Скачать 163.93 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Тасеевская средняя общеобразовательная школа № 2» ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ на заседании ШМО и.о. директора школы ________Кондрашова Н. А. Протокол № _____ Приказ № ___________ «29» августа 2013 г «30» августа 2013 г СОГЛАСОВАНО Заместитель директора школы по УВР ___________Павшок Н.М. «30» августа 2013 г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учитель: Жвик В.В. Предмет: Искусство (Музыка), 8 класс Срок реализации программы: полугодие 2013-2014г Пояснительная записка. Рабочая программа составлена на основе программы, разработанной авторским коллективом (Э.Б.Абдуллин, Т.А.Бейдер, Г.Е.Вендрова, И.В. Кадобнова, Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Г.С. Тарасов, А.Е. Трушин) под научным руководством Д.Б. Кабалевского «Музыка» 8 класс (16 часов в полугодие ), в соответствии с ГОС в части обязательного минимума содержания. Цель массового музыкального образования и воспитания – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры – наиболее полно отражает заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве. В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи и направления музыкального образования и воспитания, вытекающие из специфики музыкального искусства, закономерностей художественного творчества и возрастных особенностей учащихся: - приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно- эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения, запечатлённой в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений; - развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала, ассоциативного мышления, воображение через опыт собственной музыкальной деятельности; - воспитание музыкальности, художественного вкуса и потребности в общении с искусством; - освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального (шире - художественного) образа, общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусства. Методологическим основанием программы являются современные научные исследования и педагогическая практика, в которых отражается идея познания школьниками художественной картины мира и себя в этом мире. Содержание программы базируется на нравственно – эстетическом, интонационно – образном, жанрово – стилевом постижении школьниками основных «пластов» музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства. Приоритетным в данной программе, является введение ребёнка в мир музыки через интонации, темы и образа отечественного музыкального искусства, произведения которого рассматриваются в постоянных связях и отношениях с произведениями мировой музыкальной культуры. Воспитание любви к своей культуре, своему народу и нравственности на восприятие иных культур, обеспечивает осознание ценности своей собственной культуры, развивает самосознание ребёнка, а так же интерес и уважение к культуре других народов мира. Преемственность содержания программы выражается в таких аспектах, как: - освоение учащимися основных закономерностей музыкального искусства – интонационной природы музыки, жанров, стилей, языка в произведениях народного творчества, музыки религиозной традиции, классики и современной музыки; - включение в контекст урока музыки широкого культурологического пространства, подразумевающего выходы за рамки музыки; - развитие ассоциативно – образного мышления школьников на основе совершенствования «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения» путём привлечения образов литературы, изобразительного искусства для расширения их музыкально – слуховых представлений; - формирование способов, умений и навыков творческой деятельности учащихся на основе усвоения особенностей художественных образов различных видов искусства на уроках музыки. Основные методические принципы построения программы ориентированы на социализацию учащихся и формирование их личностно – ценностного отношения к музыкальному искусству. Принцип увлеченности – в основе музыкальных занятий лежит эмоциональное восприятие музыки, развитие личностного отношения ребёнка к явлениям музыкального искусства, его творческое самовыражение, активное включение в процесс художественно – образного музицирования. Принцип триединства деятельности композитора – исполнителя – слушателя – ориентирует учителя на развитие музыкального мышления школьников во всех формах общения с музыкой. Важно, чтобы в сознании учащихся восприятие музыки всегда было связано с представлением о том, кто и как его сочинил, кто и как его исполнил. Принцип тождества и контраста, сходства и различия – реализируется в процессе выявления интонационных, жанровых, стилистических связей музыкальных произведений и освоения музыкального языка. Принцип интонационности – музыкальное произведение открывается перед ребёнком как процесс становления художественного смысла через разные формы воплощения музыкальных образов (литературные, зрительные, пластические и др.) Принцип диалога культур- предполагает знакомство учащихся с народной и профессиональной музыкой других национальностей на основе её сопоставления и выявления общности жизненного содержания, нравственно – эстетической проблематики, различия стилей, музыкального языка, творческого творчества представителей разных эпох и культур. Виды музыкальной деятельности на уроках разнообразны и направлены на полноценное общение школьников с высокохудожественной музыкой в современных условиях широкого распространения образцов поп- культуры в средствах массовой информации. Одно и то же музыкальное произведение может осваиваться учащимися в процессе слушания и исполнения музыки. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: Хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально – ритмические движения; различного рода импровизации (вокальные, ритмические, инструментальные, пластические и др.), инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства; освоение музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинения стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной (проектной) деятельности и др. Реализация данной программы предполагает использование методов художественной педагогики: Метод художественного, нравственно – эстетического познания музыки – предполагает организацию совместной деятельности учителя и учащихся, при которой содержание произведения осваивается на разных уровнях: а) понимание художественной значимости данного сочинения в контексте культурных ценностей эпохи, творчества конкретного композитора, особенностей восприятия современного слушателя; б) осознание нравственной проблематики данного сочинения, её направленности на формирование личностных установок учащихся; в) усвоение общих (художественно - эстетических) и частных (языковых) свойствах музыкального образа, отражающих степень развития позитивного отношения учащихся к эстетических ценностям. Метод интонационно- стилевого постижения музыки – действие этого метода проявляется в намеренном соединении на уроке произведений различных эпох, национальных и индивидуальных стилей, опирается на проблемность вопросов и организацию творческих заданий, направленных на развитие особенности учащихся «схватывать» своеобразие индивидуального воплощения композиторами и исполнителями вечных тем искусства м связи, отношения между отдельными художественными явлениями. Метод эмоциональной драматургии урока используется при разработке учителем музыки сценария урока (последовательность учебных задач, содержание и объем звучащей музыки, кульминация урока, «последствие», эмоциональный тонус.) Метод создания «композиций»- направлен на варьирование в процессе музыкального обучения различных видов музыкальной деятельности. Их сочетание даёт возможность не только усилить эмоциональное воздействие музыки на слушателей – школьников, 6но и совершенствовать навыки коллективного, ансамблевого, сольного исполнения музыки, что способствует более глубокому и эмоционально окрашенному освоению содержания музыкального искусства. Метод художественного контекста (выхода за пределы музыки)- изучение конкретных музыкальных произведений в связи с художественными творениями других видов искусства (литературы, изобразительного искусства, кино, театра) позволяет учащимся более глубоко постигать содержание музыки, особенности её языка. Учебник Автор: Т.И. Науменко, В.В.Алеев. Название: Музыка 8 класс Издательство: Дрофа Количество часов в неделю: 0,5
1.Цели изучения курса
2. Структура курса
3. КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
ИТОГО: 1 4. ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
ИТОГО: 1 5. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ Обучение музыкальному искусству в VIII классе основной школы должно обеспечить учащимся возможность:
6. Список методической литературы по предмету Детская энциклопедия Русская энциклопедия «Происхождение музыки». Н.Римский-Корсаков «Снегурочка», «Садко» И.Стравинский «Весна священная» К.Дебюси «Послеполуденный отдых Фавна», П.Чайковский «Благословляю вас леса». П.Чайковский «Ромео и Джульетта», Р.Вагнер «Тристан и Изольда», Л.Бетховен «Эгмонт», Г.Свиридов «Тройка»,Д.Шостакович «Соната для альта и фортепиано» «Вчера»,муз. И сл.Д.Леннона и П. Макартни О.Митяев «Как здорово» Ю.Визбор «Милая моя» Б.Окуджава «До свидания мальчики» М.Глинка «Херувимская песнь», М.Мусоргский «Рассвет на Москва-реке»,«БорисГодунов»,С.Рахманинов «Колокола» А.Лядов «Рождество твое, Христе Боже Нашъ», П.Чайковский «Декабрь», Н.Римский-Корсаков «Колядные песни», «Светлый праздник» 7.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДОВАННОЙ ДЕТЯМ Русская энциклопедия «Происхождение музыки». Детская энциклопедия. CD диск Кирилла и Мефодия Интернет ресурсы Календарно – тематическое планирование по музыке. Класс 8, кол-во часов 16 в неделю 1 час. План составлен на основе учебных стандартов школ России. Концепция Д.Б. Кабалевского, реализуемая на основании учебно- методического комплекса «Музыка» Т.И. Науменко, В.В.Алеев.
|