Дидактические материалы к урокам внеклассного чтения во 2 классе I. Введение





Скачать 132.99 Kb.
НазваниеДидактические материалы к урокам внеклассного чтения во 2 классе I. Введение
Дата публикации22.06.2014
Размер132.99 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок


Симагина Татьяна Викторовна,

учитель начальных классов МОУ гимназия №3 города Шарьи
Дидактические материалы

к урокам внеклассного чтения во 2 классе

I. Введение

К сожалению, у современных детей все реже возникает желание читать. Приобщить младших школьников к художественному слову, научить различать доступные для них, полезные, интересные книги, сформировать их читательский кругозор и постепенно сделать их настоящими читателями помогут уроки внеклассного чтения.

В последнее время педагогу была предоставлена свобода выбора авторов и произведений для изучения на уроках внеклассного чтения в начальных классах, а также уменьшено количество часов на изучение литературного чтения. Это привело к тому, что во многих школах преподаватели вовсе отказались от внеклассного чтения. На мой взгляд, это недопустимо. Ведь для полноценного развития навыка чтения, духовно-ценностного формирования личности младшего школьника необходимы три вещи: учебник, книга по внеклассному чтению и “книга для души”, которую ребенок выбирает сам и читает в свободное время. Цель уроков внеклассного чтения – обеспечить в процессе обучения непрерывное знакомство с широким кругом детских произведений, развивать эмоциональную сферу.

С внеклассным чтением ребенок сталкивается уже с первого класса, когда по заданию учителя он откладывает в сторону только начатый после букваря учебник и приносит в школу какую-нибудь сказку, прочитанную и заученную вместе с мамой или бабушкой. Дальше круг произведений расширяется, усложняется.

Роль учителя здесь судьбоносна - он может, как помочь ребенку стать самостоятельным читателем, так и навсегда отбить у него желание читать. Последнее сделать проще всего. Достаточно во главу угла поставить насилие и обязательность. Результат гарантирован - у ребенка будет стойкое отвращение к книге. Единого требования к списку литературы для внеклассного чтения нет. Есть широкий круг, включающий в себя различные произведения, но выбор книг - зависит исключительно от учителя.

Предлагая список литературы своим ученикам, учитель должен учитывать:

  • Во-первых, объем, может быть в классе есть дети, которые еле читают.

  • Во-вторых, текстовую доступность - насколько дети способны воспринимать подобную информацию.

  • В- третьих, актуальность произведения для ребят и для себя.


II. Основная часть

  1. Тема: Дидактический материал для уроков внеклассного чтения.

  2. Цель: обеспечить в процессе обучения непрерывное знакомство с широким кругом детских произведений

  3. Задачи:

    • приобщить младших школьников к художественному слову;

    • научить различать доступные для них, полезные, интересные книги;

    • сформировать читательский кругозор.

  4. Класс: 2 .

  5. Использование дидактического материала.

Подбор материалов осуществлён в соответствии с программой «Литературное чтение» для 2 класса (авторы: В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова). Тематика уроков внеклассного чтения дополняет материал учебника М.В.Головановой и Л.Ф.Климановой.
Примерное тематическое планирование

№ уро ка

Тема учебного занятия

Стандарты

Результат урока

Способы организации деятельности учащихся

1

Вводный урок

обобщить знания о прочитанных за лето книгах

формирование интереса к чтению книг, умение делиться впечатлениями о прочитанном

круглый стол

2

Малые фольклорные жанры. «На ярмарке».

познакомить с малыми фольклорными жанрами

развитие памяти, речи, артистических способностей

игра «Ярмарка»

3

Стихи русских поэтов об осени.

познакомить со стихами об осени А.С. Пушкина, Ф.Тютчева, А.Майкова, А.Толстого, К.Бальмонта, СЕсенина

развивать речь, воображение, умение давать словесные иллюстрации

практикум, игра

4

Современные детские журналы.

познакомить с историей появления детских журналов в России, с сов-ременными детскими журналами

воспитывать интерес к чтению

экскурсия в школьную библиотеку

5

Русские народные сказки.

продолжить знакомство с жанром рус. нар.сказки, признаками этого жанра

формировать умение передавать содержание произведения

литературная игра

6

«Что? Где? Когда?»

познакомить с различными видами энциклопедий и справочников.

учиться искать нужную информацию в энциклопедиях, справочниках

беседа

7

Сказки русских писателей.

познакомить с литературными сказками, творчеством писателей-сказочников

учить находить главную мысль в сказке, находить признаки народных сказок в литературных

беседа, практическая работа

8

Что за прелесть эти сказки?

продолжить знакомство с творчеством А.С. Пушкина-сказочника, его биографией, понятием авторская (литературная) сказка.

развитие памяти, мышления, речи, навыков выразительного чтения, навыков коллективной работы, воспитание интереса к творчеству Пушкина

выразительное чтение отрывков, литературная игра «Там чудеса»

9

Сказки В. Сутеева

познакомить с творчеством В.Сутеева

формировать умение передавать содержание произведения

беседа, практическая работа

10

Рассказы, сказки, басни Л.Н. Толстого и К.Д.Ушинского.

знакомство с учебными книгами для детей, создан-ными К.Д. Ушинским и Л.Н.Толстым

учить находить главную мысль в произведении

практическая работа

11

Рассказы о животных

В. Бианки, Н.Сладкова, Е.Чарушина.

знакомство с природоведческими рассказами и сказками

развивать наблюдательность, мышление, уважение и сочувствие к животным

беседа, игра

12

«Всё наоборот».

познакомить с творчеством поэтов - обериутов

обратить внимание на словотвор-чество писателей, учить искать в значении слова новый смысл

литературная игра

13

Сказки и стихи К.Чуковского.

продолжить знакомство с творчеством К.И.Чуковского

развивать умение читать выразительно, менять ритм и темп при чтении

литературная игра

14

Стихи о детях и для детей С.Маршака.

продолжить знакомство с творчеством С.Маршака

учить отличать сатирические произведения от юмористических

беседа, литературная игра

15

Рассказы о природе М.Пришвина и К.Паус-товского

продолжить знакомство с природоведческими рассказами

развивать наблюдательность, мышление, уважение к природе

беседа

16

Стихи А.Барто и И.Токмаковой.

продолжить знакомство с творчеством А.Барто и И.Токмаковой

развивать умение читать выразитель-но, менять ритм и темп при чтении

практическая работа

17

Стихи русских поэтов о зиме.

познакомить с русской классической поэзией

учить видеть в стихах эпитеты, сравнения, олицетворения

практическая работа

18

Всё тайное становится явным

познакомить с творчеством В.Драгунско-го

учить выразительному чтению по ролям

беседа

19

Творчество Г.Остера.

познакомить с творчеством Г.Остера, осо-бенностями его произ-ведений

обратить внимание на словотворчество писателя

беседа, практическая работа

20

Б.Житков «Помощь идёт»

познакомить с творчеством Б.Житкова

развивать наблюдательность, мышление, уважение к людям

практическая работа

21

Рассказы и сказки Н.Носова.

познакомить с творчеством Н.Носова

формировать умение передавать содержание произведения

практическая работа

22

Стихи о детях С.Михалкова.

продолжить знакомство с творчеством С.Михалкова

развивать выразительность речи

литературная игра

23

Творчество Э.Успенского

познакомить с творчеством Э.Успенского.

развивать выразительность речи, артистические способности

литературная игра

24

Твои защитники.

познакомить с событиями ВОВ

развивать умение читать выразитель-но, менять ритм и темп при чтении наизусть

практическая работа

25

Былины и богатырские сказки

познакомить с жанром «былина»; рассказать об истории возникновения былин и богатырских сказок.

Выявить признаки былины, бога-тырской сказки, развитие воображе-ния, навыка выразительной речи, расширение словарного запаса, воспитание интереса к истории Родины

прослушивание аудиозаписи, КВН

26

Мама – главное слово.

познакомить с рассказами и стихами о маме

развивать навыки выразительного чтения

конкурс

27

Зарубежный фольклор

познакомить с малыми жанрами зарубежного фольклора, показать сходные черты в произведениях зарубежного и русского фольклора

развитие воображения, выразительность речи, памяти, воспитание трудолюбия, умения дружить.

чтение, обсуждение, беседа, просмотр мультипликационного фильма

28

Стихи о весне.

познакомить со стихами русских поэтов о весне

развивать речь, умение переводить словесную информацию в зрительную

практическая работа

29

Стихи Е.А. Благининой.

познакомить с творчеством Е.Благининой

развивать умение читать выразительно, менять ритм и темп при чтении наизусть

практическая работа

30

Народные сказки разных стран

познакомить с народными сказками разных народов

развивать ассоциативное мышление, память

практическая работа

31

Сказки Г.Х.Андерсена.

познакомить с творчеством Г.Х.Андерсена

развивать мышление, умение делать вывод

литературная игра

32

Сказки братьев Гримм.

познакомить с творчеством братьев Гримм

учить ставить вопросы по содержанию, определять главную мысль сказки

литературная игра

33

Сказка Д.Родари «Приключения Чиполлино»

познакомить с биографией и творчеством Д.Родари,

Учить составлению характеристик героев, развитие навыков анализа, обогащение словаря.

составление характеристик по группам, выборочное чтение, анализ

34

Читательская конференция «Книги: для чего они?»

познакомить с понятием «конференция», правилами общения, спора

развивать коммуникативно-речевые навыки – умение слушать, задавать вопросы, поддерживать беседу

конференция



  1. Типы уроков.

  • Урок – обобщения знаний по произведениям одного из детских авторов

  • Урок-путешествие

  • Урок-соревнование

  • Урок-игра и т.д.



Формы деятельности учащихся.

  • изучение биографии писателя;

  • анализ произведений, их сравнение;

  • классификация, характеристика персонажей;

  • выполнение иллюстраций и поделок;

  • инсценировки понравившихся эпизодов.

  • викторины, конкурсы

  • сочинения, защита проектов, рефератов

  • игра и т.д.

Творчество порождает творчество. Через собственные вопросы, через творческие ответы на неоднозначные вопросы, через игры, сочинения, рисунки, а не только через собственно чтение ребенок глубже постигает суть произведений. По большому счету это и есть литературный анализ, без которого невозможно вхождения в мир художественной литературы.

7. Технология использования дидактического материала.

Для того, чтобы уроки внеклассного чтения носили системный характер, воспринимались учащимися цельно, в каждый урок включены домашние задания, которые должны состоять не только из прочтения конкретного произведения, но и из заданий творческого характера. Это даёт ребёнку возможность выбора и самостоятельного расширения своих знаний и способностей.

Дидактический материал состоит из 2 страничек: «Работаем дома» и «Работаем в классе». Учитель использует их на уроке при объяснении домашнего задания на следующий урок. Затем эти странички размещаются в читательском уголке. Здесь же можно разместить отзывы учащихся, иллюстрации к произведениям, различные творческие работы, график техники чтения.

Структура дидактического материала




Первая страница «Работаем дома» Вторая страница «Работаем в классе»


Цель: выбор и анализ произведения; Цель: развитие читательского интереса;

обдуманное и осознанное выполнение коллективная деятельность.

задания; совместная деятельность с

родителями.

8. Ожидаемые результаты.


Учащиеся

Учитель

  • Самостоятельное расширение читательского интереса.

  • Воспитание интереса и любви к книге, стремление к общению с ней.

  • Познавательная деятельность, в результате которой осознаёт воспринятое, проникает в смысл произведения, его идею.

  • Развитие эмоциональной сферы.

  • Индивидуальная и групповая работа.

  • Использование дидактического материала другими учителями.

  • Помощь в поиске дополнительного материала к уроку.

  • Учитываются возможности и особенности каждого ученика

  • Воспитание вдумчивого, чуткого читателя.




III. Заключение

Подводя итог, хочется сказать, что уроки внеклассного чтения в начальной школе весьма актуальны, и пренебрежение ими представляется, на мой взгляд, серьезной педагогической и методической ошибкой.

Внеклассное - значит вне класса, то есть чтение прежде всего домашнее, а также чтение вне учебника, что, думается, не менее значимо прежде всего для введения юного читателя в огромный мир художественной литературы. Ведь у ребенка начальной школы в связи с изучением программного учебника возникают определенные стереотипы и представления, ограниченные рамками, в нем установленными. Не стоит забывать о субъективизме восприятия младшего школьника. Ему свойственно одушевлять каждый личностно значимый предмет. Не является исключением и учебник по чтению. Замкнутый специфическим набором произведений, он представляет собой для ребенка целый мир, прорыв за пределы которого сравним с открытием Америки. Представления о мире книг у младшего школьника не существует - существует лишь учебник, никак не связанный в его сознании с миром книг. Провести же связующую нить между этими необходимыми и важными вещами учитель может как раз через внеклассное чтение. А уж как - исключительно мастерство и желание педагога.
IV. Приложение

Далее представлены дидактические материалы к нескольким урокам. На электронном носителе можно познакомиться с материалами для всех уроков внеклассного чтения во втором классе.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Дидактические материалы к урокам внеклассного чтения во 2 классе I. Введение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические и дидактические материалы к урокам информатики: сайт Е. Р. Кочелаевой
Дидактические материалы к урокам внеклассного чтения во 2 классе I. Введение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические и дидактические материалы к урокам информатики: сайт Е. Р. Кочелаевой
Дидактические материалы к урокам внеклассного чтения во 2 классе I. Введение iconКонспект интегрированного уроак-тренинга внеклассного чтения и истории...
План-конспект интегрированного уроак-тренинга внеклассного чтения и истории в 4 классе
Дидактические материалы к урокам внеклассного чтения во 2 классе I. Введение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Приборы и материалы: компьютер, проектор, доска, дидактические материалы, учебник математики для 6 класса, автор Н. Я. Виленкин,...
Дидактические материалы к урокам внеклассного чтения во 2 классе I. Введение iconДидактические материалы
В58 Русский язык. Дидактические материалы. 10— 11 классы : базовый уровень / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. — М. Просвещение,...
Дидактические материалы к урокам внеклассного чтения во 2 классе I. Введение iconУрок внеклассного чтения по повести В. Г. Короленко «Слепой музыкант»
Урок внеклассного чтения по повести В. Г. Короленко «Слепой музыкант» в 8 классе с использованием структурно-логической схемы
Дидактические материалы к урокам внеклассного чтения во 2 классе I. Введение iconУрок по литературе в 7 классе «Б. Екимов Ночь исцеления» (внеклассное чтение)
Урок внеклассного чтения проводится в 7 классе после работы над рассказом Абрамов
Дидактические материалы к урокам внеклассного чтения во 2 классе I. Введение icon«Текст»
Очень увлекательным получился урок внеклассного чтения «Волшебница зима» во 2 классе
Дидактические материалы к урокам внеклассного чтения во 2 классе I. Введение iconУрок внеклассного чтения в 4 классе
Формировать навыки разбора лирического произведения и словесно-образного рисования
Дидактические материалы к урокам внеклассного чтения во 2 классе I. Введение iconУрок внеклассного чтения во 2 классе по теме «Царевна- лягушка»
Методы работы- объяснительно- иллюстративный, репродуктивный, проблемный, игровой
Дидактические материалы к урокам внеклассного чтения во 2 классе I. Введение iconКонспект урока внеклассного чтения в 4 классе
Задачи: побудить к самопознанию; способствовать осознанию обучающимся своих черт своего характера
Дидактические материалы к урокам внеклассного чтения во 2 классе I. Введение iconМетодическая разработка урока изобразительного искусства в 6 классе
Дидактические материалы: Таблицы, презентация в Mimio Studio «Освещение. Свет и тень»
Дидактические материалы к урокам внеклассного чтения во 2 классе I. Введение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Неотъемлемой частью курса литературного чтения является внеклассное чтение, которое проводится в форме самостоятельного домашнего...
Дидактические материалы к урокам внеклассного чтения во 2 классе I. Введение iconИгра Что? Где?
На уроках чтения и внеклассного чтения дети читают и изучают произведения Н. Н. Носова
Дидактические материалы к урокам внеклассного чтения во 2 классе I. Введение iconУрок внеклассного чтения в 7 классе Тема: Викторина по рассказам А. П. Чехова
Воспитание нравственных качеств личности (доброты, сострадания, честности, искренности, любви к ближнему )
Дидактические материалы к урокам внеклассного чтения во 2 классе I. Введение iconУрок внеклассного чтения в 9 классе
Пауло Коэльо в своих произведениях и в своей жизни решает проблему выбора жизненного пути, соотнести жизнь и литературу


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск