Урока: Повторение и обобщение изученного по теме «Словообразование»





Скачать 119.6 Kb.
НазваниеУрока: Повторение и обобщение изученного по теме «Словообразование»
Дата публикации21.06.2014
Размер119.6 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Урок-практикум по русскому языку

в форме деловой игры «Корректор» в 6 классе
Тема урока: Повторение и обобщение изученного по теме «Словообразование»
Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Словообразование», совершенствовать орфографические, пунктуационные и речевые умения.
Задачи урока:

1) образовательная:

- систематизировать полученные на предыдущих уроках знания по теме «Словообразование».

2) развивающие:

- формировать орфографическую и пунктуационную зоркость;

- совершенствовать навыки правописания;

- формировать нормы правильной литературной речи;

- расширять лексикон учащихся.

3) воспитательные:

- воспитывать ответственное отношение к учению;

- формировать навыки самоконтроля;

- воспитывать самокритичность;

- формировать интерес к предмету,

- воспитывать внимательное и бережное отношение к родному слову.
Оборудование:

1) толковые и орфографические словари;

2) листы с заданиями, карточки;

3) магнитофонная запись – музыка для релаксации.
Эпиграфы к уроку:

  1. Для грамотности мало того, чтобы человек знал грамматические правила

(а их множество), но необходимо, чтобы он привык мгновенно выполнять их.

(К. Д. Ушинский).
Опережающее домашнее задание:

  1. тест для проверки знаний определений и правил (всем учащимся);

  2. определить по толковому словарю значения слов корректор, корректура, корректировать и составить с ними словосочетания (индивидуально 2-3 учащихся).



ХОД УРОКА


  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ: «Минутка приятных воспоминаний» (учащимся предлагается закрыть глаза, вспомнить о чём-то очень хорошем и улыбнуться.) Звучит музыка.




  1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

- Каждый из нас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Да и в любом деле главное – доброе начало.

Сегодня у нас не обычный урок, а урок-практикум в форме деловой игры «Корректор». Представьте, что вы не в классе, а в редакции, и вы не ученики, а корректоры.


  1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

- Дома вы (инд. задание) должны были определить по толковому словарю значения слов корректор, корректура, корректировать и составить с ними словосочетания.

Корректор – работник издательства, редакции, типографии, читающий корректуры.

Корректура – процесс исправления ошибок и недостатков на оттиске типографского набора.

Корректировать – 1) вносить коррективы, поправлять.

2) читать корректуру чего-нибудь.

Выносим эти понятия на доску.

Вопросы:

- Прочитайте, какие словосочетания вы составили.

- Как вы думаете, какими качествами должен обладать корректор? (учащиеся называют, формулировки записываются на доске):

- хорошее знание языка;

- орфографическая и пунктуационная зоркость;

- внимательность;

- аккуратность.

- Как вы думаете, нужны ли корректору знания по теме «Словообразование»?
4. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА.

ТЕМА: ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ «СЛОВООБРАЗОВАНИЕ».

ЦЕЛЬ: СЕГОДНЯ МЫ ПОВТОРЯЕМ ВСЁ, ЧТО ЗНАЕМ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ, ГОТОВИМСЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ.
5. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. Проверка общего домашнего задания.

- Проверим, с хорошим ли знанием языка вы пришли на урок.

( Учащиеся выполняют самопроверку домашнего задания по правильным ответам, записанным на доске).

ТЕСТ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ПРАВИЛ

  1. Словообразование – раздел науки о языке, изучающий …. .

  2. В корне –кос-/-кас- в безударном положении пишется буква а, если после корня стоит ... , и буква о, если ... .

  3. В корне с чередованием -гор-/ -гар- в безударном поло­жении пишется буква ... .

  4. Слова в русском языке образуются от других слов приста­вочным, ... , приставочно-суффиксальным, бессуффиксным спосо­бом, а также сложением и переходом одной части речи в другую.

  5. После приставок на согласные пишется буква ... , если однокоренные слова без этих приставок начинаются со звука [и].

  6. Если приставка обозначает присоединение, или приближение, или неполное действие, или близость, то в ней пи­шется буква … . (Это приставка ….)

  7. Если приставка по значению близка к слову очень или к приставке пере-, то в ней пишется буква ... . (Это приставка ... ).

  8. Сложными называются слова, состоящие из ... .

  9. В сложных словах после твердых согласных пишется соединительная гласная ... , а после мягких согласных, шипящих и ц — буква ... .

  10. Сложные слова, состоящие из сокращённых основ слов, называются … .

  11. Выяснение того, от чего и с помощью чего образовано слово. – это … разбор слова.


Ответы на доске:

  1. Способы образования слов.

  2. Суффикс –а-; нет суффикса –а-.

  3. О.

  4. Суффиксальным.

  5. Ы.

  6. И, при-..

  7. Е, пре-.

  8. Сокращённых основ слов.

  9. О; Е.

  10. Сложносокращёнными.

  11. Словообразовательный.


Вывод о проделанной работе (о знании языка), учащиеся ставят себе оценки. (Нормы оценок на доске: 0 ошибок – оценка «5», 1 - 3 ошибки – «4», 4 – 5 ошибок - «3», более 5 ошибок – «2»).

- Поднимите, пожалуйста, руки, у кого оценка «5», затем «4», «3».

- Видим, что пришли на урок с достаточно хорошим знанием языка.
2. - Проверим свою орфографическую зоркость.

1). - На доске записана загадка, её нужно отгадать, выписать из неё слова с известными орфограммами, обозначить их. (Один учащийся работает у доски, комментируя выполнение, остальные – в тетрадях).

На окне стоит горшок,

А в горшке растёт цветок.

Посмотреть – не разберёшь:

Не растение, а ёж. (Кактус)

Вывод о проделанной работе, оценка и её комментарий.

- Справились с заданием, оценка «…» (комментарий). Мы объясняли правильное написание. С работой справились хорошо.
2). - Найдем и исправим ошибки.

- В редакции газет и журналов приходят тысячи писем от читателей, многие из них публикуются. Но очень часто эти письма приходится править, так как в них огромное количество ошибок. Одно из таких писем в наш корректорский отдел передал болгарский поэт И. Босев.

ЖАЛОБА

Дядя, прашу тебя, памаги

Твоей плимяннице Оли,

А то небудет её наги

В этой пративной школе.

Мне вчера за дектант на слава

Учитель паставил два,

А сам сказал, что маю работу

Даже несмок прочетать.

Попраси его, дядя, исправить двойку

И паставить мне пять.

(Каждому ученику даётся отпечатанный текст, где и проводится правка, кроме этого, текст записывается на большом плакате, который вывешивается у доски. С этим текстом работает кто-то из учеников.)
Задание к тексту:

Найдите слова, которые:

а) проверяются с помощью словаря;

б) проверяются изменением формы слова;

в) проверяются с помощью других правил.

Верным помощником корректора является словарь. Словари бывают разные. Подумайте, какие словари вам нужны, чтобы выполнить эту работу.
- Вывод о проделанной работе, оценка и её комментарий.
3). Мы сказали, что верным помощником корректора является словарь. Поработаем со словарём. Умеем ли мы им пользоваться?
Орфографическое меню.

Как-то компания литераторов отправилась в пригородный ресторан. Писатель А. И. Куприн посмотрел меню и сказал:

- Шесть порций орфографических ошибок.

- Этого подать не можем, не держим, - ответ официант.

- Однако в меню большой выбор ошибок на все вкусы, - сказал Куприн и зачитал злополучное меню.

Чтобы не оказаться в таком же щекотливом положении, оформите меню грамотно. Можно пользоваться словарём. Учащиеся работают самостоятельно, затем – коллективная проверка.

ОРФОГРАФИЧЕСКОЕ МЕНЮ

  1. Бу…он с фр…кадельками

  2. Ра…ольник с к…лбасой

  3. К…тлеты свиные

  4. П…льмени

  5. Шамп…ньоны в яичном соусе

  6. К…мпот

  7. Пиро…ки с к…пустой

  8. П…рожное б…сквитное


- Вывод о проделанной работе: словарём пользоваться умеем, я довольна.
4). Следующий этап нашей работы - орфографическая «дуэль». Напишем словарный диктант с взаимопроверкой. (До первой ошибки.)

Известного французского писателя Марселя Пруста вызвал на дуэль безграмотный писака. Вручая писателю свою визитную карточку, он сказал Прусту:

- Предоставляю Вам право выбора оружия.

- Превосходно, -ответил Пруст, - предпочитаю орфографию. Вы убиты.
-Проведём и мы орфографическую «дуэль». Напишем словарный диктант с взаимопроверкой.

- «Дуэлянтов» выбираем при помощи игры в мяч. (Называю орфограмму, бросаю мяч одному из учащихся, а тот в свою очередь проговаривает правило и возвращает мяч).

(В случае затруднения всего класса обращаемся за помощью к учебнику).
Орфограммы:

- буквы О и А в корне –кос-/-кас-;

- буквы О и А в корне –гор-/-гар-;

- буквы Ы и И после приставок;

- гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-;

- соединительные гласные О и Е в сложных словах.
1 вариант 2 вариант

Слегка прик..снуться Слегка прик…саться

Пр..смешной малыш вода пр..бывает

Светлая з..ря утренние з..ри

Пр..озёрный край пр..спокойно спать

Написать изл..жение изл..гать чётко

Устойчивый заг..р заг..рать на пляже

Запр..ть дверь зап..рать на ключ

Бл..стательная победа бл..стеть на солнце

Пр..крутил колесо пр..шил умело

Охранять пр..роду пр..красный вид
- Вывод о проделанной работе, оценки и их комментарий: вы показали, что умеете грамотно писать и объяснять написанное.
ОБЩИЙ ВЫВОД ПО ПРОВЕРКЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ: Орфографическая зоркость у вас на хорошем уровне.



  1. Проверим свою пунктуационную зоркость.

Однажды в типографию проникли воры и украли все знаки препинания. За работу, корректоры, восстановим знаки препинания.

Учащиеся работают с разными текстами по рядам.
1. Где поставить запятую?

В реке там рыба на бугре

мычит корова в конуре

собака лает на заборе

поёт синичка в коридоре

играют дети на стене

висит картина на окне

узоры инея в печурке

горят дрова в руках девчурки

нарядная там кукла в клетке

ручной щегол поёт салфетки

там на столе лежат коньки

к зиме готовят там очки

лежат для бабушки тетрадки

всегда содержаться в порядке.
2. Где поставить запятую?

Очень-очень

странный вид:

речка под окном горит

костёр хвостом виляет

пёсик из ружья стреляет

мальчик чуть не слопал мышку

кот в очках читает книжку

старый дед влетел в окно

воробей схватил зерно

да как крикнет, улетая:

- Вот что значит запятая!
3. Где поставить запятую?

…Кисель там варят из резины

там шины делают из глины

кирпич там жгут из молока

творог готовят из песка

стекло там плавят из бетона

плотины строят из картона

обложки там из чугуна

там варят сталь из полотна

кроят рубахи из пластмассы

посуду делают из мяса

котлеты стряпают из сажи

там ваксу делают из пряжи

прядут там нитки из сукна

костюмы шьют из толокна…

Проверка: чтение вслух с нужной интонацией. (1-ый ряд, 3-ий, затем 2-ой.)

- Вывод о проделанной работе: действительно, «Вот что значит запятая!» Чтобы не исказить смысл высказывания, знаки препинания нужно расставлять грамотно. Вы справились с этой работой, молодцы!

4*. Кроссворд… в газету!

- Часто читатели присылают в газету письма с кроссвордами. Корректор проверяет правильность кроссворда, ведь в случае ошибки, редактор спросит с него.

- Заполните квадрат-кроссворд со словами-перекрёстками сложными словами со значениями:

  1. Специалист по разведению садов.

  2. Локомотив с паровым двигателем.

  3. Канал для выхода дыма из трубы.

  4. Русская народная игра – пляска.

  5. Лес, поваленный бурей.

  6. Бесплановое, стихийное совершение какого-нибудь дела, работы.

  7. Огнестрельное оружие.




1

С

















Д

2


А











О




3





М





Х







4








О










5





Р





Л







6


А











Ё




7

П

















Т



- А как (каким способом) образованы эти слова? (Сложение основ)

- А свои примеры привести сможете?

- Вывод о проделанной работе.(возможно выставление оценки, комментарий)

*5. Корректировка текста.

Перед вами фрагмент сочинения учащегося, которое он отправил в редакцию газеты для публикации.

«Я участвовал в соревновании. Я шёл под пятым номером. На повороте я и Петров вырвались вперёд. Он подвернул ногу. «Кто-нибудь придут ему на помощь», - подумал я. Митя Смирнов помог Петрову добраться до школы. Там ему оказали первую помощь».

Исправьте речевые недочёты. Прочитайте вслух свой вариант.

- Вывод о проделанной работе, оценка и её комментарий.
6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

Заключительное слово: Итак, ребята, мы сегодня повторяли и обобщали наши знания по теме «Словообразование», совершенствовали орфографические, пунктуационные и речевые умения. С работой вы справились хорошо.Я довольна вами и надеюсь, что с контрольной работой у вас не возникнет проблем.


  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

- Дома вы продолжите подготовку.

Каждому ученику в качестве домашнего задания предлагается 3 варианта работы (на выбор): 1) Упражнение № 191 учебника;

2) «Тест по изученным орфограммам», заполнив который ученик ещё раз повторит пройденный материал;

3) Сочинение-миниатюра «Я б в корректоры пошёл, пусть меня научат!...»
ТЕСТ ПО ИЗУЧЕННЫМ ОРФОГРАММАМ

  1. В окрес__ностях замка разр__стаются плодовые дерев__я.

  2. Товарищ(?) продолжал беспокоит(?)ся (обо)мне.

  3. Солнце к…снулось земли, и на травы опушк… длинные тени л..гли.

  4. Огня надо береч(?)ся, чтобы не обжеч(?)ся.

  5. Пр…даватель географии предл…жил нам изучать пр…роду родного края.

  6. В лесу мы соб…рали пр…чудливые корни деревьев и ш…шки.

  7. Опас(?)ные зар__сли крапивы отпугивают ребятишек.

  8. Ж__ри, конечно, судило по справедливости.

  9. В редакц___ ответа__т на письма читателей.

  10. Параш…тисты пр..землились в заданном районе.

  11. Муму пр…нялась есть, едва прик…саясь мордочкой до кушанья.

  12. Г…рят дрова в камине предо мной, кругом зола г…рячая сереет..

  13. Фёдор долго не мог под…скать нужных слов.

  14. Друг предл….ил мне пр…читать сверх…нтересный роман.

  15. Теперь выдел__м основы в лредл__жении.

  16. (Под)ногами колосит(?)ся мя__кая рож(?).

  17. Тепл…ходный гудок разбудил г…р...док..

  18. Он не успел выт__реть ч__рнила.

  19. Пч__лы стро__т свои соты из воска.

  20. Ч__десное приключение давно закончилось, но (не)забылось.

  21. Банкир зап__рал толстую ц__нковую дверь.

  22. Ц_ганская дорога — вся степь, широко расстила­ющаяся (во)все стороны.

  23. Инж__нер расст__лил гр__мадный чертеж.

  24. Бе__шумное оч__рование леса заметили мои спут­ники.




  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.

- Оценки, полученные на уроке, выставьте в дневники.

Урок закончен, до свидания! Все свободны.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока: Повторение и обобщение изученного по теме «Словообразование» iconУрока, Повторение изученного по теме «Состав слова и словообразование»
Технологическая карта конструирования урока с использованием средств информационных технологий и ресурсов интернет
Урока: Повторение и обобщение изученного по теме «Словообразование» iconУрока: Повторение и обобщение изученного по теме «Словосочетание....
Тема урока: Повторение и обобщение изученного по теме «Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании»
Урока: Повторение и обобщение изученного по теме «Словообразование» iconУрок по русскому языку Тема: Повторение и обобщение изученного по...
Тема: Повторение и обобщение изученного по теме «Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании»
Урока: Повторение и обобщение изученного по теме «Словообразование» iconУрок-путешествие по русскому языку в 5 б классе по теме «Лексикология и фразеология»
Цель урока: Повторение и обобщение изученного материала по теме “Лексикология» и «Фразеология» в нетрадиционной форме
Урока: Повторение и обобщение изученного по теме «Словообразование» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели и задачи урока: повторение и обобщение изученного материала по теме «Литосфера»
Урока: Повторение и обобщение изученного по теме «Словообразование» iconУрок русского языка в 6-м классе. "Повторение изученного по теме "Имя прилагательное"
Цели урока: закрепление и обобщение сведений об имени прилагательном как части речи
Урока: Повторение и обобщение изученного по теме «Словообразование» iconУрока: «Обобщение по теме «Сложносочиненные предложения»
Цель урока: 1 обобщение и систематизация изученного по теме «Сложносочиненное предложение»
Урока: Повторение и обобщение изученного по теме «Словообразование» iconРуководство по усвоению учебного содержания уэ-0 Тема урока «Повторение...
Конспект модульного урока по русскому языку в 9 классе по теме «Повторение изученного о бессоюзном сложном предложении»
Урока: Повторение и обобщение изученного по теме «Словообразование» iconУрока русского языка по теме «Фразеологизмы. Обобщение изученного»
Технологическая карта модульного урока русского языка по теме «Фразеологизмы. Обобщение изученного»
Урока: Повторение и обобщение изученного по теме «Словообразование» iconКонспект урока «Обобщение изученного по теме «Лексикология» 5 класс...
Закрепление и повторение знаний учащихся о лексикологии, как разделе русского языка
Урока: Повторение и обобщение изученного по теме «Словообразование» iconУрок по теме «Лексика и фразеология» в 7-м классе: "Путешествие по океану Лексики"
Повторение и обобщение изученного материала по теме “Лексика и фразеология” в нетрадиционной форме
Урока: Повторение и обобщение изученного по теме «Словообразование» iconУрока Слово учителя
Тема: «Повторение темы «Лексика» Цель: повторение, обобщение по изученной теме, развитие речи учащихся
Урока: Повторение и обобщение изученного по теме «Словообразование» iconУрока : Повторение и закрепление изученного материала по теме «Пусть музыка звучит»
Тема урока: Повторение и закрепление изученного материала по теме «Пусть музыка звучит»
Урока: Повторение и обобщение изученного по теме «Словообразование» iconУрок по английскому языку в 5 классе (спецгруппа) Тема урока: “Johnny’s...
Тема урока: “Johnny’s Playing Football” (повторение и обобщение грамматического материала по теме “Present Continuous”)
Урока: Повторение и обобщение изученного по теме «Словообразование» iconУрока по теме «Внешность»
Тип урока: урок развития речевых навыков на основе применяемых технологий( обобщение изученного материала )
Урока: Повторение и обобщение изученного по теме «Словообразование» iconМинистерство здравоохранения Российской Федерации государственное...
Повторение и обобщение изученного материала по теме “Лексика и фразеология” в нетрадиционной форме


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск