Урок русского языка в 5 классе по теме : «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе»





Скачать 148.35 Kb.
НазваниеУрок русского языка в 5 классе по теме : «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе»
Дата публикации22.06.2014
Размер148.35 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Силаева Наталья Алексеевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Средняя общеобразовательная

школа № 4» г. Калуги


Урок русского языка в 5 классе

по теме: «Правописание гласных в падежных окончаниях

существительных в единственном числе»

Урок русского языка по теме «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе» входит в программу по русскому языку к УМК Т.А. Ладыженской в 5 классе в раздел «Морфология. Орфография. Культура речи».

Данный урок имеет, прежде всего, практическую направленность, т.е. предназначен не столько для формирования круга знаний учащихся, сколько для развития их умений и навыков. В ходе урока решались связанные между собой задачи, направленные на достижение главной цели: закрепить и обобщить знания, выявить пробелы в освоении темы. При отработке данной орфограммы обучающиеся должны были показать знания на правила правописания гласных Е/И в падежных окончаниях существительных и умения на определение склонения и падежа существительного.

Концептуальной основой урока является формирование умений решать орфографические задачи в правописании падежных окончаний существительных, что создаёт условия для совершенствования языковой и лингвистической компетенции обучающихся.

Подготовительный этап урока предусматривает подборку раздаточного материала: кроссворды, карточки, перфокарты. Использовались средства ИКТ (презентация должна была явиться не только иллюстративным материалом, но и важным инструментом в организации всего хода урока). Основной материал урока способствовал формированию умений обнаруживать орфограммы, устанавливать их тип, соотносить с определённым правилом, применять его, осуществлять орфографический самоконтроль и совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, коммуникативные качества обучающихся.

Мотивационный этап был представлен лингвистической (орфографической) задачей. Решение таких творческих задач формирует познавательную активность, мыслительные и исследовательские умения, привычку вдумываться в слово.

Как только круг грамматических задач определился, ученики приступили к словарной работе, которая была организована с помощью творческого задания занимательного характера – кроссворда. Слова объединены в одну тематическую группу «Путешествие» и «спрятаны» в загадках, а ученики должны были не только отгадать и грамотно оформить слово в кроссворде, но и показать, насколько развито у них ассоциативное мышление, ведь именно оно помогает в разгадывании загадок.

После самопроверки и коррекции учащиеся приступили к следующему этапу урока, который заключался в небольшой исследовательской работе на прослеживание закономерности в правописании падежных окончаний существительных в трёх склонениях (примеры были взяты из словарных слов кроссворда) и составление обобщающей таблицы на тему «Е/И в окончаниях существительных». Работа велась по рядам, и каждый ряд должен был просклонять по одному существительному указанного склонения.

Убедившись в том, что правописание окончаний е/и у существительного зависит от типа склонения и определённого падежа, обучающиеся проиллюстрировали составленную и зафиксированную в тетради-словаре таблицу примерами из пословиц и поговорок, объединенных темой «Путешествие».

Обсудив смысл пословиц и поговорок, отработав написание окончаний существительных, обучающиеся приступили к составлению словосочетаний, где существительные на ия-, ий-, ие- необходимо было поставить в определённом падеже, тем самым ещё раз отработать правописание падежных окончаний имён существительных.

В качестве физкультминутки предлагалась работа с сигнальными карточками. Фронтальный вид деятельности предполагает проверку не только знания теоретического материала, но и проверку внимания и реакции обучающихся.

Для того чтобы учащимся показать актуальность, важность и жизненность изучаемой темы, на следующем этапе урока проведена групповая работа. Дифференцированные задания на карточках включают практические умения не только грамотно писать безударные падежные окончания существительных единственного числа, но и умения видеть орфограмму, объяснять её, ставить слово в определённом падеже, составлять предложения, используя географическую карту и лингвистические понятия, термины, подписывать конверты, открытки или фотографии. При проверке учащиеся не только слушают друг друга, но и корректируют, дополняют, исправляют.

Завершается этап тренировочных упражнений самостоятельной работой по перфокарте с последующей взаимопроверкой.

Подведение итогов урока способствует формированию таких качеств, как анализ и самоанализ деятельности, что позволяет каждому обучающемуся определить, насколько качественно усвоен материал.
Цели:

  • формировать умение владеть способом действия при выборе орфограммы и способность применять знания на практике;

  • развивать аналитическое мышление и коммуникативные навыки учащихся;

  • воспитывать чувство слова.


Форма урока: практикум
Оборудование:

  • презентация

  • тетрадь-справочник

  • сигнальные карточки

  • кроссворды

  • карточки с заданиями

  • фрагмент географической карты

  • конверты

  • фотографии

  • перфокарты

Ход урока:


  1. Лингвистическая (орфографическая) задача.

Учитель:

- Ребята, как-то я зашла в класс и увидела на столе подарочный пакет с запиской: «Подарок Маше/и».

  • Давайте подумаем, как от выбора гласной в окончании меняется смысл записки? (Если учащиеся затрудняются ответить сразу, можно облегчить задачу наводящими вопросами).

  • Значит, получается, что кто-то решил подарить Маше подарок? или

  • А разве нельзя написать в окончании ?

(Если этот подарок предназначен для Маши, то в окончании пишется буква (кому? Д.п.). Если этот подарок приготовила сама Маша для кого-то, то в окончании пишется буква ( кого? Р.п.)


  1. Организационный момент.

Учитель:

- Вот над решением подобных задач мы и будем работать. Сегодня у нас заключительный урок по теме: «Правописание гласных Е-И в падежных окончаниях существительных в единственном числе», на котором мы должны систематизировать знания, полученные в начальной школе, закрепить эти знания, полученные в 5 классе, и уметь употреблять их на практике.

Ещё В.К. Кюхельбекер, лицейский друг А.С. Пушкина, говорил: «Русская грамматика – одна из самых богатых по своим формам и знаменательным окончаниям».



  1. Словарная работа.

Учитель:

- Начнём мы со словарной работы. Однако вы не просто будете записывать словарные слова, а, прежде чем это сделать, вы должны отгадать загадки, а отгадки вписать в кроссворд.










1

 

 

 

 

 



















2

 

 

 

 













3

 

 

 

 

 

 

 

 













4

 

 

 

 
















5

 

 

 

 

 

 

 













6

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 
















Загадки:

  1. Здесь обычно люди толпятся, опоздать на поезд боятся. (перрон)

  2. Чтобы пассажиром стать, билет в окошке надо взять. (касса)

  3. Сам он ездит без билета, нам не позволяет это. (кондуктор)

  4. Возле дачи, где мы жили, магистраль соорудили.

Любого транспорта там много. Как называется дорога? (шоссе)

  1. С чемоданом гражданин путешествует один.

Он в каюте разместился, и в него он превратился. (пассажир)

  1. Там платформы и вокзал, пассажиров целый зал.

И по рельсам поезда целый день туда-сюда. (станция)

  1. Батарейку съел, включился, нам в дороге пригодился.

Ночью с ним всё нипочём, путь осветит нам лучом. (фонарь)
(образец с ответами)










п

 е

 р

 р

 о

 н



















к

 а

 с

с 

 а













к

 о

 н

 д

у 

 к

 т

 о

 р













ш

 о

 с

 с

 е
















п

 а

 с

 с

 а

 ж

 и

 р













с

 т

 а

 н

 ц

 и

 я

ф

 о

 н

 а

 р

 ь



















  1. Самопроверка.

Учитель:

- Посмотрите на слайд и проверьте, правильно ли вы написали слова? Оцените себя. (Поставьте оценку себе за кроссворд.)

  • Какой темой объединены эти слова?

(Темой путешествия, похода…)

- Многое на уроке сегодня будет связано с этой темой.

  • Какое ключевое слово (оно зашифровано в кроссворде) получилось? ( радость)

  • Как же это слово связано с темой путешествий?

(Все мы испытываем радость от путешествий, так как это связано с новыми впечатлениями, знакомствами. Но не меньшую радость мы испытываем, когда после долгого путешествия возвращаемся домой.)


  1. Исследовательская работа (составление таблицы)

Учитель:

- Вы знаете, что существительные изменяются по падежам, то есть склоняются.

  • Сколько склонений имеет имя существительное?

  • Давайте просклоняем существительные из кроссворда и посмотрим, какие окончания имеют существительные всех трёх склонений в Р.п., Д.п., П.п.

  • Работа по рядам:

1 ряд – возьмите и просклоняйте существительное по трём падежам из кроссворда 1 склонения;

2 ряд - возьмите и просклоняйте существительное по трём падежам из кроссворда 2 склонения;

3 ряд - возьмите и просклоняйте существительное по трём падежам из кроссворда 3 склонения. Сумеете ли вы увидеть закономерность?

(В тетради должна получиться соответствующая запись):

1 2 3

Р.п. кассы перрона радости

Д.п. кассе перрону радости

П.п. о кассе о перроне о радости

  • Какую закономерность увидел 1 ряд? (окончание пишется у существительных 1 скл. в Д.п. и П.п.; окончание -и(-ы) – у существительных в Р.п.)

  • 2 ряд какую закономерность заметил? (окончание пишется у существительных 2 скл. в П.п.)

  • Какую закономерность увидел 3 ряд? (существительные 3 скл. во всех трёх падежах (Р., Д., П.) имеют окончание )




  • Давайте оформим выводы в обобщающую таблицу (запись на доске и в тетради-словаре в разделе «Таблицы, схемы, определения») (Один из учеников выходит к доске).

Е/И (-Ы) в окончаниях существительных



-И (-Ы)

  1. 1 скл. Д.п., П.п.

  2. 2 скл. П.п.

  1. 1 скл. Р.п.

  2. 3 скл.

  3. сущ. на –ий, -ие, -ия




  • Среди слов в кроссворде встретилось слово «станция». В чём особенность написания этого слова в трёх вышеназванных падежах? (существительные

на -ия в Р., Д., П. падежах имеют окончание )

  • Кроме существительных на -ия, какие ещё существительные в Р., Д., П. падежах имеют окончание ? (существительное м.р. на -ий и ср.р. на -ие)

  • Давайте допишем это положение в нашу таблицу (один из учащихся выходит к доске).


6. Объяснительный диктант.

Учитель:

- Проиллюстрируем нашу таблицу примерами. А в качестве примеров возьмём пословицы и поговорки, в которых отразилась страсть и любовь к путешествиям.

  • Прочитайте пословицы и поговорки:




  1. В дорог_ и отец сыну товарищ.

  2. В игре да в попуть_ людей узнают.

  3. С печк_ до порога дальняя дорога.

  4. В ложк_ Волг_ не переедешь.

  5. Своя земля и в горст_ мила.

  6. Скучно Афонюшк_ на чужой сторонушк_.




  • В каких пословицах говорится не о путешествии? (первые 4 пословицы: в них говорится о том, что путешествовать лучше с товарищами, это всегда веселее, что путешествия приносят впечатления и знакомства, путешествия могут быть даже на короткие расстояния, а также, что к путешествиям необходимо подходить ответственно).

  • Какая пословица о путешествии лучше всего отражает эту тему?

  • Какая тема раскрывается в последних двух пословицах? (тема Родины)

  • Спишите 4 пословицы о путешествии, вставьте пропущенные буквы, объясните графически орфограммы. (Один из учащихся выходит к доске).

  • Но у нас пропущены орфограммы и в пословицах о Родине. (Один из учащихся выходит к доске и объясняет написание окончаний в данных словах).




  1. Творческая работа.

Учитель:

- Поработаем над составлением словосочетаний.

  • Поставьте существительные в скобках в нужном падеже, выделите окончания, объясните его написание графически.

1. встречались на (станция)

2. объявление об (экскурсия)

3. наросты на (растение)

4. изменения в (расписание)

5. отдыхать в (санаторий)

6. составление (коллекция)

7. позаботиться о (гербарий)

  • Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг друга. Сравните с записью на слайде.

  • Что нужно помнить о правописании существительных на –ие, -ий. –ия?




  1. Работа с сигнальными карточками.

Учитель:

- Мы проделали с вами длительный путь, однако до конечной остановки ещё далеко, поэтому нам с вами нужно немного отдохнуть и размяться. Потренируемся с сигнальными карточками двух цветов: красный – отрицательный ответ; зелёный – положительный ответ. Вы должны, подняв карточку, указать согласны вы или не согласны с утверждением, которое я прочитаю.
1) У существительных 1 скл. в окончании пишется только -и. (нет)

2) У существительных 3 скл. в окончании пишется только -и. (да)

3) У существительных м.р. на -ий в П.п. в окончании пишется -е. (нет)

4) У существительных 2 скл. в П.п. в окончании пишется -е. (да)

5) Собственные существительные: Сибирь, Казань, Обь являются

существительными 3 скл. (да)

6) Существительные на -ий, -ие, -ия вообще не склоняются. (нет)
- Я увидела, как вы работали с карточками, увидела, кто из вас был точен, внимателен, а кто ошибался. А теперь проверьте себя сами. (ответы на слайде)


  1. Практические задания (работа в группах)

Учитель:

- Тема «правописание падежных окончаний е/и в именах существительных» важная, жизненная.

  • Где мы с вами встречаемся с этой темой в жизни?

(Подписываем конверты, чтобы отправить письмо, пишем пожелания на открытках, подарках, заполняем официальные документы и т.д.)

  • Сейчас каждая группа получит задание. Внимательно его прочитайте.

Карточки с заданиями

1. Вспомните, у кого из ваших друзей, знакомых, родственников женские имена

оканчиваются на: а) -ия и б) -ья

Заполните конверт. (Образцы в приложении)
Дополнительный вопрос при проверке:

  • Почему в имени адресата пишется буква -и? или

  • Какое окончание вы напишите у адресата?




Куда_________________________________________

______________________________________________

Кому_________________________________________

_____________________________________________

От кого ______________________________________

______________________________________________

______________________________________________

ИНДЕКС


2. Допустим, что кому-то из взрослых вы хотите подарить фотографию или книгу…

Что напишите на ней?

Используйте выражение: «На память (дорогой или уважаемой) И.О.»
Дополнительный вопрос при проверке:

  • Почему в имени (например, Евгении) пишется -и?



3. Найдите на географической карте названия рек, городов, стран (на -ья, -ия),

составьте с ними предложения, поставив существительные в форму Р.п., Д.п.

или П.п. Запишите предложения в тетрадь.
4. Откройте содержание учебника на стр. 299. Найдите в содержании термины

на –ия, -ие. Составьте предложения, поставив существительные в Р.п, Д.п., П.п.

Используйте выражения:

- При изучении пунктуации …

- При ознакомлении …

5. На уроках развиваются такие человеческие качества, как мышление, внимание.

Составьте предложения с этими словами, поставив их в П.п.
(При проверке пары выходят к доске, читают задания вслух. Затем зачитывают свои

примеры, отвечая на дополнительные вопросы.)


  1. Контроль знаний (работа с перфокартой)

Учитель:

- Сегодня на уроке мы вспомнили и повторили изученную орфограмму: е/и в окончаниях существительных единственного числа; увидели и убедились, как важно в жизни знание этой орфограммы. А теперь необходимо проконтролировать наши знания. Выполним перфокарту.

Е – И в окончаниях существительных

1. говорили о станци_, лини_, дорог_;

2. шли к избушк_, деревн_, чащ_;

3. учебники по истори_, литератур_, биологи_;

4. побывали в зоопарк_, музе_, планетари_;

5. бежали по алле_, тропинк_, насып_;

6. росли на берёз_, топол_, сирен_;

7. рассказать о книг_, повест_, случа_;

8. призывать к острожност_, выдержк_, смелост_;

9. побывать в Карели_, Сибир_, Киев_.

11. Взаимопроверка

Учитель:

- Поменяйтесь карточками, возьмите зелёную ручку, поставьте оценку:

0 ошибок – «5»

1-2 ошибки – «4»

3-4 ошибки – «3»

Больше 4 ошибок – «2»

- Поднимите руки, кто написал на «5»; на «4»; на «3»?
12. Д.З.

п.98; словарные слова; упр. 541 (п)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок русского языка в 5 классе по теме : «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе» iconУрока: Урок-путешествие Тема: Правописание гласных в падежных окончаниях...
Цели: Совершенствовать умение учащихся распознавать падежи, тип склонения существительных, правильно писать безударные окончания
Урок русского языка в 5 классе по теме : «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе» iconУрок русского языка в 5 классе по теме «Падежи»
Цель: отработка навыков определения падежей имён существительных в единственном и множественном числе
Урок русского языка в 5 классе по теме : «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе» iconКонспект урока склонение прилагательных. Правописание гласных в падежных...
Склонение прилагательных. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных
Урок русского языка в 5 классе по теме : «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе» iconУрок русского языка в 4-м классе "Правописание безударных падежных...
Мы начинаем урок русского языка. А урок у нас – необычный. Это – приключение полное загадок и неожиданностей, путешествие к Земле...
Урок русского языка в 5 классе по теме : «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе» iconI. Исходный уровень состояния знаний, умений, навыков, необходимый...
Тема урока: «Правописание о е после шипящих и ц в окончаниях существительных»
Урок русского языка в 5 классе по теме : «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе» iconТест №
Склонение прилагательных. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных
Урок русского языка в 5 классе по теме : «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе» iconУрок русского языка в 1 классе по т еме: «Правописание сочетаний жи-ши»
Урок русского языка в 1 классе по теме: «Правописание сочетаний жи-ши» учитель 1 класса мкоу малохабыкская оош круглова Н. М
Урок русского языка в 5 классе по теме : «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе» iconУрок русского языка в 5 классе «Обобщение по теме «Правописание гласных в корнях с чередованием»
Регулятивные: учиться ставить и адекватно формулировать цель деятельности, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию
Урок русского языка в 5 классе по теме : «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий (практическая работа)
Урок русского языка в 5 классе по теме : «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе» iconУрок русского языка в 4 классе по теме: «правописание окончаний имён...
Рабочая программа составлена на основании учебной программы, рекомендованной на заседании шмо
Урок русского языка в 5 классе по теме : «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок русского языка в 4-м классе по теме "Правописание безударных окончаний имен существительных. Закрепление"
Урок русского языка в 5 классе по теме : «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе» iconУрок русского языка по теме: «Правописание чередующихся гласных а-о...

Урок русского языка в 5 классе по теме : «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе» iconУрок в 5 классе Тема: ГласныеОиЕ после шипящихиЦв окончаниях существительных
Тема сегодняшнего урока «О и е после шипящих и ц в окончаниях существительных». (Слайд 1)
Урок русского языка в 5 классе по теме : «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе» iconУрок русского языка в 3 классе Тема урока: Правописание слов с проверяемыми...
Сегодня мы завершаем изучение большой темы – «Правописание безударных гласных в корне слова». На уроке вы покажете свои знания, умение...
Урок русского языка в 5 классе по теме : «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе» iconКонспект урока русского языка в 3 классе по теме «Обобщение правил...
Обобщить и систематизировать знания детей по темам: «Правописание безударных гласных в корне», «Правописание слов с парными согласными...
Урок русского языка в 5 классе по теме : «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе» iconТема: Как проверить правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных
Цель: сформировать навык написания безударных гласных в окончаниях имен прилагательных; обобщить знания о прилагательном; развивать...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск