностного восприятия явлений жизни и опыта художественно - творческой деятельности.
Задачи курса:
- развитие эмоционально-эстетического отношения к явлениям жизни;
- воспитание ценностного отношения к отечественным культурным традициям, уважения к культуре народов других стран;
-реализация творческого потенциала учащегося средствами художественной деятельности, развитие воображения и фантазии ребёнка;
- воспитание потребности учащихся в « общении» с произведениями искусства, формирование способности воспринимать прекрасное на основе представления о красоте как высшем проявлении добра;
- расширение общего художественного кругозора учащихся; развитие наблюдательности в отношении явлений и процессов, происходящих в окружающем мире, целостного восприятия сложных объектов и явлений;
- знакомство с основами изобразительного искусства, овладение элементарной художественной грамотностью, приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности;
- развитие способности младших школьников к сотрудничеству в художественной деятельности. Общая характеристика
Важнейшим направлением ФГОС НОО 2009 года (далее - Стандарт) является духовно-нравственное развитие и воспитание школьника. На уровне содержания предметной линии «Изобразительное искусство» создаются условия для формирования:
- патриотизма, ценностного отношения к культурно-историческому наследию своего народа, чему способствует знакомство с образцами классического искусства и народного художественного творчества. Чувство гордости за русскую художественную культуру формируется благодаря знакомству с творчеством И.И. Шишкина, И.И. Левитана, А.И. Куинджи, К.А. Коровина, В.В. Верещагина, З.Е. Серебряковой и др. Школьники знакомятся с древнерусскими городами Золотого кольца России, с шедеврами древнерусского искусства - иконами А. Рублева, с народными промыслами;
- интереса к мировым достижениям в области искусства, культуры (знакомство учащихся с творчеством зарубежных художников, с архитектурой других стран, литературными источниками разных народов);
- уважения к созидательному труду, к обучению; трудолюбия, потребности в новых знаниях и опыте, осознанного отношения к многогранности и творческому характеру профессии художника;
- ценностного отношения к прекрасному; формирования представлений об эстетических идеалах и ценностях (обучающиеся познакомятся с высокохудожественными произведениями живописи, литературы, музыки; смогут почувствовать красоту природы);
- нравственных чувств, этического сознания;
- представлений о вере, духовности, ценности религиозного мировоззрения;
- ценностного отношения к природе и окружающей среде, экологического сознания через знакомство с разнообразными явлениями и состояниями природы;
- ценностного отношения к здоровью.
Уделяется внимание правильной организации рабочего места, соблюдению правил техники безопасности, применению в работе безвредных веществ и экологически чистых материалов.
Требованиям Стандарта соответствуют основные содержательные линии курса,
направленные на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к разнообразным видам художественно-творческой деятельности. Учебный материал представлен следующими тематическими разделами, отражающими деятельностный характер и нравственную сущность художественного образования:
1. Природа _ главный художник (основы рисунка, графика).
2. Мир цвета (основы живописи, цветоведение).
3. Искусство в человеке (виды изобразительного искусства).
4. Человек в искусстве (портретный жанр).
Отличительной особенностью подачи материала в разделах является функциональное распределение страниц. Каждый разворот посвящен одному уроку.
Левая страница разворота
- «Впечатление».
Здесь подобраны фотоматериалы и репродукции картин, соответствующие определенной тематике. Наглядный материал сопровождается пояснительным текстом.
Правая страница разворота
- «Выражение» - содержит пошаговое выполнение задания с его вариантами. Детям помогают иллюстрации, а также изображение предлагаемого материала, инструментов и способов их использования. Такое построение учебников обусловлено логикой самого процесса творчества: восприятие, в процессе которого ребенок накапливает личностно значимый опыт, стимулирует его творчество, позволяющее ребенку выразить себя, почувствовать себя автором, художником.
В соответствии с системно - деятельностным подходом содержание курса нацелено на активизацию художественно-эстетической и познавательной деятельности учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, преемственности с уже имеющимся у детей опытом и на подготовку к дальнейшему образованию, формирование мотивации детей к художественному творчеству, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время.
С этой целью в дополнение к учебному материалу во всех учебниках даны рубрики «Знакомство с музеем»
- иллюстрированный рассказ об известных музеях России и «Читаем и рисуем» (в 3 классе), содержание которых способствует расширению кругозора школьников, их познавательных потребностей. Материал под рубрикой «Приглашение в путешествие» знакомит, начиная со 2 класса, с культурой других народов, странами и городами мира. Иллюстрированный материал об известных художниках (рубрика «В мастерской художника») помогает детям приобретать знания о жанрах, которые предпочитал тот или иной живописец, особенностях его творчества, распознавать стиль художника. Наглядная информация о способах изображения в рисунке, живописи и композиции (рубрика «Азбука рисования») помогает учащимся в реализации собственного замысла. Каждый раздел (со 2 класса) завершается рубрикой «Что я знаю, что я умею». Предлагаемые задания и вопросы могут выполняться на нескольких уроках как индивидуально, так и в паре, группе, на уроке или дома. Такое структурирование содержания и наглядно-практический характер иллюстративного материала позволяют учебнику выполнять функцию своего рода самоучителя.
Содержание курса направлено на целостное развитие личности ребёнка посредством активного овладения различными видами деятельности:
- восприятие произведений искусства, которое развивает эмоциональную отзывчивость, способность к эмоциональному оцениванию увиденного не только в искусстве, но и жизни, а так же способность одномоментного восприятия сложных объёктов и явлений; в дальнейшем это позволит воспринимать мир, испытывать положительные чувства и эмоции в процессе его познания;
- рисунок - постепенный переход от знакомства и овладения простыми линиями разной формы, их изобразительно-выразительными возможностями, через приобретение навыка различного нажима на карандаш и тонирования поверхности бумаги графитным карандашом к основам построения и передачи объёма и пространства на листе бумаги. В совокупности эти действия не только формируют взгляд на окружающий мир, но и обеспечивают качественное пространственно-образное мышление, способность к быстрым зарисовкам, выполнение несложных чертежей и планов;
- живопись- наблюдение детей за цветовыми сочетаниями в природе дополняются сначала их представлением о том, как они отражаются в картинах художников, а затем непосредственной деятельностью учащихся с цветом на основе различных материалов;
- композиция учит понимать целое, состоящее их различных частей, оценивать их роль в пространстве картины, рисунка, изделия, выделять главное и второстепенное;
- декоративно-прикладное искусство раскрывает самобытность народной культуры, знакомит с традициями и обрядами разных народов, их бытом и образом жизни;
- скульптура и дизайн наглядно показывают пространственные особенности изучаемых предметов и объектов, показывают соотношение частей и целого, развивают пространственное мышление, приобщают к красоте;
- выполнение проектно-творческих заданий в групповой и парной работе позволяет обобщать полученные знания и творчески применять их на практике.
Разнообразие видов практической деятельности младших школьников и вариативность заданий, рассчитанных на разный уровень освоения учебного материала, нацелены на реализацию индивидуально-личностного подхода к учащимся. Наглядность и доступность изложения материала создаёт возможность для индивидуальной, в том числе самостоятельной деятельности школьников. Тематический принцип структурирования учебного материала придаёт содержанию уроков художественное единство. В результате изучения предмета « Изобразительное искусство» на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы определённые личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться. Курс « Изобразительное искусство направлен на формирование общей культуры учащегося начальной школы, на его духовно-нравственное, социальное, личностное развитие, создание основы для самостоятельной организации учебно-познавательной и художественно-творческой деятельности.
Описание места учебного курса
Рабочая программа рассчитана на 135 часов – из расчёта 1 час в неделю, в соответствии с нормативными документами, на основании которых составлен учебный план в 1-4-х классах МБОУ ООШ с. Отрадное. Ценностные ориентиры
В основу рабочей программы положена идея реализации объективно существующего единства двух форм искусства: художественного восприятии и художественного выражения (языка изобразительного искусства). Овладение основами художественного языка (художественное выражение) позволит младшему школьнику проявить себя в творчестве, поможет при освоении смежных дисциплин, будет способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Данная рабочая программа создаёт условия для формирования:
- патриотизма, ценностного отношения к культурно-историческому наследию своего народа, чему способствует знакомство с образцами классического искусства и народного художественного творчества, чувство гордости за русскую художественную культуру;
- интереса к мировым достижениям в области искусства, культуры;
- уважение к созидательному труду, к обучению; трудолюбия, потребности в новых знаниях и опыте, осознанного отношения к многогранности и творческому характеру профессии художника;
- ценностного отношения к прекрасному; формирования представлений об эстетических идеалах и ценностях (обучающиеся познакомятся с высокохудожественными произведениями живописи, литературы, музыки; смогут почувствовать красоту природы);
- нравственных чувств, этического сознания;
-представлений о вере, духовности, ценности религиозного мировоззрения;
-ценностного отношения к природе и окружающей среде, экологического сознания через знакомство с разнообразными явлениями и состояниями природы;
-ценностного отношения к здоровью; уделяется внимание правильной организации рабочего места, соблюдению правил техники безопасности, применению в работе безвредных веществ и экологически чистых материалов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты Личностные универсальные учебные действия
У обучающихся будут сформированы:
- эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребёнку по настроению произведения изобразительного искусства, включая образы природы Земли;
- образ Родины, отражённый в художественных произведениях;
- представление о труде художника, его роли в жизни общества;
- приобщение к мировой художественной культуре, архитектуре разных стран;
- интерес к художественно- творческой деятельности;
- понимание чувств других людей;
- первоначальное осознание роли прекрасного в жизни человека;
- понимание значения иллюстраций к литературным произведениям (сказкам), живописи в мультипликации;
- выражение в собственном творчестве своих чувств и настроений.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- нравственно-эстетических переживаний художественных произведений;
- представления о разнообразии и широте изобразительного искусства;
- интереса к характерам и настроениям людей и личностей идентификации через восприятие портретного жанра изобразительного искусства;
- принятия на первоначальном уровне нравственного содержания произведений изобразительного искусства;
- понимания значения изобразительного искусства в собственной жизни;
- первоначальной потребности воплощать в реальную жизнь эстетические замыслы;
- позиции зрителя и автора художественных произведений.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
- планировать свои действия в соответствии с инструкцией учителя и замыслом художественной работы;
- выполнять действия в устной форме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить соответствующие коррективы;
- понимать смысл заданий и вопросов, предложенных в учебнике;
- осуществлять контроль по результату и способу действия;
- выполнять действия в опоре на заданный ориентир;
- выполнять дифференцированные задания (для мальчиков и девочек).
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- расширять свои представления об искусстве;
- ориентироваться в способах решения исполнительской задачи;
- читать простое схематическое изображение;
- различать условные обозначения;
- осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные то взрослых, сверстников;
- сопоставлять впечатления, полученные при восприятии разных видов искусства (литература, музыка) и жизненного опыта.
Обучающийся получит возможность научиться:
-осуществлять поиск дополнительной информации с помощью взрослых;
- работать с дополнительными текстами;
- соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам художественной выразительности;
- соотносить схематические изображения с содержанием заданий;
- выбирать из некоторых вариантов выполнения работы приемлемый для себя;
- строить рассуждения о воспринимаемых произведениях.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от произведения живописи;
- формулировать собственное мнение;
- выполнять работу со сверстниками;
- воспринимать и учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений искусства;
- договариваться, приходить к общему решению.
Обучающийся получит возможность научиться:
- контролировать действия других участников в процессе коллективной творческой деятельности;
- понимать содержание вопросов и воспроизводить их;
- контролировать свои действия в коллективной работе;
- проявлять инициативу, участвуя в создании коллективных художественных работ;
- узнавать мнение друзей или одноклассников;
- вести диалог с учителем и одноклассниками, прислушиваясь к их мнению, и выражать своё мнение. Предметные результаты
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Обучающийся научится:
- различать виды художественной деятельности (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, дизайн);
- узнавать и воспринимать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека;
- различать и передавать в художественно-творческой деятельности эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка;
- воспринимать красоту архитектуры и понимать её роль в жизни человека;
- понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии.
Обучающийся получит возможность научиться:
- воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания;
- видеть проявления художественной культуры вокруг6 музеи искусства, архитектуры, дизайн;
- высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Обучающийся научится:
- использовать элементарные правила перспективы для передачи пространства на плоскости в изображениях природы;
- изображать простейшую линию горизонта и её особенности;
- различать хроматические и ахроматические цвета;
- владеть дополнительными приёмами работы с новыми графическими материалами;
- выбирать характер линий для передачи выразительных образов природы разных географических широт;
- использовать базовые формы композиции: геометрическая форма-предмет;
- моделировать цветок из простейшей базовой формы;
- создавать средствами рисунка и живописи образы героев сказок народов мира.
Обучающийся получит возможность научиться:
- различать и изображать различные виды линии горизонта;
- подбирать соответствующий материал для выполнения замысла;
- передавать воздушную перспективу в пейзаже графическими и живописными приёмами;
- применять хроматические и ахроматические цвета для передачи объёма или пространства;
- соблюдать пропорции человека и особенности передачи его портрета;
- передавать эмоциональное состояние героев литературных произведений средствами рисунка и живописи.
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство
Обучающийся научится:
- видеть разницу между пейзажами, ландшафта разных частей света и использовать соответствующую пейзажу линию горизонта;
- использовать различные художественные материалы для передачи пейзажей разных географических широт;
- передавать характер и намерения объекта в иллюстрации к русским и зарубежным сказкам;
- осознать красоту окружающей природы и рукотворных творений человека и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
- передавать настроение в пейзажах;
- соединять различные графические материалы в одной работе над образом;
- изображать старинные русские города по памяти или представлению;
- создавать узоры народов мира;
- подбирать соответствующие художественные материалы для изображения главных героев произведений;
- совмещать работу на плоскости и в объёме. Содержание курса (135ч)
Раздел 1. Природа – главный художник. (Рисунок и графика. Штрих. Фон. Фактура. Воздушная перспектива. Горный, морской пейзажи) (34 ч.)
Азбука рисования: Мы- семья фломастеров. Воздушная перспектива горного пейзажа. Воздушная перспектива облаков.
Впечатление. Выражение: Место встречи неба и земли (знакомство с линией горизонта). « Мой друг рисует горы, далёкие , как сон» ( передача воздушной перспективы с помощью графических знаков). « Горы- это небо, покрытое камнем и снегом» ( работа с картинами: наблюдение, вопросы, мнение). Белые сны севера или бархатный песок юга?
(особенности пейзажа и линий горизонта на севере и на юге). « Запад есть запад, восток есть восток…» ( особенности пейзажа и линий горизонта на западе и востоке). « Славный остров Гдетотам…» ( знакомство с особенностями изображения острова). Шум далёкий водопада ( знакомство с особенностями изображения водопада).
Коллективная работа: Роза ветров. Золотое кольцо России (знакомство с древним изображением карты как произведением искусства, что такое « роза ветров», связь между розой ветров и Золотым кольцом России – творческая работа).
Раздел 2. Мир цвета. (Живопись цвета. Иллюзия пространства. Ахроматические и хроматические цвета. Противоположные цвета) (32 ч)
Азбука рисования: Ахроматические цвета (оттенки чёрного и белого цветов). Хроматические цвета (тональные оттенки одного цвета).
Впечатление. Выражение: Близко-далеко (изображение трёх предметов с передачей пространства ахроматическими цветами). Низко-высоко (знакомство с особенностями изображения предметов на разной высоте в пространстве). Ночь и день (знакомство со светом и тенью в природе). Краски заката и рассвета (знакомство с особенностями цветового освещения Земли при закате и рассвете). Краски на воде ( особенности изображения водоёмов -цвет и отражение). Краски под водой (особенности изображения подводного мира).
В мастерской художника: Красным по зелёному (о творчестве А. И. Куинджи). Загадка красных рыбок (о творчестве А. Матисса).
Коллективная работа: Красота подводного мира (обобщение знаний, приобретённых на уроках данного раздела).
Раздел 3. Искусство в человеке. ( Знакомство с композицией. Базовые формы цветов. Детали рисунка. Роспись.) (32ч.)
Азбука рисования: Базовые формы цветов. Разнообразие форм лепестков.
Впечатление. Выражение: « И аромат цветов плывёт…» ( знакомство с линией горизонта в поле, изображение перспективы пространства с помощью полевых цветов). Водяные лилии (способ изображения цветов на воде). Каменный цветок ( способ моделирования цветка из пластилина и украшение его дополнительными материалами).Мастер -золотые руки. Стеклодув (знакомство с одним из способов росписи стекла). Чудеса архитектуры (особенности изображение города, стоящего на воде, - отражение, перспектива).
В мастерской художника: Пруд в саду Моне ( о творчестве К. Моне).
Коллективная работа: Здравствуй, Венеция! (обобщение пройденного материала).
Раздел 4. Человек в искусстве. ( Иллюстрация. Портрет. Ракурсы. Книжные иллюстрации. Стилизованный рисунок) ( 33 ч.)
Азбука рисования: Ракурсы. Зоны. Точки. Фотография и картина.
Впечатление. Выражение: Портрет (знакомство с жанром портрета, ракурсами). Женский портрет (изображение особенностей женского портрета). Мужской портрет (выделение характерных черт в мужском портрете). Старик-годовик (построение фигур человека и птицы на основе базовых форм). Маугли: жизнь в лесу. Золотая рыбка (различные варианты на выбор для изображения фактуры рыбы и воды; создание своего способа). Каникулы Бонифация (знакомство с орнаментами и красками народов Африки).
В мастерской художника: « Совсем портретчиком становлюсь…» (о творчестве В. А. Серова). « Я напишу сказку, ты её нарисуешь (о творчестве художников-иллюстраторов).
Коллективная работа: Книга сказок (обобщение пройденного материала).
Знакомство с музеем: (4ч) Государственный музей культуры народов Востока. Государственный музей изобразительных искусств им. А,С. Пушкина. Государственный музей палехского искусства.
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству.
1 класс.
№
| Тема урока
| Кол-
во
ур-в
| Тип
урока
| Учеб.-
твор-е
зад-е
| Элементы
содержания
| Требования к
уровню подготовки учащихся
| Вид
контроля
| ЦОРы
| Введение. Знакомство с художественными материалами (3 часа)
|
1
| Берем в руки карандаш (базовые
упражнения)
|
1
|
|
|
|
|
|
| 2
| Берем в руки кисти. Прозрачность
акварели (базовые упражнения)
| 1
|
|
|
|
| Беседа
|
| 3
| Берем в руки кисти. Возможности
гуаши (базовые упражнения)
| 1
|
|
|
|
| Коллективная работа, составление устного рассказа «Дерево в осеннем убранстве»
|
| Раздел 1. Природа - главный художник 7 ч
Шире круг (коллективная работа) 1 ч
| 4
| Природа вокруг нас
| 1
| Урок - экскурсия
|
|
|
| Творческая работа
|
| 5
| Обитатели неба
| 1
| Урок - экскурсия
| Книжка-малышка «Загадки о ветре»
| Наблюдение за ветром
| Бережно относиться к природе.
Развивать фантазию.
| Придумывание и прослушивание загадок о ветре
|
| 6
| Обитатели земли
| 1
| Викторина
| Создание книги загадок об овощах
| Рассматривание овощей, пословицы и поговорки об осени
| Уметь описывать овощи по плану, знать пословицы и поговорки об осени
| Рассматривание и описание овощей, аукцион пословиц и поговорок
|
| 7
| Между небом и землей
| 1
| Игра
| Составление кроссворда
| Рассматривание плодов кустарников и деревьев. Подбор заданий для кроссворда
| Уметь описывать плоды по плану, уметь подбирать правильно вопросы к кроссворду
| Кроссворд
|
| 8
| Природные стихии
| 1
|
|
|
|
|
|
| 9
| Путешествие воды
| 1
| Урок - экскурсия
| Викторина «Перелетные птицы»
| Поведение птиц
| Научиться различать птиц, выявлять особенности их поведения
| Фронтальный, индивидуальный опрос
|
| 10
| Живое тянется к солнцу
| 7
1
| Изучение нового.
Гуашь
| Придумать композиционное расположение элементов на варежке
| Виды орнамента, правила его построения, цветовой контраст
|
| Беседа, построение орнамента, выставка и анализ работ
|
| 11
| Шире круг
| 1
| Изучение нового.
Гуашь
| Коллективная работа «Первый снег»
| Использование техники набрызга, работа с графическими материалами,
| Работать графическими материалами и использованием белил для набрызга. Изображать зимний лес
| Техники набрызга, работа с графическими материалами, беседа, выставка и анализ работ
|
| Раздел 2. Мир цвета. 10 часов
| 12
| Краски неба и земли.
| 2
| Изучение нового. Гуашь
|
| Краски холодной гаммы, дополнительные цвета, смешивание красок, первичное представление о построении фигуры человека на плоскости
| Работать гуашью, выполнять фон в холодной гамме, изображать детские игры
| Беседа, изображение белилами снега, на земле, неба, любимой детской забавы, выставка и анализ работ
|
| 13
| Где ночует радуга.
| 1
| Изучение нового. Акварель
|
| Свойства акварели, правила работы в смешанной технике
| Работать акварелью, изображать узоры на окне
| Беседа, работа «узор на окне», выставка и анализ работ
|
| 14
| Эксперимент Исаака Ньютона
| 1
| Закрепление полученных знаний
|
| Новогодние традиции разных стран
| Работать с разными материалами, познакомиться с новогодними традициями разных стран, изготовить колпак
| Беседа, выставка и анализ работ
|
| 15
| По законам радуги
| 1
| Изучение нового. Пластилин
|
| Работа художника в цирке, правила работы с пластилином
| Работать пластилином. Лепка фрагмента циркового представления
| Беседа, выставка и анализ работ
|
| 16
| Зимой и летом – разным цветом
| 2
| Изучение нового. Работа с разными материалами
| Подводный мир, аквариум
| Способы последовательного изображения рыб, использование подручных материалов в работе, знакомство с обитателями подводного мира
| Работать с разными видами бумаги, изобразить рыбки, изобразить подводный мир
| Беседа, коллективная работа, выставка и анализ работ
|
| 17
| Гаммы удивительных оттенков
| 1
| Изучение нового. Гуашь
| Сказочный домик для собачки
| Последовательное рисование дома,
| Работать гуашью, изображение сказочного домика для собачки
| Беседа, выставка и анализ работ
|
| 18
| Весна и осень – в гости просим
| 1
| Изучение нового. Работа с бумагой
| Оригами «Собачка»
| Ознакомление с новым видом художественного изображения - бумагопластикой
| Работать способом складывания бумаги (оригами, бумагопластика). Изготовление собачки
| Беседа, выставка и анализ работ
|
| 19
| Художник, влюбленный в осень
| 1
| Изучение нового. Работа с бумагой и тканью
| Аппликация из ткани
| Знакомство с разными способами и приемами аппликации
| Работать с бумагой и тканью, изготовление аппликации «Мой папа стал малышом»
| Беседа, выставка и анализ работ
|
| 20
| Ходит солнышко по кругу
| 1
| Изучение нового. Гуашь
| Портрет «Мамина улыбка»
| Представление о портрете как жанре изобразительного искусства
| Работать гуашью, изображение портрета мамы
| Беседа, выставка и анализ работ
|
| 21
| Оранжевое небо
| 1
| Изучение нового. Гуашь
| Коллективная работа «Чудо-букет»
| Ознакомление с понятием «декоративность»
| Работать с разными видами бумаги, изготовление цветов и листьев для коллективной работы «Чудо-букет»
| Беседа, выставка и анализ работ
|
| Раздел 3. Искусство в человеке. 10 часов
| 22
| Художник - живописец
| 1
| Изучение нового. Пластилин
| Лепка кошки
| Формирование знаний об анималистическом жанре в скульптуре, ознакомление со способами лепки
| Работать пластилином, лепка кошки
| Беседа, выставка и анализ работ
|
| 23
| Художник, полюбивший лес
| 1
| Закрепление полученных знаний
| Изображение портрета друга
| Подведение итогов, формирование знаний портретного изображения
| Работать восковыми мелками, изобразить портрет друга
| Беседа, выставка и анализ работ
|
| 24
| Деревья поведали…
| 8
| Изучение нового. Гуашь
| Весеннее небо с облаками
| Знакомство с картинами И. Левитана «Март», А. Саврасова «Грачи прилетели», понятия «пейзаж», «художник-пейзажист»
| Работать гуашью, изобразить весеннее небо с облаками
| Беседа, выставка и анализ работ
|
| 25
| Скульптор
| 1
| Изучение нового. Журнальная бумага
| Веточка вербы
| Знакомство с журнальной бумагой
| Работать с журнальной бумагой, изобразить ветки дерева на фоне неба
| Беседа, выставка и анализ работ
|
| 26
| Творческое содружество
| 1
| Изучение нового. Акварель
| Дерево с отражением
| Новая техника изображения –монотопия, «по – сырому»
| Работать акварелью, изобразить дерево с отражением способом монотопии
| Беседа, выставка и анализ работ
|
| 27
| Архитектор
| 1
| Изучение нового. Работа с бумагой
| Изготовление птиц
| Конструирование из бумаги птиц
| Работать с бумагой, изготовление птиц
| Беседа, выставка и анализ работ
|
| 28
| Пряничный домик
| 1
| Изучение нового. Пластилин
| Изготовление некоторых весенних цветов
| Новый способ изображения – рисунок пластилином
| Работать с пластилином, изображение весенних цветов
| Беседа, выставка и анализ работ
|
| 29
| Дизайнер
| 1
| Изучение нового. Работа с бумагой
| Разноцветные букашки
|
| Работать с бумагой, изображение насекомых
| Беседа, выставка и анализ работ
|
| 30
| Золотая трава хохломы
| 1
| Изучение нового. Гуашь
| Коллективная работа «Танец бабочек - красавиц»
| Знакомство с законом симметрии
| Работать гуашью, изображать бабочек способом монотопии
| Беседа, выставка и анализ работ
|
| 31
| Изумрудный город
| 1
| Закрепление полученных знаний
|
| Подведение итогов, создание благоприятной атмосферы
| Проверить УУД учащихся в форме игровых заданий
| Беседа, викторина
|
| Раздел 4. Человек в искусстве. 2 часа
| 32
| Человек – звезда
Три возраста
|
|
|
|
|
|
|
| 33
| С любовью к детям
Рисуем детский портрет
|
|
|
|
|
|
|
| Гога). «Свеча горела на столе…» (о творче_
стве И.Ф. Хруцкого). Ангел_хранитель.
Символ святой Руси (о творчестве А. Руб_
лева).
Раздел 3. Искусство в человеке.
(ДекоративноAприкладное искусство.
Бытовой жанр. Перспектива. Орнаменты
и узоры в архитектуре)
Азбука рисования: Элементы русских
узоров в архитектуре. Элементы русских
узоров в одежде.
Впечатление. Выражение: «Поле. Рус_
ское поле» (повторение материала о линии
горизонта и воздушной перспективе). За_
гадочная русская душа (композиция груп_
пового портрета). Русская изба (знаком_
ство с особенностями фасада русской из_
бы). Зачерпни воды в ковш… (Посуда. Ме_
бель. Игрушки). Ладьи неторопливый бег.
(Лодки. Корабли. Реки и моря). Карл Фа_
берже _ мастер золотые руки (изображе_
ние пасхального яйца). Русский сине_голу_
бой узор «гжель» (знакомство с росписью
«гжель»).
В мастерской художника: Входите,
гости дорогие (о творчестве В.М. Макси_
мова). Народная игрушка (знакомство с
видами народных игрушек).
Коллективная работа: В русской избе
(обобщение пройденного материала).
Раздел 4. Человек в искусстве (Основы
иллюстрации. Портретная композиция.
Стилизованный рисунок)
Впечатление. Выражение: Заколдован_
ная царевна. Сказка о Царе Салтане: Город
со дворцом; Под елью белка; Тридцать три
богатыря; Царевна Лебедь (создание ил_
люстраций к сказкам).
В мастерской художника: Иллюстра_
тор_сказочник (о творчестве И.Я. Билиби_
на). Билибинский стиль. Сказочный мир
Соломко (о творчестве С.С. Соломко).
Уроки за компьютером: Звездный ор_
намент. Северное сияние (элементарные
навыки изображения орнамента и работы
с кистями в программе Paint).
Знакомство с музеем: музеи_заповед_
ники Кижи, Талашкино.
Знакомство с художественными
материалами 3 ч
Мир цвета 8 ч
Краски неба и земли 1 ч
Где ночует радуга 1 ч
Эксперимент Ньютона 1 ч
По законам радуги 1 ч
Зимой и летом _ разным цветом 1 ч
Весна и осень _ в гости просим 1 ч
Ходит солнышко по кругу 1 ч
Оранжевое небо
(коллективная работа) 1 ч
Искусство в человеке 8 ч
Художник_живописец 1 ч
Деревья поведали 1 ч
Скульптор 1 ч
Архитектор 1 ч
Пряничный домик 1 ч
Дизайнер 1 ч
Золотая трава хохломы 1 ч
Изумрудный город
(коллективная работа) 1 ч
Человек в искусстве 3 ч
Человек _ звезда 1 ч
Три возраста 1 ч
Рисуем детский портрет 1 ч
Знакомство с музеем 2 ч
Резерв 2 ч
|