Скачать 132.99 Kb.
|
Симагина Татьяна Викторовна, учитель начальных классов МОУ гимназия №3 города Шарьи Дидактические материалы к урокам внеклассного чтения во 2 классе I. Введение К сожалению, у современных детей все реже возникает желание читать. Приобщить младших школьников к художественному слову, научить различать доступные для них, полезные, интересные книги, сформировать их читательский кругозор и постепенно сделать их настоящими читателями помогут уроки внеклассного чтения. В последнее время педагогу была предоставлена свобода выбора авторов и произведений для изучения на уроках внеклассного чтения в начальных классах, а также уменьшено количество часов на изучение литературного чтения. Это привело к тому, что во многих школах преподаватели вовсе отказались от внеклассного чтения. На мой взгляд, это недопустимо. Ведь для полноценного развития навыка чтения, духовно-ценностного формирования личности младшего школьника необходимы три вещи: учебник, книга по внеклассному чтению и “книга для души”, которую ребенок выбирает сам и читает в свободное время. Цель уроков внеклассного чтения – обеспечить в процессе обучения непрерывное знакомство с широким кругом детских произведений, развивать эмоциональную сферу. С внеклассным чтением ребенок сталкивается уже с первого класса, когда по заданию учителя он откладывает в сторону только начатый после букваря учебник и приносит в школу какую-нибудь сказку, прочитанную и заученную вместе с мамой или бабушкой. Дальше круг произведений расширяется, усложняется. Роль учителя здесь судьбоносна - он может, как помочь ребенку стать самостоятельным читателем, так и навсегда отбить у него желание читать. Последнее сделать проще всего. Достаточно во главу угла поставить насилие и обязательность. Результат гарантирован - у ребенка будет стойкое отвращение к книге. Единого требования к списку литературы для внеклассного чтения нет. Есть широкий круг, включающий в себя различные произведения, но выбор книг - зависит исключительно от учителя. Предлагая список литературы своим ученикам, учитель должен учитывать:
II. Основная часть
Подбор материалов осуществлён в соответствии с программой «Литературное чтение» для 2 класса (авторы: В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова). Тематика уроков внеклассного чтения дополняет материал учебника М.В.Головановой и Л.Ф.Климановой. Примерное тематическое планирование
Формы деятельности учащихся.
Творчество порождает творчество. Через собственные вопросы, через творческие ответы на неоднозначные вопросы, через игры, сочинения, рисунки, а не только через собственно чтение ребенок глубже постигает суть произведений. По большому счету это и есть литературный анализ, без которого невозможно вхождения в мир художественной литературы. 7. Технология использования дидактического материала. Для того, чтобы уроки внеклассного чтения носили системный характер, воспринимались учащимися цельно, в каждый урок включены домашние задания, которые должны состоять не только из прочтения конкретного произведения, но и из заданий творческого характера. Это даёт ребёнку возможность выбора и самостоятельного расширения своих знаний и способностей. Дидактический материал состоит из 2 страничек: «Работаем дома» и «Работаем в классе». Учитель использует их на уроке при объяснении домашнего задания на следующий урок. Затем эти странички размещаются в читательском уголке. Здесь же можно разместить отзывы учащихся, иллюстрации к произведениям, различные творческие работы, график техники чтения. Структура дидактического материала Первая страница «Работаем дома» Вторая страница «Работаем в классе» Цель: выбор и анализ произведения; Цель: развитие читательского интереса; обдуманное и осознанное выполнение коллективная деятельность. задания; совместная деятельность с родителями. 8. Ожидаемые результаты.
III. Заключение Подводя итог, хочется сказать, что уроки внеклассного чтения в начальной школе весьма актуальны, и пренебрежение ими представляется, на мой взгляд, серьезной педагогической и методической ошибкой. Внеклассное - значит вне класса, то есть чтение прежде всего домашнее, а также чтение вне учебника, что, думается, не менее значимо прежде всего для введения юного читателя в огромный мир художественной литературы. Ведь у ребенка начальной школы в связи с изучением программного учебника возникают определенные стереотипы и представления, ограниченные рамками, в нем установленными. Не стоит забывать о субъективизме восприятия младшего школьника. Ему свойственно одушевлять каждый личностно значимый предмет. Не является исключением и учебник по чтению. Замкнутый специфическим набором произведений, он представляет собой для ребенка целый мир, прорыв за пределы которого сравним с открытием Америки. Представления о мире книг у младшего школьника не существует - существует лишь учебник, никак не связанный в его сознании с миром книг. Провести же связующую нить между этими необходимыми и важными вещами учитель может как раз через внеклассное чтение. А уж как - исключительно мастерство и желание педагога. IV. Приложение Далее представлены дидактические материалы к нескольким урокам. На электронном носителе можно познакомиться с материалами для всех уроков внеклассного чтения во втором классе. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические и дидактические материалы к урокам информатики: сайт Е. Р. Кочелаевой | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические и дидактические материалы к урокам информатики: сайт Е. Р. Кочелаевой | ||
Конспект интегрированного уроак-тренинга внеклассного чтения и истории... План-конспект интегрированного уроак-тренинга внеклассного чтения и истории в 4 классе | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Приборы и материалы: компьютер, проектор, доска, дидактические материалы, учебник математики для 6 класса, автор Н. Я. Виленкин,... | ||
Дидактические материалы В58 Русский язык. Дидактические материалы. 10— 11 классы : базовый уровень / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. — М. Просвещение,... | Урок внеклассного чтения по повести В. Г. Короленко «Слепой музыкант» Урок внеклассного чтения по повести В. Г. Короленко «Слепой музыкант» в 8 классе с использованием структурно-логической схемы | ||
Урок по литературе в 7 классе «Б. Екимов Ночь исцеления» (внеклассное чтение) Урок внеклассного чтения проводится в 7 классе после работы над рассказом Абрамов | «Текст» Очень увлекательным получился урок внеклассного чтения «Волшебница зима» во 2 классе | ||
Урок внеклассного чтения в 4 классе Формировать навыки разбора лирического произведения и словесно-образного рисования | Урок внеклассного чтения во 2 классе по теме «Царевна- лягушка» Методы работы- объяснительно- иллюстративный, репродуктивный, проблемный, игровой | ||
Конспект урока внеклассного чтения в 4 классе Задачи: побудить к самопознанию; способствовать осознанию обучающимся своих черт своего характера | Методическая разработка урока изобразительного искусства в 6 классе Дидактические материалы: Таблицы, презентация в Mimio Studio «Освещение. Свет и тень» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Неотъемлемой частью курса литературного чтения является внеклассное чтение, которое проводится в форме самостоятельного домашнего... | Игра Что? Где? На уроках чтения и внеклассного чтения дети читают и изучают произведения Н. Н. Носова | ||
Урок внеклассного чтения в 7 классе Тема: Викторина по рассказам А. П. Чехова Воспитание нравственных качеств личности (доброты, сострадания, честности, искренности, любви к ближнему ) | Урок внеклассного чтения в 9 классе Пауло Коэльо в своих произведениях и в своей жизни решает проблему выбора жизненного пути, соотнести жизнь и литературу |