Скачать 47.6 Kb.
|
ВНЕДРЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАКТИКУ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Алилекова С.В., учитель МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 74» Россия, Новосибирская область, г. Новосибирск, sch_74_nsk@nios.ru Поскольку приоритетным направлением в воспитании подрастающего поколения является популяризация здорового образа жизни, в частности занятий физкультурой и спортом, значит, дети не должны уйти со спортивных площадок в мир компьютеров. Именно на школьных учителей физкультуры ложится ответственность за организацию качественных, современных уроков физической культуры. Компьютеризация и информатизация процесса обучения делают уроки привлекательнее и всегда оказывают положительное воздействие на их практическую составляющую. Использование ИКТ на уроках физической культуры – это полезная и интересная форма работы и для ученика, и для учителя. Занятия физической культурой с использованием ИКТ имеют свои особенности, связанные с предметом умений, поставленными целями, с индивидуальными способностями и уровнем использования ИКТ. По преимущественной направленности образовательных задач различают учебные уроки (изучение нового учебного материала), тренировочные уроки (совершенствование изученного) и контрольные уроки. В настоящее время принято выделять 5 типов уроков: вводный, учебный, тренировочный, контрольный и смешанный. Рассмотрим возможности применения ИКТ в каждом из типов уроков [1]. Вводный урок проводится в начале учебного года, четверти, темы. На таком уроке целесообразно использовать презентацию, в которой сообщаются задачи на определённый период, доводятся требования, предъявляемые к учащимся, могут сообщаться теоретические сведения общего характера. Учебные уроки – это уроки изучения нового материала. Здесь можно использовать видеофильмы, в которых внимание учащихся будет обращено на правильное выполнение упражнений и предупреждение ошибок. Фильм демонстрируется в спортзале на большой экран. На таком уроке идёт работа по совершенствованию техники выполнения упражнений. Тренировочные уроки – это уроки совершенствования изученного. На таких уроках больше используется групповой способ организации деятельности учащихся. Происходит глубокое изучение техники, упражнения выполняются в усложненных условиях. Каждая группа будет иметь возможность работать в удобном для себя режиме, если урок будет оснащён хотя бы 3-4 ноутбуками. Изменение условий повышает активность занимающихся. Контрольные уроки проводятся с целью определения результатов обучения по теме или разделу, а также для текущего или итогового тестирования по определению уровня развития физических качеств. Наилучший эмоциональный фон достигается при проведении уроков по типу соревнований с соответствующими атрибутами. Здесь медиатехника придёт на помощь в качестве табло, на котором будут отражаться названия команд, результаты, счёт и т.д. Смешанный урок встречается наиболее часто во всех классах. Примерно в равной степени он содержит элементы уроков других типов, т.е. включает 2-3 разные задачи. Считается, что данный тип урока создает наиболее благоприятные условия для усвоения материала школьной программы. При подготовке к такому уроку у учителя есть возможность воспользоваться Интернетом для поиска интересных идей и знакомства с опытом коллег. Кроме того, уроки разделяют по содержанию основной части на 2 группы: предметные (тематические уроки) и комплексные уроки. В содержание основной части предметных уроков включается учебный материал из одного раздела программы: гимнастики, легкой атлетики, спортивных игр и т.д. Такие уроки проводятся при углубленном разучивании сложного двигательного действия или при совершенствовании действий (формирование игровых тактических способностей в старших классах). В таких случаях ИКТ приходят на помощь в качестве инструкторов по технике безопасности, т.к. здесь очень продуктивен показ фильмов по проблеме «что будет, если сделать так…» [2]. Комплексные уроки включают в основную часть физические упражнения из разных разделов программы. Комплексные уроки более трудны по организации, но и более эмоциональны, вызывают живой интерес учащихся. Данный тип урока разносторонне воздействует на учащихся. ИКТ помогают учителю спланировать время и насыщенность урока. Уроки физической культуры включают большой объем теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому использование электронных презентаций позволило освещение теоретических вопросов различных направлений: объяснения техники выполнения разучиваемых движений, исторические документы и события, биографии спортсменов и т.д. Современные педагогические технологии, в частности использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов, позволяют учителю достичь максимальных результатов в решении многих задач: 1) Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса: повышение эффективности и качества процесса обучения; повышение активности познавательной деятельности; углубление межпредметных связей; индивидуализация и дифференциация процесса обучения. 2) Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества: развитие коммуникативных способностей; формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации; формирование умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность. 3) Работа на выполнение социального заказа общества: подготовка информационно грамотной личности; осуществление профориентационной работы в области физической культуры. Одним из приоритетных направлений работы учителей физической культуры является повышение качества образования через использование информационных технологий не только на уроках, но и на внеклассных занятиях наряду с традиционными формами обучения. Использование тестирующих компьютерных программ на уроках физической культуры при подготовке, например, к олимпиаде по предмету «Физическая культура» позволяет объективно оценить теоретические знания учащихся. Компьютер всегда непредвзят, это независимый эксперт. В компьютеризованном виде возможен также вариант самообучения, идущий в 2-4 раза быстрее, чем при традиционном коллективном разборе результатов тестирования. Таким образом, компьютерная поддержка позволяет вывести современные урочные и внеурочные занятия на качественно новый уровень, повысить статус учителя, использовать различные виды деятельности на уроке, эффективнее организовать контроль и учёт знаний учащихся. За использованием информационных технологий будущее. Библиографический список: 1. Афонин, И.В. Внедрение информационно-коммуникационных технологий на теоретических уроках физической культуры через использование электронных презентаций и компьютерных тестов [Электронный ресурс] : по материалам газеты 1 сентября. –Режим доступа : 1september.ru/articles/516960/. 2. Фомин, Н.В. Теоретическая модель конкурентоспособного специалиста [Текст] / Н.В. Фомин // Инновации в образовании. –2004. –№ 4 (июль-август). –С. 111-118. |