Скачать 148.35 Kb.
|
Силаева Наталья Алексеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» г. Калуги Урок русского языка в 5 классе по теме: «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе» Урок русского языка по теме «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе» входит в программу по русскому языку к УМК Т.А. Ладыженской в 5 классе в раздел «Морфология. Орфография. Культура речи». Данный урок имеет, прежде всего, практическую направленность, т.е. предназначен не столько для формирования круга знаний учащихся, сколько для развития их умений и навыков. В ходе урока решались связанные между собой задачи, направленные на достижение главной цели: закрепить и обобщить знания, выявить пробелы в освоении темы. При отработке данной орфограммы обучающиеся должны были показать знания на правила правописания гласных Е/И в падежных окончаниях существительных и умения на определение склонения и падежа существительного. Концептуальной основой урока является формирование умений решать орфографические задачи в правописании падежных окончаний существительных, что создаёт условия для совершенствования языковой и лингвистической компетенции обучающихся. Подготовительный этап урока предусматривает подборку раздаточного материала: кроссворды, карточки, перфокарты. Использовались средства ИКТ (презентация должна была явиться не только иллюстративным материалом, но и важным инструментом в организации всего хода урока). Основной материал урока способствовал формированию умений обнаруживать орфограммы, устанавливать их тип, соотносить с определённым правилом, применять его, осуществлять орфографический самоконтроль и совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, коммуникативные качества обучающихся. Мотивационный этап был представлен лингвистической (орфографической) задачей. Решение таких творческих задач формирует познавательную активность, мыслительные и исследовательские умения, привычку вдумываться в слово. Как только круг грамматических задач определился, ученики приступили к словарной работе, которая была организована с помощью творческого задания занимательного характера – кроссворда. Слова объединены в одну тематическую группу «Путешествие» и «спрятаны» в загадках, а ученики должны были не только отгадать и грамотно оформить слово в кроссворде, но и показать, насколько развито у них ассоциативное мышление, ведь именно оно помогает в разгадывании загадок. После самопроверки и коррекции учащиеся приступили к следующему этапу урока, который заключался в небольшой исследовательской работе на прослеживание закономерности в правописании падежных окончаний существительных в трёх склонениях (примеры были взяты из словарных слов кроссворда) и составление обобщающей таблицы на тему «Е/И в окончаниях существительных». Работа велась по рядам, и каждый ряд должен был просклонять по одному существительному указанного склонения. Убедившись в том, что правописание окончаний е/и у существительного зависит от типа склонения и определённого падежа, обучающиеся проиллюстрировали составленную и зафиксированную в тетради-словаре таблицу примерами из пословиц и поговорок, объединенных темой «Путешествие». Обсудив смысл пословиц и поговорок, отработав написание окончаний существительных, обучающиеся приступили к составлению словосочетаний, где существительные на ия-, ий-, ие- необходимо было поставить в определённом падеже, тем самым ещё раз отработать правописание падежных окончаний имён существительных. В качестве физкультминутки предлагалась работа с сигнальными карточками. Фронтальный вид деятельности предполагает проверку не только знания теоретического материала, но и проверку внимания и реакции обучающихся. Для того чтобы учащимся показать актуальность, важность и жизненность изучаемой темы, на следующем этапе урока проведена групповая работа. Дифференцированные задания на карточках включают практические умения не только грамотно писать безударные падежные окончания существительных единственного числа, но и умения видеть орфограмму, объяснять её, ставить слово в определённом падеже, составлять предложения, используя географическую карту и лингвистические понятия, термины, подписывать конверты, открытки или фотографии. При проверке учащиеся не только слушают друг друга, но и корректируют, дополняют, исправляют. Завершается этап тренировочных упражнений самостоятельной работой по перфокарте с последующей взаимопроверкой. Подведение итогов урока способствует формированию таких качеств, как анализ и самоанализ деятельности, что позволяет каждому обучающемуся определить, насколько качественно усвоен материал. Цели:
Форма урока: практикум Оборудование:
Ход урока:
Учитель: - Ребята, как-то я зашла в класс и увидела на столе подарочный пакет с запиской: «Подарок Маше/и».
(Если этот подарок предназначен для Маши, то в окончании пишется буква -е (кому? Д.п.). Если этот подарок приготовила сама Маша для кого-то, то в окончании пишется буква -и ( кого? Р.п.)
Учитель: - Вот над решением подобных задач мы и будем работать. Сегодня у нас заключительный урок по теме: «Правописание гласных Е-И в падежных окончаниях существительных в единственном числе», на котором мы должны систематизировать знания, полученные в начальной школе, закрепить эти знания, полученные в 5 классе, и уметь употреблять их на практике. Ещё В.К. Кюхельбекер, лицейский друг А.С. Пушкина, говорил: «Русская грамматика – одна из самых богатых по своим формам и знаменательным окончаниям».
Учитель: - Начнём мы со словарной работы. Однако вы не просто будете записывать словарные слова, а, прежде чем это сделать, вы должны отгадать загадки, а отгадки вписать в кроссворд.
Загадки:
Любого транспорта там много. Как называется дорога? (шоссе)
Он в каюте разместился, и в него он превратился. (пассажир)
И по рельсам поезда целый день туда-сюда. (станция)
Ночью с ним всё нипочём, путь осветит нам лучом. (фонарь) (образец с ответами)
Учитель: - Посмотрите на слайд и проверьте, правильно ли вы написали слова? Оцените себя. (Поставьте оценку себе за кроссворд.)
(Темой путешествия, похода…) - Многое на уроке сегодня будет связано с этой темой.
(Все мы испытываем радость от путешествий, так как это связано с новыми впечатлениями, знакомствами. Но не меньшую радость мы испытываем, когда после долгого путешествия возвращаемся домой.)
Учитель: - Вы знаете, что существительные изменяются по падежам, то есть склоняются.
1 ряд – возьмите и просклоняйте существительное по трём падежам из кроссворда 1 склонения; 2 ряд - возьмите и просклоняйте существительное по трём падежам из кроссворда 2 склонения; 3 ряд - возьмите и просклоняйте существительное по трём падежам из кроссворда 3 склонения. Сумеете ли вы увидеть закономерность? (В тетради должна получиться соответствующая запись): 1 2 3 Р.п. кассы перрона радости Д.п. кассе перрону радости П.п. о кассе о перроне о радости
Е/И (-Ы) в окончаниях существительных
на -ия в Р., Д., П. падежах имеют окончание -и)
6. Объяснительный диктант. Учитель: - Проиллюстрируем нашу таблицу примерами. А в качестве примеров возьмём пословицы и поговорки, в которых отразилась страсть и любовь к путешествиям.
Учитель: - Поработаем над составлением словосочетаний.
1. встречались на (станция) 2. объявление об (экскурсия) 3. наросты на (растение) 4. изменения в (расписание) 5. отдыхать в (санаторий) 6. составление (коллекция) 7. позаботиться о (гербарий)
Учитель: - Мы проделали с вами длительный путь, однако до конечной остановки ещё далеко, поэтому нам с вами нужно немного отдохнуть и размяться. Потренируемся с сигнальными карточками двух цветов: красный – отрицательный ответ; зелёный – положительный ответ. Вы должны, подняв карточку, указать согласны вы или не согласны с утверждением, которое я прочитаю. 1) У существительных 1 скл. в окончании пишется только -и. (нет) 2) У существительных 3 скл. в окончании пишется только -и. (да) 3) У существительных м.р. на -ий в П.п. в окончании пишется -е. (нет) 4) У существительных 2 скл. в П.п. в окончании пишется -е. (да) 5) Собственные существительные: Сибирь, Казань, Обь являются существительными 3 скл. (да) 6) Существительные на -ий, -ие, -ия вообще не склоняются. (нет) - Я увидела, как вы работали с карточками, увидела, кто из вас был точен, внимателен, а кто ошибался. А теперь проверьте себя сами. (ответы на слайде)
Учитель: - Тема «правописание падежных окончаний е/и в именах существительных» важная, жизненная.
(Подписываем конверты, чтобы отправить письмо, пишем пожелания на открытках, подарках, заполняем официальные документы и т.д.)
Карточки с заданиями № 1. Вспомните, у кого из ваших друзей, знакомых, родственников женские имена оканчиваются на: а) -ия и б) -ья Заполните конверт. (Образцы в приложении) Дополнительный вопрос при проверке:
№ 2. Допустим, что кому-то из взрослых вы хотите подарить фотографию или книгу… Что напишите на ней? Используйте выражение: «На память (дорогой или уважаемой) И.О.» Дополнительный вопрос при проверке:
№ 3. Найдите на географической карте названия рек, городов, стран (на -ья, -ия), составьте с ними предложения, поставив существительные в форму Р.п., Д.п. или П.п. Запишите предложения в тетрадь. № 4. Откройте содержание учебника на стр. 299. Найдите в содержании термины на –ия, -ие. Составьте предложения, поставив существительные в Р.п, Д.п., П.п. Используйте выражения: - При изучении пунктуации … - При ознакомлении … № 5. На уроках развиваются такие человеческие качества, как мышление, внимание. Составьте предложения с этими словами, поставив их в П.п. (При проверке пары выходят к доске, читают задания вслух. Затем зачитывают свои примеры, отвечая на дополнительные вопросы.)
Учитель: - Сегодня на уроке мы вспомнили и повторили изученную орфограмму: е/и в окончаниях существительных единственного числа; увидели и убедились, как важно в жизни знание этой орфограммы. А теперь необходимо проконтролировать наши знания. Выполним перфокарту. Е – И в окончаниях существительных 1. говорили о станци_, лини_, дорог_; 2. шли к избушк_, деревн_, чащ_; 3. учебники по истори_, литератур_, биологи_; 4. побывали в зоопарк_, музе_, планетари_; 5. бежали по алле_, тропинк_, насып_; 6. росли на берёз_, топол_, сирен_; 7. рассказать о книг_, повест_, случа_; 8. призывать к острожност_, выдержк_, смелост_; 9. побывать в Карели_, Сибир_, Киев_. 11. Взаимопроверка Учитель: - Поменяйтесь карточками, возьмите зелёную ручку, поставьте оценку: 0 ошибок – «5» 1-2 ошибки – «4» 3-4 ошибки – «3» Больше 4 ошибок – «2» - Поднимите руки, кто написал на «5»; на «4»; на «3»? 12. Д.З. п.98; словарные слова; упр. 541 (п) |
Урока: Урок-путешествие Тема: Правописание гласных в падежных окончаниях... Цели: Совершенствовать умение учащихся распознавать падежи, тип склонения существительных, правильно писать безударные окончания | Урок русского языка в 5 классе по теме «Падежи» Цель: отработка навыков определения падежей имён существительных в единственном и множественном числе | ||
Конспект урока склонение прилагательных. Правописание гласных в падежных... Склонение прилагательных. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных | Урок русского языка в 4-м классе "Правописание безударных падежных... Мы начинаем урок русского языка. А урок у нас – необычный. Это – приключение полное загадок и неожиданностей, путешествие к Земле... | ||
I. Исходный уровень состояния знаний, умений, навыков, необходимый... Тема урока: «Правописание о е после шипящих и ц в окончаниях существительных» | Тест № Склонение прилагательных. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных | ||
Урок русского языка в 1 классе по т еме: «Правописание сочетаний жи-ши» Урок русского языка в 1 классе по теме: «Правописание сочетаний жи-ши» учитель 1 класса мкоу малохабыкская оош круглова Н. М | Урок русского языка в 5 классе «Обобщение по теме «Правописание гласных в корнях с чередованием» Регулятивные: учиться ставить и адекватно формулировать цель деятельности, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий (практическая работа) | Урок русского языка в 4 классе по теме: «правописание окончаний имён... Рабочая программа составлена на основании учебной программы, рекомендованной на заседании шмо | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок русского языка в 4-м классе по теме "Правописание безударных окончаний имен существительных. Закрепление" | Урок русского языка по теме: «Правописание чередующихся гласных а-о... | ||
Урок в 5 классе Тема: ГласныеОиЕ после шипящихиЦв окончаниях существительных Тема сегодняшнего урока «О и е после шипящих и ц в окончаниях существительных». (Слайд 1) | Урок русского языка в 3 классе Тема урока: Правописание слов с проверяемыми... Сегодня мы завершаем изучение большой темы – «Правописание безударных гласных в корне слова». На уроке вы покажете свои знания, умение... | ||
Конспект урока русского языка в 3 классе по теме «Обобщение правил... Обобщить и систематизировать знания детей по темам: «Правописание безударных гласных в корне», «Правописание слов с парными согласными... | Тема: Как проверить правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных Цель: сформировать навык написания безударных гласных в окончаниях имен прилагательных; обобщить знания о прилагательном; развивать... |